Срок уплаты госпошлины. Государственная пошлина

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 - 33 пункта 1 настоящего Кодекса, - до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

5.3) при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в подпункте 138 пункта 1 настоящего Кодекса, - после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями , и настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

Положения статьи 333.18 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в верховный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
    9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ;
  • Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в верховный суд Российской Федерации, арбитражные суды
    3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
  • Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
    2. Если за совершением действия, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, обращаются организации и физические лица, являющиеся правообладателями исключительного права на программу для ЭВМ, базу данных и топологию интегральной микросхемы, размер доли государственной пошлины, уплачиваемой каждым плательщиком, определяется пропорционально количеству плательщиков на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ исходя из установленных размеров для организаций и физических лиц.

Любое действие, требующее юридического подтверждения законности, в каждой стране мира выполняется только после уплаты особого вида налога, который называется государственная .

Еще в период средневековья было принято взимать оплату за проезд по дорогам и мостам, расположенным на территории отдельных государств, принадлежащих различным городам, областям или феодальным поместьям. Такие сборы назывались пошлинами. Уплата государственной пошлины требовалась при подаче исков в судебные инстанции или для подтверждения законности владения землями или иным имуществом.

Государственная пошлина в Российской Федерации

В России оплата государственной пошлины предусмотрена кодексом о налогах, и подробно описана в статье № 25.3 под названием «Государственная пошлина». Определение этого вида налогов гласит, что пошлиной, взимаемой по налоговому закону, называется сбор денежных средств с физических лиц, юридических организаций, частных предпринимателей или организаций без образования юридического лица при их обращении в различные органы, уполномоченные выполнять юридические действия. К ним относятся:

  • Должностные лица местного самоуправления.
  • Организации самоуправления на местах.
  • Государственные организации.

Иначе говоря, это милиция, суды, Загсы, нотариальные конторы и другие ответственные финансовые организации.

Государственная пошлина РФ взимается:

  • При необходимости обращения в судебные инстанции общей юрисдикции.
  • При обращении с просьбой о рассмотрении дела мировым судьей.
  • При подаче иска в конституционный суд.
  • При оформлении любых нотариальных документов.
  • При регистрации акта гражданского состояния.
  • При получении права на гражданство или снятия гражданства.
  • При выезде из страны или въезде в нее.
  • При оформлении документов и регистрации юридического лица.
  • Для вступления в юридическую силу доверенностей, завещаний, договоров.

Выдача уполномоченными органами документов и их дубликатов является действиями, имеющими юридическое значение, при получении так же требуется оплата государственной пошлины. Исключение составляет выдача копий подобных документов. Заказывая копии ничего оплачивать не нужно.

Государственная пошлина, как и другие виды налогов, предусмотренные Российским законодательством, является обязательным видом внесения денежных средств в . На госпошлину распространяются все общие условия, которые предусмотрены на другие виды налогов. Единственным отличием является целевой характер перечислений.

Так как государственная пошлина является федеральным сбором с граждан и организаций, то ее оплата обязательна на территории всех регионов Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется в соответствии со статьями № 50; 56; 61; 611; 612 кодекса о бюджете. Все поступающие средства от получения госпошлины перечисляются в активы местного или федерального бюджетов или бюджета федеральных субъектов.

Государственную пошлину обязаны оплачивать все физические лица или организации. Вне зависимости от гражданства и национальности. Граждане и организации иностранных государств не освобождаются от уплаты этого налога. Оплата пошлины производится в том случае, если:

  • Имеется необходимость выполнить действие юридического значения, указанного в статье 25.3 налогового кодекса.
  • Лицо или организация вызваны в арбитражный суд, суд обшей юрисдикции или к мировому судье в качестве ответчика. При принятии решения в пользу истца, последний освобождается от выплаты государственной пошлины, и ответчик обязан оплатить ее в полном объеме.

Если в ответственную организацию обращаются одновременно несколько плательщиков с просьбой совершить действие юридического значения, общая сумма государственной пошлины вносится ими в равных долях. Если среди лиц, обратившихся в федеральные органы, имеется представитель, обладающий правом на льготы или освобожденный от уплаты этого налога, размер государственной пошлины снижается на сумму, отведенную на этого представителя. Оставшаяся часть налога оплачивается всеми плательщиками, не имеющими льгот по уплате пошлины.

Существует точный перечень объектов, за которые обязательно взимание государственной пошлины. В него входят 230 видов действий, являющихся юридически значимыми. По характеру их можно разделить на четыре группы, это:

1) Судебная пошлина.

Она включает жалобы, ходатайства, запросы, рассматриваемые в конституционном суде. А так же исковые заявления в арбитражные суды - все иски и жалобы, рассматриваемые судом общей юрисдикции.

2) Нотариальная пошлина.

Включает все виды нотариальной деятельности, и действий, возложенных на нотариальные конторы.

3) Регистрационная пошлина.

  • Регистрация государственных актов гражданского состояния.
  • Регистрация предпринимательской деятельности, юридических лиц, организаций без образования юридического лица.
  • Регистрация программ и базы данных для ЭВМ.

4) Административная пошлина.

Получение документов на выезд из страны и снятия гражданства или же документов, разрешающих въезд в страну и получение гражданства.

По решению федеральной администрации, уплата государственной пошлины может быть оспорена, если в полученном документе допущена ошибка должностным лицом, оформлявшим этот документ.

Начисление размеров госпошлины исходит от стоимости самой юридической услуги или цены, установленной за предъявленный иск. Период, в который должна быть уплачена пошлина, в налоговом кодексе не оговаривается.

Принятый порядок оплаты предусматривает полную оплату этого налога до выполнения юридического действия. Законом оговорено несколько исключений из этой практики. В первом случае предусматривается возможность оплаты сразу после совершения юридического действия. Во втором случае оговариваются точные сроки, в которые должен быть уплачен государственной пошлины, это:

  • Десять дней с момента вступления в юридическую силу принятого решения суда. Такие действия практикуются в случае принудительного наложения пошлины на ответчика, при вынесении решения в пользу истца.
  • До 31.03 следующего года после даты принятия решения и вступления его в законную силу. Такие сроки назначаются при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судебными органами.

Ставки госпошлины

В законодательстве о налогах предусматриваются индивидуальные размеры на государственные пошлины 2015. Они зависят от статуса органов, совершаемых действие юридического значения и характера документа или сделки. Применяются такие виды определения размеров ставки госпошлины как:

  • Фиксированные (твердые).
  • Адвалорные.
  • Смешанные.

Чаще всего применяются твердые фиксированные размеры пошлины. В случае назначения адвалорных или смешанных величин государственной пошлины применяются прогрессивные или пропорциональные ставки.

Пропорциональный вид назначения размера пошлины применяется к документам на имущество, и зависит от степени родственных связей. Прогрессивный вид пошлины предусматривает увеличение размеров налога, в зависимости от увеличения стоимости базы, подлежащей налогообложению.

При назначении прогрессивного вида пошлины отдельно оговаривается максимум и минимум назначаемых сумм. Величина госпошлины может так же зависеть от объема документа. В этом случае подсчитывается количество страниц, составляющих документ, и заверяется каждая из них.

Существующие льготы на оплату государственной пошлины

Закон, действующий на территории Российской Федерации о налогообложении государственной пошлиной, предусматривает более 90 видов льгот, оговоренных в статье 333.35 и 333. 39. Применение льгот учитывает юридическую значимость совершаемого действия и социальную категорию плательщика. Использоваться могут только оговоренные в кодексе льготы, устанавливать дополнительные поправки ответственные органы не имеют права.

Виды льгот делятся на такие категории как:

  • Условные. Например, наследник должен проживать с наследодателем совместно на момент его смерти.
  • Безусловные.
  • Частичные, распространяющиеся на инвалидов в зависимости от группы инвалидности, достигающие 50%.
  • Полные.

От уплаты государственной пошлины на сегодняшний день полностью освобождены организации, получающие финансирование из федерального бюджета - это учреждения культуры и искусства. Так же государственная пошлина не взимается с таких категорий граждан как:

  • Инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
  • Кавалеры, имеющие полный набор орденов славы.
  • Герои России.
  • Герои Советского Союза.

Помимо этого уплата государственной пошлины не производится истцами по таким делам как:

Правила оплаты государственной пошлины

Оплата государственной пошлины производится там, где выполняются юридические действия. Можно оплатить пошлину наличными или произвести перечисления по безналичному расчету. Если оплата выполняется по безналичному расчету, то необходимо предъявить платежное с отметкой и печатью банка или другого уполномоченного казначейства, расположенного на оговоренной территории, включая организации, проводящие электронные расчеты, о проведенном платеже.

При оплате наличными купюрами, предоставляется квитанция об уплате государственной пошлины, оформленная по установленной в России форме. Должностное лицо или кассир организации, в которой производилась оплата, несут ответственность за то, чтобы квитанция государственной пошлины была оформлена в соответствии с существующими требованиями.

При выяснении, что государственная пошлина взята в большем размере, чем предусмотрено законодательством, существует официальный порядок возврата уплаченных средств. Например, выплаченная сумма государственной пошлины возвращается полностью или частично в таких случаях как:

  • Взыскание большей суммы, чем предусмотрено законодательством.
  • Отказ официальных органов или нотариальной конторы в принятии заявления и выполнении юридических действий. В этом случае, если не произведен возврат всей суммы, она будет учтена при следующем обращении в соответствующие инстанции, при условии, что прошло менее трех лет, и сохранилась квитанция государственной пошлины, выданная в прошлый раз.
  • Если принято решение о прекращении рассмотрения дела или заявление не было рассмотрено по другим причинам, не зависящим от подателя иска.

Если в течение судебного разбирательства в арбитражном суде стороны приходят к обоюдному согласию, и просят прекратить делопроизводство, истцу возвращается половина уплаченной им суммы.

Так же предусмотрены случаи, когда сумма государственной пошлины не подлежит возврату. Это такие случаи как:

  • Добровольное удовлетворение ответчиком всех требований ответчика.
  • Если при оформлении юридического документа не понадобилось вносить в него поправки.
  • Если организация отказала в регистрации прав на собственность в виде движимого или недвижимого имущества.
  • В случае отказа в государственной регистрации.

Возврат излишков взятой госпошлины выполняется на основании заявления лица, выплатившего назначенную сумму. Если принимается решение о возврате полной суммы госпошлины, необходимо предоставить подлинники платежных документов. В том случае, если возврат будет выполнен в 50% размере, предоставляются копии платежных квитанций.

Проверка правильности начислений государственной пошлины выполняется налоговыми органами данного региона.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

СТ 333.18 НК РФ .

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21-33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.2 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

Комментарий к Ст. 333.18 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет порядок и сроки уплаты государственной пошлины в зависимости от того, в какой орган плательщики обращаются за совершением каких-либо юридически значимых действий.

Первый и второй случаи, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, связаны с обращением граждан и организаций (плательщиков налога) в суды с различного рода заявлениями. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает уплату государственной пошлины еще до обращения в указанные органы. Это связано с тем, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству РФ документ об уплате государственной пошлины должен быть приложен к исковому заявлению. Сразу следует отметить, что в наши суды согласно процессуальному законодательству РФ можно обращаться с исковыми заявлениями, заявлениями по всем делам, возникающим из публичных правоотношений и делам особого производства. Также в процессе обжалования судебных актов подаются апелляционная, кассационная и надзорная жалобы, заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Что касается обращения в Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов РФ), то документ об уплате государственной пошлины тоже прикладывается к заявлению, которое подается в данные суды.

Рассмотрим вопрос о том, каким образом уплачивается государственная пошлина. Подразумевается, что это должно быть сделано единовременным платежом через банк. Не имеет особого значения, каким именно образом была совершена оплата, главное, чтобы данный платеж поступил на счет соответствующей доходной строки федерального бюджета. Как правило, граждане уплачивают государственную пошлину через отделения Сбербанка России, которые принимают данный вид платежей. Юридические лица уплачивают государственную пошлину через свои собственные счета в банке, оформляя платежные поручения.

Существует один случай, который представляется интересным. Это случай, когда государственная пошлина уплачивается не полностью либо ее уплата откладывается. В принципе, это нарушает требования комментируемой статьи, но тогда возникает закономерный вопрос - где же санкция за данное нарушение? Такое нарушение можно увидеть, если трактовать закон буквально. Гражданское и арбитражное процессуальное законодательства РФ предусматривают возможность для заявителя ходатайствовать в суд об отложении уплаты государственной пошлины или о рассрочке в ее уплате. Также можно просить суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Все это возможно в тех случаях, когда гражданин находится в тяжелом материальном положении или, например, расчетные счета фирма арестованы и нет возможности в настоящий момент произвести уплату государственной пошлины. Если государственная пошлина не уплачена при подаче заявления в суд, то суд вправе оставить дело без движения и назначить срок для исправления данного недостатка. По истечении определенного времени, если государственная пошлина не будет уплачена, суд вправе вернуть заявление заявителю.

Статья 333.20 комментируемой главы НК РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 комментируемого Кодекса. Эти положения будут рассмотрены в комментарии к ст. 333.41 НК РФ.

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность по уплате государственной пошлины в случаях, когда решение суда состоялось и исковое требование истца было полностью или частично удовлетворено. В таких случаях государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Процессуальным законодательством РФ предусмотрены различные сроки вступления в законную силу судебных актов (решений). Например, решения суда, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу по истечении 10 дней со дня их принятия в окончательной форме. Что значит принятие судом решения в окончательной форме? Возобновляется ли этот срок при вынесении судом дополнительного решения? В практике судов вынесение решения в суде общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом: судья редко сразу выносит решение, чаще он лишь выносит резолютивную часть решения. Резолютивная часть представляет собой формулировку того, удовлетворил или отказал в удовлетворении требований истца суд. Изготовление других частей решения - описательной, вводной и мотивировочной вместе с резолютивной (т.е. полное готовое решение) - может последовать и потом. Однако у суда имеется только пять дней, чтобы принять и вынести решение в полном объеме. При этом закон не указывает, каких именно пять дней? Разные судьи устанавливают этот срок так, как им удобно (считают пять рабочих или пять календарных дней).

Решение суда будет готово в окончательной форме, когда судья изготовит и подпишет, а также прошьет, в случае если оно не на одном листе, свое решение, закрепит его своей печатью. Именно от этого срока и следует считать десять дней. Но часто бывает и по-другому, например своевременно одной из сторон была подана кассационная или апелляционная жалоба. Согласно действующим правилам гражданского и арбитражного процесса жалоба подается в суд, вынесший решение. Следовательно, вашу жалобу может прочитать судья, вынесший решение, и если он увидит какие-либо существенные недостатки в своем решении, то просто вынесет дополнительное решение, в котором может более подробно мотивировать принятое решение данного вопроса либо разрешить вопрос, который не был достаточным образом разрешен в первичном (основном) решении. С этим ничего не сделаешь, можно только обратить внимание состава судей, рассматривающих вашу жалобу в кассации. Непонятно, как в этих случаях решение суда заново вступает в законную силу. На практике разрешения споров это выглядит так, что судья в очень срочном порядке в этот же день изготавливает дополнительное решение. Потому лучше всего отнести свою кассационную, апелляционную жалобу в последний день срока на вступление решения суда в законную силу.

Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно (например, при вынесении решений по делам, возникающим из публичных правоотношений). Есть и такие случаи, когда вступление решения суда в законную силу может значительно затянуться. Самый распространенный случай связан с заочным производством. Согласно ст. 244 ГПК РФ заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков на его обжалование. Данные сроки установлены ст. 237 ГПК РФ. Согласно положениям данной статьи ответчик может подать в суд, принявший данное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Другие стороны, участвующие в рассмотрении дела, могут подать апелляционную или кассационную жалобы на заочное решение суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Возникает вопрос: а если ответчик не пойдет на почту и не получит данное решение суда, тогда когда оно вступит в законную силу? Согласно ст. 236 ГПК РФ копия заочного решения суда высылается ответчику в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Если уведомление не приходит, что тогда делать другим сторонам? На сегодняшний день почтовое отделение согласно инструкциям выжидает один месяц, а затем, если за решением суда никто не является, отправляет его обратно в почтовое отделение, обслуживающее данный суд. Работникам суда (а именно канцелярии) надо идти и получать почту. Делается это не бесплатно (для суда), за хранение письма надо платить. Только после возвращения уведомления обратно в суд начинают отсчитывать десять дней на вступление решения суда в законную силу.

Во всех случаях следует учитывать, что на самом экземпляре решения суда, когда оно вступает в законную силу, обязательно ставятся штамп и другие реквизиты, указывающие на то, что данное решение вступило в законную силу. Поэтому десятидневный срок на исполнение обязанности по уплате государственной пошлины в добровольном порядке следует исчислять со дня (даты), которая стоит на самом экземпляре решения суда.

Пункты 2 - 6 ч. 1 комментируемой статьи содержат положения о том, что государственная пошлина уплачивается до совершения соответствующих юридически значимых действий. Например, при совершении нотариальных действий нотариус не станет ничего делать, если вы не уплатите государственную пошлину. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий уплачивается прямо на месте на приеме у нотариуса. Сначала нотариус совершает нотариальные действия, затем требует их уплаты. Это единственный случай, когда государственная пошлина оплачивается не до обращения за совершением юридически значимого действия, а практически во время его совершения. Несмотря на требование комментируемой статьи о том, что плательщику государственной пошлины выдается документ, подтверждающий ее уплату (платежное поручение, квитанция), при совершении нотариального действия у нотариуса, занимающегося частной практикой, некоторые нотариусы могут и не выдать вам такого документа. Они ссылаются на то, что, например, при заверении копии документа, выдачи доверенности прямо на заверенной копии указывают, сколько взыскано по тарифу денежных средств.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственную пошлину плательщики уплачивают непосредственно сами. Это нарушает те положения гражданского законодательства, которые позволяют совершать отдельные действия по доверенности за граждан. На практике получается так, что если в суд обращается ваш представитель, то он может и сам уплатить государственную пошлину, в суде ее примут. Но если уплатить государственную пошлину по доверенности за клиента при подаче от его имени заявления о регистрации организации, то платежный документ с указанием в качестве плательщика вас, а не вашего клиента налоговые органы могут и не принять. В этом случае они ссылаются именно на ч. 2 комментируемой статьи как устанавливающую требования о личной уплате плательщиком государственной пошлины. Вроде бы это и правильно, поскольку налогоплательщик должен лично исполнять обязанности налогообложения, но такое трактование закона налоговыми органами очень мешает в совершении юридически значимых действий по доверенности. Обычно в тексте доверенности специально оговаривают, что доверенное лицо может совершать все обязательные платежи при совершении действий, на которые выдана доверенность.

Часть 3 комментируемой статьи определяет форму и способы уплаты государственной пошлины. В комментарии к данной статье мы уже говорили о том, как уплачивается государственная пошлина (через банк по безналичному, наличному расчету, лично нотариусу). Однако часто таким гражданам, как индивидуальные предприниматели, юридические лица, необходим документ для бухгалтерского учета об уплате государственной пошлины. Оставить для себя просто ксерокопию такого платежного поручения или квитанции будет недостаточно, данные документы не подтверждают факта уплаты государственной пошлины. Поэтому есть два пути, по которым можно пойти и сохранить для "своей бухгалтерии" документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. В первом случае подлинник платежного поручения прикладывается к исковому заявлению в суд при уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Здесь можно просто попросить второй экземпляр платежного документа у банка. Банки оказывают эту услугу своим клиентам бесплатно или за небольшую плату (около 10 рублей), все зависит от условий обслуживания клиентов в каждом конкретном банке. Во втором случае государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в учредительные документы, подлинник платежного поручения обязательно прикладывается к заявлению о внесении изменений при его подаче в налоговую инспекцию. Здесь можно попросить у налогового инспектора, который принимает ваше заявление, заверить ксерокопию платежного поручения об уплате государственной пошлины.

Частью 4 комментируемой статьи установлено, что правила по уплате государственной пошлины, предусмотренные настоящей главой относительно граждан РФ и организаций, должны применяться и в отношении иностранных граждан, организаций. Но это правило следует понимать не буквально, а с учетом того, что в нашей стране есть иностранные граждане и организации - резиденты и нерезиденты РФ. Со стороны норм международного права в отношении организаций и граждан некоторых иностранных государств могут действовать договоры, соглашения об устранении двойного налогообложения. Поэтому, если нет никаких соглашений с иностранным государством, чье гражданство имеют данный гражданин или организация, и они являются резидентами РФ, то на них распространяются правила комментируемой статьи.

Все физические лица могут без пошлины получить свидетельство о рождении или свидетельство о смерти. В этом случае государственная регистрация является полностью бесплатной, и загс не имеет права требовать деньги.

Каким образом можно вернуть госпошлину?

Образец заявления о возврате госпошлины

В статье 333.40 Налогового кодекса подробно расписан ряд случаев, при которых плательщик может полностью или частично вернуть уплаченную пошлину. Это возможно в тех основных случаях:

  • Если при обращении в суд дело было оставлено без рассмотрения, или его рассмотрение было прекращено. Если пошлина при этом уже была уплачена, плательщик имеет право вернуть ее в полном размере.
  • Если пошлина была уплачена в большем размере, чем это положено по Налоговому кодексу. В этом случае будет возвращена только переплата.
  • Если заявление или жалоба не были приняты судом, либо плательщик получил отказ в оформлении того или иного нотариального действия. Если пошлина не была возвращена, хотя плательщик имел на это право, она может быть учтена при повторном обращении, если с подачи предыдущего заявления или жалобы прошло не больше трех лет.
  • Если стороны пришли к до того, как арбитражный суд принял решение, истец может получить обратно половину уплаченной пошлины.

В некоторых случаях вернуть уплаченную пошлину нельзя, даже если желаемое действие не было выполнено. К примеру, если пошлина была уплачена за заключение или , однако свадьба не состоялась, или супруги передумали разрывать отношения, пошлина им не возвращается.

Аналогичные правила действуют при обращении и имени, а также внесение иных изменений в записи актов гражданского состояния. Не возвращается госпошлина за регистрацию права на недвижимое имущество или любых сделок с ним, если сделка или регистрация не были одобрены государственными органами.

Решение о том, будет ли возвращена уплаченная госпошлина, в каждом отдельном случае принимает государственный орган, проводивший действие, за которое она платилась. То есть, если вы хотите , уплаченные в загсе, именно туда вы будете подавать заявление о возврате средств. Чтобы вернуть деньги, уплаченные за обращение в суд, заявление нужно будет подавать в налоговые органы, расположенные там же, где и суд, в котором проводилось рассмотрение дела.

Подавать заявление на возврат госпошлины можно в течение трех лет после ее уплаты, рассматриваться это заявление может в течение 1 месяца.

Есть и другая возможность: уплаченные деньги можно не возвращать, а использовать в зачет следующей госпошлины, которую вам придется платить за аналогичное действие. Для этого необходимо подать заявление в тот же орган, куда плательщик обращался для совершения юридически значимого действия. Зачет уплаченных средств возможен в течение трех лет после уплаты пошлины за действие, которое осталось невыполненным.

Контроль выплаты государственных пошлин

Вопросами контроля выплаты госпошлин занимаются региональные налоговые органы: они осуществляют плановую проверку загсов, нотариальных контор, судебных учреждений и других организаций, имеющих право взимать пошлину с граждан. Минфин РФ устанавливает порядок, по которому каждый госорган в определенный период предоставляет отчет обо всех совершенных юридически значимых действиях, и по этой информации налоговые органы проверяют правильность начисления пошлин и их

Таким образом, государственная пошлина является одним из инструментов пополнения бюджета: это федеральный налоговый сбор, который уплачивается гражданами и организациями за юридически значимые действия в государственных органах и нотариальных конторах. Размер госпошлины и правила ее выплаты определяются налоговым кодексом, в нем же определяется перечень действий, которые должны оплачиваться. Также в кодексе прописаны льготные категории граждан и организаций, которые освобождаются от выплат. Собранные могут использоваться в государственных бюджетах всех уровней.

Госпошлина за регистрацию ИП — тема видеоматериала:



 

Возможно, будет полезно почитать: