Понятие и основные виды источников гражданского права. Гражданское законодательство Российской Федерации

1. Понятие "источники права" впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей "Римской истории". Как самостоятельная научная проблема, вопрос об источниках права исследуется с XIX в. <*> В настоящее время в современной российской правовой науке термины "источники права" и "форма права" используются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли <**>.

Истории классового общества известны три основных способа "возведения в закон" господствующими классами своей воли, придания ей общеобязательной силы. Это санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых заинтересован господствующий класс; придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу; прямое установление государством предписания общего характера. Им соответствуют такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт.

С разделением административных и судебных форм деятельности государства стали различать административные и судебные прецеденты.

Кроме перечисленных, известны и другие формы права: международный договор, санкционированные государством нормативные акты негосударственных организаций. Юридическое значение в некоторых государствах придавалось и религиозным нормам. Любая норма права независимо от формы ее выражения действует в составе правовой системы.

Итак, источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

2. Согласно Конституции РФ и ГК различают следующие источники отечественного гражданского права:

I. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 7 ГК).

Статья 15 Конституции не устанавливает приоритета "общепризнанных принципов и норм международного права" по отношению к противоречащим им нормам внутреннего права. Общепризнанные принципы и нормы международного права подлежат применению в Российской Федерации в порядке, установленном ч. 4 ст. 15 Конституции, при условии признания их компетентными органами государства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что "суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора" <*>.

II. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ).

Конституция признается основным законом с высшей юридической силой в рамках государства. Конституция устанавливает главные принципы гражданского права и содержит нормы, относящиеся к основным институтам гражданского права, например, праву собственности (ст. ст. 8, 35, 36), праву занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34), праву интеллектуальной собственности (ст. 44).

Конституции должны соответствовать федеральные конституционные законы и другие нормативные правовые акты. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, указанным Конституцией РФ.

III. Гражданское законодательство:

1) Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 3 ГК);

2) принятые в соответствии с ГК иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК).

IV. Иные акты, содержащие нормы гражданского права:

1) указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК);

2) постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК);

3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п. 7 ст. 3 ГК).

V. Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК).

VI. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК).

VII. Локальные нормативные акты юридических лиц.

VIII. Действующие нормативные акты Российской Федерации, Союза ССР и РСФСР, изданные до введения в действие ГК (ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации").

В систему источников права, с нашей точки зрения, включаются также договоры (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК), судебная и арбитражная практика (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК).

Договор - одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, самая распространенная разновидность сделок, соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. ст. 8, 154, 420 ГК). Особенно актуально его включение в систему источников гражданского права с учетом того, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК). Именно в этой форме выражается участие частных лиц (физических и юридических) в правотворчестве, которое является одним из признаков гражданского общества.

Следует обратить внимание на то, что принцип "договор - закон для двоих" порядком устарел. В п. 3 ст. 308 ГК установлено, что обязательства (возникающие, в нашем случае, из договора - п. 2 ст. 307, п. 3 ст. 420 ГК) в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, могут создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

До сих пор идет дискуссия о признании судебной и арбитражной практики источником права <*>. В понятие судебной и арбитражной практики (судебные прецеденты) входят решения и определения "низовых" судов общей компетенции и арбитражных судов, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Исключительное место в этой системе занимают акты Конституционного Суда РФ.

Следует особо подчеркнуть, что это система источников гражданского права, а не система гражданского законодательства. В ст. 71 Конституции РФ и ст. 3 ГК установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, т.е. субъекты Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы. Однако гражданское законодательство в силу объективных причин, в первую очередь, его предмета и абстрактного характера норм, не может и не должно охватить все гражданские правоотношения.

Полностью разделяя критическую оценку отдельных авторов гл. 1 ГК <*>, мы предлагаем искать решение проблемы в иной плоскости, а именно при выходе на уровень понятий более высокого порядка, каким и является понятие "источники права" по сравнению с их частным случаем.

Отношения и связи гражданско-правовых норм определяются не самими по себе нормами права, нормативными актами, а общественными отношениями, регулируемыми этими нормами. В связи с этим необходимо различать систему гражданского права и гражданского законодательства и, соответственно, их источники. Их "отождествление упрощает и вульгаризирует представления о праве и законе, но первое как явление и понятие богаче и шире второго... Система права служит основой для построения системы законодательства как его структурной формы" <*>.

Предлагаются и другие виды источников гражданского права <*>, но в ряде случаев сужение их перечня приводит к обеднению правового регулирования; отсутствует их система; авторы допускают в изложении непоследовательность и небрежность. Например, правовой обычай называется источником права и в то же время признание таковым иных, кроме нормативных актов, явлений определяется как опасное; в состав гражданского законодательства включаются иные правовые акты, имеющие подзаконный характер, и т.д. <**>

3. К общей характеристике всех перечисленных выше источников относятся их нормативность и системность.

Гражданское право, как и право в целом, состоит из норм, правил поведения общего характера. Не являются источниками права, в том числе гражданского, индивидуальные правовые акты, которые распространяют свое действие персонально на конкретного субъекта права в конкретной ситуации, рассчитаны на одноразовое применение и прекращают действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, решение органа исполнительной власти субъекта Федерации об изъятии у собственника земельного участка для государственных нужд).

Норма права устанавливается или санкционируется государством, имеет предоставительно-обязывающий характер. Нормы права обязательны для тех, кому они адресованы; применяются независимо от желания субъектов и, следовательно, носят универсальный характер. Реализация нормы права обеспечивается государством.

Увеличение объема регулируемых отношений, тенденция к повышению абстрактности правовых норм, процесс их специализации, усложнение законодательной техники с необходимостью ведут к системности норм права. Системность источников гражданского права включает в себя несколько моментов: принадлежность источника права к определенной ветви (отрасли) права; определение правовых форм; их иерархия.

Наряду с цивилистическими источниками права (например, ГК) действуют комплексные акты, т.е. содержащие нормы различных отраслей права (например, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), причем последние преобладают. Это отражает объективную тенденцию интеграции общественных отношений и их комплексного правового регулирования. Одновременно возникает ряд вопросов.

На практике встают серьезные проблемы в сфере решения конфликтов между актами, принадлежащими к различным ветвям (отраслям) права.

На сегодняшний день не только не разработаны критерии определения оптимальной формы источника права, в том числе гражданского, но и существуют пробелы в определении иерархии источников гражданского права по их юридической силе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей гражданское право дает понятия и систему гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК). С большей или меньшей степенью определенности можно установить порядок применения и подчиненность источников с I по VI группы в нашей классификации. В остальных случаях устанавливающие это нормы либо носят частный характер, разобщены по правовым актам, либо отсутствуют вовсе. В связи с этим данный вопрос будет рассмотрен по видам источников гражданского права.

Перед тем как перейти к такому рассмотрению, общую характеристику системы источников гражданского права можно завершить выделением основных тенденций их развития. На наш взгляд, это:

их количественное и качественное расширение;

их унификация по различным формам права, а также на международном уровне;

взаимопроникновение и сочетание частно- и публично-правового регулирования;

расширение сферы действия диспозитивных норм;

ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношения.

Введение

I. Понятие и виды источников гражданского права

1. Нормативные акты как источники гражданского права

1.1 Конституция РФ

1.2 Гражданский кодекс РФ

1.3 Законы РФ

1.4 Подзаконные нормативные акты РФ

1.4.1 Указы Президента РФ

1.4.2 Постановления Правительства РФ

1.4.3 Акты федеральных органов исполнительной власти РФ

1.5 Основы гражданского законодательства СССР

1.6 Гражданский кодекс РСФСР

1.7 Нормы международного права

2. Обычаи делового оборота

II. Действие источников гражданского права РФ

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право), ГК включил в эту систему ряд новых гражданско-правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной ответственности и усиление надежности договора.

Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и гражданские права».

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам - участникам гражданских правоотношений.


I . Понятие и виды источников гражданского права

Термин "источник права" пришел из римского права и понимается как форма выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя».

Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - «это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем». В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. «Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путём референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения».

Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.

Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.

Источники гражданского права - нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.

В соответствии с п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), «…гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации», «…гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов…». «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.

Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.


1. Нормативные акты как источники гражданского права

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.

Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права и зависит от конституционных полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший.

Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.


1.1 Конституция Российской Федерации

Среди федеральных конституционных законов «…конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами…», ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно…».

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.

Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

Часть третья ГК РФ принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., подписана Президентом 26 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.

Часть четвёртая ГК РФ Принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года, подписана Президентом РФ 18 декабря 2006 года и введена в действие с 1 января 2008 г.

Структура ГК РФ опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК РФ имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

ГК РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно - стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК РФ закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, имеющие значение для всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой ГК РФ является то, что он заложил основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и имеется немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

1.3 Законы РФ

Наряду с кодифицированными нормативными актами источниками гражданского законодательства являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.

Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации;

не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

В качестве примеров можно привести такие законы как, Патентный закон РФ, регулирующий «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов», Закон РФ «О защите прав потребителей», который «…регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который «…определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления» .

Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК РФ, имеют чрезвычайно важное значение в период рыночной экономики, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходившие и происходящие в нашей стране экономические преобразования.


1.4 Подзаконные нормативные акты

1.4.1 Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента , круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ «…2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Также Президентом могут издаваться указы при несовершенстве какого-либо отношения до принятия соответствующего Федерального закона.

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах» , «О выпуске в обращении жилищных сертификатов» , «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» и др.

Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) - в этом случае они не являются источниками права.


1.4.3 Акты федеральных органов исполнительной власти

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты).

Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами».

Однако следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Примерами актов федеральных органов исполнительной власти могут служить: Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , Инструкция Министерства юстиции РФ «О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» и др.


1.5 Основы гражданского законодательства СССР

Другим кодифицированным нормативным актом гражданского законодательства, действовавшим до недавнего времени на территории Российской Федерации, являются Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Однако применение этого нормативного акта сопровождалось рядом оговорок. Основы гражданского законодательства были утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и должны были вступить в силу с 1 января 1992 г. Однако к 1 января 1992 г. СССР, на территории которого должны были вступить в действие Основы гражданского законодательства 1991 г., распался на ряд независимых государств. Поэтому на территории РФ Основы гражданского законодательства 1991 г. не действовали до 3 августа 1992 г., пока Верховный Совет РФ 14 июля 1992 г. не принял постановление № 3301-1 «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». В указанном постановлении отмечалось, что впредь до принятия нового Гражданского кодекса РФ Основы гражданского законодательства 1991 г. применяются на территории РФ, за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства, и в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г. Такое действие Основ гражданского законодательства имело место на территории РФ до 1 января 1995 г. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «…с 1 января 1995 года на территории Российской Федерации не применяются: раздел I "Общие положения", раздел II "Право собственности. Другие вещные права" и глава 8 "Общие положения об обязательствах" раздела III "Обязательственное право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 26, ст. 733)…»

С введением в действие части второй ГК на территории РФ полностью не применялся раздел III «Обязательственное право» Основ гражданского законодательства. Если же учесть, что раздел IV «Авторское право» Основ был признан не действующим на территории РФ со дня введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» , т. е. с 3 августа 1993 г., а раздел V «Право на изобретения и другие результаты творчества, используемые в производстве» частично поглощен нормами позднее принятых законодательных актов, а частично вступил в противоречие с ними, то действовали лишь отдельные положения раздела VI «Наследственное право», а также раздел VII «Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров» Основ гражданского законодательства 1991 г. И, наконец, с введением в действие четвёртой части ГК РФ, « с 1 января 2008 года признать не действующими на территории Российской Федерации: … 3) Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 26, ст. 733)…».

1.6 Гражданский кодекс РСФСР

Другим кодифицированным нормативным актом гражданского законодательства, действовавшим до 01.01.2008 года, хотя и в усеченном виде, был Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964г. и введенный в действие с 1 октября 1964 г. с последующими изменениями и дополнениями. Применение указанного нормативного акта имеет свою историю. Поскольку ГК РСФСР 1964 года принимался в условиях господства в нашей стране командно-административной системы, к моменту становления Российской Федерации как независимого государства многие его положения устарели и не соответствовали потребностям развития формирующейся рыночной экономики. Вместе с тем многие положения ГК РСФСР не утратили своей актуальности и в условиях перехода к рыночной экономике. В силу этого постановлением Верховного Совета РФ «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» от 14 июля 1992 г. было установлено, что положения ГК РСФСР 1964 года к гражданским правоотношениям применяются, если они не противоречат законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., и иным актам, действующим в установленном порядке на территории РФ. Под иными актами подразумевались прежде всего Основы гражданского законодательства 1991 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу с 1 января 1995 г.: преамбула, раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности» и подраздел 1 «Общие положения об обязательствах» раздела III «Обязательственное право» ГК 1964 г. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» раздел III «Обязательственное право» ГК РСФСР 1964 года с 1 марта 1996 г. признан полностью утратившим силу. Действовал лишь, с необходимыми изменениями и разъяснениями, раздел VII «Наследственное право» ГК РСФСР. С введением в действие четвёртой части ГК РФ: «Статья 2. Признать утратившими силу с 1 января 2008 года: 1) Гражданский кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 406)…»

Следует также отметить, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие ГК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также нормативные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ, в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» , постановлениями Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ.

Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях международного Суда, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года .

Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что страны Союза обязуются «…отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов…».

В соответствии с данной конвенцией в России был принят закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который регулирует «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров».


Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).

Он может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере предпринимательской деятельности.


II . Действие источников гражданского права РФ

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4ГК РФ). Поэтому к правоотношениям сторон, установленным до этого момента, должен применяться закон, регулировавший данное отношение на момент возникновения прав и обязанностей, которые стали предметом спора, хотя и не действующий (отмененный) на момент рассмотрения спора. Это правило распространяется также на отдельные нормы действующего акта, которые после его принятия были изменены или дополнены. Поэтому необходимо тщательно проверять наличие изменений, внесенных в норму права, и действие их во времени во избежание, во-первых, применения нормы без учета внесенных в нее изменений, во-вторых, применения нормы в измененном виде к отношениям, возникшим до внесения в нее изменений. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ закон может иметь обратную силу, но только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поэтому при решении вопроса о действии нормы права во времени необходимо не только ориентироваться на дату вступления в силу нормативного акта, в котором содержится норма, но и проверить возможность обратного действия отдельных его положений посредством изучения правовых норм, регламентирующих введение его в действие. Например, ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" придала обратную силу нормам об основаниях и последствиях недействительности сделок (ст. ст. 162, 165 - 180 ГК РФ).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ к длящимся отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Что касается действия источников гражданского права в пространстве и по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов гражданского права, если в соответствующем акте (норме права) не установлено иное.

Применение норм гражданского права по аналогии. Основанием для применения гражданско-правовых норм по аналогии является неурегулированность отношения, входящего в предмет гражданского права. Неизбежность существования пробелов в гражданском праве предопределяется тем, что гражданские правоотношения могут возникать из действий, не предусмотренных законом или иным правовым актом. Кроме того, с помощью аналогии восполняются пробелы в праве, выражающиеся в отсутствии указаний закона лишь по отдельным вопросам, которые возникают в пределах отношений, в целом законом предусмотренных.

Для применения по аналогии гражданского права недостаточно отсутствия нормы права. Аналогия применяется в случае отсутствия регулирующих данный случай нормы права, соглашения сторон, а если спорное отношение связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности - также обычая делового оборота (ст. 6 ГК РФ). Аналогия закона означает применение нормы права, регулирующей сходное отношение. При отсутствии нормы, регулирующей сходное отношение, спор разрешается на основе аналогии права, при которой права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ).


Заключение

В работе сделаны выводы, что источниками гражданского права являются формы выражения гражданско–правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и обычаи.

Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права.

Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права, международные договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.

Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства.

Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного в работе можно сделать вывод о том, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Гражданскому Кодексу ничтожными.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993г.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994 г.

3. Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ " О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации " // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994 г.

4. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 289, 22.12.2006г.

5. "Патентный закон Российской Федерации" от 23.09.1992 N 3517-1 // "Российская газета", N 225, 14.10.1992 г.

6. Закон РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766 // "Российская газета", N 8, 16.01.1996 г.

7. Федеральный закон от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // "Российская газета", N 14, 24.01.1996 г.

9. Закон РФ от 23.09.1992 г. N 3520-1 " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров " // "Российская газета", N 228, 17.10.1992,

10. . Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1180 "О жилищных кредитах" // "Российская газета", N 111, 15.06.1994 г.

11. . Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 «О выпуске о обращении жилищных сертификатов» // "Российская газета", N 111, 15.06.1994.

12. . Указ Президента РФ от 18.10.2002 N 1205 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» // "Собрание законодательства РФ", 21.10.2002, N 42.

13. . Постановление Правительства РФ от 15.10.2004 г. N 562 «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием» // "Российская газета", N 234, 22.10.2004 г.

14. . Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» // "Российская газета", N 191, 25.09.2003.

15. . Приказ МАП от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.1999 N 2001) // "Российская газета", N 92 - 93, 16.05.2000 г. (Приказ) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 1, 03.01.2000 г.

16. . «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» (утв. Минюстом РФ 19.03.1996 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 г. N 1055) // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ", N 6, 1996 г.

17. . Постановление ВС РФ от 14.07.1992 г. №3301-1 «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» // «Ведомости ВС РФ», 1992, № 30, ст. 1800.

18. Закон РСФСР от 11.06.1964 "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР") // «Ведомости ВС РСФСР», 1964, N 24.

19. "Конвенция Организации объединённых наций о договорах международной купли-продажи товаров" (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров" // "Вестник ВАС РФ", N 1, 1994

20. "Конвенция по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже 20.03.1883) // "Закон", N 7, 1999 (извлечение)

21. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права, Учебник. Изд-во Эксмо, 2005.- (Российское юридическое образование).

22. Чаусская О.А. Гражданское право, Учебник, Изд-во Дашков и К, 2007

23. Грудцына Л.Ю, Спектор А.А., Гражданское право, Учебник для вузов, Изд-во Юстицинформ, 2008


Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 832 с.- (Российское юридическое образование), стр. 439.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993 г.

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1180 "О жилищных кредитах" // "Российская газета", N 111, 15.06.1994 г.

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 «О выпуске о обращении жилищных сертификатов» // "Российская газета", N 111, 15.06.1994.

Указ Президента РФ от 18.10.2002 N 1205 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» // "Собрание законодательства РФ", 21.10.2002, N 42, ст. 4108.

Постановление Правительства РФ от 15.10.2004 г. N 562 «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием» // "Российская газета", N 234, 22.10.2004 г.

Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» // "Российская газета", N 191, 25.09.2003.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994 г.

Приказ МАП от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.1999 N 2001) // "Российская газета", N 92 - 93, 16.05.2000 г. (Приказ) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 1, 03.01.2000 г.

«Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» (утв. Минюстом РФ 19.03.1996 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 г. N 1055) // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ", N 6, 1996 г.

Постановление ВС РФ от 14.07.1992 г. №3301-1 «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» // «Ведомости ВС РФ», 1992, № 30, ст. 1800.

Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ " О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации " // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994 г.

Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 289, 22.12.2006г.

Закон РСФСР от 11.06.1964 "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР") // «Ведомости ВС РСФСР», 1964, N 24, ст. 406

Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 289, 22.12.2006 г.

Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.12.1991, N 51, ст. 1798 (Постановление)

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993г.

"Конвенция Организации объединённых наций о договорах международной купли-продажи товаров" (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров" // "Вестник ВАС РФ", N 1, 1994

"Конвенция по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже 20.03.1883) // "Закон", N 7, 1999 (извлечение)

Закон РФ от 23.09.1992 г. N 3520-1 " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров " // "Российская газета", N 228, 17.10.1992,

1. Понятие источника гражданского права

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права .

5. Обычаи имущественного оборота

Российское гражданское право придает значение источника права обычаям, сложившимся в сфере обязательственных отношений. При исполнении договорных и иных обязательств их стороны обязаны руководствоваться "обычно предъявляемыми требованиями" при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК). Такого рода "обычные требования" по существу и представляют собой обычаи имущественного оборота, т.е. сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре. Обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всего в предпринимательском, обороте (например, традиции исполнения тех или иных договорных обязательств). Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК).

Обычаи традиционно отличаются от обыкновений. При таком подходе под правовым обычаем понимают фактически сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, но подлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашением сторон. По существу, обычай рассматривается здесь в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права ("обычное право"). В отличие от этого обыкновение - такое сложившееся правило, которым прямо согласились руководствоваться стороны договора и только потому оно приобрело юридическое значение. Иначе говоря, оно представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашения партнеров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило и при отсутствии специальных указаний законодательства или договора.

В основе обыкновений также могут лежать общепризнанные обычаи. В современной международной торговле широко используются правила, содержащиеся в разработанных парижской Международной торговой палатой (МТП) сборниках международных торговых обыкновений ("Правилах толкования международных торговых терминов Инкотермс" в редакции 1990 г., "Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов " в редакции 1993 г. и др.).

Все они представляют собой неофициальную систематизацию таких обыкновений, приобретающих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов.

От обыкновений отличается "заведенный порядок". Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение имущественного оборота. По сути, он также отражает подразумеваемые сторонами условия конкретного договора, а потому отменяет в соответствующей части действие как диспозитивного правила закона, так и обычая.

Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, как и условия конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. формой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются от обычаев, хотя по своей юридической силе в некоторых ситуациях, как показано выше, и превосходят их.

Различие понятий обычая, обыкновения и заведенного порядка (практики взаимоотношений сторон) учитывается и в законодательстве об имущественном обороте. Так, Венская конвенция содержит в ч. 1 ст. 9 правило о том, что стороны договора "связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях". Изложенное ранее позволяет сказать, что под "обычаем" здесь имеется в виду обыкновение, а под "практикой" - заведенный порядок.

Согласно же ч. 2 ст. 9 указанной Конвенции "при отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Очевидно, что в данном случае Конвенция имеет в виду классический торговый обычай и даже дает его определение.

Российское гражданское право различает обычаи и "практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон" договора (т.е. заведенный порядок), в частности обоснованно отдавая последнему предпочтение перед обычаем при толковании условий договора судом (ч. 2 ст. 431 ГК). Но значение источника гражданского права наш закон придает только обычаю.

Вместе с тем из числа обычаев ("обычно предъявляемых требований") у нас особо выделяются обычаи делового оборота (ст. 5 и 309 ГК). Они представляют собой обычаи, сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности , т.е. торговые обычаи в их классическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указанию гражданского закона применяются, по существу в качестве правовой нормы, к регулируемым им отношениям (при наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 6 и п. 5 ст. 421 ГК), а также должны учитываться при толковании судом условий договора (ч. 2 ст. 431 ГК). Законодатель, очевидно, рассчитывал на то, что по мере развития профессионального (предпринимательского) оборота в условиях действия принципа свободы договора роль торговых обычаев будет возрастать.

При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают как норме права, так и заведенному порядку (практике взаимоотношений сторон). Торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ.

Состав гражданского законодательства

1. Система нормативных актов гражданского права

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем "ограничительного" или "расширительного" толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). Потому выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным.

Гражданское право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и оптимальной организации экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права – общественные отношения двух видов: имущественные отношения – стоимостные отношения (имеющие товарно-денежную форму; которым присуще экономическое содержание) и личные неимущественные отношения (в них отсутствует экономическое содержание). Объектами гражданских прав являются все материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Среди имущественных отношений законодатель особо выделяет предпринимательские отношения (ст. 2 ГК), которые характеризуются: направленностью на систематическое получение прибыли; самостоятельностью и рискованностью действий субъектов; необходимостью государственной регистрации субъектов в качестве предпринимателей.

Метод гражданского права – способ регулирования общественных отношений этой отраслью права: представляет собой систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Метод гражданского права предполагает: равенство участников гражданско-правовых отношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность этих участников; носящую восстановительный характер защиту гражданских правоотношений; носящую компенсационный характер гражданско-правовую ответственность.

Принципы гражданского права – основные идеи этой отрасли права: равенство правового режима субъектов гражданского права; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; беспрепятственное осуществление прав и защита нарушенных прав.

Функции гражданского права как отрасли права – задачи, которые оно выполняет в обществе. Функции гражданского права: регулятивная; охранительная; преобразующая имущественные и неимущественные отношения в обществе в целом.

Система гражданского права как отрасли права – единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов. Правовой институт – это совокупность норм, обеспечивающих регулирование самостоятельной группы правоотношений (например, жилищные правоотношения регулируются нормами, образующими жилищное право). Подотрасль гражданского права – это совокупность нескольких институтов, имеющих свой предмет и метод регулирования (например, подотрасль «вещные права», в которую входят правовые нормы, регулирующие права собственников и вещные права несобственников).

Гражданское право делится на две части: общую и особенную. Нормы, включенные в общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в особенную часть. Таким образом, система гражданского права: Общая часть (введение в гражданское право (понятие отрасли права, предмет, метод, принципы, система, источники), гражданское правоотношение, осуществление и защита гражданских прав) и Особенная часть (вещное, обязательственное право, правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность), наследственное право).

2. Источники гражданского права: понятие, виды, действие.

Источники гражданского права РФ включают в себя: Нормативные правовые акты; Международные договоры; Обычаи делового оборота.

Различают законы: Федеральные конституционные законы.; Федеральные законы; Законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы подразделяются на:

Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами

Акты исполнительных органов субъектов РФ

Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.

Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права

В теории права термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, - писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, - следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».

Таким образом, источник гражданского права - это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);

Конституция РФ;

гражданское законодательство - ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права - указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи - источники ненормативного характера (обычаи делового оборота).

3. Гражданские правоотношения: понятие, содержание, субъекты и объекты, виды.

Понятие гражданского правоотношения . По мнению одних авторов правоотношение является результатом регулирования общественных отношений нормами права. Другие авторы, в частности О. С. Иоффе, подчеркивая сложность и недостаточную проработанность проблемы правоотношения правовой наукой, отмечают, что, существуя между конкретными лицами, правовые отношения выступают как юридически закрепленное взаимное поведение этих лиц, регулируемое исходящими от государства правовыми нормами, а его осуществление обеспечивается силой государственного принуждения. От других видов общественных отношений, регулируемых нормами права, гражданско-правовые отношения отличает метод их регулирования, основанный на юридическом равенстве сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным основанием возникновения гражданских правоотношений является договор. В гражданском правоотношении стороны вправе требовать друг от друга определенного поведения только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Так, например, заказчик вправе требовать от исполнителя оказания только той услуги, которую последний согласился выполнить в соответствии с заключенным между ними договором. В случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, стороны также находятся в юридически равном положении. С утратой юридического равенства сторон меняется и природа правоотношения: оно перестает быть гражданским.

Элементы гражданского правоотношения. Наиболее полная характеристика гражданского правоотношения может быть дана, когда оно рассматривается с точки зрения отдельных его составляющих, к числу которых относятся содержание, субъекты и объекты правоотношения. Субъектами гражданского правоотношения являются его участники. Ими могут быть: 1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) российские и иностранные юридические лица; 3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. В ГК и других актах гражданского законодательства все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица». Они характеризуются тем, что являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

Под объектом правоотношения понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Существует мнение, что объектом гражданского правоотношения является предмет деятельности (поведения) субъектов правоотношения. Так, если следовать закону, и прежде всего ст. 128 Гражданского кодекса, это, в частности, вещи, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). Таким образом, в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.

Субъективное гражданское право имеет собственное содержание, состоящее из юридических возможностей (правомочий), предоставленных субъекту. Как правило, различные субъективные гражданские права включают в себя три легальных правомочия:

правомочие на собственные действия, означающее возможность субъекта самостоятельно совершать физические и юридически значимые действия;

правомочие требования, представляющее собой возможность требования от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, выступающее в качестве государственно-принудительных мер в случае нарушения субъективного права.

Ограничения прав субъектов гражданских правоотношений могут предусматривать только федеральные законы. Субъективная гражданская обязанность – это основанная на законе мера должного поведения участника гражданского правоотношения. Обязанность выражается в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от них. В этой связи в гражданско-правовом регулировании обычно различают обязанности активного (действия) и пассивного (бездействия) типа.

Субъективные гражданские права и обязанности связаны между собой. Например, для того чтобы заказчик мог реализовать свое субъективное право на изготовленный по его заказу гарнитур (результат работы подрядчика в договоре бытового подряда), подрядчик должен выполнить обязательство по его изготовлению и передаче заказчику. В большинстве гражданских правоотношений каждый из его субъектов одновременно имеет права и несет обязанности. При этом субъективные гражданские права и обязанности возникают одновременно. Но встречаются и гражданские правоотношения, в которых у одного из участников есть только субъективное право, а у другого – только субъективная обязанность.

Виды гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения подразделяются на виды по различным основаниям.

1. Самое распространенное деление гражданских правоотношений происходит по объекту (предмету) их воздействия на общественные отношения. По данному критерию различают:

имущественные правоотношения. К ним относятся правоотношения, имеющие своим объектом материальные блага (имущество) и отражающие либо принадлежность имущества определенному лицу, либо переход имущества от одного лица к другому лицу, а также правоотношения по поводу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и обязательственные правоотношения;

личные неимущественные правоотношения. Эти правоотношения имеют в качестве объекта результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные, в частности, с авторством на результаты умственного труда, именем гражданина, его личной, семейной тайной и другими нематериальными благами.

2. С позиции наличия либо отсутствия правовой связи правообладателя с третьими лицами гражданские правоотношения делятся:

на абсолютные правоотношения. В такого рода правоотношениях (собственность на вещь, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности) управомоченному лицу противостоит неопределенный круг третьих (обязанных) лиц;

относительные правоотношения. В них правообладателю (управомоченному лицу) – продавцу, арендодателю, страховщику – противостоит определенное обязанное лицо – покупатель, арендатор, страхователь, которые обычно, в зависимости от характера конкретного требования, могут (как кредиторы и должники) поочередно меняться местами.

3. В зависимости от того, какой «этап жизни» вещи или исключительного права обслуживает правоотношение, различают:

вещные правоотношения. В подобного рода правоотношении интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью;

обязательственные правоотношения. В них интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управо моченному лицу соответствующих материальных благ.

Вещные правоотношения реализуются действиями самого управомоченного лица. Например, юридический интерес собственника будет удовлетворен, если никто не будет ему препятствовать владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Обязательственное правоотношение реализуется путем совершения определенных действий обязанным лицом. При этом разделение правоотношений на вещные и обязательственные также весьма условно. Таким образом, одни и те же правоотношения могут классифицироваться по разным основаниям, образуя тем самым новую классификационную рубрику. Например, по различным основаниям правоотношения могут подразделяться на срочные, бессрочные, денежные, корпоративные, наследственные, долевые, солидарные, регрессные, простые, сложные, взаимные и др.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»

Выполнила:

студентка 3 курса группы 0104

Валиева Миляуша Ринатовна

Проверил(а):

___________________________

Елабуга, 2013г.

План.

Введение

1. Понятие источников гражданского права.

2. Виды источников права.

2.1. Гражданское законодательство РФ.

2.2. Законы и подзаконные акты как источники гражданского права.

2.3. Обычай как источник гражданского права.

2.4. Нормы международного права и международные договоры.

Заключение.

Введение.

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям.

Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право), Гражданский Кодекс включил в эту систему ряд новых гражданско - правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной ответственности и усиление надежности договора.

Коренное обновление гражданского законодательства России требует внимательного изучения норм нового ГК РФ и практики их применения судами. Таким образом, значительное обновление гражданского законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников гражданского права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как науки. Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и гражданские права».

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп.

Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова. Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам - участникам гражданских правоотношений.

Объект исследования – гражданское право.

Предмет исследования – источники гражданского права.

Цель исследования – изучить особенности источников гражданского права.

Понятие источников гражданского права.

Источники гражданского права - нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле. Понятие источника гражданского права формируется на основе общего понятия источника права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право, в конечном счете, к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера».

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства. В прежнем отечественном правопорядке нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались единственным источником гражданского права. Поэтому данное понятие исчерпывалось категорией гражданского законодательства. Активное включение современной России в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых положений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п.1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они, следовательно, должны также учитываться в качестве источников ее права. В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Ярким свидетельством этого является правовое оформление международного торгового оборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные международные торговые обычаи и обыкновения. В советском гражданском праве обычай практически утратил значение источника права (хотя законодательство придавало ему некоторую значение, отсылая в отдельных редких случаях к «обычно предъявляемым требованиям» или, например, к обычаям морских торговых портов). С переходом к рыночной организации экономики и развитием имущественного оборота роль применяемых в нем обычаев вновь возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, по сути, возродился еще один источник гражданского права (хотя сфера его использования фактически ограничена договорными отношениями). Вместе с тем признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь, это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения.

Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико. Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.



 

Возможно, будет полезно почитать: