Консультация для родителей «права ребенка – соблюдение их в семье. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого

Наталия Миннигареева
Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности. Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения . Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

На имя, отчество и фамилию;

Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими, органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

Иметь право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.

В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как уборка в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее.

Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Права и обязанности родителей по отношению к своим малолетним детям Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут ответственность, обязанности и за воспитание, и развитие ребенка. Согласно Семейному.

Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста» Цель: повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей. Добрый день, уважаемые родители.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка» Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем за своих детей все сами. Оказываем ли мы.

Консультация для родителей «Должны ли быть у ребенка обязанности по дому?» ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ У РЕБЁНКА ОБЯЗАННОСТИ ПО ДОМУ? Любой из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос образованным, успешным, состоявшимся в.

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни.

Консультация для родителей «Как выбрать подарок для ребенка младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Как выбрать подарок для ребенка младшего дошкольного возраста. Думаю, что каждый родитель ни один раз задумывался:.

Когда ребенок отправляется в детский сад, родители испытывают настоящий стресс. Они не знают, как примут чадо в новом коллективе, как к нему будут относиться воспитатели, будет ли он нормально питаться и играть.

Главная проблема заключается в том, что далеко не все понимают, что даже самый маленький ребенок является полноценным гражданином страны. Соответственно, он может рассчитывать на защиту государства с первых дней своей жизни независимо от того, где он находится. Поэтому прежде, чем начать обучение в дошкольном образовательном учреждении, будет полезно посетить организацию и внимательно изучить информацию, которая должна быть представлена в уголке права ребенка в детском саду. Рассмотрим подробнее некоторые важные пункты.

Зачисление в ДОУ

Некоторые родители предпочитают довольствоваться той мизерной информацией, которую им предоставляет администрация детского сада. Однако очень важно знать свои права и права малыша. В первую очередь, при посещении ДОУ каждый родитель может уточнить как квалификацию воспитателей, так и план проводимых занятий и развлекательных мероприятий.

Однако на юридическую консультацию для родителей не всегда есть деньги, особенно если учесть, сколько на сегодняшний день стоит подобное обучение. В этом случае рекомендуется ознакомиться с отзывами других родителей о выбранном ДОУ.

Кроме этого, родители имеют право посетить учебное заведение во время занятий и убедиться, что они проходят в нормальном режиме. Также, говоря о правах ребенка в детском саду, стоит отметить, что его отцу и матери должна быть предоставлена возможность лично побеседовать с каждым из преподавателей и ознакомиться с их документами.

Предварительно рекомендуется ознакомиться с договором. В нем должна быть предоставлена исчерпывающая информация. Также в обязательном порядке в контракте прописываются права ребенка в детском саду. Данные условия можно разделить на две категории.

Право на развитие творческих способностей

В этом случае речь идет о том, что, помимо режимных занятий, тихого часа и прогулок, ребенку должна быть предоставлена возможность для реализации своих талантов. Это означает, что в ДОУ обязательно должны проводиться занятия, направленные на развитие умственного и логического мышления малыша.

Более того, данные права ребенка в детском саду рекомендованы правительством РФ. При этом разработаны Федеральные программы, которым обязаны следовать все ДОУ без исключения. Если представитель детского сада заявляет, что они не обязаны предоставлять подобные услуги, то это является грубым нарушением закона. В этом случае речь идет об ущемлении прав ребенка в детском саду. Для родителей это может быть явным поводом для обращения в высшие инстанции. Подробнее с данными условиями можно ознакомиться, прочитав Закон об образовании.

Кроме этого, в процессе ведения общих программ педагоги обязаны сохранять индивидуальность ребенка. Таким образом, к любому малышу должен быть найден дифференцированный подход, который поможет развить его таланты и индивидуальные способности.

Право на игры и отдых

Как известно, в юном возрасте малыши намного лучше усваивают информацию в игровой форме, поэтому очень важно, чтобы преподаватели ДОУ давали малышам такую возможность развивать не только свои интеллектуальные, но и творческие способности.

Также права ребенка в детском саду включают в себя возможность социализации. Дети только учатся взаимодействовать с коллективом, поэтому руководство образовательного учреждения не может лишать их этой возможности. В процессе игр с другими учениками малыши воспитывают в себе нравственность и другие необходимые качества.

Кроме этого, говоря о том, какие права имеет ребенок в детском саду, стоит отметить, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом и другими развлечениями, не требующими умственного напряжения. Если после дня в детском саду малыш приходит домой уставшим и абсолютно без сил, то это говорит о том, что педагоги заведения не справляются со своими обязанностями. Тем самым они не выполняют свои должностные инструкции.

Права на жизнь и здоровье

Данная гарантия является основополагающей. Для того, чтобы данное право было реализовано, требуется обязательное выполнение целого ряда мероприятий, посвященных правилам безопасности и прочим инструкциям, которые дети должны знать.

Кроме этого, в ДОУ обязательно должен присутствовать медик, который сможет предоставить малышам необходимую помощь в случае недомогания или травмы. Если в образовательном учреждении отсутствует такой специалист, то это говорит о нарушении прав ребенка в детском саду.

Разумеется, против малыша не могут совершаться какие-либо противоправные действия, которые могут нанести ему физический или психологический вред. В этом случае речь идет уже не о нарушении, а о более тяжком преступлении. Если воспитатель угрожает, незаслуженно наказывает, оскорбляет или бьет ребенка, то в этом случае он должен понести уголовную ответственность за свои действия.

Право на защиту интересов

В первую очередь, в процессе обучения должны учитываться нужды и интересы самих малышей, а не преподавательского состава ДОУ. Таким образом, дети должны находиться под постоянным присмотром и чувствовать себя комфортно на протяжении всего дня в детском саду.

Педагоги должны следить за тем, чтобы в образовательном учреждении всегда был позитивный микроклимат, положительно влияющий на настроение детей. Кроме этого, важен и психологический комфорт. Это означает, что малыш должен чувствовать себя в детском саду так же хорошо, как и дома. На первых порах новые ученики испытывают стресс, поэтому руководство ДОУ не должно препятствовать их нахождению на занятиях и других мероприятиях.

Также желательно, чтобы в образовательном учреждении была возможность посещать консультации для родителей. Это поможет донести до них важную информацию о том, как подготовить малыша к посещению ДОУ.

Кроме этого, руководство детского сада обязательно должно следить за тем, чтобы все продукты, которые даются детям на завтрак, полдник и обед, соответствовали нормам питания. Вся пища должна готовиться на качественном оборудовании с выполнением всех необходимых гигиенических мер.

Помимо всего прочего, при первом посещении родители будущего ученика имеют полное право подробно изучить меню столовой, объемом стандартной порции и качеством используемых продуктов.

Однако далеко не всегда сотрудники образовательных учреждений выполняют свои обязанности. Самое печальное, что некоторые родители не осознают, что данные действия носят противоправный характер.

Примеры нарушения прав

В первую очередь стоит сказать, что каждый ребенок должен иметь возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. При этом родители малышей должны знать всю необходимую информацию о защите прав ребенка в детском саду.

Например, администрация ДОУ не имеет права отказать юному ученику в обучении из-за отсутствия мест. Даже если ребенок не зарегистрирован по месту жительства, он имеет полное право осуществлять обучение по месту своего фактического нахождения.

Также нередки случаи, когда администрация дошкольного учреждения отказывается зачислять ребенка по причине отсутствующих у него прививок. Нужно понимать, что решение о том, что малышу требуется вакцинация, принимается исключительно его родителями на законных основаниях.

Также сотрудники ДОУ не могут запретить ребенку посещать те или иные факультативные занятия (например, спортивные секции), если у малыша нет соответствующей формы. Ношение формы в образовательном учреждении не является обязательным. По закону, администрация вправе только порекомендовать использование той или иной одежды.

Имеет ли право детский сад отчислить ребенка, если он не посещает ДОУ на протяжении продолжительного срока (до 90 дней)? Если родители предоставили соответствующее заявление, в котором объясняются причины непосещения учреждения, то никто не может препятствовать продолжению обучения.

Кроме этого, в некоторых ДОУ существует практика, согласно которой они не принимают на обучение малышей, которые не приучены к горшку или ведут себя слишком активно. Независимо от того, подвижный ребенок в детском саду или он пока не научился сам себя обслуживать, администрация не имеет никакого права производить подобный отсев.

Если представители учебного заведения ведут себя некорректно и не соблюдают закон, то в этом случае необходимо предпринимать соответствующие меры.

Что делать, если права ребенка нарушаются

В первую очередь, необходимо удостовериться, что малыш действительно столкнулся с несправедливостью со стороны преподавателей. Современные дети нередко фантазируют и выдают желаемое действительным. Поэтому стоит воздержаться от прямых вопросов.

Лучше всего присмотреться к поведению малыша. Если он сильно изменился после посещения детского сада, стал угрюмым или пугливым, то возможно у него проблемы с воспитателем или с другими детьми. Но как выяснить точно?

Побеседовать с другими родителями

В столь юном возрасте дети не способны договариваться о выдуманных фактах. Поэтому стоит позвонить другим родителям и спросить, не заметили ли они изменений в психологическом или физическом состоянии своих чад.

Если и другие дети жаловались на агрессивное поведение со стороны воспитателя, то это является верным признаком того, что их права действительно нарушаются.

Ролевые игры

Чтобы выяснить, как с малышом обращаются в детском саду, достаточно в игровой форме попросить его показать, как проходит его день. Например, можно предложить ему сыграть роль воспитателя и попросить копировать манеру поведения реального педагога. Как правило, в дошкольном возрасте дети зеркально отражают манеры и основные поведенческие привычки людей, поэтому будет не сложно составить мнение о сотрудниках детского сада.

Кукольный театр

Если ребенок стесняется вживаться в роль воспитателя или боится самостоятельно рассказать о чем-то плохом, то для этого можно использовать куклы. При этом нужно попросить малыша сыграть роль мишки или динозавра, который рассказывает о своем пребывании в садике.

В процессе подобной реконструкции малыш не будет осознавать, что именно он произносит слова. Для него это будет ожившая игрушка. Благодаря этому можно будет узнать множество интересных фактов о процессе обучения в ДОУ.

Наблюдение

Для того чтобы сделать выводы о работе сотрудников организации, можно невзначай посетить ДОУ во время прогулки или занятий. При этом стоит присмотреться к поведению воспитателей. Если они ведут себя агрессивно и кричат на детей, то оставлять такое поведение без внимания не стоит.

С другой стороны, воспитатель, который отчужденно смотрит в сторону, пока детки толкают друг друга, также является серьезным проступком.

На основе всех этих данных можно сделать выводы о работе образовательного учреждения. Если они не справляются со своими обязанностями, то необходимо переходить к активным действиям.

Как защитить права дошкольника

В первую очередь, необходимо поговорить с директором ДОУ. Если беседы не дали положительного результата, то в этом случае стоит поднять вопрос на очередном родительском собрании. Если и это не помогло, то необходимо составить официальное требование на имя администрации заведения.

Следующий этап - обращение в государственные органы. Жалоба может быть направлена в прокуратуру. При этом нужно приложить заявление, которое ранее было направлено дирекции ДОУ.

Как правило, после этого начинается служебное расследование, и все виновные несут наказание.

Зная права и обязанности детей в детском саду, можно защитить их от грубого обращения.

Консультация для родителей дошкольников о правах детей.

Опасность физических наказаний, унижающих человеческое достоинство ребёнка и нарушающих детские права.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка – означает нарушить его права. Метод физического наказания многие родители называют самым «эффективным». На самом деле он лишь является наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и уважение к нему - требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания. Нужно ли наказывать детей, если они это заслужили? Безусловно, да. Но какие методы наказания выбирают родители и чем при этом руководствуются? Прежде чем хвататься за ремень или указующим перстом отправлять чадо в угол, давайте подумаем вместе, что же побуждает нас к выбору того или иного наказания и к каким последствиям может привести такое нарушение прав ребёнка как физическое наказание.
Кто виноват?

Очень часто случается, что родители по-разному реагируют на поведение ребёнка из-за различных внешних раздражителей. Родительская реакция на баловство ребёнка (правда, не всегда безобидное) напрямую зависит от того, в хорошем или плохом настроении пребывает родитель. Нередко детские шумные игры вызывают у родителей чувство умиления, когда они находятся в хорошем расположении духа. А иногда и раздражение, озлобленность, когда усталость валит вас с ног.
Долой стереотипы.
Дело в том, что стереотипы поведения, которыми мы руководствуемся, став взрослыми, укореняются в нашем сознании ещё с детства. А жаль. Просто потом взрослому человеку, привыкшему налаживать взаимоотношения по вышеуказанному принципу, нужно объяснять (а иногда и доказывать), что бить ребёнка нельзя. Если вы начнёте бить ребёнка уже в годовалом возрасте, то ничего, кроме физической боли и полного непонимания, почему любимые мама или папа делают ему больно, ваш малыш не испытает. Чаще всего у нас, родителей, не хватает времени на то, чтобы разобраться, что же происходит с нашим ребёнком. Именно в таких ситуациях нужны родительская поддержка и понимание.
Поговорим о последствиях.
Если желание ударить ребёнка так велико, что вы уже схватили ремень, представьте себя на месте сына или дочери. Чувствуете ли вы любовь к человеку, который вас бьёт? Конечно же, нет. Испытывая унижение и физическую боль, ребёнок не может ответить вам тем же. Чаще всего он думает: «Ну, подожди. Вот я вырасту и обязательно отомщу тебе». Хотите ли вы иметь ребёнка, который, став взрослым человеком, будет вам мстить за обиды и оскорбления, нанесённые ему в детстве? На протяжении всей жизни эта агрессия будет искать выход и рано или поздно, в той или иной ситуации, она его найдёт. Физические наказания по-разному влияют на детей с различными индивидуально-психологическими особенностями. Очень быстро простит и забудет обиду ребёнок-сангвиник. Но, став взрослым, он может проявить все вышеперечисленные качества. Маленький холерик с его врождённой склонностью к недовольству, агрессивности, вырастет жестоким, озлобленным, недовольным всем миром. Флегматик, будучи от природы медлительным и замкнутым, может сформироваться подобно холерику, но с небольшой разницей. Детям-меланхоликам присущ слабый вид нервной системы. Являясь очень чувствительными и ранимыми, они в будущем склонны к проявлению трусости. Неуверенности в собственных силах. Они не будут стремиться к достижению поставленной перед собой цели. А теперь подумайте о последствиях нарушения вами прав ребёнка.
Что делать?
Если у вас с ребёнком возник конфликт, постарайтесь выяснить, что является истинной причиной его возникновения. Когда в основе его лежит ваше плохое настроение или недовольство жизнью, то не бойтесь сознаться в этом не только себе, но и ребёнку. Если же вы считаете, что всегда правы, и никогда не просите прощения у своего ребёнка, то и он, как правило, не будет просить прощения у вас никогда. Ведь все дети являются большими «подражателями». Только личный пример родителей будет значим для ребёнка. Запрещая ребёнку делать что-либо, обязательно объясните, почему он не должен так поступать. Не бойтесь часто хвалить ребёнка, говорите ему, какой он хороший, добрый, умный. Таким образом вы формируете его самооценку, и он будет стремиться к ней. И самое главное: общаясь с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве.
Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье? »
Постарайтесь увидеть в вашем ребёнке взрослого человека, считайтесь с его мнением и настроением, соблюдайте его права!

Консультация для родителей «Права ребенка: соблюдение их в семье»

Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.

Конвенция по правам ребёнка.

Для настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.

Ребенок обладает личными правами

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.

— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.

— На сохранение своей индивидуальности.

— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.

— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) .

— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.

— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Ребенку гарантируются социальные права

— На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.

— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.

— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.

— На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

«ПРАВА РЕБЕНКА — СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

Применение физического насилия к ребенку,

Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

Угрозы в адрес ребенка,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо-вания, медицинской помощи.

Советы родителям.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Консультация для родителей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
  2. создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
  3. содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  1. Декларация прав ребёнка (1959)
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа
Конвенции о правах ребёнка.
Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  1. воспитание
  2. развитие
  3. защиту
  4. активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).
Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).
Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательны е, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и
педагогического значения.
Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.



 

Возможно, будет полезно почитать: