Кто может рассчитывать на помилование. Значение ходатайства о помиловании президенту рф

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
    • Понятие уголовного права, его предмет и система
    • Методы уголовного права
      • Метод уголовно-правового регулирования
    • Задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
  • Субъективная сторона преступления
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Помилование

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст. 89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки. При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств. Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает. В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением. Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г. «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст. 113 УИК РФ). К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены. Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 - освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.
  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании. Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам. При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст. 59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г. было помиловано 12 843 чел. В 2001 г. осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Андрей Соколов

Написано статей

На законодательном уровне предусмотрено, что любой человек, совершивший преступление в России, и понесший наказание за это, может просить руководство страны об акте милосердия, т. е. помиловании. Обращаться с таким прошением, согласно положениям Конституции, стоит к Президенту. Очень важно знать, как, кто и когда вправе написать ходатайство о помиловании, по какому принципу осуществляется рассмотрение документов, сколько времени занимает вынесение решение. Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно изучить статьи Конституции, различные указы и постановления правительства.



Самостоятельно вникнуть в азы не всегда просто. К тому же, никто не дает гарантии, что знание теории поможет при возникновении сложных правовых ситуаций. Оптимальным решением в сложившихся обстоятельствах станет обращение за помощью и консультацией к опытному юристу. Специалист знает все нюансы действующей законодательной системы, поэтому сможет помочь россиянам разобраться в таком сложном вопросе, как ходатайство о помиловании Президенту.

Тратиться на услуги адвоката в 2019 году не обязательно. Чтобы заручиться профессиональной правовой поддержкой, достаточно иметь выход в сеть. Онлайн консультации доступны каждому и в любое время. Дистанционно эксперт изучит ситуацию, даст эффективные рекомендации и практичные советы, составит индивидуальный алгоритм действий. Придерживаясь подсказок специалистов, можно будет понять, как написать Президенту просьбу о помиловании, какое значение имеет письмо от матери или жены осужденного, решить правовые задачи любой степени сложности, сэкономив при этом личные ресурсы соискателей.

Ходатайство о помиловании и порядок его подачи

Как гласит закон и Указ Президента от 2001 года, ходатайство о помиловании должен написать непосредственно сам осужденный. Если инициатива выступает от матери, то такой документ может рассматриваться в качестве дополнительного аргумента, но не как основное заявление. Глава государства не может самостоятельно решать все вопросы, касающиеся заключенных. Для этих целей были созданы специальные комиссии по вопросам помилования. Именно сюда надо направить образец письма с просьбой освободить осужденного от вменяемого наказания.

Устные заявления никто рассматривать не будет. Важно составить письменное ходатайство о помиловании, а затем передать его руководству исправительного учреждения. Начальник тюрьмы должен будет зарегистрировать заявление в специальном журнале. Также администрация заведения должна подготовить сопроводительное письмо и все документы, которые могут повлиять на вынесения решение комиссии. Если есть письмо с просьбой о смягчении наказания от матери осужденного, нужно и его присоединить к бумагам, которые готовятся на отправку. На копии сопроводительного письма заключенный обязан будет поставить свою подпись. Делается это в день отправки документов по адресу комиссии.


Следующей структурой, куда попадут документы, станет территориальный орган уголовно-исполнительной службы. Здесь все материалы проверят, сопоставят факты, наличие оснований, аргументы, внимательно изучат характеристику лица, просящего о помиловании. Если все документы в порядке, их перенаправят в комиссию по вопросам помилования, действующую на территории области или края. На этом этапе также будет проведена проверка заявления и бумаг, письма от матери и других документов, способных оказать влияние на решение уполномоченных органов. Затем письменное заключение комиссии будет передано губернатору региона, и уже вместе с его рекомендациями весь комплект документов попадет в администрацию к Президенту, где он должен будет решить, достоит человек акта милосердия или нет.

Структура и особенности оформления ходатайства о помиловании в 2019 году

Ходатайство о помиловании не имеет строгой формы или бланка. Однако за годы практики выработался определенный алгоритм оформления и структура документа. Составляется заявление, как и письмо от матери, в произвольном формате. Осужденный должен описать детали своего дела, свою позицию и обстоятельства, вынуждающие его просить об акте милосердия. Очень важно, чтобы документ был грамотным с правовой и грамматической точки зрения, представлял собой лаконичный и максимально информативный текст.

Многие ходатайства не попадают к Президенту из-за ряда ошибок. Чаще всего отказ на уровне управления уголовно-исполнительной службы выносится, если:

  • ходатайство направлено до того, как судебный приговор вступит в силу;
  • осужденный находится под стражей меньше половины назначенного срока;
  • заключенный отбывает наказание за особо тяжкое преступление;
  • основанием для прошения о помиловании выступает мнение заключенного о несправедливости судебного решения.
Чтобы исключить ошибки и неточности, нужно заранее скачать в интернете образец ходатайства, и изучить его. Ориентируясь на грамотный пример, составить свой вариант по аналогии не составит труда. Если сравнить несколько подобных документов, и проанализировать их, то становится понятно, что ходатайство должно быть составлено не более, чем на двух страницах.

В качестве веских аргументов, увеличивающих шанс на помилование, могут выступать первая судимость, совершение преступления в малолетнем возрасте, состояние здоровья осужденного, болезнь близкого родственника, например, матери, и др.

Ходатайство о помиловании. Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Порядок представления ходатайств о помиловании

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Какие документы нужно приложить к ходатайству о помиловании

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.
К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

На что обращают внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (п. 3 ст. 310 УПК РФ).
Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П «с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».

Президенту РФ _________________
(Ф.И.О. Президента)

От ___________________________
(Ф.И.О. осужденного)

«___»__________ ____ г. приговором ________ (наименование суда) ___________ суда (копия приговора прилагается) я был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ______ УК РФ _____________, и осужден к ______________ с отбыванием наказания в ________ (указать преступление) _____________.

Я раскаиваюсь в совершенном преступлении ____________ (привести доводы, свидетельствующие о том, что осужденный раскаялся и более не представляет серьезной общественной опасности) __________________.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 85 УК РФ

Помиловать меня и заменить _______________ более мягким видом наказания

Вариант №1
сократить срок наказания до ______________;

Вариант №2
освободить меня от дальнейшего отбывания наказания).

Приложение:
1. Копия приговора ______ (наименование суда) _______ суда от «___»__________ ____ г.
2. __________________________________.

____________/_______________/
(подпись) (расшифровка подписи)

«___»__________ ____ г.


Россиянок Марину Джангава и Анник Кесян, осужденных за госизмену. Соответствующие указы были опубликованы 29 июля на официальном портале правовой информации.

Всего в новейшей истории России известно пять случаев помилования президентом РФ граждан, осужденных за государственную измену.

Владимир Макаров

9 октября 1997 года президент РФ Борис Ельцин подписал акт о помиловании бывшего советника МИД РФ Владимира Макарова, приговоренного 19 июня 1997 года Московским городским судом к семи годам лишения свободы за государственную измену в форме шпионажа. По данным СМИ, бывший дипломат был завербован сотрудниками ЦРУ во время служебной командировки в Боливию в 1976 году и действовал в ущерб внешней безопасности СССР до своего отъезда на родину в 1979 году, а затем во время следующей командировки в Испанию в 1989 году восстановил связь с американской разведкой.

Сергей Скрипаль, Игорь Сутягин, Александр Запорожский

9 июля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал три указа о помиловании ранее осужденных по обвинению в государственной измене Сергея Скрипаля, Игоря Сутягина и Александра Запорожского. Их обменяли на десятерых российских разведчиков, задержанных в США в конце июня 2010 года (в их числе была Анна Чапман).

Экс-полковник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Вооруженных сил РФ и преподаватель Военно- дипломатической академии Сергей Скрипаль был арестован Федеральной службой безопасности РФ в декабре 2004 года. В ходе следствия выяснилось, что во время службы в армии в 1995 году он был завербован разведкой Великобритании, которой передавал сведения, составляющие государственную тайну. 9 августа 2006 года Московский окружной военный суд приговорил Скрипаля к 13 годам тюремного заключения в колонии строгого режима, а также лишил звания и госнаград.

Игорь Сутягин с 1998 года руководил сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН. 27 октября 1999 года он был арестован ФСБ за передачу секретных сведений о новейших видах российского вооружения британской фирме Alternative Future. 7 апреля 2004 года Мосгорсуд признал Сутягина виновным в госизмене и приговорил к 15 годам лишения свободы.

Полковник Службы внешней разведки (СВР) РФ Александр Запорожский работал в Эфиопии, затем занимал должность заместителя начальника 1-го отдела управления внешней контрразведки СВР. В 2001 году его обвинили в передаче ЦРУ секретных сведений о сотрудниках и агентах российской внешней разведки. По версии следствия, он передавал сведения американской разведке с 1995 года. 11 июня 2003 года. Московский окружной военный суд приговорил Запорожского по статье 275 Уголовного кодекса РФ ("Государственная измена") к 18 годам колонии строгого режима, лишил воинского звания и госнаград.

Оксана Севастиди

7 марта 2017 г. Путин подписал указ о помиловании Оксаны Севастиди, осужденной за госизмену. С начала 1990-х гг. она проживала в г. Сочи (Краснодарский край), работала продавщицей на рынке. В апреле 2008 г. Севастиди направила смс-сообщение своему знакомому в Грузии Тимуру Бускадзе, в котором передала данные о замеченном ею в Сочи эшелоне с военной техникой, следовавшем по направлению к Абхазии. В январе 2015 г., в связи с отправленным более семи лет назад смс, Севастиди вызвали на допрос в ФСБ. После этого она была арестована по обвинению в госизмене.

По данным адвоката Севастиди, руководителя неформального объединения юристов и журналистов "Команда 29" Ивана Павлова, в приговоре со ссылкой на справки органов госбезопасности Абхазии указано, что Бускадзе, с которым переписывалась Севастиди, являлся сотрудником органов госбезопасности Грузии.

3 марта 2016 г. Севастиди была приговорена Краснодарским краевым судом к семи годам заключения. Сведения о приговоре появились в СМИ только 1 декабря 2016 г. 23 декабря 2016 г. в ходе "большой" пресс-конференции Путин пообещал разобраться в деле Севастиди. Глава государства подчеркнул, что ему "сложно комментировать" решение судебной инстанции, которая является независимой, но в то же время он назвал принятое судом решение в отношении Севастиди "жестким".



 

Возможно, будет полезно почитать: