Учебник: Гражданское и торговое право зарубежных стран. Гражданское и торговое законодательство Франции начала XIX века

Контрольная работа

по маркетингу

"Правовое регулирование франчайзинга во Франции"

Считается, что Франция - единственная европейская страна, имеющая специальное законодательство о франчайзинге. На самом деле это не совсем так Реально отношения франчайзинга регулируются прежде всего в соответствии с общими положениями гражданского законодательства Франции и договорно-обязательственного права Судебная практика во Франции, как и в других государствах континентального права, не является самостоятельным источником права. Тем не менее, решения высших судебных инстанций служат в качестве руководящих, авторитетных разъяснений и рекомендаций для низших судов.

Франция - действительно единственная европейская страна, в которой принят закон, непосредственно адресованный франчайзингу. Но его нельзя отнести к чисто франшизному законодательству хотя бы по той формальной причине, что им регулируются отношения лиц еще в преддоговорный, предфраншизный период, когда вовсе не предопределено, что одно из таких лиц станет франчайзером, а другие - его франчайзи. К тому же этот закон распространяется на все виды лицензионных, агентских, представительских и т.п. отношений, и франчайзинг, таким образом, - лишь часть его юрисдикционной сферы.

Закон, о котором идет речь, звучит так: «О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования». Как явствует из его названия, закон призван создать благоприятные условия для укрепления позиций прежде всего малого и среднего бизнеса и, в частности, уменьшить его зависимость от крупных фирм, специализирующихся на «продаже» собственных средств индивидуализации и ноу-хау. Так, закон содержит требования к правообладателю о предварительном, преддоговорном раскрытии необходимой информации лицу, которое намеревается приобрести в возмездном порядке исключительные права. Характерно, однако, что закон был принят по инициативе очень влиятельной и активной Французской федерации франчайзинга, что говорит о его значении, прежде всего для этого вида договоров.

Главная цель закона 1989 г. состоит в том, чтобы защитить интересы лица, приобретающего исключительные права, от неполной или недостоверной информации о «фирме», которая может быть сообщена ему правообладателем до заключения договора о «продаже» таких прав, что впоследствии, в процессе выполнения договора, может сыграть пагубную роль в предпринимательской судьбе пользователя. Поэтому закон и говорит о предпродажном раскрытии информации, т.е. о сообщении пользователю определенных сведений о правообладателе еще до предоставления ему исключительных прав.

Ст 1 закона 1989 г. устанавливает, в частности, что любое лицо, предоставляющее другому лицу лицензию на использование фирменного наименования, торговой марки или логотипа на условиях полной или частичной исключительности прав такого использования, должно до начала исполнения любого соглашения, заключенного сторонами во взаимных интересах, предоставить другой стороне особый документ, содержащий честную информацию, позволяющую этой другой стороне принимать решения на основе такой информации. Этот особый документ должен, помимо прочего, включать сведения о продолжительности и опыте предпринимательской деятельности лицензиара, положении на рынке и возможностях его расширения, значении розничной сети, сроке действия, условиях возобновления и прекращения соглашения, возможностях передачи франшизы, объеме исключительных прав.

В случае, если до начала исполнения соглашения потребуется уплата любых денежных сумм, в особенности для того, чтобы получить исключительные права на оговариваемой территории, то обязательства, принимаемые в возмещение таких платежей, должны быть изложены в письменной форме, равно как и взаимные обязательства сторон на случай их утраты. Упомянутый документ, а также предлагаемый текст соглашения должны быть представлены минимум за 20 дней до начала исполнения соглашения либо в случае необходимости - до уплаты любых денежных сумм.

Приведенные положения закона 1989 г. свидетельствуют, что законодатель стремится, во-первых, предотвратить вероятность злоупотреблений со стороны франчайзера, требуя от него предоставления необходимых сведений в обязательном порядке и, во-вторых, заставить франчайзера принять письменные обязательства еще до заключения договора с франчайзи, если последний уплатил ему какие-либо суммы в счет будущих франшизных услуг.

Если на преддоговорном этапе, говорится далее в законе, франчайзи обращается в суд с жалобой на франчайзера, последний обязан предоставить суду все документы, а также необходимую информацию и проект договора минимум за 20 дней до его заключения. Следуя общим принципам французского договорного права, суд выносит в таких случаях решение о прекращении договора по причине его несоответствия таким принципам, и франчайзи вправе требовать возмещения убытков. Основные принципы ФГК позволяют требовать такого возмещения либо на основании договорной ответственности поставщика товаров или услуг в случае, если они оказывались со скрытыми дефектами, либо на основании деликтной ответственности в случаях, когда между сторонами не существует договора

Закон 1989 г. обладает несколькими особенными чертами, которые уже проявились, несмотря на пока еще небогатую судебную практику его применения. Во-первых, он относится, как отмечалось, ко всем видам соглашений, связанных с продажей лицензии, агентированием и представительством. Во-вторых, он применяется ко всем категориям франчайзеров во Франции, как к индивидуальным, так и корпоративным, независимо от страны их происхождения и их организационно-правовой формы, на французском рынке в течение всего периода функционирования франшизной сети. В-третьих, закон исходит из того, что лицензиар является первоначальным обладателем торговой марки во Франции. В-четвертых, закон по своей юридической силе не превосходит положений Регламента № 4087/88 КЕС.

Надо отметить и то обстоятельство, что в упомянутом декрете № 91337 сформулированы условия предпродажного раскрытия информации столь расплывчато и неопределенно, что трудно добиться их соответствия. Едва ли можно обойтись без судебного разбирательства, чтобы быть в состоянии уверенно сказать, что подразумевают требования декрета, К тому же, хотя базовый закон ограничивается только преддоговорным раскрытием информации, декрет идет дальше этого. Так, например, он требует, чтобы будущий франчайзер открыл свою отчетность за 2 предыдущих года. Тем самым декрет фактически задерживает как минимум на 2,5 года вхождение на французский рынок любого иностранного франчайзера, создающего свой филиал во Франции.

Порядок заключения франшизного соглашения, так же как и порядок его прекращения, определяются Французским гражданским кодексом. В частности, одностороннее прекращение соглашения регулируется согласно положениям ст. 1183 ФГК, прекращение, обусловленное условиями соглашения, - ст. 1656 ФГК; прекращение вследствие резкого и непредвиденного изменения обстоятельств, при которых было заключено соглашение, а также его прекращение по суду - в соответствии со ст 1184 ФГК. Что касается прав и обязанностей сторон франшизного соглашения после его прекращения, то они всецело определяются условиями соглашения в соответствии с общим договорно-обязательственным правом Франции.

Следуя его положениям, а также положениям ФГК, франчайзер не должен нести ответственности в случаях, когда к нему предъявляются требования со стороны потребителей и клиентов франчайзи, поскольку между франчайзером и этими лицами не существует никаких договорных отношений. Но франчайзер несет ответственность, если истцу удастся доказать наличие прямого «управления» операциями франчайзи со стороны франчайзера. Это не совсем четкое положение не отвечает на вопрос о том, какого рода ответственность в данном случае и в каком порядке несет каждая из сторон франшизного соглашения. Не только во Франции, но и в других странах вопрос об ответственности франчайзера перед потребителями за действия франчайзи по распространению продукции и оказанию услуг, произведенных самим франчайзером или франчайзи под фирменным наименованием и/или торговой маркой франчайзи, решается в каждом конкретном случае в соответствии с общим гражданским договорным законодательством. Большую роль при этом играет законодательство о правах потребителей, фальсификации товаров, стандартах качества.

В частности, закон о защите прав потребителей позволяет Правительству Франции запрещать либо ставить под контроль изготовление, импорт, обладание продукцией, представляющей опасность при правильном пользовании ею, а также предложение прав, продажу, маркировку фирменным наименованием или торговой маркой, упаковку и использование такой продукции. Такие же контрольные процедуры и запреты распространяются на услуги. В качестве стороны в гражданских и уголовных делах против изготовителей или распространителей такой продукции могут выступать не только потребители, но и потребительские организации.

Законодательство о преступных обманах и фальсификации позволяет государственным органам конфисковывать продукцию, представляющую серьезную и реальную угрозу потребителям, либо если существует угроза интересам потребителей в результате нечестной торговли. Конфискация осуществляется по предписанию председателя суда первой инстанции. Специальным законодательством предусматриваются положения о маркировке товаров, правила импорта промышленной и сельхозпродукции, о недопущении в этой области контрактных соглашений, принятых в нарушение свободы договора, а также навязываемых условий кредитования.

Во Франции узаконено прямое применение Директивы ЕС об ответственности изготовителя продукции. Когда речь идет о франчайзинге, франчайзи может предъявить иск к франчайзеру и добиваться его ответственности либо за нарушение условий конкретного франшизного соглашения по законодательству о защите прав потребителей и положений Директивы ЕС, либо за нарушение условий коммерческого договора по нормам ФГК и общего договорного законодательства. Об исках потребителей к франчайзеру уже говорилось выше.

Французское законодательство достаточно детально регулирует главный предмет франшизного соглашения - передачу и использование исключительных прав на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. Ныне действующий закон о торговых марках № 91-7 от 04 01 1991 г. был принят с учетом Директивы ЕС № 89/104 от 29. 2,1989 г., регулировавшей вопросы межгосударственного использования этих объектов интеллектуальной собственности в ЕЭС. Закон о торговых марках 1991 г заменил предьгдущий закон 1964 г. но основные положения этого более раннего, закона сохранились в силе. В частности, продолжают действовать торговые марки, предоставленные по нему.

В соответствии с законом 1964 г. все соглашения о предоставлении торговой марки или лицензии на нее, чтобы их можно было принудительно осуществить в судебном порядке против третьих лиц, должны быть предоставлены в письменном виде на регистрацию в Национальный институт интеллектуальной собственности - государственное учреждение, наделенное полномочиями проводить подобные регистрации. Торговая марка, предоставленная франчайзи, регистрируется во Франции либо под именем франчайзера, либо, если она предоставлена на основе лицензионного соглашения, - под именем собственника. При этом в НИИС регистрируется копия лицензионного соглашения.

По закону франчайзер имеет право передать франчайзи только зарегистрированную во Франции торговую марку, а начать франшизный бизнес он может не ранее, чем подаст заявку на регистрацию торговой марки Копия лицензионного соглашения тоже должна быть зарегистрирована в НИИС до начала исполнения франшизного соглашения. Копия удостоверения о регистрации торговой марки прилагается к франшизному соглашению, причем в такой копии должно быть записано требование о возобновлении регистрации торговой марки франчайзером в период действия франшизного соглашения. Регистрация осуществляется на 10 лет и может возобновляться в течение неопределенно долгого времени, причем в отношении любого из унифицированных в пределах ЕЭС 42 классов товаров и услуг. Допускается регистрация торговых марок лиц любой национальности на территории Франции Регистрации подлежат также «коллективные торговые марки» групп или ассоциаций изготовитеней продукции, участники которых используют их для обозначения места происхождения, качества или состава своих товаров и услуг.

Директор НИИС может отказать в регистрации торговой марки по юридическим или техническим основаниям» но такой отказ может быть оспорен в судебном порядке Закон 1964 г предусматривает лишение прав торговой марки в случае, если правообладатель не пользовался ею открыто и определенно, не считая неиспользования по уважительным причинам, в течение 5 лет, предшествовавших судебному оспариванию решения Директора НИИС об отказе в регистрации. В соответствии с законом о торговых марках 1991 г любое лицо вправе в течение двух месяцев с момента опубликования информации о подаче заявки на регистрацию торговой марки сообщить Директору НИИС свои соображения или возражения против ее регистрации.

Процедура оспаривания в суде отказа в регистрации торговой марки установлена законом 1964 г и имеет достаточно стандартный характер.

В отношении фирменных наименований или обозначений во Франции долгое время не было специального законодательства о их регистрации и защите. Общая позиция французского права сводилась к тому, что у фирмы должно быть единое и единственное фирменное наименование, и что его защита - частное дело правообладателя. Такой подход не мог не быть чреват ущербом для правообладателя, потому что претензии третьих лиц, пострадавших от действий его интегрированных партнеров, во всех случаях должны были адресоваться ему одному. И хотя основное условие успеха франшизной сети зависит прежде всего от отождествления ее в глазах потребителей с фирменным наименованием франчайзера, последний во многих случаях предпочел бы, чтобы потребители были поставлены в известность, что в лице франчайзи они имеют дело с независимым предприятием. Поэтому франчайзер вправе обязать франчайзи зарегистрировать в соглашении собственное коммерческое наименование. В последние годы во Франции готовился закон, который должен предусматривать включение во всех случаях в условия подобных сог‑1ашений такого требования правообладателя.

Перечень всех франшизных наименований хранится в НИИС, и до того, как франчайзер создаст и /или зарегистрирует свою компанию во Франции, он должен в собственных интересах проверить, не имеется ли в регистре НИИС таких же фирменных наименований. Правонарушениями в области фирменных наименований, как и торговых марок, по французскому законодательству являются их незаконное копирование или имитация на товарах или услугах одного и того же класса, что порождает путаницу и введение в заблуждение потребителей и клиентов. Такие правонарушения могут преследоваться в уголовном порядке или путем гражданских исков. Судебным постановлением может быть наложен арест на продукцию, имеющую незаконную торговую марку.

Регулирование передачи франчайзером и использования со стороны франчайзи части объектов интеллектуальной собственности осуществляется во Франции по закону об авторском праве 1957 г. К таким объектам прежде всего относятся оригинальные тексты руководств, инструкций или наставлений франчайзеров по ведению коммерческих операций франчайзи. В отдельных случаях франчайзи получает также программное компьютерное обеспечение как часть лицензированной информации ноу-хау. По закону 1985 г. авторские права франчайзера на программное обеспечение сохраняются в течение 25 лет с момента создания такого обеспечения. Отдельно по закону 1987 г. защищаются авторские права на полупроводниковые компьютерные чипы, которые должны быть зарегистрированы в НИИС; срок их защиты - 10 лет после первой продажи.

В отдельных франшизных системах используются патенты, являющиеся собственностью франчайзера или приобретенные им по лицензии. Во Франции различаются 3 разновидности патентов. Французский патент, права на который регулируются законами 1968 г. и 1978 г., действует только на территории Франции и охраняется в течение 20 лет. Франчайзер может приобрести также европейский патент, действующий на территории каждого из государств-членов Мюнхенской конвенции 1973 г. и сохраняющийся также в течение 20 лет. Наконец, франчайзер может воспользоваться международным патентом, действительным на территории каждого из государств-членов Вашингтонского договора о патентном сотрудничестве 1970 г.

Как и в других странах, во Франции осуществляется жесткий контроль над монополистической деятельностью и антиконкурентной практикой, объектом которого является и франчайзинг. Не допускаются любые коммерческие соглашения, которые имеют своим следствием исключение, ограничение или сдерживание свободной конкуренции в одном из секторов экономики или на любом рынке, а также всякое злоупотребление своим доминирующим положением со стороны любого предприятия или группы предприятий, действующих на французском рынке. Основными правовыми актами в этой области являются закон-декрет № 86-1283 от 01.12.1986 г. о честной конкуренции и декрет № 86-1309 от 20.12.1986 г. о регулировании цен. Исполнение обоих актов возложено на созданный для этой цели Совет по конкуренции, а также на Апелляционный суд Парижа Действия, ведущие к нарушению конкуренции, могут быть пресечены посредством судебных запретов, штрафов и/или иных санкций.

Законом-декретом № 86/1283 прямо запрещаются любые согласованные действия, соглашения, явные или подразумеваемые союзы, ведущие к ограничению рыночной конкуренции одним или несколькими из следующих способов: ограничением доступа на рынок; фиксированием цен; сдерживанием или осуществлением контроля над производством, капиталовложениями или техническим прогрессом; разделом источников поставок. Запрещение фиксации цен распространяется на франчайзинг с оговорками: целый ряд судебных решений по франшизным соглашениям сводился к тому, что франчайзер может лишь рекомендовать франчайзи цены на товары в случаях, когда такая рекомендация имеет целью сохранить и защитить имидж франшизной системы в глазах потребителей.

Не запрещает закон-декрет и селективную торговлю, в частности, в случаях, когда выбор стратегии поставщика товаров требует ведения именно этого вида торговли, и когда ее осуществление соответствует сложившимся объективным условиям. Так, Совет по конкуренции, учитывая особую роль во французской экономике индустрии моды и, в частности, производства и сбыта парфюмерии и косметики, решил, что изготовители косметики вправе налагать на розничных распространителей своей продукции определенные обязательства в отношении ее складирования, а также набора и содержания персонала, поддержания минимального набора товаров. Более того, Совет установил, что изготовители могут не возобновлять на новый срок соглашения с розничными распространителями или досрочно прекращать действующее соглашение с теми из них, кто не соглашается принять налагаемые на них обязательства.

Положения закона-декрета 1986 г. о запрещении злоупотреблений доминирующим положением на рынке сформулированы в соответствии с требованиями антимонопольных статей 81 и 82 Римского договора. Министр экономики Франции уполномочен на основании этих положений отменять своим декретом некоторые категории соглашений. Однако положения Регламента КЕС № 4087/88 об индивидуальных и «блочных» изъятиях франшизных соглашений из сферы действия антимонопольного законодательства признаются во Франции юридически обязательными. Таким образом, франшизные соглашения, даже если они противоречат антимонопольному законодательству Франции, не могут быть объявлены недействительными ни по решению административных органов, ни по постановлению суда.

Хотя отдельная судебная практика по франчайзингу, как отмечалось, во Франции еще не богатая, обилие рассматриваемых судами дел о «горизонтальных» объединениях, о связанной торговле, о навязывании поставщиками минимальных розничных цен и других ограничениях свободы конкуренции позволяет предположить, что среди них встречаются и дела по франчайзингу.

Понятие торгового представительства в чешском правовом регулировании так же, как и в словацком, можно определить двояко. Во-первых, речь идет о торговом представительстве в рамках его самостоятельной деятельности и, во-вторых, - о торговом представительстве, созданном на основании договора о торговом представительстве, на основе которого возникает торгово-правовое обязательственное отношение. Изменения, которые произошли в чешском правовом регулировании после принятия нового ГК и принятия новых специальных законов (например, Закона о коммерческих корпорациях) , касаются не только первого типа торгового представительства, но и торгового представительства, созданного на основании договора о торговом представительстве.

До принятия нового ГК правовое регулирование торгового представительства в Чешской Республике осуществлялось так же, как и в Словакии (с небольшими отличиями). Торговое представительство предпринимателя в связи с его деятельностью регламентировалось в части IV ТК (§ 13-16). Правовое регулирование торгового представительства как обязательственно-правового отношения содержится также в нормах § 652-672а ТК.

Можно констатировать, что, хотя в связи с рекодификацией произошло "перемещение" правового регулирования деятельности предпринимателя и его представительства или в новый ГК, или в Закон о коммерческих корпорациях (в частности некоторые вопросы деятельности предпринимателей - юридических лиц (коммерческих компаний и кооперативов)), основные тезисы, теоретические исходные точки и общие вопросы остались без изменений.

Как указано в § 13 абз. 1 ТК, предприниматель - физическое лицо действует лично или от его имени может действовать его представитель. Основное отличие между предпринимателем - физическим лицом и предпринимателем - юридическим лицом, состоит в том, то последний не может действовать лично, как физическое лицо. От имени юридического лица по закону должен действовать только уставный орган (руководитель при обществе с ограниченной ответственностью и правление при акционерном обществе, при коммандитном товариществе). Исключение составляет открытая коммерческая компания, от имени которой ввиду ее характера могут действовать прямо все партнеры коммерческой компании.

Новый ГК в § 161-167 регулирует действия от имени юридического лица, причем указывает, что от его имени действует уставный орган. В § 164 устанавливается, что член уставного органа может представлять юридическое лицо во всех делах. Это значит, что в этом случае уставный орган не только действует от имени юридического лица, но и представляет его, что можно воспринимать как торговое представительство юридического лица.

Уставный орган может состоять из нескольких членов, поэтому уже при создании юридического лица (коммерческой компании) необходимо определить, каким способом эти члены должны действовать от имени компании и представлять ее. Они могут действовать или каждый самостоятельно, или коллективно. Член уставного органа может осуществлять свою деятельность либо на основе трудового договора в качестве сотрудника юридического лица, либо на основе другого договора, например, мандатного, который на практике встречается чаще всего.

Новый ГК регулирует представительство предпринимателя и в § 430 указывает: "Если предприниматель уполномочит кого-то выполнять определенную деятельность при ведении торгового предприятия, это лицо представляет предпринимателя во всех действиях, которые обычно случаются при этой деятельности". В этом случае речь уже идет не о представительстве согласно закону (в качестве уставного органа у юридического лица), а о добровольном предоставлении полномочий определенному лицу предпринимателем на представительство. Такие полномочия на представительство может предоставить не только предприниматель - юридическое лицо, но и физическое лицо.

Новый ГК регулирует также общие вопросы представительства как такового (не только представительства предпринимателя). Но эти положения можно применять также при представительстве предпринимателя на основе доверенности или же на основании договора как с юридическим, так и с физическим лицом. Речь может идти, например, о представительстве предпринимателя адвокатом на основе доверенности.

В торгово-правовых отношениях встречается особый тип представительства. Речь идет о представительстве посредством общей доверенности. В рамках предыдущего правового регулирования этот институт был закреплен исключительно в ТК, но после рекодификации частного права стал составной частью ГК в рамках проблематики, касающейся представительства. Необходимо констатировать, что нормы о представительстве как таковом, а также о представительстве предпринимателей, которые ранее встречались в нескольких правовых предписаниях, в настоящее время в чешском законодательстве объединены в одном кодексе (ГК), что следует оценить положительно. Общая доверенность регламентирована в § 450-456 ГК. Как уже было сказано, речь идет об особом виде полномочий. Особенность эта состоит также в том, что пределы этих полномочий определены прямо законом . Лицо, которое действует от имени предпринимателя на основе общей доверенности, называется прокурором и от имени предпринимателя имеет право выполнять все юридические действия, которые могут совершаться в процессе осуществления деятельности предприятия.

При действиях в рамках общей доверенности действует несколько законных ограничений. Наиболее важным является то, что прокурор в рамках представительства не может совершать распорядительные действия с недвижимостями, а значит, не может автоматически, в рамках общей доверенности отчуждать, обременять недвижимость, которая принадлежит предпринимателю на праве собственности, а также не может приобретать недвижимость от его имени. Но это ограничение, содержащееся в законе, можно снять путем внесения этого правомочия в общую доверенность.

Еще одним ограничением согласно закону, является то, что прокурор не может передать общую доверенность третьему лицу, не может предоставить следующую общую доверенность. Кроме того, общая доверенность может быть предоставлена только физическому лицу. Следовательно, прокурором не может быть юридическое лицо.

Договор о торговом представительстве. Торговое представительство предпринимателя может быть создано также на основе договора о торговом представительстве.

Аналогично другим институтам торгового права договор о торговом представительстве после рекодификации был перемещен из отмененного ТК в новый ГК (§ 2483-2520 ГК).

Договором о торговом представительстве торговый представитель как независимый предприниматель обязывается лицом, которое он представляет, долгосрочно развивать деятельность, направленную на заключение определенного вида договоров (сделок), т.е. вести переговоры и заключать сделки от имени, представляемого им лица и за его счет , за что получает вознаграждение в форме комиссионных.

Договор о торговом представительстве должен быть заключен в письменной форме.

Основными реквизитами договора являются:

  • - определение торгового представителя как независимого предпринимателя;
  • - обязательство торгового представителя долгосрочно развивать деятельность, направленную на заключение определенного вида договоров (сделок), или вести переговоры и заключать сделки от имени, представляемого им лица и за его счет;
  • - указание определенных договоров (сделок);
  • - указание личности представляемого.

Важной особенностью договора о торговом представительстве является его долгосрочный характер. Именно этот признак отличает его от других так называемых договоров поручения (договор посредничества, мандатный договор, комиссионный договор, договор на проведение контроля).

Торговым представителем может являться и юридическое, и физическое лицо. Но свою деятельность он должен осуществлять в качестве предпринимателя, т.е. как систематическую деятельность, самостоятельно, от своего имени, под свою ответственность и с целью получения прибыли .

К основным обязанностям торгового представителя относятся следующие:

  • - осуществлять деятельность, которая является предметом договора о торговом представительстве;
  • - осуществлять эту деятельность по отношению к представляемому добросовестно, с профессиональной заботой и честными намерениями (in bona fides);
  • - информировать представляемое им лицо о своей деятельности.

Обязанностям торгового представителя соответствуют права представляемого им лица. Однако торговый представитель в рамках этих обязательственных отношений также имеет определенные права, которым, наоборот, корреспондируют обязанности представляемого, а именно:

  • - удовлетворять финансовые претензии торгового представителя, прежде всего в форме комиссионных, а также в форме оплаты расходов торгового представителя, которые возникли в связи с осуществлением его деятельности;
  • - действовать честно и добросовестно, способствовать тому, чтобы, торговый представитель мог беспрепятственно осуществлять свою деятельность . Это значит, что он должен снабжать торгового представителя документами и информацией, необходимыми для переговоров или заключения сделки.

Как уже было сказано, основное право торгового представителя и одновременно основная обязанность представляемого им лица - выплата вознаграждения торговому представителю за осуществленную деятельность в форме комиссионных. Размер комиссионных обычно определяется в договорах о торговом представительстве. Но в случае его отсутствия, так как речь не идет об обязательном условии договора о торговом представительстве, торговому представителю принадлежат условные комиссионные, соответствующие обычаям по месту его деятельности, имея в виду вид товара, с которым связан договор о торговом представительстве.

Торговый представитель имеет право также на возмещение расходов, которые возникли в связи с осуществлением его деятельности. Но закон предполагает, что эти расходы будут составной частью комиссионных торгового представителя. Кроме того, в договоре может быть установлено, что кроме комиссионных, торговый представитель имеет право также на возмещение расходов, но только одновременно с получением комиссионных.

В договоре может быть установлено, что торговое представительство может быть исключительным или неисключительным. Причем исключительное торговое представительство должно быть специально оговорено в договоре, в противном случае будет считаться, что стороны согласились на неисключительное торговое представительство. Исключительное торговое представительство означает, что представляемое лицо связано обязанностью не привлекать на определенной территории и для определенного круга сделок (или лиц) определенного в договорном порядке другого торгового представителя, а торговый представитель не имеет право осуществлять деятельность в пользу других лиц или заключать сделки за свой счет.

Сущность неисключительного торгового представительства заключается в том, что представляемое лицо может приглашать для аналогичной деятельности или на той же территории и другого торгового представителя, а торговый представитель может осуществлять такую же деятельность для других лиц или заключать сделки за свой счет.

См.: Suchoza J., Husdr J., Marek К., Raban P. Cesko-slovenske kontexty obchodniho prava. Praha: Wolters Kluwer CR, a.s., 2011. S. 382.

  • Cm.: Bejcek J, Elias K., Raban P. Kurs obchodniho prava. Obchodni zavazky. 4. Vydani. Praha: С. H. Beck, 2007. S. 388.
  • См.: Bejcek J, Elias К., Raban Р. Kurs obchodniho prava. Obchodni zavazky. 4. Vydani.
  • Однако, уделяло сравнительно небольшое внимание вопросам правового регулирования профессионального коммерческого (торгового) представительства. Отражая условия торгового оборота того времени, французский Гражданский кодекс отношения по представительству фактически не урегулировал, основное внимание уделяя отношениям между поверенными и доверителями (статьи 1984-2010) .

    Действующий во Франции Гражданский кодекс в целом ряде постановлений признает институт прямого представительства . Статья 1984 французского Гражданского кодекса, с момента его появления, трактовала мандат только как представительное полномочие. Многие из французских цивилистов того времени полагали, что упомянутая статья применима и к договору поручения, где мандатарий действует от своего собственного имени. Однако такое воззрение, как верно заметил Н.О. Нерсесов, не находило для себя оправдания ввиду явного смысла этой статьи, не допускающего никакого сомнения 1 .

    При правильном подходе к оценке понятия представительства во французском Гражданском кодексе нельзя обойти вниманием статью 1119 ГК, которая в виде общего правила устанавливает, что всякий желающий приобретать обязательства в своем лице должен контрагиро- вать лично. Признание за подобным правилом, напоминающим римское alteri stipulari emo potest, значения безусловного юридического принципа должно исключать, по логической последовательности, возможность не только договоров в пользу третьего лица, но и представительства. Между тем французское законодательство признает как первый из упомянутых институтов под известными условиями, так и второй. Таким образом, правило, установленное статьей 1119 французского Гражданского кодекса, оказывается совершенно изолированным и не согласным с другими постановлениями того же законодательства.

    Существование подобного правила во французском Гражданском кодексе объясняется историческим происхождением его, а именно тем обстоятельством, что редакторы Гражданского кодекса заимствовали

    его от Потье, который, в свою очередь, заимствовал это правило без

    ~ 2 всякой критики из римского права .

    Поручение в трактовке французского Гражданского кодекса имеет место и в том случае, когда «мандатарий» действует, как и комиссионер, от собственного имени. Art 94 Code de commerce определяет комиссионера как лицо, действующее от своего имени, но за счет комитента. Такой комиссионер признается единственным юридическим субъектом по сделкам, совершенным им в пределах данного ему поручения. Между комитентом и третьим лицом не возникает непосредственных юридических отношений . Но редакторы Торгового кодекса поступили непоследовательно, признав и таких комиссионеров, которые действуют от имени комитента . В первом из этих случаев речь должна бы идти, согласно доктрине, о «поручении без представительства». Прямые же правовые последствия для «манданта» возникают лишь при «представительстве», обязательным условием которого является ведение дел от чужого имени 1 .

    К настоящему времени во многих областях французский законодатель изменил редакцию Гражданского и Торгового кодексов и постоянно адаптирует ее к социальной действительности. Многие их положения отменены, много добавлено нового, а то, что осталось в первоначальной редакции, применяется сейчас совершенно иначе, чем в начале XIX века. Весьма существенным изменениям уже вскоре после принятия подвергся Торговый кодекс. Но все же и он оказал влияние на законодательства ряда стран (Бельгии, Голландии, Греции, Испании, Португалии и др.) .

    В результате развития торговли эволюционируют и различные формы профессионального коммерческого представительства, осуществляемого лицами, как находящимися в служебных отношениях с предприни-

    мателем , так и являющимися самостоятельными торговыми деятелями. Они широко используются в современном торговом обороте.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Гражданское и торговое законодательство Франции начала XIX века:

    1. В середине XIX века начала проявляться тенденция к унификации немецкого частного права
    2. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ГЕРМАНИИ В XIX в. ГЕРМАНСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1896 г. (1900 г.). геРмАнское тоРГовое уложение 1897 г.

    Правовая природа договора коммерческого представительства во Франции определена декретом от 23 ноября 1958 г., который называет его поручением, заключенным в интересах обеих сторон -- "madat d"interet commun" (стст. 1 и 3). Декрет закрепляет судебную практику, сложившуюся, не без колебания, задолго до 1958 г. Понятие d"interet commun заменило принятое ранее понятие l"abus de droit -- злоупотребление правом. Теория d"interet commun была более радикальна, нежели предыдущая. Она отступает от правила произвольного расторжения договора доверителем, в случае отмены поручения коммерческий агент имеет право на возмещение. Вина доверителя презюмируется, она следует из самого факта расторжения. В теории же l"abus de droit доверенный должен доказать злоупотребление правом со стороны доверителя, что на практике зачастую сделать затруднительно.

    В соответствии со статьей 1984 Гражданского кодекса Франции, "поручение или доверенность являются действием, в силу которого одно лицо дает другому лицу полномочие сделать что-либо для доверителя и от его имени". Договор поручения характеризуют такие основные признаки, как двусторонность и консенсуальность.

    Французская доктрина в большинстве своем согласна с точкой зрения о том, что агентский договор является разновидностью договора поручения. Однако некоторые авторы идут дальше. Они утверждают, что агентский договор имеет специфическую природу, является двусторонне обязывающим соглашением sui generus (контрактуальная теория). По их мнению, договор поручения не является двусторонним в чистом виде, так как обязанности лежат только на доверенном. Однако он становится таковым, если у доверенного возникает право на возмещение понесенных им издержек. Таковым и является агентский договор. Ссылаясь на дело Vitrac v. Castelli, по которому суд определил, что агентский договор отличается от поручения в чистом виде, Catoni и A. de Theux выводят, что содержание агентского договора шире, чем у договора поручения, применение этого юридического термина -- только "простое дополнение, используемое для совершения каждого частного действия". Результат агентского договора составляет создание клиентуры благодаря совместным усилиям, что влечет за собой возникновение взаимных прав и обязанностей (в первую очередь, обязанность по подысканию клиентуры, которой противостоят обязанности, вытекающие из эксклюзивности договора).

    Стоит отметить, что данная теория не идет вразрез с теорией поручения в общих интересах, а лишь дополняет ее: истоком агентского договора является договор поручения, но в некотором роде видоизмененный в силу приобретения коммерческого характера, требований экономических реалий. Несмотря на некоторые разногласия, и те и другие авторы приходят к одним и тем же практическим выводам: по вопросам, не урегулированным специальным законодательством об агентском соглашении, применяются общие положения о договоре поручения в части, не противоречащей содержанию данного договора и требованиям специальных норм. Как справедливо отмечает С. Ю. Рябиков, смысл добавления к наименованию договора поручения слов "в общих интересах", осуществленного французской судебной практикой и декретом 1958 г., как раз и состоит в том, чтобы показать, что агентское соглашение имеет отличия и специфику по сравнению с классическим гражданско-правовым договором поручения.

    Французский закон от 25 июня 1991 г., имплементировавший в национальное право положения европейской Директивы 1986 г., квалифицирует агентский договор как договор поручения в общих интересах и определяет коммерческого агента как доверенного, который в качестве независимой профессии, не будучи связанным трудовым контрактом, обязан постоянным образом проводить переговоры и, обычно, заключать договоры купли-продажи, аренды, подряда или оказания услуг от имени и за счет производителей, промышленников, коммерсантов или других торговых агентов. Таким образом, определение фактически соответствует тексту европейской Директивы, принятой под влиянием французской концепции представительства, c тем лишь исключением, что он включает в перечень договоров, заключаемых коммерческими агентами, договоры аренды и договоры оказания услуг дополнительно к указанному Директивой договору купли-продажи.

    С учетом вышеизложенного, договор коммерческого представительства по праву Франции можно определить как двусторонний, возмездный, консенсуальный договор, представляющий собой договор поручения, предусматривающий совершение агентом от имени принципала фактических и (или) юридических действий.

    1. Представительство - ϶ᴛᴏ отношение, в силу кᴏᴛᴏᴩого одно лицо (представитель) совершает юридические действия от имени другого лица (представляемого), и правовые последствия данных действий, если они совершены в пределах предоставленных представителю полномочий, возникают непосредственно для представляемого.

    Представительство базируется на полномочии, возникающем либо в силу личного заявления представляемого, связанного обычно с представителем особым договором о представительстве (договорное представительство), либо в силу закона, предоставляющего такое право лицам, обладающим родительскими и опекунскими правами (законное представительство) Стоит сказать - полномочие может быть не только прямо выраженным, но и подразумеваемым.

    Развитие института представительства было связано с развитием капиталистического способа производства. С укрупнением предприятий функции управления производством, сбытом, банковским делом систематически усложнялись, а вместе с тем возрастала потребность в выделении и расширении специальной категории работников, выполняющих функцию управления за собственников.

    Гражданское и торговое законодательство изучаемых стран начала XIX века, однако, уделяло сравнительно небольшое внимание вопросам правового регулирования представительства. Предприниматель еще сам сбывал товар. Отражая условия торгового оборота

    того времени, ФГК отношения по представительству фактически не урегулировал, основное внимание уделяя отношениям между поверенными и доверителями (ст. 1984-2010), а в ст. 1984 договор поручения отождествляется с полномочием.

    В результате развития торговли развиваются и различные формы торгового представительства, кᴏᴛᴏᴩым гражданское и торговое законодательство стало уделять большое внимание, предусматривая различное четкое регулирование при ϶ᴛᴏм внутренних отношений между представителем и представляемым и отношений представляемых лиц с третьими лицами в связи с представительством.

    2. Во Франции различаются договорное и законное представительства. Представительство будет договорным, если полномочия представителя основаны на его договоре с представляемым. Представительство будет законным, когда сам закон назначает определенное лицо представителем другого, обычно недееспособного лица. Деление представительства на договорное и законное, хотя и не предусмотрено ФГК, будет в настоящее время общепризнанным. Хотя в ФГК не проводится различие между договором поручения и полномочием, на практике полномочие рассматривается как одностороннее заявление представляемого и не связывается обязательно с договором поручения.

    Предметом поручения может быть ведение отдельных либо всех дел представляемого (ст. 1987) Объем полномочий представителя вытекает из договора. Договоры, заключенные представителем, обязывают представляемого в том случае, если представитель не вышел за пределы предоставленных ему полномочий. В противном случае представляемый будет связан договором, если прямо или молчаливо одобрит его (ст. 1998 ФГК) В случае если такого одобрения не последует, а представитель, в ϲʙᴏю очередь, надлежащим образом не осведомит третье лицо о действительном объеме ϲʙᴏих полномочий, то он сам становится обязанным перед данным третьим лицом (ст. 1997 ФГК) Доверенность прекращается отзывом, отказом поверенного от поручения, смертью, лишением дееспособности или разорением доверителя или поверенного (ст. 2003 ФГК) Отмена поручения, о кᴏᴛᴏᴩой был уведомлен только поверенный, не затрагивает прав третьего лица, кᴏᴛᴏᴩое заключило договор с поверенным, не зная об ϶ᴛᴏй отмене (ст. 2005)

    В Федеративной Республике Германии, так же как и во Франции, различается представительство, основанное на законе, и договорное. Договорное представительство, согласно ГГУ, имеет место как в том случае, когда представитель изъявляет волю в пределах данного ему полномочия, так и в том случае, когда из обстоятельств дела вытекает, что изъявление делается от имени представляемого (§ 164 ГГУ)

    Ограничение представителя в дееспособности не влияет на действительность волеизъявления, сделанного представителем или адресованного ему (§ 165) Стоит сказать - полномочие дается представителю в форме заявления, обращенного к нему или к тому лицу, по отно-

    шению к кᴏᴛᴏᴩому представительство должно иметь место. Стоит сказать, для заявления не требуется специальной формы (§ 167) В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с § 171 допускается предоставление полномочий через посредство публикации. В ϶ᴛᴏм случае представитель уполномочивается на совершение сделок по отношению ко всем третьим лицам.

    Сделка, заключенная одним лицом от имени другого без полномочия, порождает права и обязанности для представляемого исключительно при последующем одобрении им сделки. Такое одобрение может последовать в течение двух недель с того дня, когда другая сторона предложила представляемому выразить одобрение. На лицо, заключившее договор при отсутствии у него полномочий, переходят все права и обязанности по договору в случае отказа в подтверждении его представляемым, если контрагент знал или должен был знать об отсутствии у него полномочий. Стоит сказать - полномочие остается в силе до тех пор, пока доверенность не возвращена доверителю или третьи лица не оповещены о ее отмене (§ 172) Доверенность может быть аннулирована путем публикации.

    В Швейцарии представительство урегулировано ШОЗ. Сделка, заключенная одним лицом от имени другого при наличии на то ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего полномочия, порождает права и обязанности непосредственно для представляемого. В случае если, однако, при заключении договора лицо не раскрывает того, что оно действует в качестве представителя другого лица, права и обязанности из договора возникают непосредственно для представляемого исключительно в случае, если контрагент по обстоятельствам заключения договора должен был прийти к выводу о наличии отношений по представительству или если ему было безразлично, с кем он заключае"1 договор (ст. 32 ШОЗ) Стоит сказать - полномочие, основанное на сделке, может быть в любое время ограничено или отозвано лицом, его предоставившим, без ущерба для прав, могущих возникнуть из другого существующего между участниками правового отношения (договора трудового найма, договора о товариществе, договора поручения - ст. 34 ШОЗ)

    До момента, пока представитель не узнал о прекращении полномочия, он продолжает ϲʙᴏими действиями создавать права и обязанности для представляемого или его правопреемника, за исключением тех случаев, когда третьим лицам стало известно о прекращении полномочия (ст. 37 ШОЗ)

    В случае если сделка совершается кем-либо от имени другого лица без его полномочия, то ϶ᴛᴏ лицо приобретает права или обязанности только при последующем одобрении сделки с его стороны (ст. 38 ШОЗ) В случае если в последующем одобрении прямо или подразумеваемым образом будет отказано, лицо, действующее в качестве представителя, обязано возместить контрагенту убытки, возникшие от неосуществления сделки, поскольку лицо, действовавшее как представитель, не сможет доказать, что контрагент знал об отсутствии полномочия или должен был знать об ϶ᴛᴏм. При наличии вины представителя судья вправе, если ϶ᴛᴏ отвечает требованиям справедливости, обязать к возмещению дальнейших убытков (ст. 39 ШОЗ)



     

    Возможно, будет полезно почитать: