Субъекты и объекты приватизации. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

Процесс возмездного отчуждения материальных ценностей, принадлежащих РФ, регионам и административно-территориальным образованиям. Приобретателями прав при этом могут стать юрлица или граждане. В ходе этого процесса муниципальная или госсобственность преобразуется в частную. Рассмотрим особенности этой процедуры.

Общие сведения

Приватизация объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 2001. Этот нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в процессе отчуждения материальных ценностей, а также процесс управления ими. В Законе определены , требования к ним. Отдельно в акте закрепляются принципы, на которых основывается процесс отчуждения.

Исключения

В список объектов приватизации , регламентируемых ФЗ № 2001, не входят:

  1. Земли. Исключение составляют участки, на которых находятся недвижимые объекты, в том числе имущественные комплексы.
  2. Природные ресурсы.
  3. Имущество, переданное в хозяйственное ведение/оперативное управление, муниципальным и госучреждениям, МУП и ГУП.
  4. Жилищный фонд.
  5. Муниципальное и госимущество, передаваемое в собственность некоммерческих структур, созданных в процессе преобразования МУП или ГУП.
  6. Госрезерв.
  7. Муниципальное и госимущество, находящееся за границей РФ.
  8. Здания, сооружения с участками, передающиеся безвозмездно в частное владение религиозным организациям, общероссийским общественным объединениям.
  9. Муниципальное и госимущество в случаях, определенных международными соглашениями.
  10. Акции в случаях возникновения у МО, РФ или субъектов права требовать от АО их выкупа.
  11. Муниципальное и госимущество, отчуждаемое на основании решения суда.
  12. Акции ОАО, ценных бумаг, конвертируемых в них, при выкупе их по правилам, закрепленным законодательством.

Как выше было сказано, в отношениях по отчуждению имущества могут участвовать любые юрлица и граждане. Исключение составляют: МУП, ГУП, муниципальные и госучреждения, организации, доля РФ в уставных капиталах которых больше 25%, кроме случаев, когда объекты вносятся как вклад в активы ОАО.

Принципы

Порядок приватизации объектов государственной собственности основывается на:

  1. Признании равенства приобретателей и открытости деятельности органов госвласти и местного самоуправления.
  2. Возмездности процесса отчуждения.
  3. Самостоятельности органов территориальной власти.

Нормативная база

Субъекты и объекты приватизации , основные требования к ним, правила осуществления процедуры, полномочия компетентных органов устанавливаются ФЗ № 2001, а также другими законами и НПА, принимаемыми в соответствии с ним. При этом положения других юридических документов не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам. Региональное законодательство включает в себя НПА, принятые в соответствии с ФЗ № 2001. Перечень объектов, подлежащих приватизации в пределах конкретного МО, составляется территориальными структурами власти самостоятельно с учетом нормативно-правовых положений, регламентирующих данную сферу.

Задачи правительства

Для реализации единой госполитики в области приватизации Высший исполнительный институт власти представляет президенту на утверждение предложения о создании списка АО и стратегических предприятий. Он включает в себя:

  1. ФГУП, осуществляющие выпуск продукции, производство работ, предоставление услуг, имеющих стратегическое значение при обеспечении безопасности и обороноспособности страны, защиты здоровья, нравственности, законных интересов и прав населения.
  2. ОАО, чьи акции являются федеральной собственностью. При этом участие РФ в них направлено на обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защиту здоровья, нравственности, интересов и прав населения.

Правительство также представляет президенту предложения о внесении в перечень изменений, которые касаются:

  1. Состава ФГУП. Корректировки предлагаются, в том числе, для последующей приватизации.
  2. Степени и необходимости участия РФ в ОАО, относящихся к стратегическим предприятиям, в то числе, для их дальнейшего отчуждения.

Правительство ежегодно утверждает прогнозный план, определяя в соответствующий период. При этом указанный орган обязан предоставить в Госдуму отчет о проведенном отчуждении за предыдущий год. Кроме этого, в компетенцию правительства входит:

  1. Утверждение нормативно-правовых актов, касающихся приватизации.
  2. Руководство работой федеральных структур исполнительной власти в указанной сфере.
  3. Принятие решений об условиях отчуждения федерального имущества.
  4. Контроль процесса.

Прогнозный план

Объекты приватизации государственного и муниципального имущества утверждаются соответствующими органами. В рамках МО ими выступают местные исполнительные структуры. На федеральном уровне компетентным органом, как следует из приведенных выше сведений, является Правительство. В прогнозный план включаются объекты, подлежащие приватизации , с указанием их характеристик и предполагаемых сроков отчуждения. В него могут входить ФГУП, акции ОАО, иные активы. Ценные бумаги АО, а также стратегические предприятия включаются в перечень объектов приватизации по решению президента. Правила разработки плана утверждаются Правительством. Предложения о включении акций ОАО и предприятий, являющихся федеральной собственностью и осуществляющих деятельность в определенных экономических отраслях, а также иного имущества направляют исполнительные госорганы. Соответствующие заявки могут формировать и региональные и местные структуры, а также организации и граждане. Утвержденный план направляется в Госдуму вместе с проектом ФЗ о бюджете на предстоящий финансовый период в составе документов, прилагаемых к Закону. Отчет о выполнении предоставляется до 1 мая ежегодно. Его также рассматривает Госдума.

Принятие решения

Определение условий, по которым будет осуществляться отчуждение материальных ценностей, производится в соответствии с данными прогнозного плана. В решении должны содержаться:

  1. Объекты приватизации . При этом должны указываться их наименования и данные, по которым их можно индивидуализировать.
  2. Способ приватизации.
  3. Нормативная цена. Она представляет собой минимальную стоимость, по которой допускается отчуждение.
  4. Продолжительность рассрочки (при ее предоставлении).
  5. Прочие существенные сведения.

Если отчуждается имущественный комплекс МУП или ГУП, в решении также должны присутствовать:

  1. Состав материальных ценностей. Он указывается в передаточном акте в соответствии с результатами инвентаризации, на основании сведений из документов об участках, аудиторского заключения. В акте должны присутствовать все , расчет балансовой цены активов, величина уставного капитала, номинальная стоимость и число акций (если создается ОАО).
  2. Исключения. В решении должны определяться объекты и имущественные права, которые не могут быть приватизированы. Соответствующие материальные ценности изымаются законным владельцем.

Виды собственности

В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность - объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.

Приобретатели

Лица, в пользу которых отчуждаются , традиционно именуются покупателями. В качестве них могут выступать любые граждане и организации, кроме тех, которые определены федеральным законодательством. В их число входят и ОАО в отношении акций, размещенных ими. Обязанность доказывания права на приобретение в рамках приватизации объектов государственной собственности или материальных ценностей, принадлежащих МО, возлагается на покупателя. Особую категорию приобретателей составляют нерезиденты - зарубежные инвесторы. В ФЗ отсутствуют ограничения в отношении этих лиц. Закон предъявляет дополнительные требования только к документам, которые предоставляют иностранные покупатели. К объектам приватизации относятся , как выше было указано, материальные ценности, находящиеся за пределами страны. В их число, кроме прочего, входят акции ОАО. Эти могут отчуждаться исключительно в пользу нерезидентов. Законодательство не устанавливает требования по обязательному декларированию источников средств, направляемых приобретателями при осуществлении платежей по сделкам.

Объекты приватизации

В качестве них выступают ценности, которые могут быть отчуждены в соответствии с ФЗ № 2001. В нормативном акте не содержится перечня объектов, которые должны быть приватизированы на основании его положений. Из анализа норм ФЗ, однако, можно определить, какие материальные ценности могут отчуждаться. Основными объектами считаются имущественные комплексы МУП и ГУП, а также акции ОАО, принадлежащие государству. Прочие материальные ценности, указанные в ФЗ, или входят в активы предприятий или отчуждаются совместно с комплексами.

Признаки

Среди особенностей, которыми обладают объекты приватизации, необходимо отметить следующие:

  1. Отчуждение материальных ценностей в пользу частных лиц затрагивает интересы сотрудников, трудового коллектива предприятия. Их защита требует специального регулирования.
  2. Сделке по отчуждению предшествует включение объектов в прогнозный план и принятие решения, устанавливающего условия приватизации конкретного имущества уполномоченным исполнительным органом.
  3. Отчуждение обладает возмездным характером.
  4. В качестве продавцов от имени правительства могут выступать специализированные госучреждения.
  5. Как указывает ФЗ № 2001, приватизируются объекты, которые входят в состав муниципальной или федеральной казны, кроме тех, на которые положения закона не распространяются.

Классификация

Объекты приватизации разделяются по разным критериям. В зависимости от содержания, выделяют МУП и ГУП, акции ОАО, принадлежащие РФ. По форме собственности объекты могут быть муниципальными или государственными. Кроме этого, классификация проводится в зависимости от возможности и правил отчуждения. По этому признаку выделяют материальные ценности:


Жилфонды

В Госдуме достаточно часто поднимался вопрос о бесплатной приватизации жилья. На последнем обсуждении было решено продлить ее до марта 2017 г. Однако в СМИ появлялась информация о возможности снятия ограничений по срокам. Бесплатная приватизация распространялась на любые помещения, кроме:

  1. Служебных.
  2. Находящихся в общежитиях.
  3. Аварийных.
  4. Расположенных в военных городках закрытого типа.
  5. Включенных с жилфонд совхозов и сельскохозяйственных обществ, приравненных к ним.
  6. Находящихся в стационарных учреждениях органов соцзащиты, расположенных в сельской местности.

Данные ограничения предусматриваются 4 статьей ФЗ № 1541-1.

Документы для приобретения

Для приватизации объектов жилфонда потребуются:

  1. Договор соцнайма.
  2. Выписка из ЕГРП (ф. № 3). Она составляется на каждого участника сделки.
  3. Выписка из домовой книги.
  4. Технический и кадастровый паспорта.
  5. Справки, удостоверяющие, что ранее лицо не участвовало в приватизации иных недвижимых объектов.
  6. Л/С на помещение.
  7. Личные документы (паспорта, св-ва о рождении или заключении брака).

Следует учесть, что могут потребоваться не только оригиналы, но и копии этих бумаг. Поэтому целесообразно сделать их заранее. Действие некоторых документов имеет ограничение по времени. В этой связи эксперты не рекомендуют затягивать с их подачей.

Куда обращаться?

В настоящее время по стране работает множество многофункциональных центров. Документы, собранные на приватизацию, можно подать в МФЦ. Кроме этого, бумаги принимают и другие уполномоченные инстанции. К примеру, в Москве таким органом выступает Департамент жилфонда и жилищной политики.

Кто вправе участвовать в приобретении?

Приватизировать помещение могут все зарегистрированные в нем. Следует учесть, что законодательством устанавливалась возможность бесплатно приобрести жилплощадь только один раз. Поэтому те, кто уже участвовал ранее в приватизации, не могут быть субъектами новой аналогичной сделки. Исключение составляют лица, которые на тот момент были несовершеннолетними. По достижении 18 лет они вправе участвовать в приватизации второй раз. Существует ошибочное мнение о том, что малолетние не могут выступать как сторона сделки. В принципе, это так. Законодательство ограничивает число сделок, в которых могут участвовать малолетние. Между тем нормативными актами предусмотрены меры защиты их интересов. Так, если ребенок, зарегистрированный в квартире, не получил право собственности при приватизации, договор может быть расторгнут в суде. Заявителем при этом могут выступать органы попечительства и опеки, прокуратура и прочие заинтересованные лица.

Особые случаи

Отдельно в законодательстве оговаривается . Что они собой представляют? Объектами культурно-исторического наследия народов РФ выступают сооружения, строения со связанными с ними произведениями декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, техники и науки и пр. Они возникли в ходе исторических событий и представляют особую ценность в археологическом, антропологическом, эстетическом, социальном плане. В их число входят также памятники, достопримечательные места, крупные комплексы, исторические поселения. Согласно п. 2.1.7 Госпрограммы по приватизации муниципальных и госпредприятий в РФ, утвержденной Указом президента от 1993 г., такие объекты отчуждению не подлежат. Однако в 1994 г. было принято другое решение. По новому Указу президента некоторые сооружения, памятники, комплексы могли быть включены в или прогнозные планы, утверждаемые правительством. При этом вопрос об их отчуждении должен рассматриваться только после ознакомления и утверждения программ Главой страны. Объекту культурно-исторического наследия, принадлежащие РФ, регионам или МО, могут быть приватизированы частными лицами (гражданами или организациями) на возмездной основе по правилам, установленным ФЗ № 178. При этом следует учитывать ряд особенностей отчуждения, закрепленные в 29 статье указанного Закона, а также ст. 50 ФЗ № 73.

Нормативные требования

Объекты культурно-исторической ценности допускается приватизировать способами, предусмотренными 13 статьей ФЗ № 178. При этом они должны быть обременены обязательствами по сохранению, содержанию и надлежащему использованию. Минкультуры РФ определяет условия указанных ограничений. Охранное обязательство оформляется в соответствии с правительственным Постановлением № 894 от 2002 г. Его условия включаются в содержание решения о порядке приватизации и в качестве существенных пунктов в договор о купле-продаже объектов. В охранном обязательстве указываются требования, предъявляемые к содержанию комплекса, сооружения, памятника и пр., условия доступа к нему граждан, правила и сроки выполнения реставрационных работ, а также описываются прочие меры, посредством которых обеспечивается их сохранность.

Важный момент

Законодательством установлен перечень объектов, обладающих особой ценностью, которые не могут быть приватизированы. Он закреплен в 50 статье ФЗ № 73. В их число включены:

  1. Ансамбли и памятники, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Особо ценные сооружения и комплексы, включенные в Свод, утвержденный Указом Президента от 1992 г.
  3. Археологические объекты и культурно-исторические заповедники.

Между тем, ФЗ № 258 были внесены некоторые изменения в ФЗ № 73. Ими отменялся запрет приватизации культурно-исторических объектов и вменялась обязанность правительству сформировать перечень таких комплексов, не относящихся к госсобственности. Соответственно, отчуждать с того момента можно те сооружения, которые не принадлежат РФ и регионам. Но в установленный срок (до 01.03.2008) указанный перечень не был сформирован. В этой связи отчуждение этих материальных ценностей в настоящее время невозможна. В связи с тем, что в законодательстве не предусмотрены четкие правила по приватизации культурно-исторических объектов, этот вопрос вызывает немало споров.

Приватизация - отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими ).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего - до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган , а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений - не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены ;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно - голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

В соответствии с положениями ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Таким образом, необходимо сразу выделить субъект приватизации и ее объект.

Субъектами являются только граждане РФ, так как именно им принадлежит право приватизации. Гражданами РФ согласно ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – ФЗ «О гражданстве РФ») являются:

1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным законом.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации приобретается в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ»:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

По иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами (в том числе и правом на приватизацию) и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В качестве объекта выступают жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), но не все, а только отнесенные к определенным категориям. Путем приватизации осуществляется приобретение в собственность определенных ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ») жилых помещений, а именно жилых помещений, входящих в:

1) государственный жилищный фонд, который представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности непосредственно Российской Федерации и субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ). Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ);

2) муниципальный жилищный фонд, в который входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). В соответствии со ст. 214 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Таким образом, определение понятия государственной и муниципальной собственности дано в гражданском законодательстве, но применительно к жилищным правоотношениям оно конкретизировано непосредственно в ЖК РФ.

Но не все жилые помещения, входящие в систему государственного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» не являются объектами приватизации жилые помещения, находящиеся:

1) в аварийном состоянии – по данному основанию признаются непригодными для проживания жилые дома (жилые помещения) независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах;

2) в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) в домах закрытых военных городков, где, как правило, размещаются воинские части. Под «военным городком» понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые.

К закрытым военным городкам относятся:

а) военные городки воинских частей, расположенные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;

б) обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов;

4) служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Исключение составляют помещения из жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

При этом допускается приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта (ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). Она осуществляется в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ». В этом случае за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилого фонда, могут быть приватизированы гражданами РФ, если они занимаемы или забронированы указанными лицами.

Несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, имеют равные права, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие ЖК РФ» не являлись объектами приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., но Конституционный Суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции и не подлежащим применению.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 15 июня 2006 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” и ч. 1 ст. 4 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”» установил следующее.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2010 г. утрачивают силу содержащие общие положения и нормы Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», закрепляющие основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Статьей 12 того же Федерального закона ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее ст. 19 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по указанному делу явились взаимосвязанные положения подп. 1 п. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) и одновременно исключается приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 г.

Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование реа-лизовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который согласно Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (утратившему силу 1 марта 2005 г.) пополнялся путем:

1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков;

3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах;

4) купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы;

5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям (ст. 19).

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность – путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны – предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», определивший, как следует из его преамбулы, базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в ЖК РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в Гражданском кодексе Российской Федерации, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217).

Гарантируемое ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина.

Данное право – исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, – появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Осуществляя преобразования отношений собственности в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и отменять их. Такое временное правовое регулирование может заключаться в установлении, изменении и отмене тех или иных имущественных прав, к числу которых относится и право на бесплатную приватизацию. Однако при этом должны соблюдаться требования разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

К основным началам жилищного законодательства ЖК РФ (ст. 1) относит реализацию гражданами закрепленного в ст. 40 Конституции РФ права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2).

Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики. Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.

Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым – оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда также служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющего Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода.

Таким образом, подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» не противоречит Конституции РФ, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 г. процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса.

Установив в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 г. по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие ЖК РФ договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 г. является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 г. оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты – на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 г. правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

Таким образом, установление в ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Исходя из изложенного Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:

1. Признать не противоречащим Конституции РФ положение подп. 1 п. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в соответствии с которым с истечением установленного законом срока утрачивают силу нормы, предусматривающие возможность бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов для нанимателей этих помещений.

2. Признать не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

§ 2. Условия осуществления приватизации

Приватизация осуществляется с соблюдением следующих условий:

1) безвозмездно. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вступил в силу в июле 1991 г. И до внесения в него изменений и дополнений в декабре 1992 г. приватизация не была бесплатной в полном объеме. На основании ст. 12, 13 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции от 4 июля 1991 г. общая площадь в размере 18 кв. м на человека и дополнительно 9 кв. м на семью предоставлялась бесплатно, но местным органам предоставлялось право увеличивать размер бесплатно передаваемых жилых помещений с учетом потребительских качеств жилья, материального положения и других обстоятельств. Площадь квартиры, превышающая нормы бесплатно передаваемого жилья, подлежала оплате гражданами.

После внесения 23 декабря 1992 г. в этот Закон изменений и дополнений передача в собственность занимаемого гражданами жилья производится бесплатно независимо от его размера. Суммы, ранее выплаченные гражданами за часть общей площади, превышающей по размеру названные выше нормы, подлежат возврату;

2) в соответствии со ст. 1 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, но только один раз.

Таким образом, вторым условием приватизации является положение о том, что правом на приватизацию допускается воспользоваться однократно;

3) наконец, наиболее важное и существенное условие приватизации. Федеральным законом «О введении в действие ЖК РФ» был наложен ряд важных ограничений на процесс приватизации.

Во-вторых, в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» был внесен ряд изменений. В результате этого до отмены данного положении Конституционным Судом РФ 23 июня 2006 г. действовала норма, по которой не подлежали приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Кроме того, ограничения действуют в отношении жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Если жилое помещение не отнесено ни к одной из вышеперечисленных категорий, у нанимателей есть право приватизировать эти помещения в срок до 1 марта 2010 г.

§ 3. Порядок проведения приватизации. Право на деприватизацию

В соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»).

В соответствии со ст. 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Граждане, изъявившие желание приватизировать занимаемое жилое помещение, подают в соответствующий орган (организацию), осуществляющий функции по приватизации жилищного фонда, заявление. Заявление подлежит обязательной регистрации в книге регистрации заявлений. Оно должно быть подписано лично нанимателем, всеми членами семьи нанимателя старше 14 лет, законными представителями несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, гражданами, сохранившими в установленном порядке право пользования жилым помещением. В случае отсутствия на момент подачи заявления кого-либо из членов семьи, сохранивших право пользования жилым помещением, к заявлению прикладывается выраженное в письменной форме и заверенное в установленном законом порядке согласие временно отсутствующего.

Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы (кроме заявления на приватизацию):

Документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

Справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

При необходимости документ органов опеки и попечительства.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В письме Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» дается также следующее указание. В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Учитывая, что в соответствии со ст. 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов.

Согласно ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). В этот же срок может быть дано заключение об отказе в приватизации занимаемого жилого помещения. Оно должно быть мотивированным и доведено до сведения заявителей в срок не более двух месяцев. Основаниями для отказа могут быть сведения об аварийности жилого помещения, дома; об имеющихся обременениях и ограничениях, наложенных на жилое помещение; об имеющихся исковых требованиях к нанимателям и иные сведения, на основании которых приватизация жилого помещения не допускается. Отказ в приватизации может быть обжалован в судебном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Федеральный закон «О введении в действие ЖК РФ» в ст. 20 предусматривает возможность проведения лицами, осуществившими в соответствии с требованиями законодательства приватизацию занимаемых ими жилых помещений, так называемой деприватизации. Малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 марта 2010 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность. На соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица возложена обязанность принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях.

§ 4. Результат приватизации. Право собственности на жилые помещения

В результате приватизации, проведенной с соблюдением всех установленных законодательством требований, лицо, которому безвозмездно передано жилое помещение, становится его собственником. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник приватизированного жилого помещения наравне с собственниками других помещений вправе иметь его в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Таким образом, ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц.

На него распространяются все нормы законодательства, регулирующие отношения, связанные с правом собственности, в том числе содержащие его права и обязанности .

1. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.

Согласно гражданскому законодательству, соответствующему нормам Конституции РФ, именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он может отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

2. Согласно Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статья 235 ГК РФ содержит основания прекращения права собственности.

Оно прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам – изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором;

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, осуществляется собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок;

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке. Указанное имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов;

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (например, если дом представляет собой памятник истории или культуры) возможен, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения;

5) реквизиция – изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

6) конфискация – это безвозмездное изъятие у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом;

7) отчуждение имущества в ряде конкретных случаев, предусмотренных гражданским законодательством;

8) национализация – это обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

Кроме того, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Хотя по общим нормам отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом, ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает порядок деприватизации приватизированного жилого помещения.

Статья 293 ГК РФ содержит также основания и последствия прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

3. Законодательство не только предоставляет собственнику приватизированного помещения указанные права, оно накладывает на него также и ряд обязанностей, в частности:

1) обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором;

2) обязанность по использованию его по назначению (для проживания), соблюдению прав и интересов соседей, бережному обращению с жильем, не допускающему его разрушение;

3) собственники квартир, расположенных в домах государственного и муниципального жилищных фондов, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строения, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность.

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества также возложен на его собственника (ст. 211 ГК РФ).

Страница 1

Объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Субъекты приватизации – это продавы, покупатели государственного имущества и государственные органы. В субъектах РФ функционируют территориальные органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Функции по управлению государственным имуществом приведены детально рассмотрены в работе Романова О. «Изменены правила приватизации госимущества».

Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Изменен порядок применения некоторых способов приватизации государственного имущества - конкурса, аукциона, продажи через публичное предложение и без объявления цены. Корректировки в ряд правительственных актов внесены постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13, 18-26 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Реализовать такое имущество можно, в частности, через аукцион, конкурс, посредством публичного предложения и без объявления цены, а также посредством преобразования унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Статьи 18-36 Закона о приватизации раскрывают содержание отдельных способов приватизации, порядок реализации которых урегулирован на уровне постановлений правительства. В них и внесены изменения.

Новации затронули три документа:

постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

Первая группа изменений связана с принятием Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется только путем преобразования в хозяйственные общества (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации). Кроме того, из Закона о приватизации исключена ст. 27, регулировавшая особенности сделок, связанных с продажей ГУП и МУП.

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат - частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.



 

Возможно, будет полезно почитать: