Производит поверку общедомовых приборов учета. Неправильная эксплуатация одпу – одна из причин недостоверности показаний

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) - важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта - меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг...». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей - в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Проверка общедомовых приборов учета считается мероприятием гораздо более важным, чем проверка индивидуальных счетчиков, поскольку правильность работы ОДПУ напрямую влияет на сумму, которую необходимо будет уплатить собственникам жилья. Обычно в каждом из подъездов жилого дома находится один экземпляр контрольно-измерительного оборудования тепловой энергии. В случае его внезапного выхода из строя, негативные последствия возникнут у всего подъезда.

В этой статье вы узнаете:

  • Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета.
  • Зачем нужна проверка общедомовых приборов учета.
  • Как происходит проверка общедомовых приборов учета.
  • Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета.

Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года №344 помещения без ОДПУ облагаются дополнительными повышающими коэффициентами, которые к 2017 году достигли уровня, более чем в полтора раза превышающего предыдущий.

Общедомовые приборы учета позволяют определять объем затраченных ресурсов и устанавливать настоящее числовое значение коммунального ресурса. Оснащение общими приборами учета многоэтажек помогает контролировать ресурсоснабжение и производить оплату ресурсов по факту потребления.

На величину оплаты ресурсов по ОДПУ влияют два фактора: числовое значение ресурса и его стоимость на сегодняшний день. Квартирные собственники могут влиять на первое значение путем снижения затрат коммунальных ресурсов.

Эксплуатация общедомовых приборов учета позволяет:

  • вычислить реальные объемы затраченного ресурса;
  • вносить плату за фактический показатель по вышеуказанным исчислениям;
  • установить границу между потерями ресурса поставщиком и жильцом.

Выбор ОДПУ осуществляется в зависимости от его конструкции и особенностей его установки. В настоящее время рассматриваемые приборы подразделяются на:

  1. Тахеометрический общедомовой прибор учета

С помощью данного прибора представляется возможным:

  • рассчитать объем потребляемого ресурса;
  • определить, какой вместимостью обладает механический или крыльчатый теплоноситель.

К положительным качествам прибора можно отнести его относительно низкую цену. Для применения прибора потребуется фильтр, который обезопасит его от загрязнений.

Важным преимуществом считается срок службы прибора – при наличии специальной батареи он будет работоспособен на протяжении пяти лет. В число достоинств можно включить условия эксплуатации устройства учета – она возможна при высокой влажности, в связи с отсутствием у прибора электронных деталей.

Отрицательными моментами эксплуатации прибора можно назвать: невозможность использования при повышенной жесткости трубопроводной воды; быстрое загрязнение фильтра при наличии каких-либо примесей в теплоносителе, вследствие чего давление теплоносителя будет понижаться и в конечном счете приведет к поломке устройства. Из-за указанных недостатков такие приборы применяются преимущественно в частных домах.

  1. Электромагнитный общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основывается на работе возникающего электрического тока, проходящего через магнитное поле, заключенное в теплоносителе. Данное устройство требует регулярного техобслуживания и устанавливается только специалистом.

Отсутствие своевременного технического обслуживания приведет к загрязнению расходомера, и снять показания прибора учета будет невозможно. Это происходит из-за высокого уровня железа в теплоносителе или неполадок с проводкой.

Систематическое техобслуживание избавит от возможных трудностей в работе с устройством, ведь данные, снятые с таких приборов, характеризуются высокой точностью.

  1. Вихревой общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основан на завихрении, возникающем на препятствующих участках работы теплоносителя. Частота завихрений напрямую взаимосвязана с количеством существующего теплоносителя.

Применение устройства возможно лишь при соответствующих технических возможностях установки прибора. Устройство закрепляется и на параллельных и на перпендикулярных полутрубах, но на некотором расстоянии от него должен находится прямой трубопровод. Для эффективной работы необходимо приобрести фильтр в связи с тем, что устройства данного типа отрицательно реагируют на примеси, загрязнения и смену давления в теплоносителе, однако все эти факторы не оказывают влияния на чистоту данных прибора учета тепловой энергии.

Для работы вихревому прибору требуется одна батарейка на пять лет.

Особенностью прибора является система управления, позволяющая работникам жилищно-коммунального хозяйства принимать данные с устройства с помощью удаленной операции. Устройство обладает интерфейсом, обеспечивающим передачу информации о возникающих неполадках, благодаря чему можно осуществлять своевременный ремонт и поддерживать необходимый уровень обслуживания общедомового прибора учета.

  1. Ультразвуковой общедомовой прибор учета

Данный вид устройства учета осуществляет свою работу с помощью ультразвуковой волны, которую пропускает теплоноситель. От того, с какой скоростью проходит вода в трубопроводе, зависит скорость движения волны.

Установка и использование прибора учета находятся в прямой зависимости:

  • от отсутствия загрязнений в трубах;
  • высокой степени чистоты проходящей воды;
  • наличия бесперебойного давления;
  • отсутствия в агрегате воздуха.

Потребуется также установить дополнительные компоненты, позволяющие теплоносителю проходить по всей системе отопления. Соблюдение указанных требований будет способствовать оптимальной работе прибора, при которой можно быть абсолютно уверенным в точности его данных.

  • Как и когда проводятся поверка и ремонт приборов учета энергоресурсов

Установка и проверка общедомовых приборов учета: вопрос финансирования и административной ответственности

Наличие или отсутствие общедомовых приборов учета в МКД проверяется жилищными инспекторами. В случае если ОДПУ не будет обнаружен, инспекция имеет право выдать предписание об установке или наложить штраф. С чем это связано?

С 6 августа 2017 года надзор за установкой ОДПУ в рамках энергосбережения осуществляет ГЖИ, а не Федеральная антимонопольная служба России, сотрудники которой скорее осуществляли проверки путем изучения документации, после чего накладывали штрафы на ресурсников. Теперь наделенные полномочиями жилищные инспекторы проверяют и выписывают предписания привычным для них УО и жилищным объединениям.

  • Почему управляющим организациям выгодно устанавливать ОДПУ

Если приборы учета отсутствуют – потребление ресурсов исчисляется согласно нормативам потребления ресурсов, в связи с чем стоимость услуг оказывается более высокой.

Нормативные изменения в августе повлекли за собой необходимость оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и услуг. Какова же причина обязательной установки данной системы?

Во-первых, монтаж системы возможен за счет средств капремонта в том случае, если субъектом РФ эта возможность будет включена в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, что регламентировано ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Во-вторых, оснащение МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета, с помощью которой можно одномоментно снимать показания, позволяет производить расчет платы, исходя из показаний системы учета, и собственникам жилой недвижимости не придется принимать решение по данному вопросу на собрании.

  • Кто принимает решение об установке ОДПУ

Оснащение всех МКД приборами учета было запланировано Правительством еще в конце нулевых годов и установлен крайний срок – 1 июля 2013 года. На ресурсоснабжающие организации (РСО) возложили обязанности по установке ОДПУ согласно поступающим заявкам. В течение уже семи лет можно наблюдать работу РСО по установке ОДПУ на средства собственников жилья в МКД. В свою очередь, отсутствие ОДПУ за неимением финансирования со стороны собственников влечет за собой увеличение долга за потребленные ресурсы.

Таким образом, ОДПУ устанавливается на основании совместно принятого решения на собрании собственников жилья, поскольку входит в состав общего имущества жилого дома.

Общим собранием выбирается один из способов установки ОДПУ в МКД:

  • собственными силами (силами организации, управляющей МКД, и подрядчика);
  • силами РСО.

Первый способ характеризуется быстротой и надежностью – собственники осуществляют сбор средств, а УО покупает устройство и устанавливает его.

При выборе второго варианта, когда собственники решают установить устройство учета силами РСО, УО необходимо собрать нужные документы и подать заявку в РСО с целью установки ОДПУ. Но нужно отметить, что покупка прибора также происходит за счет собственников.

  • Как профинансировать установку ОДПУ

В обязанности УО не входит установка ОДПУ в МКД за свой счет. Выделяют три источника финансирования оснащения МКД ОДПУ:

  • целевые средства владельцев квартир в МКД;
  • средства фонда капитального ремонта;
  • бюджетные средства регионального или муниципального уровня.
  • Что делать, если собственники бездействуют

Организация мероприятий по установке, скорее всего, будет возложена на УО в связи с тем, что собственников не слишком интересуют эти вопросы. Следует инициировать общее собрание, на повестке которого рассмотреть вопрос оснащения МКД общедомовыми приборами учета.

В том случае, если вы являетесь управляющей организацией и работаете по договору управления МКД (иному договору с собственниками помещений в МКД), то общий сбор может быть инициирован на основании ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Жилищные объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) не обладают указанными полномочиями, однако, согласно ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, они могут провести собрание на основании заявления собственников. Можно составить заявление-просьбу и собрать подписи членов правления жилищного объединения (собственников помещений в МКД). Далее заявление необходимо подписать у других владельцев жилья: нужно набрать 10 % голосов от общего количества голосов собственников в МКД, после чего приступать к подготовке общего собрания.

  • Административная ответственность

Жилищная инспекция имеет право выписать штраф ресурсоснабжающей организации по результатам проверки. Необходимо отметить, что штрафные санкции устанавливаются не только ввиду отсутствия прибора учета, но и за отказ его установить. Часть 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на юрлиц, размер которого варьируется от 50 до 100 тысяч рублей.

Условием привлечения РСО к ответственности является наличие заявления на установку ОДПУ, которая не была произведена по субъективным причинам.

Если отсутствие ОДПУ обусловлено тем, что собственники инициативу не проявили, вследствие чего заявку на установку прибора не подали, то привлекать к ответственности некого, УО не может выступать ответчиком по вышеуказанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако инспекторы при проверках делают ссылку на ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, согласно которой лицо, ответственное за содержание МКД, обязано проводить мероприятия по энергосбережению, включенные в региональный перечень, в отношении совместного имущества в МКД. А обязанностью собственников является финансирование указанных мероприятий.

Оснащение МКД приборами учета является обязательным, если данное мероприятие содержится в региональном перечне, но опять же, согласно жилищному законодательству, которое, в свою очередь, указывает на необходимость принятия решения на собрании жильцов. Административная ответственность установлена только для лиц, поставляющих коммунальные ресурсы, а именно для РСО.

  • Что изменилось в установке общедомовых приборов учета и ее оплате во второй половине 2017

Мнение эксперта

Любовь Чеснокова,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

  1. Решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов является компетенцией совместного собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч. 1 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
  2. Подать заявку в РСО для оснащения многоэтажки ОДПУ можно исключительно по результатам общего собрания жильцов МКД.
  3. Административная ответственность за отказ от установки в МКД приборов учета коммунальных ресурсов предусмотрена только для РСО (ч. 12 ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ответ на предписание сотрудника жилищной инспекции установить ОДПУ мы рекомендуем инициировать общее собрание для решения данного вопроса.

Установка и проверка общедомовых приборов учета: 2 схемы

Нередко у граждан возникает много вопросов, касающихся порядка установки приборов учета: какие именно приборы можно эксплуатировать, как узнать их класс точности, кем осуществляется установка счетчиков, какой пакет документов для этого необходим, влечет ли отсутствие прибора учета наступление ответственности и т. д. Оперативно получить ответы на интересующие вопросы можно у квалифицированного специалиста – поставщика потребляемого ресурса.

Всем известно, что проведение мероприятий по содержанию ОДПУ (установка, замена, обслуживание) является довольно стабильным бизнесом, контролировать который желают как управляющие организации, так и поставщики энергоресурсов, несмотря на то, что надзирающими инстанциями за данной деятельностью являются антимонопольные органы и Роспотребнадзор.

Главная роль в организации оснащения МКД приборами учета принадлежит поставщикам электроэнергии, поскольку они разрабатывают оптимальную схему деятельности в случае поступления обращений потребителей.

Предлагаем к рассмотрению существующие схемы.

  • «Договор о сотрудничестве»

С целью привлечения потребителей и для того, чтобы они могли сделать заказ на работы по электроснабжению помещений в каком-либо сервисе либо заочно (через интернет-сервис), при помощи «договоров о сотрудничестве» привлекаются компании-партнеры. Такие компании предназначены для решения организационных и финансовых вопросов с клиентами.

Финансово-правовая схема для гарантирующего поставщика

Результатом указанного алгоритма может быть агентский договор по модели договора поручения, согласно которому заключение соглашений с клиентами будет прерогативой гарантирующего поставщика. В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса РФ «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала». Данная норма позволяет максимально снизить для ГП риск возможных разногласий по качеству и стоимости проведенных работ, и ГП в данном случае не будет признан платежным агентом, поскольку оплата зачисляется на счет исполнителя, или принципала.

Законодательством установлены определенные нормы, которые гарантирующий поставщик должен соблюдать в случаях проведения мероприятий, касающихся содержания прибора учета энергетических ресурсов (монтаж, замена, эксплуатация), если они осуществляются для собственников жилых домов и помещений в МКД:

  1. Деятельность осуществляется поставщиком электроэнергии (пп. 5, 9 ст. 13 Закона об энергосбережении), который также будет исполнителем услуги, при наличии у него соответствующей заявки (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149). ГП является продавцом на рынке электроснабжения, предлагая услуги по установке, замене, эксплуатации соответствующего оборудования.
  2. Договор между поставщиком и заказчиком – публичный, в связи с чем поставщик не может отказать обратившимся к нему лицам в его заключении (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).
  3. Поставщиком в обязательной форме осуществляется уведомление потребителей о том, что они имеют право обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»).
  4. Заказчику во время подписания договора предлагается погасить задолженность по установке прибора путем рассрочки платежа на пять лет с момента заключения соглашения. Исключение составляют случаи, когда потребитель изъявил желание одномоментно внести всю сумму или выбрать меньший период рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).
  5. Монтаж, замена и эксплуатация приборов учета электроэнергии может осуществляться лицами, которые отвечают требованиям, установленным нормативными актами для проведения указанных мероприятий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Работники, выполняющие данные виды деятельности, должны пройти обучение и последующую аттестацию, что указано в п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007). Но иметь допуск от саморегулируемой организации не обязательно, так как данный вид работ не влияет на защищенность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

6. Систематическое оповещение потребителей по поводу имеющихся исполнителей услуг, осуществляющих монтаж приборов учета, также входит в обязанности поставщика, поскольку установка ОДПУ способствует экономии поставляемых в жилой дом энергоресурсов и оптимизации их использования (пп. М3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

То есть существует риск признания соглашения, подписанного гарантирующим поставщиком с исполнителем мероприятий по установке приборов учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

  • Договор субподряда

Представленная ниже схема договорных отношений относится к вариантам, исключающим риски.

Но на практике могут возникнуть трудности применения данной схемы гарантирующим поставщиком из-за ряда причин, к которым следует отнести: необходимость самостоятельного урегулирования с заказчиком организационных вопросов по заключению и исполнению договора об установке прибора учета; невыгодные для поставщика льготные условия по рассрочке платы за монтаж устройства; возможность привлечения к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, а также в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома).

В сложившихся условиях целесообразно фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, можно предложить:

  1. В письменной форме ознакомить заказчика:
  • с нормами правовых актов об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, об обязательности приборного учета ресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации - партнера.

4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное – не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

  • Инструкция: как передать показания счетчика воды через интернет в личном кабинете mos.ru

Как часто должна проводиться проверка общедомовых приборов учета

Поскольку учетно-измерительное оборудование во время эксплуатации претерпевает большие нагрузки и обладает достаточно продолжительным сроком службы, осуществить тестирование общедомовых приборов учета намного сложнее, чем проверить индивидуальные аналоги. Проделывать такую работу могут исключительно представители специализированных организаций, которые имеют разрешение на определенный вид деятельности.

Поскольку УО является ответственной за сохранность прибора, в ее обязанности входит своевременный вызов мастера. При проверке могут быть выявлены неисправности, которые окажут непосредственное влияние на размер средств, взыскиваемых с жителей многоквартирного дома, то есть с помощью своевременной замены или ремонта счетчиков можно осуществить экономию денежных средств собственников жилья.

Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах отсутствуют универсальные требования, предъявляемые к тестированию измерительных приборов, которые можно применить ко всем их видам, собственники сооружений и управляющие компании все-таки обязаны проверять рассматриваемые устройства. Систематичность проверок будет определяться типом оборудования, а также интервалами его работы, установленными производителем данной техники.

Лучший способ осуществления своевременных проверок оборудования – заключение договора обслуживания контрольно-измерительных устройств с компанией-подрядчиком, которая будет проделывать необходимые процедуры с оптимальной частотой и уведомлять заказчика о необходимости проведения профилактических работ.

Мнение эксперта

Поверка или проверка общедомовых приборов учета

Иван Молчанов,

ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго»

Рассмотрим отличительные особенности поверки ОДПУ и проверки его показаний. Поверка является метрологическим мероприятием, а ОДПУ - средством измерения объемов потребленных ресурсов.

Действующее законодательство, а именно ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», определяет поверку СИ как систему действий, которые проводятся с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

С технической точки зрения, поверка является, по сути, проверкой устройства с помощью специального оборудования. Поверка проводится в отношении следующих средств измерений: выпускаемых из производства и ремонта, получаемых из-за границы, находящихся в эксплуатации и хранении.

Вышеуказанный нормативный акт относит проведение поверки к компетенции аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 определен список СИ, проводить поверку которых могут только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Перейдем к проверкам приборов учета. Необходимо проводить проверки ИПУ, в которые входит: диагностика его состояния, установление факта наличия/отсутствия, контроль за достоверностью показаний (п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета

Практика показывает, что и по сей день большинство УК не до конца поняли, за чей счет должна осуществляться проверка ОДПУ.

Суммы, затраченные на установку ОДПУ, включаются в список расходов на совместное имущество квартирных собственников. Перечень такого имущества утверждается на собрании владельцев квартир жилого дома (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Прямой обязанностью владельца жилой недвижимости является финансирование содержания общего имущества, которое осуществляется пропорционально имеющейся доле в праве общей собственности. К способам такого финансирования относят: взносы на содержание, ремонт жилых помещений, оплату капремонта (ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ). Решается также вопрос включения затрат на ОДН в статью содержания совместного имущества МКД.

К мероприятиям по содержанию и ремонту общего имущества дома законодательство (подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) также относит обеспечение эксплуатации приборов учета водных ресурсов, электроэнергии, газа (сюда же входит техобслуживание, проверка и т. д.).

Контроль над состоянием рассматриваемых устройств осуществляется УК или ТСЖ (в соответствии с избранным способом управления жилым домом). Минстрой России 18 сентября 2015 г. опубликовал письмо № 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг». Данный документ гласит, что в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит поддержание постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и прочего оборудования, предусмотренного перечнем общего имущества собственников помещений МКД, к поставке тех или иных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг жильцам дома. Содержание имущества подразумевает также надлежащую эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Вне зависимости от избранного способа управления МКД (УО, ТСЖ, жилищный кооператив и т. д.) обеспечивать надлежащую эксплуатацию приборов учета будет лицо, назначенное ответственным за содержание общего имущества в МКД. Расходы на эксплуатацию входят в оплату содержания жилого помещения. Ответственным за содержание и подготовку к эксплуатации рассматриваемого устройства является исполнитель коммунальных услуг, который по истечении двух месяцев обязан устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приготовить прибор учета к поставкам ресурсов, необходимых для предоставления жителям МКД.

Сокращения и термины, используемые в тексте:

ООО «Тюменская Энергосервисная Компания», далее - ООО «ТЭК»;

Общедомовой прибор учета тепловой энергии, далее - ОДПУ ТЭ;

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, далее - ОДПУ ХВС;

1. На каком основании в МКД установлены ОДПУ. Кем выполнена работа по установке ОДПУ.

На основании Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 ст.13 п.5 и п.7 Закона об энергосбережении собственник обязан за счёт собственных средств приобретать приборы учета, устанавливать их и осуществлять надлежащую эксплуатацию, а по истечении срока эксплуатации заменять их.

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по обеспечению дома ОДПУ, эта обязанность переходит к РСО.

В связи с тем, что собственники не исполнили указанную обязанность, в соответствии с законодательством она перешла к РСО. Следовательно, приборы учета установили ОАО «Тюмень Водоканал» и "Тепло Тюмени"- филиал ПАО "СУЭНКО".

2. Что такое «поверка ОДПУ».

Поверка приборов учета тепловой энергии - обязательная процедура в процессе их эксплуатации. Цель поверки приборов - подтверждение соответствия средств измерения всем установленным техническим требованиям. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своём распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

3. Кто обязан проводить работы по поверке ОДПУ.

Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 собственники помещений в МКД обязаны уведомить УК о предстоящей поверке и определить её исполнителя.

Однако собственники не инициировали решение этого вопроса. В рамках договора управления МКД УК предлагает собственникам помещений в МКД провести работы по поверке ОДПУ силами ООО «ТЭК» на основании действующего договора между УК и ООО «ТЭК», в котором предусмотрены данные виды услуг.

ООО «ТЭК» - это одна из специализированных компаний на рынке, имеющая допуск СРО для оказания данного вида услуг, квалифицированный персонал и выполняющая техническое обслуживание ОДПУ в МКД, находящихся в управлении ООО «УК «ЗАПАД».

4. Как определяются сроки проведения поверки ОДПУ.

Основанием для проведения поверки ОДПУ в срок, указанный в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД, являются технические паспорта приборов, входящих в состав ОДПУ. Срок эксплуатации приборов согласно техническим паспортам составляет 12 лет, периодичность метрологической поверки - 1 раз в 4 года от даты выпуска прибора, указанной в техническом паспорте, а не от даты ввода в эксплуатацию.

При установке прибора учета в МКД силами РСО было смонтировано то оборудование, которое имелось на момент проведения работ по установке, т.е. год ввода ОДПУ в эксплуатацию не соответствовал году выпуска прибора по техническому паспорту.

А так же следует иметь в виду, что установленные приборы, входящие в состав ОДПУ могут быть разных годов выпуска.

5. Почему собственникам предлагается одновременная поверка всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря на разные годы выпуска приборов.

В состав ОДПУ входят: тепловычислитель, два расходомера и термопара. ОДПУ могут поверяться отдельными узлами, входящими в его состав - в зависимости от года их выпуска.

Но мы предлагаем провести одновременную поверку всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря, на разные годы их выпуска, что позволит:

Сэкономить средства потребителей, т.к. собственники произведут оплату всех работ, связанных с поверкой по демонтажу, монтажу и пуско-наладке единожды.

Выровнять межповерочный период и производить последующие поверки ОДПУ в синхронном порядке.

6. Кто обязан нести расходы, связанные с работами по поверке ОДПУ.

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны включаться в состав общего имущества собственников помещений в МКД, утверждаемый общим собранием собственников помещений в МКД (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подпункту "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

7. Почему стоимость поверки не учтена в расходах по техническому обслуживанию ОДПУ.

Работы по обеспечению работоспособности, регулировке и техническому обслуживанию ОДПУ включены в минимальный ПЕРЕЧЕНЬ услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. (раздел II п.18), а работы по ПОВЕРКЕ ОДПУ не включены в данный ПЕРЕЧЕНЬ.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД утверждена компания (ООО «ТЭК»), осуществляющая техническое обслуживание ОДПУ, а также утверждён тариф за данную услугу. Согласно договору между ООО «УК «ЗАПАД» и ООО «ТЭК» поверка не входит тариф по техническому обслуживанию и оплачивается по дополнительному соглашению к договору за счет средств собственников.

8. Как определяется стоимость поверки и почему собственникам не предоставляется смета на поверку ОДПУ?

Специалистами ООО «ТЭК» был составлен укрупненный сметный расчет по диаметрам трубопроводов в многоквартирных домах для определения стоимости своих услуг. Данная смета собственниками МКД не была заказана и не была оплачена, следовательно, предоставлять её по запросу собственников, прилагая к протоколу, ООО «ТЭК» не обязано (см. ст.128 ГК РФ).

Расшифровка укрупненного сметного расчета по поверке и связанных с ней работ (демонтаж, поверка, монтаж и пуско-наладочные работы), предоставляется собственникам многоквартирных домов при обращении - в приёмные дни: четверг с 15:00 до 17:00, по адресу: ул.Затюменская, д.5, ТЭК, каб.38.

9. Каким документом будет подтверждено выполнение работ по поверке.

Документальным подтверждением выполнения работ по поверке ОДПУ и связанных с ней работ является акт выполненных работ (КС-2) с отраженными в нем фактическими затратами произведенных работ. А так же, акт передачи выполненных работ за подписью исполнителя и председателя совета дома.

10. Могут ли собственники помещений в МКД решением общего собрания отказаться от поверки ОДПУ, либо перенести её срок.

Эксплуатация не поверенного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Поверка приборов учета тепловой энергии является обязательной процедурой в процессе их эксплуатации.

Перенос срока поверки ОДПУ не возможен. Периодичность поверки указана в техническом паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал приборов учёта тепловой энергии и горячей воды - 4 года, а прибора учета холодной воды - 6 лет. С даты окончания поверочного периода, обозначенного в техническом паспорте, прекращается использование прибора, как коммерческого. Поэтому оплата за потребление тепловой энергии будет производиться на основании п.59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. не по фактическим показаниям приборов учета.

Примечание.

Между УК и собственниками помещений в МКД заключен договор управления МКД, по которому УК вправе привлекать специализированные организации (третьих лиц) для надлежащего исполнения обязательств по договору. В связи с этим между УК и ООО «ТЭК» действует договор на обслуживание приборов учета, установленных в МКД. А собственниками помещений в МКД подписан протокол общего собрания на обслуживание ОДПУ специализированной компанией ООО «ТЭК» с указанием в нем стоимости данной услуги.

Договор между УК и ООО «ТЭК» связан с коммерческой деятельностью компании и определяет обязательства между сторонами по договору. Следовательно, требования собственников о предоставлении договора не являются правомерными, но ознакомиться с договором можно в ООО «УК «ЗАПАД» в приёмные часы по четвергам с 15:00 до 17:00.

Возложила на собственников помещений в МКД обязанность устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учёта. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Сегодня вы узнаете о сроках поверки приборов учёта в МКД.

Почему проводить поверки приборов учёта обязательно

Приборы учёта делятся на индивидуальные и общедомовые. Первые устанавливаются в квартирах собственников помещений в МКД и считают индивидуальное потребление ресурсов. Вторые находятся в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и фиксируют сведения об общем объёме ресурса, поступившего в здание.

Ответственность за установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта воды возложена на собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Расходы за поверку ПУ также ложатся на собственников помещений МКД.

Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал.

Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.

Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Согласно п. 81(10) документа, эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.

При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ , который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.

Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.

Частота поверки индивидуальных приборов учёта воды

Межповерочный интервал ИПУ определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.

При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня установки прибора учёта.

В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4-6 лет. Импортные счётчики служат дольше - до 15 лет.

Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.

Обычно управляющие и ресурсоснабжающие организации ведут реестр потребителей, в котором фиксируют сведения об установленных в МКД приборах учёта и сроках их поверки. Если срок поверки истекает, они информируют об этом владельца счётчика. В уведомлении указываются дата следующей поверки и сроки, в которые вам необходимо провести процедуру.

Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды

Сроки поверки общедомового прибора учёта указаны в паспорте счётчика. Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015 .

Согласно указанным документам, процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверки его герметичности и определении погрешности прибора.

При внешнем осмотре проверяются:

  • документация прибора учёта;
  • состояние его лакокрасочного покрытия
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.

Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.

Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.

Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта нельзя эксплуатировать дальше. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик.

Общедомовой счетчик воды необходим для регистрации показаний расхода воды во всем многоквартирном доме. Установка общедомового счетчика является обязательной процедурой, о чем свидетельствует закон ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков.

Наличие общедомового счетчика позволит экономить деньги и уберечь себя от переплат за сбои в сетях поставщика. В настоящее время при отсутствии данного прибора жильцы многоквартирных домов переплачивают от 10 до 50% в месяц. Для домов, где не ОДПУ введен повышающий коэффициент. Это мера вынуждена, чтобы управляющие компании не затягивали с установкой общедомовых счетчиков.

Как уберечь себя от неправильных показаний счетчиков?

Все счетчики должны проходить поверку. В работу допускают средства измерения, которые прошли поверку и соответствуют требованиям ФЗ №102 «Об обеспечении единства измерений».

Со временем, как и любое оборудование, счетчики имеют свойства изнашиваться, тогда точность показаний может дать сбой. Для избежания некорректных измерений проводится поверка общедовомого счетчика.

Поверка бывает двух видов:

  • плановая (дата указана в документах);
  • внеплановая (проходит, когда повреждение счетчика (пломбы) или утрате документации о поверке).

При поверке прибор учета проверяется на соответствие метрологическим требованиям. При положительном результате задается новый срок работы до следующей поверки общедомового счетчика.

При выявлении неточности измерений или других дефектов проводится ремонт счетчика. В случает, когда средство измерения не подлежит ремонт, то необходимо заменить старый счетчик на новый.

Сроки проведения поверки общедомовых счетчиков

Сроки поверки общедомовых счетчиков тепла, воды и т.д. можно найти технической документации прибора. Временные промежутки поверки приборов указывается заводом-изготовителем. Не стоит затягивать с поверкой и откладывать на последний момент, здесь Вы рискуете просрочить поверку, и тогда даны услуга будет недоступна. О сроках проведения можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Советуем проводить поверок счетчиков во время.

Сколько стоит поверка общедомового счетчика

Общедомовые счетчики устанавливаются и поверяются управляющей компанией. Важно знать, что всё это проходит за счет жильцов. Здесь же на плечи жильцов ложится ответственность за их содержание (по статье «Содержание жилья»).

Цены на поверку счетчика начинаются от 600 рублей за один счетчик. Окончательную стоимость необходимо уточнять в компаниях занимающихся установкой, заменой и поверкой счетчиков.

Поверка общедомовых счетчиков воды

Средства измерения проверяются на соответствии ГОСТ 8.156 и МИ 1592-99.

Существует 2 способа поверки общедомовых счетчиков воды:

  • без снятия счетчика. Без снятия поверка проходит с использованием метрологического оборудования.
  • со снятием счетчика. Прибор отправляется в специальную метрологическую лабораторию.
  1. Наличие комплектности в соответствии с технической документацией;
  2. Наличие стрелки на направлении воды;
  3. Отсутствие пятен на счетчике, трещин на покрытие, сколов;
  4. Все цифры, наименования, отметки должны быть четкие. Размытости, пятна на циферблате не допускаются.

Далее определяется герметичность прибора учета воды. Здесь в рабочей полости водосчетчика создается давление 1,6 МПа. В течение 15 минут прибор проверяется под указанным давлением, в это время прибор не должен иметь признаков течи или образование влаги на корпусе или в местах узлов соединения.

Последним этапом проверяется погрешность работы водосчетчика. Расходы поверочные существуют трех типов: номинальный, переходный и минимальный расход.

Важно знать, что измерения нельзя усреднять! На каждый расход только одно измерение.

В завершении поверки счетчика воды Вы получаете результат. При положительной поверки продлеваете срок работы прибора. При выявлении дефектов устраняете или устанавливаете новый счетчик.

Поверка общедомового теплового счетчика

Для поверки общедомового счетчика тепла требуется его снятие. Здесь проверяются метрологические характеристика, внешнего состояния и поверки электрического сопротивления изоляции счетчика.

Проверяются следующие внешние показатели:

  1. На счетчике не допускаются загрязнения и дефекты в виде трещин.
  2. Четкость цифр, надписей и маркировки.
  3. Состояние защитной арматуры и мест соединения проводов.
  4. Длина проводов для соединения одинаковой.

Для поверки изоляции счетчика используют Мегомметр М4100-1. Важный показатель на выходе – электрическое сопротивление счетчика, его показатель должен быть от 100 МОм.

Способы поверки общедомовых счетчиков

Ранее говорилось уже о возможных методах поверки. Давайте рассмотрим чуть подробнее.

Поверка проходит со снятием прибора в метрологической лаборатории и без снятия прибор при помощи метрологического оборудования.

При выборе поверки в метрологической лаборатории проходит не только поверку, но и избавление от возможных отложений. При наличии некорректной работы счетчика проводятся ремонтные работы. В момент демонтажа присутствует поставщик проверяющий сохранность пломб водосчетчика и последующих показаний прибора.

После поверки вызывается поставщик для установки, опломбировки и составления документации о вводе прибора в работу.

Обычно поверку счетчиков без снятия выбирают в СЖФ. В таких домах инженерные системы находятся не в самом лучшем состоянии, и отсюда риск нарушить целостность узлов в системе.

Для поверки представители метрологической лаборатории приезжают к месту установки, поверяют и составляют акт. Минус данного метода есть. Если деталь прибора на износе, то это возможно определить только в метрологической лаборатории.

Какие документы выдаются после поверки?

После поверки в технического паспорте счетчика делается запись об очередной прошедшей поверке. Если общедомовые счетчики пригодны в работу, то вам выдаются следующие документы:

  • Свидетельство о пройденной поверке
  • Квитанция об оплате
  • Договор о поверке в метрологической лаборатории.

В другом случаи, когда счетчик признан негодным к работе, то вы получаете извещение о неисправности.

При выборе организации для поверки обязательно убедитесь в наличии лицензии, аккредитации в Единой национальной системе аккредитации. После поверки запросите копии приказа и аттестата об аккредитации. Без данных документов поверка недействительна.



 

Возможно, будет полезно почитать: