Конституция рф как главный источник российского права. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

Заключение.

Цель данной работы представлялась мне как определение Конституционного права ведущей отраслью российского права. Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Таким образом:

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Список используемой литературы:

Нормативные акты:

    Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.(с поправками и изменениями на 30 декабря 2008 г.)// Москва издательство «Айрис-пресс»,2006.-61с.

    ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;в ред.06.12.2011 №4-ФКЗ; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст. 1014

    ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ; в ред. От 08.06.2012 №1-ФКЗ; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300

    ФКЗ"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. ; в ред. От 28.12.2012 №8,принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года.

    ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. с изм. от 31 декабря 1997 г. / СЗ РФ 1997, № 51 Ст. 5712; 1998. № 1.

    ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6.10.2003 г.-М.:Издательство «Омега-Л», 2012.- 100с.

Научная литература:

    Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 1994. №7.

    Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7.

    Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б., 1913.Т.1. Конституционное право.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. конституционное право России: Учебник.-2- изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ,2005.

    Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское государство и право., 1971., №2

    Лепешкин А.И. Курс советского государственного права.Т.1.

    Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.

    Советское государственное право. М.,1958.

    Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов., 1967.

1 Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б., 1913.Т.1. Конституционное право.,С.88.

2 Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7., С.38.

3 Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов., 1967.

4 Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское государство и право., 1971., №2

5 Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.

6 Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 1994. №7. С.11-12

7 Богданова Н.А. С.12-13.

8 Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.(с поправками и изменениями на 30 декабря 2008 г.)// Москва издательство «Айрис-пресс»,2006.-61с.

9 Советское государственное право. М.,1958.С.9.

10 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права.Т.1.С.73

11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. конституционное право России: Учебник.-2- изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ,2005. С.15

12 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;в ред.06.12.2011 №4-ФКЗ; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст. 1014

13 ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ; в ред. От 08.06.2012 №1-ФКЗ; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300

14 "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. ; в ред. От 28.12.2012 №8,принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года.

15 «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. с изм. от 31 декабря 1997 г. / СЗ РФ 1997, № 51 Ст. 5712; 1998. № 1.

Каждая конституция -- это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.

Юридические признаки Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

  • 1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
  • 2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
  • 3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов.
  • 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех убъектов политической деятельности. В Конституции акреплены и принципы экономической структуры общества, формы обственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой одержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Конституция Российской Федерации 1993 года комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

Человек и гражданин. Основы правового статуса личности (индивида) в большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, регулируются более или менее аналогично. Это во многом обусловлено тем, что в их тексты, по уйти, инкорпорированы положения таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В то же время конституции, проявляя уважение к многогранности личности, признают неисчерпаемость ее прав и свобод.

При подготовке Конституции РФ также особое внимание обращалось на соответствие ее главы о правах человека нормам международных актов.

При этом российская Конституция в ст. 2 объявляет человека высшей ценностью. Тогда как традиционно в конституциях акцент делается на ценности основных прав и свобод, и это, безусловно, важное достижение конституционализма, данные положения также содержатся в Конституции РФ в этой же статье. Но Основной Закон России выходит за известные пределы, а при сопоставлении ст. 2 и ст. 7 раскрывается суть социального характера государства, который может быть определен как комплексный, позволяющий избирать и вести политику «инвестиций в человека».

В то же время не все новые моменты мирового конституционного развития учтены в Основном Законе России. Например, Конституция РФ, в отличие, например, от конституций стран Центральной и Восточной Европы, ограничивается в основном общими декларациями о защите прав и свобод личности, не всегда обеспечивая действенность своих норм. В ней названы многие традиционные гарантии прав человека (о сроке задержания, о запрете пыток, о запрещении цензуры и т.д.), однако некоторые гарантии, известные зарубежным конституциям, в Конституцию РФ либо не вошли вовсе, либо включены в весьма ограниченном виде.

По сравнению с Конституцией России конституции зарубежных стран не содержат существенных отличий в отношении индивидуальных политических прав. В то же время Конституция РФ практически не регулирует коллективные права. Так, в классификации политических прав может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает не только индивид, но и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность). Например, через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей).

Так, право на национально-культурную автономию - это право этноса, коллективное право. Вместе с тем потенциал национально- культурной втономии используется не только в интересах этноса (коллективных интересах), но и в интересах составляющих коллектив личностей, одновременно внося свой вклад в развитие всего этноса.

Из названия главы о статусе личности Основного Закона России «Права и свободы человека и гражданина» по сравнению с советскими конституциями исчезло слово «обязанности». Такое сокращенное название было типично для ранних конституций капиталистических стран. И хотя сегодня обязанности в основном возлагаются на государство, доктрина конституционализма исходит из существования не только прав человека по отношению к обществу и государству, но и его соответствующих обязанностей. В современных условиях уточняется традиционный перечень конституционных обязанностей. Например, налоговые обязанности возлагаются с учетом материального положения лица и его семьи. Принципиально новым положением некоторых конституций является обязанность трудиться.

Коллектив. Во второй половине XX в. в конституционном регулировании появился новый объект - коллективы. Пределы конституционного регулирования существенно изменились применительно к коллективам людей, роль которых все более возрастает. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 144.

В настоящее время лишь в некоторых конституцияхсодержатся частичные положения, относящиеся к регулированию статуса отдельных коллективов (в основном они относятся к партиям, реже - к профсоюзам, трудовым коллективам, например, в Конституции Франции и конституциях некоторых франкоязычных стран Африки подробно говорится о территориальных коллективах). Тем не менее, несмотря на пробельность (а чаще всего - отсутствие) такого регулирования и на то, что оно почти не затронуло внешнюю структуру конституций (в них нет отдельных глав или разделов, посвященных коллективам, есть лишь отдельные статьи, относящиеся к некоторым видам коллективов), включение указанных норм существенноизменило внутреннюю структуру основных законов. Первоначальный объект конституционного регулирования - человек и государственная власть, сначала дополненный некоторыми положениями, относящимися к обществу, а теперь - к коллективам, получил завершенное конституционное оформление системы социальных связей. Это придает новое качество современным конституциям.

Конституция РФ принималась в специфических условиях начала переходного периода 90-х гг. прошлого столетия, когда многие коллективы прекратили свою деятельность, а новые только создавались. Поэтому конституционное регулирование этого вопроса практически отсутствует.

Отсутствие прямых конституционных норм о политических партиях ведет к нестабильности их функционирования, возможности постоянного изменения «правил игры». И это в условиях, когда роль партий в Российской Федерации возрастает и они включились в политическую жизнь не только федерального центра, но и субъектов Федерации и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют изменения избирательного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Человек - изначальная клеточка общества, а коллективы - первая ступень его организации людей, и хотя государство в современных условиях опосредует почти все стороны общественной (иногда и частной) жизни, все же наиболее общие, отправные положения конституции относятся к обществу, общественному строю. Такие конституционные положения регулируют основы экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Современные конституции во всех этих четырех направлениях ушли далеко вперед по сравнению с основными законами XVIII - XIX вв. В то же время именно в вопросах общественного строя российская Конституция, пожалуй, отстает от стандарта овременного основного закона, от международного опыта.

Основы экономической системы. В условиях современного общества в связи с решением вопросов экономики на первый план выдвинулась проблема соотношения рынка и государственного регулирования и, как следствие, отражения этих связей в конституции. В действующих основных законах она решается неодинаково, хотя в целом господствует определенная тенденция, которая не была воспринята создателями российской Конституции.

Во время ее подготовки и принятия среди экономической и политической элиты господствовала идея свободы рынка, трактовавшая экономическую роль государства в духе XVII - XVIII вв. В современных условиях, а, следовательно, и в конституциях речь не может идти об абсолютно свободной рыночной экономике. Государство должно корректировать стихию рынка, социальную ориентацию которому задает прежде всего государственная власть. При современном подходе роль рынка отнюдь не отвергается. В 1999 г. даже в социалистическую Конституцию Китая 1982 г. внесены поправки, говорящие о «социалистическом рыночном хозяйстве». Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 148.

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный (регулирование собственности, труда и принципов распределения, например, минимальный размер заработной платы, налоги, государственный бюджет и государственные инвестиции и т.д.), в Конституции РФ, исходившей из идей обособленного от государства гражданского общества, отсутствует принципиальное положение о регулирующей роли государства.

Основы социальных отношений. Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис о социальном государстве. В части 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта формулировка имеет целевое содержание, что, видимо, верно. Вряд ли в настоящее времяможно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, что его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля государственного, т.е. бесплатного для гражданина, образования и здравоохранения и т.д.

В качестве основных принципов социального государства можно назвать социальную справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Но социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возникновение социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий.

Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и остальных граждан. Для граждан - это обеспечение суверенитета государства и контроль за стратегически важными ресурсами страны; для бизнеса - законодательно установленная стратегия экономического развития, конкурентоспособная экономика; для широких слоев населения - это прежде всего достойная жизнь, доступность здравоохранения, образования и других сфер, законодательно установленные, понятные народу механизмы для обеспечения этих интересов.

Основы политической системы. В Конституции РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. отсутствует не только глава, но даже упоминание о политической системе. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 152.

Если же обобщить имеющийся конституционный опыт, взглянуть на намечающиеся тенденции, то современная демократическая конституция содержит следующие положения, характеризующие основы политической системы общества: демократия во всех элементах системы и в системе в целом; власть народа в ее различных формах и проявлениях; политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); ролевая автономия звеньев системы (т.е. их относительная самостоятельность, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единой идеологией); соревновательность в политическом процессе; самоуправление коллективов и объединений (в том числе местное самоуправление); господство права; демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением ветвей власти, а также с разделением сферы деятельности публичных властей (государственной власти, государственной власти субъекта федерации, публичной власти политических автономных образований, публичной власти местного самоуправления). Часть этих признаков переплетается с признаками современного государства, что естественно: государство, государственная власть - первый возникший и неотъемлемый элемент политической системы. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 163.

Демократические основы российской государственности раскрываются в конституционных институтах прямой (референдум и выборы) и представительной демократии. Принцип правовой государственности закрепляется нормами о верховенстве Конституции и закона. Социальный характер государства находит отражение в нормах об обеспечении условий достойной жизни и свободного развития личности. Принцип светского государства раскрывается в нормах об отделении государства от церкви и недопустимости преимуществ, для каких бы то ни было религий и конфессий.

Развитие современного Российского государства связано с совершенствованием механизма разделения властей. Тезис о разделении властей получил широкое звучание в конституциях. Этот институт в мире уже прошел многоэтапную эволюцию. В России его становление началось не так давно, отчего продолжается поиск оптимального соотношения объема полномочий законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем разделение ветвей государственной власти - только часть современной доктрины единства государственной власти.

Проблемы политического и идеологического плюрализма современными конституциями решены, но, как правило, не в общих формулировках, а в частностях проявления такого плюрализма (например, положения о свободе создания политических партий, свободе выражения мнений). Обобщающих формулировок в конституциях, как правило, нет. Одним из исключений является Конституция РФ 1993 г.: в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Отсутствие таких общих положений во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм (многопартийность, правящая партия и политическая оппозиция, разные идеологические концепции) рассматривались как естественное состояние общества и существовали в течение десятилетий, а то и столетий.

Основы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней - отношения между людьми, отношения людей и их объединений с государством и обществом, между государством и обществом по поводу культурных и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется меньше всего внимания. Положений российской Конституции также по этим вопросам немного, поскольку современная демократическая конституция почти не регулирует эту довольно деликатную сферу жизни, в своей основной части она относится к внутреннему миру личности.

В демократическом государстве к числу различных сторон духовной жизни могут быть отнесены идеологический, культурный, творческий плюрализм, свобода образования, научной, художественной, иной творческой деятельности, свобода религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности, отдельные - с основами социальной и политической систем.

Государство. По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 г. является результатом комплексной имплементации конституционных норм развитых демократических государств с президентской формой правления, но с включением элементов парламентаризма. В результате этого по форме правления в соответствии с конституционными положениями Россия является президентско-парламентарной республикой.

Создание смешанных, гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства - общая тенденция современного конституционализма.

В Конституции РФ традиционно излишне большое внимание уделяется организации органов власти. Например, в ст. 99 Конституции указывается, что Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Но это регламентная норма, а Конституция должна регулировать преимущественно принципы и основы деятельности институтов. С другой стороны, существует дефицит в регулировании организации самой публичной власти. Она принадлежит не только государственным органам, она есть у всякого территориального коллектива, его органов. Любой человек, организация, находящиеся на их территории, подпадают под их публичную власть (ограниченную, в отличие от власти государства). В Конституции РФ явно недостает полноты регулирования проблем федеративного устройства и принципов местного самоуправления. Конституционное (государственное) право России: учебник / М. Б. Смоленский. - М. : Издат. - торг. корпорация «Дашков и К», 2014. - С. 113.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Но конституциям в принципе присуще наличие программных положений государства.

Конституция РФ, бесспорно, была принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение.

Ценностное значение Конституции РФ 1993 г. как юридического акта подкрепляется весьма высоким уровнем ее юридической техники, что проявляется во всех ее основополагающих формально-юридических свойствах, имеющих не только доктринальное значение, но и нормативное подтверждение.

Это, во-первых, ценность учредительных свойств Конституции, проявляющаяся во всей полноте ее нормативного содержания, в особенности в главе 1. Ценность этих свойств связана с утверждением и формированием на основе Конституции новой, основанной на демократических принципах, системы российской государственности, создании организационно-правовых, институционных и иных механизмов реализации этой системы на практике. В этом плане Конституция 1993 г. явилась своего рода основополагающим нормативным, политико-правовым средством легитимации статуса многонационального народа как единственного источника власти в Российской Федерации, носителя суверенитета (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Во-вторых, ценность верховенства Конституции РФ, что предполагает особое место и значение Конституции как исходного и главенствующего источника всего национального законодательства - федерального и субъектов Российской Федерации, определяет муниципальное правовое регулирование и соответственно служит единым и универсальным сводом основополагающих нормативно-правовых и нравственно-этических ценностей для всего многонационального народа Российской Федерации, для каждого из входящих в его состав этносов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Важно при этом учитывать, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ верховенство Конституции проявляется в органическом единстве с общепризнанным принципом верховенства (господства) права, ценностное и нормативно-доктринальное значение, которого положено в основу всего содержания Конституции РФ. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

В-третьих, ценность высшей юридической силы Конституции РФ, что предполагает ее активную системообразующую роль, обеспечение на основе Конституции строгой правовой иерархии, имея в виду, что ни один правовой акт, входящий в состав правовой системы Российской Федерации, не может противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Более того, аксиологическое значение данного юридического свойства Конституции лежит фактически в основе института конституционно-судебного нормоконтроля: ведь законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), а те акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу без всяких дополнительных условий и процедур (ч. 5 ст. 125).

В-четвертых, ценность прямого действия Конституции означает, в конечном счете, признание юридической самоценности данного акта независимо от степени его конкретизации в текущем законодательстве, так как конституционные нормы являются непосредственным регулятором общественных отношений, они определяют способы правореализационного процесса, включая соблюдение, исполнение, использование и правоприменение (ч. 1 ст. 15). Аксиология данного свойства усиливается и тем, что посредством прямого действия Конституции обеспечивается в конечном счете признание прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих (ст. 18 Конституции РФ); но таковыми они являются не сами по себе, а именно в связи с нормативной формализацией в установлениях Основного Закона, т.е. как праворегулирующие юридические требования, воплощающие в себе единство естественно-правовых и позитивистских начал.

В-пятых, несомненные аксиологические начала заложены в таком свойстве Конституции, как сочетание юридической стабильности и социокультурного динамизма. Нормативно-правовым эквивалентом этих качеств Конституции являются, прежде всего, ст. 134 - 137 во взаимосвязи, в частности, со ст. 125, а также ст. 76, 80 Конституции РФ. Это предполагает, что нормы Конституции проявляют свое регулирующее воздействие в определенной системе законодательства и в изменяющемся социально-историческом контексте, а следовательно, возможна адекватная их основной сути трансформация смыслового содержания конституционных положений без непосредственного вторжения в сам текст Основного Закона. К этим же характеристикам примыкает особый, усложненный, порядок принятия и изменения Конституции, который обеспечивает формально-юридическую целостность и устойчивость всей системы конституционно-правового регулирования и соответственно выраженных посредством него исходных (базовых) социально-правовых (социокультурных) ценностных императивов общества.

Нерсесянц – Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем – посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др. Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. Конституция Российской Федерации является главным источником права России. В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Конституция РФ выполняет следующие функции:

- учредительную . Закрепила в правовом смысле появление нового государства Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;

- организационную . Упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы.

- идеологическую . Закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;

- информационную . Дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.; стабилизирующую укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения.

Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума(Павлова) Конституция – основной закон гос-ва, имеющий учредительный, основополагающий характер, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы отношений между человеком и обществом, между государством и обществом, а также основы организации самого гос-ва. Свойства конституции : 1. верховенство. 2. прямое действие (конституция – правовой акт, действует на всей территории и на всех лиц). 3. принимается и изменяется в особом порядке (стабильность). 4. гарантом конституции является президент (обязан исполнять и защищать конституцию). 5. конституционный контроль со стороны конституционных судов (решение споров и определение компетенции гос.органов, субъектов федерации и т.д.; проверка НПА на соответствие конституции).

Способы принятия конституций:

- октроирование – адекватен постфеодальному периоду, предоставление права осуществлять властные полномочия (бывает внешнее и внутреннее – суть дар); - референдум – согласуется с понятие конституции как акта осуществления учредительной власти, невозможно обсуждение, внесение поправок в проект; - принятие парламенто м – наиб. распространен, конституция – акт, посредством которого все органы гос. власти наделяются полномочиями, в этом случае нарушается аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированное большинство голосов, прочие усложнения процедуры принятия; - принятие конституантой – наиболее адекватен, конституанта – представительный орган, хорошо функционирующий, позволяет детально обсудить проект. Иногда конституция принимается органом, созданным на основе парламента.

Виды конституций:

Писаные;

Неписаные – строго, нельзя относить к нормативным актам, совокупность разных актов (законы, обычаи, прецеденты) – наиболее яркий пример – Великобритания.

Кодифицированные;

Некодифицированные – совокупность конституционных законов – конституция Албании 90-х годов.

Жесткие – изменения вносятся в усложненном порядке;

Гибкие – изменения вносятся в порядке простых законов.

Еще один вариант: сложно вносить поправки или относительно просто изменить положения.

Правовые – исходящие из принципа прав и свобод человека;

Неправовые.

Обоснование высшей юридической силы конституции.

1.реальные – порядок осуществления полномочий реализуется на практике; чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют сложившиеся общественные отношения, получающие воплощение в социальной практике

2.фиктивные. чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют еще не сложившиеся общественные отношения или те общественные отношения, которые не находят воплощения в социальной практике.

Зинковский : Конституция – это нормативный акт высшей юридической силы в данном государстве. Это означает, во-первых, что при нормативных коллизиях приоритет отдается Конституции, а во-вторых, учитывается содержательный критерий – Конституция регулирует основополагающие общественные отношения (форму государства, правовой статус человека и гражданина и т.д.).

Все же, на современном этапе парламентский способ принятия конституции применяется чаще. Его недостатки частично устраняются следующими ограничениями: Принятая парламентом федеративного государства конституция или поправки к ней должны быть ратифицированы определенным числом субъектов федерации.Как правило, в конституциях часто содержится запрет на изменение или отмену некоторых положений парламентским способом.В конституции может быть признана обязательность проведения референдума для изменения или отмены каких-либо ее положений.При принятии конституции или изменений к ней парламентом может быть предусмотрен роспуск парламента.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличие Конституции от законов

Конституция:

Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

Обладает высшей юридической силой;

Обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

Отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

Является базой для текущего законодательства.

  • 6. Основные учения о сущности государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.
  • 7. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы
  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 42. Конституция как источник права

    Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

    Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

    Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

    Преамбула

    Раздел первый

    Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

    Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

    Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

    Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

    Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

    Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

    Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

    Отличие Конституции от законов

    Конституция:

    Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

    Обладает высшей юридической силой;

    Обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

    Отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

    Является базой для текущего законодательства.

    43. Закон: понятие, признаки, виды

    Закон - в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

    Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

    1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

    Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

    а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.

    Haпpимep, Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные зaкoны принимаются Гocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежат рассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.

    б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн.

    Haпpимep, п. 1 cт. 15 Koнcтитyции PФ гласит: "Koнcтитyция Poccийcкoй Фeдepaции имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Poccийcкoй Фeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции."

    в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

    Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

    2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

    3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

    4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

    5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

    6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

    В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

    Конституция (основной закон).

    Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее - тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается примат международного права над российскими законами.

    Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

    В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

    Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

    Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

    Федеральные конституционные законы.

    Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

    Федеральные Законы (до 1991 - законы РСФСР, с 1991 по 1993 - законы РФ).

    Принимаются по всем остальным вопросам.

    Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

    К законодательству субъектов РФ относятся:

    Основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ

    Законы субъектов Российской Федерации

    Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.



     

    Возможно, будет полезно почитать: