Закон о гаражной амнистии: что под него подпадает. Законопроект о «гаражной амнистии» внесут до конца года

Владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность, разработкой законопроекта о «гаражной амнистии» занимается Совет Федерации. Эксперты m24.ru рассказали, что в Москве до сих пор существует огромное количество таких кооперативов, и новый закон поможет создать на их базе многоярусные крытые парковки.

Разработкой законопроекта о «гаражной амнистии» занимается Совет Федерации. После того, как закон примут, владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность. Для этого им потребуется подтвердить членство в кооперативе, оплату паевого взноса, а также предоставить техдокументацию на нежилое помещение и документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом государственной власти или местного самоуправления.

Совокупный расход на приватизацию гаража составит 15–20 тысяч рублей, для ветеранов труда процедура и вовсе будет бесплатной. Гаражные кооперативы, количество которых исчисляется десятками тысяч по всей России, находятся в неопределенном статусе со времен распада Советского Союза. Когда-то помещения выдавали бесплатно, формально же они никогда не принадлежали своим хозяевам.

«Большинство кооперативов не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок»

Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Сергей Зеге рассказал, что в Москве действительно много кооперативных гаражей, поэтому этот вопрос очень актуален для горожан. С другой стороны, эти постройки уже устарели по всем параметрам: начиная с того, как они были спланированы, и заканчивая тем, что они создают определенные опасности с точки зрения их эксплуатации.

«Существуют территории, которые были застроены этими гаражными кооперативами много десятилетий назад, и они не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок. Мне кажется, такие места сначала должны быть приведены в порядок и только потом уже быть амнистированными. Вполне вероятно, что в рамках уже этой работы, эти гаражи необходимо превратить в механизированные, многоэтажные строения», – пояснил Зеге m24.ru.

«В Москве одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли»

Специалист по проектированию и эксплуатации паркингов Сергей Пыхтин уверен, что необходимо стремиться очистить Москву от плоскостных одноэтажных строений – городу катастрофически не хватает земли, а одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли.

«Если речь идет о плоскостных одноэтажных гаражах, которые были построены еще до распада СССР, то это были временные стоянки, разрешения на которые выдавались на три года, потом их пролонгировали из года в год, и в результате стоянки стали превращаться в капитальные строения. Владельцы устанавливали несущие стены, утепляли их. Получилось, что одноэтажные и открытые стоянки по юридическому статусу превратились по сути в одноэтажные капитальные гаражи, под которыми нет права собственности на землю», – рассказал он.

«Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми,и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги»

В разговоре с m24.ru Пыхтин отметил, что таких гаражей в Москве великое множество, так как многоэтажные паркинги долгое время строились очень ограниченно, поэтому появление закона о приватизации является шансом построить в городе современное парковочное пространство.

«Мое личное мнение, надо вместо одноэтажных гаражей строить многоэтажные паркинги. Но сносить их не бездумно, надо проводить политику направленную не на выплату компенсации, а на предоставление владельцу места в паркинге закрытого типа, который отапливается – это будет правильнее сделать», – уверен он.

При этом он отметил, что приватизацию необходимо проводить вдумчиво и выборочно – после оформления кооператива в собственность есть риск, что огромное количество земли будет просто неиспользованной.

«Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми, и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги, но сейчас у них нет права собственности на землю», – рассуждает Пыхтин.

Эксперт добавил, что на базах кооперативов, при правильном подходе, собственники смогут найти инвестора и построить многофункциональное строение, где будут располагаться не только гаражи, но магазины и офисы. В этом случае их рыночная стоимость для вырастет с 400–500 тысяч рублей до четырех–пяти миллионов, а с учетом строительства – до 10–15 миллионов.

«Когда владельцы получат нормальные документы, это даст хороший толчок для бизнеса»

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев сказал m24.ru, что многие москвичи с нетерпением ждут закон, разрешающий приватизировать кооперативные гаражи

«Те гаражи, что еще остались, они, конечно, требуют узаконивания этих отношений и статуса. Те предложения, которые были озвучены сейчас – это же не только амнистия, это же перевод в собственность. Поэтому здесь тема очень актуальная, и многие люди с нетерпением этого ждут, особенно те, кто либо имеют гараж, либо хотят его купить. У большинства владельцев нету в собственности этого помещения, а это значит, что такой гараж могут снести в любой момент. Когда они смогут получить нормальные документы, это даст хороший толчок для этого бизнеса», – пояснил он.

С 1 января 2017 года машино-место является полноценным объектом недвижимости, на который оформляется кадастровый паспорт. Таким образом, место для автомобиля можно продать, сдать в аренду или купить в ипотеку, поскольку банк может взять его в качестве залога.

Раньше из-за своего туманного статуса оно оформлялось как право на долю в нежилом помещении, которое можно продать на открытом рынке, если от его покупки отказались остальные владельцы долей. Наиболее продвинутые умудрялись продавать машино-место через договор дарения. Теперь эти доли можно переоформить в полноценный объект недвижимости.

О том, как работает купля-продажа в Москве, читайте здесь.

Покупка машино-мест на электронных торгах обходится автолюбителям подчас дешевле рыночной стоимости. Конечно, цена за место на стоянке зависит от расположения гаража, его востребованности и везения претендента. Две трети машино-мест, как утверждают специалисты, уходят по номиналу, а это вдове ниже рынка.

Стать обладателем машиноместа в гараже, построенном городскими структурами, можно и без борьбы на аукционе. Можно заключить договор долевого участия с Московским центром реализации нежилых помещений и приобрести машиноместо даже в кредит или с дисконтом в комплексе, который еще только возводится.

На открытом рынке цена машино-места в Москве сегодня составляет 800–900 тысяч. На окраинах или в непопулярных комплексах, расположенных вдалеке от жилых домов, за них готовы платить 200 тысяч, а в центре города – в 10, а то и в 25 раз выше. В этом году столичные власти планируют выставить на торги порядка 350 гаражных комплексов. Ценность машино-мест в глазах автовладельцев сильно зависит от состояния экономики. Шанс, что покупка места в гараже или паркинге оправдает себя как инвестиция, остается.

Гаражная амнистия обсуждается в Госдуме ещё с 2015 года. В 2017 году эта инициатива как никогда близка к реализации. Гаражная амнистия будет происходить по аналогии с дачной – люди, получившие гаражи в Советское время, смогут, наконец, оформить на них право собственности. Однако, реализуя гаражную амнистию в 2017 году, государство руководствуется вовсе не заботой о россиянах, а меркантильными соображениями.


В чём заключается проблема?

В России гигантское количество гаражных построек не имеет ни чёткого статуса, ни собственников. Люди, которые считают себя владельцами таких объектов недвижимости, имеют на руках только справки о членстве в кооперативе – и больше никаких документов, подтверждающих право собственности. Такая позиция удобна для автомобилистов, которые пользуются кооперативными гаражами – никаких тебе налогов, никакой ответственности. Однако у этого положения есть и минусы – весьма существенные.

  • Гараж сложно продать, потому что продажа того предмета, который человеку не принадлежит – абсурд с юридической точки зрения.
  • Гараж нельзя застраховать.
  • Власти могут снести постройку в любой момент. Если владелец постройки попытается воспрепятствовать этому, ему придётся объяснять, почему же он за годы использования гаража ни разу не заплатил налог на собственность.

После гаражной амнистии 2017 года у властей будет с кого спросить за состояние постройки и прилегающей к ней территории. Также гаражная амнистия обяжет новоиспечённых собственников объектов платить налог на собственность. Это станет дополнительным источником поступлений в региональные бюджеты.

Закон о гаражной амнистии касается далеко не всех владельцев гаражей. Если кооператив позаботился о приватизации земли, то объекты недвижимости, находящиеся на ней, уже перешли в собственность и обрели вполне официальный статус. Владельцам таких построек больше ничего оформлять и переоформлять не нужно.

Что нужно для получения права собственности?

Закон «О недвижимости» может пополниться новой статьёй – 49.1, в которой будут описаны все особенности регистрации построек, входящих в гаражно-строительные кооперативы. Ожидается, что пользователю объекта для получения права собственности придётся выполнять ряд условий.

  • Собрать полный пакет технических документов на нежилое помещение.
  • Приложить к этому пакету справки о членстве в кооперативе и выплате паев.
  • Дополнить пакет разрешением о предоставлении кооперативу участков с неоформленными постройками.

Оформление гаража в собственность не будет бесплатной процедурой. Человеку, пользующемуся постройкой ещё со времён СССР, она «влетит в копеечку». В зависимости от региона придётся потратить от 15 до 30 тыс. рублей. Право на бесплатное оформление получат только ветераны. Необходимость нести расходы может отбить у россиянина всякую охоту «заморачиваться» с документами – особенно если россиянин этот имеет советский склад ума и считает, что в Союзе всё имущество давали бесплатно. Убедить такого человека в том, что коммунизм предполагает полное отсутствие частной собственности, невозможно.

Люди, выросшие при капиталистическом строе, способны увидеть в том, что в России готовят гаражную амнистию, и светлую сторону. Официальный статус гаража является залогом существенного увеличения его рыночной стоимости. Расходы на перевод постройки в собственность окупятся сторицей, если после оформления новоиспечённый собственник сможет продать гараж.

В законопроекте о гаражной амнистии в Государственной Думе особо подчёркивается, что «дворовые ракушки» точно не получат статус официальных построек, и их владельцам свидетельств о праве собственности не видать.

Что думают о гаражной амнистии в России?

Мнения о гаражной амнистии в Москве и других городах страны в основном положительные. Например, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) С. Канаев утверждает, что амнистия избавит автовладельцев от многих проблем и переживаний. По словам Канаева, в ФАР люди регулярно обращаются с жалобами на то, что власти самовольно сносят гаражные комплексы – объяснить этим людям, что у муниципалитета есть на то полное право, очень сложно.

Заслуженный юрист России С. Пашин согласен с тем, что инициатива стоящая. Однако, по его мнению, местные власти не будут спешить с её реализацией. Отсутствие чёткого статуса у гаражей выгодно для чиновников и застройщиков. На данный момент не приходится испытывать недостатка в земле для строительства. Нужна земля – снеси гаражный комплекс! Это особенно актуально для Москвы, где любой участок «на вес золота».

На самом деле главенствующие лица во многих регионах тоже поддерживают реформу. Сенатор от Республики Коми Д. Шатохин не понимает, на основании чего гаражи подключают к электросетям. При таком подключении должен быть заключён договор с собственником – хотя собственников у многих гаражей нет. Шатохин приводит впечатляющую статистику: в Коми меньше 10% гаражей имеют официальный статус.

В Ульяновской области уже перешли от слов к действиям. Губернатором С. Морозовым был одобрен региональный законопроект о гаражной амнистии. В конце марта 2017 года владельцам построек стали выдавать свидетельства о праве собственности.

Людям, которые пользуются гаражами ещё с Советских времён, конечно, претит мысль о том, что им придётся тратить деньги и бегать по инстанциями с документами. Однако им стоит принять во внимание, что их гаражи в нынешнем статусе могут быть «стёрты с лица земли» в любой момент – по щелчку пальца чиновника. На фоне возможной утраты имущества сумма в 15 тыс. рублей кажется совершенно пустячной.

Автолюбители в последние годы высказывают серьезные опасения по поводу владения собственными гаражами. У них нет возможности официально подтвердить свое право собственности. Закон о гаражной амнистии в 2019 году призван установить юридический статус построек.

Владельцы гаражей сталкиваются со следующими проблемами из-за невозможности оформить право собственности на постройку:

  • сложности с подводом коммуникаций;
  • нельзя застраховать помещение;
  • нельзя продать или купить гараж.

Также владельцы построек опасаются, что из-за отсутствия разрешающих документов их могут снести. С проблемами сталкиваются и чиновники. Гаражи не облагаются налогом, и владельца нельзя привлечь к ответственности за неправомерные действия на территории.

В связи с этим государство решило принять законопроект, устанавливающий имущественный статус гаражей. В середине 2017 г. был разработан правовой документ, который поступил на рассмотрение депутатов Госдумы. Закон предусматривает внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости». Последние поправки касаются гаражной амнистии, которая призвана установить следующие положения:

  • вводится раздел о государственном кадастровом учете нежилых построек;
  • дополняется статья, регламентирующая процедуру регистрации нежилых построек в составе комплекса гаражей.

Чтобы человек мог воспользоваться своим правом, требуется предоставить документ, в котором будет содержаться информация об оплате паевого взноса за помещение, относящееся к комплексу гаражей. Также необходим документ, фиксирующий факт выделения земельного участка гаражному кооперативу.

Что предлагают разработчики

В настоящее время законопроект находится на стадии обсуждения. Если его одобрят, владельцы построек смогут оформлять их в собственность. Официальный текст предложенного документа содержит пункт о признании гаража полноценным нежилым помещением. После принятия закона постройки можно будет продавать, страховать и даже оформлять в ипотеку. Для владельцев это упростит подвод коммуникаций и избавит от опасений по поводу возможного сноса.

Сегодня собственники могут доказать свои права только через суд. Однако и в этом случае существует большая вероятность отказа. Гаражная амнистия позволит оформлять право собственности без привлечения судебной инстанции. Для постановки помещения на учет потребуется собрать и предоставить все необходимые документы. Гараж будет поставлен на кадастровый учет, его занесут в систему налогообложения.

Предполагается, что оформление постройки в собственность обойдется владельцу в 15 – 20 тыс. руб. Исключение предлагают сделать для ветеранов, позволив им регистрировать гаражи бесплатно. Процедура оформления будет производиться в несколько последовательных этапов:

  • владелец собирает необходимые документы, которые могут подтвердить его право на владение объектом недвижимости;
  • специалисты проводят кадастровую оценку и оформляют технический план помещения, затем вносят его в систему налогообложения;
  • окончательная регистрация происходит в отделении Росреестра (либо МФЦ).

Процедура оформления должна занять до 12 рабочих дней. К сумме, которую владельцу придется затратить на проведение всех необходимых действий, добавится оплата госпошлины за регистрацию. Она составит 2 тыс. руб.

Скачать закон о гаражной и дачной амнистии

Закон о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в уже существующий правовой документ «О государственной регистрации недвижимости». Официально он действует с начала 2017 г. Проект, хоть и был принят недавно, уже неоднократно дорабатывался парламентариями.

Поправки в него вносят раз в несколько месяцев. Предлагаем скачать текст закона по следующей ссылке. В нем содержится последняя редакция документа, в которой приведены изменения, касающиеся создания положений об упрощенной регистрации права собственности.

Изменения и дополнения в 2019 году

В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии текст федерального закона № 218 будет дополнен новыми положениями, определяющими юридический статус гаражных построек. Вы можете также скачать предложенный разработчиками документ, чтобы понять, как изменится существующее законодательство в сфере постановки на учет объектов недвижимости.

Закон о гаражной амнистии позволит владельцам нежилых построек узаконить свой правовой статус и более свободно распоряжаться собственным имуществом. Специалисты считают, что после принятия законопроекта увеличится стоимость земельных участков и владельцы смогут более выгодно продавать гаражи. В дальнейшем это может привести к более интенсивной застройке гаражных кооперативов и развитию районов, где они располагаются.

Внесла в Государственную Думу группа членов Совета Федерации.

Фактически разработчики документа предложили провести так называемую "гаражную амнистию". Речь идет об упрощении порядка государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на недвижимое имущество, которая находится в составе гаражно-строительных кооперативов.

Почему документ так важен? Сегодня зарегистрировать право собственности на гаражный бокс невероятно сложно. Делается это только через суды, и подобные тяжбы могут идти годами.

Владельцы авто и гаражевладельцы во всех инстанциях, куда обращаются с просьбой получить бокс в собственность, получают похожие как под копирку ответы. Им пишут, что земля под гаражами не ваша. Заявляют, что гаражный кооператив не регистрируется целиком, значит, и вам, отдельно взятым хозяевам бокса, иметь его в собственности не положено.

Около 70 процентов общего количества гаражей не имеют государственной регистрации права собственности

Отдельные судебные победы владельцев гаражных помещений в разных концах страны только добавляют хаоса в сложившейся непростой ситуации. Так что этот законопроект ждут, как принято выражаться у юристов, "неопределенное количество граждан".

Им, в случае принятия законопроекта, поставить гаражный бокс на кадастровый учет будет возможно даже в отсутствие постановки на учет всего здания гаража в целом - для этого не нужно будет получать техническую документацию на все здание.

Что же конкретно намечают авторы законопроекта? Предлагают в действующий Закон "О государственной регистрации недвижимости" (от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) в качестве основания для государственной регистрации права собственности на гараж в составе ГСК включить наличие всего двух документов.

Первый документ - подтверждающий оплату паевого взноса гаражному кооперативу. И второй - о предоставлении гаражному кооперативу земельного участка. Правда, такой возможностью смогут воспользоваться не все, а только владельцы гаражей, построенных до 1 января 2013 года. Для того чтобы поправки заработали, в законопроекте предлагается просто дописать статью 40 закона о государственной регистрации недвижимости.

По их оценке, до 70 процентов от общего количества гаражей не имеют государственной регистрации права собственности. При этом нередко у владельцев гаражных боксов есть на руках только книжки членов гаражно-строительных кооперативов. Но эти книжки не дают людям никаких прав собственности на нежилые помещения. Вот и получается, что десятилетиями владея гаражом, его хозяин не имеет возможности законным образом распорядиться помещением. То есть продать, сдать в аренду. В конце концов завещать детям и внукам.

Слухи о том, что гаражная амнистия позволит всем желающим стать собственником кооперативного бокса, оказались реальностью. Дело остается за проработкой и принятием закона, который уточнит механизм легальной регистрации прав собственности на гаражи в кооперативах.

Даешь добро!

Не один десяток лет тысячи гаражей по всей стране не имеют четко закрепленного статуса. У большинства из них есть владельцы, получившие машино-место еще в советские времена, но легально их оформить закон не разрешает.

Из-за отсутствия четкого статуса возникает масса проблем:

    самовольное подключение «коробок» к электросетям без заключения договора на электропотребление;

    невозможность застраховать имущество;

    за используемую землю не платится налог;

    территория убирается фрагментарно;

    «имущество» нельзя официально продать или купить.

На заметку! Снести такие гаражи власти могут в любой момент.

Новые песни о старом

В конце марта «Известия» рассказали, что в Совете Федерации приступили к разработке нового законопроекта, который в народе уже успели окрестить «гаражная амнистия 2017». Автором инициативы, которая позволит разъяснить механизм регистрации прав собственности на кооперативные гаражные боксы, является сенатор от республики Коми Дмитрий Шатохин.

Если законопроект примут, то будут внесены поправки в новый закон о регистрации недвижимости, вступивший в силу с 1 января 2017 г., а владельцы наконец-то смогут превратиться в собственников, если:

    соберут полный пакет техдокументов на нежилые помещения;

    предоставят справки о выплате паев и членстве в кооперативе;

    найдут выданное ранее местными властями разрешение о предоставлении кооперативу участков с неоформленными гаражами.

Правда, сенатор не уточнил, чем гаражная амнистия 2017 года отличается от действующей легализации гаражей в кооперативах. Зато он рассказал, что на всю процедуру потребуется не более 20 тыс.руб., а ветеранам вообще ничего платить не придется.

Важно! В законе о недвижимости может появиться новая статья – 49.1, в которой будут изложены особенности регистрации собственности на нежилые помещения в составе гаражно-строительного кооператива.

Во время обсуждения законопроекта депутаты обратили внимание, что нововведения не должны амнистировать «ракушки»-самострои, которыми и так забиты многие дворы.

Как сейчас оформляется гараж?

По новым правилам оформить машино-места в отдельно стоящих ГК и на подземных паркингах домов могут все желающие, ведь теперь в законе они выделены как самостоятельные объекты недвижимости (ранее относились к нежилым помещениям).

На заметку! Парковочные места во дворах или надземных стоянках по-прежнему регистрируются исключительно при согласии всех собственников, которые живут в многоэтажке.

Для регистрации потребуется:

    найти/оформить документы, подтверждающие право на гараж или парковочное место (договор долевого участия, договор купли-продажи, дарственная и пр.);

    пригласить кадастрового оценщика для составления техплана и постановки гаража на кадастровый учет;

    принести/отправить по почте/подать онлайн правоустанавливающий документ и техплан в Росреестр (МФЦ).

Регистрация занимает от 5 до 12 дней. Госпошлина за нее составляет 2 тысячи рублей.

Гараж, расположенный за городом, оформить пока можно в упрощенной форме в рамках действующей «дачной амнистии ». К слову, планируется внести на рассмотрение законопроект, который предлагает увеличить вдвое земельный налог с участков, где расположены незарегистрированные бани и гаражи площадью более 50 кв.м.

Несмотря на то что в России готовят гаражную амнистию уже не первый год, и речь о ней заходит снова и снова, хочется надеяться, что обещание проработать законопроект до конца 2017 г. все же будет реализовано.

Первые "ласточки"

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов решил не дожидаться, пока будет одобрен законопроект о гаражной амнистии в Государственной думе. По его инициативе в регионе был принят схожий региональный закон, и в конце марта 2017 г. там начали выдавать собственникам документы.

Первые тридцать человек оформили землю под гаражами в ульяновском строительном кооперативе «Мотор», основные боксы которого построили в далеком 1975 г. До июля 2016 земля находилась в аренде, и незадолго до окончания срока на общем собрании владельцев было единогласно решено оформить ее в собственность.

По мнению Сергей Мишина, закон о гаражной амнистии – это не только благо для народа. Он поможет пополнить местные бюджеты за счет земельного и имущественного налогов, поэтому неудивительно, что на практику Ульяновска с таким интересом и легкой завистью взирает вся страна.

Будет ли гаражная амнистия в Москве и других российских городах запущена хотя бы в следующем году, покажет время.



 

Возможно, будет полезно почитать: