Система и источники финансового права российской федерации. Список использованной литературы

  • 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  • 4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
  • 5. Финансовый контроль
  • 5.1. Понятие и значение финансового контроля
  • 5.2. Виды и органы финансового контроля
  • 5.3. Методы финансового контроля
  • Особенная часть
  • 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  • 1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации
  • 1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  • 1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
  • 1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
  • 1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
  • 1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации
  • 1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
  • 1.3. Бюджетный процесс
  • 1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • 1.3.2. Стадия составления проекта бюджета
  • 1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
  • 1.3.4. Стадия исполнения бюджета
  • 1.3.5. Отчет об исполнении бюджета
  • 1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
  • 1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
  • 1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
  • 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
  • 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
  • 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  • 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
  • 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
  • 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
  • 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
  • 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
  • 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  • 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
  • Контрольные вопросы
  • 3.2. Общие положения налогового права
  • 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
  • 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
  • 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
  • 3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
  • 3.3. Налоги с физических лиц
  • 3.3.1. Общие положения
  • 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
  • 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
  • 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  • 3.4. Налоги с организаций
  • 3.4.1. Общие положения
  • 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
  • 3.4.3. Акцизы
  • 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
  • 3.4.5. Налог на имущество предприятий
  • 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
  • 3.5. Налоги целевые
  • 3.5.1. Общие положения
  • 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
  • 3.5.3. Земельный налог
  • 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
  • 3.5.5. Налог с продаж
  • 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
  • 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
  • 3.6.2. Налог на игорный бизнес
  • 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
  • 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
  • 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
  • 3.7. Местные налоги и сборы
  • 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
  • 3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
  • 3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
  • 3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов
  • 3.8.1. Общие положения
  • 3.8.2. Государственная и таможенная пошлины
  • 3.8.3. Лицензионные сборы
  • 3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами
  • 3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
  • 3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
  • 3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
  • Контрольные вопросы
  • 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела
  • 4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
  • 4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
  • 4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
  • 4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
  • 4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
  • 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
  • 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
  • 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
  • 4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
  • 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов
  • 5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория
  • 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
  • 5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
  • 5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
  • 5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
  • 5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
  • 5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
  • 5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
  • 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля
  • 6.1. Правовые основы банковского кредитования
  • 6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
  • 6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  • 6.1.3. Банк России - орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
  • Контрольные вопросы
  • 6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
  • 6.2.1. Понятие денежной системы
  • 6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
  • 6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
  • 6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
  • 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
  • 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  • 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
  • 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
  • 6.3.3. Валютный контроль
  • Содержание
  • 1. Правовой режим 87
  • 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий 147
  • 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 163
  • 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела 294
  • 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов 351
  • 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 366
  • 2.3. Система и источники финансового права

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множе­ства отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последова­тельности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предна­значение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэто­му на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребнос­ти практики.

    Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе­ние финансово-правовых норм в определенной последователь­ности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, под­отрасли, институты.

    Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каж­дой из них относится к важным достижениям отечественной пра­вовой науки.* Однако работа в этом направлении требует продол­жения и углубления, с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

    _____________________

    * См.: Халфича Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового

    права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952.

    С. 199-214; Ровинский ЕА. Указ. соч. С. 94-95.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и мето­ды финансовой деятельности государства и муниципальных обра­зований, систему государственных органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и мето­ды и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они дейст­вуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.*

    _____________________

    * См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. О выделении в финансовом праве таких структурных подразделений, как Раздел и институт, см.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971.

    49-53; Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 33;

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких раз­делов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финан­сово-правовые институты.* Каждое из этих подразделений пред­ставляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулиру­ющих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отно­шений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    _______________________

    * Советское финансовое право. М., 1982. С. 54-56.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финан­сового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раз­дел, например налоговое право - в раздел «Правовое регулирова­ние государственных и муниципальных доходов», состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последова­тельной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в кото­рых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    а) бюджетной системы;

    б) внебюджетных государственных и муниципальных денеж­ных фондов;

    в) финансов государственных и муниципальных предприятий;

    г) государственных и муниципальных доходов;

    д) государственного и муниципального кредита;

    е) организации имущественного и личного страхования;

    ж) государственных и муниципальных расходов;

    з) банковского кредитования;

    и) денежного обращения и расчетов;

    к) валютного регулирования.

    В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципаль­ный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансо­вого права.

    В издававшихся ранее учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, специально посвященный право­вому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные во­просы функционирования этого звена финансовой системы осве­щались в разных разделах и институтах финансового права. По­требность в его целостном правовом выражении вытекает из объ­ективной основы - наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литерату­ре.* Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987 г.** С появлением в российской финансо­вой системе такого ее звена, как государственные и муниципаль­ные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выде­ляться и в системе финансового права.

    ______________________

    * См., например: Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. 1975. № 2. С. 76-77; Цыпкин СД. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983.С.29-30.

    ** Советское финансовое право / Отв. ред. Воронова Л.К., Химичева Н.И. М., 1987. С. 177-213.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на осно­ве объективно существующих отношений дает возможность наибо­лее правильного и эффективного применения финансово-право­вых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и ис­полнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отрасле­вые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты. представительных и исполнительных орга­нов государственной власти и местного самоуправления, в кото­рых содержатся нормы финансового права.

    Главный источник финансового права - Конституция Россий­ской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.* В них закрепляются основы правовой организации финансовой де­ятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым зве­ньям финансовой системы.

    ______________________

    * Согласно Конституции РФ (ч. 1, 2 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус других субъектов РФ - Конституцией РФ и их уставами, принимаемыми законодательными (представи­тельными) органами соответствующих субъектов РФ.

    Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные ис­точники по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998 г. при­няты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в дей­ствие с 1 января 1999 г., за исключением некоторых его статей и положений,* и Бюджетный кодекс РФ** (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формирова­нии современного финансового права.

    ______________________

    * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.

    ** СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права Российской Федерации неоди­наковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоя­щее время расширяется сфера регулирования финансовых отно­шений законодательными актами, что важно для повышения ав­торитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сфе­рам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о госу­дарственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов го­сударственного управления.

    Новое содержание федеративных отношений в России и разви­тие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджет­ном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утверж­денные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

    Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансово­го права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сбо­рам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими эко­номическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

    Соответственно развитию методов финансово-правового регу­лирования используются новые формы совместных решений фи­нансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.*

    _____________________

    * Например, соглашение между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств восстановительного займа, предоставленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» от 27 ноября 1992 г. № 3513 // Российская газета. 1993. 24 марта. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и др., ре­гулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей от­расли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, при­нимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке рас­пределения прибыли).

    Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулирова­нии могут действовать и нормативные акты СССР в области отно­шений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например. Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Ми­нистров СССР от 24 января 1980 г.*).

    _____________________

    * СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43.

    В связи с тем, что идет активный процесс формирования финан­сового права соответственно новым условиям жизни общества, во­просы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства * приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

    Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

    * Однако не следует отождествлять финансовое право и финансовое законода­тельство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-пра­вовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законода­тельство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что понимается под предметом финансового права?

    2. Какие группы отношений составляют предмет финансового права Российской Федерации?

    3. Дайте определение понятия финансового права.

    4. В каких направлениях происходит развитие финансового права в условиях современных экономических и политических реформ?

    5. Каковы методы правового регулирования общественных отноше­ний, свойственные финансовому праву?

    6. В чем выражается императивность метода правового регулирования финансовых отношений?

    7. Какими особенностями финансовое право отличается от других от­раслей права?

    8. С какими отраслями права наиболее близко соприкасается финан­совое право?

    9. На каких конституционных нормах базируется финансовое право?

    10. Что понимают под системой финансового права?

    11. Какие подразделения выделяются в системе финансового права?

    12. Каково содержание Общей части финансового права РФ?

    13. Каково содержание Особенной части финансового права РФ?

    14. Что понимают под источниками финансового права?

    15. По каким признакам можно классифицировать источники финан­сового права? Приведите примеры источников каждой классификацион­ной группы.

    16. Назовите законодательные акты - источники финансового права, изданные в форме кодексов.

    17. Являются ли источниками финансового права нормативные акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ? Если да, то приведите примеры.

    18. Являются ли нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, источниками финансового права?

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

    Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного и расчетов; к) валютного регулирования.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому,
    регулированию финансовых отношений между федеральными,
    региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

    В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

    Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

    Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

    Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе - законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

    Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

    Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

    Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

    В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

    В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

    К источникам финансового права относятся:

    1. международные договоры;
    2. Конституция РФ;
    3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
    4. федеральные законы;
    5. законы субъектов РФ;
    6. указы Президента РФ;
    7. постановления Правительства РФ;
    8. ведомственные нормативные акты.

    Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

    Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

    Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

    В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

    Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

    Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

    Постановления Правительства РФ - это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

    В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Наименование этой отрасли обусловлено термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не все, а особые денежные – финансовые правоотношения.

    Финансовое право – это отрасль российского права, представляющая собой сово­купность правовых норм, регулирующих общественные отношения, склады­вающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению мер правового принуждения к нарушителям финансового законодательства.

    По своему содержанию общественные отношения, составляющие предмет финансового права, весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы и широким кругом участников финансовых отношений. Но при всем своем разнообразии финансовые отношения имеют общее основное содержание - направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и - в рамках законодательства - органов местного самоуправления.

    Таким образом, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности, т.е. деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

    В предмет финансового права входят общественные отношения, складывающиеся между:

    1) государством и административно-территориальными единицами в связи с распределением средств государственного бюджета;

    2) финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов и расходу бюджетных средств;

    3) финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения централизованных бюджетных фондов;

    4) юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений;

    5) финансово-кредитными органами и различными организациями по поводу образования
    и распределения кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

    6) финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.

    Основным методом правового регулирования финансовых отношений является метод властных предписаний (императивный метод). Это обусловливается тем, что финансовые отношения, как правило, представлены в качестве властеотношений, в которых одна сторона выступает в качестве управляющего, а другая – управляемого, что всегда предполагает известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Соответственно финансово-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников. Однако, помимо названного основного метода, в финансовом праве используются и элементы диспозитивности в виде рекомендаций, договоров, допуска при определённых условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемых финансовых правоотношениях.

    Финансовое право России состоит из двух частей: Общей и Особенной. Помимо указанного деления финансовое право как отрасль представляет собой систему , в состав которой входят такие образования норм как подотрасли и институты.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они распространяют своё действие на всю финансовую деятельность государства и муниципальных образований, имеют для нее общее значение.

    В Особенной части финансового права конкретизируются нормы Общей части. В Особенной части финансового права выделяют как подотрасли 1) бюджетное право и 2) налоговое право.

    К основным институтам Особенной части относят:

    1) государственные социальные внебюджетные фонды;

    2) государственный и муниципальный кредит;

    3) обязательное государственное страхование;

    4) банковское право;

    5) денежное обращение и расчеты;

    6) валютное регулирование и валютный контроль.

    Источники финансового права это внешние фор­мы выражения и закрепления финансово-правовых норм.

    К источникам финансового права относятся:

    1. Конституция РФ.

    2. Законы РФ (ФКЗ О Правительстве РФ, ФЗ О таможенном тарифе, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс) и законы субъектов РФ.

    3. Конституции (уставы) субъектов РФ.

    4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ (например, ставки таможенной пошлины, устанавливаемые Правительством РФ) и субъектов РФ.

    5. Нормативные договоры (международные договоры и соглашения).

    6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    7. Локальные нормативно-правовые акты (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).


    Похожая информация.




     

    Возможно, будет полезно почитать: