Нормативные акты по юридической силе. Нормативно-правовые акты и их классификация

Нормативно - правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Признаки :

1. Официальный документ - любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

2. Всегда содержит нормы права

3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

4. Принимается в особом процедурном порядке

5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, поставновление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта - наименование, дата и мест опринятие.

6. Имеет свою внутреннюю структуру - нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы - стсоят из частей, а стьти - из пунктов.

Виды НПА:

1. По сфере действия

федеративные, субъектов федерации, органов местного сампоуправления, локальные

2. По срокам действия:

постоянные, временные (где указан срок действия акта)

3. По предмету правового регулирования:

конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

4. По субъектам правотворечества:

акты референдума, акты органов гос. власти, санционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

5. По юридической силе:

законы, подзаконные акты

Законы: - это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. разновидность НПА

2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

4. Регулирует наиболее важные общественные отношения - регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

5. Обладает высшей юридической силой - то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

6. имеет особый порядок вступления в силу

7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

Классификация законов:

1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов



4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

Конституция - это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Основные свойства К.:

1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

2. учредительный первыичный характер конституционных установлений - народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

3. особый предмет конституционного регулирования - носит всеобхъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

4. особые юридические свойства:

Верховенство К.

Высшая юридическая сила

Стабильность К.

Прямое действие

Ядро правовой системы

Особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

Особая охрана

Виды конституций:

1. по субъекту принятия

октрыированные и принятые народом

2. гибкие и жёсткие - по порядку внесения изменений

3. по форме выражения - писаные (единый НПА) и неписаные

4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные - по характеру реализации

Подзаконные нормативные акты - издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

Виды подзаконных нормативных актов РФ:

1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

2. нормативные постановления и распоряжения правительства - общие подзаконные акты

3. ведомственные подзаконные акты - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации - решения председателя правительства области или постановление

5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

4,5 - местные

6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

3. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

НПА вступает в силу:

1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

А) с момента подписания

Б) с момента принятия

Г) с точно обозначенной даты

2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

А) законы - по истечении 10 дней

Б) нормативные акты президента и правительства - по истечении 7 дней

В) ведомственные НПА встпуают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в мин. юсте РФ)

Г) чрезвычайные акты - с возникновением определённых обстоятельств

Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации - вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

Утрата юр. силы:

1. истёк срок действия, на который издан НПА

2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

4. для черзвычайных актов - изменение обстоятельств

Ретроактивность - распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

Ультраактивность (переживание закона) - закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория госудасртва - это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов - где бы они не находились.

Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адрессатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА - когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства , устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права . Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права ; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства .

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция , закон , постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации :Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества . Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан .

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:

  1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
  2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
  3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000

Любая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных актов. Какими они бывают? Какой документ будет считаться нормативным правовым актом? Какой правовой акт обладает высшей юридической силой? Об этом далее.

Понятие нормативного акта

Что такое нормативно-правовой акт? Данное понятие приводится в законодательстве, а также отлично раскрывается в различной юридической литературе.

В соответствии с вышеперечисленными источниками, нормативно-правовым актом признается документ официального характера, изложенный в письменном виде. Его основная особенность заключается в том, что документ должен быть принят уполномоченным на то лицом. В области юриспруденции таковые называются субъектами правотворчества, то есть те лица, которые имеют право издавать законы и подзаконные акты.

В своем содержании нормативно-правовой акт должен устанавливать либо отменять какие-либо нормы права. За несоблюдение установленных в них правил со стороны государства в лице ведомственных органов полагается наказание в определенной форме и размере. Все возможные виды наказаний также предусматриваются в содержании отраслевых актов (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Административный кодексы и т. д.).

Признаки

Данный документ имеет несколько признаков, которые определяют его как правовой акт высшей юридической силы. Все они перечислены в законодательных актах государства, которые регламентируют порядок принятия и форму содержания нормативных актов. В них говорится о том, что каждый акт должен быть создан по установленному образцу, а также быть оформлен в соответствии с определенной формой и иметь в себе все необходимые реквизиты.

Большое внимание в процессе принятия нормативного акта следует уделять тому, соответствует ли он другим нормативным правовым актам, обладающим юридической силой. Законодатель отмечает, что такие документы в обязательном порядке должны быть приняты на основании норм права, а также содержать в себе установление или отмену других правовых положений. Кроме этого, принятые или отмененные нормы должны распространяться на широкий круг лиц.

Все нормативные правовые акты высшей юридической силы должны быть рассчитаны на неоднократное применение, а на длительное существование - данное правило также определено законами и положениями.

Понятие юридической силы

Все государственные нормативные правовые акты, в зависимости от своей значимости, делятся на несколько категорий: законы федерального значения, указы, изданные Президентом государства, постановления, принятие Правительством, а также нормативные акты, что издаются министерствами, службами и другими ведомствами, которые относятся к представителям исполнительной власти, размещенными в федеральных единицах. Однако данная иерархия применима исключительно к нормативным правовым актам и законам с юридической силой федерального значения, то есть к тем, которые используются на территории определенного округа, края или другой территориальной единицы РФ.

В том случае, если речь идет об актах, имеющих общегосударственное значение, то имеет смысл их деление по несколько другим категориям. В данном случае высшей юридической силой обладают правовые акты, обладающие статусом федеральных законов, далее учитываются указы Президента, постановления, изданные Правительством. В числе последних на иерархической лестнице находятся законы отдельных субъектов РФ. Менее значимыми признаются нормативные правовые акты, изданные федеральными министерствами, органами исполнительной власти, а также органов, которые занимаются ведением местного самоуправления. Замыкают цепочку иерархической ступени нормативных актов локальные документы, которые могут приняты для применения на отдельной территории, предприятии или в определенном круге лиц.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы в государстве является Конституция РФ, положениям которой не может противоречить ни один закон или подзаконный акт, изданный в стране. В том случае, если в законе любого типа имеет место несоответствие положениям нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, имеет место подача заявления в Конституционный Суд с требованиями о пересмотре законности сомнительных положений. В том случае, если Суд признает незаконность положений нормативного правового акта, он обязан отменить его действие.

Классификация актов

В законодательстве существует определенная классификация нормативных актов по различным критериям. К ряду таковых относятся срок и территория их действия, сфера применения и область отраслевой деятельности. Кроме этого, классификация нормативных актов по юридической силе также имеет место в практике. По большей части, документы нормативного характера также классифицируют в зависимости от субъекта принятия.

По субъекту принятия

Субъектом принятия нормативного акта считается то лицо, которое издало документ. Как отмечается в законодательстве, данное лицо обязательно должно быть наделено правотворчеством. В законодательстве указывается то, что субъектами правотворчества являются государственные и негосударственные органы, а также должностные лица. Они могут принимать нормативные, содержание которых относится к кругу полномочий данных категорий лиц.

Кроме вышеперечисленных органов, субъектом правотворчества также является население государства, что закреплено в Конституции РФ - нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Принятие законов народом осуществляется в порядке референдума, который должен проводиться с соблюдением всех описанных в законодательстве требований.

Огромное количество нормативных актов издаются руководящими органами и советами, действующими на предприятиях, в организациях или в учреждениях разных форм собственности. Таким свойственно локальное действие - только в пределах того учреждения, в котором они были приняты. Законодатель отмечает, что нормативные акты, по юридической силе действующие на одном предприятии, также должны в точности соответствовать Конституции государства, а также другим законам, которые действуют на его территории.

По сроку действия

В зависимости от такого показателя, нормативные правовые акты также могут быть разделены.

Любой документ, представленный в юридической практике, имеет определенный срок действия, который в обязательном порядке указывается в его содержании - это одно из требований к нормативным актам, представленных законодательством.

В тексте нормативного документа может быть указан постоянный срок его действия. Это, как правило, встречается в нормативно-правовых актах высшей юридической силы, примерами которых могут стать Конституция и законы федерального значения. Как правило, остальные документы принимаются на определенный срок, который указывается в заключительных положениях нормативного акта. В документах, которые имеют локальный характер действия, может быть указан срок до реорганизации или прекращения юридического лица.

По территории действия

Нередко нормативные правовые акты характеризуют по такому критерию, как территория, на которой они действуют. По данному показателю документы могут быть разделены на местные, региональные и те, который имеют федеральное значение.

К федеральным законам и подзаконным акта относятся те нормативно-правовые акты, по юридической силе распространяющиеся на территории всего государства. Они имеют действие в каждой структурной единице большого государства; все законы, которые принимаются в округах, краях и в других составляющих страны, не должны противоречить положениям нормативных актов федерального значения.

Нормативно-правовые акты регионального характера действуют в определенных структурных единицах страны. Примером тому могут послужить конституции отдельных краев, уставы, регламенты, а также законы относительно отдельных структур, действующих в той или иной территориальной единице РФ. Они имеют гораздо меньшую силу, чем акты федерального значения, однако, после общегосударственных законов такие нормативные акты по юридической силе являются наиболее важными в регионах своего действия.

Что касается нормативных актов местного значения, то они принимаются исключительно органами исполнительной власти конкретного города, района или любой другой мелкой административно-территориальной единицей конкретного региона. Свое значение они также имеют только на территории, на которой они были приняты.

Локальные акты принимаются на отдельных учреждениях, назначенными на то органами. Суть их заключается в регулировании деятельности на конкретной организации. Яркими примерами таких документов могут стать коллективные договора, которые должны быть заключены на всех предприятиях любой формы собственности, уставы, регламенты, временные порядки для работников, а также другие акты, которые регулируют функционирование конкретного учреждения или организации.

По предмету правового регулирования

По данному критерию акты делятся в зависимости от того, в какой сфере они действуют и решение каких вопросов они регламентируют. Так, в области юриспруденции существуют понятия специализированных и комплексных правовых актов. К группе первых относятся те, которые принимаются для того, чтобы регулировать вопросы, возникающие в определенной сфере. К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные. Яркими примерами специализированных нормативных актов являются многие кодексы (гражданский, уголовный административный, семейный) - данные законы регламентируют осуществление правоотношения в какой-либо конкретной сфере. Что касается комплексных актов, то к таковым можно отнести все те нормативно-правовые документы, которые регламентируют правовые отношения в разных сферах действия закона. Примером такового может стать Конституция государства, которая предписывает права и обязанности физических и юридических лиц в разных сферах государственной жизни. Среди других актов прекрасным примером такового является Закон РФ "О валютном регулировании и контроле".

По юридической силе

Юридическая сила нормативных правовых актов РФ напрямую зависит от того, какую значимость имеет документ для всего населения страны. Также она определяется тем, какой орган издает документ. В иерархической лестнице юридических документов акты, изданные Президентом, несомненно, будут считаться выше тех, которые предписываются органами Правительства или местного самоуправления. Очень часто они используются для более подробного толкования подзаконных актов.

По юридической силе нормативные акты в РФ делятся на законы и подзаконные акты, локальные документы, а также те, которые издаются органами самоуправления на местах. Среди всех них наивысшую степень значимости имеет Конституция, являющаяся основным законом государства. После нее на иерархической лестнице находятся различные законы, которые принимаются для регулирования правоотношений в конкретных сферах жизни и деятельности как людей, так и юридических лиц.

Меньшей значимостью обладают документы, изданные органами местного самоуправления, которые предписывают правила поведения для населения определенного региона. И, наконец, среди всех перечисленных актов наименьшей значимостью обладают локальные, так как они распространяют свою силу только на уровне определенного учреждения.

Законы и подзаконные акты

В группе нормативных правовых актов РФ юридической силы большей степени обладают законы, а также изданные под их началом подзаконные акты. Каждый закон очень важен для государства потому, что в его содержании в обязательном порядке содержатся сведения относительно прав, свобод и обязанностей как простого человека и гражданина, так и юридических лиц в определенной сфере юридической жизни государства и общества.

Среди всех законов огромное значение имеет Конституция РФ, которая предписывает не только права и свободы граждан страны, но также лиц с иными статусами, но еще и определяет статус страны, а также некоторых ее важных органов.

Кроме конституции в законодательной базе, имеются иные законы и кодексы, в которых наиболее четко отражены правовые особенности поведения в различных сферах жизнедеятельности. Например, суть отношений, связанных с использованием земли отражены в статьях Земельного кодекса. Точные меры наказаний за совершения преступлений и проступков, а также описания самих деяний, за которые полагается ответственность, прописаны в статьях Административного и Уголовного кодексов, а тонкости правоотношений, связанных с ведением совместного быта, заключением брака, вступлением в наследство, рассмотрены в Семейном кодексе, а также отчасти в Гражданском.

Подзаконными актами - это все документы нормативного характера, которые издаются к отдельным законам определенными органами исполнительной власти, в компетенции которых находится решение отраслевых вопросов, отраженных в документе. Кроме этого, орган, который издает подзаконный акт, непременно должен обладать правом законотворчества. Подзаконные акты в России издаются федеральными ведомствами, министерствами, а также другими органами исполнительной власти. Каждый подзаконный нормативно-правовой акт должен в точности соответствовать всем нормам законов РФ, и не противоречить им ни в коей части.

Еще одним распространенным видом нормативных правовых актов являются договора. Яркими примерами договоров, которые имеют силу нормативно-правового акта, являются коллективные, которые заключаются на предприятиях между сотрудниками в лице профсоюза и руководствующим органом или единоличным начальником всей организации. Данный вид нормативного правового акта имеет локальный характер и широко применяется в сфере трудового права.

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.



 

Возможно, будет полезно почитать: