Основы безопасности жизнедеятельности – предмет собирательный. Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе


Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

"Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

Важную роль в становлении и развитии курса ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" в курс ОБЖ введен раздел "Основы военной службы".

В настоящее время подготовка учащихся образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием России.

Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" , изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" , определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) - "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению - учащихся учреждений общего образования.

Значительный вклад в повышение статуса учебной дисциплины ОБЖ внес совместный приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 "О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности" , утвердивший План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Сейчас обучение старшеклассников основам военной службы регламентируется совместным Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" , зарегистрированным в Минюсте РФ 12 апреля 2010 г. (регистрационный N 16866). Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. N 18.

До настоящего времени легитимным документом, определяющим содержание курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений является программа, рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 1997 года (авторы: Е. Л. Вишневская, В. Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, В. Н. Воробьев). Этой программой предусматривается непрерывное изучение материала курса ОБЖ с 1 по 11 классы с учетом возрастных особенностей детей.

Инструкция

Изучают ОБЖ в некоторых регионах страны только в старших классах, в других - в средней и старшей школе, а также некоторые знания дети получают на уроках окружающего мира в начальных классах. Стоит сказать, что в старших классах уроки проводятся отдельно и : мальчикам преподаются основы военной службы, что актуально в связи с сокращением срока срочной службы, а девочкам - углубленные знания по , в частности, о репродуктивном здоровье и т.д. Тематически весь курс основ безопасности жизнедеятельности делится на несколько основных разделов.

Первый раздел включает в себя знания и навыки поведения по обеспечению безопасности и защите в разных чрезвычайных и опасных ситуациях. Это правила поведения при пожарах, наводнениях, землетрясениях, смерчах и других природных и техногенных катаклизмах. Причем важным считается не только дать знания о правилах поведения в таких ситуациях и сформировать основные навыки, но привить и культуру безопасности, чтобы знать, как не допускать подобных ситуаций. Например, не включать много приборов в одну розетку, которая для этого не предназначена, и т.п. Также данный раздел включает знания о поведении на дорогах. О том, что не нужно входить в лифт с незнакомцами и садиться к ним в машину, также говорят не только родители, но и учитель ОБЖ.

Следующий раздел ОБЖ - это основы медицинских знаний. Здесь изучаются принципы оказания первой медицинской помощи при разных случаях. Так, сюда входят правила оказания помощи при получении солнечного удара, утоплении, отравлении, получении ожогов, кровотечениях, ударах током, переломах и т.п. Основными практическими навыками, получаемыми детьми, должны стать: умение сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, перевязать рану, наложить шину и т.д.

Также на ОБЖ дается представление о здоровом образе жизни. Данный раздел очень важен при наличии многих соблазнов реального мира. Сюда входит изучение проблемы детской и взрослой наркомании, алкоголизма, беспорядочных половых связей. Здесь же изучаются вопросы правильного питания, закаливания, пользы занятий спортом, грамотного распорядка дня, отношений с противоположным полом и т.д.

Еще один важный раздел для изучения - комплекс современных проблем безопасности общества. В основном здесь поднимается тема : как вести себя при обнаружении подозрительных предметов, что делать в случае захвата, как спастись при угрозе взрыва и т.д. Изучение глобальных проблем общества (загрязнение окружающей среды, рациональное использование даров Мирового океана, сохранение культурного наследия, предотвращение этнополитических конфликтов и т.д.) также входят в данный раздел.

В курс «Основы военной службы», который проводится только для ребят, входит изучение воинских уставов, порядка прохождения воинской службы, военной формы и специальных знаков отличия. Также проводятся практические занятия, формирующие основные навыки, необходимые в армии, например, строевой шаг. Конечно, в армию после школы пойдут не все учащиеся. Эти знания необходимы, главным образом, для патриотического воспитания молодежи.

Нескучными и увлекательными для детей можно и нужно сделать даже занятия по серьёзным темам основ безопасности жизнедеятельности. Большое количество готовых наработок и полезных в работе советов для этого Вы без труда найдёте в этом особом разделе портала МААМ. Он посвящён всему современному комплексу проблем безопасности детей.

Познакомьтесь с опытом коллег, как научить детей умениям защитить себя в чрезвычайных и потенциально опасных ситуациях. Оцените различные способы оформления тематических уголков, лэпбуков, макетов и мини-музеев по ПДД, противопожарной безопасности. Обратите внимание на готовые сценарии и конспекты тематических мероприятий, игр, праздников, экскурсий. Многие из материалов этого раздела непременно пригодятся Вам в работе с детьми!

Как жить безопасно, преподаём интересно!

Включает в себя разделы:
  • Безопасность на воде. Правила поведения на воде и водоёмах, ОБЖ для детей

Показаны публикации 1-10 из 24047 .
Все разделы | Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной к школе Тема : «Безопасное поведение детей на дорогах» Возрастная группа : подготовительная группа (дети 6-7 лет) Форма ООД : познавательно-продуктивная деятельность Форма организации : групповая Учебно-методический комплект : «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина,...

Снегопады, заносы, скользкая дорога, ограниченная видимость, короткий световой день, яркое солнце - особенности зимней улицы. Именно поэтому необходимо соблюдать правила поведения на улицах и дорогах в зимнее время года. Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не...

Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности - Игра настольная в первой младшей группе по теме «Азбука безопасности на дороге»

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны знать правила безопасности во всех сферах жизни (быт, игры, движения. Обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Деловая игра для педагогов: «Дисциплина на дороге - залог безопасности!» Цель: объединить усилия педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей. Задачи:  совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах....


Фестиваль "Наша семья - с ПДД друзья". Подготовительная группа "Б", детский сад № 59. Педагог: Цареградская Анна Сергеевна. В школе № 25 прошёл фестиваль по ППД, для детей и родителей нашего района. Цель фестиваля: закрепить правила безопасного поведения на дорогах города....


Отчёт о проведении викторины по ПДД в старшей группе «Знатоки дорожного движения» Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожной безопасности и формировать у них...

Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности - Стенгазета предпоследнего этапа эстафеты огня Зимней универсиады-2019


2 марта в Красноярске прошла торжественная церемония открытия Зимней универсиады-2019. А 28 февраля Дивногорцы приветствовали предпоследний этап эстафеты огня. Сначала эстафета прошла по плотине Красноярской ГЭС, прямо по гребню гидростанции. После чего забег продолжился по...

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно. До этого, правда, существовал другой, но похожий предмет - «Начальная военная подготовка». На уроках «НВП» учили не только разбирать и чистить автомат, но и, например, оказывать первую медицинскую помощь, рассказывалось, как вести себя при пожаре и в других опасных ситуациях.

Однако новая дисциплина, «Основы безопасности жизнедеятельности», задумывалась более глубокой. Предмет призван был воспитывать культуру безопасности в обществе. Курс состоит из трех тематических разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, военная безопасность государства.

В ряду школьных предметов предмет ОБЖ стоит особняком . И на это есть ряд причин. Вот лишь главные: ОБЖ единственный предмет в школе, где к преподавателю можно обращаться как по имени и отчеству, так и по воинскому званию; предмет ОБЖ преподаётся с элементами воинской дисциплины; предмет ОБЖ выводит юношей 10-х классов в мае на стрельбы из боевого оружия. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. ОБЖ — это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку . От того, насколько хорошо преподаватель научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться - школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде, если ошибётся учитель ОБЖ - это может стоить жизни ребёнка или окружающих людей.

Поэтому и методика преподавания предмета, немного другая, не стандартная для школы. И критерии оценки работы преподавателя ОБЖ должны быть иными, отличными от критериев оценки работы преподавателя истории, географии, математики. В том числе оценка записей в блог и выставляемых материалов на сайте «Мультиурок» по предмету «ОБЖ». Всё, что записывается мной в блоге, точно также используется и на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ преподавать наиболее эффективно могут кадровые офицеры запаса министерства Обороны или профессиональные спасатели-офицеры МЧС, люди, многократно побывавшие в экстремальных и боевых ситуациях, которые могут дать учащимся не только книжные знания, но и передать свой личный опыт преодоления экстремальных ситуаций, опыт выживания в них. В результате получается живой, заинтересованный разговор, не оставляющиё учащихся равнодушными и остающийся в памяти учеников практически навсегда.

Для подготовки преподавателя ОБЖ «с нуля» необходимо затратить 11 000 учебных часов. По времени эта подготовка занимает почти девять лет. За это время можно сделать два выпуска преподавателей с дипломом бакалавра. Это, пожалуй, главная причина, почему педагогические ВУЗы не берутся за подготовку преподавателей ОБЖ. И остается одна категория, которая более-менее подготовлена для работы преподавателем ОБЖ в школе - это кадровые офицеры министерства Обороны.

Качество работы преподавателя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры. Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации. Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры. Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике. Прошло более двадцати пяти лет со времени введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьный курс. Наработался опыт преподавания. Стало понятно, что преподавать, как преподавать, что требовать от учащихся.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Вся работа преподавателей ОБЖ с учащимися строится на основе здоровье сберегающих технологий.

Военно-патриотическое воспитание - это самое важное направление деятельности преподавателя ОБЖ. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодёжи потому, что их деды, отцы, близкие, являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект в ближайшем будущем. Школа Мужества, пройденная старшими поколениями, достойна того, чтобы школьники о ней знали и чтобы они гордились, что в нашей стране - России любые проблемы, возникающие перед народом, всегда будут решены независимо от их сложности.

Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета ОБЖ, без преподавателя ОБЖ - кадрового офицера министерства Обороны сегодня невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности. Уметь защищаться от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного и техногенного, так и социального характера. В том числе и в экстремальных ситуациях. В учебниках практически ничего нет по патриотическому воспитанию учащихся, хотя примеров героизма наших сегодняшних офицеров и солдат очень много. Патриотическое воспитание - это практически две трети работы учителя ОБЖ, как в классе, так и во внеаудиторной работе.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Без наличия в школе комплекса учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», и прежде всего кабинета, сегодня очень сложно добиться необходимого эффекта в подготовке школьников к самостоятельной жизни, к выживанию в мире нарастания опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экономического, военного, социального и техногенного характера. Сложно, не имея необходимой учебно-материальной базы по предмету ОБЖ в школе, решать задачи развития и модернизации Российского образования, по воспитанию личности, любящей свою Родину, способной встать на защиту своей Родины.

Не мало претензий можно высказать и в отношении учебников по ОБЖ, полученных школами Моздокского района в 2013 году. По большей части они написаны «сухим», формальным, «взрослым» языком. Изобилуют ненужными теоретическими сведениями, определениями, формулировками, перегружая и без того переполненную избыточной информацией школьную программу. Тексты для учебников изобилуют сложными для понимания и «корявыми» с литературной точки зрения объяснениями. Многое из этого проще было бы показывать на практике или с помощью видео просмотров.

И самое главное, в учебниках по ОБЖ практически ничего нет по военно-патриотическому воспитанию, что сейчас очень востребовано жизнью. Примеров героизма в сегодняшней российской армии много. Это и подвиг майора Солнышкина, который спасая жизнь солдату, лег на гранату. Это и подвиг лейтенанта Александра Прохоренко в Сирии, вызвавший огонь на себя когда оказался в окружении боевиков ИГИЛ. И таких примеров можно приводить много. Ничего подобного в учебниках ОБЖ нет.

Программный материал курса ОБЖ не согласован с другими предметами: физикой, географией, биологией, химией. Пример: в 10 классе в I полугодии в модуле «Гражданская оборона» изучается тема «Ядерное оружие», а соответствующий этой теме раздел физики «Квантовая механика» изучается в 11 классе во II полугодии. И такое несогласование по всем разделам курса ОБЖ. Учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подлежит пересмотру как концептуально, так и тематически, поскольку она уже совершенно не согласуется с требованиями сегодняшнего дня . Уже в календарно-тематические планы 2014-2015 учебного года было внесено примерно 30% новизны, тем занятий, которых нет в учебниках, в планы 2016-2017 учебного года добавлено ещё 10-15% новизны.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН - призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках. Именно об этом говорит мой личный опыт тринадцатилетнего преподавания предмета в школе, из которых восемь лет я являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей ОБЖ.

По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком. Поэтому в своих блогах я много внимания уделяю истории России, СССР, патриотизму воинов России и русского народа, международной политике, «горячим точкам» планеты. Всё вместе взятое и есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - и преподаваемое и изучаемое в школьном курсе. Эта информация, в том числе и для модераторов сайта.

Особенностью школьного курса ОБЖ является то, что он опирается на множество документов разных уровней: от законов РФ до ведомственных инструкций.

1. Законы:

  • Конституция РФ;
  • Концепция национальной безопасности РФ;
  • Военная доктрина РФ;
  • Доктрина информационной безопасности РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • ФЗ О безопасности;
  • ФЗ О гражданской обороне;
  • ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • ФЗ Об образовании;
  • ФЗ Об обороне;
  • ФЗ О статусе военнослужащих;
  • ФЗ О воинской обязанности и военной службе;
  • ФЗ О безопасности дорожного движения;
  • ФЗ О пожарной безопасности;
  • ФЗ О радиационной безопасности населения;
  • ФЗ О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения;
  • ФЗ О борьбе с терроризмом;
  • ФЗ О полиции;
  • ФЗ О безопасности гидротехнических сооружений;
  • ФЗ О государственной тайне;
  • ФЗ О защите прав потребителей;
  • ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов;
  • ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах;
  • ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • ФЗ О противодействии экстремистской деятельности;
  • ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях;
  • ФЗ О чрезвычайном положении;
  • ФЗ Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей;
  • ФЗ Об авторском праве и смежных правах;
  • ФЗ Об информации, информатизации и защите информации;
  • ФЗ Об ограничении курения табака;
  • ФЗ Об оружии;
  • ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

    2. Постановления Правительства РФ:

    • Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны;
    • О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
    • Об установлении тождества наименования должности "преподаватель -организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".

      3. СанПиНы:

      • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.

        4. ГОСТы по безопасности:

        • ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения;
        • ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные ЧС. Термины и определения;
        • ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
        • ГОСТ Р 22.0.07-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ИСТОЧНИКИ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ И ИХ ПАРАМЕТРОВ;
        • ГОСТ Р 22.0.08-96 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ВЗРЫВЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.0.11-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.02-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.06-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.07-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
        • ГОСТ Р 22.1.08-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.09-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.2.05-94 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. НОРМИРУЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ТОЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ В СОСТАВЕ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВИЛА;
        • ГОСТ Р 22.2.07-94 ВЕЩЕСТВА ВЗРЫВЧАТЫЕ ИНИЦИИРУЮЩИЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ;
        • ГОСТ Р 22.6.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЗАЩИТА СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.7.01-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.05-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.06-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.07-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ОПАСНЫМИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ НА АКВАТОРИЯХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.9.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.


 

Возможно, будет полезно почитать: