Закон о банкротстве с изменениями. Закон о несостоятельности и банкротстве юридических лиц: кому он выгоден

В 2016 г. на законодательном уровне в юридический устав были внесены поправки. В 2017 г. они вступают в силу, поэтому отдельные нюансы проведения процедуры банкротства организаций подверглись изменению.

Если предприятие сталкивается с проблемами в связи с утратой платежеспособности, существует возможность избежать окончательного разорения. В такой ситуации компания может прибегнуть к санации – привлечению финансирования со стороны третьих лиц или организаций, которое в отдельных случаях позволяет преодолеть кризисный этап.

Если юридическое лицо окончательно утрачивает платежеспособность, то начинается арбитражное дело о его признании банкротом. На начальном этапе подается иск в Арбитражный суд.

В качестве инициатора юридического признания фирмы, не способной обслуживать собственные обязательства, может выступить ряд уполномоченных агентов:

  • Сама компания и ее руководство;
  • Наемные работники, столкнувшиеся с задержками по выплате заработной платы;
  • Кредиторы предприятия;
  • Государственные надзорные органы и службы;
  • Социальные организации, занимающиеся защитой прав определенных групп населения.

Суд в результате работы над делом принимает решение о дальнейших действиях. Возможны несколько вариантов развития событий, в зависимости от того, что определит судебная инстанция:

  • Если есть достаточные основания, в компании вводится режим наблюдения с назначением временного управляющего;
  • При отсутствии признаков банкротства юридического лица, иск возвращается заявителю;
  • В некоторых ситуациях суд может отказать в рассмотрении иска.

В качестве причины для рассмотрения дела заявитель должен предоставить пакет документации, главными среди которых являются:

  • Свидетельство о регистрации компании, учредительные документы;
  • Бухгалтерская отчетность организации за несколько последних лет;
  • Документация, подтверждающая наличие кредиторского долга с информацией о кредиторах;
  • Выписки со счетов компании, заверенные банком.

Процесс прохождения процедуры банкротства организации предусмотрено несколько стадий.
На первоначальном этапе наблюдения добывается информация, необходимая для анализа текущего финансового состояния предприятия и ее платежеспособности. Стандартная продолжительность этого процесса длится примерно полгода.
Далее, при наличии достаточных оснований, для управления организацией назначается временное руководство во главе с арбитражным управляющим. На должность судом назначается человек на конкурсной основе.

Если суд находит возможным, в компании запускается процедура финансового оздоровления, максимальный срок которой ограничен 2 годами. Когда компании не удаётся достичь положительного результата, судом проводится конкурсное производство по делу о банкротстве. В рамках данного процесса проводится независимая оценка имущества должника с целью максимально удовлетворить его обязательства перед кредиторами. Реализация описанного имущества проводится через аукционные торги. Все вырученные средства направляются на погашение долгов.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц изменения 2017

Закон о банкротстве юридических лиц 2017 года издания, содержит ряд новшеств по сравнению с предыдущими версиями. Изменения касаются регулирования деятельности юридических лиц, занимающихся застройкой и риелторской деятельностью. Отчетность подобных организаций подлежит постоянному наблюдению независимых аудиторских служб. В новой версии законодательного акта также прописан план создания единого реестра застройщиков, который позволит в будущем создать фонд страхования средств дольщиков.

Изменения затрагивают также процедуру определения стоимости имущества организации-должника. Результаты учета собственности компании вносятся в федеральный реестр.

Нововведения направлены на защиту интересов кредиторов организации. Информация о делах компаний становится более прозрачной и наглядной.
Также изменения произошли в классификации кредиторов по группам. В зависимости от объемов требований с организации-должника заинтересованные лица самостоятельно делятся на группы. Благодаря этому появляется возможность учитывать интересы юридического лица как мелких, так и крупных кредиторов.

Закон о банкротстве юридических лиц в последней редакции

В новой версии закона упраздняется этап наблюдения при рассмотрении судом дела об утрате юридическим лицом платежеспособности. Данный шаг призван ускорить ведение дела организации, столкнувшейся с финансовыми трудностями. Однако нововведение существенно уменьшает шансы компании на восстановление платёжеспособности и продолжение деятельности.

Обновленный закон о банкротстве юридических лиц в последней редакции можно скачать .

Банкротство подразумевает неспособность или отказ физического либо юридического лица производить выплаты по долгам, по причине отсутствия денежных средств. Представленный процесс регулируется нормами закона. Основополагающим правовым актом, раскрывающим права и обязанности кредиторов и должников, выступает 127-ФЗ. Рассмотреть содержание закона и его последние изменения поможет представленная статья.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в октябре 2002 года. Основополагающей целью 127-ФЗ является осуществление контроля и регулирование процесса банкротства отдельных граждан или предприятий. Закон регламентирует порядок и условия выплаты задолженности перед кредитными организациями, государственными учреждениями.

Действие настоящего закона распространяется на юридические лица и на отдельных граждан, в том числе на индивидуальных предпринимателей. В отношении иностранных компаний и инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, также действуют положения 127-ФЗ «О банкротстве».

  • Продажи собственности должника;
  • Предоставления денежных средств кредиторам;
  • Оформления и признания юридического или физического лица несостоятельным.

Последние изменения текущий закон претерпел 18.06.10, которые вступили в законную силу с 01.07.2017.

Текст закона

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» состоит из 12 глав и 233 статей.

Структура представленного нормативного акта:

Общие положения . В содержании главы представлены основные понятие, которые используются в тексте 127-ФЗ; предмет регулирования закона; права и обязанности участников кредитных отношений; порядок рассмотрения дела о банкротстве в суде.

Предупреждение о банкротстве. Глава раскрывает информацию о способах уведомления о несостоятельности организации или физического лица.

Рассмотрение дела в судебном порядке . Глава содержит сведения об инициировании и порядке проведения разбирательства по вопросу банкротства в арбитражном суде.

Наблюдение. Положения главы 4 Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывают права и обязанности должника, а также обязанности лица, назначенного в качестве временного руководителя.

Финансовое оздоровление . В пунктах главы отмечена информация, согласно которой участники судебного разбирательства вправе инициировать процесс финансового оздоровления компании. В правовом акте раскрывается порядок введения мер, график погашения долга, процедура преждевременного возврата долговых средств.

Внешнее управление . В главе Федерального закона «О банкротстве» представлена информация о порядке, последствиях, мерах регулирования внешнего управления. Также отмечены права и обязанности внешнего руководителя, план осуществления мероприятий по выплате денежных средств.

Конкурсное производство . Положения главы 127-ФЗ раскрывают порядок признания должника банкротом, выбор управляющего на конкурсной основе, очередность удовлетворения претензий кредитных организаций, отчетность, полномочия и отстранение конкурсного руководителя.

Мировое соглашение. В содержании главы 8 Федерального Закона «О банкротстве» отмечается информация о порядке и правилах оформления мирового соглашения, условия его признания, обжалования арбитражным судом, расторжения и последствия отмены.

Особенности признания несостоятельности отдельных юридических лиц.

Особенности признания несостоятельности физических лиц.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве заемщика — в главе 127-ФЗ представлены положения об особенностях оформления и признания несостоятельности ликвидируемых организаций — банкротов, отсутствующих должников.

Заключительные положения.

Для более детального ознакомления с законом, можно последнюю редакцию 127-ФЗ «О банкротстве».

Последние изменения ФЗ «О банкротстве»

В конце прошлого года, были проанализированы законопроекты, направленные на улучшение Федерального Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Изменения коснулись вопроса о привлечении к ответственности руководителей компаний-банкротов. Поправки вступили в силу в 2017 году.

В ходе последней редакции были внесены изменения, согласно которым кредитные учреждения и государственные структуры располагают правом взыскать имущество заемщика-банкрота.

Направить заявление о взыскание в суд вправе следующие лица:

  • Управляющий компанией;
  • Сотрудники компании-банкрота;
  • Уполномоченный орган.

Согласно новой редакции, должник не сможет прекратить дело на основании ст. 57 127-ФЗ. Статья гласит, что из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств, дело может быть приостановлено или прекращено.

Банкротство физических лиц

Если банкротство физическому лицу не избежать, ему следует направить исковое заявление в судебное учреждение, в котором указать следующую информацию:

  • Обозначить сумму долга, с указанием ее составляющих;
  • Отметить, что физическое лицо не является ИП. Это необходимо подтвердить справкой, которая выдается в налоговой;
  • Обозначить, что деньги брались не для предпринимательских целей;
  • Описать имеющуюся собственность. При этом следует приложить документы, подтверждающие, что гражданин владеет правами собственности;
  • Информацию о детях, если таковые имеются;
  • Также надлежит указать данные о доходах и неизбежных затратах должника.

Отрицательные последствия для должника:

  • По закону запрещается приобретать новую собственность;
  • Нельзя оформлять договоры по отчуждению;
  • Все банковские счета должника закрываются;
  • Невозможно самостоятельно открыть новый банковский счет;
  • Физическое лицо не может быть гарантом или поручителем;
  • Согласно Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» налагается запрет на выезд из страны;
  • Если будет введен этап реализации решения суда, гражданин может потерять все свое имущество.

Положительные последствия по закону «О банкротстве»:

  • Во время оформления процесса, на размер долга не начисляются проценты;
  • Гражданину оставят необходимую собственность и денежные средства.

Банкротство юридических лиц

Направить иск праве следующие лица:

  • Должник;
  • Представители кредиторской организации;
  • Представители уполномоченных органов.

Чтобы заявление приняли и возбудили дело, необходимы следующие основания:

  • Задолженность свыше 100 000 рублей;
  • Должник не оплачивал долг свыше трех месяцев.

Процедура банкротства юридического лица разделена на следующие стадии:

  • Наблюдение . Анализируется и изучается финансовая ситуация в компании;
  • Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего . Он контролирует порядок провидения процедур и отвечает за сохранность собственности на время судебного процесса;
  • Оздоровление . Во время представленного этапа изучается возможность спасения компании;
  • Внешнее управление делами. Компанией управляет гражданин, назначенный судом;
  • Конкурсное производство . Продажа имущества компании для погашения задолженности осуществляется на основании положений настоящего закона.

Если арбитражное судебное учреждение признало юридическое лицо банкротом, наступают следующие последствия:

  • Увольняются все сотрудники;
  • Руководители компании отстраняются от управления организацией. На их место направляется представитель, назначенный судом, который занимается реализацией активов компании;
  • На основании Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», на задолженность не начисляются пени и проценты;
  • Списывается сумма долга по налоговым платежам;

Сведения о компании исключаются из Единого правительственного реестра юридических лиц.

Известно, что закон «О несостоятельности (банкротстве)» впервые был принят в Российской Федерации в 1992 году и ориентировался исключительно на действующие предприятия того времени. Множество положений, прописанных в официальном документе, не имели под собой никакой практики и ранее не были задействованы в судебных разбирательствах, поэтому уже через 6 лет была принята вторая редакция с множеством поправок и адаптацией под реалии.

Однако и той версии не суждено было стать окончательной, так как уже в 2002 году на основании двух предшествующих документов разработан ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», который действует и ныне.

Правда, за 16 лет принято множество поправок и изменений в конкретных статьях закона, в результате чего он несколько раз менял свою ориентацию и становился выгодным то одной, то другой стороне. Последние изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, внесли некоторую ясность в полярность государственного документа,.

Данный нормативный документ призван регулировать процессы:

  • Признания юридического лица банкротом.
  • Реализации активов юридического лица для погашения долговых обязательств перед кредиторами.
  • Выбора процедур банкротства.
  • Распределения средств, полученных от реализации активов юридического лица, между представителями пострадавшей стороны.
  • Назначения арбитражных управляющих и их действий в связи с признанием юридического лица банкротом.
  • Подачи ходатайств, заявлений и других документов по делу.
  • Отмены решений о признании юридического лица банкротом.

Таким образом, можно выделить основные положения и моменты, касающиеся действующих лиц разбирательства – кредиторов, должника, арбитражного управляющего и в некоторых случаях государственных органов.

Переориентация

С момента вступления в силу последних изменений в Закон о банкротстве юридических лиц 2017 наблюдается некоторая смена основного курса влияния и перераспределение сил.

Если в предыдущих редакциях документа у ответчика было достаточно большое количество привилегий, включая возможность выбора кандидатуры арбитражного управляющего, что автоматически делало процедуру банкротства потенциально выгодной для должника, то новые поправки лишили его такого права.

Теперь назначать управляющих и саморегулируемые органы арбитражных управляющих, в которых они числятся, могут и обязаны сами кредиторы. Происходит это на первом их собрании. Здесь же определяется порядок проведения процедур банкротства и очерёдность погашения задолженностей в соответствии со степенью убытков, нанесённых каждому конкретному пострадавшему лицу.

Однако у изменения, призванного восстановить справедливость, есть и обратная сторона медали. Согласно новым положениям, объявить о начале процедуры банкротства должника кредиторы теперь могут без судебного подтверждения несостоятельности, а именно по прошествии трёх месяцев после неуплаты долговых обязательств.

Это новшество касается кредитных организаций и банков, которые весьма эффективно используют его в своих целях, получая существенную выгоду от имущества должника, ушедшего с молотка.

Влияние пострадавшей стороны

Можно ли назвать такую расстановку сил справедливой и честной, будет зависеть от стороны, которая оценивает ситуацию. Естественно, ответчики недовольны положением дел, ведь теперь они никак не могут повлиять на ход событий.

Все бразды правления находятся в руках кредиторов – они назначают управляющих для предприятий, находящихся в процессе ликвидации, они же могут этих арбитражных управляющих сменить.

Более того, все процедуры касательно процесса банкротства – теперь тоже юрисдикция пострадавшей стороны. И это означает, что распоряжаться имуществом, пусть и через руки ответственного лица, они вольны как заблагорассудится.

На что расчёт?

Федеральный закон №127, как и любой другой нормативный акт, принятый государственными органами, подразумевает добросовестное и непредвзятое исполнение обязательств каждой из сторон. И если убрать человеческий фактор, личную выгоду участников и желание получить сверх нормы, изменения новой редакции весьма эффективны и направлены на благое дело – восстановить справедливость и возместить убытки тем, кто стал жертвой недобросовестных деловых отношений.

Однако на практике ситуация несколько иная. Кредитные организации используют нововведения для оперативного объявления неплательщика банкротом, чтобы по самой выгодной цене приобрести его имущество в счёт долга. Это исключает любую возможность мирного разрешения конфликта путём частичной реструктуризации и других встречных шагов со стороны кредиторов.

Но решать, кому выгоден закон о банкротстве, предстоит каждому в отдельности. А мы остаёмся сторонними наблюдателями и будем далее следить за изменениями, которых ожидается ещё очень много.

В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.

Общие положения

Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.

Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.

В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.

ФЗ №127 «О банкротстве»структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:

  • Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
  • Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
  • Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
  • Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
  • Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
  • Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.

Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127

Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.

А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.

Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.

И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.

Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.

О пострадавшей стороне

Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:

  • Кредиторы.
  • Конкурсные кредиторы.

Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.

Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.

Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.



 

Возможно, будет полезно почитать: