Земельно правовые нормы понятие и виды. Земельно-правовые нормы

Когда налоговая выгода обоснована?

Как известно, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если хозяйственные операции, хотя и подтвержденные первичными документами, не имели реального характера. Однако на практике инспекторы изыскивают в деятельности налогоплательщиков формальные недостатки. Так, они признают документы недостоверными либо по результатам почерковедческих экспертиз, либо если в ходе допроса руководитель контрагента заявляет о своей непричастности к деятельности организации.

Подобные претензии исследованы в определении Верховного суда РФ от 29 ноября 2016 года № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015. Инспекцией было установлено, что подписи от имени генерального директора в действительности ему не принадлежали. На этом основании документы поставщика, подтверждающие приобретение товара, признаны недостоверными.

Однако налогоплательщик выиграл спор. Во-первых, исследование почерка было проведено с нарушением методики. А во-вторых, реальность поставки товаров подтверждена ее действительной реализацией конечным потребителям.

Спор о происхождении подписей в «первичке», якобы выполненных неустановленными лицами, рассматривался и в определении Верховного суда РФ от 6 февраля 2017 года № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015. Он также был разрешен не в пользу налоговиков. Вновь решающее значение имела реальность операций с контрагентами, подтвержденная многочисленными доказательствами, в том числе фотоматериалами. Так, уплатив административные штрафы, налогоплательщик «перевыставлял» их контрагенту в качестве штрафных санкций по договору.

Этот пример показывает, что «лишних» свидетельств реальности отношений не бывает.

Вышеозначенная позиция Верховного суда РФ по подписям позволяет надеться, что к применению факсимиле в «первичке» арбитры отнесутся лояльно.

Судебные решения

В судебных решениях до сих пор можно встретить формулировку «Негативные последствия выбора недобросовестных партнеров не могут быть переложены на бюджет» (например, в постановлениях Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2016 г. № 20АП-5257/2015 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 ноября 2016 г. № Ф01-3659/2016). Но сегодня такой подход устарел. На его недопустимость указано в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16 февраля 2017 г.). Инспекторы должны доказать сопричастность налогоплательщика к получению необоснованной налоговой выгоды третьими лицами.

Об умышленных действиях налогоплательщика по созданию формального документооборота с использованием цепочки контрагентов (второго, третьего и последующих звеньев) будут свидетельствовать факты юридической, экономической и иной подконтрольности. При этом налоговики обязаны выявить согласованность действий участников сделок.

Письмо ФНС содержит перечень мероприятий, свидетельствующих налогоплательщика. Инспекторам же предписано исследовать обоснованность выбора контрагента. При этом они будут выяснять:

  • отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
  • каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;
  • заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Обратите внимание

ФНС России письмом от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ разъяснила, какие обстоятельства не свидетельствуют о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. И предупредила о неукоснительности исполнения положений данного письма налоговыми органами. Возьмем на вооружение эти разъяснения.

Налоговых инспекторов насторожат следующие факты:

  • отсутствие личных контактов при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.);
  • наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Итак, будьте готовы к тому, что у вас начнут запрашивать следующие документы:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например,

Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Земельно-правовая норма , как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы :

  1. гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. Условие не обязательно должно быть подробным описанием. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земельного участка является гражданин или государственная, общественная организация. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается;
  2. диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий , учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий;
  3. санкция, которая указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф , принудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права .

Особенности земельно-правовых норм . Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм :

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;
  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий ;
  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Земельно-правовые нормы

Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Понятие и общие положения о земельные правоотношениях

Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.

Виды гражданских правоотношений могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенными признаками классификации признаются:

Характер взаимосвязи субъектов (абсолютные и относительные правоотношения);

Объект правоотношений (имущественные и неимущественные);

Способ удовлетворения интересов участников правоотношений (вещные и обязательные).

Абсолютные правоотношения - это такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит неопределенный круг других субъектов (обязанных), - например, правоотношения собственности. Относительными считаются такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит строго определенное другое лицо.

Имущественные правоотношения - это такие правоотношения, объектом которых является имущество, т.е. материальные блага.

Неимущественными считаются те правоотношения, объектами которых являются личные неимущественные блага (честь, достоинство, имя, авторство произведений и т.п.).

Вещные правоотношения - правоотношения, которые определяют имущественный статус субъектов, т.е. они определяют, на каком праве (из числа вещных) находится имущество, т.е. материальные блага.

Обязательственные правоотношения - это такие гражданские правоотношения, которые характеризуют динамику, движение имущественных отношений (переход права на имущество, выполнение работ, оказание услуг и т.п.).

Практическое различие этих видов гражданских правоотношений состоит в том, что вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица (собственника, владельца), а обязательственные - через исполнение обязанностей должником.

Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения - абсолютны, а обязательственные - относительны.



1. В процессе приобретения, хозяйственного использования и охраны земельных участков между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой, а также между гражданами и юридическими лицами возникают различные отношения. Будучи урегулированными нормами земельного права, т.е. признанными соответствующими требованиям закона, эти отношения становятся земельными правоотношениями.

Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права, субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.

Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

2. По объему и содержанию прав и обязанностей участники земельных отношений делятся на:

собственников земельных участков, т.е. лиц, имеющих земельные участки на праве собственности;

землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или срочного пользования, не являясь их собственниками.

В зависимости от конкретной формы и специфических особенностей пользования землей в группе землепользователей выделяются:

землевладельцы - лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами).

3. Объектом земельного правоотношения считается индивидуально определенный (т.е. сформированный) земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления земельным ресурсом объектами земельных отношений могут быть весь федеральный земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований, отдельные участки.

Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

Земля как природный объект и природный ресурс;

Земельные участки;

Части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.

Известно, что вещи могут быть простыми и сложными, т.е. состоящими из совокупности отдельных вещей одного целевого назначения. В указанной совокупности выделяется главная вещь, которая определяет судьбу остальных вещей, которые в этом случае называются принадлежностью. Принадлежность всегда следует судьбе главной вещи.

Земельный участок, относясь к числу недвижимых вещей, является вещью сложной. В тех случаях, когда участок и строения, сооружения принадлежат на праве собственности одному лицу, земельный участок вместе с расположенными на нем и прочно связанными с ним строениями и сооружениями образует земельно-имущественный комплекс, являющийся единым объектом земельно-имущественных отношений. Земельный участок в этих случаях выступает в роли главной вещи, а строения и сооружения являются принадлежностью. Кроме зданий, строений и сооружений в качестве принадлежности земли в земельно-имущественных отношениях участвуют: почвенный покров, естественная растительность, защитные и мелиоративные насаждения и т.п., а также результаты работ по улучшению земли, полностью слившиеся с землей (планировка поверхности, террасирование склонов, химические мелиорации и т.п.).

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Права и обязанности участников земельных отношений на использование земельных участков изложены в Главе 6 Земельного кодекса РФ.

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права . Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

Регулирует общественные отношения;

Регулирует типичные по своему характеру отношения;

Обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

Многократно применяема;

Обладает формальной определенностью;

Зафиксирована в нормативно-правовых актах;

Обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок. Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции .

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам. Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки. Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить.


Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами. Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е. к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка. Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ. Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям. В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе . Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами. Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами. В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

Нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

Отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам;

Дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

Коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.



 

Возможно, будет полезно почитать: