Источники формы права в российской федерации. Источники (формы) права в Российской Федерации

В Российской Федерации из всех известных источников (форм) права в основном применимы такие источники, как нормативный правовой акт, нормативный договор, общие принципы права и правовой обычай. Каждый из этих видов источников имеет разное значение, несовпадающий объем и сферу применения.

В российской правовой системе обычай выступает в качестве источника права лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, в Консульском уставе (в Российской Федерации до сих пор действует Консульский устав СССР) имеются ссылки на возможность применения международного обычая. Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. ст. 130 - 132) разрешает при отсутствии соглашения сторон руководствоваться обычаями порта для определения продолжительности погрузки и разгрузки судна и размера оплаты за их простой. Гражданским кодексом РФ (ст. 5) допускается применение обычаев делового оборота для регулирования гражданско-правовых отношений.

Допускаемые к применению обычаи в тексте закона или иного нормативного акта не приводятся и не расшифровываются. С юридической точки зрения обычай - неписаный источник права. Если же обычай включается в текст закона, то он тем самым теряет статус обычая и превращается в традиционную по своим характеристикам норму права.

В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания. Среди них важное место занимают международные договоры Российской Федерации и договоры между Российской Федерацией и ее субъектами.

Международные договоры Российской Федерации - это соглашения между Российской Федерацией и другими субъектами международного права, призванные регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанностей. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств).

Новым явлением в российской правовой действительности являются внутрифедеральные договоры и соглашения. В первую очередь следует назвать Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., и договоры Федерации с конкретными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между ними. В отсутствие четкого определения законодательным путем размежевания полномочий между Федерацией и ее субъектами многие проблемы конституционного характера приходилось решать именно через заключение внутрифедеральных договоров. Такие договоры, бесспорно, являлись источниками права, поскольку ими на основе взаимного делегирования полномочий определялась сфера ведения Федерации и ее субъектов.



На определенном этапе развития практика заключения таких договоров сыграла свою положительную роль, поскольку цель всего договорного процесса заключалась в том, чтобы "мягко снимать возможные противоречия между Федерацией и ее субъектами". Однако на практике посредством заключения внутрифедеральных договоров нередко сужалась сфера действия федерального законодательства, очерченного Конституцией. Развитие массовой договорной практики именно в таком направлении привело к установлению далеко не одинаковых отношений Федерации с разными ее субъектами, что в известной степени стало подрывать конституционный принцип, в соответствии с которым все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами и между собой равноправны. Поэтому в последнее время начался процесс добровольного прекращения действия заключенных договоров, которыми менялся конституционно установленный перечень предметов ведения и полномочий.

В ближайшем будущем реально ожидать оживления внутрифедеральных договорных связей в виде соглашений о взаимном делегировании полномочий между государственными органами исполнительной власти по вопросам культурного и экономического сотрудничества, правительственных соглашений между субъектами хозяйственного оборота.



Среди нормативных договоров можно выделить и такой его специфический вид, как коллективный договор. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками организаций. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации организаций и ведомственного жилья. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Другими словами, коллективный договор представляет собой специфический источник локальных правовых норм.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Аксиомой в определении приоритетов нормативных актов является положение о том, что ядром всей правовой системы является Конституция как основной закон государства. Этот постулат в одинаковой степени применялся и применим ко всем российским конституциям, начиная с Конституции РСФСР 1918 г.

Для действующей Конституции Российской Федерации характерно значительное расширение диапазона конституционной регламентации, что существенно повлияло на роль Основного закона как источника права. Во-первых, значительно расширен перечень конституционных прав человека и гражданина. Во-вторых, в Конституции зафиксирован массив норм, закрепляющих многообразие форм собственности, их равную защиту, различные аспекты обеспечения рыночного хозяйствования. В-третьих, большое внимание уделено в Конституции процессуальным формам, средствам предотвращения и разрешения юридических коллизий, что повышает ее роль как реальной правовой базы для обеспечения равновесия различных социальных интересов. В-четвертых, в Конституции закреплен принцип прямого действия ее норм. Ссылки непосредственно на статьи Конституции стали встречаться в решениях различных юрисдикционных инстанций при разрешении конкретных дел.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой среди нормативных актов. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет начала общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего текущего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа они ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признаются недействующими.

После Конституции Российской Федерации на верхней ступени нормативных актов стоят законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы Российской Федерации принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, - постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов (см. гл. XV).

Для российской правовой системы на современном этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.

Будучи едиными по положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

1) федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен Конституцией России 1993 г.);

2) федеральные законы, не имеющие значения конституционных (в доктрине права они называются обычными законами);

3) законы о поправках к Конституции Российской Федерации;

4) законы о ратификации и денонсации международных договоров.

К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, не только названы в самой Конституции (это могут быть и обычные законы), но и поименованы в ней как конституционные.

Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ, о Государственном флаге, о Государственном гербе, о Государственном гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении.

Для федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Усложненная процедура принятия конституционного закона, невозможность принесения на него вето Президента, указание в самой Конституции на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству не может быть, конечно, юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции на форму акта и круг регулируемых этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства, правового статуса граждан и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том, что текущее законодательство должно исходить не только из положения Основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона - закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.

Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".

Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). С 1991 г. по настоящее время принято более полутора тысяч федеральных законов. Обязательное принятие некоторых из них предусмотрено в самой Конституции ("назывные законы"). Это, например, Федеральные законы о гражданстве Российской Федерации, об альтернативной военной службе, о Прокуратуре РФ.

Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные законы, в свою очередь, подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся в первую очередь Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.

Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы - это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Российской Федерации приняты, например, Основы законодательства о физической культуре и спорте, об охране здоровья граждан, о нотариате.

Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной, Воздушный, Таможенный, Градостроительный).

Кроме основ и кодексов кодифицированными могут быть и другие сводные федеральные законы, объединяющие хотя и более узкую группу правовых норм, нежели основы и кодексы, но имеющих основополагающее значение для определенной сферы общественных отношений. Примером могут служить Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды", заложивший основы охраны природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, а также Федеральные законы "О недрах", "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Некоторые сводные федеральные законы, выступая, по существу, своеобразной формой кодексов, имеют другое наименование (например, Устав железных дорог).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Четкое выявление двух пластов законодательного регулирования - федерального и регионального - обусловлено новыми подходами в решении проблем федеративного устройства России и распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами.

Сейчас мы являемся свидетелями интенсивных темпов законотворческой деятельности субъектов Федерации. Получив по Конституции РФ право на издание собственных законов, субъекты начали активно его реализовывать. "Накопление" законов в субъектах идет очень быстро. Общее число действующих на сегодняшний день региональных законов превышает 19 тысяч.

В условиях нечеткого разграничения нормотворческой компетенции между Федерацией и ее субъектами на практике довольно часты нарушения в соподчиненности принимаемых актов. Поэтому нельзя затягивать разработку и принятие федеральных законов, которые более конкретно, нежели в Конституции, определили бы рамки для законотворчества как самой Федерации, так и ее субъектов по вопросам совместного ведения.

Издание законов не единственная форма правотворчества представительных органов. Помимо законов, они полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и быть источником права. Примером таких актов на федеральном уровне могут быть постановления Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации (п. "а" ст. 102 Конституции РФ), постановления Государственной Думы об амнистии (п. "е" ст. 103 Конституции РФ), регламенты палат Федерального Собрания, закрепляющие внутреннюю структуру палат и процедуру их деятельности.

Во многих учредительных документах субъектов Федерации постановления региональных законодательных органов названы как возможный вид нормативных правовых актов. Постановлениями утверждаются различные положения, правила, регламенты, программы, нормативы, тарифы и т.д. Так, постановлениями утверждены Положение о приватизации жилищного фонда в Нижегородской области, Положение о порядке определения размеров арендной платы за пользование участками лесного фонда (Нижегородская область), Положение о помощниках депутатов (Кировская область), Процедура санации, реорганизации и прекращения деятельности несостоятельных предприятий области (Челябинская область). Постановлениями утверждаются также различные комплексные программы, например Областная программа по защите малообеспеченных слоев населения (постановление Саратовской областной Думы). В большинстве субъектов Федерации приняты Регламенты деятельности своих законодательных органов.

Все эти положения, правила, регламенты не являются самостоятельными видами правовых актов. Это всего лишь конкретное тематическое наименование самих постановлений. Конечно, было бы полезно установить определенную типологию этих наименований, чтобы уже из самого названия можно было уяснить характер регулируемых общественных отношений.

Среди нормативных актов в Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией РФ, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.

Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать норм права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например, Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (с изменениями, внесенными 13 декабря 2000 г.), Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г., утвердивший "Порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям".

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г.) "О Правительстве Российской Федерации" Президенту РФ дано право утверждать своими указами положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел (ст. 32). Такие нормативные указы также являются источниками права.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 90) указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Из этого следует вывод о том, что, если определенный круг общественных отношений урегулирован законом, полномочий на издание нормативных указов по этому кругу вопросов у Президента нет. С принятием федеральных законов сфера первичного "указного" права неуклонно сужается и изданные до закона указы должны отменяться Президентом. Именно на такое понимание проблемы ориентирует Конституционный Суд Российской Федерации. В его Постановлении от 30 апреля 1996 г. записано: "Не противоречит Конституции Российской Федерации издание Президентом России указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат федеральным законам, а их действие во времени ограничивается до принятия соответствующих законодательных актов".

Нормативные акты Правительства Российской Федерации. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Распоряжения Правительства обычно содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому являются источниками права. Такие критерии установлены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Постановления Правительства РФ принимаются в соответствии с его компетенцией, определенной Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. ст. 13 - 21), а также по иным полномочиям, осуществляемым в соответствии с Конституцией по предметам ведения Российской Федерации и совместного ее ведения с субъектами Федерации.

Правительство может принимать различные правовые документы - инструкции, правила, уставы, перечни, стандарты и т.д. Но в общую правовую систему они включаются только через постановления Правительства.

Постановления Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правительства. Постановления, принятые Президиумом Правительства, могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, могут быть отменены Президентом РФ.

Акты федеральных органов исполнительной власти. В общем объеме правового регулирования большой удельный вес занимают нормативные акты органов исполнительной власти специальной компетенции - министерств, государственных комитетов, комитетов, служб, агентств, надзоров. Эти акты (их традиционно называют ведомственными) чаще всего регулируют отношения, складывающиеся внутри организационных систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на не подчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, министерств образования, природных ресурсов, транспорта, Центрального Банка России, Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Долгое время не был решен вопрос о возможных видах ведомственных нормативных актов. Поэтому каждое министерство и ведомство могло действовать по собственному усмотрению, в связи с чем практика издания таких актов была чрезвычайно разнообразной.

Впервые унификация видов ведомственных нормативных актов была проведена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Этим Постановлением установлен исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов, которые могут издавать федеральные органы исполнительной власти. В этом перечне названы постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм запрещается. Не вправе издавать нормативные акты структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

С 15 мая 1992 г. Указом Президента Российской Федерации введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация таких актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Не прошедшие государственную регистрацию ведомственные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении конкретных правовых споров.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов исполнительной власти источником права могут являться нормативные акты государственных органов исполнительной власти, принимаемые на уровне субъектов Федерации. Их многочисленность и разнообразие обусловлены разновидностями систем организации самой исполнительной власти в субъектах Федерации. К нормативным актам этой группы относятся: указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления региональных правительств, губернаторов краев и областей, других глав администраций, а также ведомственные нормативные акты региональных органов исполнительной власти.

Источниками права могут быть нормативные акты органов местного самоуправления.

В последнее время в литературе появилась точка зрения о том, что в число источников права должны быть включены те решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которыми признаются соответственно неконституционными, недействующими оспариваемые заявителем конкретные нормативные акты или их части. Возможность отнесения подобного рода решения судов к источникам права аргументируется тем, что оспариваемые нормативные акты в случае признания их противоречащими Конституции Российской Федерации или федеральным законам признаются утратившими силу. Бесспорно, содержащиеся в решениях названных судов правовые позиции имеют юридическое значение. Но поскольку суд не является органом, принимающим нормативные акты, то признание его решений источником права представляется дискуссионным.

Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

Конституция РФ

Международные договоры

Договоры о разграничении предметов ведения Ф и суб

Уставы суб-тов и законы по предметам совместного ведения

Позаконные и нормативные акты (указы през-та, постановл-я прав-ва), ведомственные НПА.

Правовой обычай (в отсутствие каких-л НПА)

Являются ли источниками права судебные прецеденты – до сих пор остается предметом споров.

55. Закон: понятия, признаки, виды.

все нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права и правовых актов, быть основой законности и правопорядка. Закон - нормативный правовой акт принятый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий первичные (изначальные) нормы страны и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы характеризуются следующими признаками.

■ Законнормативныйправовойакт-документ, вкоторомфиксируютсяправотворческиедействияповведениювправовуюсистемуюридическихнорм, по их отмене или изменению; закон основной источник права.

■ Законактстрогоопределенных, высших (представительных) органовстраны; вРоссииФедеральногоСобрания (ГосударственнойДумы, СоветаФедерации), высшихпредставительныхоргановсубъектовФеде рации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

■ Законыпринимаютсявособомпорядке, поспециальнойюридическойпроцедуре. Законодательныйпроцесссостоит из строго установленных, выраженных в законодательстве стадий:

« 1). Законодательная инициатива право специально определенных в законе субъектов (ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение законодательным органом. 2). Подготовка проекта закона. 3). Обсуждение, принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях). 4). Одобрение закона Советом Федерации. 5). Подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. При этом существует строгая юридическая процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования Федерального закона.

■ Законнормативныйакт, обладающийвысшейюридическойсилой, т.е. этоактсамоговысшегоюридического«ранга», все другие нормативные акты находятся «под законом», должны соответствовать закону и ему не противоречить. Кроме того, закон может отменяться или изменяться только законом.

■ Законнормативныйакт, содержащийпервичные, изначальныеюридическиенормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе воснов ном не было. При этом законы содержат нормы по основным, ключевым вопросам жизни общества и государства, принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам. Правовое регулирование по данным вопросам начинается с закона, поэтому закон в своем действии, прежде всего в случаях нарушения, «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона, т.е. последний имеет пря мое действие.

Законы по своей значимости и юридической силе подразделяются на следующие виды: 1) Конституцию; 2) федеральные конституционные (органические) законы; 3) обыкновенные законы.

■ Конституцияосновополагающий, основнойзаконстраныучредительногохарактера, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества. Конституция характеризуется особым порядком принятия и защиты. Во многих странах имеются особые органы конституционной защиты. В России такой ин станцией является Конституционный Суд РФ, рассматривающий в порядке конституционного судопроизводства вопросы соответствия Конституции РФ законов и иных правовых актов, принимаемых государственными, должностными лицами на всей территории России.

■ Федеральныеконституционныезаконыпринимаютсяповопросам, предусмотреннымКонституцией, итожепосвященыправовымосновамгосударства. Всего Конституция РФ предусматривает принятие 14 таких законов, например о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Судебной системе и др. Федеральные конституционные законы также требуют особого порядка принятия. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если они одобрены большинством не менее ¾ от общего числа депутатов Совета Федерации.

■ Обыкновенныезаконыэтоактытекущегозаконодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они также обладают высшей юридической силой, но сами должны строго соответствовать Конституции и Федеральным Конституционным законам, что обеспечивает единство правовой системы и проведение в жизнь правовых начал, выраженных в Конституции и конституционных законах.

Среди законов выделяют кодифицированные законы (акты-кодексы).

Кодекс (кодифицированный акт) это единый, юридически цельный сводный, внутренне согласованный закон, обеспечивающий обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду с названием «кодекс» это может быть «устав», «положение», а иногда про сто «Закон».

По территориальному распространению и с учетом компетенции и властных полномочий субъектов Федерации различаются:

федеральные законы те, которые принимаются федеральным законодательным органом Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

законы субъектов Федерации (региональные законы) те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции субъектов Феде рации и распространяются только по их территории.

Все другие нормативные акты имеют иное юридическое качество и относятся к числу подзаконных.

Источниками права в Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы системы источников правовых норм. Основным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).

Данное положение Основного Закона исходит из понимания того, что основные права и свободы человека имеют естественный неотчуждаемый характер, присущий природе человеческой личности, то есть эти права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства (законодателя). Признание достоинства личности, ее неотъемлемых прав и свобод является основой свободы, равенства и справедливости. Конституция объявляет, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Значит, никакой закон, тем более подзаконный правовой акт, не может попирать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в

Конституции и в международных обязательствах государства. Осуществляя свои права и свободы, человек непосредственно руководствуется ими, его поведение считается правомерным. Поэтому основные права и свободы человека - это основа законов, их смысла и содержания, а следовательно, источник законности иных источников права.

Важнейшим конституционным принципом системы источников права является положение о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Данный принцип означает, что Конституция обладает верховенством над законами и подзаконными правовыми актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Прямое действие Конституции означает, что данное положение подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов, то есть если конкретизирующего нормативного акта нет, то правоприменительные органы обязаны принять необходимое решение непосредственно, ссылаясь на Конституцию. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении N 8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" разъяснил, что "суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

Когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

Когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

Когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

Когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения".

Следующим фундаментальным принципом системы права является конституционное положение приоритета международного права перед национальной правовой системой Российской Федерации. Закрепленное в Конституции положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия. Во-первых, правоприменительные органы, включая Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Во-вторых, физические и юридические лица вправе на основе данного конституционного положения апеллировать к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Если нормы национального (внутригосударственного) права противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, то применяются правила, установленные нормами международного права. Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, часто обосновывал свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Нормативно-правовые акты. В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

- Конституция РФ;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- нормативные указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- нормативные акты министерств и ведомств РФ;

- законы субъектов РФ;

- подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

- нормативные акты органов местного самоуправления.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов. Таким образом, закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В зависимости от места и роли в системе действующего законодательства законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные конституцией.

Конституция - это Основной Закон государства. Она является источником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся: нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.

Юридический прецедент. В отечественной юридической науке до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли источником права юридический прецедент . Такое положение вещей обусловлено тем, что в юридической теории и на практике до сих пор продолжает господствовать нормативистский (позитивистский) подход к праву, доставшийся нам в наследство от прежнего советского режима.

Советская власть категорически не воспринимала судебную практику в качестве источника права, потому что решения суда были неприемлемы для тоталитарного режима в качестве источника права, так как органы судебной власти в силу их большей независимости и квалификации могли принимать решения, неугодные господствовавшему режиму.

Таким образом, с теоретической и практической точек зрения нормативистский подход к праву обусловил непризнание судебной практики в качестве источника права.

С закреплением принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 года (ст. 10) судебная власть в нашей стране стала одной из ветвей государственной власти, которая самостоятельно, независимо от других ветвей власти может осуществлять правосудие. Признавая в судебной системе самостоятельную ветвь государственной власти, мы тем самым признаем допустимость принятия судами правовых норм. Разрешение конкретной спорной жизненной ситуации осуществляется судом в виде судебного решения. Такое решение является правилом поведения, обладающим принудительной силой. Однако не каждое решение суда является источником права. Источниками права не являются правоприменительные акты индивидуального значения, которые адресованы конкретным субъектам правоотношений и носят единичный характер. Источниками права признаются некоторые нормативные правовые акты высших судебных органов Российской Федерации.

Нормотворческая роль высших органов судебной власти предусматривается Конституцией РФ, которая закрепляет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению (ст. 125 Конституции). Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.

Таким образом, решение Конституционного Суда об отмене нормативного правового акта или отдельных его положений является источником права и общеобязательно для исполнения.

Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде РФ).

Источниками права являются некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющие значение субсидиарных правоположений. Например, таковым является Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", которое разъяснило, что суд, разрешая дела, применяет непосредственно Конституцию РФ, если придет к выводу, что федеральный закон или закон субъекта Федерации противоречит Конституции РФ.

Имеющие место в научной литературе требования отдельных ученых-юристов признать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации источниками права не следует считать правильными, так как это нарушает конституционный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции).

Развитие прецедентного права в Российской Федерации будет способствовать усилению охраны прав и свобод граждан, придаст больший динамизм правовой системе, значительно изменит к лучшему соотношение между субъективным и объективным правом.

Правовой обычай. В российской правовой системе юридический обычай как источник права занимает незначительное место, то есть действует только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, например, ссылка на применение правового обычая содержится в действующем гражданском законодательстве (ст. 5 Гражданского кодекса РФ "Обычаи делового оборота"), где говорится, что "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Например, Кодекс торгового мореплавания (ст. 132) закрепляет положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту.

Воля , выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • нормативный правовой акт;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

Устный характер

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

Формальная определенность

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);

Санкционированность государством

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:

  • secundum legem (в дополнение к закону ), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
  • praetor legem (кроме закона ), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
  • adversus legem (против закона ), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.

В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве . Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании . В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая . Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.

В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере , где у участников присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

Нормативный правовой акт

По мере развития , и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

  • возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
  • оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;
  • удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;
  • единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

  • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
  • имеет государственно-властный характер;
  • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
  • обладает юридической силой , т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
  • существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;
  • является частью строгой иерархии и системы права.

Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).

В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистинность. Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев — казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Выше было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость юридического прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указываются такие недостатки прецедентного права, как его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесооб разности.

Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

  • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;
  • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;
  • эффективно действующая иерархическая судебная власть;
  • нормативность его содержания;
  • признание со стороны государства.

Все, что касается юридического прецедента, можно с определенными оговорками отнести к административному прецеденту. В современных государствах возрастает юридическое значение деятельности многочисленных государственных органов по решению стоящих перед ними задач. В связи с этим административный прецедент также становится источником (формой выражения) права, хотя и используется реже юридического. Это такое поведение государственного органа либо любого должностного лица, которое имело место хотя бы раз и может служить образном при аналогичных обстоятельствах.

Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.

Ни сточки зрения формы выражения правил поведения, ни с точки зрения юридических средств, которыми государство придает этим правилам юридическую обязательность, все приводимые сторонниками существования юридического прецедента в России примеры не могут быть сопоставимы с тем, что имеет место в правовой системе Англии. Единственное, что объединяет все эти российские примеры с юридическим прецедентом, является присутствие в этих процессах суда, фактически участвующего в формулировании правил поведения. Тем не менее органам судебной власти в Российской Федерации явно не хватает необходимых властных полномочий для придания данным правилам требуемой официальной санкционированности. Сделать это может надлежащий правотворческий орган, который часто учитывает сложившуюся судебную практику при создании новых правил повеления.

Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.

Поэтому следует интерпретировать все случаи, когда судебные или иные административные органы в ходе осуществления правосудия, административно-властных полномочий или обобщений правовой практики детализируют, конкретизируют, дополняют или отменяют действующие правовые нормы, способствуя тем самым созданию нового порядка правового регулирования, в качестве начального этапа формирования новых норм права, своеобразного складывания судебных или административных обыкновений, которым еще не хватает надлежащей степени санкционированности государства. И лишь в дальнейшем этим обыкновениям соответствующим правотворческим органом может быть придана юридически обязательная сила.

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

  • общий взаимный интерес сторон;
  • равенство сторон;
  • добровольность заключения;
  • возмездность;
  • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
  • правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

  • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);
  • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких , как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

Юридическая наука

В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),

Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

  • (сборника проповедей пророка Мухаммеда);
  • Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);
  • Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);
  • Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

На протяжении всего своего существования человечество пыталось найти наиболее эффективный способ регулирования отношений, которые возникают в процессе его непосредственной деятельности. При поиске были испробованы различные методы. Первым из них является тирания, то есть единого человека. Очень быстро данный способ показал свою полную неэффективность, потому что контролю поддавались исключительно слабые индивиды. Более смелые люди могли противостоять натиску и угрозам.

На смену подобному насилию пришла религия. Данный способ координации общественных отношений показал куда большую эффективность. Но тоже не смог полностью справиться с поставленной задачей, потому что религия способна сплотить исключительно единоверцев. Поэтому, когда все методы показали свое бездействие, была изобретено право. Эта совокупность санкционированных отдельной социальной группой норм является самым лучшим отношений. При этом существует специфические источники и формы права. Они показывают действенность и характерные особенности этой категории. Поэтому источники следует анализировать, дабы детально разобраться во всех аспектах регулятора общественных отношений.

Что такое право?

Любая категория имеет свою форму, проявления и особенности. Однако для детального анализа того или иного явления следует проанализировать его понятие. Например, что собой представляет право? Согласно распространенной теории, это регулятор общественных отношений, состоящий из целой системы санкционированных государством правил поведения. Последний элемент, в свою очередь, характеризуется закреплением в официальном порядке. То есть такие правила являются нормами, общеобязательными для всех.

Помимо этого, нарушение подобных стандартов влечет появление негативной государственной реакции. То есть для граждан предусмотрена юридическая ответственность. Существование права зависит от многих факторов. Прежде всего, ключевое значение имеет человеческое сознание. То есть люди должны понимать суть тех обязанностей, которые на них возложены государственной формацией. Еще одним важным элементом, безусловно, является система источников и форм реализации права. Именно благодаря им данный регулятор действует в том или ином государстве.

Источники права (формы права): понятие

Существует множество теоретических наработок по поводу истоков юриспруденции. Многие ученые на протяжении долгих лет пытались выявить, где свое начало находит право и как оно проявляется. В XXI веке все же был разработан общий теоретический подход. Согласно ему, источниками (формами) права являются конкретные способы, при помощи которых нормы закрепляются, приобретают свое внешнее выражение. При этом существует большое количество интерпретаций понимания данного термина.

Различие понятий

Следует отметить, что источники права, формы права далеко не всегда отождествляются. Очень часто представленные понятия представляются как совершенно разные термины. Например, источниками права считаются объективные явления действительности, которые порождают конкретные правила поведения, санкционированные государством. В свою очередь, формой называют официальный способ выражения, совокупность уже созданных норм. При этом существует еще и третий взгляд на эту проблематику. Согласно ему, источники - это исторические памятники права, примером которых можно назвать законы Хаммурапи и т. д. Но, если мы анализируем источники и формы российского права, то в данном случае представленные термины являются абсолютно тождественными.

Виды источников (форм)

В правовой науке можно найти много подходов к выделению видов рассматриваемого в статье явления. Но, как показывает практика, существует единый, классический взгляд на видовое разделение. Согласно ему, к источникам (формам) права относятся такие документы и понятия:

  • Нормативно-правовой акт.
  • Правовой прецедент.
  • Правовой обычай.
  • Нормативные договоры.
  • Наука (теории, доктрины, идеи и т. д.).

В перечне даны основные формы (источники) права, существующие на сегодняшний день в мире. Конечно, далеко не все они используются в Российской Федерации, о чем будет упомянуто далее в статье.

Особенности нормативного акта

Источники права (формы права) - или же акты. Во многих государствах они являются основными. Нормативный акт хорош тем, что его положения записываются в официальных документах, а не остаются в памяти людей. Таким образом, он не только является эффективным, но и простым в использовании. Как правило, нормативный акт представляет собой документ официального характера, выпущенный в письменной форме.

Основными преимуществами данного источника (формы) права являются следующие факторы:

  1. Посредством него можно влиять на общественные отношения максимально оперативно и полно.
  2. Реализация норм возможна благодаря методам принуждения.
  3. Для использования положений нормативных актов можно задействовать конкретных субъектов, которыми являются органы государственной власти.
  4. На всей территории использования нормативный акт понимается одинаково.

Следует также отметить, что источники и формы российского права в большей части основываются на нормативном акте. Он является ключевым в данной системе.

Прецедент

Формы (источники) права России не содержат в своей структуре прецедент. Иными словами, он не признается на территории нашего государства. Однако в странах англосаксонской данный источник не только существует, но и активно применяется на практике.

Кроме того, он является более актуальным, нежели нормативный акт. По сути, прецедент - это решение официального органа по какому-либо делу, которое становится общим, эталонным для всех последующих рассмотрений аналогичных ситуаций. Данный источник является наиболее древним из всех существующих. Потому что прецедент был разработан и широко использовался в государствах древнего мира. Современный вид источника появился в Англии XII века. Прецеденту присущи некоторые особенности:

  • Множественность. Свидетельствует о том, что породить такой источник могут органы, выдающие официальные решения.
  • Казуистичность - это особенность, которая говорит о конкретике прецедента. То есть он появляется и используется в конкретных, точечных случаях.
  • Гибкость. Иными словами, для решения одного дела существует несколько путей развития событий.

Таким образом, прецедент - это достаточно эффективный источник (форма) права. Однако его использование возможно лишь в некоторых государствах, правовая система которых отличается своими особенностями.

Обычай правового характера

Источники права (формы права) развились в большей части из обычаев, которые существовали еще до создания упомянутого в статье регулятора общественных отношений. Они представляют собой правило поведения, которое является неписанным. Правовой обычай появляется вследствие применения определенных норм в течение большого количества времени. При этом такой источник должен быть признан государством. Иначе его использование не будет иметь официального характера. Существует ряд особенностей, которыми обычаи характеризуются, например:

  1. Он должен существовать продолжительное количество времени. Применение обычая должно войти в привычку людей и не вызывать каких-либо вопросов. Иными словами, данное правило становится общепринятым.
  2. Обычай в подавляющем количестве случаев - это устный источник права. Его нигде не записывают. Он существует в сознании людей, применяющих его постоянно.
  3. Как правило, все без исключения обычаи существуют на определённой территории. Это говорит об их локальном характере. Если не брать во внимание Федерации, то указанный источник в большинстве случаев неотделим от религиозных норм.

Таким образом, обычай является эффективным локальным источником и формой выражения юридических норм. На сегодняшний день он активно используется в международной отрасли права.

Нормативные договора

Соглашения нормативного содержания наравне с иными представленными категориями являются источником права. Но его не следует путать с обычным гражданским договором. В его составе обязательно должна использовать норма, которая вменяется в обязанности определенному числу конкретных лиц. Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что нормативный договор - это акт волеизъявления отдельных участников, направленный на установление и создание определенного юридического режима. Он используется в большинстве сран сегодня. Формы (источники права) Российской Федерации также содержат в своем составе нормативные договора. В РФ он используется для решения внутригосударственных вопросов.

Наука юридического характера

Наиболее распространенным и действительно общим источником права является наука. Именно теоретические разработки в этой сфере позволяет идти в ногу со временем и поддерживать регулятор общественных отношений в должном виде. На сегодняшний день активно развивается практически во всех странах. Её проявлением являются доктрины, теории и идеи.

Вывод

Итак, мы рассмотрели формы (источники) права в РФ и мире. Стоит отметить, что практически каждый из них активно действует на сегодняшний день. Это дает возможность эффективно реализовать право, координировать отношения общества максимально оперативно и действенно.



 

Возможно, будет полезно почитать: