Все, что вы хотели знать про радиацию. но боялись спросить

УДК 504.055:504.064

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И. С. Макарова

зам. начальника отдела Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, [email protected],

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

В статье описаны три основных принципа - принципы ALARA, на которых базируется обеспечение радиационной безопасности. Это - принцип нормирования, принцип обоснования и принцип оптимизации. Описаны пути реализации этих принципов. Указано на значение создания эффективной системы радиационного контроля как одной из важнейших задач в области радиационной безопасности.

This article describes the three basic principles - the principles of ALARA, which is based on radiation safety. This - the principle of normalization, the principle of justification and optimization principle. We describe the realization of these principles. Pointed out the importance of creating an effective system of radiation monitoring as one of the most important tasks in the field of radiation safety.

Ключевые слова: Обеспечение радиационной безопасности, принцип нормирования, принцип обоснования, принцип оптимизации, радиационный контроль.

Keywords: radiation safety, the principle of normalization, the principle of justification, optimization principle, radiation control.

B соответствии с законом Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующих излучений. Оно достигается путем осуществления комплекса научно обоснованных мер по обеспечению защиты человека, популяции в целом и объектов окружающей среды от радиационного воздействия в дозах, могущих привести к негативным последствиям. Эти мероприятия направлены на создание безопасных условий применения атомной энергии в различных сферах человеческой деятельности.

Обеспечение радиационной безопасности основывается на приоритете здоровья человека при использовании ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующих излучений. Необходимо заметить, что средства, используемые для обеспечения радиационной безопасности, должны сочетать эффективность защиты человека и объектов окружающей среды от необоснованного облучения без введения ненужных ограничений, которые связаны с внедрением технологий, основанных на использовании атомной энергии и иных источников ионизирующих излучений.

Обеспечение радиационной безопасности базируется на трех основных принципах - принципах ALARA (As Low As Reasonably Achievable - настолько низко, насколько это практически достижимо).

Непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения людей от всех источников излучения (принцип нормирования);

Запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых польза для человека и общества не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным облучением (принцип обоснования);

Поддержание на возможно низком и реально достижимом уровне как индивидуальных (ниже установленных НРБ), так и коллективных доз облучения, с учетом экономических и социальных факторов (принцип оптимизации).

Принцип нормирования реализуется путем осуществления комплекса технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, предотвращающих облучение населения в дозах, превышающих допустимые пределы, и создания действенной системы учета и контроля индивидуальных доз облучения людей.

К техническим мероприятиям относятся: создание передвижных или стационарных защитных ограждений, автоматизация и механизация технологических процессов, очистка воздуха от радиоактивных веществ на выбросе и т. д. Санитарно-гигиенические мероприятия включают: установление санитарно-защитных зон, организацию санитарно-пропускного режима, установление перечня средств индивидуальной и групповой защиты, осуществление контроля за состоянием здоровья персонала с учетом характера радиационного воздействия. К организационным мероприятиям относится в первую очередь обеспечение при работе в условиях повышенного уровня ионизирующих излучений режима труда, исключающего облучение персонала выше установленных пределов.

Комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня облучения, зависит от типа и назначения радиационной или атомной энергетической установки, характера технологического процесса по переработке или получению радиоактивных веществ. При работе с закрытыми радиоактивными источниками достаточно ограничиться созданием защиты только от внешних потоков излучения. В других случаях, например на радиохимических производствах, при переработке радиоактивных отходов необходимо предусмотреть меры по исключению распространения радиоактивных веществ в окружающую среду и попадания их в организм работающих.

При наличии в регионе нескольких организаций, использующих источники ионизирующих излучений, деятельность которых вносит существенный вклад в формирование дозо-вых нагрузок на население, вводится система дозовых квот для каждой организации, устанавливаемая территориальными органами государственного регулирования безопасности совместно с руководством эксплуатирующих организаций и администрацией территорий.

С целью реализации принципа обоснования вводится система обязательного лицензирования любой деятельности, связанной с возможным радиационным воздействием на людей. Основанием для выдачи лицензии является заключение государственной экологической экспертизы, устанавливающей допустимость практической реализации того или иного аспекта использования источника ионизирующего излучения исходя из требований безопасности для человека и природной среды и соци-

ально-экономической целесообразности. При этом приоритет отдается показателям здоровья по сравнению с экономическими выгодами.

Осуществление принципа оптимизации основывается на рациональном размещении ядерных установок, автоматизации технологических процессов, оптимизации условий труда, введении контрольных уровней параметров радиационной обстановки. Система контрольных уровней вводится исходя из существующих возможностей совершенствования технологий и систем защиты. Контрольные уровни устанавливаются руководством предприятия в целях максимально возможного снижения радиационного воздействия на людей и объекты окружающей среды по отношению к регламентируемым нормативам.

Принцип оптимизации должен применяться при проведении тех или иных защитных мероприятий. Ответственность за его реализацию возлагается на службы или лица, ответственные за организацию безопасности на объектах или территориях, где возникает необходимость в радиационной защите .

Реализация принципа оптимизации, как и принципа обоснования, осуществляется по специальным методическим указаниям, утвержденным федеральными органами регулирования безопасности, а до их издания - на основе экспертных оценок с учетом международных рекомендаций по радиологической защите. Реализация указанных выше трех основных принципов обеспечения радиационной безопасности требует решения следующих задач .

1. Разработка критериев для оценки опасности различного рода ионизирующих излучений. Решение этой задачи сводится к анализу результатов радиобиологических экспериментов и эпидемиологических исследований состояния здоровья людей, работающих в условиях воздействия излучений или подвергшихся облучению при радиационных авариях. Важным аспектом в этом вопросе является установление количественной связи между уровнем облучения и обусловленным им эффектом. Для этого разработана система оценки уровня облучения и методов его измерения при различных сценариях радиационного воздействия. В качестве основного параметра, характеризующего выраженность эффекта, в настоящее время используют эффективную дозу. На основе принятых критериев опасности разработана система допустимых пределов воздействия ионизирующих излучений, сформу-

Природопользование

лированных в законодательных документах, в частности нормах радиационной безопасности.

2. Разработка методов оценки и прогноза радиационной обстановки для обеспечения безопасных условий труда и жизни населения, а также защиты объектов окружающей среды при использовании ядерных технологий. Для решения этой задачи необходимы:

Характеристика источников, воздействующих на персонал и население на разных этапах технологического процесса;

Исследование динамики уровней излучений в зависимости от условий их использования и режимов работы;

Изучение закономерностей распространения радиоактивных веществ, в том числе характера и масштабов их воздействия на персонал, население и объекты окружающей среды как при нормальных условиях работы, так и при возникновении аварийных ситуаций.

Все это необходимо для обоснованного выбора средств и методов индивидуальной и групповой защиты, оптимальных режимов труда, санитарно-пропускного режима и других

Библиографический список

мероприятий по защите от ионизирующих излучений.

3. Необходимость в объективной и исчерпывающей информации о параметрах радиационной обстановки для своевременного принятия решений по защите от воздействия ионизирующих излучений.

Поэтому создание эффективной системы радиационного контроля также является одной из важнейших задач в области радиационной безопасности. Она выполняется дозиметрической службой учреждения или определенным должностным лицом, а также ведомственными службами с применением соответствующих приборов, методик и расчетных методов. Дозиметрическая служба осуществляет контроль соблюдения норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с источниками ионизирующих излучений. Она определяет выбор методов и точек контроля в пределах производственных помещений и на прилегающей территории, а также устанавливает периодичность контроля индивидуальных доз персонала.

1

Николаева Н. И.

В работе представлены материалы состояния радиационной безопасности образовательного пространства на примере университетского комплекса и в городе; данные индивидуальной и коллективной годовой эффективной дозы облучения населения, риска возникновения стохастических случаев злокачественных новообразований. Выделены приоритетные направления деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиации.

радиационная безопасность

индивидуальная доза облучения

коллективная эффективная доза облучения.

Введение

Охрана здоровья молодежи наиболее значима и актуальна. Актуальным является вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду . После Чернобыльской катастрофы актуальность данной темы возросла, особенно с появлением проблемы действия малых доз радиации на организм человека.

Цель исследования

Изучение состояния радиационной безопасности образовательного пространства (на примере университетского комплекса).

Методы исследования

В работе использованы теоретические и экспериментальные исследования, статистические методы обработки материалов. Расчет эффективной индивидуальной и коллективной дозы проведен в соответствии с МУ 2.6.1.1798-03 и МУК 2.6.1.1797-03 . Анализ данных о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона проведен по годовым формам федерального государственного статистического наблюдения № 4-ДОЗ . Измерение мощности эквивалентной дозы облучения участников образовательного процесса в университетском комплексе проведено нами индивидуальным дозиметром фотонного излучения ДКГ - 12П2 (мкЗв / ч).

Результаты исследования и их обсуждение

Радиационный фон образовательного пространства (во всех помещениях университетского комплекса и на территории образовательных учреждений, входящих в состав университетского комплекса) на территории области в течение 2008 года оставался близким к естественному и составлял в среднем 10,0-14,0 мкР / ч с максимальным значением по области 26,0 мкР / ч. Плотность загрязнения цезием - 137 (137Cs) составила в среднем 0,42Бк / м2 с колебаниями до 3,5Бк / м2.

Эффективная доза изотопов радона в воздухе помещений одноэтажных зданий составила в среднем 71,6 Бк / м3. Мощность экспозиционной дозы в помещениях одноэтажных деревянных зданий составила в среднем 12,90 мкЗв / ч, одноэтажных каменных домов - 0,10 мкЗв / ч, многоэтажных каменных домов - 0,10 мкЗв / ч. Мощность экспозиционной дозы на открытом воздухе составила 0,10 мкЗв / ч. Удельная эффективная активность природных радионуклидов в строительных материалах составила в среднем 71,6 Бк / кг, максимум - 211,0 Бк / кг. Мощность экспозиционной дозы в 2008 г. составила в среднем в Великом Новгороде 12,0 мкР / ч (от 11,0 до 16,0 с максимумом в ноябре, декабре). Плотность радиоактивных выпадений в течение года составила в Великом Новгороде в среднем 0,4 Бк / м2 сутки (от 0,3 до 1,7 с максимумом в феврале.). Среднее значение бетта-активности атмосферного воздуха в течение года составила 110,0-140,0 x 10-6 Бк / м3. Среднее значение экспозиционной дозы на открытой местности составило 0,12 мкЗв / чел. Наибольший вклад в дозу облучения населения области вносят природные источники ионизирующего излучения (ИИ) и медицинское облучение. Средняя индивидуальная доза облучения населения области при медицинских процедурах составила (мЗв / процедуру): при флюорографических исследованиях - 0,83; рентгенографических - 0,18; рентгеноскопических - 2,91; компьютерной томографии - 1,94; радионуклидные исследования - 3,58. Уменьшение медицинской дозы облучения произошло за счёт внедрения новой аппаратуры. Риск возникновения стохастических случаев злокачественных новообразований составляет: коллективный риск для населения: за счет деятельности предприятий - 3,5·10-3 случаев в год; за счет медицинских исследований - 43,9 случаев в год. Радиационное неблагополучие достоверно коррелирует с распространением среди детей болезней нервной системы (r = 0,52; ρ < 0,05). Вклад предприятий, использующих источники ИИ, в годовую эффективную коллективную дозу облучения населения по-прежнему незначителен. Наибольший вклад в эффективную среднегодовую дозу населения области вносят природные радионуклиды, особенно радон и продукты его распада (изотопы свинца, висмута и полония). Систематическая информация об уровнях облучения населения природными источниками ИИ из-за отсутствия финансирования региональной программы «Радон» отсутствует. В 2008 г. 99,4 % измерений в обследованных эксплуатируемых и строящихся жилых и общественных зданиях на содержание радона соответствовало гигиеническим нормативам, 0,6 % измерений подтвердило необходимость проведения радонозащитных мероприятий. Проводится система радиационного контроля местных и ввозимых на территорию области строительных материалов. В 2008 г. 100 % исследованных проб строительных материалов местного и привезенного, в т. ч. импортного производства, отнесено к 1 классу опасности, который по радиационно-гигиеническим показателям допускается к использованию в жилищном строительстве. Годовые дозы облучения персонала университетского комплекса, работающего с радиоизотопной техникой, и большей части персонала промышленных предприятий не превышает 20 мЗв / год, что соответствует гигиеническим нормативам. За 2008 год аварий не зарегистрировано.

Выводы

1. Достигнутый уровень современных медицинских технологий и технологий промышленных предприятий Великого Новгорода обеспечивает предельно высокие уровни радиационной безопасности в нормальном режиме функционирования для населения, включая участников образовательного процесса, и персонала.

2. Приоритетными направлениями деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных воздействием ИИ, являются: система мониторинга оценки коллективных и индивидуальных доз радиации и защиты от всех источников ИИ; прогнозирование ЧС, связанных с воздействием ИИ; внедрение современных информационных технологий в практику работ по предупреждению и реагированию на ЧС, связанные с выбросом радиоактивных веществ; формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса, алгоритма безопасного поведения в кризисных ситуациях и в режиме повседневной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василенко И. Я. Радиация. Источники // Природа.- 2001.- № 4.- С. 10-16.
  2. Василенко И. Я., Василенко О. И. //Бюллетень по атомной энергии. - 2002.- № 4. - С. 24-28.
  3. Василенко И. Я., Василенко О. И. Радиация и человек // Проблемы глобальной безопасности. - 2002. - № 6. - С. 13-16.
  4. Василенко О. И. Радиационная экология. - Татарстан: Изд-во «Медицина». - 2004. - 215 с.
  5. МУК 2.6.1.1797-03 ИИ. Радиационная безопасность. Методика, 2003.- 42 с.
  6. МУ 2.6.1.1798-03 ИИ. Радиационная безопасность. Методика, 2003.- 34 с.
  7. Петров А. Н. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Новгородской области / Авторский коллектив, под общ. ред. А. Н. Петрова. - Великий Новгород, 2008.- 177 с.
  8. Пивоваров Ю. П., Михалев В. П. Радиационная экология: учеб. пособие. - М., 2004. - 240 с.

Библиографическая ссылка

Николаева Н. И. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 8. – С. 85-87;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=11525 (дата обращения: 18.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Государственной Думой

Судебная практика и законодательство - 3-ФЗ О радиационной безопасности населения

Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральном законе "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральном законе "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральном законе "О радиационной безопасности населения".


"МУ 2.6.1.3015-12. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Организация и проведение индивидуального дозиметрического контроля. Персонал медицинских организаций. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2012) (ред. от 20.05.2015) закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

2. Раздел 3 "Общие положения" дополнить пунктом 3.9 в следующей редакции:

"3.9. В настоящий период доза облучения населения загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС территорий Российской Федерации практически полностью определяется цезием-137. Вклад стронция-90 в суммарную дозу не превышает 1%. В связи с этим, начиная с 2012 года, расчет дозы от этого радионуклида проводить не требуется.".


"СанПиН 2.1.2.1002-00. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы") (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000) (ред. от 21.08.2007) 1. Федеральный "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)".


Ядерная и радиационная безопасность имеет сегодня особое значение. В этой связи в различных направлениях осуществляется международное сотрудничество в данной сфере. Рассмотрим далее, что собой представляет радиационная безопасность и защита.

Международное взаимодействие

Мировая общественность, проявляя обеспокоенность состоянием дел в атомной энергетике, принимает актуальные меры радиационной безопасности. Их реализация во многом зависит от степени взаимодействия государств. Среди основных направлений в сфере безопасности следует выделить:

  • Контроль над надлежащей эксплуатации АЭС и оказание незамедлительной помощи в случае аварии.
  • Разработка и принятие правил безопасности в рамках международных организаций.
  • Обмен сведениями о неисправностях и отказах оборудования.
  • Проведение совместных исследований в сфере ядерной безопасности.

Документальное регламентирование

Обеспечение радиационной безопасности на международном уровне осуществляется принятием соответствующих актов. Большинство этих документов были разработаны в рамках МАГАТЭ с участием и других организаций. В числе таких актов:

  • Нормы радиационной безопасности (НРБ). Требования, которые содержатся в них, одобрены не только МАГАТЭ, но и ВОЗ, МОТ и рядом других международных организаций.
  • Правила радиационной безопасности. Они собраны в специальный Свод. Этими положениями регламентируется радиационная безопасность персонала рудников и предприятий, занимающихся переработкой опасного сырья.

Цель предпринимаемых усилий

Нормы радиационной безопасности устанавливаются для поддержания излучения установок на оптимально достижимом минимальном уровне. Эта задача должна решаться как при непосредственной эксплуатации оборудования, так и при возникновении катастрофы. Соблюдение требований позволяет предотвратить облучение как отдельных граждан, так и их потомков, а также всего человечества в целом.

Группа контроля

Она создана для изучения имеющегося в мире опыта безопасного использования АЭС, а также способов содействия и оказания помощи госорганам развивающихся стран, деятельность которых осуществляется в рассматриваемой сфере. Группа контроля, сформированная в МАГАТЭ, участвует в разработке и подготовке множества документов. Основное внимание в работе уделяется поиску наиболее эффективных технических методов предотвращения аварий. Для этого регулярно публикуется "Серия безопасности". В ней излагаются стандарты, критерии и требования, обязательные для соблюдения при использовании атомной энергии в производственных (мирных) целях. МАГАТЭ регулярно подготавливает также Программы, согласно которым разрабатываются нормы радиационной безопасности. Они предназначаются для госорганов стран-участниц МАГАТЭ. Эти положения регламентируют и контролируют деятельность, связанную с реализацией программ развития атомно-энергетической отрасли.

Система МАГАТЭ

Ее разработка выступает в качестве еще одного важнейшего направления деятельности. Принципы и стандарты создаются с учетом рекомендаций, предоставленных Международной комиссией по радиологической защите. Система, разработанная МАГАТЭ, сочетает в себе два элемента. В первую очередь радиационная безопасность должна касаться людей. В этой связи разрабатываются общие мероприятия в отношении конкретного человека. Второй элемент - обеспечение радиационной безопасности в процессе эксплуатации отдельного источника излучения.

Допустимая концентрация

Радиационная безопасность включает в себя стандарты по допустимым дозам на человека. Они устанавливаются как для одного контролируемого источника, так и для нескольких. В последнем случае устанавливается верхний предел, суммирующий дозы, исходящие от нескольких установок. Также радиационная безопасность предусматривает и дополнительные мероприятия. В частности, к ним относят систему учета общего количества доз, которые исходят от источника, вне зависимости от времени и места облучения.

Конвенция МОТ

Этот документ занимает особое место среди прочих. Конвенцией № 115 регламентируется радиационная безопасность работников предприятий. Ее действие распространяется на все типы деятельности, которые могут повлечь воздействие излучения на трудящихся. В Конвенции определен порядок установления предельно допустимых радиационных доз и максимального объема веществ, способных проникать в организм. Согласно положениям документа, не разрешается допускать к работе с излучающими установками лиц до 16 лет, если это запрещено медицинским заключением. На администрацию предприятия налагается обязанность осуществлять измерение уровней облучения на местах профессиональной деятельности сотрудников, информировать трудящихся о результатах и предпринимать необходимые усилия для снижения концентрации РВ. Государства, в свою очередь, должны привести Закон о радиационной безопасности в соответствие с Конвенцией.

Обязанности стран-участниц МАГАТЭ

Согласно Конвенции о ядерной безопасности, государства должны осуществлять необходимые мероприятия для предотвращения ущерба здоровью и жизни людей при эксплуатации соответствующих установок. Правительства стран назначают уполномоченный орган, в компетенцию которого входит регулирование и реализация правовой основы в рассматриваемой сфере. Этот институт наделяется соответствующими полномочиями, обязанностями, правами, людскими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных задач.

Радиационная безопасность: НРБ-99

В России действует несколько правовых актов, регулирующих данную сферу. В частности, на территории РФ принят Закон "О радиационной безопасности населения" и прочие. В соответствии с ними деятельность по эксплуатации установок подлежит обязательному лицензированию. Предприятие, не имеющее разрешающих документов, не может проводить работы и использовать соответствующее оборудование. Согласно отечественному законодательству, в РФ действует система регулирующего контроля и анализа ядерных установок. Она необходима для проверки соблюдения принятых предписаний и условий лицензии. При выявлении нарушений в случаях аварий и в прочих установленных ситуациях должны быть реализованы соответствующие мероприятия, включающие в числе прочего изменение, приостановку действия либо аннулирование лицензий.

Проверка установок

До начала ввода в эксплуатацию, а также на протяжении всего цикла работы предприятия должны проводить систематическую оценку состояния оборудования. Такой анализ детально отражается в соответствующей документации. При проведении последующих оценок предыдущие сведения должны быть обновлены с учетом приобретенного опыта и новой информации. Данные рассматриваются в рамках полномочий регулирующего госоргана. Посредством анализа, инспектирования, испытаний, наблюдений должны выполняться проверка ядерных установок для сохранения постоянного соответствия технического состояния оборудования, а также условий его эксплуатации проектным требованиям, национальным и международным стандартам. При любом режиме функционирования агрегатов облучение сотрудников и незадействованных на предприятии граждан необходимо поддерживать на оптимально достижимых минимальных уровнях.

Аварийная готовность

Мероприятия и действия сотрудников и населения при возникновении катастроф также регламентированы в указанной выше Конвенции. Для установок разрабатываются соответствующие аварийные планы. Они должны периодически отрабатываться. Эти планы охватывают деятельность, которая должна быть осуществлена в случае аварии. Положения Конвенции регламентируют различные вопросы безопасности установок. В их числе выбор площадки, эксплуатация, сооружение, проектирование агрегатов. Обсуждение вопросов, касающихся радиационной безопасности, осуществляется на периодических совещаниях, в которых участвуют представители государств. МАГАТЭ исполняет роль Секретариата на таких встречах. Агентство созывает, подготавливает и обслуживает проводимые совещания, а также передает сторонам необходимую информацию, которая была подготовлена или получена согласно положениям, содержащимся в Конвенции.

Основные принципы

Радиационная безопасность представляет собой состояние защищенности живущего сегодня и последующих поколений людей от негативного воздействия ионизирующего облучения. Задача по предотвращению вредного влияния на рядовых граждан, сотрудников, окружающую среду считается выполненной, если соблюдаются принципы, на которых основываются действующие требования и стандарты в рассматриваемой области.

Обоснование

Этот принцип предусматривает запрещение любого вида деятельности, связанного с эксплуатацией излучающих источников, при которой польза, полученная для общества в целом и каждого человека в частности, не будет превышать угрозы вероятного вреда, которое будет причинено облучением. Это положение должно применяться в процессе принятия уполномоченными органами решений при проектировании новых установок и объектов, выдаче разрешающих свидетельств и утверждении технической документации на использование оборудования, а также в случае изменения условий эксплуатации агрегатов. Применительно к радиационной аварии этот принцип относится к защитным мероприятиям. В данном случае в качестве показателя пользы необходимо оценивать предотвращенную этими действиями дозу. Вместе с этим мероприятия, направленные на восстановление контроля над излучающими источниками, подлежат обязательному исполнению.

Оптимизация

Этот принцип направлен на обеспечение поддержания на возможно достижимом и низком уровне индивидуальных и коллективных облучающих доз. При этом учитываются экономические и социальные факторы каждого отдельного государства. При аварийных условиях вместо установленных предельных доз будут иметь место повышенные концентрации. В этой связи принцип оптимизации необходимо применять относительно защитного мероприятия с учетом предотвращаемого ущерба и дозы облучения.

Стандартизация

Принцип нормирования требует предотвращения превышения установленных на международном и Федеральном уровнях индивидуальных пределов облучения. Он должен соблюдаться всеми предприятиями и лицами, деятельность которых осуществляется в рассматриваемой сфере и от которых зависит степень воздействия излучения на людей.

Пути реализации задач

Обеспечение радиационной безопасности на объекте и за его пределами осуществляется за счет:


Работа с сотрудниками предприятий

Радиационная безопасность трудящихся обеспечивается:

  • Установлением ограничений допуска к работе с излучающими источниками по полу, возрасту, состоянию здоровья, степени предыдущих облучений и прочим параметрам.
  • Знанием и следованием правил работы с опасными установками.
  • Созданием производственных условий, соответствующих установленным предписаниям в области РБ.
  • Достаточностью экранов, барьеров, расстояний от излучающих источников, ограничением времени работы с ними.
  • Использованием индивидуальных защитных средств.
  • Организацией систем оповещения об уровне излучения.
  • Осуществлением эффективных мероприятий, направленных на защиту сотрудников при вероятном повышенном облучении в случае аварии и при угрозе ее возникновения.

Сохранность здоровья и жизни граждан

Радиационная безопасность мирного населения обеспечивается:

  • Созданием условий для жизни и деятельности людей в соответствии с существующими требованиями РБ.
  • Организацией системы контроля. Установлением квот на облучение разными источниками.
  • Эффективностью разработки, планирования и проведения необходимых мероприятий в области РБ.
  • Организацией системы информирования о существующей радиационной обстановке.
  • Снабжение граждан бесплатными противогазами, респираторами и прочими СИЗ.

Контроль проведения работ

Организационными мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности деятельности, считаются:

  • Оформление распоряжения или наряда на производство работ.
  • Допуск.
  • Осуществление надзора в процессе деятельности.
  • Оформление перерывов и завершения работы.

Ответственность

Законодательством предусматривается ряд санкций за нарушения принятых требований по РБ. В частности, предусматривается уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Наказание в рамках КоАП назначается при:

  • Нарушениях санитарно-эпидемиологических норм, предъявляемых к жилым помещениям, эксплуатации общественных, производственных сооружений, оборудования, транспорта, зданий и прочего.
  • Несоблюдение предписаний по организации питания граждан, ввозу продукции, в том числе производственно-технического, химического и прочего назначения.
  • Нарушение требований, которые предъявляются к водным объектам, питьевому снабжению населения, состоянию атмосферного воздуха в населенных пунктах и на промышленных территориях, хранению, сбору и утилизации отходов, планированию застройки территорий.
  • Неисполнение профилактических мероприятий.

Административное взыскание налагается постановлением уполномоченных лиц, в компетенции которых находится проведение надзора в сфере РБ. Уголовная ответственность возникает вследствие более серьезных нарушений, которые повлекли за собой материальный ущерб, вред здоровью и жизни граждан. Наказание за данные преступления устанавливаются в УК. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.



 

Возможно, будет полезно почитать: