Кто принимает федеральные конституционные законы в рф. Что такое федеральный конституционный закон

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (ФКЗ)

один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ РФ и тем более иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3, голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (права вето Президента в отличие от порядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено).

ФКЗ принимаются согласно Конституции РФ по следующим вопросам: о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, разрешения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65); о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65;

ч. 1 ст. 137); об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137); об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст.66;

ч. 1 ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне РФ. их описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70); оре-ферендуме в РФ (п. "в" ст. 84); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);

о чрезвычайном положении (ч. 2 ст. 88;

ч. 2 ст. 56); об Уполномоченном по правам человека (ч. 1 п. "д" ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - об общих судах, арбитражных судах и др. (ч. 3 ст. 118); о КС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВАС РФ (ч. 3 ст. 128); о Конституционном Собрании(ч.2 ст.135). Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ" в других словарях:

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа… … Финансовый словарь

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов Государственной… … Юридический словарь

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон… … Википедия

    федеральные конституционные законы - (ФКЗ) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов… … Большой юридический словарь

    федеральные конституционные законы РФ - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в конституции РФ. фкз РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов совета федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов государственной… … Большой юридический словарь

    ФКЗ - (федеральные конституционные законы) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от… … Большой юридический словарь

    Законодательство - (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

    Закон - (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия. . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

    Россия, Российская Федерация - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Книги

  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы (подарочное издание) , . Исключительной особенностью данного издания является его оформление. Бархатная обложка с золотым тиснением и стилизованная под старинную гербовая бумага, трехсторонний золотой обрез и золотая…
  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы , . Перед Вами эксклюзивное издание Конституции Российской Федерации, выпущенное к 20-летию со дня ее принятия всенародным голосованием. Помимо самой Конституции в книге представлены тексты всех…

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ».

Депутаты рассматр. Поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. Инициативы

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. Пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. С вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. Основанием для приглашения его на заседание.

5. Должны обеспечиваться справочно-информ. Материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Депутаты пользуются преимущ. Правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. Гос. Страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. Денежн. Вознаграждением и пенсией.

10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. Прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.

12. Члену СФ возмещ. Расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.

13. Депутату ГД устанавл. Ежемесячн. Оклад и надбавки в размере федер. Министра.

14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. Транспорта.

15. Иногор. Депутату предоставл. Служебная жилая площадь в Москве и т.д.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации, его состав и срок полномочий.

В соотв. с К. (ст. 110,111, 112).

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Компетенция и акты Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ – орган исп. Власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. Бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. Политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. Собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. Безопасности, реализации внеш. Политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Прави­тельства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1) Федеральные министерства, федер-е службы и федер-е агентства, руководство деятельностью которых осущ-ет президент РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные этим федер-м министерствам:

МВД (федер-я миграц-я служба)

Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям

Министерство юстиции (федер-я служба исп-я наказаний, федер-я регистрац-я служба, федер-я служба суд-х приставов)

Госуд-я фельдъегерская служба РФ

Служба внешней разведки РФ

ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков

ФС охраны РФ

Управление делами Президента РФ

2) Федеральные министерства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные им:

Минздравсоцразвития

Минист-во культуры и массовых коммуникаций РФ

Мин-во образ-я и науки РФ

Мин-во природных ресурсов РФ

Мин-во промыш-ти и энергетики

Мин-во регион-го развития РФ

Мин-во с/х РФ

Мин-во транспорта РФ

Мин-во информ-х технол-й и связи

Мин-во финансов РФ

Мин-во экон-го развития и торговли РФ

3)Федер-е службы и федер-е агентства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ:

Федер-я антимонопольная служба

Фед-я аэронавигационная служба

Фед-я служба по тарифам

ФС по гидрометеорологии и мониторингу окр. Среды

ФС госуд-ой статистики

ФС по фин-ым рынкам

ФС по экологич-му, технологич-му и атомному надзору

Фед-я таможенная служба

Федер-е космическое агентство

Ф агентство по туризму

ФА по физ-ой культуре и спорту

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

5. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.

6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

7. В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральные конституционные законы.

В ч. 1 ст. 108 Конституции РФ провозглашено, что «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ». Из этого следует, что исчерпывающий пе­речень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч. 2 ст. 108 Конституции РФ установлен особый порядок: их принятия. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов, по которым они должны издаваться. К их числу относятся:

Федеральные конституционные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией

ст.56 ч.1 Закон о чрезвычайном положении

ст.65 ч.2 Закон о порядке образования в составе Российской Федерации нового субъекта

ст.66 ч.5 Закон о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации

ст.70 ч.1 Закон о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации

ст.84 п. «в» Закон о референдуме

ст.87 ч.3 Закон о военном положении

ст.103 ч.1 п. «д» Закон об Уполномоченном по правам человека

ст.114 ч.2 Закон о Правительстве Российской Федерации

ст.118 ч.3 Закон о судебной системе Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Конституционном Суде Российской Федерации

ст. 128 ч.3 Закон о Верховном Суде Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

ст. 135 ч.2 Закон о Конституционном Собрании

Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных законов. При этом в Конституции содержится отсылка, либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требующему урегулирования федеральным законом. Необходимо отметить, что часть вопросов, требующих регулирования федеральным законом, в настоящее время урегулирован законодательными актами РСФСР.

Акт референдума.

Референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме РФ заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное утверждение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме (ст. 40 ФКЗ). Референдумы бывают общегосударственными, республиканскими, краевыми, областными, местными. В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента РФ), 25 апреля 1993 (по отношению к дея­тельности Президента РФ, Правительств РФ, по отношению к дос­рочным выборам Президента РФ, народных депутатов РФ), 12 декабря 1993 года (по принятию Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.



 

Возможно, будет полезно почитать: