Гастарбайтеры на двадцать миллиардов.

Рынок рабочей силы лихорадит уже несколько месяцев. Из-за девальвации рубля трудовым мигрантам стало невыгодно работать в стране: по данным ФМС, в начале года число въехавших в Россию мигрантов снизилось на 70% по сравнению с прошлым годом. Существенную роль в этом сыграли и новые законы. Вместо разрешения на работу теперь мигрантам нужно получать трудовые патенты. А это стоит ещё дороже и увеличивает бюрократическую нагрузку на рабочих.

«Секрет» поговорил с экспертами и составил три прогноза развития ситуации.

Что изменилось

С января этого года мигранты из стран СНГ должны оформлять трудовой патент вместо разрешения на работу. В течение тридцати дней после прибытия в Россию им для этого нужно успеть встать на учёт в Федеральной миграционной службе, сдать экзамен по русскому языку и основам истории России, нотариально заверить перевод паспорта, оформить ИНН, пройти медицинское обследование и купить страховку. Исключения действуют для граждан Белоруссии, Армении, Казахстана, а также имеющих вид на жительство или разрешение на временное пребывание в стране. Их оформляют по тем же правилам, что и россиян.

Стоимость патента в этом году составляет 1568 рублей в месяц, при этом регионам разрешено устанавливать свои надбавки. В Москве она составляет 4 000 рублей. Город рассчитывает увеличить поступления в бюджет за счёт выплат мигрантов в 6,5 раз - на 12 млрд рублей. Но, по словам мэра Собянина, этот показатель может быть увеличен, если «москвичам не будет хватать работы».

В общей сложности начальные затраты на оформление патента обойдутся мигрантам в 10 000–15 000 рублей. Он привязан к одному месту работы. Если мигрант устраивается в новую организацию, то патент нужно получать заново. При этом, по данным Росстата, cредняя зарплата у рабочих из Средней Азии в Москве: 25 000–30 000 рублей.

Фотография: Эльёр Нематов

Но согласно поправкам в законодательство, которые Владимир Путин подписал в середине марта, в следующем году ФМС сможет в некоторых случаях продлевать срок действия патента. Это касается только тех субъектов федерации, которые выдали за год более 300 000 трудовых патентов.

Новые правила призваны снизить нагрузку на бизнес: работодателям больше не нужно получать квоты на рабочих из большинства стран СНГ и оформлять им разрешение на работу. Но они обязаны возместить затраты сотрудника на страховку.

Также с начала года ужесточено наказание для нелегальных мигрантов: срок запрета на въезд в страну может составлять до 10 лет. Более миллиона человек из стран СНГ уже попали под этот запрет.

Правда, пополнение бюджета за счёт мигрантов под вопросом не только из-за новых правил оформления, но и из-за девальвации рубля. В результате в начале года ФМС зафиксировала резкий спад числа мигрантов, въехавших в Россию, - на 70% по сравнению с прошлым годом. В ведомстве утверждают, что в марте снижение числа въезжающих в Россию прекратилось, но конкретных цифр не раскрывают.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №1. Мигранты уедут

«Мигрантов уже стало меньше - около миллиона человек уехало в конце прошлого года», - объясняет член некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Светлана Белова. По её словам, до середины 2016 года ожидается ещё больший отток: «Только 30–40% получивших трудовой патент продлят его в следующем году. Останутся только те, кто уже имеет вид на жительство».

Введение трудовых патентов и общий экономический спад в стране действительно заставляют мигрантов уезжать, отмечает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская. В переводе на доллары зарплаты сильно упали: теперь трудовые мигранты из Средней Азии не готовы переезжать в менее комфортные условия в чужую страну ради увеличения дохода на 20–30%. Юпашевская считает, что россиянам не удастся заменить мигрантов. Многие предпочтут оставаться какое-то время безработным, чем работать не по специальности и за меньшие деньги.

Белова предполагает, что сильнее всего отъезд мигрантов ударит по строительному рынку, ресторанному бизнесу, гостиничному и клининговому сервису, предприятиям малой торговли. Опасения подтверждает управляющий директор кадрового агентства Brightmen Solutions Владимир Телятников. По его словам, c начала декабря стала ощущаться нехватка персонала в производственных, логистических и клининговых компаниях, где традиционно работают мигранты. Телятников говорит, что бизнесу придётся столкнуться с серьёзными проблемами. В фонд оплаты труда компаний уже заложены суммы, которые явно не оправдывают ожидания российских работников. Работодатели привыкли к дешёвой рабочей силе и пока не понимают, как из этой ситуации выкручиваться, поясняет эксперт.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №2. Мигранты вернутся

Отток мигрантов совпал с сезонным спадом, и ближе к лету ситуация восстановится, поясняет Никита Мктрчан из центра демографических исследований НИУ ВШЭ. Он подчеркивает, что валютные скачки в странах Средней Азии ещё более серьёзные, а значит, мигранты не откажутся от работы в России. Уезжать им больше некуда - некоторые участвуют в сезонных заработках в Казахстане, но постоянной работы для них там нет. По оценке эксперта, рынок не ощутит нехватки рабочей силы, разве что эпизодично, а общее число трудовых мигрантов, вероятно, сократится лишь на 10–15%.

Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров считает, что российское законодательство ужесточилось не настолько, чтобы стоял вопрос о массовом отъезде мигрантов. По его словам, в Подмосковье по-прежнему стоят длинные очереди из приезжих, покупающих патенты. Захаров считает, что новые правила затягивают процесс и не дают реальных результатов, а лишь увеличивают коррупционную составляющую системы: всегда найдётся тот, кому можно дать взятку за проваленный экзамен по русскому. «Нашим согражданам практически невозможно конкурировать с низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силой из Средней Азии», - заключает глава Superjob.ru.

В отъезд мигрантов не верит и представитель Job.ru Анна Чуксеева. По её словам, рынок и сейчас во многом нелегальный: реально в страну въезжает намного больше людей, чем это фиксируется. А с введением патентов доля нелегальных мигрантов снизится, но не исчезнет совсем. Чуксеева уверена, что если приезжие готовы работать за меньшие деньги и непритязательны к жилищным условиям, то для бизнеса они выгоднее, чем местные сотрудники. Пока компаниям дешевле привлекать мигрантов, ужесточение законодательства никого не остановит.

Популярная пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Во все времена люди стремились на работу в те страны, где за свой труд можно было получить больше. И сегодня огромным потоком трудовые мигранты из Латинской Америки вливаются в США, арабы и жители азиатских стран стремятся попасть на работу в страны ЕС. Не стала исключением и Россия, испытывающая постоянный приток иностранной рабочей силы из стран СНГ.

Причины трудовой миграции в Россию

Страны СНГ сильно дифференцированы по уровню жизни граждан, который определяется состоянием их экономик и нестабильностью политических систем. В большинстве из них в постсоветский период уровень жизни постоянно снижался, производство сворачивалось, а безработица росла. На этом фоне Россия выгодно выделяется стабильностью экономики (даже несмотря на трудности последнего периода), постоянной потребностью в трудовых ресурсах в определенных секторах народного хозяйства и довольно высоким по меркам СНГ уровнем зарплаты.

Географическая близость стран Содружества к России, наличие безвизового режима с большинством из них, широкое распространение в них русского языка как средства межнационального общения, многочисленные родственные и деловые связи, признание дипломов о высшем и среднем техническом образовании – все это вкупе с вышеупомянутой экономической стабильностью России и способствует тому, что трудовые мигранты из стран СНГ устремляются в РФ.

Роль трудовой миграции

Трудовые мигранты в Россииэто социальное и экономическое явление со многими гранями. Их роль в развитии стран СНГ довольно противоречива. К позитивным аспектам можно отнести то, что благодаря трудовым мигрантам получили новое дыхание российская торговля, строительный и транспортный бизнес, сельскохозяйственное производство, так как они удовлетворяют спрос на неквалифицированный труд.

Кроме того, трудовая деятельность мигрантов в России генерирует приток в их страны существенного финансового ресурса за счет ежегодного перевода и вывоза из РФ до 15 млрд долларов.

Так, 49% ВВП Таджикистана составляют средства, переводимые таджиками, работающими за рубежом, в основном в России. По данным Всемирного банка это является абсолютным рекордом среди всех стран мира. Следом идет Киргизия с 32% ВВП, формируемыми из переводов мигрантов, за ней Молдова с 25% ВВП и Армения с 21%.

Таким образом, трудовые мигранты существенно сокращают дефициты платежных балансов своих стран.

Однако есть и негативные аспекты. Так, нелегальные мигранты подпитывают своим трудом теневую экономику, а легальные демпингуют на рынке труда России, снижая уровень зарплаты. По данным ФМС в последние годы более 4,3 млн иммигрантов находились в России нелегально.

Весьма опасную тенденцию приобрело формирование этнических анклавов со своими внутренними законами жизни, зачастую противоречащими российскому законодательству. К таким замкнутым общинам у местного населения формируется негативное отношение, как правило, в ответ на агрессию иностранцев по отношению к россиянам. В последние годы это привело к ряду эксцессов, вылившихся в стихийные протесты населения против роста числа иммигрантов в России.

Что нового для трудовых мигрантов принес 2015 год

Все вышеперечисленное заставило российские власти принять срочные меры. Чтобы в страну не стремились все подряд трудовые мигранты, законодательство с 2015 г. довольно сильно изменилось. Теперь миграция из стран, на которые распространяется безвизовый въезд, больше не регулируется квотами для иностранной рабочей силы. Отказов в разрешении на работу по превышению квот для данного региона больше не будет. Взамен введены экономические меры регулирования численности иностранных рабочих – им нужно приобретать за собственные средства (или на деньги работодателей) патенты на право осуществлять трудовую деятельность в России. В целом же новый закон о трудовых мигрантах от 24.11.2014 г., изменивший ряд положений существовавшего закона о правах иностранцев в РФ, имеет целью создать современную и цивилизованную систему иммиграции.

Более 20 поправок к законодательству ужесточили и иммиграционный контроль. За тридцать дней после даты прибытия на место предполагаемой работы мигрант обязан встать на учёт в отделении ФМС, сделать нотариально заверенный перевод своего паспорта, пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России, получить ИНН, пройти медобследование и купить медстраховку.

Ужесточилась и борьба с нелегальной миграцией: запрет нарушителям въезжать в страну увеличен до 5 или 10 лет, и эта мера коснулась уже 1,35 млн граждан стран СНГ.

Кого коснутся новые правила трудовой миграции?

Вышеуказанные правила обязаны соблюдать трудовые мигранты из стран СНГ, за исключением Беларуси, Казахстана и Туркменистана. Первые два государства входят в Таможенный союз, и их граждане могут работать в РФ без каких-либо специальных разрешительных документов, а граждане Туркменистана въезжают в страну по визам. Новые правила распространяются также на граждан Абхазии и Южной Осетии.

В связи с последними событиями на Украине в РФ в экстренном массовом порядке въехало около 1 млн ее граждан, в основном беженцы с Донбасса. Более полумиллиона из них оформили РВП и получили ВУ на территории России. Оформление трудовых мигрантов - беженцев из Украины - на работу производится без патентов. К сожалению, многие из них сталкиваются с проблемой регистрации (минимум на год) по месту жительства. Сейчас ФМС подготовлен ряд документов, направленных на то, чтобы, с одной стороны, трудовые права мигрантов из этой категории были защищены, а с другой - чтобы российский рынок труда не получил дополнительной нагрузки.

Порядок действий при получении патента

При въезде в РФ иммигрант должен в миграционной карте в графе «Цель приезда» указать слово «работа». При указании другой цели патент ему не дадут. По прибытии на место работы выполняются следующие процедуры:

  • постановка на миграционный учет в местном отделении ФМС;
  • медкомиссия в составе 4 врачей: инфекциониста (особое внимание уделяется ВИЧ-инфекции), нарколога, фтизиатра и дерматолога;
  • покупка полиса медстрахования (или заключение договора с медучреждением);
  • получение ИНН;
  • экзамен для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ;
  • уплата ежемесячного авансового платежа;
  • оформление патента.

Все эти мероприятия необходимо выполнить за месяц с момента прибытия на место проживания и работы, иначе патент не получить.

Граждан Беларуси, Казахстана, Армении, а также лиц, имеющих удостоверения на ВУ в России или РВП, оформляют на работу так же, как и россиян.

Затраты на получение патента

Патент для трудовых мигрантов в этом году обойдется его получателям в 1568 руб. в месяц, при этом разрешены региональные надбавки к этой сумме. Так, для Москвы ежемесячный авансовый платеж равен 4000 руб. в 2015 году.

К этому нужно добавить еще и стоимость услуг. Полный их комплекс в Москве оказывает Единый миграционный центр, расположенный в деревне Сахарово, в 60 км от МКАДа. Медкомиссия здесь стоит 3300 руб., экзамен для трудовых мигрантов обойдется в 4900 руб. Можно пройти медкомиссию и в Москве (для этого аккредитовано 40 медучреждений), а также купить в страховой компании полис медстрахования, но все это можно сделать прямо в Сахарово за 14 000 руб., включая и первый платеж за патент.

Как сдают экзамен трудовые мигранты?

Тестирование трудовых мигрантов производится на ПК. Перед его началом экзаменующиеся заполняют от руки бланки анкет с личными данными. Сам тест на знание русского языка, основ истории и законов РФ включает несколько разделов.

Сначала экзаменующийся должен назвать экзаменатору предметы, изображенные на картинках на экране монитора. В следующем тесте нужно закончить фразу, например, «Сегодня на улице холодно» одним из следующих фрагментов: «Не забудь свой паспорт», «Одевайся теплее», «Купи, пожалуйста, продукты».

Затем письменно ответить на вопросы о том, кто сегодня президент России, как называется столица России, какой документ удостоверяет личность и т. п.

Экзамен считается сданным, если набрано не менее 50 баллов из 100 возможных по всем трем частям теста: языку, истории, праву. Если не удается сдать с первого раза, то можно пересдавать неограниченное число раз в течение месячного срока первичного пребывания в РФ. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по три раза.

По свидетельствам сотрудников специализированных центров сдачи таких экзаменов, русский язык для трудовых мигрантов зачастую является проблемой, хотя в процессе общения с работодателями они объясняются довольно связно. Бывают случаи, когда этот тест пересдают по несколько раз.

Китайцы могут русский не изучать?

Трудовые мигранты в России, которые прибыли на срок до года, скоро не будут обязаны сдавать вышеупомянутый экзамен. По словам Бориса Титова, являющегося уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сказанным им корреспонденту ТАСС во время российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", на Дальнем Востоке много объектов строят вахтовые бригады китайских рабочих, приезжающие на календарный квартал. Нереально требовать от них знаний русского языка и истории России. Сейчас ФМС занята разработкой предложений по внесению соответствующих изменений в миграционное законодательство.

Что происходит на рынке труда

С начала года этот рынок сильно лихорадит. Из-за снижения курса рубля, ужесточения иммиграционного контроля и введения патентов на трудовую деятельность в начале текущего года численность въезжающих в Россию иностранцев была меньше на 70% по отношению к прошлому году. Российские регионы освобождаются от трудовых мигрантов. Начался строительный и туристический сезон, прошла посевная - и во всех этих сферах не хватало рабочих рук. С начала декабря прошлого года логистические и клининговые компании, традиционно нанимающие мигрантов, ощущают нехватку персонала.

Среди причин называют трудности с оплатой стоимости необходимых для получения патентов документов, а без него работодатели не нанимают сотрудников. Кроме того, определенные трудности у мигрантов из Средней Азии вызывает и сдача экзаменов.

ФМС России недавно (в мае) обнародовала данные по численности находящихся в РФ иностранцев. Сегодня в стране пребывают свыше 2,1 млн граждан Узбекистана, почти 1 млн таджиков, 0,6 млн граждан Казахстана, полмиллиона граждан Кыргызстана. Всего жителей Средней Азии находилось на начало мая в РФ более 4,2 млн человек. В то же время в России находится 2,5 млн украинских граждан.

Всего же, по словам директора ФМС, сказанным им на встрече с Президентом РФ 6 мая 2015 г., в России находится до 12,5 млн иностранцев, причем ФМС фиксирует некоторое снижение их числа.

И происходит это не из-за сокращения въезда, а путем увеличения выезда, т. е. принятые властями меры экономического регулирования процессов иммиграции работают.

Уедут ли домой мигранты?

Около миллиона иностранцев уехали из России в конце 2014 г., и ряд экспертов считает это началом стойкой тенденции по сокращению их численности в нашей стране. По их мнению, до середины 2016 г. произойдет ещё больший отток, т. к. менее половины из тех, кто получит патент в текущем году, продлят его на следующий год. Останутся лишь имеющие РВП или ВУ.

Однако, по мнению других аналитиков рынка труда, отток иностранцев был сезонным, и ближе к лету их численность восстановится. По сути, мигрантам больше некуда ехать на заработки, кроме России. По этим оценкам рынок может ощутить лишь эпизодичную нехватку рабочей силы, а общее сокращение числа трудовых мигрантов не превысит 10–15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на длинные очереди из покупающих патенты в подмосковном Сахарово.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что россияне заменят мигрантов на освобождающихся рабочих местах, как это уже наблюдается в Центральной России. Однако при этом возрастет и стоимость рабочей силы в целом, а значит, повысится и себестоимость производимой продукции. Как здесь не вспомнить опыт американского бизнеса, перенесшего свои основные производства (кроме оборонных) в 80-е годы прошлого столетия в Китай и страны ЮВА. Целью этой политики как раз и было снижение себестоимости производства за счет более низкой оплаты труда.

Хотя сегодня почти втрое сократилось количество легальных мигрантов, их общая численность сохраняется. Эксперты предполагают, что россияне могут занять часть освободившихся рабочих мест. Сейчас, в силу спада экономики, потребность в рабочей силе в России уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. И в производственных компаниях всё больше освобождающихся мест занимают россияне. Итоги января-февраля текущего года отчетливо подтвердили эту тенденцию. Но рабочих рук всё равно недостаточно. Часть вакансий занимают граждане Украины, всё активнее интересующиеся возможностями российского рынка труда, тем более что для них сдача экзаменов не представляет особых трудностей.

При этом сферы ЖКХ и услуг, которые в прежние годы стимулировала трудовая деятельность мигрантов, будут испытывать дефицит рабочих рук. Так, эксперимент, ставящий целью привлечь россиян на места дворников, провалился. В его начале по стране было 4 тыс. подобных вакансий, а сейчас их уже 8 тыс.

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее - Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения - это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая - выдается на руки иностранному гражданину.

Обратите внимание!

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора - если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений - дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид - испачкано, деформировано и др., - оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Обратите внимание!

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор . В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности . Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок . В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы . Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином - срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка - при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, - на платной основе . На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае - в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде , например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя - принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя - принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь - органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Обратите внимание!

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.


Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Обратитесь к юристу прямо сейчас

Задать вопрос юристу
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.
Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:

  • реализация права граждан на свободу перемещений;
  • содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
  • повышение благосостояния трудящихся;
  • защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно (ежедневно или реже) пересекать государственную границу, сезонные рабочие, «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, но которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются:

  • неравномерность мирового экономического развития;
  • неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами;
  • дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах.
Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

  1. миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
  2. миграция на определенное время для всех видов занятости;
  3. временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:
  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2019 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ФМС.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2019 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2019 году.



 

Возможно, будет полезно почитать: