Какие ограничения имеются в обществе. Ограничение прав и свобод человека и гражданина

Как свидетельствует современная правозащитная практика, вопрос о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, является одним из наиболее актуальных сегодня. В качестве одного из подтверждающих фактов этого может выступать ситуация, которая сложилась по поводу принятия законопроекта о пикетированиях, шествиях, митингах, демонстрациях. Вместе с этим в специализированных изданиях данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Рассмотрим далее, какие ограничения прав и свобод граждан существуют.

Общее определение

В разных источниках встречается различная трактовка ограничения прав и свобод личности. Множественность подходов к определению обуславливается тем, что наряду с ним в юридическом языке существуют и иные понятия, косвенно либо прямо отражающие данное явление. Так, например, в Европейской конвенции применяется два термина: отступление от обязательств по Конвенции и ограничение прав и свобод человека. Эксперты, учитывая все имеющиеся мнения, предлагают общее определение. Таким образом, ограничение конституционных прав и свобод представляет собой предусмотренное законодательными нормами уменьшение числа вариантов юридически допустимого поведения посредством установления разных пределов или полного запрета.

Основные признаки

Юридически допустимые ограничения характеризуются следующим:

  1. Они представляют собой определенные фактические и юридические последствия. Они, в свою очередь, проявляются в качестве неблагоприятных условий для реализации интересов субъектов, чьи свободы и права ограничиваются при одновременном удовлетворении аналогичных потребностей стороны, заинтересованной в ущемлении.
  2. Правое уменьшение возможностей имеет пределы, установленные законодательными нормами. Эти границы обладают субъектным (по кругу лиц), временным и пространственным (территориальным) характером.
  3. Законные ограничения прав и свобод устанавливаются только уполномоченными на это институтами в определенном порядке и форме для достижения тех или иных целей.
  4. Уменьшение тех или иных возможностей субъекта обеспечивается мерами госпринуждения, предусмотренными нормами для нарушителей предписаний.

Основания

Законные ограничения прав и свобод должны быть обоснованы. К основаниям следует отнести:

  1. Необходимость обеспечить защиту и охрану государственной, национальной безопасности, обороны страны. Если говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в данном случае, то примером может быть объявление чрезвычайного или военного положения в стране. В этом случае устанавливается особый режим перемещения людей в дневное и ночное время, устанавливаются особые графики работ, трудящиеся переводятся на оборонное производство и так далее.
  2. Охрану порядка и безопасности в обществе. Примером в данном случае может выступать принятый закон "О тишине".
  3. Охрану и защиту морали, общего благосостояния, свобод и прав прочих граждан, нравственности, здоровья. Здесь примером может быть закон, запрещающий курить в общественных местах.

Неправовые средства ограничения

К ним могут относиться силовые (террористические) методы. Примером могут служить массовые аресты и содержание в СИЗО лиц с Кавказа, в связи со взрывами в Москве в сентябре 1999 года. Кроме этого, неправовые средства имеют юридические формы. Но цель, для которой они применяются, как и их содержание, фактически оказываются незаконными. Если в данном случае говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, то можно сослаться на Основной Закон. В частности, в ст. 25 говорится о том, что никто не может проникнуть в жилище людей против их воли, кроме как в случаях, установленных законодательством. В этом случае имеет место коллизия между конституционным правом на неприкосновенность дома и формальным допущением произвола в вопросе ограничения.

Защита интересов в условиях экономической деятельности

Решениями КС РФ предусматривается предупреждение ограничений на:

  • Использование своего имущества и способностей для коммерческой и прочей экономической деятельности, не запрещенной законом.
  • Наследование, полное возмещение вреда.
  • Частную собственность при вкладах в банки или приватизации, установлении акцизов, сборов, пошлин, налогов, при конфискации имущества.
  • Жилье и связанных с ним гражданских прав.

Обеспечение защиты личности

Индивидуальные неимущественные свободы и права считаются предметом пристального внимания Конституционного Суда. По определенным делам КС были приняты решения, направленные на отмену законов, умаляющих либо нарушающих их. В частности постановления защищают права и свободы на:

  • Жизнь.
  • Личную неприкосновенность. Согласно решениям, человека нельзя лишить свободы, заключив его под стражу по произволу представителей органов власти.
  • Честь и доброе имя.
  • Передвижение и выбор места проживания, выезда за пределы государства, кроме случаев, при которых имеются конституционные, законные основания для запрета.

Политические интересы

Ряд постановлений КС направлены и на их защиту. Согласно решениям, не могут быть ограничены права граждан на:

  1. Участие в управлении государственными делами.
  2. Объединение.
  3. Гражданство.
  4. Участие в территориальном самоуправлении.
  5. Свободу слова и мысли.

В заключение

Закон может устанавливать те или иные ограничения для реализации прав граждан, но в рамках конституционных норм. В противном случае такие действия признаются неприемлемыми. Конституционный Суд, рассматривая дела, связанные с оценкой правомерных ограничений, сформулировал дополнительные предписания. Соблюдение этих требований обязательно для законотворцев. В частности КС разъясняет, что:

  • Ограничения должны соответствовать конституционным целям.
  • Предписания, содержащиеся в Федеральном законе, касающиеся установления предельно допустимого поведения людей, не должны быть неясными и неопределенными, допускающими произвол. Они должны трактоваться четко и ясно.

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

1.Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2.В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3.Назовите и

охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4.Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов?Приведите пример. 5.Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характирезующие роль народа в историческом процессе. 6.Верно ли утверждение,что мировозрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха?Поясните своё мнение,потвердите его примерами.

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Ограничение прав и свобод человека

Ограничение прав и свобод человека

Введение………………………………………………………………………..…3

Основная часть

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека5

2. Признаки и цели ограничений прав и свобод человека…………8

3. Способы ограничений прав и свобод человека……………..10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………..15

Введение

Актуальность темы контрольной работы.

Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, рассматривающих эту проблему в практической плоскости. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении ограничений прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие конституционных ограничений прав и свобод человека;

2. рассмотреть признаки и цели ограничений прав и свобод человека;

3. рассмотреть способы ограничений прав и свобод человека.

Объект исследования - ограничение прав и свобод человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением ограничений прав и свобод человека.

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, - это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

Закрепление в Конституции России концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества, государства, выраженное в лаконичной формуле "человек, его права и свободы, являются высшей ценностью", сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина - "ограничение прав и свобод человека и гражданина". Новизна конституционного понятия "ограничение прав и свобод человека и гражданина" обусловила неопределенность его содержания. В современной российской юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание данного термина. Нет четкого определения данного понятия, анализа его сущности и содержания с точки зрения конституционных идей и принципов.

Для уяснения понятия, сущности и значения конституционной категории "ограничение права" представляется необходимым проанализировать концепцию взаимоотношений государства, общества и человека, установленную действующей Конституцией России.

Одно из проявлений Конституции как Основного Закона государства заключается в закреплении прав и свобод человека и гражданина и принципов их реализации. В настоящее время права и свободы человека и гражданина рассматриваются как традиционный и необходимый объект конституционного регулирования[ Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 2005. - С. 9.]. "Важнейшее место в Основном законе, - пишет Б.С. Эбзеев, - занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина"[ Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. - М., 2007. - С. 25.]. Конституционное закрепление прав и свобод необходимо для того, чтобы защитить человека от произвола государства и предотвратить нарушение прав и свобод путем издания законов и иных правовых актов. Таким образом, идея прав человека и конституционная идея находятся в тесном взаимодействии, более того, в настоящее время они представляют собой единое целое. Без прав человека нельзя себе представить конституцию современного государства. Права и свободы человека стали частью фундаментального порядка государства; государственная власть в процессе своей реализации ограничивает себя правами человека. В правах и свободах выражается определенный конституционный консенсус, который обосновывает любую конституцию и служит ее опорой.

Для определения пределов свободы человека Конституция РФ оперирует термином "ограничение" (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79). Конституционный термин "ограничение" образован от общеупотребительного слова "ограничение", что означает "стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы". В теории права правовое ограничение определяется как "правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц"[ Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 59.]. Существуют и другие определения ограничения права (свободы). Например, В.И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как "осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема". М.А. Нагорная - как "изменение содержания или объема действия нормы права". Б.С. Эбзеев дает следующее определение ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле: это "допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина", и, кроме того, "в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод".

2. Признаки, цели ограничений правового статуса личности

Общие признаки правовых ограничений, как считает А.В. Малько, заключаются в том, что они:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного "предельного" состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

5) предполагают снижение негативной активности[ Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 59.].

Цели ограничений в научной литературе определяются по-разному: сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько)[ Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 60.]; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В.А. Четвернин)[ Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 2006. - С. 30.]; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман); необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун)[ Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. - М., 2006. - С. 119.]; поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан (А.С. Мордовец)[ Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - М., 2006. - С. 53.].

3. Способы ограничений прав и свобод человека

Способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) обязанность;

д) ответственность.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав (свобод) - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Как отмечает Б.С. Эбзеев, "социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей. В свою очередь, общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит. Это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии".

Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и ориентиров (целей), образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий"[ Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 2006. - С. 64.]. В этом смысле пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.

Согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Однако же в соответствии со ст. 29 при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе[ Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.].

В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе[ Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291; Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.].

В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые детерминируют (предопределяют) закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов (границ) реализации человеком (гражданином) прав (свобод) и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Необходимо отметить, что жесткой, непроницаемой границы между интересами отдельного человека и интересами государства нет, и иногда интересы государства, общества и личности в установлении отдельных ограничений совпадают. Например, ограничение свободы человека в связи с предполагаемым совершением им уголовного преступления отвечает как интересам отдельной личности (потерпевшего), так и интересам государства (раскрытие преступления без помех со стороны подозреваемого).

Заключение

Итак, мы дали понятие конституционных ограничений прав и свобод человека, рассмотрели признаки и цели ограничений прав и свобод человека, а также способы ограничений прав и свобод человека.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Отдельные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в точном правовом смысле этого слова возможны лишь в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства.

Объем прав и свобод не может быть уменьшен без введения чрезвычайного положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод.

Таким образом, ограничение права человека (гражданина) - это установленные законодательством пределы реализации человеком (гражданином) прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[ Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 9.].

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

Литература:

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 2005. - С. 472.

2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 2006. - С. 241.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. - М., 2006. - С. 427.

4. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 2006. - С. 618.

5. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 481.

6. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - М., 2006. - С. 274.

7. Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 9.

8. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. - М., 2007. - С. 254.

1. Кратко ответь на вопросы, выполни задания.

1) Какие виды социальных норм тебе известны?

Нравственные, религиозные.

2) Что такое права человека?

Это возможности и притязания человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

3) Как связаны права и обязанности граждан?

Наличие права создает обязанность его выполнения другими лицами. Они есть у всех людей. У каждого человека есть право на жизнь, а другие обязаны уважать его и не нарушать.

4) Какие существуют ограничения свободы человека в обществе?

Моральные, законные.

5) Перечисли основные правоохранительные органы и кратко охарактеризуй сферу деятельности каждого из них.

Прокуратура - надзирает за соблюдением законов.
Суды - осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.
Полиция - следит за порядком.

6) Объясни смысл фразы "Воинская служба - долг и почетная обязанность гражданина".

Воинская служба является долгом гражданина. Долг — это категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Но воинская служба возведена еще и в рамки закона, обязывающего гражданина его исполнять.
Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества.

7) Запиши основные признаки противоправного поведения.

1. Носит антиобщественный характер
2. Запрещено законом
3. Имеет вредные последствия
4. Вредные последствия связаны с субъектом, совершающим противоправное действие.

8) Чем опасно для общества и государства противоправное поведение граждан?

Если люди начнут действовать противоправно, то начнутся беспорядки, мародёрство, страна погрязнет в хаосе и это может привести к её развалу. Разрушение целостности и порядка в государстве и обществе.

2. Проанализируй приведённые ниже ситуации. Произошло ли в каждой из них нарушение права? Ответ аргументируй. В случае положительного ответа на вопрос предложи, какие меры должны быть применены к нарушителю.

1) Буратино вместо того, чтобы идти в школу, отправился на представление труппы Карабаса-Барабаса, продав купленную папой Карло азбуку.

Нет. Так как Папа Карло подарил азбуку Буратино. Следовательно, книга - собственность мальчика. А как собственник он имеет право: владеть, использовать и распоряжаться. Он распорядился азбукой (продал её).

2) Дядя Фёдор вместе с котом Матроскиным без ведома родителей отправился жить в деревню.

Нет. Это его право на свободу действий. Хотя, он сбежал от законных опекунов, нарушением закона это не является. Побегом с уголовной (или административной ответственностью) может считаться побег из-под стражи, дезертирство, побег из больницы или приюта.

3) Работник Балда, нанимаясь к попу, попросил в качестве платы за свой труд в год право дать три щелчка попу по лбу.

Нет. Балда - наёмный работник. Они с работодателем обсудили форму оплаты труда, пришли к соглашению. Значит трудовой кодекс не нарушен.

3. Отметь знаком «+» правовые действия, которые может реализовывать ребёнок до 14 лет; подросток 14—18 лет.

4. Один автомобилист недоумевал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево?» Представь, что у тебя появилась возможность возразить ему. Какие аргументы ты бы использовал?

Существуют правила дорожного движения, которые все должны соблюдать. Если бы этих правил не было, то в мире начался бы хаос. Во-первых, увеличились бы аварии, возникли бы конфликты между водителями. Так что мне кажется нужно ездить по правилам дорожного движения.

5. Объясни своими словами смысл афоризма «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Свобода — такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

Чтобы быть свободным не нужно нарушать закон. Иначе, возможно, придется сесть в тюрьму или еще каким-то образом лишиться свободы действий.

6. Обведи цифры, под которыми указаны верные суждения.

2) В РФ возможна замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
4) Призыв на военную службу осуществляется два раза в год.
5) От призыва на военную службу освобождаются граждане, воспитывающие ребёнка без матери.
6) От призыва на военную службу освобождаются граждане, являющиеся народными депутатами.
7) Отсрочку от призыва получают граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
8) Уклонение от призыва на военную службу является административным правонарушением.
9) Срок военной службы для граждан, проходящих службу в ВМФ, составляет 12 месяцев.

7. Герой книги В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев, решив воспитывать свой характер, выработал такие правила развития воли:

«Правила для развития воли! Я возился с ними целый год. Я пробовал не только «скрывать свои чувства», но и «не заботиться о мнении людей, которых презираешь». Не помню, которое из этих правил было труднее. Пожалуй, первое, потому что моё лицо как раз выражало решительно всё, что я чувствовал и думал.
«Спать как можно меньше, потому что во сне отсутствует воля» — также не было слишком трудной задачей для такого человека, как я. Но зато я научился «порядок дня определять с утра» — и следую этому правилу всю мою жизнь.
Что касается главного правила: «помнить цель своего существования», то мне не приходится очень часто повторять его, потому что эта цель была мне ясна уже и в те годы...»
Напомним, что целью Сани Григорьева было стать полярным лётчиком и найти пропавшую экспедицию капитана Ивана Татаринова.

Объясни, какие правила и почему Саня Григорьев считал главными.

Бороться и искать, найти и не сдаваться. Такие вот правила. Человек всю жизнь должен находиться в работе, творческом поиске - это главное в его жизни.

8. Прочитай фрагмент Закона РФ «О полиции» и выполни задания.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооружённое сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нём оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооружённого нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осуждённых к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц. <...>
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путём его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Задания

1) Гражданин в нетрезвом виде при задержании попытался завладеть оружием сотрудника полиции. В результате борьбы гражданин был застрелен. Являются ли действия сотрудника полиции неправомочными? Ответ поясни.

Это сложная ситуация, проще говоря - у этой ситуации две стороны. Рассмотрим оба из них:
Не выстреливать в гражданина, ссылаясь на то, что гражданин был в нетрезвом состояние. Полиция обучена разным приемами боев, и возможно, полицейский мог отобрать или откинуть оружие подальше от гражданина, или же, выстрелить ему в ногу и т.п. (человека он убил, значит был шанс и в другое место стрельнуть).
По кодексу РФ полицейский вправе открывать огонь если у гражданина есть оружие/либо угрожает жизни полицейскому. Полицейскому реально угрожала опасность, так как гражданин был неадекватен, и мог сотворить любое действие, открыть огонь по мирным людям.
Полицейский действовал в соответствии с ЗОП, так как гражданин пытался отобрать оружие, а значит, полицейский был обязан открыть огонь.

2) Водитель, ехавший с большой скоростью, не остановил машину по требованию сотрудника полиции. Может ли сотрудник полиции применить огнестрельное оружие для остановки машины? Ответ поясни.

Может (должно быть сделано предупреждение о применении оружия с помощью громкоговорителя, должен быть сделан предупредительный выстрел, оружие должно применяться в первую очередь для вывода из строя транспортного средства), если водитель представляет ярко выраженную угрозу для людей, как-то: совершает целенаправленные наезды на пешеходов, провоцирует серьёзные аварии, является ирландцем и т.д.

До настоящего времени большинство людей все еще путают такие понятия, как ограничение и лишение свободы. Если рассматривать ограничение свободы, то это самостоятельный вид наказания. Его могут назначать только в случаях, которые предусмотрены санкцией статьи УК РФ. Назначить ограничение свободы нельзя детям, не достигшим возраста 18 лет, беременным женщинам, матерям, у которых на иждивении имеются дети до 14 лет, а также инвалидам и пенсионерам.

В чем смысл наказания

Для наказания в качестве ограничения свободы характерными считаются такие признаки:

  1. Главный вид наказания.
  2. Максимальный срок составляет 5 лет.
  3. Может иметь место, если предусмотрен санкцией УК.
  4. Люди, подвергшиеся такому виду наказания, отбывают его в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа, где отсутствует изоляция от общества и постоянная охрана. Как правило, располагаются такие учреждения согласно постоянному месту жительства осужденного.
  5. Люди, получившие наказание в виде ограничения свободы, должны все время находиться в рамках исправительного центра под наблюдением и качественного выполнять свои обязанности. Срок наказания таких людей вступает в силу с момента их поступления на место прибывания наказания и постановки на учет.

Подробности касательно видов ограничения свободы человека в обществе смотрите на видео.

Осужденные, получившие в качестве наказания ограничение свободы, могут свободно перемещаться по территории исправительного заведения. Если администрация даст свое согласие, то осужденные могут перемещаться даже вне территории исправительного центра. Но, как правило, это может происходить только по работе или обучению осужденного.

Лица, получившие наказание в виде ограничения свободы, могут применять деньги, получать письма, посылки, а также иметь свидания с родными без ограничений. Проживание осужденных происходит в специально оборудованных общежитиях. Каждый осужденный должен обладать документом, который бы подтверждал его особу.

Когда лицу назначено ограничения свободы, вновь совершить преступное деяние, то наказание ему будут назначать с учетом совокупности приговоров. При этом принимается во внимание тот факт, что 2 дням ограничения свободы приравнивается 1 день лишения свободы. В рамках этого вопроса полезно почитать о том, что такое метод .

Если осужденный самовольно покидает исправительное место, злостно не выполняет свои обязанности, а также систематически нарушает общественный порядок, то это считается преступлением, за которое предусмотрена ответственность. Также к преступным деяниям стоит отнести несвоевременное прибытие на место наказания после краткосрочного выезда. Отметим, что выбор меры пресечения напрямую зависит от .

Ограничение свободы не вступает в силу для следующей категории лиц:

  • беременные;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • военнослужащие срочной службы;
  • инвалиды;женщины, у которых на иждивении дети, не достигшие 14 летнего возраста.

Какие существуют ограничения свободы человека в социуме

Для каждой ситуации и лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, предназначен определенный вид рассматриваемого назначения.

В чём смысл , подробно указано в данной статье.

Такое наказание может быть назначено военнослужащим, которые проходят срочную службу, находятся в армии по – контракту, лица офицерского состава, проходящие службу по призыву, лица, признанные на службу по мобилизации. Содержание в дисциплинированном батальоне может длиться от полугода до 2 лет.

Все эти случаи рассмотрены подробно в УГ РФ. Также заменить лишение свободы на пребывание в дисциплинарном батальоне в течение 2 лет может суд, принимая во внимание обстоятельства дела и характеристику осужденного. Также такое наказание может быть использовано для лиц, которые ранее уже находились в местах лишения свободы.

Лишение свободы

Этот вид наказания состоит в том, что осужденного лишают свободы на определенный срок. В это время он находится в изолированном помещении закрытого типа. Максимальный срок отбывания может достигать 15 лет. Все эти случаи указаны подробнее в УК РФ.

Арест

Наказание, предусматривающее арест, состоит в нахождении осужденного человека в условиях изоляции. Срок пребывания может достигать от 1 до 6 месяцев. Для людей, проходящих службу в армии, арест происходит на гауптвахте. Применять наказание в виде ареста можно к лицам, чей возраст уже достиг 16- летия. Недопустимо подвергать аресту беременную женщину, а также мать, у которой на содержании находятся дети до 7 лет. В статье вы можете найти различные , чтобы лучше разобраться в этой теме.

Ограничение свободы – это достаточно встречаемый вид наказания сегодня. Его суть состоит в том, что человек, нарушивший закон, определенное время находиться в специальном помещении, причем он может работать, учиться, получать деньги, видеться с близкими и даже покидать территорию исправительного учреждения. Но все эти условия содержания имеют место только при условии, что осужденный неукоснительно выполняет все свои обязанности. Если вы интересуетесь этим вопросом, читайте , особенности в УК.



 

Возможно, будет полезно почитать: