Ущемление прав и свобод человека статья. Нарушение прав человека в России и в мире

ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОВЫЕ И СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие и виды правовых систем.
  2. Судебная власть и ее органы.
  3. Судебные системы зарубежных стран.
  4. Силовые структуры в зарубежных странах.

1. Понятие и виды правовых систем

Правовая система - комплекс связей, взаимоотношений между человеком, его объединениями, государством, обществом, порождающих определенные правила, нормы, стандарты этих отношений в конкретном обществе и государстве. Правовая система включает в себя следующие элементы: Система права, ее характеристика. Источники права. Процедура правотворчества. Особенности систематизации, интеграции действующего законодательства. Механизм правового регулирования. Правореализующий и правоприменительный процессы. Система государственного механизма (система отношений между органами государства). Форма и тип государства. Менталитет общества, и др.

В целом разновидности правовых систем исходят из субъективных и объективных причин.

Выделяются основных четыре правовые семьи:

  1. Континентальная (роман-германская правовая система).
  2. Англосаксонская.
  3. Религиозная.
  4. Социалистическая.

Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:

  1. Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
  2. Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
  3. Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
  4. Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
  5. Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
  6. Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
  7. Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
  8. Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.

Существуют некоторые политические аспекты выделения правовых систем. Ученый Самюэль Хантингтон выделил восемь политико-правовых систем. При таком делении не используется критерий территориального характера, а используется политический и исторический критерий.

  1. Европейская или западная. (Вся Европа, США, Канада, Латинская Америка)
  2. Славянская (Польша, Чехия, Словакия, Сербия и Черногория, частично Хорватия, Белоруссия, Украина)
  3. Египетская
  4. Индусская
  5. Мусульманская
  6. Синская (Китай, Япония, Сингапур)
  7. Система стран Океании и Австралии
  8. Система африканского типа.

2. Судебная власть и ее органы.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовном процессе, где важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

  1. Осуществление правосудия только судом. Ни какой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.
  2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения.
  3. Свобода доступа к суду. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности).
  4. Коллективное отправление правосудия. Единолично мировой, полицейский, иной судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
  5. Язык судопроизводства. Ведение судебного процесса должно осуществляться на языке понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика.
  6. Гласность, т.е. открытый, публичный суд.
  7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии.
  8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

3. Судебные системы зарубежных стран.

Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата.

В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.

В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.

Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.

4. Силовые структуры в зарубежных странах.

Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

  1. полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;
  2. полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;
  3. уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;
  4. административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;
  5. политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;
  6. военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).

В теории права среди основных правовых систем современности выделяют романо-германскую, англо-саксонскую и мусульманскую.

Романо-германская правовая система существует в Германии, Франции, Испании, Италии и других странах континентальной Европы, а также в странах Латинской Америки, большинстве государств Африки, странах Ближнего и Дальнего Востока и ряде других стран.

На сегодняшний день, несмотря на некоторые различия, обусловленные спецификой, все страны, входящие в романо-германскую правовую семью, сохраняют общие черты.

Во-первых, все страны сформировали собственное право на основе рецепции римского права.

Во-вторых, во всех странах указанной правовой семьи юридическая наука признает деление права на публичное и частное, выделяет отрасли и институты права.

Разграничение частного и публичного права обусловлено тем, что властные отношения, складывающиеся в сфере управления, и отношения между частными субъектами требуют различной правовой регламентации. Публичное право регулирует отношения, затрагивающие публичный общегосударственный интерес, отношения государства, государственных органов с гражданами и иными субъектами права, а частное право регулирует общественные отношения, затрагивающие частные интересы граждан и иных индивидов и их объединений. Исходя из этого деления, в странах романо-германской правовой семьи выделяют публично-правовые и частноправовые отрасли права.

В-третьих, доктринальный характер романо-германского права. Эта правовая система сформировалась благодаря деятельности таких ученых, как Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Р. фон Иеринг и др., сформулировавших правовые категории и обосновавших основные принципы формирования и развития данной правовой системы, разработавших правовые доктрины. Основанная на доктрине романо-германская правовая система приобрела систематизированный, научный и логически выверенный характер.

В-четвертых, основным видом систематизации действующих правовых норм является кодификация.

В-пятых, признание закона в качестве акта высшей юридической силы в системе источников права.

Помимо вышеуказанных особенностей для стран романо-германской правовой семьи характерны: абстрактный характер норм права, специфика подготовки юридических кадров, выраженная в глубокой теоретической подготовке с последующим получением практических навыков, сходство в методах работы юристов, приоритет материального права и некоторые другие черты. Помимо закона в систему источников романо-германской правовой системы входят обычаи, общие принципы права, доктрина, а также в некоторых странах? судебные решения (прецеденты).

К странам англосаксонской правовой семьи относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд государств, являющихся членами Британского содружества. Англосаксонская правовая система характеризуется следующими особенностями. Во-первых, англосаксонское право создавалось юристами-практиками, а потому основу права составляют судебные решения (прецеденты). Во-вторых, влияние римского права на развитие английского общего права было незначительным. Основная причина состоит в том, что общее право изначально складывалось как право судебной практики по принципу «подобия», а потому абстрактный характер норм римского права не воспринимался практикой английских судов.

В-третьих, полный или почти полный отказ от кодификации права.

В-четвертых, приоритетное значение процессуального права перед материальным. Такое положение обусловлено ролью практики в формировании англосаксонского права, так как исторически сложилось положение, при котором процессуальные вопросы выдвигались на первый план для английских юристов.

Исторически данная правовая семья сложилась как семья судейского или прецедентного права, а потому основным ее источником является судебный прецедент? решение органа правосудия, вынесенное по конкретному юридическому делу, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Характеризуя мусульманское право, прежде всего, следует выделить его специфические черты и особенности.

Во-первых, это религиозный характер права. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.

Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Мусульманское право имеет четыре источника права: Коран, Сунна, или традиции, связанные с посланием Бога, в-третьих, иджма или единое соглашение мусульманского общества, и в-четвертых кийас, или умозаключения по аналогии.

В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права.

В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII-X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений.

В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.

Мусульманская правовая система является единственной из религиозных систем, достигшей международного масштаба. Мусульманское право играет важную роль в странах Ближнего Востока (Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Йемен, Иран, Сирия), Северной Африки (Ливия, Марокко, Тунис, Судан), Индонезии, Брунее и т.д.

Для российской правовой системы характерны следующие черты.

Во-первых, как для представителя романо-германской правовой семьи, формирование в результате рецепции римского права.

Во-вторых, основными источниками права в Российской Федерации являются нормативные правовые акты, к которым относятся законы и подзаконные нормативные правовые акты. Все они составляют четкую, иерархически построенную систему, во главе которой находится Конституция Российской Федерации.

В-третьих, основным видом систематизации нормативных правовых актов в романо-германской правовой семье является кодификация. В нашей стране практически все отрасли права имеют в своей основе кодексы.

В-четвертых, главная роль в формировании права в России всегда отводилась и отводится законодателю.

Правовая система, как и право, существует в самых разных масштабах, хотя наибольшее внимание уделено ее изучению в рамках того или иного государства, то есть национальной правовой системе. Но системные функциональные связи имеются и на международном уровне, объединяя в системные целостности правовые феномены разных государств, их правовые системы и отдельные элементы. Сходство правовых систем взаимообусловлено такими связями: вызывает появление связей и укрепляется по мере их развития. Функциональные связи как основа реальной системной целостности являются предпосылкой и свидетельством глубокого сходства между национальными системами и их взаимного тяготения. Взаимодействие национальных правовых систем может принимать следующие формы: создание модельных правовых актов и их использование в качестве образцов в правотворческой деятельности; принятие межнациональных правовых актов; создание международных организаций и межгосударственных органов; научное и идеологическое общение, общие теории, доктрины, правовые школы; применение норм иностранного права.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…

Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры



 

Возможно, будет полезно почитать: