Все основные законодательные акты по охране труда. Основные законодательные акты по охране труда. Освидетельствование баллона включает

Вопрос 1. Законодательство РФ об охране труда
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.

Охрана труда в РФ представлена комплексом правовых норм, непосредственно направленных на создание безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы есть в российском законодательстве, правилах ТБ, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств.

К законодательным актам РФ, устанавливающим основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, относятся:

Обороты, масштабы которых были смягчены

Наконец, в соответствии со статьей 37 Конституции правительство может передать этот вопрос в Конституционный совет, чтобы последний уполномочил его внести изменения в декретный закон, который вмешивался бы в вопрос нормативного характера. Действительно, хотя сейчас он имеет автономную область, регулирующая власть остается подчиненной. Таким образом, нормативные стандарты должны всегда уважать законы. Любое заинтересованное лицо может также обеспечить исполнение указа не в соответствии с законом путем направления административного судьи.

Конституция РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ.

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены ТК РФ.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве, а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
Вопрос 2. Вопросы охраны труда в Конституции РФ

Прежде всего, юридическая практика привела к значительному ограничению бремени регулирующей власти. Таким образом, вопреки букве конституционного текста Конституционный совет не применял различия между вопросами, для которых закон устанавливает правила и вопросы, для которых закон должен устанавливать только основополагающие принципы, Он согласился с тем, что законодательный орган должен принять подробный подход во всех вопросах, перечисленных в статье 34 Конституции.

Аналогичным образом, некоторые понятия, содержащиеся в этой статье и, таким образом, предоставляющие юрисдикцию законодателю для вмешательства, были очень широко истолкованы Конституционным советом и Государственным советом. Таким образом, в статье 34 говорится, что «закон устанавливает правила, касающиеся создания категорий государственных учреждений». Вместе с тем было сочтено, что автономная парижская транспортная власть сама по себе представляет собой категорию общественного учреждения; его создание, таким образом, было предметом закона, а не регулирования.

ст. 7, п. 2 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…

ст. 37


  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Ст. 39

  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ст. 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом
Вопрос 3. Раздел ΙΙΙ ТК РФ «Трудовой договор».

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Наконец, Конституционный совет не систематически санкционировал законодательные посягательства на регулирующую сферу. Он считал, что закон, посягающий на эту область, не был единственным фактом, который был неконституционным, поскольку во время парламентской дискуссии правительство имело право выступать против недопустимости.

Основные законодательные акты по охране труда

В целях осуществления полномочий, предоставляемых Сообществам, учреждения будут принимать законодательные акты, чье деноминация, последствия и спорная система полностью определяются основным законом. Все эти действия представляют собой вторичное законодательство: их также называют институциональными актами, законодательными актами, вторичным законодательством или вторичным законодательством.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Статья 58. Срок трудового договора

Трудовые договоры могут заключаться:


    1. на неопределенный срок;

    2. на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Вопрос 4. Раздел ΙV ТК РФ «Рабочее время».

16-я декларация Маастрихтского договора предложила государствам-членам полностью пересмотреть нормативную базу, но это не будет иметь никакого эффекта, и Амстердамский договор не будет изменять ни структуру, ни компоненты вторичного законодательства Сообщества. §1: Представление и правовой режим вторичного законодательства Сообщества.

В соответствии с первым этапом учреждения могут принимать ряд стандартов. Закон о вторичном сообществе состоит из различных видов действий. Актами официальной номенклатуры являются акты, характеристики которых определяются основными договорами. Директива обязательна для каждого принимающего государства-члена в отношении результата, который должен быть достигнут, и в то же время оставляя национальным органам компетентность в отношении формы и средств.

Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;
для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю

Решение должно быть обязательным в полном объеме по адресам, которые он назначает. Рекомендации и мнения не являются обязательными. Классификация, используемая в этой статье, объединяет в себе несколько критериев: обязательный или необязательный эффект действий, их общий или индивидуальный охват, их полноту или нормативную неполноту, их адресата и их способность напрямую или напрямую обращаться со всеми государствами-членами.

Учреждения не могут свободно выбирать какой-либо акт: они могут действовать только на основании положений договоров, которые обязывают их принять конкретный вид действия в соответствии с полем. Их около тысячи, которые предназначены для регулирования широкого круга правовых ситуаций.

Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов.

В силу своей общности, Постановление представляется «квази-законодательным» или «по существу нормативным актом, имеющим абсолютный эффект». Для коммунистической доктрины это сродни национальному законодательству. Общая сфера применения Положения имеет спорные последствия, поскольку в Договоре прямо предусмотрено, что «физические или юридические лица не могут претендовать на прямое аннулирование Регламента».

Трудовой кодекс РФ

Этот обязательный эффект Правил является незамедлительным: он вступает в силу сразу же после его опубликования. Поэтому принцип обязательного воздействия является абсолютным: учреждения имеют полную и эффективную нормативную силу. Он непосредственно приписывает права или обязательства физическим лицам, а отдельные лица государств-членов могут пользоваться своим нормативным содержанием перед своим национальным судьей или администрацией. Государства-члены имеют юридическое обязательство не предпринимать никакой деятельности, которая могла бы подорвать авторитет и эффективность регулирования Сообщества.

Статья 95. Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
Статья 96. Работа в ночное время
Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.
Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.
Статья 99. Сверхурочная работа
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии с принципом лояльного сотрудничества они даже обязаны обеспечить полную нормативную эффективность правил Сообщества и, при необходимости, обеспечить полное осуществление положений Сообщества. Существуют различные категории регулирования. Эти вторичные акты относятся к категории законодательных актов, причем Совет эквивалентен законодательной власти Сообщества.

Реализация правил принимается Комиссией, чтобы разрешить применение базового регулирования, которое недостаточно детально, чтобы быть эффективным. Это исполнительное постановление квалифицируется как третичный акт. Þ Установлена ​​иерархия стандартов между Конституционной хартией, Основным регламентом и Регламентом реализации.

Вопрос 5. Раздел V ТК РФ «Время отдыха».
Статья 106. Понятие времени отдыха

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Статья 107 . Виды времени отдыха

Видами времени отдыха являются:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

Совместный регламент отличается от обычных правил: это всегда является основным нормативным актом, но он принимается совместно Советом и Европейским парламентом в соответствии с «процедурой кодекса». Эта процедура позволяет Европейскому парламенту препятствовать принятию Советом Основного Регламента, и даже когда Совет уполномочен принять Регламент, он обязан соблюдать точку зрения парламента. Комиссия также должна проконсультироваться с Европейским парламентом, когда она примет свое исполнительное регулирование.

Фактически, действуют около 800 директив, и их нормативная эффективность очень далека от конкуренции с регулированием. Процесс реализации директив очень децентрализован: он часто представляется как акт косвенного законодательства, посредничает законодательству или в результате двухэтапного нормативного процесса. Совет или Совет и Европейский парламент должны принять базовую директиву, в которой излагаются цели, которые должны быть достигнуты в не имеющих обязательной силы условиях. Они, как правило, единогласно принимаются Советом.

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Статья 108. Перерывы для отдыха и питания

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Основные понятия и определения по охране труда

Директива должна затем осуществляться государствами, к которым она обращена, при том понимании, что они связаны целями, содержащимися в ней. У государств есть крайний срок для переноса Директивы в национальное законодательство, в ходе которой они должны принять законодательство, позволяющее реализовать цели Директивы.

Освидетельствование баллона включает

Эта процедура сохраняет суверенитет принятия решений государствами-членами, поскольку национальный законодатель имеет возможность адаптировать содержание директивы к особенностям своего государства. Поэтому Директива была задумана как необязательный процесс межправительственного сотрудничества.

Статья 110. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Статья 111. Выходные дни
Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Статья 112. Нерабочие праздничные дни
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации вправе переносить выходные дни на другие дни.

Однако этот относительный эффект ставится под вопрос: - реализация директив по национальному законодательству дает ему общий характер. Директивы обычно регулируют правовые режимы, которые затрагивают отдельных лиц, а не только 15 государств. Государства прямо обязаны выполнять Директиву, которая связывает их вместе как правило.

Существует три степени: - призыв к толкованию в соответствии: национальные суды обязаны толковать национальное законодательство в соответствии с целями директив Сообщества. Призыв к исключению: заявитель может попросить своего судьи исключить национальное законодательство, противоречащее директиве, будь то национальный закон о транспозиции или нет.

Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия

Взаимность возмещения: если национальное законодательство, противоречащее директиве, причиняет вред, заявители могут попросить национальный суд взять на себя ответственность государства. Нарушение законодательства Сообщества, приняв стандарт, несет ответственность за ответственность государства.

Замещающая побудительность позволяет национальному суду применять нормативное содержание положений директивы, а не наоборот или несоблюдение национального законодательства. Действительно, после того, как крайние сроки переноса пройдены, национальные судьи и администрация должны иметь возможность оценивать соответствие национального законодательства директиве, оставляя в случае не транспозиции или неправильной транспозиции, заявитель самого содержания директивы. Поэтому крайне необходимо поддерживать существование директивы, даже переносимой для того, чтобы быть в постоянной позиции для оценки совместимости национального законодательства с этой директивой.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Вопрос 6. Раздел X ТК РФ «Охрана труда».

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Þ Принимая во внимание, что регулирование Сообщества представляет собой акт прямого, обязательного законодательства, не учитывающего суверенитет государств; Директива представляет собой процесс косвенного косвенного законодательства, который более уважает нормативный суверенитет государств.

Решение соответствует индивидуальным административным решениям. Он по существу характеризуется двумя элементами: - они не являются общими по своему охвату, но адресованы государству или физическому или юридическому лицу. Они не публикуются, но уведомляются адресату.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Уведомления и рекомендации не являются обязательными. Эти рекомендации, как представляется, лишены какой-либо обязательной силы, но доктрина делится: - первый поток считает, что эти действия лишены какой-либо обязательной силы. Третье движение считает, что мнения и рекомендации не являются обязательными, но не лишают их юридического статуса.

Учреждения Сообщества иногда принимают действия, отличные от тех, которые четко определены в официальной номенклатуре: доктрина квалифицировала их как «нономенклатурные» акты. Внутренние правила не имеют внешних эффектов, не имеют общего характера, и вопрос об их непосредственной применимости не имеет смысла. Однако они являются обязательными для учреждения, которое их приняло.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
Вопрос 7. Статья 4 ТК РФ «Запрещение принудительного труда»
Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Вопрос 8. Характеристика Норм и Правил по охране труда.
Они могут быть:

- едиными;
- межотраслевыми;
- отраслевыми.

Единые нормы – обязательны для всех отраслей народного хозяйства (санитарные нормы проектирования, правила устройства вентиляции и отопления зданий, водоснабжения).

Межотраслевые – распространяются на отдельные виды производства или работ во всех отраслях (Правила безопасности при производстве сварочных работ).
Отраслевые – распространяются на отдельные отрасли народного хозяйства (Правила безопасности в угольных шахтах).

Правила и нормы по ОТ имеют правовой характер и их невыполнение рассматривается как нарушение законодательства.
Вопрос 9. Государственный надзор и общественный контроль выполнения мероприятий по охране труда.

Надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и соответствующих нормативных актов осуществляется:

Государственными органами и инспекциями;

Ведомствами;

Профсоюзами.

Высший надзор осуществляется Генпрокурором РФ.

К специальным государственным органам относятся:

Госгортехнадзор РФ - осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в промышленности;

Госсанэпиднадзор РФ - контролирует проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; комплекс мер, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости;

Госэнергонадзор РФ – надзор за безопасным проведением мероприятий по обслуживанию электрических и теплоиспользующих установок.

Ведомственный надзор осуществляется министерствами и ведомствами. Заключается в контроле соблюдения законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий.

Общественный контроль соблюдения законов и правил по охране труда осуществляется общественными инспекторами и комиссиями по охране труда комитетов профсоюзов.
Вопрос 10. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.
Должностные и административные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда несут следующие виды ответственности:

Дисциплинарная;

Административная;

Уголовная;

Материальная.

Дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение) налагается в порядке подчиненности вышестоящей администрацией. При этом до наложения взыскания должно быть получено объяснение привлекаемого к ответственности.

Наказание возможно не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (без дней болезни, отпуска) и не позже 6 месяцев после его совершения.

Административная ответственность налагается органами управления в лице государственных инспекторов. Заключается в наложении штрафа из зарплаты оштрафованного.

Уголовная ответственность налагается народным судом по статьям Уголовного кодекса за нарушения правил охраны труда, которые могли привести или привели к несчастным случаям или другим тяжким последствиям.

Материальная (гражданско-правовая) ответственность налагается народным судом по статьям Гражданского кодекса. Заключается во взыскании с виновного лица возмещения ущерба в результате аварии, несчастного случая и т. д.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности не исключает материальной ответственности.
Вопрос 11. Организация и планирование работы по охране труда.
Организация работы в области охраны труда заключается в выборе и формировании такой структуры управления охраной труда на предприятии, которая бы наилучшим образом соответствовала цели создания безопасных и здоровых условий труда. Эффективность управления охраной труда на предприятии зависит от организации работы – четкой регламентации обязанностей и прав всех звеньев в этой области.

На предприятиях руководство всей работой по охране труда и ответственность за обеспечение безопасных условий труда возлагается на руководителя и главного инженера предприятия, а также по отдельным подразделениям (отделам, цехам, участкам) - на их руководителей. Специалист по охране труда предприятия осуществляет всю практическую работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве.

Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

Перспективных планов

Текущих планов

Оперативных планов

Перспективные (пятилетние) - комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являются частью планов экономического и социального развития предприятия.

Текущие (годовые) планы мероприятий по охране труда, включаются в соглашения по охране труда для заключения коллективных договоров.

Оперативные (квартальные, месячные) планы составляются по цехам и участкам.
Вопрос 12. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Большое значение для установления единых требований по технике безопасности в стране и единых методов оценки безопасности труда имеет действующая в стране с 1974 года Система стандартов безопасности труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.

Стандарты ССБТ - подразделяются на подсистемы, имеющие цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6-9, входящие в сокращенное обозначение каждого стандарта из четырех знаков.

Например: ГОСТ 12. 0. 001-74 "Основные положения"

Первые две цифры (12) - обозначение системы. Второй знак - шифр подсистемы:

0 - организационно-методические стандарты;

Стандарты требований и норм:

1 - по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 - к производственному оборудованию;

3 - к производственным процессам;

4 - к средствам защиты работающих;

5 - к зданиям, сооружениям, стройобъектам;

6-9 - резервные.

Третий знак - трехзначное число от 001-100 - порядковый номер в подсистеме.

Четвертый знак - две цифры год регистрации.
Вопрос 13. Обучение безопасности труда.
В соответствии с ГОСТ 12. 0. 004-90 обучение и инструктаж по безопасности труда проводят на всех предприятиях и учебных заведениях

Ответственность за организацию обучения и проверку знаний в целом по предприятию, учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях - на руководителя подразделения.

Инструктаж работающих подразделяется на:

Вводный;

Первичный на рабочем месте;

Повторный;

Внеплановый;

Целевой.

Все виды инструктажа и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе фиксируются в журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Сведения о проведении вводного инструктажа (журнал, карточки) хранятся на предприятии 35 лет.

Вводный инструктаж проводиться специалистом по охране труда или лицом, назначенным приказом со всеми принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы или должности, а также с командированными.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводиться руководителем работ со всеми, принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, с работниками, выполняющими новую для них работу.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев, с целью повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе первичного инструктажа на рабочем месте руководителем работ.

Внеплановый инструктаж проводят:

При изменении правил по охране труда;

При изменении технологического процесса;

При замене, модернизации оборудования;

При нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут или привели к травме, аварии, взрыву или пожару;

При длительных перерывах в работе.

Целевой инструктаж проводят с работниками перед производством разовых работ, а также перед работами, на которые оформляется наряд - допуск. Проведение этого инструктажа фиксируется в наряде-допуске или в документе, разрешающем работу. Наряд-допуск на производство работ повышенной опасности должен выдаваться ответственным руководителем работ, где имеется или может возникнуть производственная опасность.
Вопрос 14. Обязанности работодателя по охране труда
Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение СИЗ;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

Организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников;

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;

Расследование и учет в установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

Беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

Разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников.
Вопрос 15. Обязанности по охране труда главных специалистов.
2.3. Главные специалисты (старшие на правах главных) предприятий, несут ответственность за состояние охраны труда вверенном производстве в соответствии с должностными инструкциями и обязаны:

2.3.1. Внедрять прогрессивные технологии, механизацию и автоматизацию процессов, обеспечивающие безопасность труда, принимать меры по внедрению стандартов, достижению науки, техники и передового опыта по охране труда.

2.3.2.Приостанавливать производство работ на участках в случае возникновение угрозы здоровью людей, не допускать эксплуатацию неисправных машин и оборудования.

2.3.3. Составлять сводные заявки по отрасли производства на средства индивидуальной защиты и контролировать выдачу спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями, мылом, обезвреживающими и смывающими средствами, молока, лечебно-профилактического питания по действующим нормам, контролировать правильность их использования.

2.3.4. Вести пропаганду охраны труда, обеспечивать производственные участки нормативной литературой, средствами обучения и пропаганды.

2.3.5. контролировать своевременность и качество проведения первичного на рабочем месте, повторного, внепланового инструктажей по безопасности труда. Выдавать наряды-допуски на выполнение работ повышенной опасности.

2.3.6. Организовать обучение специалистов среднего звена, рабочих, колхозников и служащих по охране труда с последующей проверкой знаний.

2.3.7. Утверждать безопасные маршруты передвижения техники по территории предприятия, контролировать использование машин и механизмов, выделенных в их распоряжение.

2.3.8. Обеспечивать безопасную перевозку людей на предназначенных или оборудованных для этих целей транспортных средств.

2.3.9.Разрабатывать инструкции по охране труда для работающих (по профессиям и видам работ).

2.3.10. Обеспечивать проведение медицинских осмотров работников.

2.3.11. Участвовать в расследовании несчастных случаях на производстве, принимать меры по устранению причин травматизма и профзаболеваний.

Вопрос 16. Обязанности по охране труда руководителей производственных участков.
2.4. Руководители производственных участков несут ответственность за состояние охраны труда на руководимых работах и обязаны:

2.4.1. Обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, выполнение распоряжение выше стоящих руководителей, предписаний органов надзора и специалистов по охране труда.

2.4.2. Разрабатывать и организовать выполнение мероприятий по безопасности труда предотвращению пожаров на руководимых участках.

2.4.3. Приостанавливать производство работ в случаях возникновения угрозы здоровью людей.

2.4.4. Обеспечивать своевременное испытание, техническое освидетельствование и регистрацию котельных установок, аппаратов и сосудов, работающих под давлением, грузоподъёмных машин и механизмов, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования.

2.4.5. Не допускать к управлению автомобилями, тракторами, комбайнами, и другими мобильными машинами, к эксплуатации электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, грузоподъёмных машин и других установок и агрегатов лиц, не достигших необходимого возраста, не имеющих соответствующих удостоверений и не прошедших аттестацию. Следить за своевременным обучением и аттестации персонала.

2.4.6. Принимать меры по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями, мылом, обезвреживающими и смывающими средствами, молока, лечебно-профилактического питания по действующим нормам, контролировать правильность их использования.

2. 4.7. Оборудовать специальные места для кратковременного отдыха работающих в поле, на фермах, в цехах и участках работ, поддерживать необходимое санитарное состояние производственных участков и бытовых помещений.

2.4.8. Оборудовать уголки по охране труда, санитарные и противопожарные посты. Обеспечивать в установленном порядке прохождение предварительных медицинских осмотров работающих.

2.4.9. Проводить инструктажи на рабочем месте вести журнал инструктажа, требовать соблюдения работающими инструкций по охране труда и правил производственной санитарии, трудовой и технологической дисциплины.

2.4.10. Следить за техническим состоянием выделенных или закрепленных автомобилей, тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, оборудования, наличием на них защитных ограждений, блокировочных устройств, прохождением предрейсовых и послерейсовык медицинских осмотров водителей транспортных средств и других самоходных машин.

2.4.11. Не допускать содержание мобильной техники вне специально отведенных мест, а также перевозку людей на непредназначенных
для этих целей транспортных средствах.

2.4.12. Вести пропаганду безопасных методов труда, обеспечивать
рабочие места соответствующими стандартами, инструкциями, памятками
и плакатами.

2.4.13.Принимать участие в разработке инструкций по охране труда для работающих на руководимом производственном участке.

2.4.14. Организовывать первую помощь пострадавшим и доставку их в лечебное учреждение, немедленно сообщать вышестоящему руководителю о происшедшем несчастных случаях.
Вопрос 17. Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:

Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Вопрос 18. Инструкции по охране труда.
Инструкции по охране труда - это нормативный документ, устанавливающий требования безопасности при выполнении рабочими и служащими (работающими) работ в производственных помещениях и иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности.

Инструкции по ОТ подразделяются на:

- типовые инструкции (для отрасли);

- местные - инструкции для работающих на данном предприятии.

Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профессий, так и на отдельные виды работ и должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

Типовые инструкции разрабатываются отраслевыми институтами, лабораториями и другими организациями и предприятиями по указанию министерств (ведомств), согласовываются с ЦК профсоюза и утверждаются министерствами (ведомствами).

Местные инструкции составляются руководителями цехов (участков) и других подразделений предприятия, согласовываются со службой охраны труда, утверждаются главным инженером и профкомом предприятия и регистрируются в журнале регистрации.

Инструкция по охране труда на предприятии должна содержать следующие разделы:

1. Общие требования безопасности

2. Требования безопасности перед началом работы

3. Требования безопасности во время работы

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5. Требования безопасности по окончании работы

Вопрос 19. Методы анализа травматизма.
Для проведения анализа причин и уровня травматизма применяются следующие методы: групповой, топографический, монографический, статистический, экономический.

При групповом методе - несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - заключается в распределении причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - состоит в детальном исследовании комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучается технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом методе выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод ( вопрос 20 ) - дает возможность оценивать количественно и качественно уровни травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты - Кч - это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих.

Кч = Т/P * 1000

где Т - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности.

P - списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести - Кт - это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период.

Тип роботи:

Контрольна робота

К-сть сторінок:

Виберіть оцінку Give Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда 1/5 Give Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда 2/5 Give Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда 3/5 Give Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда 4/5 Give Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда 5/5

Оцінити

1. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:

Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств.

Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.

Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту.

Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли и не имеющие юридической силы в других отраслях.

Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии.

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

содействие общественному контролю в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих в народном хозяйстве.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям. Задачами данных стандартов, в частности, являются:

стандартизация требований безопасности труда;

включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

ССБТ, созданная в 1972 г., непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к охране труда. Она включает в себя около 400 государственных стандартов. Нормы и требования, установленные в ССБТ, включены в 76 тыс. стандартов и технических условий на конкретные виды выпускаемой продукции, в частности на оборудование, материалы и т.д. В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением. Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы

2. Система управления охраной труда (СУОТ) на железнодорожном транспорте

Настоящие Основные положения системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте являются вторым, переработанным и дополненным изданием одноименной работы, опубликованной в 1985 г. по заказу Министерства путей сообщения (МПС СССР).

Основные положения устанавливают функции и задачи системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте. В Приложении приведен перечень основных нормативных документов по охране труда на железнодорожном транспорте.

Основные положения разработаны отделением охраны труда Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Работа по охране труда на железнодорожном транспорте должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, максимальное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, улучшение техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, строгое соблюдение законодательства о труде.

1.2. Основной целью системы управления охраной труда на всех уровнях управления и во всех хозяйствах железнодорожного транспорта является обеспечение безопасных, здоровых условий и высокой производительности труда, предотвращение воздействия опасных и вредных производственных факторов на работающих, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранение работоспособности трудящихся.

1.3. Функции и задачи системы управления охраной труда на каждом предприятии и в организациях МПС устанавливаются соответствующими стандартами предприятий, положениями или другими руководящими документами.

1.4. Нормативной основой системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте являются: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексы законов о труде союзных республик, решения высших органов управления Союза ССР и союзных республик, а также решения Всеобщей конфедерации профсоюзов по вопросам охраны труда, система стандартов безопасности труда, нормы, правила, положения, указания и другие нормативные акты, нормативно-техническая документация по вопросам охраны труда, утвержденная в установленном порядке.

2.1.1. Для управления охраной труда на железнодорожном транспорте используют общесистемную, отраслевую и организационно-методическую формы.

2.1.2. Управленческие решения в области охраны труда на уровне предприятия и более высокого уровня (отделение, управление дороги, МПС) должны согласовываться с соответствующими профсоюзными органами.

2.1.3. Общесистемную форму управления применяют руководители Министерства путей сообщения, железных дорог, метрополитенов, производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта, отделений дорог, предприятий и учреждений.

Отраслевую форму управления используют руководители отраслевых главных управлений (управлений) МПС, управлений железных дорог, метрополитенов, отделов отделений дорог и производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта.

Общесистемное и отраслевое руководство охраной труда осуществляют начальники через главных инженеров и заместителей начальников организаций, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта. Общесистемные и отраслевые управляющие решения для подчиненных организаций, предприятий и учреждений имеют обязательный характер.

2.1.4. Организационно-методическое руководство охраной труда осуществляют отдел охраны труда и техники безопасности Главного экономического управления МПС, отделы (секторы) охраны труда и техники безопасности железных дорог, отделений дорог, метрополитенов, ОПЖТ (в метрополитенах и ОПЖТ по решению их начальников это могут быть технические или другие отделы), инженеры по охране труда и технике безопасности или должностные лица, на которых возложена работа по охране труда в главных управлениях и управлениях МПС, службах управлений железных дорог, метрополитенов, ОПЖТ, отделах отделений дорог и на предприятиях

3. ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

3.1. Организация обучения работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда

3.1.2. Организация обучения и проверки знаний по охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей, а в подразделениях предприятий и учреждений - на руководителей подразделений. Порядок проведения обучения и проверки знаний по охране труда устанавливается положением, утвержденным Министерством путей сообщения, и стандартами предприятий.

3.1.3. Программы обучения по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях МПС утверждает Главное управление кадров и учебных заведений МПС по согласованию с отделом охраны труда и техники безопасности Главного экономического управления МПС и отделом охраны труда ЦК профсоюза.

3.1.4. Для пропаганды охраны труда на железнодорожном транспорте проводят смотры-конкурсы, школы передового опыта, выставки, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов, викторины, демонстрации кинофильмов, диафильмов, издают книги, брошюры и журналы, выпускают плакаты, макеты, бюллетени, стенные газеты и организуют фотовыставки и т.д.

3.1.5. Пропаганду охраны труда осуществляют:

3.1.5.1. В целом на железнодорожном транспорте - Центральный научно-исследовательский институт технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта.

3.1.5.2. На железной дороге - дорожный центр научно-технической информации и пропаганды и вагоны охраны труда.

3.1.5.3. На отделении железной дороги, метрополитене, ОПЖТ - кабинет технической информации и пропаганды.

3.1.5.4. На предприятиях - кабинет охраны труда.

3.1.5.5. На производственных участках - уголки охраны труда.

3.2. Обеспечение безопасности подвижного состава и другого производственного оборудования

3.2.1. Безопасность подвижного состава и другого производственного оборудования обеспечивают путем соблюдения требований безопасности труда на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации.

3.2.2. Для обеспечения безопасности подвижного состава и другого производственного оборудования, специфического для железнодорожного транспорта, на стадиях проектирования и изготовления главные управления МПС:

3.2.2.1. Включают требования безопасности труда в заявку на разработку и освоение продукции.

3.2.2.2. Проверяют соответствие требованиям безопасности труда технической документации, опытных образцов и партий.

3.2.2.3. Организуют проведение (модернизацию) подвижного состава и другого производственного оборудования, находящихся в эксплуатации, в соответствие с действующими требованиями безопасности труда. К выполнению этих работ привлекают научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации железнодорожного транспорта.

3.2.3. Безопасность труда в ходе эксплуатации подвижного состава и другого производственного оборудования обеспечивает руководство предприятий.

3.2.4. Разработку требований безопасности труда к конструкции подвижного состава и другого производственного оборудования, специфического для железнодорожного транспорта, а также требований безопасности при их эксплуатации организуют главные управления МПС с привлечением научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций железнодорожного транспорта.

3.2.5. Требования безопасности труда к конструкции подвижного состава и другого производственного оборудования, специфического для железнодорожного транспорта, устанавливаются государственными стандартами ССБТ и другими нормативными документами по технике безопасности и производственной санитарии.

Требования безопасности труда к содержанию и эксплуатации подвижного состава и другого производственного оборудования устанавливаются стандартами ССБТ, правилами техники безопасности и инструкциями по эксплуатации.

3.3. Обеспечение безопасности производственных процессов

3.3.1. Безопасность производственных процессов обеспечивают путем соблюдения требований безопасности труда при разработке технологических процессов и в ходе выполнения работ.

3.3.2. Соответствие производственных процессов требованиям безопасности труда обеспечивают:

3.3.2.1. При разработке типовых технологических процессов, специфических для железнодорожного транспорта, - главные управления МПС с привлечением научно-исследовательских и проектно-технологических организаций железнодорожного транспорта.

3.3.2.2. При разработке технологических процессов (технологической документации) - руководители предприятий.

3.3.2.3. При проверке и утверждении в вышестоящих организациях технологических процессов - руководители отделений и управлений дорог, метрополитенов, объединений промышленного железнодорожного транспорта.

3.3.3. Соблюдение требований безопасности труда в ходе выполнения работ (при осуществлении производственных процессов) обеспечивают руководители предприятий и их подразделений.

3.3.4. Требования безопасности труда к производственным процессам, специфическим для железнодорожного транспорта, устанавливаются стандартами ССБТ и правилами по технике безопасности и производственной санитарии по видам работ.

3.4. Обеспечение безопасности зданий, сооружений и устройств

3.4.1. Безопасность зданий, сооружений и устройств обеспечивают путем соблюдения требований безопасности труда на стадиях их проектирования, строительства и эксплуатации.

3.4.2. Соблюдение требований безопасности труда на стадии проектирования обеспечивают проектные организации, ведущие разработку проектов строительства и реконструкции зданий, сооружений и устройств железнодорожного транспорта, путем выполнения строительных норм и правил, государственных стандартов ССБТ, правил по технике безопасности и производственной санитарии и другой нормативной и методической документации.

3.4.3. Контроль за соблюдением требований безопасности, предусмотренных проектом, при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и устройств осуществляют организации-заказчики, а при эксплуатации зданий и сооружений - организации, на балансе которых они находятся.

3.4.4. Требования безопасности труда к зданиям, сооружениям и устройствам, специфическим для железнодорожного транспорта, устанавливаются строительными нормами и правилами и санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, государственными стандартами ССБТ, правилами по технике безопасности и производственной санитарии, утверждаемыми МПС.

3.5. Обеспечение безопасных условий труда, нормализации санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, в производственных помещениях и на территориях предприятий

3.5.1. Безопасность условий труда и нормализация санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, в производственных помещениях и на территориях предприятий обеспечивают руководители предприятий путем выполнения требований безопасности труда к содержанию и организации рабочих мест, производственных помещений, территории, а также соблюдения санитарных норм и мер безопасности при выполнении различных видов работ и внедрении типовых проектов организации труда на производственных участках и рабочих местах.

3.5.2. Требования безопасности труда к рабочим местам, производственным помещениям, территориям, санитарно-гигиенические нормы условий труда устанавливаются государственными стандартами ССБТ, межотраслевыми нормами и правилами, а также нормами и правилами, утвержденными МПС.

3.6. Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты

3.6.1. Обеспечение работников железнодорожного транспорта спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с нормами, устанавливаемыми Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВКП, а также нормами, утвержденными МПС.

3.6.2. Выдачу, хранение и поддержание в эксплуатационном состоянии средств индивидуальной защиты организуют руководители предприятий в порядке, установленном Госкомтрудом СССР и ВКП.

3.7. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих

3.7.1. Соблюдение оптимальных режимов труда и отдыха работников железнодорожного транспорта обеспечивает администрация предприятий в соответствии с Особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, утвержденными МПС и Президиумом ЦК профсоюза.

3.7.2. Лицам, работающим на железнодорожном транспорте в производствах и цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предоставляются льготные режимы труда и отдыха (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.д.) в соответствии с законодательством о труде.

3.8. Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих и профессиональный отбор

3.8.1. Лечебно-профилактическое обслуживание работников железнодорожного транспорта включает: медицинское обслуживание, проведение мероприятий по предупреждению заболеваний, периодические медицинские осмотры, создание лечебно-профилактических пунктов.

3.8.2. Медицинское обслуживание осуществляют здравпункты предприятий, поликлиники и другие лечебно-профилактические учреждения железнодорожного транспорта.

3.8.3. Лица, работа которых связана с движением поездов, персонал, выполняющий работы на железнодорожных путях и у поездов, обслуживающий электротехнические и котельные установки, сосуды, работающие под давлением, токарные, фрезерные и другие станки, работающие на высоте, а также военизированная охрана и другие лица, работа которых связана с возможностью воздействия опасных и вредных производственных факторов, проходят предварительные при поступлении на работу и периодические осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР и МПС.

3.9. Санитарно-бытовое обслуживание работающих

3.9.1. Санитарно-бытовое обслуживание включает обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и их функционирование.

3.9.3. Состав санитарно-бытовых помещений и устройств на железнодорожном транспорте устанавливают в соответствии со строительными нормами и правилами, а также с инструкцией по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта в соответствии с характером производственных процессов и требованиями Правил техники безопасности и производственной санитарии для отдельных видов производства, утвержденных МПС.

3.10. Основные положения управления работой по охране труда на железнодорожном транспорте от 12.10.84 N ЦЗТ/4247 считаются утратившими силу.

3. Искусственная вентиляция производственных помещений. Расчет вентиляционной системы

В системах искусственной, механической вентиляции движение воздуха осуществляется вентиляторами, а в некоторых случаях эжекторами.

По месту расположения механическая вентиляция бывает общеообменная (схема воздуха происходит во всем объеме помещения), местная (локальная), когда обмен воздуха происходит в местах образования вредных выбросов, и комбинированная (наряду с общим воздухообменом локально удаляется загрязненный воздух от источника выделения).

По способу подачи воздуха механическая вентиляция бывает: приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

Местная приточная вентиляция осуществляется устройством воздушных душей, воздушных завесы, оазисов.

Воздушный душ представляет собой поток воздуха определенных параметров, направленный на человека. Воздушная завеса позволяет предотвратить проникновение холодного воздуха в помещение. Воздушные оазисы улучшают метеоусловия на ограниченной площади помещения, отделенной со всех сторон перегородками.

Местная вытяжная вентиляция выполняется, как правило, в виде вытяжных шкафов, вытяжных зонтов, всасывающих панелей, бортовых отсосов, эжекционных установок.

Эжекторы применяют в тех случаях, когда необходимо удалить очень агрессивную среду, пыль или газы.

Принцип действия эжектора заключается в создании в специальной камере вытекающим воздухом разрежения, с помощью которого подсасывается воздух из помещения.

Расчет механической общеобменной вентиляции сводится к определению необходимого качества вентиляционного воздуха L для того, чтобы разбавить вредные выделения до значений, не превышающих предельно допустимых концентраций.

Количество воздуха, необходимого для растворения вредных выделений, поступающих с отработавшими газами, при работе автомобилей одинаковых моделей, определяется по формуле:

где G – количество вредных выделений, поступающих в помещение, кг/ч;

Средняя продолжительность работы автомобиля, мин.;

n – число автомобилей, работающих одновременно в течении 1 часа;

ПДК – предельно допустимая концентрация рассчитываемого вещества.

Количество окиси углерода, выделяющейся в помещение при работе карбюраторного двигателя,

где - количество окиси углерода, кг/ч;

15 – количество отработавших газов, образующихся при сгорании 1 кг топлива;

1. Метод определения необходимого количества воздуха по кратности воздухообмена применяют для ориентировочных расчетов, когда не известны виды и количества выделяющихся вредных веществ (согласно СНиП 245–71 определение количества воздуха по кратности воздухообмена не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормативных документах).

Кратностью воздухообмена К называется отношение воздухообмена, создаваемого в помещении, к внутреннему объему помещения:

Эта величина показывает, сколько раз в течение часа весь объем помещения заполняется вводимым в помещение приточным воздухом. Количество приточного воздуха должно быть не менее 30 м3/ч на одного человека при объеме помещения, приходящегося на него, менее 20 м3. Если естественное проветривание невозможно, то в такие помещения нужно подавать не менее 60 м3/ч воздуха на одного человека

Эквивалентом земли может быть вода реки или моря, каменный уголь в карьерно залегании и т. п.

Назначение защитного заземления - устранение опасности поражения током в случае прикосновения к корпусу электроустановки и другим нетоковедущим металлическим частям, оказавшимся под напряжением вследствие замыкания на корпус и по другим причинам.

Принцип действия защитного заземления - снижение до безопасных значений напряжений прикосновения и шага, обусловленных замыканием на корпус и другими причинами. Это достигается путем уменьшения потенциала заземленного оборудования (уменьшением сопротивления заземлителя), а также путем выравнивания потенциалов основания, на котором стоит человек, и заземленного оборудования (подъемом потенциала основания, на котором стоит человек, до значения, близкого к значению потенциала заземленного оборудования).

Рассмотрим два случая. Корпус электроустановки не заземлен. В этом случае прикосновение к корпусу электроустановки также опасно, как и прикосновение к фазному проводу сети. Корпус электроустановки заземлен (рис.4.2) . В этом случае напряжение корпуса электроустановки относительно земли уменьшится и станет равным:

Напряжение прикосновения и ток через тело человека в этом случае будут определяться по формулам:

где a1- коэффициент напряжение прикосновения.

Уменьшая значение сопротивления заземлителя растеканию тока RЗ, можно уменьшить напряжение корпуса электроустановки относительно земли, в результате чего уменьшаются напряжение прикосновения и ток через тело человека.

Заземление будет эффективным лишь в том случае, если ток замыкания на землю IЗ практически не увеличивается с уменьшением сопротивления заземлителя. Такое условие выполняется в сетях с изолированной нейтралью (типа IT) напряжением до 1 кВ, так как в них ток замыкания на землю в основном определяется сопротивлением изоляции проводов относительно земли, которое значительно больше сопротивления заземлителя.

Рис. 1. Схема сети с изолированной нейтралью (типа IT) и защитным заземлением электроустановки

В сетях переменного тока с заземленной нейтралью напряжением до 1 кВ защитное заземление в качестве основной защиты от поражения электрическим током при косвенном прикосновении не применяется, т.к. оно не эффективно. Область применения защитного заземления:

электроустановки напряжением до 1 кВ в трехфазных трехпроводных сетях переменного тока с изолированной нейтралью (система IT);

электроустановки напряжением до 1 кВ в однофазных двухпроводных сетях переменного тока изолированных от земли;

электроустановки напряжением до 1 кВ в двухпроводных сетях постоянного тока с изолированной средней точкой обмоток источника тока (система IT);

электроустановки в сетях напряжением выше 1 кВ переменного и постоянного тока с любым режимом нейтрали или средней точки обмоток источников тока.

9. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник

для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2004.

10. Левицкий А., Пономаре В. Безопасность труда на железнодорожном транспорте. Вопросы и ответы. – М.: Транспорт, 2002.

11. Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. – К.: София, 2005.



 

Возможно, будет полезно почитать: