Принцип разделения властей становится жизнеспособным если он. Разделение властей

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIIIначала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело кконституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества нижестоящих судов.

Российская Федерация

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Целесообразно кратко рассмотреть элементы ветвей власти в Российской Федерации, их роль и функции.

Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент РФ - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент России выполняет следующие функции:

  • 1) назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу;
  • 2) назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы;
  • 3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, представляет Государственной Думе кандидатуры на должности: Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • 5) имеет право принять решение об отставке Правительства;
  • 6) рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству;
  • 7) согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 8) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение;
  • 9) при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
  • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Необходимо отметить, что первоначально статус Совета Федерации был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.

К ведению Совета Федерации относится:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил;
  • 4) назначение выборов Президента;
  • 5) отрешение Президента от должности;
  • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции, можно выделить:

  • 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • 2) решение вопроса о доверии Правительству;
  • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • 4) объявление амнистии;
  • 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.

Судебная власть так же самостоятельна, как две другие ветви. Суд поставлен на высшую ступень системы правопорядка и законности, защиты индивидуальных и коллективных прав. Он призван защищать граждан от произвола исполнительной власти, принятия и исполнения законов, нарушающих их конституционные права и свободы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное. В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Конституционный Суд:

  • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
  • 2) дает толкование Конституции.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие принципа кратко

Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь .

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

С уважением, Андрей Пучков

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов - это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.

Античный мир

Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.

Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.

Развитие теории

Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.

Джон Локк

Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну - федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.

Шарль-Луи де Монтескье

Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.

Основные положения теории

Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.

Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.

Конституция США

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.

Российская федерация

Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.

Великобритания

Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.

Франция

Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.

Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.



 

Возможно, будет полезно почитать: