Сравнительная характеристика амнистии и помилования. Амнистия, помилование и судимость

Амнистия - это правовой акт, объявляемый гос думой фед Собрания РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (группы лиц) и этим отличается от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, которые носят индивидуальный характер.

По общему правилу, акт амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания. Однако в исключительных случаях он может действовать и в отношении преступных деяний, совершенных в течение определенного времени после его принятия, но при условии выполнения амнистируемым лицом определенных действий, указанных в акте амнистии. В соответствии с актом амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть: - освобождены от основного вида наказания; - освобождены от дополнительного вида наказания; - назначенное им наказание может быть сокращено; - назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные помилованными лицами. Амнистия не ставит под сомнение и законность, и обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных. Амнистия не изменяет уголовного закона, не исключает составы преступлений, а лишь освобождает от уголовной ответственности, являясь одним из способов реализации принципов гуманизма и справедливости уголовного права.

В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется Президентом РФ и в отношении только индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть: - освобождено от дальнейшего отбывания наказания; - назначенное ему наказание может быть сокращено; - назначенное ему наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Еще по теме 77. Амнистия и помилование: сходства и различия, уголовно-правовое значение.:

  1. 37. Банковский и коммерческий кредит: сходства и различия.
  2. Объяснить различия и сходства между товарами и услугами
  3. 33. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ). ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
  4. Сходства и различия: поточная линия, категория изделия, совокупность изделий.
  5. 2. Отличие гражданско-правовой защиты чести и достоинства от уголовно-правовой
  6. 129. На кого распространяется помилование Президента РФ?
  7. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CCCP И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1924 r. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1926r.

УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.

Ст.84: «Амнистия»

(1) Амнистия объявляется ГД ФС РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

(2) Актом об амнистии лица, совершившие П, могут быть освобождены от УО. Лица, осужденные за совершение П, могут быть освобождены от Н, либо назначенное им Н может быть сокращено или заменено БМВН, либо такие лица могут быть освобождены от ДВН. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

В соответствии с п. "е" ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии, является прерогативой ГД ФС РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 5 УПК уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если акт амнистии устраняет применение Н за совершенное Д. Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает (ч. 4 ст. 5 УПК), а также в случае, если УД находится в стадии судебного разбирательства. В этой ситуации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от Н (ч. 3 ст. 5 УПК) как О, так и Д, если иное не предусмотрено актом амнистии. Как правило, амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие П, неоднократно осужденных к ЛС, злостно нарушающих режим во время отбывания Н.

Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые Д, совершенные до его принятия. Однако он может распространяться на Д, совершенные в течение определенного времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым определенных действий.

Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении УД, обвинительный приговор с освобождением виновного от Н, определение суда второй инстанции о прекращении УД, постановление органа, ведающего отбыванием Н, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания Н. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.

В результате амнистии лица, совершившие П, могут быть освобождены от УО, т.е. от вынесения обвинительного приговора, соединенного с назначением виновному конкретного наказания. Таким образом, амнистия, в отличие от помилования, может иметь более широкое содержание.

Ст.85: «Помилование»

(1) Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

(2) Актом помилования лицо, осужденное за П, может быть освобождено от дальнейшего отбывания Н либо назначенное ему Н может быть сокращено или заменено БМВН. С лица, отбывшего Н, актом помилования может быть снята судимость.


В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляет только Президент РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85). Помилование отличается от амнистии как по кругу лиц, к которым оно применяется, так и по органу, его осуществляющему. Общим для этих двух видов освобождения от УП последствий совершенного П является то, что в результате как амнистии, так и помилования лицо, осужденное за П, может быть освобождено от дальнейшего отбывания Н либо назначенное ему Н может быть сокращено или заменено БМВН. С лица, отбывшего Н, актом помилования может быть, как и актом амнистии, снята судимость (ч. 2 ст. 85).

Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нем предписания.

Для подготовки вопросов о помиловании осужденных Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ.

Помилование может быть применено к любому осужденному, в том числе и к лицу, осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление, и даже к осужденному к СК. СК в порядке помилования может быть заменена ПЛС или ЛС на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59).

С ходатайством о помиловании вправе обращаться как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, в отношении тех осужденных, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твердо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания, как правило, половину назначенного им срока. Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например тяжелая болезнь осужденного или его родителей и т.д. При отказе в удовлетворении ходатайства о помиловании повторное обращение с таким ходатайством возможно через определенное время, в течение которого, например, осужденный докажет, что он твердо встал на путь исправления.

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА.

РЕФЕРАТ.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ.

Выполнил:

студент второго курса

юридического факультета

группы №202

Шаповалов Роман Юрьевич

Проверила:

Санкт-Петербург 2002.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….…………3

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ………………………………..4-19

1) ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ …………………………………………………………………….…4-6

2) АМНИСТИЯ …………………………………………………………………...6-11

3) ПОМИЛОВАНИЕ …………………………………………………………..11-17

4) РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ … .17-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…..20

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ.

Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное закон наказание. Назначение и исполнение наказания – основной метод реализации уголовной ответственности. Однако наказание не является самоцелью. Оно применяется не только в целях восстановления социальной справедливости, как сказано в ч. 2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации, но и для исправления осужденного. Поэтому в тех случаях, когда такое исправление достигается досрочно, до момента полного отбывания срока наказания, назначенного судом, или когда исправление осужденного вообще достигнуть невозможно ввиду, например, его болезни, закон позволяет освободить осужденного, полностью или частично, от отбытия наказания. Таким образом, освобождение от наказания применяется в тех случаях когда, цели наказания в силу личных особенностей осужденного не могут быть достигнуты или уже достигнуты досрочно вследствие положительного поведения осужденного.

В отдельных случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Но освобождение от уголовного наказания не влечёт одновременного освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Следует так же отметить что, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ .

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ.

Как я уже отмечал выше, исполнение назначенного судом наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждения новых преступлений. Если социальная справедливость, как основная цель наказания, а также исправление осужденного достигнуты до истечения срока наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. В этом случаи осужденный может быть освобожден от уголовного наказания. Следовательно, институт, освобождения от наказания связан с целями наказания и основан на принципах гуманизма и справедливости, сформулированных в ст. 7 и 6 УК РФ.

Различные виды освобождения от наказания известны всем странам. Разработка и практика применения различных видов освобождения от наказания связана с пониманием того факта, что возможности достижения целей правосудия с помощью наказания, к сожалению, весьма ограничены, а социальные и духовные издержки и материальные затраты, связанные с отбыванием наказания, очень значительны. В связи с этим все государства озабочены тем чтобы, с одной стороны, неукоснительно действовали принципы неотвратимости ответственности и стабильности приговора, а с другой, по возможности уменьшались неблагоприятные социологические, психологические и иные последствия отбытия всякого наказания, особенно лишения свободы. Некоторые ученные к тому же полагают, что “в пенитенциарных учреждениях негативные процессы воздействия доминируют над позитивными”, имея ввиду не только факторы, отмеченные выше, но и распространение так называемой тюремной субкультуры, стигматизацию и другие отрицательные последствия. В этом отношении я полностью согласен с такого рода заявлениями, поскольку имел некоторый личный опыт общения с людьми, отбывшими наказание в колониях. Им пришлось пройти через нечеловеческие условия содержания и обращения. В наше время, наверное, “каждый школьник” знает о несовершенстве отечественной пенитенциарной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

История развития российского уголовного права показывает устойчивую тенденцию к увеличению числа видов рассматриваемого освобождения. В УК РСФСР 1922 г. предусматривалось только условно-досрочное освобождение, в УК РСФСР 1926 г. законодатель упоминал давность исполнения наказания и помилование, а УК РСФСР 1960 г. содержал уже целую систему видов освобождения от наказания – отсрочка исполнения приговора, военнослужащему, или военнообязанному в военное врем, давность исполнения обвинительного приговора, освобождение в связи с безупречным поведением ко времени рассмотрения дела в суде, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким. В дальнейшем к названным добавились: 1977 г. – условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, в 1992 г. – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Ныне действующий УК РФ, по существу, не увеличил число видов освобождения от наказания, но значительно расширил круг лиц, к которым эти виды освобождения могут применяться. В известном смысле новым является только освобождение в связи с болезнью, поскольку оно частично предусматривалось в ст. 362 УПК РСФСР.

Если обобщить юридически признаки всех конкретных видов освобождения от наказания, предусмотренных действующим УК, то можно дать следующее его определение: освобождением от наказания является досрочное освобождение лица, осужденного за совершение преступление, от исполнения назначенного судом наказания в тех случаях, когда цели наказания достигнуты досрочно либо не могут быть достигнуты в связи с болезнью осужденного. В данном определении отражены следующие характерные признаки рассматриваемого института:

· любой вид освобождения от наказания может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда;

· любой вид освобождения от наказания может применяться только судом;

· основания освобождения от наказания связаны с целями наказания.

Перечисленные ранее виды освобождения можно классифицировать по различным основаниям. По характеру освобождения можно выделить полное или частичное освобождение от наказания. Полным является освобождение женщин (ст. 82), по давности (ст. 83), в силу психического заболевания (ч. 1 ст. 81), и освобождение от наказания военнослужащего (ч. 3 ст. 81 УК). Эти виды полного освобождения могут быть применены на стадии вынесения обвинительного приговора, а другие – применяются только на стадии отбывания назначенного судом наказания, и как правило, требуют для своего применения отбытия определенной его части. (ст. 79 и 80).

По условиям освобождения все виды освобождения от наказания делятся на условные и безусловные . Условными являются те виды освобождения, применение которых связано с назначением лицу испытательного срока и определенных требований к его поведению. Речь идет об условно-досрочном освобождении и освобождении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей

(ст. 79, 82 УК). Эти виды освобождения применяются чаще других и являются наиболее целесообразными, поскольку представляют собой разновидность поощрительных норм в уголовном праве, стимулирующих позитивное поведение осужденных, их исправление.

Можно также выделить группу видов освобождения от уголовного наказания, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными, и обозначить ее, как универсальную . Сюда традиционно относится амнистия и помилование.

Попытаемся рассмотреть эту группу видов освобождения от наказания поподробней.

АМНИСТИЯ.

В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от наказания, а также смягчения положения лиц, совершивших антиобщественные и преступные деяния, важное место занимает амнистия.

Слово “амнистия” – греческого происхождения и означает забвение, прощение, осуществляемое актом верховной власти.

Впервые в УК нормы касающиеся амнистии, наряду с нормами о помиловании и судимости выделены в специальную главу. В прежних УК имелась специальная статья (ст.57 в УК РСФСР 1960 г.) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (ст. 24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий.

Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами.

Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.

Объявление амнистии, форма этого акта, пределы его действия и субъекты, осуществляющие амнистию, установлены Конституцией РФ.

В соответствии с п. “е” ст. 103 Конституции РФ акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Они издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.

Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку и иные обстоятельства. В частности, она рассматривает категории преступлений, к которым может быть применена амнистия, учитывая не только их общественную опасность, но и их распространенность, степень вреда, причиненного интересам личности, государственным либо общественным интересам, а также общественный резонанс этих деяний.

При определении категории лиц, подлежащих амнистированию, обязательно принимается во внимание их пол, возраст, социальная опасность содеянного и степень общественной опасности их личности на момент амнистии. Например, если речь идет об амнистии участников Великой Отечественной войны, то, очевидно, что в целом они не могут представлять опасности для общества в силу своего преклонного возраста.

С учетом этих обстоятельств и решается вопрос о полной или частичной амнистии.

Для принятия актов амнистии необходимы особые предпосылки и определенные условия, исходя из которых Государственная Дума решает вопрос об освобождении от ответственности и наказания лиц, совершивших правонарушения, либо о смягчении их наказания.

Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия. Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для сограждан простить определенное количество правонарушителей, освободив их от ответственности и наказания, или смягчить это наказание. Во-вторых, лица, совершившие правонарушения или конкретные категории преступлений, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности. И, наконец, в-третьих, перед объявлением амнистии государство должно провести определенные социально-профилактические мероприятия, направленные на оказание помощи амнистируемым лицам, решение их трудовых, бытовых и жилищных проблем.

В подавляющем большинстве случаев акты амнистии принимаются в ознаменование важных государственных событий. Так, последний акт об амнистии был объявлен в связи с 55-летием Победы над фашистскими захватчиками (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 398 III ГД “ Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов” - Российская газета.-2000.- 30 мая.). Эта амнистия, прежде всего, направлена на то, чтобы облегчить участь лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Под данную категорию осужденных подпадают также лица, находившиеся на военной службе с 1 декабря 1991 г. на территории ряда бывших союзных республик, где проходили вооруженные конфликты, и лица, участвовавшие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике и проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе.

По своему содержанию акт амнистии предусматривает освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания, а иногда и снятие судимости. Но в любом случае применение амнистии может иметь место только после возбуждения уголовно дела, когда установлен факт совершения преступления определенным лицом, определенная квалификация этого преступления, а, следовательно, и его категория.

Актом амнистии лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Такое освобождение означает прекращение уголовного дела на так называемой нулевой стадии реализации уголовной ответственности, то есть на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора. Такое освобождение может быть применено только в отношении лиц, преступление которых было окончено до вступления постановления об амнистии в силу.

Таким образом, не могут быть освобождены от уголовной ответственности по амнистии лица, совершившие преступления после вступления в силу акта амнистии, а также лица, совершившие длящиеся (например, побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии означает прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Из нереабилитирующего характера прекращения дела по амнистии следует, что лицо, к которому применяется амнистия, освобождается от уголовной ответственности, но у него сохраняются иные правовые обязанности, связанные с совершением преступления.

Так, в соответствии с п. 8 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания и от обязанности возместить ущерб, причиненный в результате совершенных им противоправных действий.

В тоже время, исходя из содержания ч. 2 ст. 16 УК, преступление, по которому лицо было освобождено от уголовной ответственности по амнистии не может учитываться при признании неоднократности, если после амнистии было совершено новое преступное деяние. Не учитывается это преступление и при решении вопроса о совокупности приговоров в случаи совершения лицом нового преступления после амнистии.

Актом амнистии лицо, совершившее преступление, может быть полностью освобождено от наказания. Такое освобождение может применяться к лицам, которым обвинительный приговор был вынесен до вступления в силу Постановления Государственной Думы об амнистии.

Если лицо уже отбывает наказание за совершение преступления, то актом амнистии оно может быть освобождено от отбытия оставшейся части наказания; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть сокращена на определенную часть; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания.

В некоторых постановлениях об амнистии, например в Постановлении Государственной Думы “Об объявлении политической и экономической амнистии” от 23 февраля 1994 года, предусматривается также освобождение от судимости.

Освобождение лица от основного наказания по амнистии влечет за собой и освобождение от дополнительного наказания, в частности от конфискации имущества, если она не была исполнена.

Специальный раздел постановлений об амнистии содержит перечень лиц, к которым амнистия не применяется, не смотря на то, что формально за совершенные ими преступления они подлежат амнистированию. Как правило, этот перечень включает три категории: а) лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления по перечню (убийство, бандитизм, похищение и т.п.), хотя по размеру назначенного судом наказания они могли бы быт амнистированы; б) лица, ранее осуждавшиеся за тяжкие преступления, при установлении рецидива; в) лица, злостно нарушающие режим исполнения наказания.

В соответствии с п. 14 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания при применении акта об амнистии следует считать:

Осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

Осужденных, содержавшихся в колониях-поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

Осужденных к исправительным работам, которым за

злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;

Осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

Осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

Осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Для совершенствования законодательства и установления единообразной практики применения амнистии представляется целесообразным применять амнистию только после полного раскрытия преступления и выяснения судом всех обстоятельств по делу - на основании приговора суда или в процессе его исполнения.

В последних актах амнистии, и амнистия 2000 г. в этом плане не исключение, запрещается ее применение в отношении злостных нарушителей режима отбывания наказания. Тем самым применение амнистии отдается на откуп администрации уголовно-исполнительных учреждений, что является несправедливым. Многие осужденные активно протестуют против незаконных порядков, установившихся в уголовно-исполнительных учреждениях, и администрация вряд ли станет применять к таким лицам амнистию, скорее она отнесет их к категории злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Поэтому еще раз следует подчеркнуть: амнистию применяет государство, а не отдельные должностные лица по своему усмотрению. Решение об отказе в применении амнистии надлежало бы обжаловать в судебном порядке, что ныне законодательно не предусмотрено.

ПОМИЛОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. О помиловании говорилось и в прежних конституциях, но не как о конституционном праве гражданина и человека, а лишь в плане компетенции соответствующего органа власти. Так, в Конституции СССР 1936 и 1977 гг. о помиловании говорилось соответственно в п. “к” ст. 49 и п. 11 ст. 121, определявших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с п. “в” Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч.1 ст.85УК). Таким образом, помилование является актом Президента РФ, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от назначенного судом наказания. Помилование может выразиться в замене более строгого наказания, например, смертной казни, менее строгим, в сокращении срока наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования, как и актом амнистии, может быть снята судимость.

Некоторые вопросы порядка применения помилования были урегулированы в постановлении Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании” от 3 декабря 1961 г., которое утратило силу вместе с исчезновением СССР и всех его органов. Нового документа, который бы регулировал процедуру применения помилования до недавнего времени не существовало. И соответствующие органы, занимающиеся этой деятельностью, руководствовались Конституцией и ст. 85 УК РФ. Теперь же эта процедура регулируется “Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации” от 28 декабря 2001 года. Кроме того, в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001г., были образованы комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации.

Указ устанавливает, что основными задачами комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ является:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (п.3 Указа Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации).

Этим же указом, соответственно, была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (п. 5 Указа).

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (п. 3 Указа).

Закон не содержит никаких указаний относительно оснований, по которым может быть применено помилование. В ч. 1 ст. 85 УК говорится лишь о том, что помилование осуществляется “в отношении индивидуально определенного лица” т.е. лица, в отношении которого поступило ходатайство о помиловании.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 глава 1 Положение “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”).

В Российской Федерации помилование применяется:

· в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

· в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

· в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

· совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

· которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (п. 2 глава 1 Положения).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (п. 3 главы 2 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (п. 4 главы 2 Положения).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

· копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справка о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 главы 2 Положения).

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 7 главы 2 Положения).

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 8 главы 2 Положения).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п. 12 главы 2 Положения).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 9 главы 2 Положения).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения (п. 14 главы 3 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 главы 3 Положения).

По указу о помиловании: а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; б) назначенное наказание может быть сокращено; в) заменено более мягким видом наказания. При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например лишения свободы, более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст. 44 УК. При определении срока более мягкого вида наказания (исправительных работ, ограничения свободы и т.п.) следует руководствоваться положениями ст. 71 УК, которая определяет соотношение срока лишения свободы с другими срочными видами наказания. Если лицо уже отбыло наказание, то оно может ходатайствовать о досрочном снятии судимости.

На практике много лет применяется помилование в виде условно досрочного освобождения от оставшейся неотбытой части наказания с назначением исправительного срока. Однако УК РФ 1996 года, такой формы помилования не предусматривает. Следовательно, такую практику следует считать противоречащей ст. 85 УК. Для ее “узаконивания” необходимо дополнить ст. 85 УК соответствующими положениями о возможности помилования с испытательным сроком.

Возможность помилования лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы, в силу чего Россия объявила мораторий на исполнение приговоров к смертной казни.

В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободится из мест лишения свободы до своей смерти – это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах именно иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25 летнего срока.

По своей юридической природе помилование является не реабилитацией, а лишь освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилования совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованного имущества или восстановить его в социальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены.

РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ.

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

В отличие от помилования, такой правовой институт как амнистия нередко подвергается критике, а в некоторых странах, например в Испании, Германии вообще не применяется. В ряде государств амнистию используют только для освобождения от наказания, т.е. применяют только к лицам, которым вынесен обвинительный приговор.

Основное возражение против амнистии сводится к тому, что она применяется “механически”, т.е. не к индивидуально определенному лицу. В данном утверждении есть резон. Но вряд ли в наших условиях можно вообще исключить амнистию из нашей жизни. Во-первых, она предусмотрена Конституцией. Во-вторых, издание акта амнистии, по каким либо памятным датам общегосударственного значения подчеркивает их торжественность.

Что же касается использования амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы, то это следует оценивать крайне отрицательно. Для того чтобы места лишения свободы не были переполнены, должны проявить заботу законодатель и суды. Следует шире применять предусмотренные в санкциях меры наказания, не связанные с лишением свободы, и не направлять в исправительные колонии осужденных, которые не нуждаются в изоляции от общества. По такому пути постоянно направляет практику нижестоящих судов Верховный Суд Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

3. В. П. Кудрявцев. А. В. Наумов. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001.

4. Ю. И. Скуратов. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001

5. И. И. Карпец. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. – М., 1973.

6. У. Бундесон Надзор за отбывающими наказание на свободе: Пер. со швед. – М., 1979.

7. Журнал “Право и экономика" N7, 2000.

НОРМАТЫВНЫЕ АКТЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

2. Положение от 28 декабря 2001 года № 1500 “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 4148-II ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

Скуратов Ю. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001. С. 181.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 698.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 688.

В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Выводы сайт

  1. Круг лиц, подпадающих под действие. Акт помилования издаётся в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг преступников, объединённых единым критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и т.д.).
  2. Согласие лица. Чтобы быть помилованным, преступнику необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления. Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.
  3. Порождение нормы права. Амнистия рождает правовую норму, а помилование – только использует её.
  4. Процедура. После того, как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют её нормы к своим подопечным.


 

Возможно, будет полезно почитать: