Индексация сумм возмещения вреда здоровью. Кому и при каких обстоятельствах назначаются выплаты? Компенсации и выплаты за трудовые увечья

Гражданское

Суть спора: 2.069 - Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Дело № 2- 1659/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего Судьи Шелухановой С.П.,

с участием помощника прокурора Ленинского района Татаринова С.Г.,

при секретаре Перелыгиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самуйленкова В.В., Митусова В.Н. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании незаконным решения ответчика, индексации ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью,

установил:

Самуйленков В.В. и Митусов В.Н. обратились в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о признании незаконными действий ответчика, об индексации с 01.02.2016 г. сумм возмещения ежемесячного и ежегодного вреда здоровью, а также на приобретение продовольственных товаров с применением коэффициента 1,07 ко всем выплатам, исходя из их размера по состоянию на 31.12.2015 г.

В обоснование иска сослались на то, что они являются инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решениями Ленинского райсуда 21.05.2007 г. и 14.12.2006 г., вступившими в законную силу, установлены суммы компенсационных выплат с учетом дальнейшей ежемесячной индексацией в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 "Об установлении с 01 февраля 2016 года размера индексаций выплат, пособий и компенсаций», предусмотрен требуемый ими размер всех выплачиваемых компенсационных выплат с 01 февраля 2016 г. Однако ответчик изначально произвел индексацию ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с применением коэффициента 1,04, в индексации остальных выплат отказал, что, по мнению истцов не соответствует указанному Постановлению правительства РФ, а также ФЗ от 06.04.2015 г. №68 «"О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

В судебном заседании истцы иск поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Хлебникова С.В. иск не признала по тем основаниям, что на момент рассмотрения дела в суде индексация сумм ежемесячного вреда здоровью истцам произведена с применением коэффициента 1,07 в добровольном порядке. Вместе с тем, считает, что, хотя ежегодная компенсация вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров входят в объем возмещения вреда, но индексация у них различна. По ее мнению, в соответствии с Постановлением Правительства №42 от 28.01.2016 г. и ФЗ от 06.04.2015 г. №68-ФЗ индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные законодательными актами РФ, поэтому ежегодная компенсация за вред здоровью и ежемесячная компенсация на приобретение товаров, установленные решениями суда, относящиеся к социальным выплатам, и, составляющие сумму, превышающую, установленную законом, индексации не подлежат.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ указано, что суммы компенсаций, предусмотренные указанным законом, подлежат ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 4 ст. 27.1 указанного закона также было предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 01 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Как видно, базовый федеральный закон указанные выплаты к социальным не относит.

Федеральным законом от 6 апреля 2015г. N68-ФЗ"О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" приостановлено до 1 января 2017 года действие указанных части третьей статьи 5, а также части четвертой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ч.1 ст. 1).

В тоже время, статьей 4 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено осуществить с 1 февраля 2016 г. индексацию отдельных выплат на разницу между фактическим индексом потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году размером индексации выплат пособий и компенсаций, в том числе предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1)

На основании ч. 2.указанной статьи размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций" с 1 февраля 2016 г. предусмотрена индексация выплат в возмещение вреда гражданам-участникам ликвидации аварии на ЧАЭС.

В соответствии с п. 1 Постановления с 1 февраля 2016 г. установлен размер индексации 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Гражданам, указанным в пунктах1 и 2 части первой статьи13 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся истцы, установлены следующие выплаты:

в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, п. 13- ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300рублей;

Статьей 39 данного закона предусмотрена компенсация за вред здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы

В силу статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи Раздел I. Общие положения > Подраздел 2. Лица > Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством > Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" target="_blank">125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на то, что Постановлением Правительства РФ №42 от 28.01.2016 г. предусмотрена индексация только выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ, поэтому ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, установленные решением суда, индексации не подлежат.

Как видно из решений Ленинского райсуда от 02.05.2007 г. в отношении Самуйленкова В.В. и от 14.12.2006 г. в отношении Митусова В.Н., данными решениями действительно установлен размер всех указанных выплат в результате проведения индексации за определенный временной период. Но, как видно, данными решениями право на эти выплаты не устанавливалось, поскольку изначально это право, предоставленное законом, никем не оспаривалось, а решениями суда была проведена индексация выплачиваемых сумм на приобретение пайка, ежегодного вреда здоровью, а также ежемесячного вреда здоровью, которое проиндексировано ответчиком в добровольном порядке с 01.02.2016 г. с коэффициентом 1,07.

Вместе с тем, доводы ответчика о незаконности требований об индексации ежегодного вреда здоровью и выплат на приобретение пайка противоречат и федеральному закону «О федеральном бюджете». Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлена индексация выплачиваемых сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании судебного акта за счет средств федерального бюджета в размере 1,055.

Также Федеральным Законом N 31-ФЗ от 26.04. 2004 г. "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена индексация с 01.01.2015 года ежемесячных денежных компенсаций и выплат с применением коэффициента 1,055.

То есть, все предусмотренные законом о чернобыльцах компенсационные выплаты, назначенные как по закону, так и по решениям судов, подлежат индексации в 2016 году.

Ответчиком не оспаривается право истцов на указанные выплаты, как инвалидов второй группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С учетом вышеизложенных оснований, учитывая, что ответчиком не были своевременно проиндексированы ежегодные суммы возмещения вреда здоровью, и ежемесячные- на приобретение товаров, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов в части обязания проведения индексации указанных выплат с 01.02.2016 г. с применением коэффициента 1,07.

В связи с индексации сумм ежемесячной компенсации вреда здоровью в требуемом размере в добровольном порядке, что истцами не оспаривается, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Наряду с изложенным. истцы, со ссылкой на те же нормативные акты – ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. "Об установлении с 01 февраля 2016 года размера индексаций выплат, пособий и компенсаций», а также ФЗ от 06.04.2015 г. №68 «"О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", просят признать действия ответчика незаконными в связи с отказом проведения индексации в добровольном порядке. Между тем,содержащиеся в указанных нормативных актах положения, вопреки мнению истцов, не конкретизируют порядок признания названных действий незаконными, не содержат регулирования распределения бремени доказывания их незаконности. Подобные вопросы регламентируются иными нормами, в иных процедурах, целью которых является не разрешение спора о праве, а осуществление контроля, в том числе судебного, за законностью действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.

С учетом вступления с 15.09.2015 г. в силу Кодекса административного судопроизводства РФ, характера спорных правоотношений между сторонами, заявленных истцом требований, суд приходит к выводу о невозможности при рассмотрении настоящего гражданского дела дать оценку законности действий ответчиков и должностных лиц ответчиков, поскольку истец таких требований не заявлял, кроме того, решение данного вопроса в порядке гражданского судопроизводства не допускается, так как вопрос о законности или незаконности действий или решений должностных лиц производится в ином судебном порядке – в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Доказательств того, что какие-либо действия ответчиков или должностных лиц ответчиков были в установленном законом порядке признаны незаконными и виновными, суду не представлено.

решил:

Удовлетворить исковые требования Самуйленкова В.В. и Митусова В.Н. частично.

Обязать Военный комиссариат Тамбовской области произвести с 01 февраля 2016 года индексацию ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемых Митусову В.Н. и Самуйленкову В.В. по состоянию на 31.12.2015 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 "Об установлении с 01 февраля 2016 года размера индексаций выплат, пособий и компенсаций» с применением коэффициента индексации в размере 1,07.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Митусову В.Н. и Самуйленкову В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.П.Шелуханова

Судья С.П.Шелуханова

Суд:

Ленинский районный суд г. Тамбова (Тамбовская область)

Истцы:

Митусов В.Н.
Самуйленков В.В.

Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1091 ГК РФ

1. Комментируемая статья, содержащая в себе новые для отечественного законодательства положения, уже дважды подвергалась изменениям. При принятии части второй ГК РФ в ней было закреплено правило о том, что при повышении в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего, увеличиваются пропорционально повышению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Однако к концу 90-х гг. были выявлены недостатки этой нормы. Механизм индексации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, ориентированный на изменение минимального размера оплаты труда, не позволял в достаточной мере защитить интересы потерпевших. Начиная с 1 января 2001 г. по настоящее время минимальный размер оплаты труда по гражданско-правовым обязательствам был установлен в размере 100 рублей и в течение долгого времени не изменялся, в то время как, например, величина прожиточного минимума изменяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

———————————
В настоящее время эта величина составляет 4646 рублей на душу населения.

В связи с этим Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ были внесены изменения в ст. 1091, а также в ст. ст. 318, 1086 и 1087 ГК РФ, исключившие упоминание о минимальном размере оплаты труда как об ориентире для перерасчета платежей по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, в случаях так называемого повышения стоимости жизни. Между тем проблема индексации сумм, выплачиваемых на содержание гражданина, указанным Федеральным законом была решена не до конца, поскольку в ст. 318 ГК РФ по этому вопросу была заложена отсылка к несуществующему закону.

Кроме того, изменения, затронувшие ст. ст. 1086 и 1087 ГК РФ и связавшие платежи по возмещению вреда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, не имели обратной силы. В результате в производстве судов и служб судебных приставов-исполнителей продолжали находиться дела о взыскании сумм возмещения вреда здоровью, причинение которого имело место в 70-е, 80-е гг. XX в. Эти суммы были незначительны по размеру и не могли отвечать потребностям потерпевших с учетом роста цен и изменения курса национальной валюты.

Все это послужило причиной изменения комментируемой статьи.

Указанные поправки устранили сложившиеся на практике неоднозначное понимание и применение ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства в части определения суммы, в которой должны выплачиваться платежи по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленные в зависимости от минимального размера оплаты труда. Кроме того, изменения разрешили аналогичную проблему применительно к платежам по алиментным обязательствам, а также по тем обязательствам из причинения вреда жизни или здоровью, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

———————————
В этой части названный Федеральный закон устранил несоответствие Конституции РФ положения ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в той части, в какой оно — во взаимосвязи с п. 2 ст. 597 и п. 2 ст. 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, — предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. На такое несоответствие указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 ноября 2008 г. N 11-П.

2. Исчисление размера денежных обязательств, выплаты по которым производятся непосредственно на содержание гражданина, связано теперь не с минимальным размером оплаты труда, а с величиной прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин.

В соответствии с комментируемой статьей суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально изменению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.

Граждане, право которых на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, возникло до вступления в силу изменений в комментируемую статью, имеют право на перерасчет сумм выплачиваемого им возмещения вреда исходя из установленной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин, в чью пользу производятся выплаты.

3. Гарантией закрепленного в комментируемой статье права на индексацию размера возмещения вреда выступает специальное правило ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым при изменении величины прожиточного минимума в порядке, определяемом ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен для исполнения исполнительный документ о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, либо сумм алиментов, производят перерасчет указанных сумм.

Таким образом, при изменении размера прожиточного минимума ежемесячные платежи возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, подлежат автоматическому пересмотру без обращения в суд.

Работодатель должен застраховать нанятый официально персонал на случай приобретения профессионального заболевания или нанесения ущерба в связи с происшествием на производстве.

При наступлении страхового события сам работодатель и ФСС обязуются предоставить гражданину или членам его семьи соответствующую компенсацию, размеры которой установлены нормами российского законодательства.

Компенсации и выплаты за трудовые увечья

Под производственной травмой понимается увечье, полученное сотрудником во время исполнения им трудовых обязанностей. Профессиональное заболевание – это болезнь, возникшая у гражданина в связи с особенностями осуществляемой им работы (например, при контакте с опасными или вредными веществами).

За страховые обеспечения ответственен ТО ФСС. Чтобы добиться выплаты возмещения пострадавшее лицо должно быть застраховано работодателем, а также успешно доказать факт получения травмы в результате несчастного случая во время работы (если речь идёт о профзаболевании, необходимо подтвердить, что болезнь связана с трудоустройством).

Гражданин может рассчитывать на получение следующих компенсаций:

Чтобы взыскать с организации-работодателя материальный и/или моральный ущерб, нанесённый пострадавшему лицу, потребуется обратиться с иском в судебную инстанцию.

Кому и при каких обстоятельствах назначаются выплаты?

Травма, полученная в результате воздействия опасных производственных факторов, может привести к стойкой или временной неработоспособности пострадавшего сотрудника, а также к его гибели.

В первом случае компенсационные выплаты получает сам гражданин, а в последнем – его близкие родственники и иждивенцы.

Страховые выплаты, как правило, не назначаются, если виновником происшествия признан сам сотрудник (например, если случай на производстве произошёл по причине нахождения гражданина в алкогольном или наркотическом опьянении).

Если ущерб здоровью был нанесён пострадавшему лицу не организацией-работодателем, а другой фирмой, для получения возмещения и страховых выплат требуется обратиться в суд.

Порядок назначения страховых выплат


Для получения ежемесячного или разового возмещения гражданин должен обратиться с в ТО ФСС по месту своего проживания.

Запрос обязательно дополняется определёнными документами, способными подтвердить обоснованность заявленных требований:

  • актом о несчастном случае во время работы;
  • паспортом пострадавшего лица;
  • доверенностью на представление интересов и удостоверением личности законного представителя;
  • документом, подтверждающим наличие трудовых взаимоотношений между заявителем и работодателем (например, копией трудовой книжки);
  • отчётом МСЭ (медико-социальной экспертизы) о степени утраты работоспособности сотрудником;
  • справкой о величине среднего месячного заработка, предоставленной бухгалтерией организации.

Данные документы – оригиналы или заверенные нотариально копии – направляются в ТО ФСС самим пострадавшим лицом или его законным представителем.

Государственная инстанция обязана предоставить заявителю письменный ответ с решением о назначении страховых выплат или отказе от их оформления в течение 10 календарных дней с момента приёма заявления.

Сам приказ о предоставлении выплат направляется гражданину в течение 3 рабочих дней с момента их назначения.

Получение выплат осуществляется:

  • в течение календарного месяца с момента их назначения (для разовой выплаты);
  • в течение месяца, за который они были начислены (для ежемесячных компенсаций).

Величина разовой выплаты, назначаемой родственникам погибшего сотрудника, составляет 1 млн. рублей, в соответствии со второй частью статьи 11 ФЗ № 125. Данная сумма делится между каждым членом его семьи в равной доле.

Размеры ежемесячных выплат зависят от величины среднего заработка лица, степени тяжести имеющихся у него увечий, полученных в связи с несчастным случаем, и районного коэффициента либо надбавки, предусмотренных статьёй 12 ФЗ № 125.

Сумма данной компенсации, выплачиваемой ФСС ежемесячно, рассчитывается по простой формуле: (СД * СУР), где СД – это получаемый работником средний доход, а СУР – степень утраты работоспособности по причине наступления несчастного случая. Последняя составляющая определяется по результатам МСЭ, проведённой специальной комиссией.

Таким образом, размеры ежемесячных выплат от ФСС определяются в процентном соотношении к среднему заработку пострадавшего лица, который представляет собой совокупность получаемого дохода за год, разделённую на 12.

Если до момента наступления несчастного случая гражданин проработал меньше года на работодателя, учитывается сумма заработка за конкретно отработанные месяцы.

Кроме этого, ФЗ № 417 от 19 декабря 2016 года установил следующие максимальные размеры данной выплаты:

  • в 2017 году – 72 290 рублей 40 копеек;
  • в 2018 году – 75 182 рубля;
  • в 2019 году – 78 189 рублей 30 копеек.

Данные компенсации от ФСС ежегодно подвергаются индексации. Это требуется для регулирования их величины по отношению к уровню инфляции в стране.

Коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты установлен Постановлением Правительства РФ № 1308 от 7.12.2016 года и составляет 1,04. Он применяется лицами, которые начали получать выплаты до первого января 2017 года.

Таким образом, размер страховой помощи будет увеличен как минимум на 4% по сравнению с прежними суммами. Величина коэффициента определяется по усмотрению Правительства РФ с учётом роста потребительских цен за год.

Стоит отметить, что в феврале прошлого года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат был несколько выше и составлял 1,064 для лиц, получающих компенсации, назначенные до первого февраля 2016 года.

N 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», внесшего изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 24 ноября 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 19 июня 2000 г.

Порядок индексации выплат ущерб, алименты

318 ГК РФ? какие коэффициенты использовать? Статья 318. Увеличение сумм, выплачиваемых на содержание гражданина Сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях — индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Согласно ст.

Бесплатная Юридическая Консультация Аркада Права 7 916-688-96-21, (495) 963-23-88, 7 (499) 992-79-14

Указанный подход является международным стандартом, закрепленным практикой Европейского суда по правам человека. Получателям бюджетных средств, в том числе и военным комиссариатам, являющимся должниками по исполнительным документам, необходимо обеспечить организацию исполнения судебных актов, в том числе и в части, предусматривающей индексацию денежных средств. Расчет сумм индексации должен производиться непосредственно должником и представляться одновременно с документами, указанными в п.

Индексация и увеличение размера возмещения вреда, причинённого здоровью

Конкретная сумма зависит от степени получения увечья и нарушения трудоспособности, а также от того, есть ли на иждивении у пострадавшего несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста или инвалиды. В таком случае сумма выплаты зависит от той доли семейного бюджета, которую составляет его заработная плата. Индексация выплаты причиненного ущерба Однако в связи с тем, что частными случаями предусмотрено увеличение либо уменьшение суммы выплаты, законом предустановлена определенная индексация.

Комментарий к статье 11

11 Правил предусматривают, что суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением, во-первых, стоимости жизни, во-вторых, минимального размера оплаты труда в централизованном порядке. Правила впервые ввели индексацию размеров возмещения вреда. Индексация размеров возмещения вреда, которое уже было назначено или назначается вновь, производится путем соответствующего увеличения заработка, принимаемого для подсчета суммы возмещения вреда.

Индексация размера возмещения вреда

Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2019 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов.

Решением суда присудили сумму о возмещении вреда здоровью, сумма не индексировалась с 2010 года

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» «36.

При разрешении споров о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни судам следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 1091 ГК РФ суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации с учетом уровня инфляции (статья 318 ГК РФ), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.* 37.

Крымский портал-Чернобыльцев

обратился в суд с настоящим иском, в котором уточнив исковые требования просил установить ему с ДД.ММ.ГГГГг. сумму ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с ДД.ММ.ГГГГг. сумму ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере руб.

Конференция ЮрКлуба

Между ними гражданско-правовые отношения. Пострадавший попадает под ст. 5 закона № 82 от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда», под пресловутые «базовая сумма» — 100 рублей. До 01.01.1997 года индексация проводилась по МРОТ. После 29.11.2002 года индексация производиться пропорционально изменению индексов цен (инфляции). Ответчиком 01.01.1997 года была проведена индексация выплачиваемых платежей пропорционально увеличению МРОТ до 83,49 руб.

Шлотгауэр Лолита Леопольдовна, судья Ульяновского областного суда.

В связи с вступлением в силу с 29 ноября 2002 г. Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесшего изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 24 ноября 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда для регулирования выплат в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, более не применяется.

До указанной даты суды Ульяновской области индексировали суммы, взыскиваемые в возмещение вреда здоровью, в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда независимо от того, возник ли вред в связи с трудовыми отношениями, либо он возник из деликтных правоотношений.

Принятый 19 июня 2000 г. Федеральный закон N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в ст. ст. 3 и 5 определял, что минимальный размер оплаты труда применяется лишь для определения размеров выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от минимального размера оплаты труда, должно было производиться с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной ста рублям.

Между тем, поскольку указанная норма противоречила ст. ст. 318 и 1091 ГК РФ в действовавшей в тот период редакции, а ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ предусматривала, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу и в противном случае не могут применяться, суды обоснованно исходили из того, что индексация сумм возмещения вреда здоровью, который не связан с трудовыми отношениями, должна производиться также в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда.

При этом суды руководствовались в том числе и разъяснением, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья", в соответствии с которым средний заработок потерпевшего, размер ежемесячных платежей, расходов на дополнительный уход, индексация заработка и платежей производятся в одинаковом порядке, независимо от того, возникло ли повреждение здоровья из трудовых правоотношений или из внедоговорного причинения вреда.

Таким образом, даже после принятия Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" проблем с индексацией сумм возмещения вреда здоровью не возникало.

Они возникли с изменением редакции ст. ст. 318 и 1091 ГК РФ, когда законодатель (абсолютно обоснованно) отказался от использования минимального размера оплаты труда как критерия индексации сумм возмещения вреда, но нового критерия не установил.

Статья 318 ГК РФ (в ред. от 26 ноября 2002 г.) предусматривает, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях, индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Изложенная в таком виде норма предполагает как минимум три разных толкования.

Одни считают, что для индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежит применению индекс потребительских цен <1> или изменение величины прожиточного минимума <2>.

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2003 года; Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М.: НОРМА, 2004.
<2> Калинин В.М. Комментарий законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих. М., 2004; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2004.

Другие полагают, что индексация должна производиться в соответствии с уровнем инфляции, определяемым Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.

Третьи придерживаются мнения, что индексация сумм возмещения вреда здоровью, назначенных по нормам ГК РФ, должна производиться в том же порядке и в тех же размерах, как и индексация сумм возмещения вреда, вытекающего из трудовых правоотношений. Эту позицию я и постараюсь обосновать.

Приведенная выше ст. 318 ГК РФ в том виде, в каком она изложена законодателем, предполагает дополнительное правовое регулирование, т.е. принятие специального закона, который регламентировал бы порядок и случаи индексирования сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина.

Однако такой закон до настоящего времени не принят.

Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" для этих целей не годится, поскольку безнадежно устарел и фактически давно уже не применяется ни для одного из объектов индексации, указанных в ст. 2. Кроме того, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ он утратил силу.

Статья 6 ГК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона и аналогия права).

Порядок индексации сумм возмещения вреда определен в п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ).

Поскольку указанное законодательство регулирует сходные правоотношения, вполне допустимо в установленном данным нормативным актом порядке индексировать и суммы возмещения вреда, назначенные по нормам ГК РФ.

При этом соблюдается конституционный принцип равенства всех перед законом. Ведь если лицо, повредившее здоровье при исполнении трудовых обязанностей, и лицо, вред которому был причинен при других обстоятельствах, имели одинаковый заработок и его утратили, то было бы несправедливым при одинаковой степени повреждения здоровья определять им разные суммы возмещения вреда.

Применение разного критерия индексации приведет именно к таким последствиям. Более того, лица, получившие трудовое увечье, окажутся в менее выгодном положении, поскольку индекс потребительских цен или величина роста прожиточного минимума на практике выше, чем устанавливаемый Правительством РФ в соответствии с абз. 2 п. 11 ст. 12 названного выше Федерального закона N 125-ФЗ уровень индексации.

В то же время уровень инфляции, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете, может оказаться ниже, чем уровень индексации, предусмотренный Правительством РФ (как это случилось в 2005 г., когда Правительство РФ в Постановлении от 18 апреля 2005 г. N 230 установило коэффициент индексации 1,094, а Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" уровень инфляции был предусмотрен в размере 7,5 - 8,5%). В таком случае в худшем положении окажутся лица, получающие возмещение вреда на основании норм ГК РФ.

Противники применения одинакового критерия индексации по возмещению вреда, возникшего из разных правоотношений, ссылаются на то обстоятельство, что на 2003 г. действие п. 11 ст. 12 было приостановлено и индексация утраченного заработка, назначенного по Федеральному закону N 125-ФЗ, в 2003 г. не производилась.

Между тем, чтобы понять логику такого решения, следует проанализировать предшествующие события.

В период с 2000 по 2002 г. произошел стремительный рост минимальной заработной платы с 83 руб. 49 коп. до 450 руб., т.е. минимальная заработная плата выросла более чем в пять раз.

Суммы, назначенные в возмещение вреда здоровью, в соответствии с действовавшим в тот период законодательством также были увеличены более чем в пять раз.

В то же время, по данным Госкомстата России, уровень инфляции за период, прошедший с момента предыдущей индексации (с 1997 г.), составил около 400%. Таким образом, индексация сумм возмещения вреда в 2000 - 2002 гг. была произведена, образно выражаясь, "с запасом". Тем более что право на получение сумм возмещения вреда всегда корреспондирует с чьей-то обязанностью этот вред возместить. Денежные же доходы граждан и организаций в указанный период в таком объеме не выросли.

Поэтому вполне объяснима позиция законодателя, который не предусмотрел увеличения назначенных сумм возмещения вреда здоровью в 2003 г.

Исходя из суждения Верховного Суда, который в одном из своих правоприменительных актов отметил, что индексация представляет собой механизм, предназначенный для приведения платежей в соответствие с покупательской способностью денег на момент их выплаты <3>, тем более правильной представляется позиция, по которой индексация платежей в возмещение вреда здоровью, независимо от характера правоотношений, должна производиться одинаково.

<3> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2000 г.

И поскольку только нормативные акты, регулирующие возмещение вреда здоровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, содержат четко отработанный механизм индексации и не допускают неоднозначного толкования, этими же нормативными актами было бы целесообразно руководствоваться при индексации сумм возмещения вреда, назначенных по нормам Гражданского кодекса РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: