Возраст гражданской правоспособности. Контрольная работа: Правоспособность и дееспособность граждан

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Рис. 3.Виды информации по способу восприятия

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык . Язык может быть разговорным , языком рисунков , мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Рис. 5. Виды языков

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто , языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков .

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.


Например, текст может быть представлен с помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в определенном порядке. Мощность русского алфавита составляет 33 буквы , мощность английского алфавита 26 букв , а мощность десятичного алфавита – 10 цифр .

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр .


По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (объявления лица судом умершим).

Никто не может быть ограничен в правоспособности, иначе как в случаях и в порядке, установленных законом . Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности и другие сделки , направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права , создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Полная дееспособность признается за гражданами, достигшими 18 лет, за исключением случая, когда полностью дееспособным объявляется гражданин, вступивший в брак до достижения 18 лет; а также в случае эмансипации т. е. объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательством. Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) и малолетние (от 6 до 14 лет).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководствоваться ими, признается судом недееспособным.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при лишении судом родителей родительских прав , при отсутствии таковых или когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения (родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов).

Опека устанавливается над малолетними (от 6 до 14 лет) и гражданами, признанными недееспособными, попечительство – над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет) и гражданами, ограниченными в дееспособности. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Опека прекращается в случае признания подопечного дееспособным, а также при достижении малолетним 14 лет. Попечительство прекращается в случаях: отмены ограничения дееспособности подопечного, по достижении несовершеннолетним 18 лет, при вступлении его в брак или эмансипации.

Согласно ст. 41 ГК РФ по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

Навигация по сайту ▾

Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности, признается в равной мере за всеми гражданами.

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

  • граждане могут иметь имущество на праве собственности;
  • наследовать и завещать имущество;
  • заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  • совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
  • иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  • иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Правоспособность гражданина или отдельныееё элементы не могут быть ограничены ни его собственными действиями, ни действиями других лиц, если последние прямо не уполномочены на то законом.

Гражданская дееспособност ь - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости.

Полная гражданская деспособность - признается за гражданином достигшего совершеннолетия 18 лет . Допускаются два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения 18 лет в случае его вступления в брак либо эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Частичная дееспособность несовершеннолетних - от 14 до 18 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя (при этом согласие может быть и последующим).

Однако, ГКРФ предусматривает, ряд сделок, которые несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) вправе совершать самостоятельно, без чьего бы то ни было согласия. Это право:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки (п.2 ст. 28 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным ими сделкам. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с ГК РФ.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних) , сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Исключение из этого правила:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение , может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство . Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.


Дееспособность малолетних


Ограничение дееспособности гражданина

Признание гражданина недееспособным


Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

Бабушка подарила одиннадцатилетнему внуку Феде дом в своем родном поселке. Нашлись нечестные люди, которые тайком от родителей Феди предложили ему продать дом, с точки зрения ребенка, «за очень большие деньги». Он мог купить на них мотоцикл. Однако у аферистов ничего не получилось: договор купли-продажи не был зарегистрирован. «Но ведь дом-то принадлежит мальчику», – запротестовали ловкачи. «Ребенок не обладает достаточной дееспособностью, – пояснили в нотариальной конторе. – Он не имеет права заключать такие договоры».

Что требуется для того, чтобы граждане (физические лица) участвовали в гражданско-правовых отношениях? Они должны обладать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Гражданская правоспособность – это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, грудной ребенок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и т. д.

Гражданский кодекс РФ определяет, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18).

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Дети до 6 лет гражданской дееспособностью не обладают.

Недееспособными граждане могут быть признаны только по решению суда в случае, если они вследствие психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими. Те, кто вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть судом ограничены в дееспособности (им позволяется совершать только мелкие бытовые сделки).

Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

Дееспособный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Говоря о частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, ГК РФ (ст. 26) имеет в виду, что они совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе:

Распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

В соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Совершать мелкие бытовые сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по заключенным ими сделкам. За причиненный ими вред они несут ответственность в соответствии с ГК РФ.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.

ГК РФ (ст. 27 ) позволяет несовершеннолетним, достигшим 16 лет, получить полную дееспособность в результате так называемой эмансипации. Он может быть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. По обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего родители, усыновители и попечитель ответственности не несут.

Эмансипация – это, в сущности, освобождение сына или дочери из-под отцовской власти.

Правовой афоризм

А как быть с малолетними детьми? За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также в целях их воспитания, устанавливаются опека и попечительство. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье (см. § 54 данного учебника).

Деликтоспособность – способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, нести ответственность за совершенное им правонарушение (деликт).

Вопросы для самоконтроля

1. Какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско-правовых отношениях?

2. Что такое гражданская правоспособность?

3. Что такое гражданская дееспособность?

4. В каких случаях граждане могут быть признаны недееспособными?

5. Кто и каким образом может быть ограничен в дееспособности?

6. В каком случае несовершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность?

7. Какова дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет?

8. Что такое эмансипация?

Это интересно

В отличие от ГК РСФСР 1964 г. Гражданский кодекс РФ делит малолетних на две группы: не достигших шестилетнего возраста (полностью недееспособных) и малолетних в возрасте от 6 до 14 лет (частично дееспособных). Первые не вправе совершать вообще никакие сделки. Для вторых из общего правила, сформулированного в части 1 статьи 28 ГК РФ, сделаны исключения.

Малолетние неделиктоспособны. Это означает, что за причиненный ими вред в соответствии с действующим законодательством ответственность несут их законные представители. Они же несут ответственность и по сделкам, совершенным малолетними, в том числе и тем, которые они в соответствии с частью 2 статьи 28 Кодекса вправе совершать самостоятельно (А. Лукьянцев, правовед).

Исследуем документы

Гражданский кодекс Российской Федерации (Извлечения)

Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случае и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя.

2. Дееспособность гражданина: сущность, содержание, ответственность.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 36. Гражданская процессуальная правоспособность Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность 1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

3.1. Правоспособность и дееспособность Дееспособность. Дееспособность человека в Риме зависела от нескольких факторов.1. Возраст. Понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходят лишь с годами.В Римском

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

СТАТЬЯ 36. Гражданская процессуальная правоспособность Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

СТАТЬЯ 37. Гражданская процессуальная дееспособность 1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

СТАТЬЯ 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Экзамен на адвоката автора

§ 1. Правоспособность и дееспособность граждан Понятие гражданской правосубъектности. Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования,

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований Общие положения. Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

3.2. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность Понятие субъекта гражданского процессуального права, участника гражданского судопроизводства, неразрывно связано с такими юридическими категориями, как правоспособность и

Из книги автора

Что такое гражданская процессуальная правоспособность? Лица, участвующие в гражданском процессе, наделены законодателем определенной процессуальной правоспособностью и дееспособностью, что вместе образует правосубъектность лиц, участвующих в деле.Гражданская

Из книги автора

Что такое гражданская процессуальная дееспособность? Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю является гражданской процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК).

Из книги автора

85. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ Согласно Основам гражданского законодательства иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Закон закрепляет предоставление иностранцам

Из книги автора

Вопрос 64. Гражданские правоспособность и дееспособность гражданина. Понятие, возникновение, содержание, ограничение, прекращение. Гражданская правоспособность– способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за

Из книги автора

Правоспособность и дееспособность юридических лиц Правоспособность юридического (как и физического) лица – это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку же гражданские права и обязанности возникают в результате

Из книги автора

Глава VIII Правоспособность и дееспособность § 1. Основные элементы Понятия дее– и правоспособности лежат в двух совершенно различных сферах, вытекают из двух глубоко различных оснований.Понятие дееспособности примыкает к учению о юридических действиях и означает



 

Возможно, будет полезно почитать: