Совет федерации. Совет Федерации одобрил «антитеррористический пакет» Ирины Яровой

Участников и гостей Ассамблеи МПС приветствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза, в которой принял участие Президент России Владимир Путин .

Перед началом работы Ассамблеи состоялась встреча главы Российского государства с членами Исполнительного комитета МПС.

Президент России вручил орден Дружбы Председателю МПС Саберу Чоудхури . Награда вручена за большой вклад в развитие межпарламентских связей, укрепление сотрудничества и взаимопонимания между Федеральным Собранием Российской Федерации и Межпарламентским союзом.

На церемонии награждения также присутствовали спикеры верхней и нижней палат российского Парламента Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга и Вячеслав Володин .

В своем выступлении на церемонии открытия Владимир Путин отметил, что нынешний форум МПС – самый представительный за всю 128‑летнюю историю союза: свыше 160 делегаций, из них 96 спикеров, 2400 участников. «Весьма насыщенна и повестка дня. Вам предстоит обсудить такие актуальные темы, как защита прав и свобод человека, борьба с терроризмом, устойчивое глобальное развитие, роль женщин и молодёжи в политике и экономике; и я знаю, что работа уже практически началась», - подчеркнул Владимир Путин , обращаясь к участникам и гостям Ассамблеи.

«В наших общих интересах продвигать мирную, созидательную, взвешенную повестку дня, стремиться к снижению конфликтности, не допускать появления новых разделительных линий, в том числе по этническим и религиозным признакам, вместе идти к формированию более справедливой и прочной архитектуры международных отношений. Убеждён, что подавляющему большинству парламентариев мира близок именно такой подход», - сказал Президент России.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что парламентская дипломатия становится важным, а порой, когда традиционные дипломатические механизмы не срабатывают, то и единственным средством поддержания мирного диалога. «Миссия парламентариев – договариваться», - сказала она.

Валентина Матвиенко особо подчеркнула, что Россия обеспечила беспрепятственный въезд в страну парламентариев из всех без исключения стран мира, проявивших интерес к участию в Ассамблее. «Мы глубоко убеждены в недопустимости применения любых санкций к парламентариям».

Председатель СФ отметила, что за 128 лет своей истории Межпарламентский союз непрерывно расширяется, и на этой Ассамблее новые страны войдут в его состав. «Надеюсь, что в перспективе все государства, входящие в ООН, станут членами МПС, превратив нашу организацию в парламентское измерение Объединенных Наций».

Глава СФ подчеркнула, что МПС – площадка, на которой обмен мнениями по самым актуальным мировым проблемам проходит в атмосфере интеллектуальной свободы, равноправия, нацеленности на выработку решений, приемлемых для всех. «От нас, парламентариев, люди ждут действий, практических шагов, которые снизят градус напряженности на планете, будут способствовать восстановлению прочного мира, дадут импульс экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов», - сказала она.

Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза

По словам Валентины Матвиенко , синтез универсальных демократических принципов и уникальных традиций, присущих каждой культуре, способен стать основой по‑настоящему продуктивного международного сотрудничества. «Это принципиально важно сегодня, когда в сфере международных отношений мы видим отчетливый конфронтационный уклон», - подчеркнула она.

Председатель СФ напомнила, что в связи с этим тема основной дискуссии Ассамблеи «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог» звучит предельно актуально.

«Символично, что этот вопрос будет обсуждаться именно в России, так как наша страна обладает уникальным многовековым опытом сосуществования представителей различных этносов и конфессий», - сказала Валентина Матвиенко . Она напомнила, что в России проживают люди 193 национальностей, которые используют 277 языков и диалектов. «Уважение к многообразию традиций, языков, вероисповеданий, непрерывное культурное взаимообогащение – это не только краеугольные камни нашей российской государственности, но и единственно возможная основа для строительства нашего общего будущего», - считает глава СФ.

Она отметила, что в рамках 137-й Ассамблеи будет рассмотрена резолюция, посвященная 20-летию Всеобщей декларации о демократии. «В ней подчеркивается важное место парламента в современных демократических системах, содержится призыв к укреплению института парламентаризма, к продвижению демократических принципов».

Глава СФ обратила внимание на вопрос о провозглашении Международного дня парламентаризма. «Появление в календаре ООН такой памятной даты, это дань уважения парламентам – как основным институтам демократии».

Она напомнила, что в рамках Ассамблеи МПС проводится Форум женщин-парламентариев. «Мы приветствуем усилия Межпарламентского союза по достижению гендерного равенства и рассматриваем его в качестве одного из ключевых элементов развития демократии», - подчеркнула Председатель СФ.

Валентина Матвиенко выразила уверенность в том, что открытому, конструктивному общению на Ассамблее будет способствовать уникальная атмосфера Санкт-Петербурга – культурной столицы России, одного из красивейших городов мира.

Председатель верхней палаты российского парламента выразила благодарность Председателю МПС Саберу Чоудхури , Генеральному секретарю МПС Мартину Чунгонгу , Исполнительному комитету и всем парламентам-членам МПС за совместную конструктивную работу по подготовке Форума. «Мы постарались сделать все возможное для обеспечения эффективной работы и комфортного пребывания парламентских делегаций. Нам дорог каждый гость, и мы хотим, чтобы ваше пребывание в Санкт-Петербурге запомнилось навсегда», - сказала она.

Вячеслав Володин в своем выступлении отметил, что в Санкт-Петербурге собралось беспрецедентное количество участников Ассамблеи МПС. «Это говорит о том, что есть потребность в диалоге, есть желание разговаривать. Несмотря на то, что у нас разные политические системы, государственные устройства, разные культуры и традиции, Межпарламентский союз позволяет нам обмениваться опытом, учиться друг у друга».

В основе совместной работы должно лежать взаимное уважение, отметил спикер Государственной Думы. Вячеслав Володин выступил за развитие многостороннего диалога, против любых действий, препятствующих развитию взаимодействия, за создание в Межпарламентском союзе механизма обмена наилучшими практиками в разных сферах. «Работа МПС, где в основе лежит равноправный диалог, могла бы стать примером для других международных парламентских структур. Вместе с этим, нам важно постоянно искать новые формы нашей работы, форматы нашей повестки. Необходимо сосредоточиться на конкретных проблемах, волнующих граждан наших стран».







Глава МПС поблагодарил принимающую сторону за возможность принять участие всем делегатам, пожелавшим приехать в Санкт-Петербург – без каких либо санкций и ограничений. «Парламентарии должны стремиться находить решения по наиболее актуальным проблемам современности. Наша задача – обсуждать новые программы, продвигать культурное многообразие. Санкт-Петербург вдохновляет нас на эффективную работу».

Сабер Чоудхури , который покидает пост главы МПС по окончании 137-й Ассамблеи, проинформировал об итогах своей деятельности. Он выразил надежду на продолжение работы, направленной на расширение организации, развитие конструктивной дискуссии, укрепление принципов гендерного равенства. «Мы уверены в том, что следующим президентом МПС станет женщина», - сказал он.

Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Юрий Федотов зачитал приветствие Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша в адрес Ассамблеи МПС. «Я всячески приветствую тему этого мероприятия «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог». Как бывший парламентарий, я понимаю те вызовы, перед которыми вы стоите, и ту грандиозную меру ответственности, которая возложена на вас. Принципы, сформированные на моем прошлом месте работы, помогают мне и сейчас на посту Генерального секретаря ООН: ставь людей во главу угла, строй мосты, достигай результата», - отмечается в документе.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

По сведениям “Ъ” из источников в Совете федерации (СФ), спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко подписала распоряжение, которым закрепила за новым вице-спикером СФ, и. о. секретаря генсовета «Единой России» Андреем Турчаком взаимодействие с администрацией президента (АП), силовыми структурами и органами местного самоуправления. Также он будет курировать комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству. Источники, близкие к АП, говорят, что это распределение закрепит статус-кво господина Турчака и позволит ему не замыкаться в рамках политического блока Кремля. Новое распределение подтверждают вице-спикеры СФ.


Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко перераспределила обязанности между своими заместителями. Решение потребовалось после того, как в ноябре и. о. секретаря генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак стал шестым вице-спикером СФ. Об этом рассказали “Ъ” источники в СФ. Распоряжение о новом распределении обязанностей уже подписано.

Согласно распоряжению (есть у “Ъ”), за новым вице-спикером закреплено сразу несколько важных направлений. Он организует взаимодействие СФ с администрацией президента, а также силовыми структурами (Генпрокуратурой, СКР, МВД, МЧС, Конституционным и Высшим судами), с Общественной палатой и уполномоченным по правам человека. При этом комитет по обороне по-прежнему будет курировать вице-спикер Юрий Воробьев.

Помимо Андрея Турчака взаимодействовать с АП и правительством могут от СФ Юрий Воробьев и Евгений Бушмин, однако именно «в части законотворческой деятельности». У господина же Турчака рамки взаимодействия ничем не ограничены. Источник, близкий к АП, полагает, что это позволит Андрею Турчаку получить регулярный официальный доступ не только к политическому блоку Кремля под руководством Сергея Кириенко, но и, например, главе администрации Антону Вайно, с которым у него хорошие отношения (см. интервью Андрея Турчака “Ъ”). Напомним, руководители «Единой России» традиционно посещают еженедельные совещания в политическом блоке Кремля, тогда как для партийных деятелей глава администрации президента не является профильным куратором. Более того, как утверждают источники в «Единой России», переход прежнего секретаря генсовета Сергея Неверова на должность главы фракции «Единой России» в Госдуме ускорился во многом из-за того, что тот напрямую обращался к господину Вайно, минуя политический блок. У Андрея Турчака ситуация иная, что и закрепляет распоряжение спикера СФ.

Андрей Турчак будет курировать работу комитета по конституционному законодательству и госстроительству (возглавляет член СФ Андрей Клишас). Во вторник он первый раз посетил заседание комитета. Кроме того, новый вице-спикер будет отвечать за работу палаты с органами местного самоуправления, а по территориальному закреплению между вице-спикерами - исполнительные и законодательные органы власти Приволжского федерального округа. Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению остается за вице-спикером Галиной Кареловой. Галина Карелова подтвердила “Ъ”, что перераспределение полномочий произошло. «У меня все осталось по-прежнему, я передала Андрею Турчаку только общественный совет по местному самоуправлению. Он теперь курирует очень важный комитет - по законодательству. У него также много работы в партии»,- сказала она “Ъ”. Господин Турчак не ответил на звонки “Ъ”.

«В СФ финализируется работа по принятию законов, взаимодействие с АП в принципе очень важное направление. Но, как всегда, многое зависит от конкретного политика, на которого возлагают полномочия, и существующей конфигурации. Учитывая отношение к Турчаку в АП и его высокий партийный статус, это знаковое решение»,- заявил “Ъ” советник первого заместителя главы АП Сергея Кириенко, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

Нижние и верхние палаты парламента в совокупности образуют федеральный законодательный орган РФ, именуемый Федеральным собранием. Его деятельность регулируется ст. 94 Конституции РФ. Верхняя палата российского парламента называется Советом Федерации, о чём далее вы узнаете подробную информацию.

Общие положения

Верхняя палата парламента Великобритании, России, Америки, а также ряда иных стран отвечает за законодательную базу в государстве. Главенствующим органом в РФ является Федеральное собрание. Ни один нормативный правовой документ не может быть принят без участия этого федерального органа. Верхняя и нижняя палаты парламента образуют ФС РФ. Госдума представляет собой совокупность депутатов, избранных народом непосредственно. Совет Федерации, в свою очередь, формируется благодаря избранию представителей из различных субъектов российского государства. Формирование верхнего звена обусловлено необходимостью поддержания интересов региона в целом.

Верхняя палата российского парламента является постоянно действующим органом. Порядок смены депутатов определяется действующим законодательством. В ГД РФ проводятся выборы каждые 4 года.

Деятельность данного органа регулируется ст. 95 Конституции РФ. Совет Федерации - верхняя палата парламента. Сюда входят по два представителя от каждого субъекта государства. С недавнего времени к численности депутатов прибавилось ещё 2 человека, в связи с присоединением Крыма и Севастополя. Один депутат от региона избирается от субъекта, а другой - от исполнительного. В первом случае роль администрации может исполнять законодательный орган субъекта. Таким образом, верхняя палата парламента формируется стихийно.

16 лет назад был принят закон, который по сей день регулирует деятельность федерального органа. Согласно данному нормативно-правовому документу, верхняя палата парламента России - непрерывно действующий законодательный орган.

Отдельно следует уделить внимание депутатам СФ РФ. Член Совета - это должностное лицо, которое избрано в порядке, определённом в регионе. Причём срок действия его полномочий определяется сроком действия должности непосредственно в администрации субъекта. Таким образом, когда проходит срок, определённый местным законодательством, депутат либо переизбирается на должность, либо подлежит смещению.

Компетенция СФ РФ

Любые верхние палаты парламента в каждом государстве имеют собственную компетенцию. Что касается Совета Федерации, то нормативно закреплённый круг полномочий выглядит следующим образом:

  • Определение и утверждение границ в пределах России. Ярким примером такой работы являются нормативно-правовые акты о присоединении новых территории, например республики Крым, пожелавшей добровольно войти в состав государства.
  • Утверждение Указов главы государства о введении ЧП на территории как одного региона, так и всей страны.
  • Верхняя РФ уполномочена распоряжаться военными силами государства, а именно руководить её действиями за пределами территории.
  • Назначает и организует проведение выборов президента страны.
  • В установленном порядке способна отрешить от должности главу государства.
  • Имеет правомочия в сфере судебной власти: назначает на должности федеральных судей.

Вышеперечисленный круг полномочий не является исчерпывающим, так как компетенция данного органа растворена в сфере иных государственных органов власти, в том числе и ведомственных. Несмотря на столь широкую компетенцию, деятельность СФ РФ строго урегулирована законодательством: ФЗ, подзаконными актами, международными соглашениями и так далее.

Порядок реализации полномочий

Как и в любой другой отрасли, в законодательной сфере существуют свои принципы. Так, основополагающими признаны следующие нормы:

  • Принцип свободного обсуждения.
  • Принцип независимого решения вопросов.

Как правило, верхние палаты парламента реализуют свои полномочия путём проведения различного рода заседаний. Председатель органа назначается на должность не путём решения а путём проведения тайного голосования. Заместители назначаются благодаря проведению той же процедуры. Здесь действует единственное исключение: председатель и его заместители не могут быть назначены из одного региона.

Внутренняя структура органа

Несмотря на то что верхняя палата российского парламента называется Советом, здесь также создаётся внутренняя организационная структура. Руководители назначаются из числа депутатов лиц на следующие должности:

  • глава подразделения правового обеспечения (финансового, аналитического, информационного и так далее - количество назначенных лиц определяется количеством направлений);
  • аппарат управления;
  • хозяйственная служба и так далее.

все решения определяются вынесением соответствующего постановления, а также в обязательном порядке под роспись доводятся до назначенных лиц.

Общая характеристика Госдумы (ГД РФ)

Верхняя и нижняя палаты парламента тесно взаимосвязаны. Общее количество депутатов определяется не наличием регионов, а строго определённым числом - 450. Любое должностное лицо избирается сроком на 4 года.

Для того чтобы начать политическую деятельность в составе членов ГД РФ, необходимо достичь установленного возраста: 21 год. Только в этом случае гражданин имеет право участвовать в выборах и реализовывать своё право. На данный момент действует отдельный нормативно-правовой документ, который регулирует порядок выборов в нижнюю палату федерального законодательного органа. В соответствии с провозглашёнными нормами, действует смешанная система. Так, половина депутатов избирается по то есть от одного избирательного округа выдвигается один кандидат. Вторая половина, в свою очередь, по пропорциональной системе. Это значит, что на обозрение избирателю предоставляет список лидеров и кандидатов, в отношении которых он делает выбор.

Круг вопросов и компетенции ГД РФ

Как и любые верхние палаты парламента, ГД РФ обладает рядом собственных полномочий. Например, главенствующими среди них являются:

  1. Глава государства назначает председателя Правительства государства только с согласия нижней палаты законодательного органа. Это связано с тем, чтобы депутаты «из народа» контролировали деятельность главы и заместителя главы государства, не позволив узурпировать власть.
  2. Если возникают какие-либо сомнения в деятельности одного из министерств или всего Правительства в целом, то Госдума ставит вопрос о доверии к этим федеральным органам.
  3. Назначает и освобождает от должности глав ЦБ РФ и председателя Счётной палаты.
  4. Нижняя и верхняя палата парламента РФ способны осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного по правам человека, ребёнка и так далее. При необходимости ГД ставит вопрос о его снятии.
  5. Дума имеет право выдвинуть обвинение против президента, отрешив его на время от должности и исполнения возложенных обязанностей.

Так выглядит неполный перечень полномочий Госдумы

Порядок и формы заседания нижней палаты

ГД РФ уполномочена принимать различного рода законы: конституционные, федерального уровня. Деятельность данного органа регулируется Конституцией. Всё законодательство базируется на принципах:

  • политического многообразия;
  • свободных обсуждений;
  • многопартийности;
  • коллективного принятия решений и так далее.

Принятие решений осуществляется путём проведения заседаний, которые могут носить как открытый, так и закрытый характер. Порядок деятельности регулируется не только законом высшей юридической силы, но и внутренним регламентом Думы. Каждый депутат, который входит в состав органа, принадлежит определённой фракции. В этой сфере верхняя палата российского парламента обладает определёнными отличиями. Кроме того, в ГД РФ присутствуют депутатские группы. Любое из внутренних объединений обладает равными правами независимо от количества участников.

Из состава участников также избирается председатель и формируется соответствующий аппарат управления. Верхняя палата парламента РФ тесно связана с нижней. Так, совместно организуются Парламентская библиотека, Издательство, Парламентский центр и иные вспомогательные службы. Все решения принимаются голосованием, проводимым как в открытой, так и в закрытой форме.

Взаимодействие палат

Статья 101 Конституции РФ регулирует взаимодействие законодательных органов. Нижняя и верхняя палата российского парламента образуют специальные комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими.

Данные органы призваны выполнять техническую работу, а именно: подготавливать законопроекты, подлежащие рассмотрению; предварительно рассматривать нормативные документы; заниматься организацией а также рассматривать ряд иных вопросов, относимых к компетенции федерального законодательного органа.

Законодательный процесс

Процесс принятия законов состоит из нескольких последовательных стадий. На каждом определённым этапе осуществляется ряд действий, установленных нормативно-правовыми актами. Прежде всего, одному из депутатов или иному должностному лицу необходимо выдвинуть инициативу. Далее подготавливается и рассматривается законопроект, происходит принятие закона. Обязательная процедура: рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, а также его обязательное подписание и обнародование главой государства.

Для отдельных законопроектов существуют определённые условия рассмотрения. Так, в специальном порядке принимаются секретные документы в отношении сведений, составляющих Ранее законопроекты по экономическим вопросам рассматривались только в 4-х чтениях. Подобные процедуры необходимы для всестороннего и полного рассмотрения каждой нормы с целью определения эффективности её действия.

Процедура обнародования законов

Каждый нормативно-правовой акт проходит процедуру официального опубликования. Здесь есть несколько нюансов. Момент опубликования не стоит путать с моментом вступления в законную силу. Так, в тексте документа может быть определена конкретная дата, после которой нормы начинают своё действие. Если же такого условия не предусмотрено, то закон вступает в силу с момента его официального опубликования или же по истечении 10 дней. Президент обязан рассмотреть документ в течение 7 дней и вынести по нему соответствующее решение: либо опубликовать нормативный акт, либо отклонить. Во втором случае проект закона отправляется снова на рассмотрение в Госдуму.

Источниками обнародования документов являются государственные издания, например «Российская газета».



 

Возможно, будет полезно почитать: