Понятие реализации права и его формы. Понятие и формы реализации

Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.

Формы реализации:

1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:

Использование (связано с правами, есть выбор)

Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)

Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)

Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.

2) по субъектам реализации:

Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)

Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).

3) по уровню реализации НП:

Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)

Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию

Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.

57. Правоприменение: понятие и стадии.

Узкий подход:

Право применяет только государство.

Широкий подход:

Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).

Признаки:

Властная деятельность уполномоченных органов

Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).

Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!

Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).

Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).

Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).

Контроль (получить разрешение).

Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.

Стадии:

1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;

2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);

3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.

3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);

4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.

58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.

Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.

Признаки АП:

Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.

Носят властный характер, отсюда обязательный характер.

Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.

Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).

Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).

Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.

Классификация:

По отраслям:

АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)

ТП – приказ ректора о назначении на должность

УП – приговор суда

УПП – очная ставка

МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»

По субъектам правоприменения:

Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря

Суд акты – приговор, постановления

Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.

По характеру решения:

Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.

Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС

Поощрительные – приказ о премировании

Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)

По функциональному признаку:

Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»

Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.

Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.

По способу выражения:

Акты – документы (приговор)

Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)

Акты символы (парад победы)

По наименованию:

- приказы (о назначении)

Постановления (суда)

Приговор

Указания (начальника)

Представление (к награде)

Резолюция («оплатить» на служебной записке)

Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.

Протоколы (заседания)

Решения

Разрешения (о ношении оружия)

Предупреждения

Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).

Соотношения НПА и ПА:

Общие черты:

Являются правовыми актами

Принимаются компетентными органами

Носят властных характер

Обладают юр силой и обязательны к исполнению

Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.

Отличия:

1)НПА – содержит НП

2) НПА неперсонифицированные

ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы

3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования

ПА – метод индивидуального регулирования

4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).

ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.

5) НПА – всегда имеет документарную форму

ПА – не всегда имеет документальную форму.

Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:

1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;

2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;

3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;

4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).

59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.

Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.

Виды:

По отраслям:

В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.

По источникам (формам):

В правовом обычае

Нормативном договоре

Юр прецеденте. Это 4 основных источника.

В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.

По виду НПА:

В законе

В подзаконных актах

По виду прецедента:

- суд прецедент

Адм прецедент

По элементу нормы права:

В гипотезе

В диспозиции

В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.

По времени появления:

- первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.

Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.

По причинам появления:

Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.

Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.

Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.

По степени неурегулированности:

Полное отсутствие норм

Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.

Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».

Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.

Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.

Преодоление:

Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.

К ней можно обратиться:

Если есть пробел

В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).

Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).

Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).

Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.

Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .

В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.

Реализация права – претворение правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей.

Реализация права – завершающая стадия правового регулирования, на которой происходит непосредственный процесс перевода правовых предписаний в поведение людей. Обратим внимание, что реализация - ϶ᴛᴏ еще не само поведение, а процесс, стадия правового регулирования. Непосредственное поведение - ϶ᴛᴏ уже итог, результат правового регулирования.

На первой стадии осуществляется общенормативное регулирование (регламентация), на второй - юридическая индивидуализация (конкретизация) правовых велœений. На третьей стадии также осуществляется регулирование, только непосредственно самим субъектом. По этой причине данный процесс регулирования можно трактовать как процесс саморегуляции. В необходимых случаях она осуществляется с помощью государства.

Формы реализации права

На стадии реализации претворяются в жизнь только субъективные права и юридические обязанности, а не общие нормативные предписания. По этой причине формы реализации определяются содержанием правоотношения, характером субъективных правовых явлений.

Использование - форма реализации, заключающаяся в волевой реализации субъективных прав. Здесь управомоченный субъект по своему желанию выбирает характер (активно или пассивно), в некоторых случаях форму и объём претворения в жизнь имеющегося у него субъективного права.

Исполнение – форма реализации, проявляющаяся в активной реализации своей субъективной обязанности активных положительных действий.

Соблюдение – форма реализации права, заключающаяся в реализации запрета – юридической обязанности бездействовать, не совершать запрещенных деяний.

Реализация права - ϶ᴛᴏ сложное, многогранное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как результат (завершающая стадия правового регулирования) и как процесс претворения правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей.

При этом следует различать такие понятия, как ʼʼреализация праваʼʼ, ʼʼреализация норм праваʼʼ и ʼʼреализация как завершающая стадия правового регулированияʼʼ.

Так, реализация права в широком смысле идентична понятию правового регулирования. Здесь она сближается с понятиями ʼʼдействие праваʼʼ, ʼʼюридическая деятельностьʼʼ. При этом под реализацией права можно понимать и его ʼʼпретворяемостьʼʼ, которая вытекает из общеобязательности права и проявляется через категорию ʼʼзаконностьʼʼ.

Реализация норм права предполагает претворение в жизнь правовых нормативных предписаний, определœенных в рамках правового регулирования.

Как завершающая стадия правового регулирования реализация представляет собой процесс, в рамках которого реализуются субъективные права и юридические обязанности.

Такое понимание реализации предполагает наличие определœенного механизма. Механизм реализации имеет и юридическое, и фактическое основание своего действия.

Юридическое (нормативное) основание механизма реализации субъективных прав и юридических обязанностей составляют правовые нормы. Фактическое основание - юридические факты и акты реализации права.

В рамках механизма реализации можно различать следующие составляющие:

· Блок элементов, связанных с деятельностью самого субъекта реализации. Здесь имеется в виду организационная деятельность субъекта͵ связанная с особенностями воздействия права на волю и сознание людей, формирование мотивационных установок. Ключевую роль в данном случае играет психологический механизм выбора того или иного варианта поведения. Здесь эффективность механизма зависит от таких организационных и личностных качеств субъекта реализации, как активность, инициативность, настойчивость, организованность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность. Так, при использовании субъективного права субъект может активно реализовать свое право, а может бездействовать, может реализовать право быстро, инициативно, а может медленно, реализовать его частично и т.д. То же самое можно сказать и про исполнение обязанности, которую можно реализовать, а можно отказаться от реализации, нарушить юридическую обязанность. На наш взгляд, при противоправных действиях (при неисполнении юридической обязанности) тоже имеет место процесс реализации. Здесь определяющую роль играет именно психологический механизм выбора субъектом права варианта поведения, его волевое решение.

· Второй блок элементов механизма реализации права связан с государственно-властной деятельностью компетентных субъектов. Здесь имеют место такие правовые формы деятельности, как правоприменение, контроль, стимулирование, охрана, защита͵ юридическая ответственность.

· Третий блок элементов – процессуальный, обеспечивающий юридический порядок реализации субъективного права и юридической обязанности.

· Четвертый блок элементов характеризует социально-культурный уровень субъектов , анализирующих субъективное право. Он находит свое выражение:

а) в формировании субъектом психологического и культурного отношения к данному виду процесса, проявлению самосознания, воли, регуляции собственного поведения;

б) в его ценностных ориентациях, как итоге правового просвещения, правового воспитания, в идеологических предпочтениях и уровне политической и правовой культуры;

в) в определœенном уровне профессионального правосознания правоприменителя и профессиональной готовности к реализации права.

Важным элементом механизма реализации имеют акты реализации.

Акт реализации права - ϶ᴛᴏ юридический акт-документ, с помощью которого происходит осуществление субъективных прав и юридических обязанностей .

Нередко в науке под актами реализации принято понимать реальное поведение субъектов. Безусловно, поведенческий акт так же имеет место. Но при характеристике актов реализации речь должна идти о правовом акте – документе, существующим наряду с иными правовыми актами: нормативным, правоприменительным и интерпретационным.

Для акта реализации как акта правового характерны следующие признаки:

Он издается на базе норм права;

Содержит индивидуально-конкретные правовые предписания;

Вызывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений;

Документально (письменно) оформлен;

Имеет определœенную, установленную законом форму выражения;

Отличается волевым характером;

Должен быть законным и обоснованным.

Примером акта реализации может служить доверенность. Это такой индивидуальный акт, посредством которого реализуется, к примеру, право собственности, правомочие на распоряжение ей.

Как указывалось, реализация имеет волевой характер.
Размещено на реф.рф
При этом далеко не всœегда она может реализоваться исключительно по воле самого субъекта. Во многих случаях имеются объективные и юридические факторы, затрудняющие процесс реализации. В этом случае необходима властная организующая деятельность со стороны государственных органов. Эта деятельность характеризуется в науке как правоприменительная деятельность (правоприменение, применение права).

Понятие и формы реализации права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и формы реализации права" 2017, 2018.


  • - Общее

  • - Понятие и формы реализации права.

    ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. Известно, что необходимо соблюдать предписания норм права, но никто не обращает внимание, как нормы права претворяются в жизнь, реализуются. Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в... .


  • - Понятие и формы реализации права

    Установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующую функцию без наличия сложного механизма их реализации. Таким образом, под реализацией права понимается претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения... .

  • - Понятие и формы реализации права.

    Формирование гражданского общества и построение демократического государства предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм. Правовые нормы... .


  • - Понятие и формы реализации права.

    Различают че­тыре формы реализации норм права: соблюдение, исполне­ние, использование и применение норм права. Формы реали­зации связаны со способами регулирования. Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом. Исполнение... .


  • Наряду с законотворчеством реализация правовых норм играет важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений. В социальной жизни для успешного функционирования права важно не только закреплять принципы и нормы права в законодательных актах. Необходимо также, чтобы предписания правовых норм получали реализацию в общественных отношениях. Если предписания правовых норм не воплощаются в реальных жизненных отношениях, то они мертвы и теряют свою роль социального регулятора. «Право ничто, - отмечает Л. С. Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества ». Мало иметь развитое законодательство, необходимо, чтобы его положения получали практическое осуществление в социальной жизни, чтобы каждый человек мог реализовать свои конституционные права и свободы, находясь под защитой государства . Еще Ш. Монтескье писал: «Когда я отправляюсь в какую-либо страну, я проверяю не то, хороши ли там законы , а то, как они осуществляются, ибо хорошие законы встречаются везде». Государство, не обеспечивающее реализацию права , остается в проигрыше, так как не достигаются поставленные обществом цели и задачи по регулированию общественных отношений. Социальное назначение права как раз и выражается в регулировании общественных отношений путем реализации правовых предписаний.

    Термин «реализация» (от франц. realiser - «осуществлять») определяется как осуществление чего-либо, превращение во что-либо реальное, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, идеи, программы, намерения и т. п. «Реализация, - отмечает В.Н. Протасов, - представляется как процесс перевода явления в иное качество, употребления его качеств, свойств с целью достижения какого-то результата. Применительно к праву этот процесс означает перевод его норм в иную реальность, в иное качество - качество правомерного поведения: использование свойств права для достижения требуемого социального результата». Поэтому реализация права может быть определена как осуществление, воплощение, претворение в жизнь (в действительность) принципов и предписаний права.

    Понятие «реализация права» имеет важнейшее значение для юридической теории и практики, так как процесс правореализации связан с утверждением в обществе определенного правопорядка, с обеспечением свободы личности и общественной безопасности.

    В отечественной юриспруденции традиционно под реализацией права понимают претворение предписаний юридических норм в поведении субъектов права, т. е. следование требованиям норм объективного права.

    Реализация права в этом случае отождествляется с осуществлением предписаний юридических норм. Согласно данной трактовке осуществление права представляется как односторонний процесс, где все аспекты правореализации связаны с нормами объективного права независимо от субъективных интересов участников общественных отношений. Конечно, рациональное звено в таком подходе имеется, однако трудно согласиться с этой позицией полностью, поскольку она сводит всю правовую жизнь общества к законодательству, исходящему от государства, не дает возможности более детально рассмотреть все аспекты процесса осуществления права.

    Реализацию права не следует сводить только к осуществлению предписаний юридических норм. Под правореализацией понимается деятельность , должностных лиц, граждан по претворению (воплощению) в жизнь принципов и норм права. В юридической литературе встречается утверждение о том, что реализация права протекает в двух основных формах: вне правовых отношений и в рамках таких отношений. Процесс правореализации вне рамок правоотношений связан, прежде всего, с осуществлением всеобщих (конституционных) и абсолютных прав, т. е. таких субъективных прав, которыми пользуются индивиды по отношению ко всем остальным субъектам права. Каждому субъективному праву корреспондируется определенная юридическая обязанность не нарушать эти права, т. е. не совершать действий, которые могли бы помешать осуществлению этих прав.

    Вне правоотношений реализуются также всеобщие юридические обязанности (запреты), которые содержатся в нормах права. В этих нормах законодатель устанавливает юридическую ответственность за определенные варианты поведения, которые противоречат установленным правилам поведения. Например, предписания норм уголовного права реализуются именно тогда, когда субъекты права, сообразуя свое поведение с содержанием соответствующих норм права, не совершают действий, за которые предусмотрена уголовно-правовая ответственность.

    В большинстве случаев правовые нормы реализуются в рамках правовых отношений, в которых участники этих отношений выступают носителями конкретных субъективных прав и юридических обязанностей по отношению друг к другу. Осуществление субъективных прав одними субъектами права в таких случаях зависит от совершения определенных юридически значимых действий другими субъектами, т. е. от исполнения ими своих обязанностей. Для осуществления субъективных прав в рамках правоотношений требуется проявление инициативы со стороны субъектов права. При этом реализация соответствующих норм права побуждает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Например, в трудовых отношениях, достигнув соответствующего пенсионного возраста и обладая необходимым трудовым стажем , гражданин может обратиться в органы социального обеспечения с требованием назначить ему пенсию .

    Реализация права - это сложный процесс, включающий несколько этапов. Прежде всего это связано с тем, что право по своему содержанию представляет собой многогранное явление, включающее как субъективное, так и объективное право. Поэтому процесс правореализации включает в себя, во-первых, возведение принципов и норм естественного права в ранг законов государства, т. е. законотворческий процесс. Признание естественных прав и свобод человека и их закрепление в законодательных актах - обязанность государства. Следовательно, государство несет перед обществом и личностью ответственность за обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина.

    Во-вторых, процесс реализации права включает деятельность органов государственной власти , должностных лиц, общественных объединений , граждан, которая связана с реальным воплощением содержания юридических норм в фактическом поведении участников общественных отношений, т. е. осуществление субъективных прав и юридических обязанностей.

    При реализации права должна существовать четкая обратная связь между законотворческим процессом и претворением в жизнь предписаний правовых норм. Мало провозгласить принципы и нормы права в законодательных актах, необходимо также, чтобы эти положения получали реализацию в практической жизни, в фактических общественных отношениях. Отсюда еще один аспект реализации правовых норм - их эффективность , что, в свою очередь, тоже зависит от определенных условий.

    На процесс реализации норм права оказывают существенное влияние такие факторы, как степень соответствия действующего законодательства потребностям общественного развития, высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом, профессионализм работников правоохранительной системы, степень гарантированности основных прав и свобод индивида. Поэтому в правовом регулировании общественных отношений процесс реализации норм права занимает не менее важное место, чем сама система действующего права . Следовательно, о социальной ценности права и характере правового регулирования нельзя судить только по тому, что закреплено в юридических нормах. Любая оценка должна основываться и на том, как право реализуется в общественных отношениях.

    Успешное функционирование права в общественной жизни во многом зависит от того, насколько эффективно претворяются на практике предписания правовых норм.

    Существуют различные направления деятельности государства по созданию условий для успешной реализации предписаний правовых норм.

    Это может быть деятельность как по созданию подзаконных нормативных актов , т. е. по обеспечению правового поля, необходимого для осуществления права, так и по толкованию положений нормативно-правовых актов, чтобы субъекты права могли правильно воспринимать положения, содержащиеся в этих актах.

    Реализация норм права - это процесс фактического осуществления (претворения) в жизнь предписаний юридических норм в правомерном поведении граждан, должностных лиц и иных субъектов права. Реализация норм права всегда связана с правомерным поведением субъектов правоотношений . В одном случае это активные действия, связанные с использованием своих субъективных прав или исполнением юридических обязанностей, а в другом случае - это пассивное поведение, связанное с воздержанием от совершения противоправных действий. Речь идет о том, каким образом субъект права реализует предписания правовых норм, т. е. как воплощаются правовые предписания в практической деятельности граждан, органов государственной власти по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

    Реализация субъективного и объективного права играет существенную роль в социальном прогрессе, развитии и совершенствовании общественных отношений. Право как явление цивилизации и культуры серьезнейшим образом способствует творческому развитию личности, удовлетворению ее духовных и материальных потребностей, реализации основных прав и свобод.

    Реализация правовых норм происходит в форме: использования (осуществления) субъективных прав, соблюдения юридических запретов, исполнения юридических обязанностей и применения норм права как особой формы реализации права.

    Использование субъективных прав - это осуществление субъектами своих индивидуальных прав, которые закреплены в нормативно-правовых актах. В отличие от соблюдения норм права это активное правомерное поведение субъекта, осуществляющего свои права. Путем их использования реализуются управомочивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах. Например, осуществление конституционных прав и свобод граждан (право иметь имущество в собственности , владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме ; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на свободу совести и другие).

    При использовании своих субъективных прав граждане свободно выбирают сферу своей деятельности в рамках закона для достижения тех или иных целей. При этом государство обязуется гарантировать провозглашенные права и свободы, создавая необходимые условия для реализации этих прав с тем, чтобы гражданин мог полнее осуществлять свои права.

    В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления , общественные организации, должностные лица в рамках своих полномочий тоже осуществляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).

    Соблюдение юридических запретов - это выполнение предписаний юридических норм, которые запрещают совершение определенных действий, т. е. субъект права строго следует установленным запретам. Сущность данной формы реализации правовых норм состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных правовыми нормами, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения обязанностей соблюдение предполагает пассивное поведение и всегда связано с осуществлением запрещающих норм.

    Исполнение юридических обязанностей - осуществление субъектом права своих юридических обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах. Например, юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций совершать определенные действия (выполнение гражданами своих обязанностей, возложенных на него законом, - платить налоги , нести военную службу , сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и другие; обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам ; обязанность работодателя выплачивать заработную плату работникам и т. д.). Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные юридическими нормами, т. е. в данном случае реализуются обязывающие нормы права.

    Побудительные мотивы могут быть разными для осуществления юридических обязанностей субъектами права. Это и осознание своего общественного долга перед обществом и государством, и страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения правовых норм, и желание получить определенные выгоды - быть морально или материально поощренным.

    Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм являются одними из важнейших и необходимых предпосылок для утверждения в стране прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реализации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Правовое регулирование имеет свои специфические особенности, которые зависят, во-первых, от характера и содержания регулируемых общественных отношений и, во-вторых, от юридических средств и методов воздействия на поведение участников социальных отношений.

    Правовое регулирование осуществляется в двух основных формах - при помощи правоотношений и вне их. Вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией всеобщих и абсолютных прав, всеобщих юридических обязанностей , объем которых точно предусмотрен законом или иным . Правовые отношения являются специфической разновидностью общественных отношений и особой формой правового регулирования. Когда правовое регулирование происходит в правовых отношениях, то состав участников, обладающих взаимными правами и обязанностями, известен. Объем субъективных прав и юридических обязанностей, их характер не вытекают прямо из закона, а во многом зависят от юридического факта и часто от волеизъявления сторон.

    Процесс правового регулирования предполагает систему взаимосвязанных между собой юридических форм, методов и средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и воздействие на поведение участников социальных отношений.

    В юридической литературе, когда речь идет о правовом регулировании общественных отношений, очень часто используется (применяется) термин «механизм правового регулирования», который понимается шире, чем сам процесс правового регулирования. Механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права. В систему этого механизма включают: нормы права , правоотношения, правосознание , правовую культуру , акты применения права , правовые стимулы и правовые ограничения.

    Процесс правового регулирования общественных отношений охватывает, с одной стороны, деятельность государства, которая связана с установлением юридических норм. Устанавливая общеобязательные правила поведения, обязательные как для граждан, так и для должностных лиц, органов государственной власти , законодательство тем самым вносит упорядоченность и определенность в общественные отношения. С другой стороны — это деятельность органов государственной власти , связанная с определением правовых методов и средств по регулированию социальных отношений. Следовательно, содержанием правового регулирования является деятельность органов государственной власти , связанная с установлением определенных юридических средств и методов по организации поведения и деятельности индивидов и их организаций в целях обеспечения прав и свобод личности, нормального функционирования гражданского общества и его институтов.

    На характер и содержание правового регулирования общественных отношений влияют различные факторы социальной жизни - уровень культуры общества, исторические традиции общественной жизни, менталитет нации (народа), характер и развитость институтов правовой системы , особенности регулируемых правом общественных отношений.

    В определении характера правового регулирования определяющая роль принадлежит природе регулируемых общественных отношений. Так, для частноправовых отношений характерен диспозитивный метод правового регулирования. Правовые нормы, регулирующие эти отношения, обычно носят дозволительный характер. А публично-правовым отношениям присущ метод императивного характера, и нормы этих отраслей законодательства содержат запреты или же предписания, в которых указывается, как нужно вести себя.

    Вопросы о методах и средствах правового регулирования общественной жизни имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным и способствующим прогрессу общественной жизни, необходимо, чтобы юридические средства соответствовали содержанию регулируемых отношений. Как писал русский юрист Е. Н. Трубецкой, при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы и способы правового регулирования. Выделяются следующие стадии правового регулирования. Во-первых, установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства. При этом определяются правовой статус субъектов и круг регулируемых правом общественных отношений. Во-вторых, непосредственное осуществление права. На этой стадии реализуются, воплощаются в жизнь права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.

    Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

    В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идейно-мотивационное воздействие на личность.

    Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов.

    Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

    Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

    Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

    Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы права.

    Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

    Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

    реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

    процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

    как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

    Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

    558 08.03.2019 4 мин.

    Согласно ТГП, право – это регулятор отношений в социуме. Благодаря ему удается упорядочить социальные отношения, добиться реализации прав и обязанностей, которые предоставлены учреждениям, индивидам, органам страны. Кроме этого, именно право играет важную роль в международных отношениях между странами. Само по себе право существовать не может. Оно начинает проявляться при поведении и действии людей, учреждений. Для того чтобы его существование не прекратилось, оно обязано реализовать содержание норм на практике, то есть быть материализованным в различных формах.

    Что такое осуществление права

    Реализация в переводе с латинского обозначает вещественный. Сегодня реализация – это осуществление чего-либо, внедрение в жизнь определенного проекта или программы.

    Осуществление права – это материализация возможностей, которые закреплены юридически и гарантированны страной, внедрение из в жизнь населения. Например или же

    К главным признакам реализации права стоит отнести:

    1. Материализация затрагивает не все формы выражения права, а только одно из них – это процесс перехода требований закона в правомерное поведение. Например, женщина, попавшая в аварию по вине водителя микроавтобуса, имеет возможность получить от него денежную компенсацию. Для реализации своего права она подает исковое заявление в суд, где и будет происходить рассмотрение дела и принятие решения.
    2. В осуществлении права могут принимать участие не только субъекты, но и само государство.
    3. Объектом осуществления права является система законодательства.
    4. Способ, согласно которому и происходит реализация данной нормы, представляет собой проблему формирования у субъектов права мотивации к выполнению и соблюдению правовых норм. Государство не должно стоять в стороне. Оно обязуется создавать все условия для того, чтобы люди могли в полном объеме пользоваться этой нормой. В данной связи интересно будет узнать про

    На видео-реализация права, понятие и формы:

    Формы

    На сегодняшний день реализация права может происходить с учетом следующих форм:

    • исполнение;
    • рецепсия;
    • применение;
    • использование;
    • соблюдение.

    Рецепсия

    Рецепсия – это правовое явление, которое служит инструментом модернизации права. Причина в том,что ни одно государство никогда не существовало изолировано.

    Все страны всегда тесно сотрудничали друг с другом и до настоящего времени ведут нескончаемый культурный диалог. Полномасштабная рецепция всегда способствует ухудшению правового климата в обществе.

    Соблюдение

    Эта форма реализации нормы предусматривает пассивное поведение участника правовых отношений, его полный отказ от нарушения указанных норм. При несоблюдении запретов наступает юридическая ответственность.

    Пример: все люди, принимающие участие в дорожном движении обязуются прекратить движение, когда на светофоре горит красный цвет.

    Исполнение

    Речь идет о непосредственном выполнении своих обязательств, которые предусмотрены законом. Пример: реализатор товара обязан предоставить покупателю всю информацию, касающуюся товара, находящегося в продаже. Если человек отдает свое помещение в аренду, то он обязуется передать его нанимателю согласно оговоренных соглашением условий.

    Применение

    Она выполняется органами государственной власти. Она выражается в реализации определенных значимых деяний и в издании ими индивидуальных актов права, суть которых заключается в требованиях материальных или процессуальных норм. Применение нормы реализуется в рамках, которые предусмотрены законодательством, а также соответствующих его процессуальным формам.

    Использование

    Жители своего государства имеют полное право самостоятельно выбирать сферу своей деятельности, не противоречащую закону, для достижения конкретных целей. В свою очередь, государство должны выступать гарантом того, что все провозглашенные права и свободы будут выполнены, так как для этого созданы все подходящие условия.

    Формы реализации налогового права

    Осуществление норма налогового права – это процесс, который предусматривает внедрение всех требований этой отрасли нормы в жизнь. Материализация налогово-правовых норм подразумевает под собой применение этих норм непосредственно государством и муниципальными учреждениями, а также гражданами своей страны. Цели, которые предусматривает реализация норм налогового права, заключаются в приобретении, сохранении определенных общественных благ.

    Для государства самая главная цель осуществления налоговой нормы – это формальное пополнение бюджета и регулирующее влияние на экономическую отрасль. Если рассмотреть реализацию права со стороны налогоплательщика, то его цель – это выполнение своих обязанностей при условии, что собственное благосостояние будет максимально сохранено.

    На видео-особая форма реализации права:

    Гражданского права

    На сегодняшний день в налоговом праве имеется два способа реализации гражданских норм: физический и юридический.

    Фактический метод – это действия, цель которых заключается в удовлетворении всех надобностей управомоченного лица, с которыми согласно закону не наблюдается наступление правовых последствий. Примером такой формы реализации станет пользование имуществом.

    Юридический метод – это действия, при выполнении которых одновременно наступает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В данном случае ярким примером юридической формы станет продажа квартиры.

    Свобода реализации гражданского права не носит безграничный характер. Согласно закону установлены временные рамки их выполнения. Материализация прав одним человеком не должна нарушать права и свободы другого человека.

    Методы реализации гражданских не должны идти наперекор нормативным актам, моральным и нравственным нормам. Например, если человек взял в долг определенную сумму денег, но так и не вернул ее в обозначенное время, то возврат денежной суммы должен происходить в судебном порядке, а не с привлечением криминала.

    Методы реализации права

    На сегодняшний день имеется два способа осуществления права: метод убеждения и метод принуждения.

    Первый способ включает в себя мероприятия, направленные на реализацию норм, которые носят воспитательный, разъяснительный и поощрительный характер. Однако если в ходе данных мероприятий будут нарушены права потребителя, важно знать

    Все предпринятые, таким образом, меры должны оказывать влияние на волю и поведение людей.

    Принуждение – это метод реализации права. Он включает в себя мероприятия, направленные на лишение субъектов, не выполняющих свои права, конкретных благ и применение физического насилия.

    Так же интересным будет информация, которая касается понятия и основных принципов международного права. Более подробно получить информацию можно

    Данная норма – это общественное явление, которое формируется на основании отношений между членами обществам. Каждый гражданин имеет свои определенные права. Обязанность государство заключается в том, чтобы создать все условия для их реализации.



     

    Возможно, будет полезно почитать: