Фкз считается принятым если он одобрен большинством. Порядок принятия федеральных конституционных законов

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

Федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

1. Законодательная инициатива - право определенных Конституцией РФ субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке. Предложение считается принятым с даты его регистрации Управлением документационного обеспечения. Совет Госдумы направляет его в соответствующий комитет. По поручению Совета либо ответственного комитета Управление Аппарата Госдумы проводит юридическую экспертизу законодательного акта. Подготовленный текст отправляется в Совет для предоставления на рассмотрение палатой.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Проект, как правило, рассматривается трижды. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему, представленные ответственным комитетом, направляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта, затем заслушивается содоклад ответственного комитета Думы. Затем развертываются прения. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума вправе принять одно из следующих решений: принять законопроект в первом чтении и поручить ответственному комитету продолжить работу над ним с учетом поправок; отклонить законопроект; принять закон в целом.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ менее 30 дней.

Ответственный комитет Думы изучает и обобщает поправки, проводит их экспертизу на предмет соответствия Конституции, другим актам. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки рассматриваются на заседании комитета, который может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта либо внести в Думу рекомендации об их отклонении.Доработанный законопроект представляется в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении.

Второе чтение законопроекта начинается с выступления представителя ответственного комитета. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, одобренных ответственным комитетом. Если такие возражения имеются, председательствующий предоставляет слово для краткого их обоснования. После этого на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Решением Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, появившихся в ходе рассмотрения поправок, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение к его обсуждению. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст 105 К РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД (ст 108 К РФ).

В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом.

На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренные К РФ:

* это законы об условиях и введении чрезвычайного положения, режиме военного положения

* о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65,66,137);

* о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70);

* о референдуме (ст. 84);

* об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);

* о деятельности Правительства (ст. 114);

* о судебной системе РФ, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и иных федеральных судов (ст. 118, 128)

* о Конституционном Собрании (ст. 135).

3. Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст 105 К РФ). В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

4. Подписание законов Президентом РФ. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. Вето Президента РФ может быть преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. (ч 3 ст. 107) .Он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

5. Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях ("Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", «Парламентска газета»).

Отличия . Особое место конституционных законов, их верховенство по отношению к другим законам обусловлено и сложной процедурой их принятия. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным (т.е. не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы) большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Для сравнения: для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов. Кроме этого, Президент имеет право возвратить обычный закон в парламент на новое рассмотрение.

Принятый Государственной Думой Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ».

Депутаты рассматр. Поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. Инициативы

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. Пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. С вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. Основанием для приглашения его на заседание.

5. Должны обеспечиваться справочно-информ. Материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Депутаты пользуются преимущ. Правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. Гос. Страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. Денежн. Вознаграждением и пенсией.

10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. Прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.

12. Члену СФ возмещ. Расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.

13. Депутату ГД устанавл. Ежемесячн. Оклад и надбавки в размере федер. Министра.

14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. Транспорта.

15. Иногор. Депутату предоставл. Служебная жилая площадь в Москве и т.д.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации, его состав и срок полномочий.

В соотв. с К. (ст. 110,111, 112).

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Компетенция и акты Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ – орган исп. Власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. Бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. Политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. Собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. Безопасности, реализации внеш. Политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Прави­тельства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1) Федеральные министерства, федер-е службы и федер-е агентства, руководство деятельностью которых осущ-ет президент РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные этим федер-м министерствам:

МВД (федер-я миграц-я служба)

Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям

Министерство юстиции (федер-я служба исп-я наказаний, федер-я регистрац-я служба, федер-я служба суд-х приставов)

Госуд-я фельдъегерская служба РФ

Служба внешней разведки РФ

ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков

ФС охраны РФ

Управление делами Президента РФ

2) Федеральные министерства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные им:

Минздравсоцразвития

Минист-во культуры и массовых коммуникаций РФ

Мин-во образ-я и науки РФ

Мин-во природных ресурсов РФ

Мин-во промыш-ти и энергетики

Мин-во регион-го развития РФ

Мин-во с/х РФ

Мин-во транспорта РФ

Мин-во информ-х технол-й и связи

Мин-во финансов РФ

Мин-во экон-го развития и торговли РФ

3)Федер-е службы и федер-е агентства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ:

Федер-я антимонопольная служба

Фед-я аэронавигационная служба

Фед-я служба по тарифам

ФС по гидрометеорологии и мониторингу окр. Среды

ФС госуд-ой статистики

ФС по фин-ым рынкам

ФС по экологич-му, технологич-му и атомному надзору

Фед-я таможенная служба

Федер-е космическое агентство

Ф агентство по туризму

ФА по физ-ой культуре и спорту

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

5. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.

6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

7. В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (ФКЗ)

один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ РФ и тем более иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3, голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (права вето Президента в отличие от порядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено).

ФКЗ принимаются согласно Конституции РФ по следующим вопросам: о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, разрешения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65); о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65;

ч. 1 ст. 137); об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137); об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст.66;

ч. 1 ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне РФ. их описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70); оре-ферендуме в РФ (п. "в" ст. 84); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);

о чрезвычайном положении (ч. 2 ст. 88;

ч. 2 ст. 56); об Уполномоченном по правам человека (ч. 1 п. "д" ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - об общих судах, арбитражных судах и др. (ч. 3 ст. 118); о КС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВАС РФ (ч. 3 ст. 128); о Конституционном Собрании(ч.2 ст.135). Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ" в других словарях:

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа… … Финансовый словарь

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов Государственной… … Юридический словарь

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон… … Википедия

    федеральные конституционные законы - (ФКЗ) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов… … Большой юридический словарь

    федеральные конституционные законы РФ - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в конституции РФ. фкз РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов совета федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов государственной… … Большой юридический словарь

    ФКЗ - (федеральные конституционные законы) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от… … Большой юридический словарь

    Законодательство - (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

    Закон - (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия. . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

    Россия, Российская Федерация - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Книги

  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы (подарочное издание) , . Исключительной особенностью данного издания является его оформление. Бархатная обложка с золотым тиснением и стилизованная под старинную гербовая бумага, трехсторонний золотой обрез и золотая…
  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы , . Перед Вами эксклюзивное издание Конституции Российской Федерации, выпущенное к 20-летию со дня ее принятия всенародным голосованием. Помимо самой Конституции в книге представлены тексты всех…

Федеральный закон -- федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов .

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации -- также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации -- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом -- федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Статья 56 пп. 1-2

обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

Статья 65 п. 2

порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

Статья 66 п. 5

изменение статуса субъекта Российской Федерации

Статья 70 п. 1

описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации

Статья 84 п. в

порядок назначения референдума

Статья 87 п. 3

режим военного положения

порядок введения чрезвычайного положения

Статья 103 п. д

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека

Статья 114 п. 2

порядок деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 118 п. 3

установление Судебной системы Российской Федерации

Статья 128 п. 3

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов

Статья 135 п. 2

порядок созыва Конституционного Собрания

Статья 137 п. 1

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию . Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством (226 голосов]. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации: * если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации (90 человек);

* если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации, (этот механизм не может быть применен к законам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).

Отклоненный Советом Федерации закон может быть принят Государственной Думой в прежней редакции двумя третями (300 голосов) и направлен на подпись Президенту, минуя Совет Федерации. Отклоненный закон может быть также рассмотрен в согласованной или новой редакции, тогда он заново идет по всей траектории.

Принятый и одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет его.

Законы в течение семи дней после их подписания официально публикуются в еженедельном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Российской газете» и «Парламентской газете». Законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Для преодоления вето "резидента требуется 2/3 (300 голосов) в Государственной Думе и 2/3 (119 голосов) 8 Совете Федерации. В этом случае Президент подписывает закон в течение 7 дней. Отклоненный Президентом закон может быть принят Государственной Думой в редакции Президента или в новой редакции. В этом случае он заново идет по всей траектории как новый закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции перечислены 12 таких вопросов:

· О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ (ст. 70);

· О референдуме РФ (ст. 84);

· О чрезвычайном положении на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст. 56);

· О военном положении (ст. 87);

· Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст. 103);

· О Правительстве РФ (ст. 114);

· О судебной системе РФ (ст. 118);

· О Конституционном Суде РФ (ст. 128);

· О Верховном Суде РФ (ст. 128);

· Об арбитражных судах в РФ (ст. 128);

· О Конституционном собрании РФ (ст. 135);

· О принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ; Об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 66).

При этом по одному из перечисленных вопросов может быть принято несколько конституционных законов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями (300 голосов) в Государственной Думе и тремя четвертями (134 голоса) в Совете Федерации. Президент подписывает федеральный конституционный закон в течение 14 дней. Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.



 

Возможно, будет полезно почитать: