Безвестное отсутствие гражданина и его правовые последствия. Правовая сторона вопроса в случае обнаружения гражданина

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

186 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется только в судебном порядке с участием прокурора. О том, как реализуются положения норм о безвестном отсутствии в РФ, узнаете из статьи.

Безвестно отсутствующий по нормам ГК РФ

Статья 42 ГК РФ определяет, что если гражданин более года не появлялся в месте своего проживания и о его нахождении не имеется сведений, то он может быть признан безвестно отсутствующим.

Однако не любое исчезновение законодатель приравнивает к безвестному. Необходимо, чтобы в действиях пропавшего отсутствовал умысел (например, гражданин скрывается в связи с совершением преступления и нахождением в розыске).

Еще одно важное обстоятельство: если родственники узнали, что гражданин пропал и подали заявление в полицию, а представители власти после проведения определённых следственных действий, которые результата не дали, подтвердили, что человек действительно пропал, его еще нельзя считать без вести отсутствующим - этот юридический факт устанавливается только судебным актом.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

Скачать форму договора
  1. Если у пропавшего осталось имущество, которым надо управлять (например, он имел собственный бизнес), то орган опеки подписывает договор с управляющим, а суд утверждает его кандидатуру. С этого момента ответственность за дальнейшее состояние имущества несет управляющий.
  2. В том случае, когда пропавший имел обязательства по содержанию граждан, находящихся на иждивении, им осуществляются выплаты.
  3. Погашение задолженности по всем обязательствам.

Признание человека безвестно отсутствующим

Непоявление гражданина в месте его проживания и отсутствие о его нахождении сведений более 1 года позволяет считать, что признание гражданина безвестно отсутствующим в суде возможно.

При этом пропажа гражданина не должна быть умышленной (например, в связи с совершением преступления). В данном случае не имеет значения, знали ли родственники об этом факте или нет.

Кто может подать иск? Заинтересованные лица. Законодатель не указывает, кто относится к этой категории заявителей. Исходя из толкования нормы права, делаем вывод о том, что между истцом и отсутствующим должна быть материально-правовая связь.

В иске указываются цели признания гражданина безвестно отсутствующим. А изложенные обстоятельства, на основании которых у истца возникла уверенность, что гражданин пропал, необходимо подтвердить. При этом суд может оставить заявление без движения, если не будут соблюдены эти правила.

Признание гражданина безвестно отсутствующим в рамках гражданского дела предполагает заслушивание свидетельских показаний. Если у суда нет оснований не доверять свидетелям, то информация, оглашенная ими, принимается к сведению.

После того как судья возьмет заявление к производству, он должен выяснить все сведения о пропавшем по месту последней работы, регистрации. Соответствующий запрос делается в полицию, воинские части. Следующим шагом со стороны суда будет оповещение органа опеки с тем, чтобы последний назначил управляющего имуществом пропавшего.

Если суд сочтет, что гражданин действительно отсутствует долгое время без причины, а сведений о нем нет, и вынесет соответствующее решение, то с даты вступления судебного акта в силу все имущество гражданина переходит под управление лица, с которым опека заключила соответствующий договор.

Обращаем ваше внимание на то, что в рамках дела о безвестном отсутствии не должно возникнуть спора о праве. В противном случае суд будет обязан рассматривать иск в общем порядке. То есть сначала в особом производстве утверждается факт безвестного отсутствия гражданина, а затем решаются все остальные вопросы.

Что делать, если безвестно отсутствующий объявился ?

В случае появления гражданина, который был признан отсутствующим, судебное производство возобновляется по его требованию или иску заинтересованных лиц и выносится новый акт. Вновь вынесенное решение является причиной для отмены действия договора на управление имуществом.

Кроме того, после своего появления гражданин может восстановить себя в иных правах, которые были утрачены после предъявления в компетентные органы акта суда.

Таким же образом у лица появляются и обязанности: все, что он должен был исполнить, но не смог в связи со своим отсутствием, исполняется незамедлительно или по соглашению сторон.

Что еще необходимо знать про признание безвестно отсутствующим?

Статья 19 СК РФ определяет, что органы ЗАГСА разводят супругов по заявлению одного из них в случае признания второго без вести отсутствующим. Наличие/отсутствие несовершеннолетних детей значения не имеет. Если супруг объявляется, то при наличии совместного заявления брак может быть восстановлен. Исключение: если после развода муж/жена успели вступить в новый брак, то возобновление предыдущего исключается.

После признания гражданина безвестно отсутствующим на лиц, которые ранее находились на его иждивении, оформляется пенсия по потере кормильца. Соответствующее заявление подается в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации или в МФЦ. Пенсия выплачивается ежемесячно.

Если пропавший был прописан в жилом помещении, то после получения решения суда собственник помещения отправляется в ФМС для того, чтобы временно снять с регистрации гражданина и не платить за него коммунальные услуги.

Суд не признает гражданина отсутствующим без вести, если он скрывается умышленно. Пример: в суд обратилась И. для признания брата Т. отсутствующим. Цель - получение наследства после смерти матери. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что брат находится в федеральном розыске за совершение умышленного преступления. Безусловно, о месте нахождения Т. ничего не известно более 1 года. Однако его отсутствие объясняется объективной причиной - он скрывается от правосудия. Поэтому у близких родственников нет интереса сообщать суду о месте пребывания Т., даже если оно им и известно. На основании этого суд отказал в удовлетворении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим.

  • 8. Основания возникновения гражданского правоотношения. Юридические факты и их составы.
  • 9. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
  • 10. Понятие, порядок и способы защиты гражданских прав.
  • 11. Понятие правоспособности граждан, ее основные черты. Содержание правоспособности.
  • 12. Полная дееспособность граждан. Эмансипация.
  • 13. Дееспособность лиц в возрасте до 14 лет.
  • 15. Ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, (основания, порядок, правовые последствия ограничения дееспособности).
  • 16. Признание гражданина недееспособным (основания, порядок, правовые последствия).
  • 17. Опека и попечительство. Понятие и значение опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей.
  • 18. Место жительства гражданина, его юридическое значение.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
  • 20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.
  • 22. Классификация (виды) юридических лиц.
  • 23. Правоспособность юридических лиц, органы юридических лиц.
  • 24. Общие положения о хозяйственных обществах и товариществах.
  • 25. Полное товарищество. Товарищество на вере.
  • 26. Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.
  • 27. Акционерные общества как юридические лица.
  • 28. Правовой статус представительств и филиалов.
  • 29. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  • 30. Общая характеристика некоммерческих организаций. Правовой статус учреждения.
  • 31. Реорганизация юридического лица (понятие, способы, правовые последствия).
  • 32. Ликвидация юридического лица (понятие, порядок удовлетворения требований кредиторов.
  • 36. Ликвидация юридического лица в порядке признания его несостоятельным (банкротом).
  • 37. Понятие и виды объектов гражданских прав.
  • 38. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
  • 39. Понятие ценной бумаги. Типы, формы, виды ценных бумаг.
  • 40. Личные неимущественные права и блага, их виды. Защита чести, достоинства, деловой репутации.
  • 41. Понятие, основания и порядок компенсации морального вреда.
  • 42. Понятие сделки, признаки, функции. Отличие сделки от иных юр. Фактов.
  • 43. Классификация сделок.
  • 44. Условия действительности сделок.
  • 45. Форма сделки, последствия ее несоблюдения.
  • 46. Общие положения о недействительности сделок. Понятие недействительности сделок. Момент, с которого сделка считается недействительной.
  • 47. Основные и дополнительные последствия недействительности сделок. Последствия недействительности части сделки.
  • 48. Классификация недействительных сделок. Сделки ничтожные и оспоримые. Недействительность мнимой и притворной сделки.
  • 49. Сделки с пороками воли, формы, содержания и субъектного состава.
  • 50. Представительство. Юридическая сущность представительства. Область применения.
  • 51. Доверенность: понятие, содержание, форма. Виды и сроки доверенностей.
  • 52. Понятие срока в гражданском праве. Виды сроков.
  • 53. Понятие и значение исковой давности. Применение сроков исковой давности.
  • 54. Течение, приостановление и перерыв истечения сроков исковой давности.
  • 56. Понятие и признаки вещных прав. Виды вещных прав.
  • 57. Собственность как экономическая категория. Право собственности в объективном смысле.
  • 58. Субъективное право собственности. Правомочия собственника.
  • 59. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества. Бремя содержания имущества, риск случайной гибели имущества.
  • 60. Основания и способы приобретения права собственности.
  • 61. Основания прекращения права собственности.
  • 62. Право частной собственности граждан и юридических лиц. Объекты права частной собственности граждан и организаций.
  • 63. Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности.
  • 64. Право общей долевой собственности. Понятие доли в праве общей долевой собственности.
  • 65. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
  • 67. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
  • 68. Вещно-правовые способы защиты права собственности: виндикационный иск; негаторный иск.
  • 69. Понятие обязательства. Сравнительная характеристика правоотношений собственности и обязательств. Элементы обязательства.
  • 70. Основания возникновения обязательств: договоры, односторонние сделки, административные акты, события, правонарушения.
  • 71. Перемена лиц в обязательстве (уступка права требования, перевод долга).
  • 72. Понятие и принципы исполнения обязательств.
  • 73. Субъекты исполнения обязательства (должник, кредитор, возложение исполнения на третье лицо, исполнение кредитору и третьему лицу).
  • 74. Место, способ и срок исполнения обязательств.
  • 76. Неустойка, её значение. Виды неустойки.
  • 75. Понятие залога. Виды залога. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
  • 77. Поручительство. Ответственность поручителя.
  • 79. Банковская гарантия. Содержание правовых связей между гарантом и бенефициаром, гарантом и принципалом.
  • 80. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 81. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности (договорная, внедоговорная, долевая, солидарная, субсидиарная).
  • 82. Условия гражданско-правовой ответственности. Гражданское правонарушение и его состав.
  • 83. Объем гражданско-правовой ответственности. Убытки, их состав.
  • 84. Понятие и основания прекращения обязательств.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

    Безвестное отсутствие – это удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установит место его пребывания.

    Признание гражданина безвестно отсутствующим производится, только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (иждивенцы, его супруг, его кредиторы). Согласно ГК РФ, суд может признать гражданина безвестно отсутствующим при наличии юридического состава, состоящего из следующих юридических фактов:

    Отсутствие лица в месте его постоянного жительства длительное время и невозможность установить его место пребывания

    Отсутствие сведений о его местонахождении

    Истечение срока в один год с момента получения последних сведений о месте нахождения данного лица.

    День получения последних сведений может быть подтвержден различными способам (получение последнего письма, кино- и фотосъемкой, свидетельскими показаниями). При невозможности установить день получения последних сведений о безвестно отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц, это будет первое января следующего года. Согласно ГПК, судья, при подготовке дела к слушанию, должен также выяснить, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине. Судья запрашивает сведения о возможном пребывании лица по месту рождения, прежнему месту жительства и работы, запрашиваются ОВД, военные части. Если длительные поиски не дают результата, только тога выносится решении о признании гражданина безвестно отсутствующим. Это влечет за собой следующие правовые последствия: если имущество, принадлежащее такому гражданину, необходимо поддерживать в надлежащем состоянии, это имущество передается в доверительное управление. После решения суда о передаче орган опеки и попечительства назначает доверительного управляющего и заключает с ним договор доверительного управления имуществом. Имущество передается в доверительное управление обычно если нет близких родственников. Из этого имущество выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующих должен был обеспечивать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего лица.

    В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

    20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.

    Объявление умершим - признание официальными инстанциями (обычно по решению суда) факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием. Влечёт те же юридические последствия, что и смерть, констатированная обычным образом, то есть открытие наследства, прекращение брака, пребывания в должностях и проч.

    По Гражданскому кодексу России, объявление умершим возможно только по решению суда:

    * в случае безвестного отсутствия - спустя пять лет после исчезновения;

    * если человек пропал «при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая» - через шесть месяцев;

    * пропавших без вести в связи с военными действиями - через два года после окончания военных действий.

    Дата смерти устанавливается, при трёхлетнем безвестном отсутствии, как дата вступления приговора суда в законную силу; в случае же конкретного несчастного случая датой смерти может быть указан день этого события.

    Согласно российскому закону, если объявление умершим последовало ошибочно и объявленный умершим гражданин явился живым, то соответствующее решение упраздняют, запись о смерти аннулируют. «Воскресшее» лицо имеет право, по российским законам, востребовать себе всё, кроме супруги (супруга), если она (он) состоит уже в новом браке, и безвозмездно и добросовестно взятых денег и ценных бумаг. Если же его супруг(а) не вступил(а) в новый брак, то брак восстанавливается. Если некоторое его имущество за время «смерти» продано или иначе возмездно перешло к другим, то и оно может быть востребовано при условии, что покупатель знал о том, что истинный владелец имущества жив; при невозможности его возврата натурой взимается стоимость.

    21. Понятие юридического лица, признаки юридического лица .

    ЮЛ – коллективное образование, обладающее правосубъектностью.

    ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

    Можно выделить 4 формально-юридических принципа:

    1. Организационное единство. Под организационным единством надо понимать внутреннее устройство организации, проявляющееся в разграничении и взаимосвязи отдельных структурных подразделений юридических лиц, регламентации отношений между участниками и подчинения единому органу. Будучи единым целым, организация нередко состоит из структурных подразделений. Структура и состав определяется по-разному: вышестоящим органом или самим лицом. Это закреплено в уставе или в учредительном договоре (Учредительные документы).

    2. Имущественная обособленность. Проявляется в том, что либо должно иметь свое имущество, составляющее материальную основу его деятельности. Это имущество отделено от имущества других субъектов гражданского права. Внешнее проявление находится в учете имущества на бухгалтерском балансе. Т.о., само собой, все они должны иметь самостоятельный баланс.

    3. Самостоятельная имущественная ответственность. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юр. лица выражена в том что оно само отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, и за причинение вреда. Кредиторы с требованиями могут обращаться только к нему. Отвечает организация всем имуществом. Бывает регрессное обращение.

    4. Выступление в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени. От своего имени распоряжается имуществом. Имущество находится на разных правах:

    Преобладает право собственности, которое позволяет распоряжаться имуществом в своих интересах.

    Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

    2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

    признание гражданин умерший отсутствующий

    Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

    В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

    Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

    Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

    Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

    Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

    На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

    Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

    Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

    В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

    Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

    Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

    Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

    Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

    Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

    Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

    Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

    Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

    Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

    Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

    Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

    Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

    Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

    Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

    Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

    Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

    Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

    Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

    В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

    Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

    Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

    Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

    В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

    Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

    Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

    Делись добром;)

    Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

    признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

    Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

    Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

    Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

    Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

    С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.

    Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

    Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ). Определение понятия "заинтересованные лица" в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.



    Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

    Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

    Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.

    Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.

    Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

    По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.

    Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

    В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

    В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ).

    В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК).
    На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

    Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности. Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются:

    – отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, – шести месяцев;

    – неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

    Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая. Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

    На основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

    Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

    Однако объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

    В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

    Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опровергнута. Закон допус-кает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).

    Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК РФ). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездных началах. Согласно п. 2 ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.

    Правило о возврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имущества тесно связано с нормами ст. 301–303 ГК, регулирующими отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Применительно к истребованию своего имущества гражданином после отмены судом решения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполне законно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отмены указанного решения отпадает основание (титул) их владения, т.е. владение становится незаконным. Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочно объявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основание для предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконного владения, т.е. виндикационного иска (ст. 301 ГК). Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только в случаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли). В случае объявления гражданина умершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, и поэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей.

    Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 303 ГК). Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

    Гражданин, ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имущество принадлежало данному гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместно нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

    Предусматривая возврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников. Однако следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т.е. знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмещены убытки, причиненные утратой имущества . Основную часть этих убытков будет составлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.

    От рассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа и мена.

    Однако закон предусматривает исключения из этого правила: возмездный приобретатель имущества, которое принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущество, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (абз. 2 п. 2 ст. 46 ГК). Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно. Требование о возврате имущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет по своему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационный иск (ст. 301 ГК). На него должны распространяться правила ст. 303 ГК, в соответствии с которыми возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен был извлечь за все время владения. Соответственно, недобросовестный владелец вправе требовать возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество.

    В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекращении брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 Семейного кодекса РФ).



     

    Возможно, будет полезно почитать: