Кто осуществляет исполнительную власть. Органы исполнительной власти РФ: понятие

Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого, исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция и т.д.), и при недостаточном контроле со стороны общества возможна узурпация исполнительными органами полноты власти.

Согласно мировой практике исполнительная власть ответственна перед законодательной (представительной) властью и выполняет распорядительные регулирующие и контрольные функции. Распорядительные функции распространяются на государственный сектор, субъекты естественных монополий, акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Регулирование осуществляется мерами финансовой, кредитной, инвестиционной политики. При этом распорядительные и регулирующие полномочия далеко не совпадают. Там, где это необходимо, действует государственный надзор и контроль. Исполнительная власть выступает с законодательной инициативой, издает собственные нормативные правовые акты.

Конституционные полномочия Президента РФ свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Он формирует высшую исполнительную власть, не являясь ее субъектом, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию формулируют основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство РФ координирует деятельность подведомственных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти.

Установленная Указом Президента РФ структура федеральных органов исполнительной власти служит инструментом проведения политических и экономических реформ, осуществления полномочий государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ;
  • министерства РФ;
  • другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет самостоятельно государственную власть наряду с Президентом, парламентом, судами и органами власти субъектов РФ.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально- культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Конституция РФ определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это - Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. На практике в состав Правительства включаются должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в соответствии с Указом Президента.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Ответственность Президента за персональный состав и структуру Правительства с парламентом не разделена. Президент формирует Правительство и этим уже берет на себя ответственность за его работу. Отставка всего состава или некоторых министров в определенных ситуациях может квалифицироваться как исправление ошибок при формировании Правительства.

В СССР правительство формировал парламент - Верховный Совет. Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения премьера включает проведение консультаций с победившими на выборах партиями; только после этого производится выбор кандидатуры.

В России есть небольшой опыт функционирования правительства, сформированного при активном участии парламента, это правительство во главе с Е.М. Примаковым (конец 1998 - начало 1999 гг.).

В США функции правительства выполняет администрация президента, который одновременно является главой администрации (правительства); отсутствуют должности премьера и вице-премьеров.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • проводит единую государственную экономическую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • реализует меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ и другими странами.

На Правительство возлагается обязанность обеспечения нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет руководство и координацию работы исполнительных органов субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

  1. стратегическое планирование;
  2. нормотворчество;
  3. оперативное управление.

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводятся теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование; привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. специально создан Центр стратегических исследований, который привлек для работы более 200 ученых и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти. Правительство активизировало законотворческую деятельность в последние 2-3 года.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручениям вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходят несколько ступеней (стадий): министерство - министр - руководитель аппарата Правительства - департаменты аппарата Правительства - секретариаты вице-премьеров Правительства - вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно, без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива - отклониться.

Заседания Правительства проводятся его Председателем не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Рабочим органом Правительства РФ является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства РФ и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Аппарат Правительства кроме департаментов включает секретариаты премьер-министра и вице-премьеров.

Он функционирует по трем направлениям:

  1. экспертная оценка входящих проектов;
  2. документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.);
  3. кадровая работа.

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.

При Правительстве РФ функционирует сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты.

Так, Продовольственная комиссия решает вопросы формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечения поставки селу материально-технических ресурсов, координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок не более одного месяца органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым данные решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

Для повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

К организационным формам федеральной исполнительной власти относятся министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерства РФ

Министерство РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ. федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утвержденном Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Федеральные службы России и федеральные агентства

Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство - генеральный директор федерального агентства.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.

Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.

Для усиления координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с массовой приватизацией организационная структура федеральных министерств и ведомств претерпела существенные изменения. Одни ведомства оказались ненужными, другие появились заново, на базе некоторых образовались частные или получастные управленческие структуры. Тем не менее, общее их количество (около 70) возросло по сравнению с 1991 г.

Министерства и ведомства не имеют полномочий вмешиваться ни в производственную, ни в финансовую деятельность предприятий, если они не находятся в федеральной государственной собственности. Они перестают быть «штабами отрасли», участниками хозяйственной деятельности и сосредоточиваются на разработке научно-технической, инновационной политики в своих отраслях.

Реализуется концепция разделения по разным ведомствам политических и хозяйственных функций; на выполнении политических функций специализируются министерства как госучреждения; для управления выполнением хозяйственных функций создаются акционерные общества с пакетом акций, находящимся в государственной собственности, хозяйственная деятельность подвергается полному разгосударствлению; государственная служба жестко отделяется от коммерческой деятельности; сохраняется надлежащий контроль за хозяйственно-управленческими структурами в отношении выполнения ими финансовых обязательств перед государством.

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Еще по теме 1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки:

  1. 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
  2. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.
  3. 2. Понятие исполнительной власти и ее основные признаки
  4. Управление, государственное управление и исполнительная власть: понятие, соотношение. Исполнительная власть в системе единой государственной власти.
  5. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство российской Федерации».

Положения этой стать и непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной из функциональных ветвей единой государственной власти -исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти...» (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система Федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц», (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих Органов. В части данной статьи указано:

«Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к компетенции Российской Федерации системы лишь федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию Федерации установление общих принципов организации системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Опираясь на эти правовые нормы, субъекты российской Федерации снесли изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств, закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава администрации, наряду с которым региональные правительства.

Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Российской Федерации и его субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Хотя Конституция и предоставляет субъектам Федерации значительную самостоятельность и некоторую обособленность в установлении системы органов исполнительной власти, но все же в части второй статьи 77 устанавливает следующее положение:

«В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в российской Федерации».

Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства российской Федерации обязательны не всей территории России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.

Однако единство системы органов исполнительной власти в масштабе российской Федерации не является абсолютным. Ведь речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве. Такое единство имеет рамки, оно органически увязано с распределением компетенции между Федерацией и ее субъектами и их широкой самостоятельностью в пределах своей компетенции. Направляя и проверяя деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральной Правительство, федеральные министерства и ведомства должны помнить о пределах своей компетенции и о недопустимости нарушения предусмотренной законом самостоятельности субъектов Федерации.

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство - Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

Отличия от прежней системы

В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

Осуществление власти

По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах - региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

Но независимость - не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

Субъекты

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства - в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство - это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

Отличие исполнительной власти и административной

Исполнительная и административная власть - это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть - лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

Рычаги влияния

Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

Функции исполнительной власти

Выделяют следующие ее функции:

. Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

. Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

. Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

. Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

Признаки

Первый признак - субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

Второй признак - организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

Третий признак - повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

Четвертый признак - огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

Пятый признак - силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

Шестой признак - контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты - свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

Система и структура исполнительной власти РФ

Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

Власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

Классификация

От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

1. Россия - федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства - гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы - это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь - президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ - председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

Конституционное подчинение президенту РФ

Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

Роль в назначении Председателя

Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация - парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело - издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое - правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.


К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, - министерства, вторые - главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.
Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти России, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство России осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство России в пределах своих полно-мочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции, федеральных законов и нормативных Указов Президента РФ.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает пред-ставленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представлениях кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (стр. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Правительства об отставке в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (1 ст. 112) Председатель Правительства не позднее недельного срок! после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председатели Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принят решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить (об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке
Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президенте течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Сейчас так же будут вебкамеры на выборах

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство обладает очень широким кругом полномочий.

В пределах своей компетенции Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Осуществление части своих полномочий Правительство вправе делегировать федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

В пределах своей компетенции Правительство РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и I структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему I федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства; федеральные службы России, федеральные агентства, иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган испо-нительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) Федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также утверждаются Правительством.

Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.

В пределах своей компетенции Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполни-тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушении прав и свобод человека и гражданина.

  • Просмотров: 47707


 

Возможно, будет полезно почитать: