Законодательная система рф. Понятие системы законодательства

Много лет человечество задумывалось над проблемой собственного саморегулирования. Разумное существо всегда старается найти свое место среди себе подобных индивидов. Однако организация людей во все времена являлась сложной задачей, так как не существовало универсального метода регулирования отношений внутри этой сложной системы. Постепенно способы находили, однако все они не приносили должного эффекта. Первым из них стало насилие. Но его роль была очень переоценена, так как люди объединялись лишь под силой страха. При первой возможности и падении власти лидера любая социальная система, построенная на насилии и страхе, давала сбой. На смену насильственному методу пришла религия. Теологические концепции и верования много столетий были главным регулятором. Однако, невзирая на авторитет церкви, религию постепенно вытеснял истинный метод влияния на человеческие взаимоотношения, который развивался на протяжении всей человеческой истории.

Название этого способа - право. Его развитие на сегодняшний день действительно удивляет многих ученых. Ведь право является не только регулятором, но и наукой. Если говорить об этой категории как об объекте, то следует отметить, что он является структурированным. В его системе содержится масса специфических элементов и дополнительных систем, потому что право, регулирует практически все человеческие отношения на всех абсолютно уровнях. Достаточно интересной структурой является система законодательства. В Российской Федерации эта совокупность различных норм и институтов наделена характерными особенностями, которые невозможно увидеть в других странах. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что такое система законодательства и какие функции на неё возложены.

Система права

Следует отметить тот факт, что система законодательства и система права – это связанные между собой элементы. Поэтому их просто необходимо рассматривать в совокупности, дабы детальнее разобраться в особенностях каждой. Во-первых, обе категории являются частью правовой системы, которая является структурированной в любом государстве. Во-вторых, система законодательства Российской Федерации, по сути, является формализованным выражением системы права. Таким образом, возникает логический вопрос, что собой представляет первая категория? Если брать во внимание наиболее «классическое» понимание, то данная категория представляет собой внутреннее построение важных элементов права и их взаимосвязь. Следует отметить, что система права в большей части построена по принципу иерархичности и взаимосвязи всех элементов друг с другом.

Структурные элементы системы права

Многие люди при первом упоминании термина «система права» очень сильно теряются. Однако эта категория состоит из элементов, которые знакомы практически всем. Структурными частями являются следующие:


Соотношение элементов системы права

Следует отметить, что существуют моменты, когда границы, например, между институтом и отраслью существенно размываются. К примеру, очень часто отдельный институт включает в свою структуру столько правовых норм, что его можно выделить в целую подотрасль или же отдельную отрасль права. Примером тому является подотрасль обязательственных правоотношений в гражданской отрасли. Но подобные глобальные вопросы соотношения возникают очень редко, так как в большей части случаев дополнение и расширение институтов в отдельной отрасли занимает длительный промежуток времени.

Как система права соотносится с системой законодательства?

Теперь попытаемся понять, как система права и система законодательства соотносятся между собой. Ответ кроется в самой сути законодательства. Если задуматься, что эта категория собой представляет, то в голову сразу приходят мысли о многих нормативных актах. В данном случае нормативные акты включают в себя нормы права, институты и отрасли. Именно благодаря этим нормативным документам право практически реализует свои отношения. Но в этом случае возникает вопрос: "Какое понятие шире - система права или законодательства?" В целом ответ на него очевиден.

Система законодательства существенно уже системы права, потому что нормативные акты, как правило, выдаются в пределах той или иной отрасли. То есть может быть сразу несколько актов, в которые включены нормы, например, гражданской отрасли. Помимо этого, система законодательства также включает в себя международные нормативные акты, которые также включают в себя нормы отдельных отраслей. Таким образом, правовая система, законодательство - это две взаимосвязанные категории, которые просто невозможно рассматривать в отдельности друг от друга.

Понятие системы законодательства

Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.

Что такое законодательство?

Существует узкая и широкая трактовка законодательства, как отдельной категории. В первом случае под законодательством понимается лишь совокупность всех наиболее «авторитетных» нормативных актов, а именно законов. При узкой трактовке учитываются все без исключения НПА вне зависимости от своей юридической силы и места в системе. В данном случае наглядно видно, что система действующего законодательства в корне отличается от законодательства, как отдельного понятия. Потому что система подразумевает взаимосвязь и подчиненность её внутренних элементов.

Структура законодательства

Система российского законодательства, как уже указывалось ранее, является иерархией с четкой структурой. Однако структура этой категории имеет большое количество интерпретаций. Иными словами, существует несколько видов совокупности нормативных актов государства. Данные разновидности появляются вследствие упорядочивания разных критериев иерархии, в которой находятся между собой нормативные акты. То есть структура четко показывает, как различные НПА соотносятся между собой.

Виды законодательных структур

На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов структур законодательства, а именно:


Помимо представленных видов законодательных структур, существуют также примеры иного построения и взаимосвязи НПА. Их выделяют в зависимости от территориального устройства каждого конкретно взятого государства.

Система законодательства разных государств

Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.

Законодательство республики и автономии

Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.

Суть комплексного законодательства

Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.

Заключение

Итак, в данной статье автор рассмотрел такое понятие, как система законодательства. Понятие и структура этой категории были также представлены. Следует отметить, что теоретические наработки в данной сфере все еще проводятся учеными. Они просто необходимо, ведь от качества системы нормативных актов будет зависеть уровень реализации права целиком.

Законодательная система (система законода гельства) является составным элсмешом правовой системы, го есть, будучи сама системным объектом, входит в систему большею порядка. Но какое место она в ней занимает?

Применение системного анализа в любой области знания - дело отнюдь не простое, несмотря на кажущуюся доступность и ясность абстрактных принципов, которыми следует при этом руководствоваться, и раскрытию которых посвящено большое количество публикация философского характера.

Может быть, это и объясняет, почему предпринятые попытки применения системных представлений в правовой науке, получив известное распространение в 70-80-е годы, в настоящее время практически не используются.1

Широкое применение системного подхода к исследованию права на различных уровнях умножает возможности выявления его содержания и формы, внутреннего единства и разграничения, взаимосвязи и взаимодействия частей, его составляющих/

Следует отметить, что в различных науках понятия системы заключают в себе различную сущность. В философском смысле под системой

См.. напр" 11|мновля кибермешка OIB. ред В.Н. Кудрявцев. М.. 1970: Управление. Сонио.:о1ня Право. Пол ред. И.13 Павлова. 13 II. Клзимирчукп. М.. 1971 Козлов И.А. Вопросы теории эффективное!и правовой нормы: Лнюрсф. дне. кил. юри.т. наук. JL, 197.?; Право и couho.toihm " От. ред. Ю Л 1н\оми|Х>ь. В II Казимирчук. М.. I97.V. Алексеев С.С. CipvKiypa cobcickoto права М., 1974. Исключение соствляют работы: Гну нова Л.Н Системные свяш правовой дейст вит ельност и. СПб.. 199!: Диманчук I В Кч>рия государственного управления. М., 1997.

" См.. Назаров Б.Л Социалистическое право в системе социальных связей. М.. 1976. (\ 176.

понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1. «Поня тие «система», - пишет В.И. Гойман, - означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее их множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинение, координация, функциональной зависимости и т.д.).2 «...Элементом системы может быгь не любая часть исследуемого объекта... а лишь некоторый его существенный компонент, имеющий определенное назначение или выполняющий определенную функцию, такой, что при его исключении из состава объекта возникает качественно новый объект...», - отмечает А.С. Кравец.* Афанасьев В.Г. в своей работе указывает, что «части, компоненты целостной системы в их широком философском понимании - >го не результат произвольного механического членения целого..., а структурные единицы, в рамках данной целостной системы»3. Фиксирование только «множественности компонентов» еще не приближает нас к пониманию системы. «Ведь если бы дело сводилось юлько к)юму признаку, го любая куча камней, любое нагромождение «фактиков» являлись бы примерами систем. Однако подобные сум.матпвные образования отнюдь не представляют собой системы»5.

В юридической литерату ре уже отмечалось, что с философией связаны и юридическая наука в целом и все ее отрасли: в каждой из них при изучении государственно-правовых явлений возникают проблемы, решение которых невозможно без правильного методологического подхода, без правильного применения философских положений.6 Поэтому, говоря о системе права, кч»о\%ии\1о имен» в вид\. iiio iiM\ iрспнее сдинсию, согласованность, дифференциация характерны для всей системы права, присущи компонентам (элементам) права. Б этой связи необходимо учитывать принцип относительности систем, сущность которого состоит в том, что каждая система, с одной стороны, является частью (элементом) более обширной системы, а с другой включает в себя подсистемы нисходящего порядка. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют части, совокупность которых способна создать некую целостную организацию4.

Поняше сис.емы играет важную роль в современной науке и практике, причем оно имеет длительную историю развития, начиная с эпохи античности. Уже Аристотель выделил понятие элемента, как первоосновы вещи, из которой она слагается и которая ио виду неделима па другие виды.2 Гегель Г.В.Ф. полагал, что система может быть охарактеризована «только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов».54

«В самом деле, увидеть в изучаемом объекте систему как таковую без всякого обращения к системному подход) невозможно».1 Итак, система - ло сом(1к \ .чнос I ь взаимосвя шнных элемен юв, образующих определенную целое шосчь, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств ее элементов.5

В правовой науке понятие системы не выходит за рамки его философского содержания, однако имеет определенную специфику. Как полагает К.С. Вельский, «под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечю целое, о раскрытии единого во множестве»1.

С учетом вышеизложенного, правовая система обладает рядом характеристик, отличающих ее от несистемных образований в правовой сфере и иных систем, - комнонентностыо, автономностью, целостностью, организованностью. Правовая система остается таковой даже в моменты некоторой дезорганизации, пока она способна преследовать свою цель и в леи сохраняются спс je.\ioo6pai> ющие факторы. Важным критерием наличности правовой системы выступает определенное качественное состояние общества, сложившееся под воздействием данной системы. В переходный период правовая система не теряет своей целостности и не прекращает своего функционирования. В широкой области изменений правовой действительности можно заметить постоянство основного компонентною состава правовой системы, которое представляет собой внутренне присущую правовому комплексу необходимость.2 Нам представляется, что бегло рассмотренные нами воззрения на системные обьекпл в праве применительно к правовой системе довольно удачно используются В.Д. Переваловым, который под правовой системой понимает целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей6. Перевалов В.Д. выделяет ия I ь уровней правовой системы: субьектно-сущностный (субъекты права); интеллектуально-психологический (правопонимание, мотивы правового поведения, др.): нормативно-регулятивный (нормы права, их регулирующее содержание): opiанизационно-деятельностный (формы реализации права, юридически оформленные связи и отношения); социально-регулятивный (освоение правовой действительности, итоговые акты правового поведения Наряду с понятием «правовая система» он оперирует понятием «система права», под которой понимает внутреннее строение (структуру) права, отражающую объединение и дифференциацию юридических норм. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов или внешнее выражение системы права3.

Анализ изложенных понятий позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, система права - более узкое понятие по сравнению с правовой системой. С истема права характеризует правовую систему с точки трения связей отдельных элементов последней между собой. Это, кстати, распространенный подход в толковании разбираемых понятий5.

Во-вторых, система законодательства объективирует, закрепляет эти связи между элементами правовой системы. На наш взгляд, данный подход требует уточнения. Вряд ли система законодательства (законодательная система) способна вбирать в себя и выражать все многообразие связей различных элементов правовой системы. Конечно, в законодательстве отражается та же деятельность по реализации правовых норм, итоговые результаты индивидуального и групповою правового поведения, но это косвенное отражение. Не насколько законодательство универсально, чтобы вбират ь в себя все внутренние многообразные связи в правовой системе.

Логично было бы, оставаясь в рамках предложенного В.Д. Переваловым понятия правовой системы, включить систему законодательства (законодательную систему) в нормативно-регулятивный уровень правовой системы наряду с нормативным массивом или же выделить ее в качестве отдельного уровня правовой системы, тесно смыкающегося с нормативно-регулятивным уровнем.

Синякин И.Н., отличая систему законодательства от системы права, акцентирует внимание на том. что система права и система законодательства это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Система права, по его содержанию, - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и ecib

право. Представляется, что И.Н. Синякин, если его подход соотносить с подходом В.Д. Перевалова, рассматривает систему нрава более узко - как структуру нормативного массива, как структуру права, понимаемою и качестве системы норм права. Таким образом, система права связывает в единое целое не все пять элементов правовой системы, выделяемых В.Д. 11ереваловым, а только нормы права (нормативно-регулятивный уровень). Такое понимание системы права также допустимо, 1ем более оно давно сложилось2. Сильная сторона названною подхода - не просто констатация тесной святи норм нрава и законодательства, а оценка системы законодательства в качестве внешней формы права (норм права).

Итак, система законодательства есть внешняя форма нрава (системы норм права) или нормативно-регулятивного уровня правовой системы.

В понятии «система законодательства» заложены два исходных понятия «система» и «законодательство». Первое нацеливает на расчленение анализируемого явления и выделение связей, зависимости между отдельными элементами законодательства. Второе задает объем членимого материала, реконструируемого как системное целое.

Очевидно, что сначала следует четко определиться со смыслом, вкладываемым в термин «законодательство». Ню общеправовое легальное определение на федеральном уровне отсутствует. Имеются только определения отраслевых разделов законодательства в cooiветствующих отраслях, но они имеют разное концептуальное наполнение Скажем, Уголовный кодекс РФ вообще, по сути, сводит уголовное законодательство только к самому себе. Более широко состав гражданского законодательства определяет Гражданский кодекс РФ.

Отмеченное создает практические трудности в правотворчестве, правоприменении и систематизации нормативных правовых актов. Поэтому определение понятия законодательства является не только важной теоретической, но и сугубо практической проблемой1. Несмотря на ю, ню термин «законодательство» часто используется в правоi ворческой деятельности и является предметом исследования многих ученых, тем не менее, четкого, однозначного теоретического определения он также на сегодняшний день не имеет.2

" Об этом подробнее см., напр.: Ьслкии Д.А.

О категории «чаконодатсльстпо» / " Ученые записки Санкт-Пстерб)ргского государственного университета экономики и финансов. Вып 7. СПб., 2001. С. 8-9.

" См.: Систематизация хозяйственного законодательства. М. 1971; Теоретические проблемы системы советскою законодательства. М. 1979; Система советского

Гак, Ю.А. Тихомиров под законодательством понимает упорядоченную совокупность законов.7 Левченко В.М. считает, что законодательство - форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретные правовые акты.2

Иногда иол законодательством, как указывает А.С. Пиголкин, понимается деятельность высшего органа государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности

Бабаев В.К. представляет законодательство как совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления.4 Такой же точки зрения придерживалась в конце 70-х годов и С.В. Поленика, утверждавшая, что законодательство составляет только акты высшего представительного органа и Правительства.5 Здесь надо имеи» в виду происшедшие в дальнейшем структурные политико-правовые изменения, а именно: введение института президентства в нашей стране. Со1ласно статье 90 Конституции РФ. Президент РФ издает указы, которые обязакмьны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить законам. Не всегда указы Президента РФ являются строго подзаконными актами. Дело в том. что Президент РФ вправе указами закрывать пробелы законодательного регулирования"*. Иногда \ казы Президента РФ определяют как подзаконные акты, которые по юридической силе располагаются сразу после законов. Таким образом, в данное понимание законодательства включаются также нормативные указы Президента РФ. Другие авторы располагают между законами и подзаконными актами в строгом смысле слова регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ, имея в виду то, что через зги акты реализуются полномочия палат как высших органов власти1. По ведь это в подавляющем большинстве случаев акты индивидуальные, ненормативные, за исключением, может быть, актов амнистии.

Противоположной позиции придерживается Л. В. Тиунова. «В пасюящее время очень остро стоит вопрос о практической недопустимости объединения иод общим термином «законодательство» не только законов, но также у казов, актов исполнительной власти. Это подрывает авторшет закона, - считает Л.Б. Тиунова, - подменяет его актами управления».2 С таким опасением в известной степени можно согласиться, справедливо отмечает Ф.Р. Муратшин. Однако отказ от использования термина «законодательство» в указанном широком смысле ставит другой вопрос: каким термином обозначить совокупность различного рода нормативных правовых актов? Использование для этого таких словосочетаний, как «нормативный массив», ««правовая система», на наш взгляд, вряд ли может быть оправданным, так- как ни одно из них в полной мере не отражает сущности данного явления. Введение же какого-либо научного термина сопряжено с большими трудностями, вызванными необходимостью его научного обоснования/ Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в част 2 статьи 5 Конституции РФ установлено» что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в частях 2 и 4 статьи 76 основною правового акта государства говорится не только о законах субьскюв Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. lie.си учесть, что в соответствии со статьей 16 Конституции РФ положения части 2 станки 5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным.1

В теории и на практике при функционировании командно- административной системы долгие годы руководствовались пониманием законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных правовых актов", но с изменениями в государственно-правовой и других сферах общественной жизни изменились и подходы к пониманию законодательстве!. Гак, например, современная позиция С.С. Алексеева содержит принципиально иной подход, по сравнению с прежним, когда он включал в систему законодательства все нормативные, вспомогательные и производные акты правотворчества. Теперь он полагает, что в состав законодательства кроме законов допустимо включать иные нормативные аки>1. например, указы Президента РФ, изданные в порядке делегирования законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом, или в условиях, когда высший представительный орган не дсйс1иуе|/ "1акая позиция автора вытекает из Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что Россия представляет собой правовое государство (статья 1 Конституции РФ), одним из наиболее важных принципов которого является принцип верховенства закона.

Как верно отмечено в научной литературе, широкое понимание законодательства, объединяющее в единое целое и законы и подзаконные акты, принижает роль закона, создает почву для его подмены управленческими решениями. ">го неприемлемо для правового государства, пум. к котрому лежт через возрастание роли закона* на что мосюянно указывается в современной юридической литературе8. Поэтому, аргументируя отказ от широкой трактовки законодательства. Ю.А. Тихомиров отмечает, что теперь «понятие «законодательство» оправданно рассматривать в более узком смысле - как упорядоченную совокупность собственно законов».9 Расширительная трак тонка законодательства может приводить, как это уже было в истории нашего государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества.*

Надо огмеымь. что и в современном понимании законодательства в узком смысле существуют различия: это либо отнесение к законодательству только законов (при этом под законом подразумеваются Конституция РФ. конституционные и иные законы, либо только нормативные акты высшего органа законодательной власти10). Так, по мнению Р.З. Лившица, законодательством, «в соответствии с узким пониманием, являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом»*.

Иногда термином «законода!ельстио» обозначают законы и иные нормативные правовые акты законодательного органа. Например, такое понимание законодательства содержится в статье 3 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»11. Аналогичное понимание законодательства заложено в статье 10 Устава г. Москвы2, где говорится, что законодательство Москвы образует Устав города, законы и постановления I оро дс кой Дум ы.

Краткое сведение воедино разных точек зрения на законодательство лает возможность выделить следующие подходы:

Г) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов; 2)

это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов президента и Постановлений Правительства); 3)

это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти; 4)

эю совокупность только законов/

Представляется, что право на существование имеют все эти подходы. Однако в любом случае термин «законодательство», даже при самой широкой его трактовке, нельзя отождествлять с понятием источники права. Законодательство - это самая важная часть, но лишь часть системы источников права. Вряд лн, следует включать в законодательство обычаи, деловые обыкновения. Спорно включение в законодательство общепризнанных принципов и норм международного права. Здесь возникает вопрос: объективированы ли эти принципы и нормы в наших актах (источниках)? Если и признавать реальность названных принципов и норм, то их следует включать не в число источников права, а в само право, понимаемое как система юридических норм.

С другой стороны, представляется необходимым включение в законодательство (в его широкой интерпретации) судебных источников. В первую очередь, это. конечно, касается решений конституционных (уставных) судов. Те же решения Конституционного Суда РФ существенно дополняют содержание конституционною законодательства, пусть и в режиме правового толкования. Изначально интерпретационные нормы Конституционного Суда РФ имеют и самостоятельное нормативное содержание12. Но в системе законодательства акты судебных органов следует обособлять от законов и иных нормативных правовых актов. У них все-таки своеобразная природа. Это акты с нормативным содержанием, исходящие от органов правосудия, а не правотворчества.

На.чаи: ни ляд, летальное закрепление разных значений термина о законодательство» необходимо не только в отраслевых источниках права, но и в специальных актах, закрепляющих систему законодательных, иных источников, определяющих основные правила их принятия. Одним словом.

необходимо законодательство о законодательстве. Это важно сделать уже на федеральном уровне. И здесь, как верно отмечает А.Н. Кокотов, федеральный центр должен использовать положительный опыт субъектов Федерации, ряд из которых имеют акты с аналогичным содержанием1.

Забегая вперед, отметим, что без таких единых федеральных основ системы законодательства трудно обеспечить единство и непротиворечивост ь этой системы.

Законодательство - образование системное, требующее постоянной работы по своей систематизации. В этой работе важно учесть тс сложные связи, зависимости, что цементируют (должны цементировать) составляющие законодательство источники права. Именно они определяют то, что именуют структурой законодательства.

Всякой системе, независимо от того, какие объекты или явления сос i авляют ее содержание, свойственна своеобразная определенная структура. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы.2

Понятие «связь» определяется в философии как специфическое отношение, при котором наличие (отсутствие) или изменение одних объектов есть условие наличия (отсутствия) или изменения других объектов1; присущее материи коренное качество, заключающееся в том. что нее предметы, явления находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях друг к другу4. В научной литературе различаю» различные виды связей системы: генетические (связи порождения), структурные (связи строения), взаимодействия, функционирования, развития, управления и т.д.1 Известно, что та иди иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей.

Необходимо 01 Mci и ib. ч то законода 1е.тьство предст авляет собой не просто совокупность правовых актов, а их систему (в научной литературе исследуется законодательство как система с разноплоскостной структурой).

Выделяют обычно три такие структуры, в каждую из которых входит нормативный правовой акт, - иерархическую, отраслевую и федеративную7.

Понятие "система законодательства" относится к базовым терминам юридической догматики. Законодательство -- внешняя, официальная форма выражения права. Это означает, что право не только признается и санкционируется государством, но и защищается им. Система законодательства организует и упорядочивает всю хаотическую совокупность официальных текстов нормативно-правового характера. Несмотря на кажущуюся простоту и определенность термина, его укорененность в юридическом понятийном аппарате, единое, общее представление о его значении отсутствует.

Наиболее распространено определение системы законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных актов, однако оно страдает рядом недостатков. Во-первых, простая "совокупность законов и подзаконных нормативных актов" еще не представляет собой системы, в которой между отдельными элементами должны существовать различного рода связи, позволяющие их упорядочить. Во-вторых, до сих пор трудно преодолеть традицию, в соответствии с которой формально систему законодательства венчает Конституция РФ, которой должны соответствовать все нормативно-правовые акты, а фактически на низовом уровне "высшей силой" обладают административные решения непосредственного начальства. В некоторых других определениях система законодательства понимается как совокупность только законов, а не всех нормативно-правовых актов. Некоторые авторы выделяют четыре ступени конкретизации понимания данного термина:

  • 1) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов;
  • 2) это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов Президента и постановлений Правительства);
  • 3) это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти;
  • 4) это совокупность только законов.

Таким образом, к концу XX в. начинают выделять узкое и широкое понятия системы законодательства. К узкому относится понятие законодательства как совокупности только законодательных актов, а к широкому -- как совокупности законов и подзаконных нормативных актов.

Однако в приведенных определениях отсутствует упоминание о законодательстве как о системе, т.е. речь идет об определенной иерархии, в которой находятся нормативно-правовые акты различного характера по отношению друг к другу, а соответственно и о юридической силе каждого отдельного нормативно-правового акта.

Система законодательства, как в узком, так и в широком смысле представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, находящихся в иерархическом и субординационном соотношениях друг с другом. Место каждого нормативного акта в данной системе зависит от его юридической силы, которая, в свою очередь, зависит от уровня органа, принявшего данный акт, и порядка его принятия.

Законодательство. По своей юридической силе ("по горизонтали") нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты, а "по вертикали" -- на федеральные и принимаемые субъектами РФ. Конституция РФ устанавливает иерархию законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76). К законам относятся: Конституция РФ, конституционные законы, федеральные законы (обычные федеральные законы), кодексы, кодифицированные акты -- Основы законодательства, а также конституции, уставы (положения) и законы субъектов РФ.

Конституция является учредительным, фундаментальным законом страны, который определяет правовую основу государства, принципы, структуру, основные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и форму государственного устройства, систему правосудия. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, как из-за особого порядка принятия (через референдум) и изменения, так и наличия особого механизма защиты -- Конституционного Суда РФ.

Конституционные законы, регулирующие правовые основы деятельности важнейших государственных институтов, принимаются в соответствии с Конституцией РФ, по указанным в ней вопросам (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не имеет права отклонить федеральный конституционный закон и в течение 14 дней обязан подписать его и обнародовать (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Обычные федеральные законы -- это акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Все законы обладают высшей юридической силой. Их соответствие Конституции РФ и конституционным законам должно обеспечивать единство системы законодательства и последовательное выражение принципов, заложенных Конституцией РФ.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и считаются одобренными Советом Федерации, если за них проголосовали более половины от общего числа его членов, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105).

Среди законов выделяются кодифицированные акты -- кодексы и иные акты. Кодификационный акт отличается от обычного федерального закона тем, что содержит нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные общественные отношения, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Кроме того, кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику. Акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

Одна из наиболее известных форм кодификационного акта -- кодекс, т.е. закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную группу стабильных общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к определенной отрасли материального или процессуального права (Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и т.п.). Кодекс представляет собой действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу.

Другой вид кодификационных актов -- это Основы законодательства, которые свидетельствуют о федеративном характере государства. Данная форма нормативно-правовых актов досталась нам в наследство от Советского Союза, в котором действовали 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, регулировавших важнейшие сферы общественной жизни, -- трудовые, имущественные, жилищные, семейно-брачные отношения и др. В настоящее порождает противоречия между федеральными и региональными законами, негативно влияет на качество регионального законодательства.

Проблемы в системе федерального законодательства на уровне федерального законодательства существует еще круг проблем, связанных с установлением системных связей между отдельными нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы. До последнего времени законы принимались относительно бессистемно. Вместо принятия головных актов по отдельным отраслям права и новым направлениям законодательства (например, социальное, информационное законодательства, законодательство в сфере СМИ, образования, медицины и др.) принимались отдельные "мелкотемные" законы, регулирующие лишь узкий круг общественных отношений в той или иной сфере, зачастую пересекающиеся друг с другом. Противоречия вновь принимаемых законов нормам действующих законов часто становятся основанием для отклонения их президентом. Наиболее частой причиной этого является "несоответствие Конституции РФ" и противоречия нормам действующего федерального законодательства. Да и сами действующие законы очень часто содержат не только внутренне противоречивые положения, но и не состыковки с другими федеральными законами, в силу чего нарушаются системные связи между актами одной юридической силы. Наиболее типичные несоответствия -- это отсылочные положения многих законов (например, социальных) о льготном налогообложении, в то время как положения Налогового кодекса не предусматривают подобных льгот. Другое частое несоответствие -- отсылочные нормы о различных видах юридической ответственности, предусмотренные "законодательством Российской Федерации", в то время как такая ответственность может быть, и не установлена административным и уголовным законодательствами. Со вступлением в силу с 1 июля 2002 г. нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором систематизированы нормы об административной ответственности действующего законодательства, этот вопрос будет в основном решен.

Что же касается уголовного права, то здесь дело обстоит сложнее. При внесении законопроекта в Государственную Думу очень часто предлагаются изменения и дополнения к действующему Уголовному кодексу. С одной стороны, это действительно может быть необходимо, но с другой -- в случае внесения поправок можно нарушить целостность УК. Упорядочение законодательства подобно прохождению между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, требуется "вписать" будущий закон в действующее законодательство, для чего и требуется параллельное внесение изменений в действующие законы. С другой стороны, видно, что внесение изменений, в свою очередь, может нарушить уже более или менее сложившуюся целостность действующего законодательства.

Горизонтальные связи между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы имеют огромное значение, как для системы законодательства, так и для практики правоприменения. Они не только приводят законы в соответствие друг с другом посредством коллизионных норм, но и устраняют двойственность и противоречия между нормами различных актов, превращая хаос в систему.

Региональное законодательство. К региональному законодательству (официально -- "законодательству субъектов РФ") относят не только конституции республик в составе РФ или уставы (положения) других субъектов РФ, но и подзаконные акты, изданные исполнительной властью регионов (указы и распоряжения президентов республик и губернаторов, постановления региональных правительств).

На этом региональном уровне системы законодательства мы сталкиваемся с еще большим количеством проблем, в числе которых соответствие региональных законов федеральным; разграничение предметов регулирования законов и подзаконных нормативно-правовых актов; так называемое "встречное" (или опережающее) законотворчество субъектов РФ по вопросам совместного ведения; качество регионального законодательства; использование субъектами РФ права законодательной инициативы на федеральном уровне.

Во многом эти проблемы проистекают, как ни парадоксально, из самой Конституции РФ, ст. 71 которой закрепляет вопросы, находящиеся в исключительном ведении РФ; ст. 72 -- вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ; а ст. 73 относит вопросы "остаточной" компетенции к ведению субъектов РФ.

Конституция РФ закрепляет принцип приоритета федерального законодательства перед региональным. По вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ принимают законы и иные нормативные акты в соответствии с федеральными (п. 2 ст. 76). Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае же возникновения противоречий между ними действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

В Конституции РФ также содержится некоторая оговорка относительно "остаточной" компетенции. В случае противоречия нормы время в РФ действуют основы законодательства о культуре, об охране здоровья граждан, основы лесного законодательства.

Этот вид кодификационных актов теряет свое значение, несмотря на важность содержащихся в них положений. Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется его содержанием, объемом и сферами регулирования им общественных отношений, направленностью на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл. Представляется, что именно кодификационные акты, отражающие федеративный характер государства, должны получить дальнейшее развитие в России и стать рамочными законами (хотя отечественная юриспруденция не оперирует подобным понятием).

Конституция РФ разграничивает вопросы, относящиеся к исключительному ведению Федерации (ст. 71) и к совместному ведению Федерации и ее субъектов. По первой группе вопросов принимаются только федеральные законы, по второй -- федеральные законы и законы субъектов РФ. В настоящее время в отечественном законодательстве формально нет рамочных законов, хотя некоторые, по сути, являются таковыми исходя из их содержания.

Учитывая федеративную форму государственного устройства и огромное разнообразие субъектов федерации, принятие рамочных законов представляется необходимым.

Устанавливая общие принципы и условия для всех субъектов РФ, они позволяют учитывать региональные и местные особенности, экономические, социально-политические, демографические, культурологические и иные факторы и традиции. Детальное регулирование Центром в сочетании с недостаточной самостоятельностью регионов и мест -- одна из основных причин неэффективности законодательства.

В соответствии с логикой построения системы законодательства обычные законы, кодексы и кодифицирующие акты обладают одинаковой юридической силой, так как принимаются парламентом в установленном порядке простым большинством голосов. Однако между ними существуют "горизонтальные" связи, которые не сводятся к иерархическим и субординационным. Несмотря на одинаковую юридическую силу указанных актов, в кодексах закрепляются положения о приоритете содержащихся в них норм. Кодифицирующие акты не столь категоричны на этот счет. Некоторые (например, Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не содержат вообще никаких положений о месте данных актов в системе законодательства. Федеральный закон "Об образовании", напротив, закрепляет положение о том, что другие законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области образования должны приниматься в соответствии с этим законом (п. 1 ст. 3).

Отсутствие в кодификационных актах положений о закреплении приоритета их норм вносит хаос в федеральное законодательство и федерального закона норме регионального, принятого в соответствии со ст. 73, действует норма регионального закона (ч. 6 ст. 76).

Основным стержнем всех противоречий является ст. 72 Конституции РФ, содержащая перечень вопросов, относящихся к совместному ведению. В настоящее время она стала своего рода тормозом дальнейшего развития федеративных отношений, особенно в области законодательства. Ст. 72 Конституции РФ не содержит принципов разграничения "совместного ведения", поэтому при конструировании очередного законопроекта, регулирующего вопросы совместного ведения, разработчики каждый раз сталкиваются с этой проблемой. Мало помогает и принятый в 1999 г. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", содержание, которого едва ли длиннее его названия.

Фактически ни Конституция РФ, ни упомянутый закон не предусматривают какого-либо специального порядка рассмотрения и принятия законов, регулирующих вопросы совместного ведения. Более того, не закреплен и порядок учета мнения субъектов РФ по законопроекту.

Справедливости ради стоит отметить, что Регламент Правительства Российской Федерации предусматривает согласование проектов своих актов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 2 п. 35). Это означает, что законодательные предложения правительства, перед тем как они направляются в Государственную Думу, проходят согласование с органами власти субъектов РФ.

Вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами неоднократно в различных аспектах рассматривался Конституционным Судом РФ. Можно перечислить огромное число постановлений Конституционного Суда РФ, в которых рассматривается вопрос о соответствии Конституции РФ многих актов субъектов РФ, регулирующих как вопросы совместного ведения, так и вторгающиеся в компетенцию центра. О важности проблемы свидетельствует также Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № I486, предписывающий создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ -- федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1) с целью обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в РФ.

Вопрос соответствия -- несоответствия регионального законодательства федеральному во многом связан и с так называемым "опережающим законотворчеством". В то время как проблема соответствия нижестоящих актов вышестоящим еще как-то решается, вопрос о непосредственном разграничении полномочий по-прежнему остается острым.

Пока же проблема разграничения полномочий решается при проектировании законов в каждом конкретном случае. Причем, если при разработке проекта инициаторы предусматривают разграничение полномочий центра и регионов, то при дальнейшем процессе обсуждения эти положения зачастую размываются, становятся неопределенными и расплывчатыми. В тех же случаях, когда предусматривается финансирование из бюджета определенного уровня, как правило, нечетко определяются и источники финансирования. Такие ситуации и приводят к упрекам в том, что региональное законодательство вторично и дублирует федеральное. Многие региональные законы страдают декларативностью в силу того, что в них отсутствует механизм реализации закрепленных норм, хромает законодательная техника.

Бессистемность, хаотичность, "мелкотемье" федеральных законов приводят к тому, что субъекты РФ принимают собственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, по которым еще не приняты акты на федеральном уровне. Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал, что субъекты РФ обладают правом осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения, но эти акты должны быть приведены в соответствие с впоследствии принятым федеральным законом.

Однако на практике регионы, активно осуществляющие "опережающее законотворчество", не всегда спешат привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с принятым позднее федеральным законом, тем более, что он не всегда оказывается качественней и эффективнее регионального. Другие регионы, напротив, не спешат принимать собственные законы, даже если регулирование тех или иных общественных отношений необходимо, аргументируя это отсутствием федерального закона.

Вопрос соответствия--несоответствия нижестоящих актов вышестоящим не порождал бы таких проблем, если бы существовал механизм учета мнения субъектов РФ и корректировки актов федерального уровня в соответствии с ним. Перераспределение полномочий при федеративной форме устройства сверху вниз ни в коей мере не должно отрицать использования законодательного опыта регионов.

Конституцией РФ закреплены такие механизмы, как право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов РФ (п. 1 ст. 104), представительство субъектов РФ в Совете Федерации, использование права законодательной инициативы депутатов Государственной Думы, поскольку они, так или иначе, представляют интересы своих избирателей в регионах. Однако эти механизмы оказываются недействующими по ряду объективных и субъективных причин.

Субъекты РФ редко используют право законодательной инициативы как со стороны своих законодательных (представительных) собраний, так и через членов Совета Федерации. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, регионы не располагают соответствующими кадровыми, материальными и финансовыми ресурсами разработки проекта надлежащего качества. Во-вторых, регионы не спешат выходить с инициативами, чтобы не возбуждать вопроса о соответствии законодательства различных уровней. В-третьих, играет роль политический фактор. В личных беседах чиновники говорят о том, что представителям в Совете Федерации не всегда "удобно" и "по чину" выдвигать инициативы в верхней палате. Возможно, что с новациями в Совете Федерации это положение изменится. В-четвертых, многие сетуют на то, что процесс прохождения и обсуждения законопроекта в Государственной Думе долгий, затянутый, что приходится долго ждать результата.

В регионах, как и на федеральном уровне, не разграничены предметы регулирования законодательной и исполнительной властями. Поэтому не понятно, по какому принципу те или иные вопросы должны регулироваться органами законодательной или исполнительной власти. Это обстоятельство позволяет им уходить от проблемы соответствия федеральным законам.

Адекватное определение теоретической конструкции системы российского законодательства и ее работающей модели необходимо для преодоления существующей до сих пор традиции, согласно которой приказ начальства -- главнее Конституции РФ.

Российское законодательство представляет собой систему, между элементами которой существуют связи различного рода. Связи иерархического и субординационного характера работают "вертикально" и разрешают коллизии между нормами актов различной юридической силы, в результате чего доминируют акты большей юридической силы. Связи субординационного и до некоторой степени координационного характера работают "горизонтально" и разрешают коллизии между актами одинаковой юридической силы. Внутри же формальной логической системы нормы законодательства действуют во многом хаотично. Однако ради справедливости следует отметить, что вновь принятые законы (включая кодексы) постепенно заставляют работать те нормы, которые прежде были декларативными и бездействующими.

Система законодательства - это взаимосвязанные нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. Их принятие исходит из необходимости решения различных государственных задач.

Система законодательства классифицирует и систематизирует правовой материал с целью обеспечения к нему доступа, а также для удобства использования субъектами. Упорядочение нормативных документов позволяет привести их в согласованный единый строй.

К законодательным документам относят всю совокупность Система законодательства классифицирует их по сектору регулирования отношений в обществе и по степени юридической силы. К первой подгруппе относят акты по гражданскому, семейному и Правовые акты, различающиеся по юридической силе, включают в себя документы, подписанные главой государства, а также другие указы, постановления и т.д.

Система законодательства федерального уровня содержит в себе Конституцию России, правовые акты, изданные федеральными органами, и договоры международного уровня, одним из участников которых является РФ.

Субъекты страны имеют свои конституции, уставы и иные правовые и нормативные документы. Они образуют свой порядок. Совокупность нормативных актов федерального уровня и субъектов - это

Упорядоченный строй правовых документов обладает объективным характером. Содержание всей законодательной системы определено социальным и материальным уровнем общественной жизни. Государство с помощью издания правовых документов решает определенные задачи, возникающие на каждом конкретном этапе его исторического развития. Совокупная система законодательных актов является не только их упорядочением. Она достаточно органична. Одним из приоритетных направлений, выражающих особенность законодательства России, является создание нормативных документов. Базой для них служат ранее принятые концепции, которые являются отражением положения страны в мировом сообществе, а также ее международный опыт.

Фундаментом законодательной системы являются нормативно-правовые акты. Этими документами оформляются решения уполномоченного государством органа. Юридическая степень акта определяется по его внешней форме. По этому признаку выстраивается иерархия документов, основой которой является конституция страны.

Системность законодательных актов указывает на результативность регулирования отношений в общественной сфере, а также является показателем качества правовой работы. Упорядоченность документов находится в постоянной динамике, которая обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Государство прослеживает тенденции в развитии общества и придает им обязательный характер, придерживаясь при этом своих интересов.

В сфере главенствующую роль занимает система Она являет собой сочетание тех нормативно-правовых актов, которые направлены на регулирование отношений между работодателем и сотрудниками. Законодательными документами о труде являются:

Конституции, а также федеральные и локальные законы;

Международные правовые акты, касающиеся тех которые были ратифицированы государством;

Указы, изданные Президентом РФ, призванные дополнительно защитить право на труд;

Различные постановления, касающиеся трудовых вопросов, подписанные Правительством РФ;

Акты федерального уровня;

Правовые нормативные документы, изданные субъектами РФ;

Акты на уровне местного самоуправления;

Соглашения, регулирующие вопросы социально-трудовых отношений;

А также различные местные нормативно-правовые акты субъектов хозяйствования.

§ 2. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

Федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

Законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

Законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).



 

Возможно, будет полезно почитать: