Содержание авторского права.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Глава 1. Развитие авторского права

В средние века предшественниками авторского права были так называемые "привилегии". Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь "проводниками" божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет. В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права".16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Автор, создавая свое произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому произведение появляется на свет обладающим оригинальностью и отличающимся по своей уникальности от другого схожего произведения по сюжету или теме. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Основное требование ГК РФ заключается в том, что данные объекты должны быть выражены в какой-либо объективной форме – письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Обнародование либо необнародование произведения зависят только от воли автора. Если автор решил оставить произведение неизвестным широкому кругу читателей, то такая воля должна быть четко им выражена и в этом случае произведение не должно публиковаться.

Соответственно следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения, а также отдельно концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты авторское право не охраняет. Таким образом, можно по-разному описать один и тот же сюжет. Однако такие произведения могут быть связаны с другими, или основываться на них, например, к таким произведениям относятся переводы, обработки, составные произведения.

Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом, также закон не раскрывает понятие творчества. Однако данный критерий является очень важным для признания охраноспособности произведения. Часто такие вопросы возникают по отношению к произведениям, выраженным одним или несколькими словами – названиям, заголовкам, афоризмам и др. Например, название "Чебурашка" является произведением, так как создано путем творчества Э. Н. Успенского.

Объекты авторского права не подлежат государственной регистрации, но при желании автор может их зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). В случае если объект прошел государственную регистрацию, то и все договоры, связанные с ним, будут подлежать регистрации в Роспатенте.

Объекты авторского нрава

Гражданский кодекс РФ (ст. 1259) не дает четкого определения понятия произведения, но закрепляет открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права.

  • 1. Литературные произведения. К ним относятся произведения, выраженные в любой символьно-словесной форме (художественные, научные и другие книги, рукописи, стихотворение, лекции и т.д.).
  • 2. Драматические и музыкально-драматические произведения , сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения.
  • 3. Произведения изобразительного искусства. Особенности их правового режима определены в ст. 1292–1293 ГК РФ. Исходя из положений ст. 1293 ГК РФ, при передаче исключительного права на произведение изобразительного искусства за автором остается право следования (см. подпараграф 3.4 .3).

4. Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведениями декоративноприкладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

Нельзя не упомянуть и о произведениях народного творчества. Они исключены из объектов авторского права, поскольку в силу своей "древности" в большинстве случаев не имеют автора, действия исключительных прав истекли, в связи с чем произведение находится в общественном достоянии. К таким произведениям относятся кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. В тоже время, если автор произведения известен, то такое произведение попадает под действие авторского права.

В случае если фольклор, положенный в основу рекламы или другого произведения, перерабатывается благодаря творческому труду, то авторы производных произведений (переработок и т.п.) приобретают соответствующие авторские права. В тоже время другие лица могут использовать тот же фольклор в своей деятельности, но такое использование должно обладать оригинальностью и не пересекаться с переработанным произведением других лиц.

  • 5. Произведения архитектуры. Права на данные объекты регулируются ст. 1294 ГК РФ. Специфика правового режима данных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами:
    • правом на осуществление авторского контроля над разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта;
    • правом требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
  • 6. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографии, телеиммерсию, слайды и т.п.

Любое использование данных объектов должно сопровождаться получением разрешения от автора либо иных правообладателей. Однако для данных объектов предусмотрены случаи их использования без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.

7. Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

Объектом охраны в данном случае выступает творческий труд автора карты, плана и т.д.

Статья 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определяет, что исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с ГК РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 03.08.2012 № 793 "О распоряжении исключительным нравом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".

8. Производные произведения. Произведение, созданное на основе уже существующих произведений, относится к производным. Оно представляет собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим- либо романам и т.д.).

При переработке произведения должно быть получено разрешение его автора или иного правообладателя. При этом ГК РФ предусматривает случаи, при которых испрашивания такого разрешения не требуется. Однако такая переработка должна обладать творческим характером и появиться на свет только благодаря самостоятельной творческой деятельности лица.

Правообладатель может передать права на перевод, как вид переработки произведения на один язык одному лицу, а права на использование данного произведения в постановке или фильме – другому. В этом случае и первый, и второй субъекты будут обладать самостоятельными исключительными и неимущественными правами на созданные ими производные произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Авторские права признаются за переводчиком вне зависимости от правомерности перевода, а вот реализовать эти права такой автор может только с разрешения авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке, авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Данные права должны быть получены автором до момента реализации возникших исключительных прав у автора производного произведения. О необходимости получать разрешение автора на перевод и иную переработку, а также на включение результата творческой деятельности в качестве части составного произведения говорится в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Бернская конвенция).

9. Составные произведения. В таких произведениях охраняется творческий труд но подбору или расположению материалов, вне зависимости от того, являются ли положенные в его основу произведения объектами авторского права. В результате такого труда рождаются сборники и другие подобные составные произведения.

Под охрану подпадают структура сборника и творческий труд но подбору материала, вводная статья и все те материалы, которые позволили сборнику стать уникальным. Но необходимо помнить, что к автору-составителю не переходят права авторов отдельных статей или материалов, из которых состоит сборник. Права на произведения, вошедшие в составное произведение, охраняются независимо от авторского права на сборник, возникшего у составителя. Сохраняемые за авторами права на произведения, вошедшие в сборник, позволяют использовать авторам эти произведения независимо от издания в целом. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, могут передать эти исключительные права издателю, составителю или другим лицам, либо эти исключительные права могут перейти к издателю или к составителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, авторским правом не будут охраняться сборники правовых актов, расположенных по времени их издания. Однако сборники правовых актов, которые созданы творческим трудом, являются охраноспособными (например, если в них предложена удобная схема поиска материала, указаны всевозможные ссылки на историю создания акта и практику применения и т.д.).

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий.

10. Письма , дневники и другие документы личного характера. Такие объекты, с одной стороны, являются записями, содержащими персональную информацию, информацию о частной (личной и семейной) жизни лица, а с другой – творческим трудом автора, поэтому правовая охрана данным РИД определяется исходя из этих положений. Они охраняются нормами Конституции РФ и защищаются нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о неприкосновенности частной жизни, которая состоит из личной и семейной тайны, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и другими нормативными актами. В соответствии с этими законами в случае отсутствия согласия автора писем на опубликование, такие действия не могут быть выполненными и будут считаться противозаконными.

Среди писем выделяют письма в редакцию. В отличие от писем частного характера они могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в письмах содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

11. Название произведения , персонаж произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, на сто название, персонажей, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ, т.е. эти выражены в какой-либо объективной форме. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.09.1999 № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Ярким примером являются созданные Э. Успенским образ и название героя мультфильма "Чебурашка". В данном случае охраняться будут и описание образа, и название персонажа.

Э. Успенский творческим трудом переделал существовавшее слово "чебурахнуться" и описал своего героя.

  • 12. Форма изложения новости , события журналистами. В данном случае охраняется творческий труд по изложению новости, события журналистами. Сами по себе новости как произошедшие события творческим характером не обладают, но рассказ о них журналиста в случае приложения его творческого труда становится объектом авторского права. Охраняется сама форма изложения сюжета, т.е. творческий подход подачи материала обществу. Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов и потому авторским правом не охраняются. Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2).
  • 13. Официальные документы исключаются из-под правовой охраны авторских произведений, хотя они и создаются определенными физическими лицами и в порядке выполнения служебных обязанностей. Исключением они являются но той причине, что говорить об авторах можно на стадии первого чтения, далее они становятся коллективным трудом лиц, участвующих в обсуждении, например, законопроектов. Кроме того, они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным. Поэтому с того момента, когда они получают официальный статус (утверждаются соответствующим государственным органом) они не охраняются авторским правом.

До того как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику) (ст. 1264 ГК РФ).

Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющие подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика. Однако сам разработчик в дальнейшем имеет право указывать себя в качестве автора законопроекта или официального символа.

14. Оригинал произведения. Правовой режим оригинала произведения предусматривает отчуждение автором оригинала рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного, в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (ст. 1291 ГК РФ). В то же время, если отчуждение оригинала произведения проводится его собственником, не являющимся автором произведения, но обладающим исключительным правом на произведение, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (ч. 2 сг. 1291 ГК РФ).

Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  • демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;
  • воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
  • передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение, относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1291 ГК РФ).

В свою очередь автор произведения изобразительного искусства обладает правом требования от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, которое является и правом доступа. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 1292 ГК РФ).

15. Программы для ЭВМ. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программа для ЭВМ охраняется как литературное произведение. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации программы для ЭВМ или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Авторские права распространяются на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, алгоритм, выражающий последовательность операций, которые должны привести к определенному функциональному решению.

Если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (но заказу), исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком ие предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1297 ГК РФ, если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю). Договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком может быть предусмотрено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя.

Согласно ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может зарегистрировать такую программу или базу данных в Федеральной службе но интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Существует возможность регистрации названия программы как товарного знака, если такое название обладает уникальностью и данный товарный знак предполагается использовать для определенной группы товаров.

Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Если лицо желает зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных, то оно может подать заявку на государственную регистрацию в Роспатент. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

При положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (см. Приказ Роспатента от 26.03.2004 № 41 "Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы") и публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ в своем официальном бюллетене.

В случае если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то государственной регистрации подлежат:

  • договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ;
  • переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными, пока не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

16. База данных – это представленная в объективной форме, например, на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), представленных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Воспроизведение баз данных или их существенных частей запрещено (подп. 2 п. 1 ст. 1273 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 1270 ГК РФ под переработкой базы данных понимаются любые ее изменения, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Использование базы данных должно разрешаться правообладателем. Лицам, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, разрешено без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

  • 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и храпение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
  • 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что она предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные выше, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Согласно ст. 1255 ГК РФ, авторские права - это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства. В отличие от Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» данная статья дает понятие авторских прав и вводит новый для российского законодательства термин «интеллектуальные права».

Под интеллектуальными правами понимаются результаты интеллектуальной деятельности, включающие исключительное право, являющиеся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права.

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам.

Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

Таким образом, в широком понимании, авторское право распространяется на произведение. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать: оно должно относиться к науке, литературе или искусству.

На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Что следует понимать под творчеством? Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.

Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность - ключевые признаки произведения.

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию.

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме.

Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата.

Первоначально исключительное право на результат интеллектуальной деятельности возникает у автора. К другим лицам оно переходит на основании договора либо в силу иных юридических фактов, указанных в законе. Например, исключительное право на служебное произведение возникает в силу сложного юридического состава: наличие трудового договора автора-работника с работодателем, создание автором произведения в рамках служебного задания, предоставление произведения автором работодателю.

В случае создания результата интеллектуальной деятельности совместным творческим трудом двух или более граждан имеет место институт соавторства. Соавторами признаются лица, создавшие произведение совместным трудом, если лицо принимало участие в создании произведения, однако результаты его труда не были включены в произведение, то он не вправе претендовать на соавторство.

Произведение признается созданным в соавторстве в случаях, и когда оно образует неразрывное целое, и когда оно состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение. Если произведение состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение, сложнее доказать факт создания произведения в соавторстве. В этой ситуации необходимо исходить из следующего: части произведения, которые могут быть использованы самостоятельно, в едином произведении должны быть связаны между собой так, чтобы дальнейшее изъятие или изменение вызвали невозможность использования произведения в целом.

Соавторство подразделяется на делимое и неделимое. Последнее относится к случаям, когда в соавторстве создано произведение, образующее единое целое. В данных случаях ни один из авторов не вправе запрещать другому соавтору использовать произведение. Однако авторские права на права осуществляются совместно. На практике для избегания ненужных споров по поводу использования произведения, созданного в соавторстве, необходимо заключать договор со всеми соавторами.

К делимому соавторству относятся случаи, когда созданное в соавторстве произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. В этих случаях каждый автор вправе самостоятельно осуществлять права в отношении созданной им части произведения. Вместе с тем соавторы вправе при заключении соглашения изменить данное установленное законом правило.

С 1 января 2008 г. общий срок действия исключительных прав составляет 70 лет после смерти автора. Срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

В ст. 1281 ГК РФ установлены исключения из правила исчисления сроков:

для обнародованных анонимно или под псевдонимом - с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения;

Необходимо иметь в виду, что сроки, предусмотренные настоящей статьей, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу ЗоАП, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения. Если же произведение не было обнародовано - со дня создания произведения.

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения.

Указанный перечень и не может быть исчерпывающим, поскольку творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового и отличного от ранее созданного, непредсказуема. В силу этого законодатель не может предусмотреть все формы, в которые могут быть облечены результаты творческого труда. Именно поэтому часть первая ст. 1259 ГК РФ закрепляет примерный перечень, включающий в себя именно те объекты, которые наиболее распространены и значимы в настоящее время.

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Таким образом, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме. В силу ст. 8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав.

Перейдем к выводам по главе. Авторские права, как сказано в ст. 1255 ГК РФ, это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства. Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры. Существует объективное и субъективное понимание понятия «авторское право». Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности.

гражданского права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения по поводу использования произведений науки, литературы и искусства;

А.п. устанавливает, что лицо, создавшее произведение науки, литературы или искусства, т.е. автор, приобретает на свое произведение определенные личные и имущественные права. Эти права, подобно праву собственности и другим вещным правам, имеют исключительный характер: они запрещают использовать произведение любому третьему лицу (кроме автора). Использование произведения осуществляется на основе авторских договоров.

их действие не ограничено каким-либо сроком), а также имущественные права. Последние имеют срочный характер и могут переходить от автора к другим лицам по закону или по договору.

А.п. возникло в первой четверти XVII в. в Великобритании как право издателя на издание зарегистрированной книги, т.е. как право на изготовление копий (от англ. copyright - А.п.).

В настоящее время существуют две системы А.п.: англосаксонская и континентальная (европейская).

По континентальной (европейской) правовой системе (Франция , ФРГ и другие страны) автором может быть только физическое лицо; А.п. четко делятся на личные и имущественные. Личные права всегда принадлежат только автору, а имущественные могут предоставляться другим лицам, но с ограничениями.

Действующее А.п. РФ строится по модели континентальной системы; оно ближе всего к праву ФРГ.

Источником А.п. РФ прежде всего является Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Важное значение для А.п. имеют нормы ГК РФ.

Произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются на основе международных договоров по А.п. РФ - участница Всемирной конвенции об А.п. (с 27 мая 1973 г.), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с 13 марта 1995 г.), а также целого ряда двусторонних соглашений (с Австрией, Венгрией, Швецией и другими странами). На основе этих конвенций и двусторонних соглашений иностранные авторы пользуются в РФ нацио-

нальным режимом, т.е. теми же правами, что и российские авторы.

Объект (или предмет) А.п. - произведения науки, литературы и искусства. Под произведением понимается результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме. Практически охраняются только оригинальные результаты, не повторяющиеся при параллельном творчестве. Оригинальность проявляется в форме выражения творческого результата (язык, образы, последовательность изложения и т.п.). Содержание произведения (идея, метод, принцип, открытие, факты, содержащиеся в произведении) само по себе А.п. не охраняет. Примеры произведений, охраняемых А.п.: произведения художественной и научной литературы (включая математические формулы и программы для ЭВМ), драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, в том числе с текстом; аудиовизуальные произведения (кинотелефильмы и т.п.);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, а также пластические произведения, относящиеся к различным наукам.

Объектами А.п. являются также переводы, переработки и составные произведения (сборники, базы данных и т.п.).

Любая часть произведения, являющаяся оригинальным творческим результатом, охраняется А.п.

А.п. на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В частности, передача права собственности или других вещных прав на такой материальный объект не означает предоставления получателю А.п.

Не охраняются в качестве произведений официальные документы (законы, судебные решения), государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки , ордена), а также произведения народного творчества, авторы которых неизвестны. А.п. не охраняет также те объекты, которые не являются оригинальными творческими результатами, и произведения, срок охраны которых истек.

А.п. на произведение возникает автоматически, с момента создания произведения (выражения его в объективной форме, дающей возможность другим лицам ознакомиться с произведением). Никакой регистрации произведения в госу-

дарственных или иных органах не требуется. Не требуется и публикации произведения: А.п. охраняет и неопубликованные работы. Знак охраны А.п. (буква "С" в окружности, наименование правообла-дателя, год первого выпуска произведения в свет), часто проставляемый на произведении, правового значения не имеет: он лишь оповещает о наличии А.п.

А.п., принадлежащее автору, называют первоначальным субъективным А.п. Оно состоит из отдельных прав (правомочий): личных (право авторства , право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации) и имущественных (исключительное право на использование произведения способами, указанными в Законе).

Право на имя - это право обозначать произведение своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдоним) или вообще опускать ссылку на имя автора (анонимное использование).

Право на обнародование - это право допустить к ознакомлению с произведением широкий круг лиц. Обычно это право реализуется только один раз, но при определенных условиях обнародование может быть отозвано (право на отзыв).

Право на защиту репутации - право препятствовать искажению произведения, способному нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные права не ограничены каким-либо сроком действия. После смерти автора их защиту осуществляют наследники автора. Личные права к другим лицам перейти не могут.

Исключительные имущественные А.п. состоят в праве автора использовать произведение следующими способами:

воспроизведение, например тиражирование (право на воспроизведение); распространение, например продажа, сдача в прокат экземпляров произведения (право на распространение); публичный показ произведения; публичное исполнение, например в театре, на эстраде (право на публичное исполнение); сообщение путем передачи в эфир, т.е. по радио или телевидению (право на передачу в эфир). Имущественные А.п. относятся как к произведению, выраженному в первоначальной форме, так и к переведенному на другой язык или переработанному (инсценировка, переделка). Имущественные А.п. могут переходить от автора к другим лицам по закону, например

на служебные произведения; они могут быть также предоставлены автором другим лицам на основе авторского договора.

В некоторых случаях (они перечислены в Законе) произведение может быть использовано без согласия автора или иного обладателя имущественных А.п., т.е. свободно. Прежде всего допускается свободное использование произведения в личных целях (перезапись гражданином для себя звукозаписи, видеозаписи, телепередачи, изготовление копии журнальной статьи на своем ксероксе и т.п.). Эта норма не распространяется, однако, на воспроизведение программ для ЭВМ, баз данных, нотных текстов и воспроизведение книг целиком. Произведение может быть свободно использовано в виде цитаты. Опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим и социальным вопросам и переданные в эфир аналогичные тексты могут быть воспроизведены в газетах или переданы в эфир, если только такое свободное использование прямо не запрещено автором. В обзорах текущих событий могут быть использованы произведения, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий. Допускается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях репродуцировать в единичном экземпляре отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках и периодических изданиях. Организации эфирного вещания вправе свободно записывать правомерно использованные ими произведения при условии, что такая запись делается самой организацией эфирного вещания и будет уничтожена в течение 6 месяцев после ее изготовления. Закон предусматривает и некоторые иные случаи свободного использования произведений.

Действие имущественных А.п. прекращается по общему правилу через 50 лет после смерти автора; при этом неполный календарный год продлевается до 31 декабря. Для произведений, созданных в соавторстве, срок охраны исчисляется с момента смерти того соавтора, который пережил остальных. Если произведение опубликовано анонимно, то оно охраняется в течение. 50 лет с даты первой публикации.

После истечения срока охраны произведение становится общественным достоянием и может свободно использоваться всеми гражданами и организациями.

Если охраняемое А.п. произведение используется неправомерно, то автор или иной владелец исключительных А.п.

может потребовать от нарушителя как прекратить правонарушение, так и признать факт нарушения им А.п. и выплатить причиненные убытки. Вместо взыскания убытков, которые должны быть доказаны владельцем исключительных прав, от нарушителя может быть потребована законная компенсация в сумме до 50 тыс. МРОТ. Конкретная сумма этой компенсации устанавливается судом или арбитражным судом с учетом всех обстоятельств правонарушения. Потерпевший может требовать также конфискации "пиратских" экземпляров произведений либо передачи их в свою пользу (в счет возмещения убытков), а также конфискации материалов и оборудования, используемых при правонарушении.

В некоторых сферах культуры и информации имеет место массовое использование большого числа ранее известных произведений (радио, телевидение, концертные залы и т.п.). При этом заключение индивидуальных авторских договоров на использование произведений, как правило малообъемных, сильно затруднено или фактически неосуществимо. Поэтому закон допускает для этих сфер применение системы коллективного управления авторскими имущественными правами. На практике такая система осуществляется в настоящее время Российским авторским обществом (РАО).


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АВТОРСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    АВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда возникло прежде всего в отношении произведений литературы в связи с усовершенствованием книгопечатания в XV в. Гутенбергом. Впоследствии оно было… … Литературная энциклопедия

    Часть гражданского права, регулирующая отношения,которые складываются в связи с использованием произведений науки, лите ратуры и искусства. Словарь финансовых терминов. Авторское право Авторское право в субъективном смысле исключительное право на … Финансовый словарь

    - (copyright) Эксклюзивное право воспроизводить или передавать другим право на воспроизведение художественных, театральных, литературных или музыкальных произведений. Это право закреплено Законом об авторских правах (1988 г.) и распространяется… … Словарь бизнес-терминов

    АВТОРСКОЕ право, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т.д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по… … Современная энциклопедия

    Особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому праву только автор вправе определять, кто и каким образом должен получать… … Экономический словарь

    Авторское право - АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т.д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    1) (в объективном смысле) раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в… … Юридический словарь

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения– создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов. Первоначального авторского прававсегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского праваявляется физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют - родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет - самостоятельно. Лица, являющиеся ограниченно дееспособными осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане. Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторское право переходит по наследствуи в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Неимущественные права не имеют экономического содержания. Но часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Личные неимущественные права:

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права . В соответствии с п.1 ст.16 Закона, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

Законодатель указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст.18 Закона). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении:

Воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

Воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

Воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

Репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

Публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования. Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.



 

Возможно, будет полезно почитать: