Постановление верховного совета рсфср 3020 1. Относящиеся исключительно к федеральной собственности

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 ¨О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность¨.

Дата принятия: 27.12.1991
Номер: 3020-1
Принявший орган: Верховный Совет Российской Федерации

Информация обновлена :01.04.2008

Полный текст документа:

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"

Во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

3. Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

4. Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно - территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

7. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

8. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

9. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего Постановления.

10. Верховные Советы, Советы народных депутатов вправе передавать на договорных началах объекты (кроме указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению), находящиеся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальной собственности городов, районов, в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Правительству Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Постановления до 1 января 1992 года разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

При подготовке указанного Положения исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

Предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов о передаче объектов в государственную и муниципальную собственность национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований должны быть составлены в соответствии с требованиями указанного Положения.

12. Правительству Российской Федерации в I квартале 1992 года разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления - в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

13. Исключен.

14. Исключен.

15. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,

утверждение уставов предприятий, организаций и учреждений,

заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

17. Настоящее Постановление не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, а также на объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

Председатель Верховного Совета

Российской Федерации Р.И. Хасбулатов.

Москва, Дом Советов России

Приложение 1

к Постановлению ВС РФ

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Приложение 2

к Постановлению ВС РФ

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приложение 3

к Постановлению ВС РФ

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети), а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения.

Подвальный вопрос
Редакция ТСЖ.ру, 28.12.2008 22:53

Одна из «заповедей» Жилищного кодекса: все общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам. В том числе и технические подвалы, где находятся коммуникации и инженерное оборудование. Однако на деле возвратить законным собственникам эти помещения, оказавшиеся в чужом владении после сделок купли-продажи, оказывается почти невозможно.

Обыкновенная история

ТСЖ «Ленинградка, 10» пытается вернуть свое кровное уже несколько лет. И безуспешно. Почему? В причинах попытались разобраться наши эксперты.

Товарищество в этом старом доме на Ленинградском проспекте создано год назад. Оно преобразовалось из некоммерческого партнерства с таким же названием, жители организовали его давно для защиты своих прав.

Председатель ТСЖ Станислав Прохоров рассказал:

– В 2002-м Департамент имущества города Москвы продал наш технический подвал площадью 282 кв. метра ООО «ЭМ-СТИЛ». В 2004-м (до вступления в силу Жилищного кодекса) была произведена регистрация прав. Но ведь еще раньше, в 1995-м начал действовать новый Гражданский кодекс, который законодательно закрепил за собственниками право на общую долевую собственность в доме.

За последние годы мы прошли все судебные инстанции – от районного до Верховного суда. И везде нам отказали. Жителям было о чем волноваться. В подвале произведена несанкционированная перепланировка, при этом повреждены несущие конструкции и фундамент. Без разрешения прорублен отдельный вход в подвал. Факты нарушений подтвердила Мосжилинспекция. Но владелец помещения козыряет перед жителями судебными решениями и выставляет их вон...

Председатель продемонстрировал папку с решениями судов. Хотелось разобраться, на чем же основывалась Фемида, вынося отказные вердикты.

Иск в Савеловский районный суд Москвы о признании недействительными договора купли-продажи и регистрации права собственности, а также о выселении незаконного приобретателя из подвала. Суд в обосновании решения сослался на постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности...». Согласно этому документу жилой и нежилой фонд были переданы в собственность Москвы. А значит, город имел право распоряжаться, в том числе, и спорным подвалом. Между тем, согласно ст. 290 Гражданского кодекса, выходит, что собственникам квартир принадлежат общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Однако суд истолковал эту норму так: подвал, дескать, не является техническим помещением, предназначенным для использования жильцами, таким как лестница, лифтовые холлы, коридоры. Значит, им и не принадлежит. А вот оборудование и запорная арматура в этом подвале – собственность жильцов, и препятствий к ее использованию нет. Еще аргумент: право собственности на помещение у ООО «ЭМ-СТИЛ» возникло до вступления в силу Жилищного кодекса.

Кассация в Мосгорсуд. Собственники пытались доказать, что оборудование, установленное в подвале, и сам подвал – неделимое общее имущество, что владелец лишил их доступа к коммуникациям. И факт в подтверждение – прорыв горячего водопровода. Кипятком успело залить квартиры на четырех этажах, потому что аварийной службе удалось попасть в подвал и перекрыть воду только после вмешательства префектуры. Мосгорсуд не нашел причин для отмены решения районного суда.

Такой же ответ собственники получили из Верховного суда РФ.

Все ссылаются на Постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». 27 декабря 1991 года этот документ принял еще блаженной памяти Верховный Совет РФ. И это стародавнее постановление легко кладет на лопатки даже Жилищный кодекс!

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Лариса Денисова, генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев:

– Похожие проблемы возникают во многих российских домах. В такой же ситуации оказались, к примеру, собственники старого дома в центре Новороссийска. Проектная документация 1964 года свидетельствует о том, что подвальные помещения предусматривались для размещения инженерных коммуникаций и кладовок, где хранится уголь (отдельно для каждой квартиры). Жильцы прошли законный путь досудебных разбирательств во всех инстанциях, подали иск – и уперлись в глухую стену. А тем временем арендатор, решив углубить на полметра пол своего бара, разобрал фундамент, разорил дренажную систему. На стенах дома появились трещины... Когда люди поняли, что деваться им некуда и их дом не сегодня-завтра начнет рушиться, они подогнали машину с гравием и засыпали самовольно прорубленный арендатором вход в подвал... А ведь им хотелось сделать все по закону!

В массовом порядке положительная судебная практика рассмотрения «подвальных дел» сложилась пока лишь в одном регионе – в Удмуртии. И то благодаря многолетним целенаправленным усилиям общественной организации. Первые решения появились в 2000 году, сегодня они идут чередой. Исковые требования общественники выстраивали по цепочке: 1) признать нежилые помещения, расположенные в подвале жилого дома, общей долевой собственностью; 2) признать истцов участниками общей долевой собственности на нежилое помещение; 3) признать недействительной госрегистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение; 4) признать ничтожной сделку купли-продажи нежилых помещений.

Можно ли использовать удмуртские дела как прецедент в суде? Да, можно. Гражданско-процессуальным кодексом предусмотрена возможность обжаловать решения суда на основании сложившейся судебной практики. Хотя понятно, что принятие решения такого рода – не обязанность суда, а только право.

Верховный суд Удмуртии сделал очень важный вывод: продажа помещений с коммуникациями – нарушение закона. Такие помещения не могут быть проданы самостоятельно, так как по проекту были предназначены для коммуникаций.

Как быть, если суды вопреки фактам и представленным доказательствам признают сделки с подвалами законными? Как говорят в народе, нужно действовать не мытьем, так катаньем. Используйте Постановление Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003. Оно устанавливает порядок работы по организации обслуживания коммуникаций. К примеру, периодичность профилактических работ. Можно подать иск на обременение этого помещения обязанностью соблюдать режим обслуживания. Установите график осмотра коммуникаций слесарем, электриком. Проводите несколько раз в месяц ревизию электросетей с отключением электричества. Это методы не такие крайние, как засыпка гравием входа в подвал.

Виктор Дейнекин, эксперт:

– Для того чтобы добиться законного судебного решения, нужно обдумать последовательность шагов. Если заявить несколько требований сразу, у суда всегда найдется основание отказать. Если же предметом иска является только один вопрос, шансов выиграть дело больше. Разберитесь с тем, что вы оспариваете у ответчика, какие именно ваши права нарушены. И после этого начните последовательно реализовывать алгоритм действий, запаситесь подтверждающими документами.

Герман Ломтев, генеральный директор Российской жилищной федерации:

– Если говорить о Постановлении № 3020-1, то на момент выхода (в 1991 году) это был важный и позитивный документ. Исполкомы райсоветов не вписались в новую систему власти, и оказалось, что отвечать за жилье некому. Поэтому и было решено передать жилищные фонды городов, кроме домов ЖСК, новым органам власти.

Однако после этого постановления был принят Закон о приватизации, по которому граждане начали оформлять квартиры в собственность. Так что если считать Постановление № 3020-1 «непоколебимым и вечным», то и квартиры нельзя было приватизировать, ведь в составе домов они принадлежали администрации. Тем не менее появились миллионы собственников...

После приватизации с баланса города снимали только квартиру. Это дало повод людям думать, что они приватизируют лишь воздух в ней. Несмотря на то что новый Гражданский кодекс, по которому жилое помещение неразрывно связывалось с общим имуществом, был принят только в 1995 году, с момента начала приватизации в 1991-м при передаче квартиры методика расчета балансовой стоимости уже предусматривала включение в ее состав доли общего имущества дома. И, естественно, подразумевалось соответствующее списание этой доли (части крыши, лифта, подвала и т.п.) с баланса муниципалитета.

Пример ТСЖ «Ленинградка, 10» – классическая иллюстрация того, как решаются проблемы общего имущества в судах. Многие муниципалитеты держатся за Постановление № 3020-1, как за спасительную соломинку, потому что иных оснований удерживать подвалы нет. Очевидно, что оно давно стало кочкой, о которую то и дело разбивают носы собственники.

В июне 2007 года к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву обратился заместитель председателя Комитета по законодательству Госдумы РФ Петр Шелищ. Он просил обобщить судебную практику по спорам о праве долевой собственности на общее имущество многоквартирных домов. Ему ответили, что этот вопрос рассматривается в Верховном суде в рамках изучения практики применения судами Жилищного кодекса, в частности главы 6, регулирующей отношения, связанные с общим имуществом в многоквартирном доме. Долго изучают. Недавно член Общественной палаты РФ Шелищ направил повторное письмо.

Ведь для решения проблемы вместо отмены постановления № 3020-1 достаточно было бы постановления пленума Верховного суда на сей счет. Собственникам нужно дать инструменты для защиты своих прав.

Лилия Позднякова | ИЦ "Квартирный ряд"

Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"


Судебная практика и законодательство - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"


1. Правительству Российской Федерации и Совету Министров Бурятской ССР осуществить в установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 порядке разграничение государственной собственности на территории Бурятской ССР.


"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Раздел I. Общие положения Статья 1. Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. При этом в случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение соответствующего назначения администрация указанного учреждения, родители (усыновители) либо опекун над его имуществом, если таковой назначен, обязаны в течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов. Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц. Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Статья 5. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР. Статья 6. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется: соответствующим советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Статья 7. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов. Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд. Статья 9. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма. Законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан. Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилья Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Статья 12. Статья 13. Статья 14. Статья 15. Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Статья 17. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения. Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья Статья 21. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения. Статья 22. За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями). Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда. Статья 23. Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования. Статья 24. Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир. Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме. Статья 25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления. Статья 26. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном порядке. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин. Москва, Дом Советов РСФСР 4 июля 1991 г.

О введении в действие Закона РСФСР
"О приватизации жилищного фонда в РСФСР"

Верховный Совет РСФСР постановляет: 1. Ввести в действие Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" с момента его опубликования. 2. До приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону. 3. Местным Советам народных депутатов, предприятиям, учреждениям обеспечить население оперативной и доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность, провести необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу и продажу жилья в собственность граждан по их обращениям. 4. Сохранить в переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных домов (квартир), участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. При этом вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются нормативными актами, обеспечивающими социальную защиту граждан. 5. Совету Министров РСФСР, Советам Министров республик в составе РСФСР установить порядок определения стоимости приобретаемых гражданами жилых помещений, а также вид и характер компенсации, предусмотренной в статье 16 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР". 6. Рекомендовать общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда. 7. Совету Министров РСФСР и Центральному банку РСФСР разработать порядок выделения гражданам долгосрочных кредитов на приобретение в собственность домов (квартир), на строительство индивидуальных жилых домов на льготных условиях. По вопросам, требующим законодательного решения, внести соответствующие предложения в Верховный Совета РСФСР. 8. В целях расширения строительства жилых домов за счет средств населения и создания условий для перехода к рынку жилья Совету Министров РСФСР, Советам народных депутатов обеспечить выделение гражданам в установленном порядке земельных участков и строительных материалов, увеличив объем выпуска последних за счет развития базы стройиндустрии путем содействия организации акционерных, арендных, кооперативных и малых предприятий по производству строительных материалов и предметов домоустройства, а также создание за счет привлечения средств местного бюджета и предприятий в районах индивидуальной застройки социально-экономической и инженерной инфраструктуры. 9. Совету Министров РСФСР: подготовить предложения о приведении законодательных актов РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"; привести решения правительства РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"; подготовить проект Государственной программы проведения жилищной реформы в РСФСР, включая дополнительное стимулирование индивидуального и кооперативного жилищного строительства, и представить его на рассмотрение Верховного Совета РСФСР в IV квартале 1991 года; разработать и утвердить в месячный срок Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР; подготовить предложения по переходу на определение жилищной обеспеченности граждан и оплаты за пользование жилыми помещениями, исходя из размера общей площади; рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения прописки граждан по месту жительства и при необходимости подготовить соответствующие предложения. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин. Москва, Дом Советов РСФСР 4 июля 1991 г.

Название документа:
Номер документа: 3020-1
Вид документа:
Принявший орган: Верховный Совет РФ
Статус: Действующий
Опубликован:

N 3, 1992, ст. 89

Дата принятия: 27 декабря 1991
Дата начала действия: 22 января 1992
Дата редакции: 24 декабря 1993

О разграничении государственной собственности в РФ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1992 года N 2824-1 ;
(Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 6, 1993, ст. 191);

постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1 (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В настоящем постановлении также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года .
____________________________________________________________________

Во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" , с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

3. Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

4. Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административнотерриториальных образований, входящих в их состав.

5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постанновлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

7. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

8. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

9. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего Постановления.

10. Верховные Советы, Советы народных депутатов вправе передавать на договорных началах объекты (кроме указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению), находящиеся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальной собственности городов, районов, в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Правительству Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Постановления до 1 января 1992 года разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

При подготовке указанного Положения исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

Предложения Верховных Советов, советов народных депутатов о передаче объектов в государственную и муниципальную собственность национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований должны быть составлены в соответствии с требованиями указанного Положения.

12. Правительству Российской Федерации в I квартале 1992 года разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления - в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

13. Республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города районы обязаны исполнять в отношении приватизации объектов, переданных в их собственность в соответствии с настоящим Постановлением, требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления органами государственного управления (местной администрации) указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований отчетов об исполнении этих требований.

14. В случае неисполнения органами государственной власти и управления (местной администрации) национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований требований и особых условий приватизации, установленных указанными нормативными актами в отношении отдельных объектов или групп объектов, эти объекты (за исключением объектов,решения о приватизации которых вступили в законную силу) подлежат безусловному и безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

____________________________________________________________________

Пункты 13 и 14 настоящего постановления были исключены подпунктом "а" постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1 .
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 подпункт "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1 , исключавший пункты 13 и 14, признан недействующим.

____________________________________________________________________

15. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,

утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений,

заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе

Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

17. Настоящее Постановление не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, а также на объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Приложение 1. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

Приложение 1
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и управления
и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 3 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года N 4375-1).

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства в целом и развитие
других отраслей народного хозяйства России

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

____________________________________________________________________

Установлено, что пункт 2 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1 , пункту "г" части первой Федеративному договору .
____________________________________________________________________

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

____________________________________________________________________

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года установлено, что пункт 3 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1 , пункту "г" части первой статьи 84_11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору .

____________________________________________________________________

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Приложение 2. Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербур

Приложение 2
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

Объекты, относящиеся к федеральной собственности,

которые могут передаваться в государственную
собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приложение 3. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

Приложение 3
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения) (пункт в реакции. постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1992 года N 2824-1 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность (с изменениями на 24 декабря 1993 года)

Название документа: О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность (с изменениями на 24 декабря 1993 года)
Номер документа: 3020-1
Вид документа: Постановление Верховного Совета РФ
Принявший орган: Верховный Совет РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ

N 3, 1992, ст. 89

Российская газета N 8, 11.01.92

Дата принятия: 27 декабря 1991
Дата начала действия: 22 января 1992
Дата редакции: 24 декабря 1993


 

Возможно, будет полезно почитать: