Гражданский кодекс рф статья 426 публичный договор. Теория всего

Современное гражданское законодательство включает в себя много видов сделок. Один из них - это публичный договор, описанный в ст. 426 ГК РФ. Он обладает некоторыми свойствами, которые полезно знать каждому человеку, с учетом изменений в его регулировании.

Законодательное регулирование

Ст. 426 ГК РФ задает определение и характеристики публичного договора. Вдобавок действует много иных нормативных актов. Это и отдельные законы, например, о защите прав потребителей или регулирующих отдельные отрасли экономики (электроэнергетика, сфера ЖКХ). Кроме законов, действуют разные постановления, инструкции, распоряжения органов власти, которые так или иначе затрагивают публичные договоры.

Распространено издание примерных договоров. На их основе предприниматели или коммерческие организации обязаны заключать соглашения с клиентами.

Определение договора

Согласно ст. 426 ГК РФ, публичный договор - это соглашение, предлагаемое лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью: продажей товаров, оказанием услуг, иной деятельностью. Особенность данной конструкции в обязанности предоставлять товар или услугу любому обратившемуся лицу. Запрещено оказывать предпочтение. Исключение из последнего правила устанавливается или законом, или иным нормативным актом.

В чем особенность сделок

В ст. 426 ГК РФ под установлением равных условий понимается, в частности, установление одинаковой цены, условий обслуживания, качества товаров и т.д.

Отказ от совершения сделки не допускается, за исключением ее невозможности. Например, у продавца больше нет нужного товара. Невозможность ведения деятельности может быть связана с иными факторами. В частности, работа компании приостановлена, она лишена лицензии или отозван допуск. Хотя ст. 426 ГК РФ не ссылается на данные обстоятельства, это вытекает из других положений действующего законодательства.

Если организация или предприниматель отказываются от сделки, не имея на то законного основания, потребитель вправе обратиться в суд с иском. При удовлетворении иска на ответчика налагается обязанность заключения договора на условиях, прописанных в судебном акте. Обычно с этой целью берется договор, который предлагается ответчиком.

Что такое предпочтение

Законное предпочтение, согласно ст. 426 ГК РФ с комментариями, связано как со статусом лица, так и со спецификой товара или услуги. Например, в законах о статусе членов российского парламента, об организации оказания услуг связи имеются отдельные изъятия.

Закон может предусматривать льготные условия заключения сделок, например, для тех, кто имеет статус ветерана согласно федеральным и региональным законам.

Однако есть исключения иного характера. Воздушный перевозчик вправе отказать в услуге пассажиру, внесенному в специальный список. Например, знаменитости, устраивающие скандалы. Простой гражданин тоже имеет шанс оказаться в подобном списке.

Равенство условий

В качестве примера приводят тарифы транспортных организаций на перевозку пассажиров, товаров, оказание коммунальных услуг. Все клиенты имеют действительно равные условия. Согласно ст. 426 ГК РФ, компании не вправе кому-либо не только отказывать, но и каким-то иным образом ограничивать доступ к услугам.

Закон установил, что равенство затрагивает, прежде всего, потребителей одной категории. Например, пенсионеры, потребляющие услуги ЖКХ, имеют право получать субсидию в виде помощи от государства. Граждане трудоспособного возраста имеют подобную возможность, но доступ к ней определяется размером их доходов.

Взаимность прав и обязанностей

Статья 426 ГК РФ сконструирована, на первый взгляд, с упором на обязанности продавца или исполнителя. Однако, если проанализировать нормативные акты, регулирующие оказание многих услуг, обязанности имеются и у граждан. В частности, это касается правил торговли через Интернет, организации удаленной торговли товарами.

Серьезные ограничения устанавливаются в отношении правил торговли отдельными товарами. Например, запрещается принимать обратно ранее проданные гражданам лекарственные препараты. Ограничения установлены на торговлю оружием.

Подключение коммунальных услуг, оказываемых на постоянной основе, обязывает потребителя выполнить ряд условий. Заявитель обязан представить пакет документов, довести до нужного уровня соответствия объект подключения. Процедура получения регламентирована достаточно жестко. Нарушение условий приводит к санкциям (штрафы, пени, взыскание материального ущерба).

Таким образом, статья 426 ГК РФ написана с учетом норм ГК и массива иных актов. Ссылаться в исках только на кодекс недостаточно.

Защита прав и интересов участников

Законодатель понимает, что потребители, особенно граждане, находятся в более уязвимом положении, чем их контрагенты. Хороший пример - услуги, оказываемые естественными монополиями (энергетическими, газовыми компаниями и т.д.).

И принимаются нормы, которые уравновесили бы их положение, дали потребителям больше инструментов для защиты их прав. Коммунальные компании ограничены в размере взыскиваемого ущерба, несмотря на заявления граждан. Надо сказать, российские нормы о взыскании платы за потребление неучтенной электроэнергии значительно мягче, чем в других странах.

Предоставляется право обратиться в разные надзорные органы - Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФАС.

Жалобы ими рассматриваются намного быстрее, чем судом. Виновнику назначают штраф и обязательство выполнить те или иные действия. Однако предписания органов власти не имеют силы решения суда, и в значительной части случаев приходится обращаться в суд.

В некоторых случаях даже обращение в надзорные органы не может помочь. Например, клиент обратился в гостиницу за предоставлением ночлега, но ему отказали в нем, хотя и не все номера были заняты. Разбирательство по жалобе займет слишком много времени.

Ущемление прав

Статья 426 ГК РФ о публичном договоре предусматривает с недавнего времени дополнительные требования к условиям его действительности:

  • услуги или товары не должны предоставляться на льготных условиях;
  • условия предоставления должны отвечать требованиям законодательства (правила оказания, утвержденные органами власти, соответствие предложенного варианта договора типовой форме).

Нарушение хотя бы одного из пунктов делает договор недействительным.

В заключение

Публичные договоры - способ регулирования отношений между коммерсантами и потребителями. Закон обязывает продавца предлагать свой товар на равных условиях всем без исключения и запрещает отказывать клиентам, если на это нет объективных причин (закончились товары и услуги).

Вдобавок приняты нормативные акты, подробно регулирующие оказание услуг, продажи товаров. Требования затрагивают и потребителей, и продавцов.

Текущая редакция ст. 426 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) .
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к статье 426 ГК РФ

1. На публичный договор распространяются общие положения о договорах и сделках ГК РФ. К числу особенностей данного вида договора можно отнести следующие:
- открытый характер - договор заключается с любым желающим, отказ от заключения договора не допускается;
- одной из сторон договора является коммерческая организация, предоставляющая товары, работы и услуги неограниченному кругу лиц;
- равенство условий для любого контрагента. Условия договора, в том числе и цена не могут изменяться по усмотрению коммерческой организации;
- возможно предоставление льгот в силу специального нормативного предписания для отдельных категорий потребителей;
- отказ коммерческой организации от заключения и исполнения договора. Отказ возможен лишь со стороны потребителя;
- введение ограничений в части заключения публичных договоров и их условий является ничтожным, т.е. не порождает правовых последствий.

2. Применимое законодательство:
- постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 360.

3. Судебная практика:
- информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.97 N 14;
- постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу N А41-4081/14;
- постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А19-15503/2013;
- решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-5141/2014;
- решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.06.2014 по делу N 2-396/2014.

СТ 426 ГК РФ
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных .

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные .

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса РФ

1. Публичный договор - договор, характеризующийся следующими особенностями:

1) одной из сторон договора является лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);

2) договор должен быть заключен с любым желающим. В п. 3 комментируемой статьи 426 ГК РФ прямо закреплено, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (см. );

3) по общему правилу лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора. Однако из этого правила законом или иными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения (см., например, п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; ч. 1 ст. 15 ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"; п. 3 ст. 96 ВзК РФ ; ст. 47 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; ст. ст. 32, 33 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.);

4) цена товаров, работ или услуг в таком договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (см., например, п. 2 ст. 106 ВзК РФ ; ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; ст. 83 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и др.).

2. В предусмотренных законом случаях Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Приведем ряд следующих примеров:

1) в п. 2 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (см., например, Правила продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612), Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444), Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569), Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55), Правила продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918), Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085), Правила оказания услуг автостоянок (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795) и др.);

2) в ст. 45 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" закреплено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи (см., например, Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания", Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных", Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания", Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" и др.);

3) в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" указанное в ч. 1 этой же статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");

4) согласно ч. 6 ст. 17 ФЗ от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 573 "Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра"). При этом в силу ст. 7 указанного Закона Правительство РФ устанавливает правила проведения технического осмотра (см. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств").

3. Условия публичного договора признаются ничтожными (см.

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к статье 426 Гражданского Кодекса РФ

1. Экономическое неравенство субъектов, участвующих в гражданском обороте, диктует необходимость законодательного обеспечения гарантий более слабых субъектов. С этой целью в гражданском праве государств, основанных на принципах рыночной экономики, содержатся нормы, которыми ограничивается право определенных - экономически сильных - субъектов отказаться от заключения договора. Таким образом, в данном случае происходит ограничение принципа свободы договора. Однако такое ограничение свободы договора следует признать необходимым и разумным. Договоры, в которых одна из сторон не вправе отказаться от заключения договора, получили наименование публичных.

2. Сформулированное в п. 1 определение публичного договора носит весьма общий характер и опирается на ряд признаков, которые получают интерпретацию в судебно-арбитражной практике. Так, одним из признаков публичного договора является его ограниченный субъектный состав. Публичный договор всегда связывает, с одной стороны, коммерческую организацию, а с другой - потребителя. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2004 г. N А56-50544/03 указано, что УГИБДД не является коммерческой организацией, и, таким образом, на отношения между УГИБДД и организациями по поводу обеспечения бланками ПТС не могут быть распространены положения ГК, регулирующие вопросы заключения публичного договора.

3. Другим признаком публичного договора выступает характер деятельности той коммерческой организации, которая выполняет публично значимые услуги или работы. Из публичного характера деятельности коммерческой организации следует, что она обязана выполнить работы или оказать услуги каждому, кто к ней обратится. Законодатель указывает на примерный круг видов такой публично значимой деятельности (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования и т.д.), но оставляет соответствующий перечень открытым.

4. Еще одним признаком публичных договоров является то, что его условия одинаковы для всех обратившихся за услугами лиц, за исключением льгот, установленных законами или иными правовыми актами для отдельных категорий потребителей. Так, Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (в ред. Постановления от 1 февраля 2005 г.) утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2153), в которых содержится перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гостиничных услуг.

В качестве признака отношений, возникающих при заключении публичного договора, следует указать и на недопустимость отказа коммерческой организации от заключения этого договора. Впрочем, это правило не применяется, если у коммерческой организации отсутствует возможность предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить для него работы или оказать услуги. В то же время потребитель не может быть понужден коммерческой организацией, осуществляющей публично значимую деятельность, к заключению договора. Это находит подтверждение в судебно-арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2004 г. N А21-10093/03-С2; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 января 2005 г. N Ф04-9327/2004).

5. В Кодексе содержится указание на ряд публичных договоров: договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК), энергоснабжения (ст. 539 ГК), проката (ст. 626 ГК), бытового подряда (ст. 730 ГК), перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК), банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834 ГК), складского хранения, заключаемого товарным складом общего пользования (ст. 908 ГК), хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919 ГК), и некоторые другие.

6. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора является основанием для того, чтобы другая сторона: 1) могла обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора; 2) была вправе взыскать все понесенные в связи с отказом убытки. Помимо того, потребитель вправе обратиться в суд не только с иском о понуждении к заключению договора, но и с требованием о рассмотрении разногласий по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

7. В п. 4 оговорено право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей Правительство РФ вправе издавать для продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

8. Те условия публичного договора, которые не соответствуют требованиям, установленным в п. п. 2 и 4, ничтожны и, следовательно, не влекут каких-либо правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью.


1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарии к статье 426 ГК РФ

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК РФ приведен "открытый" перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК РФ указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК РФ считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации "по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг". Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип "свободы договора" (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип "свободы договора" сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений ("в порядке общей очереди"). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены "льготы для отдельных категорий потребителей".

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его "потребителем". Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина "потребитель", содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК РФ является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только "в случаях, предусмотренных законом". Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 Закона о защите прав потребителей прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК РФ, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.



 

Возможно, будет полезно почитать: