Каспий международно правовой статус и режим. Международно-правовой режим Каспийского моря

Россия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Иран подписали в Актау конвенцию, которая определяет правовой статус Каспийского моря. Она готовилась более 20 лет — работу начали еще в 1996 году. Государства пяти стран в историческом соглашении выработали правила, по которым будут вести там судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладку трубопроводов. Документ фиксирует, что на Каспии не могут размещаться силы и базы других держав. Дмитрий Лекух объясняет, в чем ценность конвенции и что она изменит.

Подводных камней было довольно много: Каспий – вообще слишком «лакомый кусок», чтобы на него не было претензий у внешних игроков даже другого полушария.

Начнем с самого простого: только доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн. Что особенно любопытно, до конца 80-х гг. ХХ в. поиски нефти в Каспийском море вели в основном исключительно на участках между Азербайджаном и Туркменией. Именно этот район считался наиболее перспективным. И, соответственно, большинство ранее открытых нефтяных месторождений сосредоточено именно здесь. Северная и центральная части дна Каспийского моря, ныне примыкающие к Казахстану и России, были исследованы слабо, и, откровенно говоря, считались малоперспективными. Ситуация резко изменилась только в начале 90-х, когда с казахского и российского шельфов пришли сообщения об открытии богатейших месторождений. По оценкам некоторых экспертов, Каспий занимает третье место в мире по нефтегазовым запасам. Естественно, «внешние игроки» оставить такую информацию без внимания никак не могли.

Переговоры о правовом статусе Каспия длились с 1996 года. Достичь устраивающего все стороны соглашения постоянно что-то мешало. Более того, в последнее время начали приходить совсем уж тревожные сообщения о потенциальном строительстве на Каспии военных баз и использовании каспийских портов вооруженными силами США — именно об этом умудрился договориться с американцами едва ли не самый близкий РФ союзник, республика Казахстан.

И тут надо сказать о наиболее важном решении стран Каспийской пятерки, по некоторой иронии, подписанном именно в казахстанском Актау: Конвенция не допускает присутствия на Каспии вооруженных сил стран вне региона. Пять прикаспийских государств ответственны за поддержание безопасности на море и его ресурсы. Тему можно закрывать.

Нет никаких сомнений, что определенное давление на Астану и на колеблющийся Баку оказала позиция не только крупнейших игроков региона в лице России и Ирана, но и имеющая достаточно большой вес среди элит этих стран позиция Турции. Ее «разлом» в отношениях с Западом в целом и с США в частности приобретает стратегический характер. Как и определенное сближение с крупнейшими континентальными игроками — Россией, Китайской народной республикой и исламской республикой Иран. А все эти три ведущих державы, при всех своих разногласиях, едины в том, что совершенно не желают видеть в самом сердце евразийского «хартленда» вооруженные силы США. Крупнейшим региональным игрокам нужна там стабильность, остальное вторично.

Американцам же, согласно любой из доктрин, начиная с «доктрины Бжезинского» и его не менее именитых предшественников — наоборот. Стабильность евразийского континента морской «атлантистской» цивилизацией воспринимается именно как угроза, угроза конкуренции во всем — от добычи нефти до формирования транспортных коридоров, уводящих приличную часть товарных потоков с контролируемых ими морских путей. Тот же Каспий, через российские и иранские порты, – это прямой коридор для контейнерных перевозок Европа-Индия через Россию и Иран. А через Казахстан и Азербайджан к турецкому побережью, опять-таки через Каспий, должен пройти и «южный коридор» (да, пусть не самый для КНР значимый, но все равно серьезный для системы мировой торговли) Великого шелкового пути. Кто же такие «потенциально возможные убытки» (а Суэцкий канал перегружен) будет терпеть? Но терпеть придется.

Необходимо отметить и другое, намного менее громкое, но ничуть не менее значимое решение: по Каспийскому морю отныне прямо запрещено любое плавание не под государственным флагом одного из пяти прикаспийских государств. Это не меньшее «принуждение к сотрудничеству», чем было «принуждение к миру» 10 лет назад. Тут хочешь-не хочешь, а будешь сотрудничать и интегрироваться. Даже и в такой «вкусной» сфере, как добыча энергоносителей с нефтяных платформ. Они же тоже, в общем, под эту «демонстрацию флага» подпадают.

Теперь перейдем к проблемам региональным. И тут тоже все выглядит достаточно интересно, хотя и не так однозначно. Подписанная Конвенция определяет, что основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон. Дно и недра делятся соседними странами на основе международного права и двусторонних соглашений. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. Кроме того, обязателен учет экологического фактора при реализации больших морских проектов. И как раз именно урегулирование правового статуса Каспийского моря создает условия для развития тесной кооперации.

Кстати. На саммите в Актау были подписаны еще шесть соглашений, в том числе в области транспорта, о сотрудничестве в торгово-экономической сфере и о предотвращении инцидентов на море. Впрочем, есть в подписанных документах и некоторая неоднозначность: так, к примеру, Туркменистан полагает, что конвенция позволит построить Транскаспийский газопровод по дну Каспия до Азербайджана и подключиться к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Этот газопровод предусматривает поставку газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу. И это действительно так. Но связано это отнюдь не с «победой среднеазиатского газа над российским», о чем, мечтали, например, Грузия и Украина.

После строительства текущих российско-германского и российско-турецкого «газовых коридоров» у нашей страны просто нет амбиций покрывать своими «трубопроводными поставками» все экономики стран ЕС. Газа в России много, но его количество отнюдь не бесконечно, а у нас в планах не только уже находящаяся в высокой степени реализации «Сила Сибири». Но и «западный маршрут» в КНР, и важный не только с точки зрения экономики потенциальный «корейский коридор», и самый привлекательный на сегодняшний день глобальный рынок СПГ, на котором мы по окончанию строительства третьей очереди Ямал СПГ будем иметь 10%. Словом, европейский рынок трубопроводного газа нам интересен как более надежный в долгосрочной перспективе. Во-вторых, как «партнерский», прежде всего для стратегически важных для нас экономик североевропейского промышленного кластера. Ну, а для реализации наших политэкономических интересов на юге европейского субконтинента нам вполне достаточно двух веток «Турецкого потока»: «излишки добычи» стратегически интереснее реализовывать через мощности СПГ. И кто там будет заполнять остатки рынка юга — Алжир, туркмены с азербайджанцами или американцы своими «сланцами» — нам, грубо говоря, фиолетово. Этот вопрос был актуален еще пару лет назад, но сейчас он уже далеко не первостепенный. К тому же, согласно подписанной Конвенции, и строительство, и эксплуатация потенциально возможного Транскаспийского газопровода будет все равно критически зависима от воли нашей страны.

(Каспий) — крупнейший на земном шаре замкнутый водоем, бессточное солоноватое озеро. Расположено на южной границе Азии и Европы. Из-за размеров, своеобразия природных условий и сложности гидрологических процессов его принято относить к классу замкнутых внутриматериковых морей. Уровень воды в Каспийском море находится на отметке около 27 метров ниже уровня Мирового океана, площадь около 390 тысяч квадратных километров, объем около 78 тысяч кубических километров. Наибольшая глубина 1025 метров. При ширине от 200 до 400 километров море вытянуто по меридиану на 1030 километров.

В Каспийское море впадает более 130 рек, крупнейшая из них — Волга, которая связывает его с Мировым океаном.

Каспийский регион богат запасами углеводородов — нефти и газа. Среди биоресурсов Каспийского моря особую ценность представляют осетровые, составляющие основу мирового запаса и генофонда, сохранившегося и воспроизводящегося на Земле.

Береговую черту с Каспием имеют пять государств: Россия — на западе и северо-западе, Казахстан — на севере, северо-востоке и востоке, Иран — на юге, Азербайджан — на юго-западе, Туркмения — на юго-востоке.

В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР и лишь на юге омывало берега Ирана. Установленный советско-иранскими договорами статус Каспийского моря как внутреннего (внутриконтинентального) водоема, практически был признан всем международным сообществом государств и нашел подтверждение в доктрине международного права.

Вопрос определения правового статуса Каспийского моря , когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркмении — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.

В настоящее время правовой режим Каспия определяется Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года. В этих документах, основывающихся на принципе "общей воды", предусматривается свобода судоходства и рыболовства для прикаспийских государств (в последнем случае за исключением 10-мильной рыболовной зоны), запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. В то же время договоры не регулируют вопросы недропользования, охраны природной среды и военной деятельности. Кроме того, их действенность признается не всеми вновь возникшими прикаспийскими государствами.

В целях выработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 1996 году по решению министров иностранных дел пяти прикаспийских государств была образована Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел.

Переговоры по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря проводятся в рамках СРГ, а также на двух- и трехсторонних консультациях. В повестку дня встреч также входят вопросы взаимодействия в освоении биологических и минеральных ресурсов, судоходства, обеспечения безопасности и сохранения экосистемы Каспия.

Согласование проектов отраслевых международных договоров по каспийской тематике проводятся на уровне представителей соответствующих государственных органов сторон.

6 июля 1998 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и 13 мая 2002 года Протокол к данному Соглашению.

29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря и Протокол к нему соответственно.

Также между Россией, Казахстаном и Азербайджаном 14 мая 2003 года заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря .

Текст конвенции вынести на одобрение глав прикаспийских государств, которые встретятся на пятом саммите в августе 2018 года в Астане (Казахстан).

Предполагает возможность для стран-участниц прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря. При этом оговаривается, что такие проекты должны соответствовать экологическим требованиям и стандартам, "закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются".

22 июня 2018 года проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря . 29 июня президент России правительства РФ о подписании конвенции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря само по себе является практическим результатом и несомненным успехом дипломатии пяти стран Каспийского региона, пишет эксперт клуба «Валдай» , директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества (Казахстан). Указанный документ является базовым, и его основная задача – создание условий для интенсификации всестороннего взаимодействия каспийских стран.

Ещё месяц назад трудно было представить, что такие разнонаправленные государства, как исламский Иран, Азербайджан, находящийся в драматическом клинче с Арменией по вопросу Нагорного Карабаха, нейтральный и, соответственно, равноудалённая Туркмения, Россия, парирующая бесконечные западные санкции, и наконец Казахстан, пытающийся сохранить дружеские или партнёрские отношения с ведущими глобальными и региональными игроками, в рамках своей многовекторной внешней политики смогут найти компромиссный формат международного соглашения. Тем не менее это свершилось.

Поэтому само подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря уже является практическим результатом и несомненным успехом дипломатии пяти стран Каспийского региона. Указанный документ является базовым, и его основная задача – создание условий для интенсификации всестороннего взаимодействия каспийских стран.

Вместе с тем необходимо учитывать, что темпы реализации указанной конвенции будут во многом зависеть от политической воли лидеров стран-подписантов. В Актау 12 августа они проявили такую решимость. Но то, как ситуация будет развиваться дальше, зависит в значительной степени от степени накала противостояния между странами Запада и не-Запада. Поскольку беспардонное давление США на Россию и Иран, которые де-факто являются лидерами каспийской пятёрки, будет усиливаться, соответственно, будут возрастать попытки расколоть эту группу путём выстраивания связей с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией.

Надеемся, что лидеры каспийских государств смогут сохранить тот потенциал единства, который им удалось достигнуть после более чем двадцати лет переговоров.

В этом случае, как указывается в коммюнике V Каспийского саммита, в течение ближайших шести месяцев должен быть запущен механизм пятисторонних регулярных консультаций под эгидой министерств иностранных дел на уровне заместителей министров. Эффективность работы данного механизма и будет первым результатом принятых в Актау договорённостей. Тем более что многие вопросы в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря лишь обозначены.

К числу обозначенных вопросов относится и проблема строительства транскаспийских трубопроводов. В четырнадцатой статье Конвенции идёт речь о том, что стороны могут прокладывать подводные кабели и подводные магистральные трубопроводы, в которых в первую очередь заинтересован Азербайджан. С одной стороны, заинтересованные каспийские страны получили право самостоятельно определять трассы для прокладки подводных кабелей и подводных трубопроводов через свои секторы дна.

Но, с другой стороны, необходимым условием строительства трубопроводов является соответствие международным экологическим требованиям. В настоящее время Казахстан не располагает достаточным количеством нефти для заполнения трубопровода «Баку – Тбилиси – Джейхан», общая пропускная способность которого составляет 60 млн тонн в год. Как известно, Азербайджан объективно не сможет добывать такие объёмы нефти. Есть определённая надежда на то, что в будущем наконец-то будет запущена добыча нефти на казахстанском месторождении «Кашаган». Но по оценкам экспертов, в кашаганской нефти весьма высока доля серы. И в случае возможной аварии на магистральном нефтепроводе по дну Каспийского моря, неизбежна экологическая катастрофа. Кроме того, в Каспийском море – высокая сейсмичность и сложная геологическая структура дна, характеризуемая непредсказуемой его подвижностью.

Поэтому российская и иранская стороны, не заинтересованные в строительстве транскаспийского нефтепровода, имеют реальную возможность по крайней мере затормозить его реализацию.

В связи с этим более вероятной является возможность строительства газопровода из Туркмении в Азербайджан по дну Каспийского моря и далее – через Грузию и Турцию в страны Европейского союза, которые рассчитывают приобрести таким образом альтернативу российскому газу.

Но здесь необходимо учитывать позицию Китая, который импортирует всё большее количество газа из Туркмении. Ни Туркмения, да и ни одна из прикаспийских стран не заинтересованы испортить отношения с Пекином, который активно осуществляет свой грандиозный проект «Один пояс, один путь». Тем более что через год будет построен очередной, уже четвёртый, газопровод из Средней Азии в Китай.

Заметную активность в отношении экспорта туркменского газа проявляет другой азиатский гигант – Индия, заинтересованная в строительстве газопровода TAPI.

Поэтому, на наш взгляд, Россия, дабы не раздражать лишний раз Брюссель, формально согласилась со строительством транскаспийских трубопроводов. Но Москва может в ближне- и среднесрочной перспективе не опасаться увеличения объёмов экспорта энергоресурсов из прикаспийских стран в западном направлении. По этим же причинам аналогичную позицию занял и Иран.

Москве и Тегерану удалось убедить своих партнёров превратить Каспийское море в зону мира, добрососедства и дружбы и использовать его только в мирных целях. Действительно, в соответствии с шестым подпунктом третьей статьи Конвенции предусматривается «неприсутствие» на Каспийском море вооружённых сил, не принадлежащих сторонам.

Правда, некоторые российские эксперты ищут «второе дно» в содержании седьмого подпункта этой статьи, который гласит о непредоставлении «какой-либо Стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из Сторон». Как нам представляется, эти опасения беспочвенны, если внимательно прочитать содержание этого подпункта указанной статьи.

Однако учитывая стремление Запада сохранить своё мировое лидерство в рамках однополярного мира, в том числе путём дестабилизации внутриполитической ситуации в России и Иране, нельзя исключить, что нерегиональные игроки под различными предлогами будут стараться внести разлад в каспийскую пятёрку и сорвать выполнение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

В воскресенье, 12 августа, в казахском городе Актау пройдет 5-й Каспийский саммит с участием президентов всех прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. В ходе этого мероприятия должна быть подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, работа над которой длилась более 20 лет. Статс-секретарь, заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин рассказал корреспонденту “Ъ” Елене Черненко , чем все же решено признать Каспий - морем или озером.

- Какое значение придают в Москве саммиту в Актау?

Можно сказать, что он замкнет символическое кольцо: начавшись в 2002 году в Ашхабаде, регулярные встречи глав пяти государств обогнули Каспийское море через Тегеран, Баку и Астрахань, и вновь возвращаются на восточный берег - в Актау. Дата тоже значимая - с 2007 года в прибрежных странах 12 августа отмечается День Каспия.

К празднику приготовлен очень хороший подарок. Наконец-то, после более чем двадцатилетних переговоров на суд лидеров будет вынесена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. С принятием этого комплексного международного договора в прошлом останется целый этап каспийской истории, начавшийся с распадом СССР, и начнется новый - нацеленный в будущее.

- Кому выгоднее всех принятие конвенции?

Речь идет о заключении документа, основополагающего для системы взаимодействия в Каспийском регионе. Он принесет равную выгоду всем странам-участницам.

Конвенция не только значительно укрепит доверие между ними и безопасность на Каспии в целом, но и будет способствовать росту экономической кооперации, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности каспийской «пятерки», реализации совместных проектов, направленных на ускоренное развитие и полное раскрытие потенциала в самых передовых отраслях. Повышение предсказуемости и снижение различных рисков в одном из важнейших районов Евразии выгодно всем нам.

- Благодаря какой формуле после 20 лет переговоров все же удалось выйти на согласованный текст?

Формула очень простая - взаимное уважение интересов, помноженное на чуткость к партнеру по переговорам.

- Как-то не очень реалистично звучит.

Сейчас много говорится о формировании новых правил игры в международных отношениях. При этом в фокусе внимания часто оказываются либо полыхающие конфликты, либо яркие пиар-акции, не несущие никакой добавленной стоимости людям. Однако за эффектными жестами тех, кто стремится заполнить собой эфир, порой теряются возможно не столь броские, но действительно важные кропотливые усилия государств и народов по поиску компромиссов при решении сложных задач.

В результате многолетней дипломатической работы удалось реально сблизить заметно разнящиеся позиции, на которых изначально стояли пять стран - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан.

- Но как?

Без диктата и выкручивания рук. Мы пришли к приемлемому для всех кодексу поведения в нашем общем водоеме спокойно и прагматично. Мы же соседи и хотим жить мирно и дружно. На этой понятной всякому разумному человеку основе строится наше сотрудничество.

Понимаю, что вы до подписания не можете углубляться в детали конвенции. Но тем не менее: согласно достигнутым договоренностям, Каспий - это море или все-таки озеро?

Ни то и ни другое. У Каспийского моря будет особый правовой статус. Это объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик. Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, который не имеет прямой связи с Мировым океаном, и поэтому не может рассматриваться в качестве моря.

Но одновременно в силу своих размеров, состава воды и особенностей дна Каспий не может считаться и озером. В этой связи к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер: на секторы разграничивается только его дно, суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов.

Проект конвенции, насколько известно, не вносил полной ясности в один из ключевых спорных вопросов - о размежевании дна. Означает ли это, что проблема разделения недр намеренно вынесена за скобки конвенции и будет решаться государствами вне ее?

Прикаспийские государства уже давно нашли пути урегулирования подобного рода вопросов между соседями - на двусторонней и трехсторонней основе. То есть не в пятистороннем формате. На мой взгляд, те соглашения, которые ранее заключили между собой Россия, Казахстан и Азербайджан, а также Казахстан и Туркменистан, могут послужить примером и при делимитации в южной части моря.

При этом Конвенция четко фиксирует цели такого разграничения исключительно для недропользования и обязывает стороны проводить его путем переговоров на основе международного права. Прибрежные государства при завершении делимитации получают полную юрисдикцию над ресурсами своего участка дна. Но правовой статус покрывающих вод отличен, как я уже сказал.

Россия активнее других сейчас разворачивает свои военные силы на Каспии. Насколько проект Конвенции учитывает интересы Москвы в этом плане, в частности в том, что касается передвижения военных судов по водоему и проведения учений?

Не соглашусь, что Россия проявляет здесь большую активность по сравнению с другими странами. Все наши партнеры по Каспию энергично развивают свои военно-морские силы. И в конвенции мы условились четко зафиксировать общие принципы в этом вопросе.

Что касается интересов России, то они учитываются в полном объеме. Предусмотренный режим гарантирует свободу развития ВМС, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве. Устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности.

Исключительная прерогатива прикаспийских государств в обеспечении безопасности в Каспийском бассейне дополнительно закрепляется протоколами к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии 2010 года, которые также будут подписаны на саммите в Актау: о совместной борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о плотном взаимодействии береговых охран пяти стран.

- Саммит в Актау последний?

Отнюдь. Есть понимание, что набранный темп не только не стоит снижать, но и наоборот можно наращивать.

Если за все предыдущие годы мы наработали всего девять юридически обязывающих пятисторонних документов, то в Актау - помимо большого межгосударственного договора - ожидается подписание сразу шести новых межправительственных соглашений.

Ожидаем, что после принятия конвенции каспийский формат заметно окрепнет. Назрел вопрос о формировании постоянно действующей консультационной площадки.

- О чем идет речь? Вы формируете новую региональную структуру?

Думаю, на саммите будут озвучены весьма интересные идеи. Давайте дождемся воскресенья.

Это событие стало центральным на V Каспийском саммите. Документ стал результатом более чем двадцатилетней работы и своеобразным итогом четырех предыдущих встреч "каспийской пятерки" на высшем уровне.

Во время существования СССР Каспий фактически был внутренним морем Советского Союза, ведь Ирану принадлежит лишь около 14 процентов побережья. Соответсвенно освоение региона велось на основе двусторонних договоров. Однако после смены геополитических реалий количество прикаспийских государств выросло до пяти и возникла необходимость в регулировании статуса моря на основе многостороннего соглашения. Тем более что Каспий как внутриконтинентальный водоем не подпадает под действие норм международного морского права, поскольку не имеет естественного выхода в Мировой океан и сообщается с ним лишь через Азовское море с помощью Волго-Донского судоходного канала.

Таким документом и станет подписанная в воскресенье Конвенция. Работа над ее проектом была начата специальной группой на уровне заместителей глав МИД пяти прикаспийских государств в 1996 году. Вопросы правового статуса Каспия стали ключевой темой на совещаниях глав МИД, а также на встречах президентов стран "каспийской пятерки".

В основу проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положены принципы, закрепленные в совместном заявлении IV Каспийского саммита, который прошел в сентябре 2014 года в Астрахани.

В нем, в частности, было зафиксировано положение о том, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства: национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 примыкающих к ним "рыболовных".

В соответствии с Конвенцией, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. Причем в случае прокладки трубопровода по морскому дну согласие всех стран "пятерки" не требуется, детали согласовывают те государства, по чьим участкам проходит магистраль.

В документе также отмечается, что при реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор.

Конвенция фиксирует и положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, а также определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.



 

Возможно, будет полезно почитать: