"подготовка к олимпиады по обж". Роль курса обж в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ.
(статья)
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ базируется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, нравственного, воинского воспитания обучающихся. Воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса.
Я считаю, что воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса. Воспитание на уроках ОБЖ и внеурочных мероприятиях базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации.
Эффективность воспитательного процесса достигается созданием необходимых условий для учебы, всесторонним информационным обеспечением и требовательностью к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная, как коллективная, так и индивидуальная работа с учащимися.
В моём понимании преподаватель-организатор ОБЖ - не просто предметник, а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучающихся.
Поэтому ему нужна своя, разработанная с учетом содержания и специфики преподаваемого учебного предмета программа воспитания - целенаправленная система мероприятий, нацеленная на формирование личности безопасного типа поведения, подготовку старшеклассников к военной службе, воспитание патриотизма, толерантности, милосердия, пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, наркомании, токсикомании. Эта воспитательная программа должна обеспечивать единство воспитания и обучения, быть тесно взаимосвязанной с разрабатываемой преподавателем-организатором ОБЖ рабочей программой. Важное место в процессе формирования гражданина и патриота у обучающихся занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Чтобы каждый урок и внеурочное мероприятие стали для школьников решением важных и интересных актуальных проблем, касающихся их личных интересов, которые их волнуют. Для более достоверной информации по вопросам, изучаемым в рамках курса ОБЖ необходимо привлекать специалистов: медицинских работников, представителей органов внутренних дел, МЧС, военкомата, других государственных и общественных структур.
Я считаю, что моя работа, только тогда имеет положительный результат, когда изученные нормы и правила применяются моими учениками в повседневной жизни. Формирование патриотических чувств и сознания у обучающихся формируется за счет разнообразных форм патриотического воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность).
Основные направления воспитательной работы, используемые мною, как преподавателем - организатором ОБЖ.
- Безопасность;
- Патриотизм;
- Гражданственность;
- Нравственность;
- Интеллект и общение;
- Здоровье и ЗОЖ.
Основные цели воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
1.Содействовать разностороннему развитию личности, в том числе активной гражданской позиции и чувству патриотизма.
2.Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
2.Формировать готовность к самостоятельному нравственному и профессиональному выбору на основе гражданско-патриотических и духовных ценностей.
3.Развивать потребность и способность к самосовершенствованию и самореализации, необходимых гражданину для прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
4.Формировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Основные задачи воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
1.Через систему уроков и внеурочных мероприятий воспитывать патриотическое отношение к историческому и героическому наследию России, своей национальной культуре.
2.В проводимой воспитательной работе акцентировать внимание на воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
3.Обеспечивать развитие черт личности необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; создавать условия для проявления творческих способностей и личностной самореализации школьников.
4.Формировать у учащихся в учебной и внеурочной работе целостное миропонимание на основе современного научного мировоззрения.
5.Формировать в учебной деятельности основы культуры здоровья и ведения здорового образа жизни.
Составной частью подготовки по курсу ОБЖ и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений я считаю, призвано стать патриотическое воспитание обучающихся.
Актуальность патриотизма и его необходимость во все времена очень точно выразил известный русский педагог и общественный деятель Л.В.Вахтёров: «Любовь к родине - это потребность всякого здорового сердца». Мужество, жертвенность, героизм, любовь к Отчизне, народу - основные качества патриотизма.
Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ не может быть оторвано от патриотического воспитания в школе в целом (уроки истории, обществознания, литературы). Но курс ОБЖ занимает главенствующее место в патриотическом воспитании учеников.
В школе организована система военно-патриотического воспитания, которая включает:
- усвоение курса ОБЖ;
- знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
- общефизическую подготовку;
- занятие военно-прикладными видами спорта;
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, которое включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его героическим свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Ф ормирование патриотизма необходимо начинать, как можно раньше, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Составные части патриотического воспитания:
Военно-патриотическое воспитание:
- Взаимодействие с организацией ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, военкоматом района, воинской частью, с правоохранительными органами.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- Взаимодействие с правоохранительными органами, организациями ПСО, ГО, МЧС, ГИБДД. Изучение основ законодательства.
Культурно-патриотическое воспитание:
- Воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Экскурсионная программа, посещение музеев, выставок, концертов.
Образование - как часть патриотического воспитания:
- Введение патриотического компонента в рамках учебных предметов, таких как история, обществознание, русская литература, ОБЖ.
В нашей школе проводится следующая работа по формированию военно-патриотических качеств личности :
- Особое внимание уделяется отечественным достижениям в науке, культуре и т.д. Проведение целевых уроков посвященных знаменательным событиям и датам, выдающимся личностям Отечества. Проведение викторин, конкурсов во время предметных недель (исследовательские работы учащихся, разработки буклетов, презентаций).
- Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. (обучающиеся школы активно участвуют в районных соревнованиях по пулевой стрельбе из мелкокалиберной винтовки, «Кроссе наций», «Лыжне России», «Военно-спортивном ориентировании», «Военно-спортивных тестах», где неоднократно становились победителями и призерами соревнований.
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками павшим воинам на Богородском кладбище; мемориальная акция «Свеча памяти», вахта памяти - возложение цветов к Пискаревскому мемориалу; проведение митингов и т.п.).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и тыла к Дню Победы, акция «Солдатский треугольник» и др).
- Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях (встречи с воинами-интернационалистами, ветеранами Великой Отечественной войны и др) .
- Особую роль в воспитании патриотизма играет семья. Пример родителей, старшего поколения родственников, гордость за их отвагу и доблесть позволяет осознать принадлежность к судьбе Отечества, с гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим победам (Акция «Бессмертный полк» и др.)
Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина и этнической родины. Опросив старшеклассников (69 чел.) мы получили следующие результаты, из которых можно сделать вывод, что патриотическое воспитание в нашей школе, находится на высоком уровне. Большинство учащихся считают себя патриотом (75%) и гражданином (88%)своей Отчизны.
По странам
Россия
Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы военной службы.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути - ключевым, для данного курса.
Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Республика Беларусь
Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий .
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
См. также
- Навыки выживания
Примечания
Ссылки
- Презентации по ОБЖ И еще презентации
- Информационно-методическое издание для преподавателей. ОБЖ
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Основы безопасности жизнедеятельности" в других словарях:
Учебный курс, изучаемый в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования и предназначенный для подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневой жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного,… …
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - учебный предмет в 1 11 х классах общеобразовательной школы; преподаётся с 1998. Изучение курса ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.… … Педагогический терминологический словарь
Ежемесячное информационно методическое издание для преподавателей курса ОБЖ образовательных учреждений. Журнал ориентирован на школы, средние и высшие учебные заведения. Издаётся с янв. 1999. на базе редакции журнала Гражданская защита.… … Словарь черезвычайных ситуаций
Основные сведения Предмет Основы безопасности жизнедеятельности Зона охвата Россия Участвуют школьники 9 11 классов (Заключительный этап) Первая олимпиада Год 2009 Место г. Кислов … Википедия
Учебное помещение для обучения учащихся и студентов учреждений общего, начального и среднего профессионального образования по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. Предназначен для проведения плановых занятий, самостоятельной подготовки… … Словарь черезвычайных ситуаций
Меры безопасности в школах - В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Безопасность жизнедеятельности воинского формирования - Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН
У этого термина существуют и другие значения, см. Совет национальной безопасности. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Совет национальной безопас … Википедия
Служба безопасности Украины … Википедия
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность, распознать опасность,… … Википедия
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно. До этого, правда, существовал другой, но похожий предмет - «Начальная военная подготовка». На уроках «НВП» учили не только разбирать и чистить автомат, но и, например, оказывать первую медицинскую помощь, рассказывалось, как вести себя при пожаре и в других опасных ситуациях.
Однако новая дисциплина, «Основы безопасности жизнедеятельности», задумывалась более глубокой. Предмет призван был воспитывать культуру безопасности в обществе. Курс состоит из трех тематических разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, военная безопасность государства.
В ряду школьных предметов предмет ОБЖ стоит особняком . И на это есть ряд причин. Вот лишь главные: ОБЖ единственный предмет в школе, где к преподавателю можно обращаться как по имени и отчеству, так и по воинскому званию; предмет ОБЖ преподаётся с элементами воинской дисциплины; предмет ОБЖ выводит юношей 10-х классов в мае на стрельбы из боевого оружия. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. ОБЖ — это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку . От того, насколько хорошо преподаватель научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться - школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде, если ошибётся учитель ОБЖ - это может стоить жизни ребёнка или окружающих людей.
Поэтому и методика преподавания предмета, немного другая, не стандартная для школы. И критерии оценки работы преподавателя ОБЖ должны быть иными, отличными от критериев оценки работы преподавателя истории, географии, математики. В том числе оценка записей в блог и выставляемых материалов на сайте «Мультиурок» по предмету «ОБЖ». Всё, что записывается мной в блоге, точно также используется и на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Предмет ОБЖ преподавать наиболее эффективно могут кадровые офицеры запаса министерства Обороны или профессиональные спасатели-офицеры МЧС, люди, многократно побывавшие в экстремальных и боевых ситуациях, которые могут дать учащимся не только книжные знания, но и передать свой личный опыт преодоления экстремальных ситуаций, опыт выживания в них. В результате получается живой, заинтересованный разговор, не оставляющиё учащихся равнодушными и остающийся в памяти учеников практически навсегда.
Для подготовки преподавателя ОБЖ «с нуля» необходимо затратить 11 000 учебных часов. По времени эта подготовка занимает почти девять лет. За это время можно сделать два выпуска преподавателей с дипломом бакалавра. Это, пожалуй, главная причина, почему педагогические ВУЗы не берутся за подготовку преподавателей ОБЖ. И остается одна категория, которая более-менее подготовлена для работы преподавателем ОБЖ в школе - это кадровые офицеры министерства Обороны.
Качество работы преподавателя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры. Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации. Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры. Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике. Прошло более двадцати пяти лет со времени введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьный курс. Наработался опыт преподавания. Стало понятно, что преподавать, как преподавать, что требовать от учащихся.
Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Вся работа преподавателей ОБЖ с учащимися строится на основе здоровье сберегающих технологий.
Военно-патриотическое воспитание - это самое важное направление деятельности преподавателя ОБЖ. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодёжи потому, что их деды, отцы, близкие, являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект в ближайшем будущем. Школа Мужества, пройденная старшими поколениями, достойна того, чтобы школьники о ней знали и чтобы они гордились, что в нашей стране - России любые проблемы, возникающие перед народом, всегда будут решены независимо от их сложности.
Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета ОБЖ, без преподавателя ОБЖ - кадрового офицера министерства Обороны сегодня невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.
Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности. Уметь защищаться от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного и техногенного, так и социального характера. В том числе и в экстремальных ситуациях. В учебниках практически ничего нет по патриотическому воспитанию учащихся, хотя примеров героизма наших сегодняшних офицеров и солдат очень много. Патриотическое воспитание - это практически две трети работы учителя ОБЖ, как в классе, так и во внеаудиторной работе.
Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.
Без наличия в школе комплекса учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», и прежде всего кабинета, сегодня очень сложно добиться необходимого эффекта в подготовке школьников к самостоятельной жизни, к выживанию в мире нарастания опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экономического, военного, социального и техногенного характера. Сложно, не имея необходимой учебно-материальной базы по предмету ОБЖ в школе, решать задачи развития и модернизации Российского образования, по воспитанию личности, любящей свою Родину, способной встать на защиту своей Родины.
Не мало претензий можно высказать и в отношении учебников по ОБЖ, полученных школами Моздокского района в 2013 году. По большей части они написаны «сухим», формальным, «взрослым» языком. Изобилуют ненужными теоретическими сведениями, определениями, формулировками, перегружая и без того переполненную избыточной информацией школьную программу. Тексты для учебников изобилуют сложными для понимания и «корявыми» с литературной точки зрения объяснениями. Многое из этого проще было бы показывать на практике или с помощью видео просмотров.
И самое главное, в учебниках по ОБЖ практически ничего нет по военно-патриотическому воспитанию, что сейчас очень востребовано жизнью. Примеров героизма в сегодняшней российской армии много. Это и подвиг майора Солнышкина, который спасая жизнь солдату, лег на гранату. Это и подвиг лейтенанта Александра Прохоренко в Сирии, вызвавший огонь на себя когда оказался в окружении боевиков ИГИЛ. И таких примеров можно приводить много. Ничего подобного в учебниках ОБЖ нет.
Программный материал курса ОБЖ не согласован с другими предметами: физикой, географией, биологией, химией. Пример: в 10 классе в I полугодии в модуле «Гражданская оборона» изучается тема «Ядерное оружие», а соответствующий этой теме раздел физики «Квантовая механика» изучается в 11 классе во II полугодии. И такое несогласование по всем разделам курса ОБЖ. Учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подлежит пересмотру как концептуально, так и тематически, поскольку она уже совершенно не согласуется с требованиями сегодняшнего дня . Уже в календарно-тематические планы 2014-2015 учебного года было внесено примерно 30% новизны, тем занятий, которых нет в учебниках, в планы 2016-2017 учебного года добавлено ещё 10-15% новизны.
Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН - призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.
Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках. Именно об этом говорит мой личный опыт тринадцатилетнего преподавания предмета в школе, из которых восемь лет я являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей ОБЖ.
По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком. Поэтому в своих блогах я много внимания уделяю истории России, СССР, патриотизму воинов России и русского народа, международной политике, «горячим точкам» планеты. Всё вместе взятое и есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - и преподаваемое и изучаемое в школьном курсе. Эта информация, в том числе и для модераторов сайта.
Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.
Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019
Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.
Квест «Ключи от разведки» 2018
Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.
Военно-спортивная игра "Зарница" 2018
Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.
2018
Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.
Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018
Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.
Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018
Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.
План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.
Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018
Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.
Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018
В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.
Мир, в котором мы живем сегодня 2017
Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.
2017
Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.
Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017
Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.
В стране дорожных знаков 2017
Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017
ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.
Марафон естественных наук 2017
Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.
Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017
Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.
Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017
К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.
2017
Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017
Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.
Острова военной и национальной безопасности России 2017
Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.
Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017
Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.
Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016
На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.
Классный час "Мир без террора!" 2016
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата была установлена в соответствии с федеральным законом РФ «О днях воинской славы России» в редакции от 21.07.2005 г. Она напрямую связана с событиями в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Вспоминают россияне 3 сентября жертв терактов, происходивших в столице, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и др. регионах страны. Терроризм - одна из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.
Тактическая подготовка: приёмы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя. 10-й класс 2016
Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.
2016
Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.
Досуг по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная тропинка" 2016
В летний период большую часть времени дети проводят на прогулке. Находясь на участке детского сада, ребенок постоянно взаимодействует с окружающей средой: взрослыми, детьми, предметным окружением, природой. Мероприятие, в игровой форме, знакомит с особенностями устройства территории и находящихся на ней объектов, формируя понятие «безопасного поведения».
2016
Данное мероприятие позволит сформировать у учащихся 4-х классов познавательный интерес к изучению новых предметов, как менялся наш мир через историю географических открытий. Мероприятие направлено на воспитание патриотизма и любви к Родине, гордости за свой народ, своих земляков.
Сабиржанов Равиль Абдулхакович, преподаватель-организатор ОБЖ и БЖД Кыштымского радиомеханического техникума, г. Кыштым
Методика подготовки и проведения уроков по ОБЖ
Хороший урок - живой урок
Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы - обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и, безусловно, нормальное развитие подрастающего поколения. Поэтому появление курса «Основы безопасности жизнедеятельности» было вызвано объективной необходимостью. «Знать, чтобы выжить!» - такой девиз можно с полным основанием предпослать предмету ОБЖ, цель которого - внести свой вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.
В процессе освоения курса ОБЖ в школе и БЖД в среднем учебном заведении у учащихся должны быть сформированы:
необходимые знания;
поведенческие навыки и умения;
психологическая готовность к действиям в ЧС.
А это, в свою очередь, предполагает хорошую осведомленность о всех опасностях, которые подстерегают человека буквально на каждом шагу, теоретические и практические занятия по защите от них, воспитание морально-психологической устойчивости и формирование установки конструктивно решать возникающие проблемы, разумно сочетая при этом личные интересы с интересами общества. Именно этого надо добиваться, проводя урок ОБЖ. Каждый из педагогов хочет, чтобы его уроки были хорошими. А всегда ли они получаются таковыми?
Кажется, как просто: преподаватель входит в класс, и вот все учащиеся, такие непохожие друг на друга, работают с наибольшим интересом и напряжением, не замечают, как пролетает время, и заканчивают урок обогащенные знаниями, мыслями, чувствами, умениями и навыками. Но для проведения таких уроков мало одного желания. Они - плод больших раздумий и исканий, педагогического искусства и мастерства.
Успех урока зависит прежде всего от преподавателя, от его подготовки к уроку. К началу учебного года подготовка должна идти в двух направлениях:
изучение условий, в которых придется преподавать (наличие кабинета, его оборудование) ;
личная подготовка учителя к преподаванию годичного курса (знакомство с передовым опытом, литературой).
Подготовка начинается с анализа учебной программы, на основании которой преподаватель составляет календарно-тематический план. Весь учебный материал курса должен пройти через творческое сознание преподавателя. В названном плане определяется тема каждого урока, оборудование, указываются методы и т.д.
Календарно-тематический план
Это обязательный документ преподавателя, он повышает эффективность учебных занятий, так как содержание уроков раскрывается в логическом порядке, предусматривается их взаимосвязь.
При подготовке к каждому уроку преподаватель составляет поурочный план. Здесь идет работа над маленьким кусочком материала, который будет изучаться на данном уроке. Идет продумывание, как по теме урока изложить материал, не повторяя учебника, довести его до сознания каждого учащего- , ся, сформировать у студентов ков навыки и умения действий в различных ситуациях. Вот в чем искусство!
Составляя поурочный план, преподаватель определяет прежде всего цель урока, так как проводимый бесцельно, он превращается в пустую трату времени, утомляет учащихся, приучает их к бездеятельности, прививает плохую нравственную черту - лень.
Преподаватель продумывает структуру урока. Однако надо помнить, что урок ОБЖ, по сравнению с классическим уроком, отличается уже тем, что в нем могут отсутствовать некоторые элементы - например, оценка и контроль, домашнее задание - и что в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответствует требованиям педагогики.
Структура урока ОБЖ зависит от содержания учебного материала. Каждый урок по своей
структуре является гибким, неповторимым, нестандартным. Основными структурными компонентами являются: цель и действие, методы обучения и формирования навыков, время выполнения учебных заданий.
Цель и действие как структурные компоненты урока являются главными, ведущими, необходимыми в учебно-воспитательном процессе, осуществляющими функцию регуляции.
психофизиологического состояния учащихся в экспериментальных условиях.
Цель урока ОБЖ всегда должна быть связана со стремлением и желанием учащихся выполнять учебные (медицинские, психологические, пожарно-прикладные) действия быстро, качественно. Преподаватель должен побуждать учащихся к действию, направлять и регулировать их работу. Именно на уроках ОБЖ проявляется возможность обучения детей конкретным действиям при помощи дидактического времени (это определенное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие). Например, вовремя оказать медицинскую помощь, вовремя позвонить в службу безопасности, вовремя убрать предметы от возгорания и т. д.
Обозначив цель, преподаватель продумывает содержание урока. Его учебный материал должен отражать то, что организация деятельности людей в ЧС очень сильно зависит от времени, имеющегося у них в экстремальных ситуациях. Обучение учащихся основам безопасности жизни связано с приобретением ими навыков и умений действовать в строгих временных рамках. Этому не учит ни один школьный предмет.
Урок ОБЖ, являясь нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, должен способствовать психологическому воспитанию личности. Этот предмет ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка (чтобы он мог проявить решительность, целеустремленность, самоорганизацию, ответственность за свои поступки).
Педагогические условия урока должны быть таковыми, чтобы учащийся в них мог реально научиться чувствовать меру и норму своих поступков и желаний. Учебную ситуацию урока следует формировать так, чтобы она позволяла показать наглядно признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций.
Учащиеся сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.
На уроке ОБЖ студенты должны научиться выбирать наиболее целесообразные для каждой ситуации действия: физические, психологические, физиологические. Условия урока ОБЖ позволяют студенту принять и осуществить сознательные волевые решения, научиться организовывать деятельность группы и индивидуума в условиях ЧС в целях предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей.
Специфика предмета ОБЖ заключается в том, что здесь преподаватель имеет уникальную возможность решать одновременно две задачи: отрабатывать поставленную тему и формировать атмосферу здорового, кон-
структивного общения в кабинете Дефицит взаимопонимания, полноценного общения является серьезной проблемой любого коллектива, а особенно подросткового и юношеского. Включение в учебный процесс психо- лого-педагогических активных методов позволяет успешно решать задачи коммуникации решать между студентами, а также между аудиторией и преподавателем. Целями развития навыков полноценного общения у студентов являются:
формирование гуманистической направленности личности;
приобщение к общественной культуре;
развитие творческой индивидуальности учащихся.
Полезным в этой связи представляется следующий опыт: начинать учебный процесс с выработки общих правил взаимоотношения в коллективе на время проведения урока. Для этого преподаватель предлагает учащимся разбиться на группы по 5 человек и составить 3- 5 правил, которые могут касаться взаимной вежливости, искренности, краткости изложения, конфиденциальности, доброжелательности, активности и т.д. Затем следует обсуждение каждого правила, внесение поправок, принятие или непринятие их большинством голосов. Принятые правила приобретают статус «законов», записываются на доске (или ватмане) и торжественно вывешиваются на видном для всех месте. Соблюдение их на каждом уроке обязательно. Я применяю этот метод при проведении тренинга.
Иногда использую девиз урока, который вывешиваю на доске и с него начинаю урок.
К активным методам обучения в преподавании ОБЖ можно отнести и такой этап урока, как разминка. В ходе нее достигается оптимальное эмоциональное состояние, создается психологическая «настройка» на преодоление трудностей в общении, снижение конфликтности участников группы. Используются психо-гимнастические упражнения с конкретным содержанием темы урока. Практически все эти упражнения способствуют повышению работоспособности учащихся и включению их в групповую работу, т.е. применяю метод - коллективный способ обучения. Приведу примеры таких упражнений.
«Моментальное фото». Цель игры-упражнения: активизация внимательного слушания, настрой на коллективное сотрудничество. Организуется несколько команд. При этом необходимо соблюдать следующие требования. Первое - недопустимо формировать команды по принципу: «Я хочу играть в команде, участники которой мне симпатичны, и ни в какой другой». Напротив. Состав команды должен быть случайным и меняться с каждой новой игрой. Это способствует лучшему узнаванию и сближению учащихся аудитории. Для разбивки на группы можно попросить участников рассчитаться на «гвоздику, ромашку, василек» и т.д., в зависимости от количества групп.
Второе требование - количество участников команды не должно превышать 10 человек, кроме случаев, когда для игры необходимы только две или одна команда.
Члены команды рассаживаются как можно ближе друг к другу (можно по трое за парту). Преподаватель читает подготовленный текст, соответствующий теме занятия. Объем текста - от 15 предложений (для средних групп) и более (для старших). После прослушивания текста команда должна как можно точнее записать услышанное. Выбирается докладчик от каждой команды. Этот выбор должен быть случайным. Например, по принципу: у кого в команде дома есть самое мелкое домашнее животное, у кого скоро день рождения, кто любит пирожки с капустой и т.д. Докладчики по очереди зачитывают получившиеся тексты. Сравниваем, какая команда воспроизвела текст точнее. Выявляем победителя.
«Телеграф». Цель игры-упражнения: повышение раскованности поведения, снятие мышечных зажимов.
Участники делятся на две команды. Команды становятся лицом друг к другу. Для этого можно использовать пространство между рядами в аудитории.
Преподаватель (или ведущий) говорит на ушко каждому игроку одной из команд какое-нибудь существительное по теме урока (можно использовать написание слов на отдельных листочках). Игрок изображает мимикой и жестами это слово. Затем команды меняются ролями.
Коллективный рассказ. Цель игры-упражнения: активизация процесса запоминания, творчества, развитие умения согласованного взаимодействия.
Участники команд сидят плотно друг к другу. Каждая команда сочиняет групповой рассказ на тему урока. Представитель первой команды произносит первую фразу, например: «Дождь хлестал, дул сильньй ветер». Второй игрок, сидящий рядом с ним, продолжает: «Дождь хлестал, дул сильный ветер, линия электропередачи повреждена». Следующий игрок повторяет предыдущее и произносит свою фразу. Так получается интригующий рассказ. После первой команды рассказ ведет вторая.
Очень важно, что для разминки применяются упражнения, составленные для тренингов общения. Их запас можно пополнять из литературы по тренингам, однако для исключения попадания на урок «недоброкачественной продукции», которая, к сожалению, имеется на книжных прилавках, необходимо проконсультироваться со штатным психологом.
Основные требования к психологическим упражнениям и играм: недопустимо присутствие в них приемов и ситуаций, оскорбительных для участников, оказывающих негативное психологическое воздействие, подавляющих, вызывающих взаимную агрессию.
Я в своей практике использую психологические упражнения перед уроком-тренингом, например, или целиком игровой урок провожу по теме «Понятие о здоровье».
После разминки проводится основная часть урока. Она может быть построена как в традиционной урочной форме, так и в форме ответов на вопросы (беседа) или в режиме активных методов обучения. Преподаватель, готовясь к уроку, обязан продумать методы проведения основной его части.
Один из методов педагогической работы, которая получает все большее распространение в ходе преподавания курса ОБЖ - метод анализа типичных ситуаций, представляющих потенциальную или реальную опасность. Подбор их определяется реальными угрозами для здоровья, жизни и материального благополучия, с которыми сталкивается современный человек. Это угрозы криминального характера; риск получить травму при несоблюдении правил дорожного движения или при бытовом травматизме; опасности, связанные с использованием бытовой техники, электроприборов; ситуации, возникающие при стихийных бедствиях, техногенных авариях, катастрофах. Объектом психолого-педагогического анализа могут выступать также любые поступки и формы поведения, которые могут иметь нежелательные последствия для человека.
Общие принципы организации и проведения такой формы работы таковы:
Работу можно проводить с аудиторией, что чаще всего и бывает, но наибольшая ее эффективность достигается при численности группы 10-15 человек.
Набор разбираемых ситуаций может быть предложен преподавателем или составлен при обсуждении в кабинете, исходя из имеющегося у самих студентов опыта и актуальности для них той или иной ситуации. Задачи преподавателя в этом случае - отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес для большинства учащихся, и сформулировать данное студентам описание случая в виде типовой, обобщенной ситуации. Непременно в начале такой работы у преподавателя должен быть набор ситуаций: и в качестве примера, и в целях проработки ситуаций из разных сфер, представляющих потенциальную опасность.
Работа с выбранной ситуацией может проходить на нескольких уровнях психологического анализа и педагогической проработки.
Первый уровень - краткий словесный разбор типовой ситуации с предложением к учащим-
ся вспомнить аналогичные случаи из своей жизни, или те, свидетелями которых они были.
Задача преподавателя при разборке предложенных случаев - обратить внимание учащихся на те детали, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.
Второй уровень - разбор возможных вариантов типовой или предложенной реальной ситуации - по принципу: «А что, если бы...» Например, разбирается ситуация пожара, возникшего при коротком замыкании электропроводки в городской квартире. Продолжая разбор, преподаватель спрашивает: «А что надо было бы делать, если бы все это случилось на даче, в деревенском доме? » Или: «А что надо было бы делать, если бы в доме кроме вас находилась старая бабушка, которой трудно подняться с кровати?» Подборку таких вариантов ситуации преподаватель может подготовить заранее.
Третий уровень - предполагает проработку ситуаций в процессе ролевой игры. По согласованию с учащимися, преподаватель поручает им сыграть роли участников разбираемой ситуации. Здесь также возможно проигрывание нескольких вариантов ситуации, включая варианты «неправильного» и «правильного» поведения. Если есть возможность съемки учебных сценок на видеокамеру и есть тот, кто владеет видеотехникой, то такой игровой тренинг может быть проведен в форме видеотренинга. Для организации такой формы игры (анализ ситуации, 3-й уровень) преподаватель должен пройти специальную подготовку, психолого-педагогический тренинг. У нас в колледже такие тренинги проводит психолог.
Четвертый уровень - работа с конкретными ситуациями, которая проводится вне аудитории, в условиях, приближенных к реальным: на улице, в лесу, парке и т.д. Для таких практических занятий, как и для занятий на третьем уровне, аудиторию целесообразно разделить на две подгруппы.
В тетрадях учащихся по каждой типовой ситуации должно быть записано:
описание типовой ситуации;
алгоритм правильного поведения с фиксацией особо значимых моментов;
типичные ошибки и неправильные действия;
дополнительные условия, которые не повлияют на поведение в такой ситуации;
описание собственного опыта, аналогичного разбираемой ситуации (если он был). Последнее может быть дано в качестве домашнего задания.
Я назвал наиболее интересные методы проведения урока ОБЖ. Но со старшими студентами (а у нас таковые) я еще провожу и следующие формы учебных занятий:
интегрированный урок;
конференции (о курении);
семинары и рефераты;
тренинги(профилактика наркомании);
КВН («ЗОЖ и его составляющие»; «Движение - это жизнь»; «Пребывание в вынужденной обстановке»).
Готовясь к урокам, заранее продумываю форму их проведения (календарно-тематический план), чтобы заранее готовить к ним учащихся (задания даю не менее чем за две недели, а иногда и за месяц, назначаю дни консультаций, помогаю подобрать литературу и т.д.). Сам использую при подготовке к урокам различную литературу. Помогают мне в работе методические комплексы (УМК). В кабинете имеется паспорт.
Продумываю применение средств наглядности, так как очень важны для повышения эффективности обучения по курсу ОБЖ. С этой целью:
Оформлен весь кабинет ОБЖ (в нем есть стенды постоянные и сменные).
Использую плакаты по:
а) оказанию первой медицинской помощи;
б) чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне;
в) изготовленные своими руками по разным темам.
Книжки-ширмы (они не только способствуют осуществлению принципа наглядности, но еще и формируют практические навыки оформления материала, развивают творческое мышление, что особенно важно для будущего педагога.
Дидактические игры.
И наконец, для осуществления принципа наглядности на уроках ОБЖ использую теле- и видеоаппаратуру. У нас имеется видеотека. Видеофильмы просматриваем как для изучения, так и для закрепления пройденного материала, повышения интереса к нему.
Преподавателю надо тщательно ознакомиться с содержанием фильма заранее, тщательно продумать и сформулировать все задания и вопросы, в нем содержащиеся, организовать соответствующую работу с учебником и другйми средствами обучения, подготовиться к беседе и определить характер дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
В процессе работы преподавателя с материалом видеозаписи можно выделить три этапа.
Подготовительный (до просмотра видеозаписи учащимися). Он включает в себя введение в тему, может быть использован в качестве эпиграфа, предназначен для:
возбуждения познавательного интереса к теме;
определения путей самостоятельной отработки учебного материала, заложенного в передачу, т.е. педагог направляет внимание учащихся на то новое, что дает эта видеозапись и напоминает те факты, которые им уже известны.
Этап просмотра видеосюжета. Он определяется содержанием и структурой видеозаписи, системой заложенных в нее вопросов по «Основам безопасности жизнедеятельности». Используется для контрольных заданий, аналитической работы, как источник учебной информации или при проблемном изучении материала. Преподаватель должен находиться на позиции учащихся, сопереживая вместе с ними события, происходящие на телеэкране. Контроль за реакцией учащихся может позволить ему по ходу просмотра видеоматериала найти новое направление их будущей учебной деятельности.
Для лучшего усвоения материала преподавателю целесообразно составить план передачи, используя варианты:
Перед показом видеоматериала дать установку на восприятие. Например, после просмотра фрагмента ответить на вопросы:
основные этапы создания ГО РФ (предназначение, основные задачи);
мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени (оповещение, защита от поражающих факторов);
характеристика основных обязанностей населения в области ГОЧС.
Или перед просмотром предложить заполнить схему. Например, по фильму «Болезни большого города».
Что загрязняет окружающую среду | Влияние на человека | Меры предосто- рожности |
Затем обсуждаем правильность ее заполнения.
Преподаватель демонстрирует видеоматериал, а затем дает объяснение (тема «Оказание первой помощи»).
Преподаватель чередует показ отдельных видеосюжетов и их фрагментов с объяснением их содержания применительно к изучаемой теме (например, «Наркозависимость»):
а) фрагмент «Реквием наркоману» (наркомания - болезнь);
б) фрагмент «Исповедь бывшего наркомана» (какие изменения происходят с человеком), затем беседа о причине возникновения наркомании;
в) фрагмент «Наркотические средства» (где применяют наркотики в жизни человека), затем беседа;
г) перед просмотром фрагмента нацеливаю внимание студентов на тему возникновения физиологической и психологической зависимости. Затем преподаватель или учащиеся обобщают узнанные факты.
Наибольшую сложность представляет третий этап работы - после просмотра видеоза-
писи (я уже немного его коснулась, говоря о втором этапе).
В некоторых случаях, когда материал очень" большой или мало знаком учащимся, имеет смысл повторно посмотреть всю передачу или отдельные ее фрагменты.
Это можно осуществить как непосредственно после первого просмотра, так и с некоторой задержкой, необходимой на обработку полученной в передаче информации. Педагогический эффект от просмотра видеосюжета телепередачи достигается лишь в том случае, если он соответствует особенности изучаемого учебного материала и позволяет донести его убедительнее и глубже, чем это могут сделать учебники или преподаватель (например, передача «Служу России», в которой подробно рассказывается о разных аспектах военной службы).
Преподаватель предлагает учащимся принять участие в беседе по содержанию телепередачи, высказать свои мнения по поводу увиденного, выделить главную линию, дополнить, углубить материал. Например, по передаче «Загадки человеческого тела» можно рассмотреть темы:
а) «Чудо новой жизни» (девушкам);
б) «Порарасцвета» (половое созревание);
в) «На пороге зрелости».
Возможны и письменные задания учащимся в виде вопросов и ответов на тесты, описания отдельных эпизодов, выполнения рисунков,сравнения увиденного в передаче с материалом учебника и т.д. Такие уроки учат наблюдать, анализировать, обобщать знания, связывать увиденное с жизненным опытом (например, видеозапись о Чеченской войне). Видеосюжеты, по сравнению с
другими средствами обучения, содержат больше возможностей для воспитания патриотизма, управления ходом учебно- воспитательного процесса.
Учебные фильмы мы приобретаем в различных организациях и сами записываем с телепередач. В настоящее время в фильмотеке нашего кабинета ОБЖ имеется более 35 видеокассет с различными записями.
Знания, умения и навыки, полученные на уроках, закрепляем во внеурочное время. Для этого используем:
игры-викторины;
День защитников Отечества;
КВН, например «Надо же - не могу без ОБЖ», «Здоровый образ жизни», «Движение - жизнь»;
смотр-конкурс стенгазет («Дети и война», «Наше здоровье»);
конференции «Курение или здоровье - выбирайте сами» (выступления,сценки,стихи, песни), «Памятные даты России», «Поле русской славы»;
конкурс эмблем, плакатов;
День защиты детей (как итог изучения материала);
акция-месячник «Курение или здоровье»;
диспут «Наркомания. Нет права на существование»;
месячник гражданской обороны (учеба всего коллектива, оформление стендов в кабинете, учебная эвакуация);
тематические вечера («Судьба стучится в дверь» - о наркомании и ее последствиях).
Итак, каждый урок ОБЖ, как вы заметили, состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Хотя структурно он не всегда похож на традиционный урок.
Основными методами обучения безопасности жизнедеятельности являются:
словесные (живое, образное, эмоциональное и яркое слово преподавателя просто необходимо и незаменимо для изучения ОБЖ) - беседа, рассказ, вопросы;
наглядностные (т.е. практическая реализация дидактического принципа наглядности в обучении, так как живое созерцание - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания);
практические (позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников - наблюдение, упражнения, тренировки, анализ конкретных ситуаций).
И главное, от чего зависит подготовка хорошего урока ОБЖ, - преподаватель, обладающий большими знаниями, педагогическим профессионализмом, психологическими способностями, прекрасными человеческими качествами; преподаватель самоотверженный, патриотичный, мужественный человек, стремящийся овладеть инновационными методами ведения занятий, воспитать у учащихся оптимистичное, активное отношение к жизни.
В процессе освоения програм- мы студентами приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, катастроф, аварий, ЧС природного характера. Для впечатлительного ребенка, особенно в младших классах, это может оказать нежелательное воздействие на психику. И задача преподавателя «уравновесить» все изучаемые негативы общей позитивной установкой, не позволить, чтобы у детей сформировалось «катастрофное восприятие мира».
Тренировка для ума
головоломка по тематике ОБЖ
Отыщите ответы на наши вопросы:
(Первое слово - образец-подсказка).
Болезненное состояние при отравлении газом.
Степень теплоты человеческого тела как показатель болезни или здоровья.
Статистический термин, обозначающий совокупность травм у населения за определенный отрезок времени.
Языки огня над горящим предметом.
Бинт или иной материал, которым обвязано больное место.
Отсутствие правильного представления о чем-либо, введение в заблуждение.
Прибор для тушения пожара в самом его начале.
Туго закрученный в виде веревки кусок ткани или резиновая трубка, используется для оказания первой помощи.
Приспособление для переноски больных или пострадавших.
Внезапная потеря сознания.
Опухоль вследствие скопления жидкости в тканях.
Удаление оперативным путем больной конечности.
Лечебная накладка на больное место.
Мелкая частица раскаленного или горящего вещества.
Опасное для жизни состояние организма, вызванное травмой.
Омертвение, отмирание части органа или ткани живого организма.
Устранение болевой чувствительности.
Тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для получения огня.
Ритмическое колебание стенок кровеносных сосудов, вызываемое током крови.
Горение, уничтожение огнем чего-либо.
Ответы (в скобках - координаты первой буквы слова):
Температура (9-4).
Травматизм (5-9).
Пламя (4-4).
Повязка (4-1).
Дезориентация (3-6).
Огнетушитель (4-2).
Носилки (6-10).
Обморок (7-1).
Ампутация (6-7).
Компресс (9-11).
Искра (11-7).
Некроз (10-6).
Обезболивание (11-5).
Спичка (9-12).
Пульс (8-11).
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;