Конституция и конституционализм понятие сущность. Социальная, политическая и правовая природа конституции

Основы конституционализма (учение о конституции)

1. Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.

В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция - это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смысле представляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной. В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом (избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3. Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм

Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. В переводе с латинского constitutio – установление, устройство.

Конституция – это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т. е. введена односторонним актом главы исполнительной власти – монархом или президентом.

По видам выделяют конституции писаные и неписаные.

Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны организации власти в государстве, общественное устройство, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят иначе. Единого конституционного акта в них нет. Такова, например, Великобритания, конституционная монархия, в которой конституции в обычном смысле слова нет. Источниками британской конституции являются статуарное право, включающее парламентские законы и конституционные соглашения, и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. В России конституции как единого правового акта до 1918 г. не было. Ее роль, как говорилось выше, играли Основные государственные законы Российской империи.

Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму правления, то в какой-то части страны принятие положения о наследственном монархическом правлении невозможно. Конституции ряда стран являются документами прямого действия. Конституция Российской Федерации из их числа. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться непосредственно в суд и мотивировать свою позицию текстом той или иной ее статьи.

Текст конституции составляет основу конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы. Оно определяет принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой.

Принципами конституционного права в России являются:

Республиканская форма правления;

Признание народа источником верховной власти (народный суверенитет);

Приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина;

Разделение властей;

Федерализм.

Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации 1993 г.; федеральные конституционные законы «О референдуме», «О Конституционном Суде», «О судебной системе» и др.;

федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др.

«Конституция сама по себе является только клочком бумаги. В ее словах и фразах нет ничего магического. Могущественна не сама конституция, а конституционная система», – считает американский правовед Л. Фридмэн. Конституционная система состоит из отношения общества к конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. Советские конституции были в значительной степени декларациями, не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы. Государство названо правовым и демократическим, но это скорее цель, чем отражение реальности, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. Сейчас важно, чтобы все действия государства в первую очередь строго соответствовали конституционным нормам, чтобы активно и независимо действовали Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура и другие органы правопорядка.

Конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти… нет и не может быть места.

С. Гессен, российский правовед

Сравнительно новым для российской юриспруденции является понятие «конституционализм».

Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как об основном инструменте политической власти.

По мнению американского правоведа А. Ховарда, конституционализм основан на нескольких элементах конституционного развития. Некоторые из них являются историческими событиями, например принципы, утвержденные английской Великой хартией вольностей, или появившиеся в эпоху Просвещения представления о естественном праве. Другие элементы конституционализма имеют характер общепризнанных ценностей: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях) правительство; контроль над государством со стороны общества; неприкосновенность личности; открытое общество; преемственность правовых принципов и норм; реализация норм конституции; разделение властей; федерализм и др. Для упрочения конституционализма необходимо последовательное гражданское образование населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конституция?

2. Какие способы принятия конституции вам известны?

3. Какие виды конституций существуют?

4. Какова роль конституции как правового документа?

5. Что такое конституционное право?

6. Каковы источники конституционного права?

7. Что такое конституционная система?

8. Каково значение понятия «конституционализм»?

Информация к размышлению

Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства; некоторые даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта его повиновения рождается их право повелевать (А. де Токвиль).

Исследуем документы и материалы

Предмет конституционного права составляют:

Принципы (основы) государственного устройства;

Основы правового статуса личности;

Основы федерализма;

Основы построения государственного аппарата;

Основы политического режима.

По форме конституция Великобритании слагается из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг. и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.

Другая часть конституции является неписаной, т. е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это – важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые конституционные соглашения представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде (В. Маклаков, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Виды конституций. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?

Обсуждаем, спорим

1. Почему писаные конституции появились только в Новое время?

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Понятие и виды юридических лиц Юридические лицаЮридическим лицом признается организация, которая обладает следующими признаками:а) имеет обособленное имущество – только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

18. Лицензирование: понятие и виды Лицензия – это разрешение компетентного госу дарственного органа на осуществление указанного в нем вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.Термин «экологическая лицензия» означает разрешение

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

49. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСМОТРА Осмотр – исследование обстановки места происшествия, обнаружение и получение данных об обстоятельствах, способствующих совершению преступления.Принципы проведения осмотра:1) своевременность осмотра. Осматриваемые объекты под воздействием

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

6.1. Понятие и виды Судебные расходы можно рассматривать в узком и в широком смысле. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников:

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция –

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

45. Понятие и виды наследования Наследование – это переход прав и обязанностей умершего физического лица к другим лицам. Наследование осуществляется в порядке универсального правопреемства, т.е. наследник, принимая наследство, приобретает все права и обязанности

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) - причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

32. Понятие и виды третьих лиц Кроме истца и ответчика в гражданском процессе могут участвовать так называемые третьи лица – субъекты гражданских процессуальных правоотношений, вступающие в возбужденное гражданское дело на стороне истца или ответчика или для защиты

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

145. Понятие и виды цен Цена – это денежное выражение стоимости товара.В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством –

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы. Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

Из книги автора

Понятие и функции Конституции Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов

Из книги автора

§ 5.2. Понятие и виды законов Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные

Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Вопросы темы

История появления конституций.

Предназначение и сущность конституции. Социальная, политическая, духовная, нравственная и правовая природа Конституции. Конституционный строй.

Юридические свойства и принципы конституции.

Классификация конституций.

Предпосылки становления конституционного строя в России до 1905 г.

Российская государственность с 1905 по 1917 г.

Разрушение Российской империи (1917 г.).

Советский период: конституции без конституционного строя.

Крах республики Советов (1990–1993 гг.).

Конституция России 1993 года: основные черты и структура.

Механизм изменения Конституции России. Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Конституционное Собрание.

Роль Конституции в системе права.

Лекция 1

История появления и сущность современной конституции

Иные употребления слова «конституция»

Конституция – от лат. constitutio - «устанавливаю »

Конституция (биол.) - морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств

Конституция (юрид.) – некоторые акты римских императоров

Конституция (юрид.) – акты, определявшие структуру управления средневековых государств-городов (Венеция, Гамбург и др.). Иногда уставы монашеских орденов

1-й уровень определения конституции

2-й уровень определения конституции

Два понимания сущности конституции

1. Реально существующее положение вещей, устанавливаемое тем, кто политически сильнее

2. Национальный консенсус, или общественный договор об ограничении государственной власти

Конституция в первом понимании

Ф.Лассаль : «Итак, господа, мы знаем теперь, что такое конституция страны, а именно: существующие в стране фактические отношения силы »

В.И.Ленин : «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе »

Конституция во втором понимании (формализация общественного договора)

Ж.-Ж.Руссо :

«Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения ».

Но не всякое соглашение допустимо :

«Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается».

«Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор»

Смысл конституции

Она устанавливает конституционный строй , т.е. конкретную организацию власти, построенную на конституционализме

«Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

Взгляд на конституцию как на программу (цели и задачи)

Правилен ли такой взгляд?

Если в конституции что-то только планируется, значит, признается пока не существующим.

А то, что не существует, не может ограничить власть!

Первый этап мирового конституционного строительства (появление конституций современного типа)

США–сентябрь 1787

Польша–май 1791

Франция–сентябрь 1791

Второй этап мирового конституционного строительства
(конец
XIX -начало XX вв.)

Завершение перехода к конституционным монархиям в Европе

Первые республики смешанного типа (напр. Веймарская республика)

Третий этап мирового конституционного строительства
(вторая половина
XX вв.)

Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Социальные обязательства государства

Расширение видов (моделей) организации власти

Конституционная идеология

Есть ли противоречие с конституционным запретом (ст.13 Конституции РФ) на государственную, обязательную идеологию?

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Духовно-нравственные (мировоззренческие ) :

Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации

Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст.2)

Светский характер государственности (ст.14)

Открытый характер государства

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Социальные :

Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности

Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности

Достойная жизнь – каждому. Смысл социального государства (ст.7)

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Политические :

Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода)

Политический плюрализм (многопартийность)

Приверженность демократии

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Правовые :

Приверженность правовому характеру государственности = власть права выше права силы (власти)

Конец 1-й лекции

Тема 3.
Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Лекция 2.

ВИДЫ И

Классификация конституций
По степени реальности:

Реальные

Фиктивные

Классификация конституций
По типу оформления:

Неписаные


Классификация конституций
Писаные :

Консолидированные

(конституция = один документ )

Неконсолидированные

(конституция = несколько документов )

Классификация конституций Писаные (неконсолидированные) :

Первая группа

Ни один из конституционных актов не выделяется

Вторая группа

Есть акт под названием «Конституция», но наряду с нею есть и акты, имеющие конституционное значение

Классификация конституций По способу принятия:

Народные:

– Учредительное собрание
Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент)
– Парламент (напр. Билль о правах 1689г.)
– Референдум

Октроированные (дарованные) –

– Основные государственные законы 1906 г.

Принятые чрезвычайными органами .

Классификация конституций По способу изменения:

Жесткие

Гибкие

Классификация конституций По сроку действия:

Постоянные

Временные

Юридические свойства конституции (1)

Верховенство (высшая юридическая сила)

(ч.2 ст.4, ч.1 ст.15) :

Неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса;

Связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства);

Следование идеям (ценностям) Конституции

Конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

Юридические свойства конституции (2)

Особый порядок охраны Конституции

Юридические свойства конституции (3)

Прямое действие

Юридические свойства конституции (4)

Особый порядок принятия и пересмотра:

Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция )

Внесение поправок

«Техническое» изменение текста (не пересмотр)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
(1905-1993гг.)

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.)

Конституция РФ 1993 г.

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.

Структура :

Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти

Глава вторая. О порядке наследия Престола

Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление)

Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства

Глава пятая. О священном короновании и миропомазании

Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

Глава седьмая. О Вере

Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных

Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора»)

Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»)

Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции - это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

Цели изучения темы:

  • – понять истоки конституционализма;
  • – рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;
  • – проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;
  • – ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;
  • – рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Генезис научно-практической парадигмы конституционализма

Конституционализм относится к тем фундаментальным ценностям мировой культуры, которые человечество совершенствует на протяжении всей его истории. Теоретические истоки конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических взглядах мыслителей прошлого. Исторически они обогащаются, наполняются качественно новым содержанием, перманентно развиваясь, отражают реалии современности.

В генезисе конституционализма как социально-правового феномена можно выделить три периода (с соответствующими этапами): становление (предысторию), развитие (историю) и системное формирование.

Основой предложенной периодизации является хронологический принцип, соответствующий исторической логике возникновения и развития конституционно-правовых идей, теорий, принципов и их институционального оформления.

Истоки конституционализма прослеживаются с античных времен. Период до появления первых буржуазных конституций – это предыстория конституционализма. В рамках этого периода можно выделить следующие этапы: Античность (VII вв. до н. э. – III в.); раннее Средневековье (IV-X вв.); классическое Средневековье (вторая половина XI – конец XV в.) позднее Средневековье – раннее Новое время (XVI-XVII вв.)

Развитие конституционализма (начало собственно истории) приходится на период Нового времени (XVI1-XIX вв.)

Конституционализм и конституция

Конституционализм тесно связан с конституциями. Эта связь выражена прежде всего в том, что нормативной основой конституционализма является конституция определенного государства и его конституционное законодательство. Кроме того, между этими феноменами прослеживается и терминологическая взаимосвязь, поскольку конституционализм происходит от слова comtitutio (конституция), поэтому аксиоматичным является то, что конституционализм невозможен без конституции. При этом конституция может быть писаной и неписаной, кодифицированной и некодифицированной. Главное, что конституционализм должен опираться на нормативную базу конституционного характера, которая, как правило, представлена в большинстве государств мира конституциями и конституционным законодательством. Истоки конституционализма возникают значительно раньше, чем появляются первые конституции. Как справедливо отметил М. Ф. Орзих, конституционализм относится к тем явлениям, которые "возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них" .

Так, "первопричиной" конституционализма можно считать духовно-нравственные постулаты периода Античности и восточных цивилизаций.

Интерес представляют те основополагающие морально-правовые правила, аналоги которых – демократические идеи устройства общества и государства – нашли свое отражение (и прямое закрепление) в конституционных актах периода буржуазных революций.

В период Античности возникает юриспруденция как система понятий и категорий, позволяющая анализировать и синтезировать представления о правилах общежития, основанных на принципе формального равенства, равной меры свободы, признания и защиты индивидуальных интересов. Формируется римское право, утверждается рационалистический подход к праву. В. С. Нерсесянц, анализируя развитие правовой мысли этого периода, обоснованно считает, что "первичные мифологические представления (Гомер и Гесиод) медленно уступают место философскому подходу (“мудрецы”, Пифагор, Гераклит, Демокрит), формирующимся рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права"

Идеи незыблемости закона, справедливости и свободы, без которых трудно представить концепцию конституционализма, "воспевались" в архаический период (VII–VI вв. до н. э.) Гомером ("Илиада" и "Одиссея"), Гесиодом ("Труды и дни") и др.

Плодотворный для развития правовой мысли отход от мифологических представлений о социально-правовом укладе жизни людей, их взаимоотношениях и взаимосвязи с властью (богами) представляют "семь мудрецов" – Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул, Хилон. Особый интерес вызывают учения "эллинского мудреца" Пифагора и его последователей. Именно у пифагорейцев равенство впервые приобретает юридическое звучание. Пифагор под равенством понимал меняющуюся меру каждого подходящего случая, а не единую меру и общий масштаб для различных случаев . Мыслитель составлял законы для некоторых итальянских городов (например, законы для

Кротона) и обобщил свой опыт в "поучениях для законодателей". В аспекте поиска парадигмы конституционализма, одной из предпосылок которого являются признание и защита обществом и государством собственности, интересен принцип "не писать законы народу, что не имеет собственности", поскольку "гражданин без собственности не имеет отечества", а также призыв "любить Правосудие (вместо богов. – А. К.), добавив к нему добродетели и умеренность" .

Одним из первых видов демократического устройства государства и общества стала Афинская демократия. Своего расцвета Афинское государство достигло при Перикле (ок. 495-429 гг. н. э.). Его речь "Фукидид. История" можно рассматривать как своего рода кредо древнейшей европейской демократии. Анализ этой работы позволяет выделить основные аспекты демократии: принадлежность власти народу и наличие представительных органов управления ("поскольку у нас городом управляет не горстка людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством (демократией)"); равноправие – юридическое равенство ("в частных правах все пользуются одинаковыми правами по законам"); замещение государственных должностей не по сословному принципу или имущественному цензу, а на основании личных качеств и способностей ("на почетные государственные должности выдвигают каждого согласно его заслугам, поскольку он чем-то отличился не из-за принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести"); свобода ("в нашем государстве мы живем свободно"); законность ("в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, подчиняясь власти и законам") .

Древнегреческим полисам изначально были присущи политическая демократия и политическая свобода для свободных граждан, которые имели определенные права, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), в осуществлении правосудия, право на частную собственность, возможность осуществления различных сделок, право на свободу слова и т. д. Именно наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало основу для формирования гражданского общества и гражданских законов , что является важной предпосылкой конституционализма.

Древнегреческая демократия погибла, однако формы прямой демократии, права человека и гражданина, система их гарантий, механизм прямого законотворчества и другие достижения афинской демократии вошли в интеллектуальный багаж теории и практики мирового конституционализма.

Особый интерес в аспекте раскрытия генезиса конституционализма представляет римское право, которое было основной правовой системой в Средиземноморье. Именно римские юристы сформулировали положения, вошедшие в сокровищницу общечеловеческих ценностей: принцип естественного равенства людей, гуманности в толковании и применении закона, принцип содействия свободе личности и т. д. Расцвет римской юриспруденции приходится на "Золотой век" Рима (I–III вв. н. э.). В этот период популярность правоведения была настолько высокой, что ее активно использовали принцепсы для укрепления верховной власти.

Римские юристы рассматривали право (jus) как сложное многоаспектное явление, выделяя естественное (jus naturale) и позитивное (lex) право. Под позитивным правом понимались законы, эдикты магистров, решения сената, конституции императоров и т. д. Естественное право трактовалось как космический закон и порядок в природе и обществе, благодаря которому люди могли различать должное и недолжное, преступное и законное, как "то, чему природа научила все живое", "всегда является справедливым и добрым". Поэтому был сделан вывод о необходимости корреспондирования lex с jus naturale, согласно которому позитивное право не могло противоречить основополагающим принципам общего порядка и природной гармонии – справедливости (aequitas), гуманизма (humanitas), доброй совести (bonafides) .

Важно то, что в период Древнего Рима институт собственности, становление и развитие которого является одной из предпосылок формирования парадигмы конституционализма, рассматривался как важнейший постулат общественного и государственного устройства. Так, Цицерон, отстаивая институт собственности, ссылаясь на стоика Панетия, утверждал, что причиной образования государства как "общего правопорядка" является охрана собственности.

Предпосылки конституционализма периода раннего Средневековья усматриваются в "варварских правдах" ("Салическая правда" Меровингского королевства франков , "Аламанская правда" , "Баварская правда" ) и Эдиктах королей, содержащих ростки основных институтов конституционализма и тех принципов, которые в дальнейшем получили свое развитие и закрепление в конституционно-правовых документах периода классического и позднего Средневековья. Данные документы в аспекте конституционализма интересны прежде всего тем, что в них отражена сама идея права, правового регулирования основ государственности, правосознание средневековых франков и германцев, закреплена такая (имеющая инструментальное значение для системы конституционализма) категория, как власть.

Памятки Византийского законодательства 1Х-Х1 вв. свидетельствуют о высокой правовой культуре этой страны. Что же касается государственной власти, то в этот период устанавливается императорская власть, вводятся общегосударственные законы вместо неписаных местных обычаев. Закон становится средством усиления авторитарной власти византийских императоров. "И поскольку Он (Бог. – А. К.) вручил нам императорскую власть, мы считаем, что ничем не можем отдать Богу должное быстрее и лучше, чем управлением доверенными им нам людьми – по закону и с правосудием" . Правосудию уделялось большое внимание, в частности устанавливались принципы правосудия: "выносить решения...согласно истинной справедливости", "не пренебрегать бедными", ставить стороны "в равные условия", "воздерживаться от любого приема подарков" .

Вторая половина XI в. знаменовала собой начало классического Средневековья. В этот период особый интерес представляет городское право, с возникновением которого связаны формирование гражданского общества, появление "конституционно-договорного" источника права – городского устава. Нормы городского права закрепляли принципы городской демократии, право участия горожан в городском управлении, суде, закрепили принципы личной свободы горожан, их формальное равенство перед законом. Все эти положения являются тем "островком", который в предыстории конституционализма имеет судьбоносное значение, поскольку именно в этот период зарождаются демократические принципы конституционализма.

Нормы городского права периода Средневековья отражены в городских хартиях, которые сочетали в себе конституционные установления, а также нормы уголовного, торгового и иного права. Например, "Хартия Страсбурга" (1189 г.) закрепляла источник, субъектов и порядок организации власти в городе .

Одной из институциональных составляющих конституционализма является местное самоуправление как институт гражданского общества, показатель демократичности государства, необходимый элемент конституционного строя. Система конституционализма является неполной без публично-самоуправленческой власти. В этом отношении особый интерес представляет право Магдебурга, которое, подобно Руанской хартии во Франции или фуэрос (хартии) Куэнка на Пиренейском полуострове, стало моделью муниципального устройства для городов Германии и Центральной Европы. Магдебургское право возникло в XII в., первые его записи относятся к XIII в. На их основе в конце XII – начале XIV в. был создан Вульгату, или Саксонский Вейхбильд, – запись обычного права городов Саксонии. Другой системной записью Магдебургского права стал Мейсенский сборник середины XIV в., или "Магдебургский цветок", составленный юристом Николаусом Вурмом



 

Возможно, будет полезно почитать: