Ч 4 ст 11 тк рф комментарии. Теория всего

Официальный текст :

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий юриста :

В данной статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений. В части 1 статьи 11 указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных статьей 1 Трудового кодекса. Соответственно трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (статьи 15, 16 Трудового кодекса), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в Трудовом кодексе или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно части 6 статьи 11 особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только Трудовым кодексом. В разделе XII Трудового кодекса содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями, работников, не достигших 18 лет, руководителя организации, лиц, работающих по совместительству и др. В части 3 статьи 11 установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Часть 4 статьи 11 предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года и двусторонние соглашения. Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012), которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (часть 3 статьи 62 Конституции РФ, статья 4 указанного Федерального закона).

Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (статья 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

Статья 11 Трудового кодекса определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных Трудовым кодексом и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм - на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в статьях 251, 252 Трудового кодекса. Таким образом, в статье 11 выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда. В последней части статьи 11 определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом, если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно статье 281 Трудового кодекса); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 11 ТК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. ).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Второй комментарий к Статье 11 Трудового кодекса

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права.

На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 2004. N 6) (п. 8).

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране.

Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изменениями от 11 ноября 2003 г. // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437). Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям и др. (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором.

В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ.

Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан — деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторых других граждан.

4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2003. N 2. Ст. 163, N 14. Ст. 1254, N 28. Ст. 2888; 2004. N 31. Ст. 3215); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

5. В последней части комментируемой статьи подчеркивается, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом.

6. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6) Трудовой кодекс не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (ч. 8 ст. 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 11

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.
Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (БВС РФ. 1993. N 3) было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» (БВС РФ. 2004. N 1). Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.
Гладких, Кузнецова и другие обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).
К сфере действия Трудового кодекса, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 1996. N 9) указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.
Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.
Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.
2. Отраслевая принадлежность правовых норм определяется прежде всего содержанием регулируемых отношений, а не формой регулирования. Комментируемая статья подчеркивает: во всех случаях, когда доказано, что гражданско-правовые договоры регулируют трудовые отношения, к ним должны применяться нормы трудового законодательства.
Последовательное применение такого положения исключает произвольное толкование вопроса о правовой природе договоров, регулирующих трудовые отношения.
3. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации.
Иностранные граждане, временно пребывающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания.
Иностранные граждане, лица без гражданства не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации. (См. Закон о государственной гражданской службе, предусматривающий занятие должности государственного гражданского служащего только гражданином Российской Федерации.)
Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.
Организации, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, если они расположены на территории Российской Федерации, должны применять правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, ко всем работающим у них гражданам. Это положение распространяется как на иностранных граждан, так и на граждан Российской Федерации. Исключения могут устанавливаться федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, Соглашение правительств государств СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, ратифицированное Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 47-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1457), предусматривает, что его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда, если он нарушил законы страны трудоустройства и правила пребывания иностранных граждан.
С целью привлечь иностранную рабочую силу и одновременно обеспечить приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Закон о правовом положении иностранных граждан, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4911)).
Иностранная рабочая сила привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Это разрешение выдается работодателю при условии внесения им в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу предусматривает, что соответствующее заявление должно быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней со дня подачи работодателем необходимых документов.
В случае если работодатель нарушает условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы, установленные законодательством, территориальный орган в сфере миграции может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений. Закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает также обстоятельства, при наличии которых разрешение на работу не может быть выдано, а выданное разрешение подлежит аннулированию.
Такие последствия наступают, если иностранный гражданин:
выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;
финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
неоднократно (2 и более раза) в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ внесены изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан и, в частности, этот Закон дополнен ст. 13.1 о трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Согласно этой статье таким гражданам разрешение на работу выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления. Одновременно с заявлением иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу представляются: 1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Вся информация о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу направляется в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.
В отличие от общепринятых правил в отношении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешения на работу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдаются в пределах квот на их въезд в Российскую Федерацию, ежегодно утверждаемых Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. Кроме того, Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.
4. Комментируемая статья устанавливает пределы действия общих норм, содержащихся в Кодексе и иных нормативных правовых актах о труде. Общие правовые нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация устанавливается ТК, который содержит значительное число правовых норм, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников. Все эти нормы выделены в отдельную часть Кодекса — четвертую, которая включает в себя 17 глав (40 — 55): гл. 40 «Общие положения», гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», гл. 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству», гл. 45 «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев», гл. 46 «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах», гл. 47 «Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом», гл. 48 «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц», гл. 49 «Особенности регулирования труда надомников», гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гл. 51 «Особенности регулирования труда работников транспорта», гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», гл. 53 «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей», гл. 54 «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций», гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», гл. 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.


Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.


Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.


Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.


На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.


Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):


военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;


члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);


лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;


другие лица, если это установлено федеральным законом.




Комментарии к ст. 11 ТК РФ


1. Трудовой договор отличается от договора гражданско-правового характера, фактически регулирующего трудовые отношения, тем, что:

1) должность включается в штатное расписание или работник зачисляется в штат организации;

2) работник обязуется выполнять любую порученную работу;

3) договором обусловлена трудовая функция (ст. 56 ТК);

4) работа осуществляется в течение определенного времени;

5) работник обязуется выполнять определенную меру труда, закрепленную в рабочее время, или он должен выполнить определенный заранее объем работы;

6) проработанное время отмечается в табеле учета рабочего времени;

7) работник подчиняется приказам и распоряжениям менеджеров (руководителей) организации;

8) работник несет дисциплинарную ответственность по ст. 192 ТК;

9) работодатель имеет право поощрять работника на основании ст. 191 ТК;

10) на работника распространяется действие правил внутреннего трудового распорядка (устав, положение о дисциплине);

11) работник выполняет работу лично.

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения как процесс, а гражданское право регулирует отношения по поводу не труда, а результата труда.

2. См. также п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

3. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

4. Особенности применения комментируемой статьи рассматриваются в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 25-В07-27.



 

Возможно, будет полезно почитать: