Минимальный уровень заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

Что тут скажешь? Проняло. Минимальный размер оплаты труда в России традиционно поднимается раз в год, 1 января. В текущем 2016 году он тоже поднимался. Но как-то… подозрительно слабо. Особенно на фоне происходящего в стране. Теперь депутаты решили исправить свою недоработку и заодно подкинуть работы бухгалтерам и предпринимателям. А то вдруг они заскучали…

Кого не коснется новый МРОТ 2016-го года?

  1. Новый уровень МРОТ пока не повлияет на расчет личных взносов предпринимателей. По старому (еще 2000 года) закону эти взносы весь год считаются исходя из того уровня, который был принят на 1 января.
  2. Эта перемена останется практически незамеченной в регионах, в которых местный МРОТ уже установлен на более высоком уровне. При назначении зарплаты работодатели обязаны ориентироваться на оба МРОТ – федеральный и региональный – обязательно выбирая при этом максимальный.

Перечень регионов, в которых местный МРОТ ниже нового

Основная часть забот, связанной с повышением минимального размера оплаты труда, выпадет на долю предприятий из этих регионов:

Приписка «только бюджетные учреждения» означает, что в регионе установлены разные МРОТ для бюджетных учреждений и частного сектора – и при этом МРОТ бюджетников ниже нового федерального.

Как повысить зарплату сотрудникам до июльского МРОТ?

Давайте не будем рассматривать вариант ответа «просто взять и повысить». Ведь вопрос в том, как сделать это максимально удобно.

Дело в том, что вам, строго говоря, не обязательно поднимать до уровня нынешнего МРОТ сами оклады сотрудников. По трудовому законодательству выше или равна МРОТ должна быть сумма итоговых выплат.

То есть у вас есть два варианта:

  • все-таки повысить оклады – это «окончательное решение вопроса», но для этого вам придется оформить довольно много документов;
  • ввести надбавки – это проще и удобнее, однако потом вам придется посматривать за ними, чтобы сумма выплат вдруг не оказалась ниже МРОТ.

Разберем оба пути.

Доводим до МРОТ месячный оклад работника

Этим путем мы пройдем в три этапа:

Первые два приказа в принципе могут быть составлены в произвольной форме. В первом обязательно должны быть указаны конкретные должности, на которых повышается оклад, новые значения окладов и дату, с которой действуют эти новые значения.

Да, вот примерно так выглядят бухгалтеры и директора крупных предприятий в момент повышения МРОТ.

С документом должен быть официально ознакомлен сотрудник, ответственный за выдачу заработной платы сотрудникам. Весь штат с ним знакомить не обязательно.

А вот второй приказ, составленный на основании первого – приказ, в котором будут перечислены конкретные лица, занимающие в вашей компании должности, на которых был повышен оклад – обязательно должен быть доведен до всех перечисленных в нем людей.

И последний этапдополнительные соглашения, которые заключаются с лицами, зарплату которых вы доводите до нового минимального размера оплаты труда. В этих допсоглашениях вам следует по-новому изложить пункт об оплате и обязательно указать дату, с которой действует это изменение.

Вводим надбавки до уровня МРОТ

Этот способ особенно прекрасен тем, что при желании вы можете единожды ввести надбавки не на фиксированную сумму, а на разницу между окладом и МРОТ. В таком случае вам не придется больше беспокоиться о переоформлении документов и подписании множества приказов, даже если «безумный принтер» начнет вводить новый МРОТ каждые две недели.

Итак, для использования этого пути вам потребуется оформить два документа:

  • новое приложение к принятому в организации положению об оплате труда (или же новое положение об оплате труда);
  • допсоглашения к трудовым договорам – примерно такие же, как и при первом варианте.

Если у вас, к примеру, нет положения об оплате труда и вводить его не планируется, вы технчиески можете прописать все необходимое в любом другом внутреннем документе соответствующего уровня.

Прописать там надо примерно следующее:

1. Работникам ООО «Рога и копыта», оклад которых ниже регионального минимального размера оплаты труда, полагается доплата.
2. Сумма доплаты равна разности между региональным МРОТ и окладом сотрудника.

Штрафы за несоответствие зарплаты сотрудников МРОТ

Поговорим о грустном. Собственно, я надеюсь, что вам не придется встретиться с описанном в этом параграфе – в конце концов, вся эта статья написана именно для того, чтобы вас не оштрафовали. Но проговорить это все же надо.

Итак, КоАП и УК устанавливают следующие кары для работодателей, которые не соблюдают МРОТ.

  1. За первое нарушение должностные лица и ИП платят штраф от 1 000 до 5 000 рублей, а организации – от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Рецидив карается так: индивидуального предпринимателя штрафуют на 10 000 – 20 000 рублей, руководителя штрафуют на ту же сумму либо дисквалифицируют на 1-3 года, организацию штрафуют на 50 000 — 70 000 рублей.
  3. Это все был КоАП. А теперь УК: если зарплата ниже МРОТ выплачивается систематически, то есть на протяжение двух месяцев, то с нарушителя могут спросить по 145.1 статье УК. А это штраф от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы до трех лет без права занимать некоторые должности или даже лишение свободы на тот же срок.

Можно ли законно выплачивать сотруднику зарплату ниже МРОТ?

Как менялся МРОТ в последние годы?

Ну что, о насущном поговорили, поговорим о глобальном. Собственно говоря, мы не станем говорить много слов. Обойдемся несколькими цифрами – они будут значительно красноречивее, а выводы вы сможете сделать сами.

Что будет с МРОТ дальше?

Это выстраданное решение, на прошлой неделе президент подписал соответствующий закон. Эта мера коснется порядка 5,5 миллионов человек. Ну, а в перспективе, как мы с вами и договаривались, о чем я говорил на социальном форуме, будем стремиться к тому, чтобы к 2020 году подтянуть МРОТ до уровня прожиточного минимума работающего. Дмитрий Медведев, премьер-министр Российской Федерации

В общем, будем держаться.

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

МРОТ - это законодательно установленный минимальный размер оплаты труда в месяц. Рассмотрим региональный и федеральный МРОТ в 2016 году.

Федеральный МРОТ на 2016 год

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повышен на 20,9% - до 7 500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. С 1 октября 2016 года МРОТ в Москве вырос с 17 300 до 17 561 рубля (на 261 рубль). Порядок повышения МРОТ предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Смотрите таблицу ниже.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ (2016), руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл.

Не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения - для работников внебюджетной сферы.

8046 (для работников предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета)

7500 (для работников предприятий, финансируемых из федерального бюджета с 1 июля 2016 года)

Брянская обл. 7500 (с 1 июля 2016 года)
Владимирская обл.

7500 (для работников организаций, финансируемых за счет областного и муниципальных бюджетов)

Воронежская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц
Костромская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Курская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3 квартал предшествующего года
Липецкая обл. 1,2 величины прожиточного минимума за 4 квартал предыдущего года
Московская обл. 12 500 (с 1 ноября 2015 г.)
7500
Орловская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Рязанская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Смоленская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тамбовская обл.

8500 (для работников коммерческих организаций)

Тверская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тульская обл. 12 500 (с 1 февраля 2016 г.)
10 500 (с 1 февраля 2016 г.) - для работников государственных и муниципальных учреждени
Ярославская обл.

9640 (с 1 января 2016 г.) - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предыдущего года

8021 (с 1 января 2016 г.) - для работников организаций малого и среднего предпринимательства;

г. Москва 17 561
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия Величина действующего в соответствующем районе прожиточного минимума за 3 квартал предшествующего года
Коми 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Архангельская
обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Вологодская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Псковская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Калиниградская обл. 10 000 (с 1 октября 2015 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ленинградская обл.

7800 (с 1 сентября 2015 г.) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера; 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Мурманская обл. 13 650 (с 1 января 2016 г.)
Новгородская обл. Величина прожиточного минимума населения в месяц
Санкт-Петербург 11 700 (с 1 января 2016 г.) без учета компенсационных и стимулирующих выплат
7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ненецкий авт. округ 12 420 (с 1 января 2016 г.)
7500 (с 1 июля 2016 г.) - для организаций, финансируемых из федерального бюджет
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Астраханская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Волгоградская обл. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Ростовская обл. 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Кабардино-Балкария Величина прожиточного минимума за 4 квартал прошлого года
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Карачаево-Черкессия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Северная Осетия - Алания 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Чеченская Республика 9274 (для работников внебюджетного сектора экономики)
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ставропольский край 7500
Приволжский Башкортостан 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов
Марий Эл 9251 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Мордовия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Удмуртия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Татарстан 8252
7500
Чувашия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Нижегородская обл. 9000 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансирумых за счет федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Оренбургская ,
Пензенская , Кировская
Самарская обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Саратовская обл. 7900
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ульяновская обл. 10 000 (не ниже величины прожиточного минимума)
7500 (для работников бюджетных организаций
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7620 (с 1 февраля 2016 г.)
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Свердловская обл. от 8154 до 8862 (с 1 июля 2015 г.) - для работников организаций внебюджетного сектора экономики
7500
Тюменская обл. 9950 (для сотрудника внебюджетного сектора)
7700 (для сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)
Ханты-Мансийский АО 16 500
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431 (с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Сибирский федеральный округ Алтай 8751 (для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования)
7500 (для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства)
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций, за исключением организаций ЖКХ, а также за исключением для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, и сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения

8116 (для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для сотрудников внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения)

7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Забайкальский край

7500 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования; для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

9066 - в Каларском районе

7857

8059 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства)
для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 429 - в Канарском районе

9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах

Красноярский край

16 130 - г. Норильск

14 269 - Северо-Енисейский район

16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга)

24 026 - сельское поселение Хатанга

15 313 - Туруханский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

14 114 - Енисейск

11 167 - г. Лесосибирск

13 788 - Богучанский район

15 200 - Енисейский район

13 571 - Кежемский район

14 548 - Мотыгинский район

9926 - прочие районы

Иркутская обл.

12 652 - компании и ИП в районах Крайнего Севера

9717 - компании и ИП в других районах

10 754 - государственные и бюджетные предприятия

8259 - государственные и бюджетные предприяти в других районах

7500 - для работодателей в с/х

Кемеровская обл.

1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал прошедшего года (кроме организаций сферы регулируемого ценообразования, и ИП)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Новосибирская обл.

7500

9030

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме с/х)

Омская обл.

7500 - для сотрудников организаций сельского хозяйства

9030 - для сотрудников организаций бюджетной сферы (кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета)

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства)

Томская обл.

8925 - для сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска

7500 - для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, сотрудников иных работодателей (кроме сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска).

Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Камчатский край

18 210 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа

19 510 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района

16 910 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Приморский край 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Хабаровский край

11 414 - для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске

12 408 - для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре

14 269 - для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе

15 510 - для сотрудников, работающих в Охотском районе

Амурская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Магаданская обл.

18 750 - для работников внебюджетных организаций Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа

20 250 - для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области

Сахалинская обл.

15 000 - для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск

18 571 - для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах

20 000 - для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Еврейская автономная обл. 7500 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока
Чукотский авт. округ 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Крым Крым

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

г. Севастополь

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Повышение МРОТ с 1июля 2016 года в России отразилось на расчете пособий и трудовых отношениях.

Пособия. С 1 июля изменились суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считали по той минималке, которая действовала на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболел в июне, а больничный закрыл в июле 2016 года. Пособие надо было посчитать исходя из 6204 рублей. Если сотрудник ушел на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата. Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получал меньше 7500 рублей за полный месяц, с 1 июля 2016 года зарплата должна быть повышена.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не усиливали проверки после 1 июля 2016 года. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП. С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент.

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года должны были разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

Чтобы не получить вызов на «зарплатную» комиссию в 2016 году, проверьте, какая установлена минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016, и чем она отличается от МРОТ.

Минимальная зарплата в Москве и в целом по стране отличаются, это разные показатели. И утверждаются они также по-разному:

  • МРОТ по стране устанавливает Государственная дума;
  • МРОТ по Москве согласован между Правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей.

Применять эти показатели тоже надо по-разному. Разберемся, когда применять минимальную зарплату по Москве, а когда бухгалтеру понадобится общий МРОТ.

Размер «минималки» по Москве давно не меняли

По закону каждый субъект РФ вправе самостоятельно решать, какой будет минимальная зарплата. В Москве в 2016 году с 1 января и на данный момент пока не менялась. С 1 января «минималка» по Москве установлена на уровне 17 300 руб.

Минимальная зарплата обязательна для применения всеми предприятиями за исключением тех, которые финансируются из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). Главное, чтобы размер региональной зарплаты был не ниже федерального МРОТ .

Размер согласован между исполнительным органом Москвы, объединением профсоюзов и работодателей, это трехсторонний документ (Соглашение от 18.12.2014, в ред. от 30.10.2015).

Территориальный принцип действия минимальной зарплаты

Минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, действует только в этом регионе (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Получается, что обязательна только для тех компаний, которые свою деятельность ведут в Москве.

Более того, московская «минималка» применима к любому наемнику, который работает в Москве, независимо от того, где зарегистрирована его компания - работодатель. Действие московского соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в этом регионе, кроме тех, что отказались присоединиться.

Трудовой кодекс содержит правило, по которому субъект РФ, после принятия зарплатного соглашения, должен официально опубликовать его. С этого момента у тех работодателей, которые не участвовали в принятии этого документа, есть 30 дней на то, чтобы . По истечении этого срока, соглашение станет обязательным для всех работодателей (ч. 7, 8 ст. 133.1 ТК РФ).

Какой размер МРОТ установлен на федеральном уровне

Федеральный МРОТ, как и минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 июля 2016 обязателен для применения, но только уже на всей территории РФ. Госдума недавно приняла поправки (Закон № 82-ФЗ) в закон, который устанавливает размер МРОТ для всей страны.

Таким образом, размер МРОТ увеличен до 7 500 руб. Такого значительного повышения за последние годы еще не наблюдалось (почти на 21%). До этого размер федерального МРОТ был зафиксирован в размере 6204 рубля (Закон № 376-ФЗ). Подробнее о повышении МРОТ можно прочитать в статье



 

Возможно, будет полезно почитать: