Решение практических задач по трудовому праву. Готовые бесплатные решения задач по трудовому праву

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Дементьев поступил на работу плотником в ООО «Леко» 17 февраля 2003 г. на период ремонта офиса. 21 июля 2003 г. он был уволен по п.2 ст.77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора.

Непосредственно перед увольнением Дементьев обратился к директору ООО «Леко» с просьбой предоставить ему отпуск.

Директор отказал Дементьеву в удовлетворении его просьбы, ссылаясь на то, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы в данной организации. Дайте правовую оценку позиции директора ООО «Леко» по данному вопросу

Ответ: В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (ст.79 ТК РФ).

О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.

Увольнение работника в связи с истечением срока трудового договора правомерно и в последний день нахождения его в отпуске (после его окончания), при этом трудовой договор не считается продлившимся на неопределенный срок.

Даже при отсутствии уведомления-предупреждения о предстоящем окончании срока трудового договора нет основания для признания увольнения незаконным, поскольку истец.

Заключая срочный трудовой договор, знал о сроке его действия и о последствиях истечения срока трудового договора, а работодатель, реализуя свое право, прекращает трудовые отношения с работником в связи с истечением срока трудового договора.

Также директор правильно сделал, что отказал Дементьеву в отпуске, поскольку тот не отработал в данной организации пол года, т.е. если он устроился на работу 17 февраля 2003 года, то отпуск ему могли предоставить лишь 17 августа 2003 года - ст. 122 Трудового Кодекса.

2. Токарь Крылов при производстве работы нарушил технологические нормы и разрушил резец станка. Работодатель привлек Крылова к материальной ответственности, определив размер подлежащего возмещению ущерба в 15 тыс. рублей.

При этом порядок расчета суммы был следующим: стоимость нового резца -- 8 тыс. рублей; отпускная цена изделий, которые токарь мог бы изготовить, если бы не сломал станок, - 6 тыс. руб.; неустойка, выплаченная по договору купли-продажи изделий, - 1 тыс. руб. Основан ли на трудовом законодательстве произведенный работодателем расчет суммы подлежащего возмещению ущерба?

Ответ: В любом случае до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Данная обязанность закреплена в статье 247 Трудового Кодекса РФ.

Для проведения проверки работодателем может быть инициировано создание комиссии с привлечением соответствующих специалистов.

Для установления причины возникновения ущерба с предположительно виновного работника берется письменное объяснение. В случае его отказа или уклонения должен быть составлен акт.

Статьей 247 ТК РФ также установлено право работника или его представителя знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ, посредством обращения в комиссию по трудовым спорам или в суд.

Процедура обращения в комиссию по трудовым спорам описана в статьях 386-390 Трудового Кодекса РФ.

Трудовой кодекс РФ не ограничивает срок для обращения с жалобой в государственную инспекцию труда.

Размер нанесенного ущерба при порче или утрате имущества согласно положениям статьи 246 Трудового Кодекса РФ должен определяться по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

При определении размера ущерба не должны учитываться недостачи материальных запасов в пределах установленных соответствующими нормативно-правовыми актами норм естественной убыли.

Поэтому я считаю, что Крылов должен заплатить лишь сумму ущерба, что составляет 8 тыс. рублей, а отпускную цену на изделие 6 тыс. рублей и неустойку в размере 1 тыс. рублей он платить не обязан.

трудовой законодательство приказ штат

3. Составьте приказ об увольнении работника по п. 2 ст.81 ТК РФ -- сокращение штата работников организации

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прекращение трудового договора по соглашению сторон, по инициативе работника или работодателя; в связи с истечением срока договора; по причине отказа от продолжения работы. Расторжение договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Прекращение трудового договора по соглашению сторон, в связи с истечением срока трудового договора, переводом работника по его просьбе или с его согласия к другому работодателю, переходом на выборную должность. Оформление прекращения трудового договора.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Изучение положений о прекращении трудового договора и классификация оснований для этого: по соглашению сторон, в связи с истечением срока, по собственному желанию. Расторжение контракта, как разновидности трудового договора, порядок увольнения работников.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2010

    Особенности прекращения трудового договора. Основания увольнения работников по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, в случае сокращения численности или штата работников.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2012

    Анализ и применение норм трудового права. Особенности правоотношений при заключении договора подряда о ремонте различных помещений организации. Порядок высвобождения работников при ликвидации организации. Основные условия расторжения трудового договора.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Порядок заключения, изменения, прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя, в случае прекращения деятельности работодателя – физическим лицом, в случае сокращения численности штата работников организации.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2008

    Понятие и значение трудового договора. Процедура увольнения по сокращению численности или штата работников. Преимущественное право на оставление на работе. Характеристика порядка увольнения. Гарантии и компенсации по сокращению численности работников.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2012

    Основания для прекращения трудового договора по инициативе нанимателя. Действия, не поставленные в вину работнику: ликвидация, прекращение деятельности, сокращение штата. Запреты и ограничения при расторжении трудового договора, порядок его проведения.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2012

    Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации и в связи с ее ликвидацией. Прекращение трудовых отношений при смене собственника имущества организации и его основные правовые последствия для работников.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Расторжение трудового договора, как основание его прекращения. Ликвидация организации или прекращение деятельности работодателем. Сокращение численности штата работников организации. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Урок - практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

учитель Тютина Л.А.

Цель:

    Закрепить знания, полученные по теме “Трудовое право” (понятия, нормативные документы и т.п.).

    Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.

    Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, выдержки из Трудового Кодекса Российской Федерации, задания (предполагаемые вопросы «клиента», планшеты, сотовые телефоны с выходом в интернет)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Урок начинается с повторения понятий по теме. Класс дает определение следующих понятий:

    Коллективный договор. Трудовой договор?

    Рабочее время и время отдыха?

    Оплата труда. Охрана труда?

    Трудовые споры?

    Ответственность по трудовому праву?

Проблема: Зачем мы изучаем трудовое право? (Ответы учащихся, в том числе и чтобы сдать ЕГЭ)

На экран интерактивной доски выводятся вопросы и задания по теме «Трудовое право» из «Открытого банка заданий» для устных ответов учащихся.

1. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

2. Предприятия различных форм собственности (государственные, акционерные, индивидуальные частные) объединяет необходимость

1) соблюдать трудовое законодательство

2) выпускать ценные бумаги

3) выплачивать собственникам дивиденды

4) выходить на зарубежные рынки

3. Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют

1) тружеником

2) партнёром

3) работодателем

4) работником

4. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.

Б. При приёме на любую работу устанавливается испытательный срок не менее трёх месяцев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.

1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия по сокращению штатов.

2) Работник был уволен за систематическое нарушение им правил внутреннего трудового распорядка на предприятии.

3) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением администрации его не продлевать.

4) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье за прогул.

6. Верны ли следующие суждения о правах работника?

А.К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.

Б.Одно из прав работника получение полной достоверной информации об условиях труда.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет

2) 18 лет

3) 21 года

4) 14 лет

8. Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.

Соглашение сторон, истечение срока, желание работника, спад производства, изменение условий.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

9. В трудовую книжку вносятся

данные о

1) состоянии здоровья

2) семейном положении

3) наградах и поощрениях

4) размере зарплаты

10. Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу

2) в прокуратуру

3) в суд

4) к уполномоченному по правам человека

2. Организация работы в группах

Класс делится на три группы (по геометрическим фигурам, лежащим на парте) У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика, лист с вопросами. Доступ к интернету. Учитель предлагает сыграть в деловую игру «Юридическая консультация». сам выступает в роли клиента юридической консультации.

2. Работа в группе.

Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик решает только одну задачу.

После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд”. Время работы 15-20 минут.

3. Представление результатов работы группы.

Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

4. Оценивание результатов работы.

В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

Задания:

    I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;

    II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;

    III группа – отвечает на вопросы пенсионера.

Вопросы предполагаемых клиентов

I группа

Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?

Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.

5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?

Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?

Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет?

Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?

Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

II группа

Клиент 2. Женщина с несовершеннолетним ребенком

1. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день, если моему ребенку 12 лет?

2. Могу ли я работать на дому?

3. Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?

4. Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?

5. Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера?

6. Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

7. Мой ребенок – инвалид. Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

8. Могу ли я отказаться от командировки?

9. Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?

III группа

Клиент 3. Пенсионер

1. Я работающий пенсионер, мне будут платить пенсию?

2. Меня могут сократить на работе, если я пенсионер?

3. Какие выплаты мне положены, при досрочном расторжении договора, в связи с сокращением штатов?

4. Я как педагогический работник имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии? При каком условии?

5. Куда мне необходимо обратиться, если я желаю досрочно выйти на пенсию?

6. Какие документы необходимо предоставить для досрочного назначения трудовой пенсии?

7. Если я имею удостоверение «Ветеран труда», при выходе на пенсию мне положены социальные льготы, если да, то какие?

8. Отличается ли размер пенсии гражданина, досрочно вышедшего на пенсию, от размера пенсии, которую бы он получал, если бы вышел на пенсию по возрасту?

9. Если мне задержали выплату пенсии, куда я могу обратиться с жалобой?

Дополнительная литература для работы на уроке:

    Федеральные законы по вопросам труда.

    Указы Президента Российской Федерации.

    Постановления Правительства Российской Федерации.

    Нормативно – правовые акты (в том числе местного значения).

Предварительно можно предложить учащимся дополнительное задание опережающего характера.

Задание: Проведите собеседование с родителями и выясните, какие вопросы возникают у них относительного пенсионного обеспечения.

Собранные вопросы могут быть использованы на уроке. Для работы с ними можно создать еще одну группу, предполагаемый клиент – пенсионер.


ПРАКТИКУМ

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ (2014 г.)

Планы з а н я т и й и пра к т и ч е ские з а д а ния со списками ре к о мендо в анной л и тер а т у ры

ТЕМА 1 .

Практическое занятие 1,2.

Раздел №1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права.


  1. Обсуждение контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля:
- Дайте характеристику трудовому праву как самостоятельной отрасли российской правовой системы.

По каким критериям следует отграничивать трудовое право от административного , гражданского и права социального обеспечения?

Что составляет предмет трудового права?

Каковы особенности метода трудового права? В чем проявляются единство и дифференциация трудового права?

Что составляет систему трудового права и трудового законодательства?

Постарайтесь сформулировать основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе.

Определите значение и сформулируйте понятие основных принципов трудового права.

Перечислите виды источников трудового права.

Раскройте правила действия нормативных правовых актов о труде во времени и в пространстве.

Как действуют нормативные правовые акты о труде по кругу лиц? Дайте разграничение общих и специальных норм трудового законодательства.

2. Работа в группах. Группа делится на две подгруппы, одна из которых вырабатывает аргументы и обосновывает необходимость отмены ограничения применения труда женщин на подземных работах, доказывая дискриминационный характер запретов, а другая вырабатывает аргументы и обосновывает необходимость сохранения таких ограничений. Во время работы в группах должны быть выработаны контраргументы для опровержения доводов другой стороны.

3. Решение задач и проблемных ситуаций. При оформлении результатов анализа следует указать: номер статьи Трудового кодекса РФ и выдержку из нее, где содержится отсылка к соответствующему акту; полное наименование, дату принятия и номер федерального закона и акта Правительства РФ.

Зад а ча 1. Иванов, будучи учредителем и участником ООО «Старк», выходя из общества, обратился к исполнительному директору с просьбой о внесении периода его деятельности по созданию общества и пребывания в числе участников в трудовую книжку с тем, чтобы это время было включено в трудовой стаж. У руководителя кадровой службы возникли сомнения о возможности включения указанного периода в трудовой стаж. Иванов настаивая на своей просьбе, указал, что, являясь участником ООО «Старк», он неоднократно выполнял различные работы в интересах общества: осуществлял коммерческое посредничество, участвовал в деловых переговорах, доставлял на своем личном автомобиле руководителей к месту переговоров, ездил за документами и т. п. Какова правовая природа отношений Иванова и ООО «Старк»? Правомерно ли требование Иванова?

Зад а ча 2. Индивидуальный предприниматель Сергеев осуществляет деятельность, связанную с реализацией продуктов питания. В сентябре Сергеев заболел, и его родственник выразил желание оказать ему помощь и осуществлять продажу продуктов питания в период заболевания Сергеева. Индивидуальный предприниматель Сергеев и его родственник заключили гражданско-правовой договор, в силу которого родственник безвозмездно осуществляет продажу продуктов питания индивидуального предпринимателя. Условиями указанного договора предусмотрено, что родственник индивидуального предпринимателя осуществляет торговлю в течение всего времени работы магазина , находится в магазине каждый день - 5 дней в неделю по 8 часов.

Включаются ли данные отношения в предмет трудового права? Назовите признаки трудовых правоотношений.

Зад а ч а 3 . Директор завода, в связи с падением объемов производства, организовал бригаду из ранее уволенных работников, для выполнения ремонтно-строительных работ вне территории завода. Договор был заключен лишь с бригадиром, который получал вознаграждение и перераспределял всю сумму между членами бригады. По истечении 10 месяцев работы, бригадир обратился в профсоюз с просьбой разъяснить, в каких отношениях бригада состоит с заводом и полагается ли им компенсация за неиспользованный отпуск.

Составьте ответ заявителю от имени профсоюза.

Зад а ча 4. Яковлева работала в организации уборщицей, получая оплату не реже одного раза в месяц. Она выполняла работу в установленные часы: часть помещений по указанию начальника АХО убирала до начала, а остальные – по окончании рабочего дня организации. Через два года Яковлева обратилась с заявлением о предоставлении ей ежегодного отпуска. Директор организации отказал Яковлевой в предоставлении отпуска, ссылаясь на то, что она работает по договору подряда; трудовой договор с ней не заключался и приказ о приеме на работу не издавался, поэтому у нее права на отпуск. В каком правоотношении состоит Яковлева с организацией? Дайте правовую оценку действиям директора.

Зад а ча 5. Для строительства магазина были приняты 7 человек по срочному трудовому договору и 5 человек по договору подряда. Через 11 месяцев граждане, работающие по договору подряда, потребовали предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Руководитель в предоставлении отпуска отказал, мотивируя тем, что ГК РФ не предусматривает предоставление отпуска. Возник спор, договоры подряда были расторгнуты. Работники подали исковые заявления о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального ущерба. Назовите отличие трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда граждан. Составьте решение суда.

Зад а ча 6 . Определите, какие правоотношения возникают в следующих случаях:

а) гражданин в возрасте 17 лет в соответствии с направлением государственной службы занятости обратился к работодателю, указанному в направлении, в целях трудоустройства;

б) государственный инспектор установил , что в ОАО работникам, поступившим на работу, предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск через 11 месяцев работы;

в) генеральный директор направил представителей в комиссию по трудовым спорам;

г) профсоюзный комитет предприятия, как выборный орган первичной профсоюзной организации, рассматривает обращение работодателя о расторжении трудового договора с инженером технического отдела по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Зад а ча 7 . Индивидуальный предприниматель заключил соглашения: с Зайцевым - о выполнении им обязанностей охранника членов семьи предпринимателя, а с Волковым - о выполнении обязанностей вахтера. В какие правоотношения с индивидуальным предпринимателем вступили Зайцев и Волков?

Зад а ча 8 . В трудовых договорах граждан, работающих у работодателя – физического лица, зафиксировано, что им предоставляется ежегодный 20-дневный оплачиваемый отпуск летом и 10-дневный, неоплачиваемый отпуск зимой. Соколов потребовал предоставления 28-дневного оплачиваемого отпуска.

Включаются ли в предмет трудового права отношения по применению труда граждан у работодателей – физических лиц? Составьте заключение юрисконсульта.

Зад а ча 9 . Сурков работающий по договору подряда в ООО «Свет», написал заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании Конвенции МОТ № 52 (1936 г.) «Об ежегодных оплачиваемых отпусках». Директор ООО в предоставлении отпуска отказал, ссылаясь на ст.37 Конституции РФ. Сравните Конвенцию МОТ № 52, Конституцию РФ и Трудовой кодекс РФ. Какие источники права подлежат применению при рассмотрении спора?

Составьте решение комиссии по трудовым спорам.

Зад а ча 10 . Орган исполнительной власти субъекта РФ принял нормативный акт, увеличивающий выплаты при увольнении работников по сравнению с федеральным уровнем.

Допустимы ли такие действия органа исполнительной власти субъекта РФ с точки зрения законодательства РФ? Назовите особенности разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Зад а ча 11 . Антонов был уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии. В суде работник заявил, что распил спиртные напитки на рабочем месте после окончания работы. В решении суда содержатся ссылки на п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которому допускается увольнение за появление работника в нетрезвом состоянии в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей.

Какие виды толкования норм права вы знаете? Какой вид толкования норм права применил Верховный суд? Является ли Постановление Пленума Верховного Суда источником права?

Зад а ча 12 . Руководитель организации единолично внес изменения в правила внутреннего трудового распорядка, касающиеся изменений режима работы организации, мотивируя свое решение отсутствием профкома, что привело к возникновению коллективного трудового спора.

В каком порядке принимаются и изменяются правила внутреннего трудового распорядка? Составьте заключение юрисконсульта.

Зад а ча 13 . Петров в рабочее время изготавливал инвентарь для собственной дачи, допустив порчу оборудования организации. Учитывая, что ущерб нанес при самовольном использовании технических средств организации, работодатель включил в размер ущерба, подлежащего возмещению, упущенную выгоду (неполученные доходы) на основании Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб , причиненный организации. В судебном заседании представитель ответчика заявил, что включение в размер ущерба упущенной выгоды недопустимо, так как Трудовой кодекс РФ предусматривает возмещение только прямого действительного ущерба, и подлежит применению как нормативный как высшей юридической силы.

Какой нормативный акт подлежит применению при вынесении решения суда?

Зад а ча 14 . Коммерческая организация в трудовых договорах со своими работниками предусматривает условие, что работник в случае досрочного расторжения трудового договора по собственной инициативе, во-первых, выплачивает работодателю неустойку в размере 30 тыс. руб., во-вторых, не вправе устраиваться на работу в организацию с аналогичным профилем работы.

Зад а ча 15 . В организации в целом и в ее обособленном структурном подразделении заключены отдельные коллективные договоры. Коллективный договор организации предусматривает большие размеры стимулирующих выплат (премий) по сравнению с коллективным договором ее филиала.

Какой коллективный договор подлежит применению для оплаты труда работников филиала? Охарактеризуйте особенности коллективного договора как источника трудового права.

Зад а ча 16. Для учета мнения первичной профсоюзной организации в профсоюзный комитет ООО «Кедр» поступил разработанный работодателем проект локального нормативного акта. Этот проект содержал следующие положения: работодатель выплачивает заработную плату один раз в месяц, 25 числа; право на отпуск работника наступает только после года непрерывной работы; в целях экономии фонда оплаты труда сверхурочные работы оплачиваются в одинарном размере; работодатель имеет право снижать до 50 процентов заработную плату работнику, который нарушил трудовую дисциплину или некачественно выполнил работу; на работе работники должны носить униформу с символикой фирмы, в случае нарушения этого требования работнику объявляется выговор и из его зарплаты взыскивается штраф в размере 2 тыс. руб.

Определите, соответствуют ли названные пункты локального акта положениям трудового законодательства. Какова роль профсоюза при принятии локальных актов в организации? Какие действия может предпринять профсоюз в данном случае?

Зад а ча 17 . Рассмотрите ситуации с позиции нормативных требований к порядку принятия и введения в действие локальных нормативных актов.

На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?

Работники организации не являются членами профсоюза и первичная профсоюзная организация не сформирована. Правомерно ли в такой ситуации принятие работодателем локального нормативного акта (например, положения о профессиональном развитии персонала), определяющего формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников без учета мнения работников?

Работодатель разрабатывает проект правил внутреннего трудового распорядка. В организации отсутствует первичная профсоюзная организация, однако работниками на общем собрании был избран представитель. Необходимо ли направлять указанному представителю в соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ проект правил для учета его мнения?

Руководитель организации единолично внес изменения в Правила внутреннего трудового распорядка, касающиеся изменений режима работы организации и введения дресс-кода. Правомерны ли действия руководителя организации? Опишите порядок внесения изменений в содержание локального нормативного акта.

Зад а ча 18. В трудовом договоре и должностной инструкции работника (продавца), принятого на работу с испытательным сроком три месяца, отсутствует указание на обязанность вежливого обращения с клиентами. Вправе ли работодатель уволить работника до истечения срока испытания в случае поступления от клиентов жалоб на грубость работника? Дайте характеристику должностной инструкции , назовите особенности разработки и принятия этого документа. Охарактеризуйте функции и назначение должностной инструкции.

Зад а ча19 . Гражданка Сидорова была принята водителем грузовой машины грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Профком потребовал прекращения трудового договора по причине нарушения работодателем правил охраны труда. Сидорова написала жалобу в вышестоящий профком, указав, что трудовым законодательством запрещается дискриминация по половому признаку, так как установлен принцип равенства мужчин и женщин. Составьте ответ профкома.

Зад а ча 20 . Гражданину Васильеву, имевшему регистрацию в г. Златоусте, отказали в трудоустройстве в г. Челябинске по факту отсутствия челябинской регистрации. Васильев обжаловал отказ в суд, ссылаясь на то, что работодателем нарушен принцип равенства прав граждан. Раскройте содержание принципа равенства граждан в трудовом праве, укажите нормы, в которых реализуется этот принцип. Разрешите спор по существу.

Зад а ча 21 . В консалтинговом агентстве открылась вакансия на должность регионального менеджера финансовой службы. К соискателям на вакантную должность предъявляются следующие требования:

− мужчина, возраст 27-40 лет;

− стаж работы по данной специальности не менее 5 лет, желательно, непрерывный;

− предыдущее место работы – крупная организация;

− увольнение с прежнего места работы по уважительной причине (не по виновным обстоятельствам);

− высшее образование, обязателен диплом одного из ведущих отечественных государственных университетов (заявления выпускников институтов и университетов не имеющих государственной аккредитации не рассматриваются), средний балл оценок по дисциплинам – 4,5; наличие дополнительных сертификатов по специальности приветствуется;

− знание иностранного языка и владение компьютером;

− инициативность, коммуникабельность;

− наличие прописки в данном населенном пункте;

− отсутствие вредных привычек и проблем со здоровьем;

− наличие автомобиля;

− отсутствие задолженностей по кредитам;

− отсутствие судимостей, связей с криминалитетом (проверка осуществляется службой безопасности организации).

Определите правомерность требований, предъявляемых к кандидатам на вакантную должность. Как соотносится каждое из указанных требований с принципами трудового права? Результат оформите в виде таблицы.

Зад а ча 22 . В ООО «ТурАгенство» в пределах установленной квоты был принят на работу гражданин Сидоров, являющийся инвалидом 2 группы. В ООО действует система премирования , установленная локальным актом, однако в трудовой договор, заключенный с Сидоровым соответствующий пункт о выплате премий со ссылкой на положение о премировании включен не был, вследствие чего премии, полагающиеся всем другим работникам, в отношении него не исчислялись и не выплачивались. На вопрос Сидорова, чем же объясняется такой подход, ему пояснили, что поскольку в связи с состоянием здоровья он может выполнять должностные обязанности лишь в ограниченном объеме (в том числе не сможет работать сверхурочно, в праздничные и выходные дни и пр.), организация не распространила на него систему премирования.

Определите правомерность указанного решения.

Зад а ча 23 . На стенде перед входом в организацию по обслуживанию железнодорожного транспорта вывешено объявление о приглашении на работу мужчин, имеющих справку о состоянии здоровья и соглашающихся пройти профессиональный отбор.

Определите свою позицию и поясните, соответствуют ли эти требования принципу свободы труда и запрещению дискриминации, раскройте их содержание.

Зад а ча 24 . Один из сотрудников ООО «Техсбыт» был случайно замечен на чужом объекте. После проверки службой безопасности оказалось, что этот работник не только работает по совместительству в компании конкурента, но и берёт дополнительные вознаграждения с клиентов ООО «Техсбыт» за свои услуги. В связи с этим работника уволили из ООО «Техсбыт».

Ссылаясь на принципы трудового права, определите правомерность действий работника и его работодателя.

Зад а ча 25 . В соответствии с приказом руководителя организации (ООО) работники организации могут раз в год в выходной день, определяемый руководителем организации, привлекаться для участия в субботнике, а именно производить уборку мусора с территории организации , посадку цветов, мытье окон и т.п. Участие в субботнике является общественной нагрузкой и не оплачивается.

Правомерно ли применение подобного приказа? Может ли привлечение к участию в подобном субботнике быть признано принудительным трудом? Раскройте содержание принципа запрещения принудительного труда.

Зад а ча 26. На форуме в интернете был задан вопрос:

«Предприятие собирается направить работника на курсы повышения квалификации с условием, что по окончании курсов, которые будут оплачены предприятием, работник не уволится в течение пяти лет. Сертификат о прохождении курсов не выдается. Может ли работник отказаться от прохождения курсов или уволиться по окончании, и каковы будут последствия?»

Проанализируйте ситуацию с точки зрения принципов трудового права.

Зад а ча 27 . Дайте правовую оценку указанным положениям локальных актов:

Индивидуальный предприниматель - работодатель издал приказ о повышении с 1 января размеров должностных окладов части штата работников, показывающей, по его мнению, наилучшие результаты в работе;

В организации локальным актом установлен размер суточных для работников, направляемых в командировки, в зависимости от должности, занимаемой работником;

Работодатель для мотивации работников издал локальный акт, в котором закрепил положение, согласно которому некурящим работникам полагается пять дней дополнительного оплачиваемого отпуска;

Работодатель принял локальный нормативный акт, положениями которого предусмотрен запрет работникам осуществлять трудовую деятельность у конкурентов организации-работодателя после прекращения срока действия трудового договора в течение определенного срока (приведен список соответствующих организаций). В чем различие дифференциации в регулировании условий труда и дискриминации в сфере труда?


  1. Решение тестовых заданий их сборника проверочных тестов по трудовому праву по темам для осуществления контроля, за изучением раздела.

Вопр о с ы и задания для с а м остоятельной работы


  1. Тенденции в развитии предмета трудового права в современных условиях.

  2. Понятие рынка труда в современных условиях.

  3. Изменение метода трудового права в современных условиях.

  4. Взаимодействие и взаимозависимость отраслей российского права, регулирующих отношения, связанные с трудом.

  5. Предмет и система трудового права как науки и учебной дисциплины.

  6. Конспект определения трудового права как самостоятельной отрасли российского права (не менее трех позиций ученых).

  7. Составьте таблицу, в которой отражаются институты общей и особенной части трудового законодательства.

    Общая часть

    Особенная часть

  8. Особенности действия в сфере российского трудового прва принципов права , общих для всей системы права России, а также действующих на межотраслевом уровне.

  9. Конспект монографии Г.Х. Шафиковой, М.С. Сагандыкова «Конституционные принципы регулирования труда в Российской Федерации» (§ 3 главы I и § 1 и 2 главы III).

  10. Конспект автореферата на соискание ученой степени кандидата юридических наук Е.М. Офман «Злоупотребление правом субъектами трудовых отношений» (Екатеринбург, 2006).

  11. Выписать дискриминационные объявления о приеме на работу, данные работодателями в СМИ.

  12. Анализ актов высших судов Российской Федерации (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ), свидетельствующих о формировании принципа недопустимости злоупотребления правом субъектами трудовых отношений (не менее двух).

  13. Анализ постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

  14. Конспект автореферата на соискание ученой степени доктора юридических наук Е.А. Ершовой «Источники и формы трудового права в Российской Федерации» (М., 2008) об установлении авторской концепции системы источников и форм российского трудового права (стр. 5 -11).

  15. Анализ трудового законодательства Челябинской области.

  16. Действие источников трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц.

  17. Сравнительный анализ Устава о промышленном труде 1913 г., КЗоТ России 1918, КЗоТ РСФСР 1922, КЗоТ РСФСР 1971 г. и Трудового кодекса РФ.

  18. Проведите анализ бланкетных норм Трудового кодекса РФ с указанием нормативных актов, к которым они отсылают (федеральный закон, указ Президента РФ, акт Правительства РФ или ведомства, коллективный договор или соглашение, локальный акт и т.п., с его полным наименованием, датой принятия и номером).

  19. Укажите перечень статей, содержащих отсылки на локальные акты по следующей таблице.

Список ре к о ме н до в анной л и т е р а т у ры

Но р м а т и вные пра в овые акты

Литература

Практическое занятие 3,4.

Посвящается светлой памяти нашей коллеги – Александры Афанасьевны Абрамовой

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для проведения семинарских (практических) занятий по российскому трудовому праву. Содержание Практикума соответствует программе курса «Трудовое право» для студентов юридических факультетов университетов.

При изучении разделов Практикума студентам следует уделить особое внимание тенденциям развития трудового права в современных условиях формирования рыночной экономики и функционирования рынка труда. В этой связи на практических занятиях, связанных с изучением курса, рассматриваются теоретические положения, студенты готовят аннотации опубликованных научных статей, доклады, рефераты по наиболее важным проблемам трудового права в нашей стране и, по возможности, по проблемам сравнительного правоведения, участвуют в диспутах.

Вместе с тем, студенты должны выработать практические навыки и умения в применении норм трудового права. При решении практических задач (казусов) студенты должны научиться работать не только с нормативными актами, но и уметь применять судебную практику. Поэтому в каждом разделе учебного пособия, кроме специальной юридической литературы, названы важнейшие нормативные акты, а в ряде разделов – материалы судебной практики.

В процессе решения задач (казусов) студент должен уяснить круг требований сторон трудовых отношений (работника и работодателя), уметь определить подведомственность трудового спора, затем найти норму трудового права, относящуюся к данному спору, ознакомиться с судебной практикой, установить фактические обстоятельства, сопоставив их с выбранной нормой трудового права, и, наконец, решить дело по существу – дать ему правовую квалификацию от имени властного правоприменительного органа (комиссии по трудовым спорам, судебных органов и др.)

Выбор задач и их количество при изучении Особенной части российского трудового права осуществляется преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе, в зависимости от количества часов, утвержденного кафедрой для каждой темы.

Список специальной литературы дан значительно шире, чем предусмотрено программой, и без разбивки ее на обязательную и на дополнительную. Рекомендации по ознакомлению и изучению специальной юридической литературы по каждой теме даются руководителем семинарского (практического) занятия в соответствии с решением кафедры.

Следует иметь в виду, что в Практикуме приведены лишь важнейшие нормативные акты, которые не исключают, а, наоборот, предполагают при решении задач (казусов) использование других нормативных актов. Что касается иных, не приведенных в Практикуме нормативных актов, то их тексты студентам рекомендуется найти самостоятельно либо в компьютерных юридических базах данных («КонсультантПлюс», «Гарант»), либо в сборниках нормативных актов по трудовому законодательству, в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ); в Российской газете, Парламентской газете, и др.

По всем разделам курса «Российское трудовое право» рекомендуется изучить Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними (производные от них) отношения, а в случае необходимости – международно-правовые акты.

Руководящие акты судебной практики также включены в компьютерные базы данных, а официально они публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации в разделе по гражданским делам.

При подготовке к занятиям следует использовать учебники и учебные пособия для студентов юридических вузов, изданные в последнее время. Кафедра трудового права юридического факультета МГУ рекомендует учебник для вузов «Трудовое право России» под ред. проф. А.М. Куренного (М.: Изд. дом «Правоведение», 2008). Студенты могут пользоваться и другими учебниками и учебными пособиями по рекомендации преподавателя и по своему выбору, но более позднего издания. Следует учитывать, что со временем учебный материал устаревает в связи с происходящими изменениями в трудовом законодательстве и новыми тенденциями в развитии науки трудового права.

В последние годы изданы следующие учебники для вузов:

Трудовое право России / Под ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М., 2007; Трудовое право России / Под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова. – М., 2008; Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. – М., 2008; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. – Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть: Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009; Миронов . В.И. Трудовое право. – СПб.: Питер, 2009; Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М., Юрист. 2003.

Дополнительная информация может быть получена также в комментариях к законодательству о труде, опубликованных как в Москве, так и в других городах России. Эти издания, как правило, не упоминаются в списках литературных источников по каждой теме курса, за исключением тех книг, которые тематически специализированы по отдельным разделам курса. Например, можно использовать дополнительно к учебникам и учебным пособиям: Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., 2007; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гладков Н.Г., Снигирева И.О. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова. – М., 2009; Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.Л. Сафонов. – М., 2006.

Если студентам потребуется более обширная информационная база (для подготовки курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов), они могут воспользоваться уникальными изданиями, подготовленными профессором А.К. Безиной: Трудовое право. Указатель литературы. 1917-1969. – Казань, 1971; Трудовое право. Указатель литературы. 1970-1975. – Казань, 1978; Трудовое право.

Указатель литературы. 1976-1980. – Казань, 1984; Трудовое право. Указатель литературы. 1981-1985. – Казань, 1989; Трудовое право. Библиографический указатель литературы 1986-2006 гг.: В 2 ч. – Казань, 2008.

Кроме того, значительное количество комментариев содержится в правовых базах («КонсультантПлюс», «Гарант»).

Кафедра трудового права Юридического факультета Московского Государственного университета желает вам успеха в изучении юридических дисциплин, включая такую важную в условиях становления рынка труда отрасль, как трудовое право.

Раздел 1
Предмет, метод и система российского трудового права

Методические указания

При изучении данной темы, студентам, прежде всего, необходимо разобраться в такой важной экономической и правовой категории, как «труд », уяснить его роль в развитии общества, понять какие общественные отношения в сфере применения труда регулируются нормами права вообще, и трудового права в частности. Кроме того, чрезвычайно важно разобраться в критериях отграничения данной отрасли права от других отраслей российского права. Этими критериями, по общему правилу, являются предмет и метод правового регулирования конкретных общественных отношений.

Является ли труд товаром? Вправе ли государство вмешиваться в процесс реализации своими гражданами их способностей к труду? Какие общественные отношения в сфере труда являются предметом регулирования такой отрасли российского права, как трудовое? На эти вопросы следует найти ответы при изучении данной темы.

Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе, однако такое положение дел сложилось далеко не сразу и в качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.

Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.

В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения появились в конце XIX в., однако в то время нельзя было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Но уже в начале XX в. имелся достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений. Так, в Своде законов Российской империи в редакции 1913 г. положения нормативных актов, регулирующих вопросы применения труда в промышленности, были объединены в специальный единый акт – Устав о промышленном труде, который стал основным источником фабрично-заводского законодательства России.

Одним из первых кодифицированных актов Советской Республики стал Кодекс законов о труде (далее – КЗоТ ) 1918 г. Затем, в годы НЭПа, был принят КЗоТ 1922 г. В 1970 г. был принят новый кодифицированный акт – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, на базе которых были приняты кодексы законов о труде (в РСФСР – КЗоТ 1971 г., просуществовавший 30 лет).

30 декабря 2001 г. Президентом Российской Федерации был подписан Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) , который вступил в действие с 1 февраля 2002 г. Проводящееся в настоящее время реформирование российского трудового права призвано создать условия для эффективного функционирования механизма правового регулирования трудовых отношений.

Трудовое право с самого своего появления имело социальное назначение . Это объясняется тем, что задачей этой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой – необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, специфические именно для нее. В науке трудового права традиционно различают техническую и социальную (общественную) организацию труда.

Техническая организация труда означает воздействие человека на природу и ее предметы материальными средствами и техническими приемами. Она отражается и закрепляется в технических нормах. Элементы технической организации труда анализируются в учебниках по трудовому праву.

Но в процессе труда люди находятся не только в определенных отношениях с природой, предметами труда, но и в тех или иных волевых общественных отношениях, связанных с процессом труда (в различных вариантах). Подобного рода отношения образуют целую систему, составные части которой характеризуют различные аспекты применения наемного труда, в целом же они составляют основу социальной (общественной) организации труда. Этот аспект организации труда предопределяется, в значительной степени, формами собственности, существующими в обществе на каждом этапе его развития.

Правовой формой социальной (общественной) организации труда является общественно-трудовое отношение . Это такого рода общественное отношение, в которое работник вступает в связи с применением своих способностей к труду, а работодатель – в связи с использованием этих способностей, т. е. чужого труда.

Трудовое право регулирует вопросы именно социальной (общественной) организации труда во всем ее многообразии. В систему общественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Исходя из того, что весь комплекс общественно-трудовых отношений и составляет предмет трудового права, можно дать его определение: предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использованием наемного труда , они возникают между наемными работниками и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а также государство в лице своих органов).

Студенты должны знать, что, помимо собственно трудовых отношений, в предмет трудового права входят и другие, тесно с ними связанные и производные от них общественные отношения. Сегодня круг этих отношений определен на законодательном уровне – в ст. 1 ТК РФ, в соответствии с которой к ним относятся следующие отношения:

по организации труда и управлению трудом;

по трудоустройству у конкретного работодателя;

по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у конкретного работодателя;

по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

по разрешению трудовых споров;

по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наемных работников.

Трудовые отношения сами по себе достаточно противоречивы – в их рамках можно обнаружить как взаимные интересы сторон, так и противоречие этих интересов, как «производственные», так и «социальные» их аспекты. Противоречие этих элементов – неизбежно, оно заложено в природе трудовых отношений.

Следует обратить внимание на то, что ТК РФ (ст. 15) дает легальное определение трудовых отношений , понимая их, как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Студентам необходимо уяснить характерные признаки предмета трудового права, которые традиционно называются в учебной и научной литературе. Так, трудовые отношения возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, с применением живого труда и с созданием материальных и духовных благ; для них характерно включение исполнителя работы в трудовой коллектив конкретной организации с вытекающими отсюда подчинением внутреннему трудовому распорядку; они являются отношениями возмездными (т. е. работники – участники этих отношений имеют право на получение за свой труд заработной платы); наконец, они носят исключительно личный характер (в них возможно лишь личное использование работником своих способностей к труду).

В целом такой подход оправдан, в то же время следует уточнить некоторые нюансы, которые необходимо учитывать в случае возникновения спора в целях определения предмета правового регулирования и применения соответствующего законодательства.

Наиболее общим критерием отграничения отношений, регулируемых трудовым правом (трудовых отношений) является то, что они являются отношениями наемного труда . Важной характеристикой наемного труда является тот факт, что он является трудом несамостоятельным (в международно-правовой терминологии существует термин «dependensy» (зависимость), помогающий во многом определить суть наемного труда).

Рабочей силой наемного работника распоряжается не он лично, а работодатель (собственник или его представитель – например, в лице должностных лиц, наделенных для этого специальными полномочиями). То же относится и к предмету деятельности этого наемного работника. Это значит, что при наемном труде мы всегда вынуждены констатировать противостояние двух сторон трудового отношения – работника и работодателя, а также наличие необходимости подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, устанавливаемым работодателем.

Уяснив предмет трудового права, можно переходить к изучению метода правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Метод отрасли права показывает то, как, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование отношений, входящих в ее предмет. Он характеризуется следующими признаками: порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; общим юридическим положением участников правоотношений; характером установления прав и обязанностей сторон правоотношений; средствами, обеспечивающими защиту их прав и исполнение обязанностей (санкций).

Теория права знает такие основные средства правового регулирования, как предписания, запреты и дозволения, а также такие приемы как императивное и диспозитивное регулирование.

Рассматривая вопрос о методе трудового права, следует иметь в виду, что существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений – публично-правовой и частно-правовой. Оба эти метода могут быть использованы при реализации гражданами России своего конституционного права на труд. Если они реализуют его, заключая гражданско-правовые договоры, то при регулировании возникающих правоотношений применяется частно-правовой метод. Если же они реализуют данное право в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов.

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: имущественный, управленческий и охранительный , то особенности каждого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, накладывает своеобразный отпечаток на его метод.

В первую очередь следует учитывать следующие особенности метода правового регулирования трудовых отношений (метода трудового права):

сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;

сочетание единства и дифференциации правового регулирования, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий работников (по объективному или субъективному критериям);

договорный способ установления и изменения трудовых отношений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);

социальное партнерство (достаточно широкое участие представителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);

специфику защиты трудовых прав участников трудовых отношений, находящую свое отражение в механизме осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Изучение предмета и метода отрасли права должно привести студентов к выводу, что трудовое право – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, составляющих определенную целостную систем у, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой отраслью права общественных отношений.

Следует иметь в виду, что, как и в большинстве отраслей права, в трудовом праве выделяется Общая и Особенная части, каждая из которых охватывает определенные институты отрасли и регламентирует определенный круг вопросов.

Наряду с системой трудового права как отрасли правовой системы, можно констатировать наличие системы науки трудового права, которую также можно разделить на Общую и Особенную части.

Студенты должны уяснить, что одним из принципиальных как с теоретической, так и с практической точек зрения является вопрос о месте трудового права в системе российского права и отграничении его от смежных отраслей .

Эффективность правовых норм обычно проверяется на «Оселке конфликта». Пока нет конфликта, общественные отношения нередко могут регулироваться вовсе без применения норм права или с нарушениями этих норм. Но как только возникает конфликт, как только он достигает стадии, на которой необходимо вмешательство специальных органов, обладающих полномочиями по разрешению данного конфликта, так перед этими органами с необходимостью встает вопрос – к какой отрасли права относятся общественные отношения, ставшие предметом спора? Какими методами эти отношения регулируются на стадии их возникновения, развития и собственно разрешения конфликта?

Вопрос определения отрасли законодательства, регулирующего отношения, связанные с трудовой деятельностью человека, имеет важное практическое значение, так как от этого зависит рассмотрение вопроса об ответственности сторон договора в случае конфликта.

Говоря о месте трудового права в системе российского права, следует отталкиваться от положений теории права, в соответствии с которыми, наиболее крупное разделение отраслей в российской правовой системе заключается в разделении на публичное и частное право. Трудовое право является комплексной отраслью, соединяющей в себе как публично-правовые, так и частно-правовые начала.

Наибольшую актуальность сегодня представляют вопросы, связанные с отграничением трудового права от гражданского .

Рассматривая отличия в регулировании общественных отношений нормами гражданского и трудового права следует уяснить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71), а трудовое – в совместном ведении Федерации и ее субъектов (ст. 72). Существующие различия в предмете регулирования двух отраслей права констатируются и на уровне Классификатора правовых актов, утв. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. (в ред. от 28 июня 2005 г.).

При разграничении этих отраслей права следует, прежде всего, иметь в виду, что в предмет гражданского права составляет две группы отношений. Во-первых, это – имущественные отношения, возникающие между людьми по поводу имущества – материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Во-вторых, это – личные неимущественные отношения, возникающие по поводу неимущественных (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к другим. Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это – частные отношения, возникающие между субъектами частного права.

Предметом же трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения; предметом трудовых отношений – процесс труда, живой труд; предметом гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, – овеществленный труд, продукт труда (его результат).

Изменение методов государственного влияния на национальную экономику, отказ от применения чисто административных рычагов, расширение частно-правовых начал в регулировании широкого круга проблем, привело к созданию новой, по сравнению с еще недавно существовавшей, ситуации. В то же время, это существенное изменение ситуации нередко приводит к другой крайности – иллюзиям, что наемный труд во многом подпадает под сферу действия гражданского права с его принципом свободы договора. Такой подход может иметь далеко идущие последствия для огромного количества людей, так как в любой стране большинство работоспособных граждан зарабатывают себе на хлеб, работая именно в качестве наемных работников! Так будет и впредь, и это вполне естественный процесс, о чем свидетельствует весь мировой и отечественный опыт.

При наличии существенных различий трудовое и гражданское право имеют некоторые «пограничные» институты, входящие в предмет обеих отраслей (например, ответственность за повреждение здоровья работника на производстве).

Гражданин, одновременно являющийся собственником и работающий, например, в обществе с ограниченной ответственностью, или имеющий акции акционерного общества, в котором он работает, как правило, имеет двойной статус , который следует четко различать.

С одной стороны, он имеет статус собственника или акционера, дающий ему право и возможность реализовать как минимум три основных полномочия, принадлежащие только собственнику:

право на участие в управлении делами общества (в соответствии с учредительными документами, видом и количеством имеющихся у него акций);

право на дивиденды (если они будут);

право на ликвидационную квоту (чего лишен обычный наемный работник).

С другой стороны, он может иметь статус работника, вступившего в трудовые отношения, заключившего трудовой договор с работодателем и взявшего на себя при этом определенные обязанности (как и другая сторона этого договора).

Главным критерием в данном случае можно считать включение гражданина в трудовой коллектив, занятие им определенной должности, согласно штатному расписанию, и выполнение любой работы по этой должности в соответствии с определенной специальностью и квалификацией, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ в личном качестве (личным трудом).

Участник общества с ограниченной ответственностью одновременно является его работником, если отношения с обществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь внесением вклада в уставный капитал общества и участием в распределении прибылей.

Это положение подтверждается и складывающейся судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая одно из дел, сделал вывод о том, что, например, отношения участников товарищества с ограниченной ответственностью (так называлась эта организационно-правовая форма на момент спора), основанные на личном труде, регулируются нормами трудового законодательства.

В принципе, во всех странах доля «чистых» собственников сравнительно невелика. Большинство населения предпочитает работать в качестве наемных работников, получая за это гарантированную оплату труда и решая другие социальные вопросы, но, не беря на себя при этом риск и ответственность в полном объеме. Но и тем, и другим практически невозможно обойтись без применения норм трудового права – одни нанимают на работу, другие – нанимаются, но обе категории граждан при этом должны определять свои взаимоотношения. Это и помогает им сделать трудовое законодательство.

В настоящее время появились некоторые научные изыскания, которые объясняют необходимость «экспансии» гражданского права в трудовые отношения. Применение гражданско-правовых договоров как универсального способа регулирования трудовых отношений авторам этих идей представляются панацеей.

На практике также приходится встречаться с попытками облечь трудовые отношения в гражданско-правовую форму. И нередко у человека нет выбора – он вынужден соглашаться на работу при любых условиях.

Но человек – не лопата, которую можно выбросить, если она сломается. Цивилизованное общество должно предусмотреть меры его социальной и правовой защиты. Рынок сам по себе не содержит социальных гарантий, защищающих человека труда, их система должна быть разработана на государственным уровне и реализована под контролем государства. Именно поэтому определение предмета трудового права и отграничение его от гражданского права имеет практическое значение.

В ряде случаев гражданин может реализовать свое право на труд, например, в рамках гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и т. п.), однако при этом его правовое положение будет существенно отличаться от правового положения в рамках трудовых отношений.

Это становится ясным при сравнении целого ряда позиций, составляющих содержание этих договоров, входящих в предмет разных отраслей законодательства. Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения критериев, позволяющих достаточно четко отграничить трудовые отношения от гражданских, связанных с применением труда.

Первым критерием является характер выполняемой работы . Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Договоры такого типа применяются, как правило, при выполнении конкретных (как правило, разовых) работ, в отличие от трудового договора, когда работник состоит с нанимателем (работодателем) в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью. Естественно, правовой статус подрядчика (если он является физическим лицом), также реализующего свое право на труд, будет отличаться от статуса наемного работника.

Вторым критерием отграничения может быть назван вопрос свободы сторон при заключении договора . При заключении гражданско-правовых договоров эта свобода практически абсолютна (при условии соблюдения интересов государства и третьих лиц). При заключении трудового договора эта свобода ограничена рамками законодательства (в соответствии со ст. 8, 9, 50, 57, 74 ТК РФ условия нормативных актов и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными и не подлежат применению).

Третий критерий – предоставление отпусков, выходных дней и т. д. Время отдыха лиц, работающих по трудовым договорам, порядок его предоставления гарантировано законодательством (в том числе и Конституцией РФ – ст. 37). При заключении гражданско-правовых договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, не оговариваются.

Четвертый критерий – это социальное обеспечение в период работы (пособие по временной нетрудоспособности и т. п.). Для лиц, работающих по трудовым договорам, оно гарантируется законодательством. При заключении гражданско-правовых договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, также не оговариваются.

В текст Кодекса после его принятия неоднократно вносились изменения, последние – 25 ноября 2009 г.

См.: Гражданское право: В 4 т. – Т. I. Общая часть: Учеб. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. ХХХ (М., 1998. – С. 33, 34).

Задача 1. В поисках работы в службу занятости обратилась Попова в возрасте 56 лет. Не подобрав подходящую работу, служба занятости отказала ей в признании безработной, так как она должна получать трудовую пенсию по старости. Попова не согласилась с таким решением, поскольку за назначением пенсии не обращалась, рассчитывая найти работу и накопить страховой стаж, дающий право на максимальную пенсию. Должна ли Попова быть признана безработной? Какую социальную поддержку она может получить службе занятости?

Задача 2. Объявление о приеме на работу: «Требуется секретарь женского пола приятной наружности в возрасте не старше 25 лет, не имеющая вредных привычек, владеющая навыками работы на компьютере и двумя иностранными языками (желательно английским и французским). Обязательно наличие российского гражданства, высшего образования и прописки (регистрации) в данной местности. Необходимо представить рекомендацию от работодателя с последнего места работы и справку о доходах. Соответствуют ли требования, изложенные в объявлении законодательству РФ?

Задача 3. Тимин обратился в суд с иском о восстановлении на работе, считая свое увольнение по пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ незаконным. В судебном заседании Тимин с помощью своих друзей, работающих в этой же организации, и лечащего врача доказывал, что он был на работе в трезвом виде, а его необычное состояние (покраснение глаз, дрожащие руки, нетвердая походка) было обусловлено заболеванием — сахарным диабетом. Работодатель, напротив, доказывал факт нахождения Тимина в нетрезвом виде в рабочее время посредством акта, не содержащего в себе конкретных признаков опьянения Тимина и показаний иных лиц. Свидетели, подписавшие акт, ранее привлекавшиеся к дисциплинарной ответственности, не смогли пояснить суду, в чем же конкретно выразилось состояние опьянения Тимина. Правомерно ли увольнение с работы Тимина? Как должен быть разрешен этот спор?

Задача 4. К моменту окончания смены токарь Потопов не успел подготовить рабочее место для сдачи его своему сменщику Норину. Поскольку время работы Потопова закончилось, он, ссылаясь на неотложные дела, поспешил уйти. Вследствие того, что рабочее место не было подготовлено, Норин отказался приступить к работе. На основании докладной записки бригадира смены приказом руководителя организации работникам был объявлен выговор. Правомерно ли привлечение к дисциплинарной ответственности Потопова и Норина?

Задача 5. Коллективом мастерской по ремонту бытовой техники был заключен договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Утром после выходного дня обнаружилось, что полка, на которой лежала техника заказчиков, упала и корпуса печей СВЧ, кухонных комбайнов, утюгов и т. п. восстановлению не подлежат. Общая сумма ущерба, возникшего вследствие необходимости приобретения запасных частей, составила 60 тыс. руб. Было составлено соглашение, по которому сумма ущерба распределяется между одиннадцатью работниками в равных частях. Однако трое работников отказались подписывать данное соглашение: при этом двое не признали своей вины в причинении ущерба, а третий заявил, что ему еще нет 18 лет, его заработная плата составляет всего 3 тыс. руб. Как поступить работодателю в случае отказа кого-либо из членов коллектива от участия в возмещении ущерба? Как взыскать ущерб в приведенной ситуации?



 

Возможно, будет полезно почитать: