Общественный строй 19 века. Общественный строй России первой половины XIX В


Введение

Глава I. Предпосылки изменений в государственном строе первой половины XIX века

§1.1 Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления

§1.2 Общественный строй в первой половине XIX века

Глава II. Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века

§2.1 Изменения в государственном строе Российского государства в первой половине XIX века

§ 2.2 Развитие права

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Тема данной курсовой работы «Государственный строй в первой половине XIX века».

К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90 % всего населения составляли крестьяне; примерно 2 проц. дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное производство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря словами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории». Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Многих специалистов интересовал, в частности, вопрос о причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I, занимавшего российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825 - го, причем решают они его по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени генералы М.И. Богданович и Н.К. Шильдер развивали идею о стремлении царя к законности как главном мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Александр I, как утверждал Богданович, стремился «навсегда охранить от произвола права всех и каждого».

В.О. Ключевский указывал на два «основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики Александра I: «...это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность». По мнению же марксиста М.Н. Покровского, эта политика была обусловлена экономическими процессами, развивавшимися в России. Продуктом социально-экономического развития страны считал реформы начала XIX в. и А.Е. Пресняков, издавший в 1924 г. книгу Александр I. Развившие построения М.Н. Покровского и А.Е. Преснякова, С.Б. Окунь и АВ. Предтеченский главную цель внутренней политики Александра I видели в спасении феодально - крепостнической системы от гибели. Но если у Окуня царь-консерватор использовал либеральные идеи, чтобы оставить все по - старому, то под пером А. В. Предтеченского Александр предстает как реформатор, убежденный в необходимости уступок. С.В. Мироненко, М.М. Сафронов и Н.И. Казаков пишут о серьезности либеральных увлечений и планов Александра I. Последнее мнение представляется достаточно обоснованным.

Необходимо было реформировать систему государственного управления - прежняя организация власти уже не отвечала требованиям времени. Собиравшийся при Екатерине II время от времени Государственный совет стал постоянным; он рассматривался как орган с законосовещательными функциями при императоре. В совет входили представители высшей титулованной знати (12 чел.). С первых же дней своего существования совет приобрел такое значение, что его позиция в значительной степени предопределяла окончательное решение императора по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики.

Дальнейшие преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, благодаря исключительным способностям сделавшего головокружительную карьеру. При Павле он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в совете. Именно этому человеку, одаренному талантом бюрократа и блестящим умом, Александр I поручает разработать реформу, которая должна была в значительной степени изменить государственный строй в стране. К октябрю 1809 г. Сперанский уже представил проект царю.

Но этот проект, созданный в тайне, так и не был обнародован. Более того, к началу 20-х гг. XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и становится на путь возврата к бесперспективной практике частных изменений и подновлений существующей системы. Причиной такой перемены Ключевский считает то, что Александра напугали военные революции в Италии и Испании, призрак которых он увидел в выступлении лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 г.

Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль верховной власти местную администрацию в лице губернаторов. Центральная бюрократия неимоверно разрослась. Если в 1796 г. в России насчитывалось приблизительно 15 - 16 тыс. чиновников, то в 1847 г. их было уже 61 548. Невиданный размах приобрели коррупция и казнокрадство. И Александр I, и Николай I пытались бороться с ними путем проведения государственных ревизий (для этого было даже создано специальное главное управление) и путем упорядочения законодательства.

Реорганизованное в 1-й половине XIX в. центральное управление просуществовало, с небольшими изменениями, вплоть до 1917 года. Реформы 1801 - 1813 гг. способствовали приспособлению политического строя России к новым социально-экономическим отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат. Централизация и бюрократизация государственного аппарата отвечали задаче поддержания самодержавной власти.


Глава I. Предпосылки изменений в государственном строе первой половины XIX века


§1.1 Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления


Французские, испанская, итальянская и другие революции как локомотивы истории в сочетании с войной за независимость Греции, с радикальными преобразованиями на американском, европейском и других континентах ускорили темпы, определили новую социальную направленность мирового общественного прогресса, заложили качественно новые основы государственного управления во многих странах в соответствии с принципами свободы, равенства, всесилия конституции, разделения основных ветвей власти, возвышения представительной власти в лице парламента и подобных ему учреждений, правового устройства и развития к гражданскому обществу.

Революционное новаторство европейского управления откликалось в России. Самодержцы стремились отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые политические и иные институты, укрепить самодержавные фундаментальные основы абсолютизма.

Состояние государственного управления и историческую ситуацию в целом обостряли многочисленные войны: с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, развязанная Александром I в 1816 г. колониальная изнурительная многолетняя Кавказская война, продолжавшаяся до 1864 г. Россия испытала в этих войнах и горечь поражения, и триумф побед. Россия играла роль «жандарма Европы», разгромила польское освободительное движение 1830-1831 гг., Венгерскую революцию 1847-1850 гг. Войны, карательные европейские экспедиции усилили напряженность в деятельности органов государственного управления вплоть до административного ужесточения и чрезвычайных методов, сказались на социально-политической жизни российского общества.

Многочисленные проекты преобразования системы управления, ее отдельных отраслей и звеньев, государственного строя создавались в строго секретной обстановке, в тайных кружках и обществах либерально и радикально настроенных дворянских кругов, по поручению императора. Разные по характеру и целям проекты воплотили новый уровень государственного мышления, осознанную жгучую потребность в новой организации власти и управления, адекватной новой исторической ситуации.

Концептуальностью, четкой системой предложений отличались проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, П. А. Вяземского, декабристов П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева. Общим для них являлись признание несоответствия системы власти и управления новому времени, неэффективности самодержавного управления, несостоятельности его феодально-крепостнических устоев, необходимости введения конституционных основ, всеобъемлющего упорядочения законности, функционального разделения органов законодательной, исполнительной, судебной власти, создания всесословных представительных учреждений в центре и на местах, ведомственной системы по всей вертикали исполнительной власти, реорганизации устаревшей и пораженной пороками сферы управления, наделения сословий политическими и гражданскими правами.

Статс-секретарь М.М. Сперанский вручил Александру I в октябре 1809 г. «Введение к уложению государственных законов», содержащее вместе с другими примыкавшими к нему документами общий план государственных преобразований России, построенный концептуально в соответствии с определенной теорией исторического процесса. Предлагалось перестроить государственную систему на основании принципов законности, конституционности, разделения и сочетания функций законодательных, исполнительных, судебных органов власти, выборности представительных многосословных учреждений снизу доверху и чиновников, ответственных перед народом.

Исходя из приоритета законности в образе правления М.М. Сперанский обосновал необходимость «начертать план конституции», «определить разум коренных государственных законов», права державной власти, образ составления законов, их силу и действие, политические и гражданское права различных групп населения, составить Государственное уложение, издать на этой основе новое «внутреннее политическое бытие России», верховную власть короны сочетать с системой управления из трех вертикалей учреждений, имеющих земский, выборный характер.

В.О. Ключевский считал, что это был изумительно смелый план, который содержал новое устройство управления, отличался удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал, но оказался неосуществленным.

Проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева и другие содержали предложения о либерализации власти и управления на началах законности, многосословности, выборного представительства.

Оформившийся в начале XIX в. консерватизм-традиционализм утвердил узкокрепостническую тенденцию, отверг реформаторские инициативы, идеи конституционализма, парламентаризма, многосословного управления. Сторонники его исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить средневековые устои самодержавного управления, допускали лишь отдельные административные изменения как вынужденные, но во имя сохранения незыблемости строя. Такую идеологию утверждали в российском сознании представители царской фамилии, особенно вдова Павла I Мария Федоровна, ее дети: Александр I , допускавший в молодости либеральные суждения, Константин, Елена, Николай I и влиятельные противники либеральной, тем более радикальной модернизации власти и управления.

П.И. Пестель считал настоятельной необходимостью для управления государством создать свод законов гражданского общества, или государственное уложение. В нем планировались три части: 1. Устав, определяющий состав гражданского общества, общественное состояние граждан. 2. Наказ, содержащий правила действия правительства. 3. Судебник с правилами деяний и поступков частных лиц.

Устав Российской империи (Конституция) Н.М. Муравьева содержал развернутую программу замены самодержавного управления демократическим, основанным на конституции, гражданском представительстве во всех звеньях системы, единстве и функциональном разделении законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и управления, принципах гуманизма, равенства граждан перед законом.

В проекте Н.М. Муравьева придано государственное значение строгому соблюдению принципов выборности, сменяемости, подконтрольности и ответственности должностных лиц управления, предусмотрено наказание (кара) по суду за нарушение порядка выборов с целью влияния на избрание подкупом, насилием.


§1.2 Общественный строй в первой половине XIX века


Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей. Фактически уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношению к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству, отмененной Павлом I. В 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г. вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему сыну. Данная мера реанимировала аналогичное законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом - передачей в собственность дворян государственных крестьян. Но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810-1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими мерами ситуацию изменить было невозможно. Более действенными оказались другие меры. Правительство пыталось ограничить возможности дворян покупать поместья, уменьшить приток в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831-1832 гг. правительство ограничило право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысив имущественный ценз.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, за заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались «древние благородные роды» и отпрыски иностранных аристократов.

Духовенство первой половины Х1Хв. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию заключалась в том, чтобы сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились только непосредственно священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников).

Имущественное и правовое положение оставшихся в «духовном звании» неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшать содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн. человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт-Петербурге жестким администрированием и в 1800 г. распространил его на всю Россию. Во главе города стояла «Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих», находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов. В состав «Комиссии» входили городское правление (ратгауз) две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству. Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городм.

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, появление в городах разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы - разночинцев, то есть «людей разных чинов». Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они происходили.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось «первостатейное купечество». В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом «приезжать ко двору его императорского величества», являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую «бархатную книгу». Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

Второстатейное купечество имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, и при декларировании состояния в 30 тыс. руб. можно было стать первостатейным купцом.

Крестьяне в России первой половины XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственными (казенными), владельческими (помещичьими), удельными. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные - не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений - они насчитывали до 1/3 численности состава армии - и однодворцы - таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: сельские обыватели и крепостные крестьяне. Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, «водворенные на собственных землях», «инородцы», крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения, заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказаниям и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. Вне зависимости от ведомственной принадлежности в крестьянской среде существовала община, а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления.

В более выгодном положении оказались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином «казенные крестьяне» в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин «черносошные крестьяне» (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода «пожалований»). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840-х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем казенные крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство. По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818 г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивали правительство к предпринятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действие которых зависело от согласия помещиков.

февраля 1803 г, Александр I подписал указ «О вольных хлебопашцах». Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» (20 февраля 1803 г.), предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы «крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни».


Глава II. Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века


§2.1 Изменения в государственном строе Российского государства в первой половине XIX века


По манифесту 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет. В отличие от предыдущих советов, Государственный совет организовывался не только как совещательный орган, в его функции входили также подготовка новых законов, их разъяснение, проведение в жизнь путем распределения законов по ведомствам. Государственный совет имел четкую структуру и состоял из 4 департаментов: 1) департамент общих законов; 2) департамент гражданских, духовных дел, юстиции и полиции; 3) департамент финансов, промышленности и наук; 4) военный департамент.

Позднее был образован Польский департамент (1831 г.). В состав Государственного совета входили все министры, председатель Комитета министров, являвшийся одновременно председателем совета. Возглавлял Государственный совет император, который, в случае его присутствия на заседании, являлся председателем совета, он же утверждал на нем все законопроекты. В годы правления Александра I, когда Государственный совет являлся важнейшим государственным органом, он состоял из 25-36 членов, вся вспомогательная работа осуществлялась в канцелярии совета. Позднее численность Государственного совета возросла до 70- 80 человек, его структура и функции менялись. Как орган власти Государственный совет просуществовал до 1917 г.

Наибольшую известность получило III отделение канцелярии, учрежденное 3 июля 1826 г. и сформированное из особой канцелярии МВД. III отделение являлось, по сути, секретной полицией и осуществляло разнообразные функции политического сыска. В структуре III отделения существовали шесть «экспедиций», «секретная часть» и «корпус жандармов». В функции экспедиций (отделов) входили сбор информации у полиции, контроль над религиозными организациями и конфессиями, выявление фальшивомонетничества, борьба с бродяжничеством и неблагонадежностью, и вообще с «людьми подозрительными», надзор за иностранцами, тюрьмами, каторгой, аналитическая работа. Самым крупным структурным подразделением являлся корпус жандармов, учрежденный 27 апреля 1827 г. Страна была поделена на пять жандармских округов, а штат жандармов достигал 6 тыс. человек, не считая тайных нештатных агентов, доносивших по убеждениям, и т. д. Сформированная отечественная жандармерия являлась специальным карательным органом, в рамках III отделения подчинялась непосредственно императору и ставилась им выше полиции. III отделение реанимировало худшие традиции аналогичных органов XVIII в., последний из которых, «Тайная экспедиция», был упразднен в 1801 г. Вместе со сбором доносов, анонимок, считалось, что жандармы должны обладать «ясным умом» и «уметь работать с населением».

В 1828 г. было образовано IV отделение, которому перешли дела канцелярии по управлению учебной, воспитательной, благотворительной деятельностью.

V отделение было сформировано в 1836 г., оно готовило и вместе с образованным Министерством государственных имуществ осуществляло реформу государственной деревни.

VI отделение (1843-1845 гг.) осуществляло управление присоединенными к России землями на Кавказе.

Сенат первой половины XIX в. являлся высшим судебным учреждением. Александр I намеревался повысить роль Сената - об этом говорят указы 5 июля 1801 г. и 8 сентября 1802 г. Сенату были даны широкие административные и судебные полномочия. В указе о восстановлении прав Сената от 8 сентября 1802 г. было сказано: «Дозволяется Сенату, если бы по общим государственным делам существовал указ, который был бы сопряжен с великими неудобствами в исполнении или по частным судам не согласен был с прочими узаконениями или неясен, - представляет о том Императорскому величеству; когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе». Вскоре после этого указа Александр I подписал другой закон, вводивший 12-летнюю службу для дворян, не дослужившихся до офицерского чина. Этот указ противоречил Жалованной грамоте дворянству, и царю пришло «особое мнение» одного из сенаторов, где сообщалось о противоречии двух законов. Вскоре после этого инцидента, 21 марта 1803 г., Александр I издал новый указ, ограничивавший права Сената. В указе было сказано, что Сенат может делать «всеподданнейшие представления» по законам, изданным до 1802 г., а не «по настоящим и будущим». Вслед за этим часть прав Сената перешла образованным 8 сентября 1802 г. министерствам. В частности, должность генерал-прокурора была слита с должностью министра юстиции. В 1811 г. Сенат был реорганизован, разделен на Судный и Правительствующий, а в 1813 г. был поставлен в подчиненное положение к Государственному совету, который получал по отношению к Сенату право высшего апелляционного суда. В период правления Николая I высшие административные функции Сената сокращаются и переходят к соответствующим отделениям, а Сенат окончательно трансформировался в высшее судебное учреждение.

В 1802 г. вместо коллегий были учреждены министерства - исполнительные органы управления. По манифесту 8 сентября 1802 г. учреждались восемь министерств: военных сухопутных сил, военных морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения. На правах министерства учреждалось также казначейство. В 1811 г. министерство коммерции было упразднено (его функции перешли к министерству финансов), но образовывалось министерство полиции. До 1819 г. оно существовало одновременно с министерством внутренних дел, а затем вошло в состав МВД, из которого в 1826 г. выделилась особая канцелярия, составившая костяк III отделения. В 1817 г. министерство народного просвещения было переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения. В ведомство этого министерства передавался Синод. В 1824 г. министерство было вновь разделено. В 1828 г. учреждалось министерство императорского двора, в 1832 г. главное управление путей сообщения, в 1837 г. - министерство государственных имуществ.

Формирование новых отраслевых органов требовало и более совершенных методов управления, координации деятельности министерств, а с 1826 г. и отделений. Первоначально по манифесту 8 сентября 1802 г. министерства подчинялись Сенату. 25 июня 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств». Министерства переподчинялись непосредственно императору. Вводился новый орган - Совет министров - коллегиальный орган, в который входили министры и их заместители («товарищи министров»). Определялось, что министерства структурно делятся на департаменты и канцелярии, которыми управляли соответствующие директора. Важнейшие вопросы министр, товарищи министра, директора департаментов и канцелярий должны были решать коллегиально. По должности министры входили в Сенат, и, получается, сами себя контролировали.

Созданная министерская система постоянно совершенствовалась. В частности, в 1802, г. был создан Комитет министров, но его функции при наличии Совета министров не были определены. Только в 1812 г. было утверждено положение о Комитете министров, и система министерского управления получила логическое завершение. Было определено, что в Комитет министров входят сами министры или представители министров, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и лица, назначенные императором. Комитет мини стров собирался регулярно, рассматривал важнейшие государственные дела, его решения утверждались царем и получали силу закона. Структурно Камитет министров и министерства переподчинялись Государственному совету. При Николае I Комитет министров теряет свое значение, министерства функционируют параллельно с отделениями Собственной его Императорского Величества канцелярии, а сами министры отчитываются непосредственно императору.

Функции Синода в первой половине XIX в. снизились до обыкновенного министерства. В 1817 г. Синод был слит с министерством духовных дел и народного просвещения, а обер-прокурор Синода стал «оком министерства» и находился в его же подчинении, в 1819 г. несколько увеличен численный состав Синода - для улучшения функций управления. В 1824 г. Синод восстанавливается, но получает ограниченные права, равные министерству, а обер-прокурор приравнен к министру. С 1835 г. обер-прокурор входил в Комитет министров и Государственный совет, в 1836 г. при обер-прокуроре учреждены канцелярия и хозяйственный комитет, затем введены должности «товарищей» обер-прокурора. Таким образом, Синод трансформировался в обыкновенное отраслевое ведомство с ограниченными организационно-хозяйственными функциями.

Унаследованная из XVIII в. система местного управления нуждалась в рационализации соответственно условиям и потребностям нового, XIX в.

Александр I сохранил статус губернатора как представите ля власти, управляющего губернией именем императора, хозяина губернии, уточнил параметры его властных полномочий, механизм управления губернией посредством губернского правления, а не только одним лицом. Указом «О непреступлении губернатором пределов власти, назначенным им законами» (16 августа 1802г.) предписано губернаторам управлять в точном соответствии с законами, в установленных ими рамках, «не простирать власть свою за пределы законов», т.е. не допускать беззакония, обеспечить исполнение законов всеми учреждениями, которые должны поступать «по точной силе и словам закона». Губернским прокурорам надлежало «непрестанно наблюдать за исполнением законов, не упуская ни единого случая без взыскания с виновных». Губернаторам указано, что они «никаких личных переписок в виде повелений не принимали б и не употребляли бы», по всем делам губернии обращались бы не к лицам, а «прямо в те места, до которого какое дело принадлежит». Подтвержден прежний указ 1780 г. об ответственности за взяточничество, задача Сената - контролировать его исполнение. Губернаторам указано: «Дабы никакие поборы, кроме узаконенных деланы не были, и те, чтобы взыскиваемы были без излишеств, но сколько действительно надлежит».

Губернаторы выполняли функции с помощью губернского правления, канцелярии, различных комитетов, комиссий, присутствий, составлявших администрацию губернии. Губернское правление имело общее присутствие, превращалось к середине XIX в. в исполнительную губернаторскую инстанцию. Возросла роль его канцелярии, аппарат которой имел четыре функциональных отделения: 1. По обнародованию законов, наблюдению за исполнением распоряжений губернатора и правления. 2. По управлению полицией. 3. По связи администрации с судами. 4. По связи с финансово-хозяйственными органами различных ведомств.

Созданы новые коллегиальные аппараты под председательством губернатора в виде отраслевых присутствий, комиссий, комитетов, куда входили ответственные должностные лица, руководители местных, прокурор. С их помощью осуществлялись хозяйственно-административные ведомственных учреждений, губернские предводитель дворянства и функции, решались социальные проблемы. Действовали рекрутские присутствия (с 1831 г. - комитеты), комиссии народного продовольствия, строительные, дорожные, комитеты статистические, земских и городских повинностей, общественного здравия, холерные, оспенные, попечительные о тюрьмах, раскольниках (с 1838 г.), врачебно-полицейские и др.

Во второй четверти XIX в. губернаторство приобрело характер централизованного, бюрократического института управления. По «Общему наказу гражданским губернаторам» (3 июня 1837 г.) главы губерний объявлены блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия, полномочными хозяевами губерний, обязанными обеспечить точное, полное исполнение императорских законов, указов Сената, предписаний МВД, оберегать законы, не допускать отступления от них ни в коем случае, организовать четкую и оперативную работу губернских управлений, приказов общественного призрения, комиссий, комитетов, обеспечить единство местного управления.

Установлен бюрократический порядок функционирования губернаторства как института власти и управления, годичных и специальных отчетов его перед вышестоящими структурами, проведения сенатских и иных ревизий, представления отчетных данных, различных сведений по конкретным формам, связи с уездной администрацией.

По «Учреждению губернских правлений» (2 января 1850 г.) они являлись высшим в губернии местом, управляли в пределах вверенной им власти, по законам, именем императорского величества, осуществляли широкий спектр подробно расписанных распорядительных и исполнительных функций, решали все дела жизни губернии через разветвленный аппарат местной царской администрации, особое внимание уделяли взиманию податей, налогов, рекрутским наборам, полиции, местным воинским частям, судебному управлению. Определены состав губернского правления, его присутствия, канцелярии, круг полномочий вице-губернатора.

Губернское правление состояло в ведомстве МВД, будучи подчинено непосредственно правительствующему Сенату, куда представляло дела на благоусмотрение, «встретив сомнение и недоразумение в смысле законов».

Губернаторство охватывало и ведомственные учреждения, созданные на местах министерствами. Сеть их обширна: полицейские и жандармские управления, казенные палаты Минфина, палаты государственных имуществ, удельные конторы и отделения в губерниях с удельными крестьянами, палаты уголовного и гражданского суда, Министерства юстиции, учреждения Министерства народного просвещения в составе учебных округов, охватывавших по нескольку губерний, административно-хозяйственные органы Военного министерства, объединенные в 12 артиллерийских, 8 инженерных, 10 провиантских и 18 комиссарских округов.

Уездное управление представлено по-прежнему нижними земскими судами во главе с капитан-исправниками, в составе заседателей от дворян, государственных крестьян.

Ведомственными органами Министерства финансов являлись созданные уездные казначейства, которые подчинялись губернской казенной палате, ведали приемом, хранением денежных сборов, доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали по распоряжению местных властей паспорта, подорожные, продавали все виды гербовой бумаги и др.

В 1837 г. уезды разделены на полицейские станы. Назначаемый губернатором становой пристав осуществлял полицейские функции, опираясь на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.

Диапазон функций местного государственного управления быстро расширялся в связи с усложнением местной жизни, обострением социальных отношений; увеличился значительно административный аппарат.

Своеобразно строилось государственное управление вошедшими в состав Российской империи новыми территориями, другими окраинами, учитывалось специфическое административно-территориальное деление: наместничества, генерал-губернаторства, губернии, края, области, округа, магалы и др.

В наместничествах, генерал-губернаторствах администрация имела относительно большую самостоятельность, почти всегда сливались военные и гражданские функции, объединялись в одних учреждениях административно-полицейские, финансовые и другие функции. В отдельные структуры, звенья управления привлекались представители верхушки местного населения, феодалы новых земель получали права и привилегии российских дворян, принимались на императорскую службу вне зависимости от национальной принадлежности.

Присоединенная в 1809 г. по секретному договору Александра I и Наполеона Финляндия получила статус великого княжества, впервые обрела государственность, хотя и ограниченную. Российскую корону представлял генерал-губернатор. Финляндия имела органы власти в лице представительного сейма, Сенат (до 1816 г. - Совета), свою судебную и правовую систему, особый таможенный статус и местное самоуправление.

Переданной России по решению Венского конгресса (1815 г.) большей части Варшавского герцогства был придан статус царства (королевства) Польского, где царем (королем) являлся российский император, управлявший через своего наместника (верховного комиссара). Имелись конституция, которой присягнул Александр I , двухпалатный сейм (назначаемый царем Сенат, избираемая дворянами и городскими общинами посольская изба), исполнительные органы в лице государственного совета и шести министерств, свои армия, герб, гражданское законодательство, польский государственный язык, поддерживаемое властью католичество.

Восемь воеводств управлялись воеводами и выборными советами. Поветы, на которые делились воеводства, управлялись поветовыми старостами, а самая низшая территориальная единица «гмин» - тминным сходом во главе с войтом - помещиком.

После восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил конституцию, сейм, Госсовет, армию, ввел «органический статут», заменил министерства комиссиями, воеводства и поветы - губерниями и уездами, установил общероссийские законы, органы управления под началом наместника.

Три прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство, сохранены сословные органы баронов-помещиков, их привилегии, свобода крестьян, отменен Литовский статут, ограничены права Курляндии и Ливонии.

Судебное управление в 1802 г. предавалось в министерство юстиции, с 1808 г. стали создаваться коммерческие суды. Неэффективные судебные органы XVIII в., например, губернский магистрат и верхняя расправа, упразднились.


§2.2 Развитие права

государственный строй российский император

В первой половине XIX в. проведена уникальная систематизация законов, которая в отличие от ряда неудачных попыток XVIII в. завершилась успешно.

Повелением Александра I создана специальная комиссия, приступившая к выявлению, собиранию, обработке законов с 1649 г. Затем преобразована кодификационная комиссия при Госсовете. Николай I повелел привести в порядок существующие акты. 31 января 1826г. создано специальное Второе отделение собственной Е.И.В. канцелярии под руководством М.А. Балугьянского. В том же году приступили к работе М.М. Сперанский и выделенные ему в помощь чиновники. За короткое время выявлено в разных учреждениях, ведомствах более 30 тыс. указов, Манифестов, грамот, уложений, других законодательных актов за 176 лет после Уложения 1649 г. до манифеста о вступлении на престол Николая I 13 декабря 1825 г. М.М. Сперанский планировал применить при их обобщении кодификационный метод, Объединить старые нормы, дополнить их новыми, привести законодательство в соответствие с требованиями новой исторической ситуации, создать новое уложение, выделить коренные или «Основные законы (фундаментальные), законы о наследовании престола, о порядке законодательства, о правах разных сословий, положить в основу деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. Он называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Николай I указал ничего не менять в законах и не предлагать новые.

М.М. Сперанскому удалось обобщить законотворчество, отредактировать многие законы, освободить их от неточных, двусмысленных формулировок, многословия, противоречащих друг другу узаконений. Подготовлено 40 томов с 30600 законами, 5 томов приложений, указатель в виде Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ РИ).

На основании ПСЗ подготовлено 15 томов в 8 книгах действующих законов, составивших Свод законов Российской империи (СЗ РИ). Свод составлен по оригинальной системе М.М. Сперанского с учетом лучших европейских образцов. В отдельных томах и книгах объединены законы о власти, высшем, центральном, местном управлении, о государственной службе, сословиях, полиции, цензуре, ссылке, представлены разделы гражданского, уголовного, процессуального права. Подготовленные ПСЗ и СЗ проверены семью ревизионными комиссиями. 10 января 1832 г. Госсовет одобрил ПСЗ и СЗ, решив ввести в действие с 1 января 1835 г.

По инициативе М.М. Сперанского, расставшегося с либерально-конституционными идеями своих отвергнутых властью проектов, введено понятие «Основных государственных законов Российской империи», в качестве которых систематизированы в первом томе «Свода законов Российской империи» императорские законы XVIII - начала XIX в. о государственном устройстве, самодержавном правлении. Первым среди них поставлен екатерининский закон «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Другими основными законами закреплена вся система самодержавной власти и управления: исключительно лишь самодержца право на законодательство, управление, суд. Воля монарха - источник и воплощение основных государственных законов империи. Они стали юридическим обоснованием абсолютной власти представителей немецкой, голштинской династической линии на российском престоле, для которых россияне должны быть исполнительными, законопослушными верноподданными. «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих», - закреплено в основных законах абсолютное право монархов на власть и управление во всей государственной системе. Тем самым сформулирована представлявшаяся тогда вечной, незыблемой для России правовая основа, исключающая любое конституционное ограничение самодержавия каким-либо представительным сословным или многосословным учреждением.

Одновременно с Первым изданием ПСЗРИ началась публикация законов, изданных с 1825 г. Опубликованные здесь законы получили название Второго собрания ПСЗРИ. В 1825-1830-х гг. вышли в свет первые 6 томов этого издания. Следует отметить, что хотя «собрания» и назывались «полными», но в них вошли далеко не все законы, особенно XVIII в. Кроме того, в «собрания» были включены утратившие силу законы, поэтому II отделение приступило к выпуску более краткого сборника действующих законов.

Акты, имевшие юридическую силу, составили Свод законов Российской Империи (СЗРИ). Это издание состояло из 15 томов и вышло в свет в 1832 г. Свод законов Российской Империи вступил в силу с 1 января 1835 г. Первое издание СЗРИ было переиздано полностью в 1842 г. и в сокращенном варианте в 1833, 1839 гг., сюда же помещались новеллы. М. М. Сперанским были подготовлены многотомные издания «Свод военных постановлений», «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода». После смерти М. М. Сперанского составлено «Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 г.».

Государственное управление и служба опирались с тех пор на законы, систематизированные с учетом самодержавных задач и потребностей, удобства работы управленческого бюрократического аппарата.

Собственно судебный процесс сводился к вынесению обвинительного или оправдательного приговора, а при отсутствии улик выносилось временное решение и передавалось дело по инстанции. В особо важных случаях созывался Верховный уголовный суд. Высшим судебным учреждением являлся Сенат. Судебные органы собственного расследования не проводили, полагаясь на полученные полицией доказательства. Новым в системе доказательств являлись криминалистическая и медицинская экспертиза, в 1801 г. запрещались пытки. В качестве доказательств продолжали принимать собственное признание, оговоры, показания свидетелей, улики.

Правом суда за проступки по отношению к своим крепостным обладал помещик. В основном наказывали поркой, но в крупных поместьях и на заводах были и тюрьмы. Помещик сам решал, какое в каких случаях назначить наказание.

Уголовное право отражено в важнейшем источнике. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. По сути это уголовный кодекс, состоящий из Общей и Особенной частей общим объемом 2224 ст. В качестве общей части выступает раздел первый Уложения, который называется «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще». Общая часть структурно делится на главы и отделения, где подробно рассматривается сущность преступлений и проступков, степень вины (гл. I), наказания (гл. II), определение наказаний по преступлениям (гл. III), разъясняются случаи смягчения и отмены наказаний (гл. IV), определяется пространство действия постановлений Уложения (гл. V).

Первый раздел Уложения (Общая часть) характеризовал понятия преступления (ст. 1), проступков (ст. 2), определял состав преступлений, субъективную сторону преступлений (умысел, неосторожность, участие, соучастие - гл. I ст. 5-8, 13, 17, 174). Общая часть характеризует преступления против церкви, государства, личности, имущества. Особенно выделяются должностные преступления (ст. 62-66, 67-71 и др.). Система наказаний подразделялась на два вида. Первый вид наказаний - уголовные, второй вид - исправительные. Они, в свою очередь, делились на десятки родов и ступеней наказания (гл. II). Наказания различались по степени тяжести. Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, самой мягкой мерой являлось порицание, выговор. Наиболее распространенными наказаниями являлись тюрьма, каторга, лишение прав. В зависимости от тяжести, совокупности, наказания подразделялись на уголовные и исправительные.

Гражданское право опиралось на источники, кодифицированные в X томе СЗРИ. Отдельного закона, подобного Уложению 1845 г., в гражданскомо праве России не было. Сами нормы гражданского права исходили из феодальных привилегий. В России существовала частная собственность на землю, но существовали феодальные ограничения, и полностью этим правом пользовались только дворяне. Неотъемлемой частью феодального землевладения (недвижимости) являлись крестьяне, относящиеся к движимому имуществу. Государство ограничивало эту собственность.

Развитие капиталистических отношений в первой половине XIX в. предопределило совершенствование обязательных отношений. Более широкое применение получило вексельное обращение, появились и другие виды ценных бумаг. Чаще стали применяться договоры займа, в связи с этим развивается залоговое право. В дореформенной России не было частных банков, и получить заем (банковский кредит) могли в основном дворяне. Государственный Дворянский поземельный банк выдавал под 6% годовых. Получить заем можно было в залог благоприобретенного (законного владения). Разрешалось получать заем у частных лиц и оставлять в залог движимое и недвижимое имущество. Развитие залогового права говорит о том, что к 1861 г. более половины имений было заложено.

В XIX в. появились новые формы объединений зарождавшейся буржуазии - товарищества и акционерные общества. Более высокой формой объединения капитала было акционерное общество.

Семейное право значительных изменений не претерпело. Источники права в СЗРИ те же, что и в предыдущем периоде. Незначительные изменения коснулись только дворянства. В крестьянской среде в семейное право вмешивались помещики и община.


Заключение


Состояние, методы управления отразили качество российской государственности, в условиях нестабильности которой окончательно утвердились на романовском престоле представители немецкой этнической династической линии, стали возможны трагедии смены императоров. Павел I свергнут и убит в результате кровавого дворцового переворота 11 марта 1801 г. с участием сына-наследника. Тень убиенного отца преследовала всю жизнь Александра I. При восшествии на престол его брат Николай учинил невиданный доселе расстрел гвардейских полков - участников выступления 14 декабря 1825 г., связанного с движением декабризма, с нарушением императорской фамилией традиций престолонаследия. Эта расправа и другие жестокие акции Николая I по отношению к народу России сказались на режиме его управления страной, оставив ему в российской истории звание «Николая Палкина». Тяжелым грузом на систему управления давили массовые репрессии против прогрессивно мыслящих дворян, польских патриотов, участников солдатских и других народных выступлений.

Все заметнее становится диссонанс, противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.

Внутреннее и международное положение Российской империи, очевидный развал ее административной системы, круговая безответственность, взяточничество, казнокрадство, беззаконие в органах центрального и местного управления обострили потребность радикальной реорганизации системы власти и управления в целом, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Обстановка, в которой они происходили, характеризовалась столкновением консервативной, либерально-модернистской и радикально-модернистской концепций относительно судьбы управления. Эти поиски отразили формировавшиеся и все явственнее обозначавшиеся тогда три основных идейных общественно-политических направления, предлагавших варианты путей дальнейшего существования России.

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и поли тике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей. Фактически уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношению к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личное и потомственных. Дворяне составляли примерно 1,5% от состава населения страны, но являлись социальной опорой абсолютизма, и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранение его привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тыс. семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В каждом поместье в среднем было 7 душ крепостных, и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами.

Совершенствование органов власти и управления в первой половине XIX в. было связано с приспособлением феодального государства к новым экономическим и политическим условиям.

В первой четверти XIX в. осуществлялись более либеральные преобразования. Во второй четверти XIX в. изменения государственной системы являлись реакцией на восстание декабристов 14 декабря 1825 г. и рост либерального движения в стране.

Высшими органами власти и управления в первой половине XIX в. являлись одновременно или сменяя друг друга Совет при высочайшем дворе (Высочайший совет), Непременный совет, Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Сенат, министерства, Синод.

Высочайший совет существовал до 1801 г. при дворе Павла I, являлся совещательным органом при императоре, состоял из 8 человек и собирался крайне нерегулярно. После прихода к власти Александра I Высочайший совет был упразднен и 30 марта 1801 г. учрежден Непременный (то есть постоянно действующий) совет, который состоял из 12 особ и должен был, учитывая недостатки предыдущего органа, иметь важную законосовещательную функцию. Непременный совет просуществовал до 1811 г., однако не имел важной роли в центральной администрации.

Во второй четверти XIX в. важнейшим государственным органом вместо совета стала «Собственная его Императорского Величества канцелярия», сформированная на основе уже существовавшей Государственной канцелярии. Датой преобразования этого органа власти считается 4 апреля 1826 г.

В период правления Николая I были учреждены шесть отделений «Собственной его Императорского Величества канцелярии».

Реорганизованное из прежней канцелярии I отделение (4 апреля 1826 г.) осуществляло надзор над министерства ми, занималось подбором и расстановкой кадров, осуществляло подготовку законопроектов и выполняло собственно канцелярские функции. Организованное тогда же II отделение занималось кодификацией законов. Для этого II отделению были переданы дела «Комиссии по составлению законов». С работой II отделения связана кодификационная деятельность М. М. Сперанского.


Список использованной литературы


1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник, перераб. и доп.//Юристь, М.-2002.

Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. V . Курс русской истории//М.-1989.

Кузнецов И.Н. История государства и права России (курс лекций) 2-е издание- Мн.: Амалфея, 2009 -528 с.

Лешков В.Н. Русский народ и государство: История русского общественного права до XVIII века. Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс»,2004-562 с.

Миненко Н.А., Шалымов А.Ю. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В.//Уральский гос. тех. ун - т, Е.-1995.

Стешенко Л.А. История государства и права России: В 2 т. Т. V -начало XX в. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. - М.: Изд-во НОРМА,2003.

Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права//МаРТ, Ростов н/Д.-2003.

Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX-XX вв.: учебное пособие//Феникс, Ростов н/Д.-2000.

Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия»//Феникс, Ростов н/Д.-2000.

Цечоев В.К. История суда России: учеб. пособие//Проспект, М.-2010.

Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2, учебник//Юристъ, М.-2001.

Юшков С.В. История государства и права Рссии (IX-XIXвв.)/ Серия «Учебники,учебные пособия». - Ростов н/Д:»Феникс», 2003-736 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей. Фактически уже существовали новые слои населения -- классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношению к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личное и потомственных. Дворяне составляли примерно 1,5% от состава населения страны, но являлись социальной опорой абсолютизма, и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранение его привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тыс. семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В каждом поместье в среднем было 7 душ крепостных, и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству, отмененной Павлом I. В 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г. вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему сыну. Данная мера реанимировала аналогичное законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом -- передачей в собственность дворян государственных крестьян. Но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810--1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими мерами ситуацию изменить было невозможно. Более действенными оказались другие меры. Правительство пыталось ограничить возможности дворян покупать поместья, уменьшить приток в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831--1832 гг. правительство ограничило право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысив имущественный ценз.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, за заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались «древние благородные роды» и отпрыски иностранных аристократов.

Духовенство первой половины Х1Хв. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию заключалась в том, чтобы сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились только непосредственно священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников).

Имущественное и правовое положение оставшихся в «духовном звании» неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшать содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн. человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт-Петербурге жестким администрированием и в 1800 г. распространил его на всю Россию. Во главе города стояла «Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих», находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов. В состав «Комиссии» входили городское правление (ратгауз) две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству. Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городм Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX--XX вв.: учебное пособие//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, появление в городах разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы -- разночинцев, то есть «людей разных чинов». Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они происходили.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось «первостатейное купечество». В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом «приезжать ко двору его императорского величества», являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую «бархатную книгу». Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

Второстатейное купечество имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, и при декларировании состояния в 30 тыс. руб. можно было стать первостатейным купцом.

Крестьяне в России первой половины XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственными (казенными), владельческими (помещичьими), удельными. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные -- не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений -- они насчитывали до 1/3 численности состава армии -- и однодворцы -- таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: сельские обыватели и крепостные крестьяне. Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, «водворенные на собственных землях», «инородцы», крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения, заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказаниям и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. Вне зависимости от ведомственной принадлежности в крестьянской среде существовала община, а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия»//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

В более выгодном положении оказались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином «казенные крестьяне» в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин «черносошные крестьяне» (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода «пожалований»). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840-х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем казенные крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство. По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818 г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивали правительство к предпринятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действие которых зависело от согласия помещиков.

20 февраля 1803 г, Александр I подписал указ «О вольных хлебопашцах». Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» (20 февраля 1803 г.), предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы «крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни» Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия»//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..

Классовая структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Зарождались новые классы: буржуазия и пролетариат. По-прежнему население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городское население.

Правовое положение дворянства было привилегированное, оно считалось "оградой престола". Оно пользовалось привилегиями, представленным "Жалованной грамотой дворянству" 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется, Царизм стремился усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения - майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, запрещено присваивать офицерские звания не дворянам.

Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское).

Правовое положение духовенства существенно изменилось. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. - их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя. Вместе с тем, принимались меры по ограничению духовного сословия только лицами, несущими службу в церквях, сокращению числа лиц, пользующихся привилегиями и не несущих повинностей.

Крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам.

Указ от 20 февраля 1803 года "О вольных хлебопашцах" предоставил право помещикам отпускать своих крестьян на волю за установленный самими выкуп. Сумели за 59 лет стать "Вольными хлебопашцами" лишь 111829 душ мужского пола. (По другим данным из 10,7 млн. крестьян стали свободными хлебопашцами лишь 71 тыс. крестьян).

Указ 1842 г. " Об обязанных крестьянах" предоставлял право помещикам выделять землю в пользование крестьянам, за что последние несли определенные повинности. Помещики при этом сохраняли право "суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях". Из более 10,7 млн. крепостных крестьян в положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена в положение военных поселенцев(около 400 тыс. чел. в 1825 году). Они должны были заниматься сельским хозяйством (на правах "половников") и нести военную службу. Им не разрешалось торговать и отлучаться в город. Жизнь их регламентировалась Воинским уставом. В 1837 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами.

Для упорядочения сбора податей и управления государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ.

В результате реформы:

* было упорядочено оброчное обложение;

* несколько увеличены земельные наделы;

* регламентированы органы крестьянского самоуправления (в волостях действовали волостные сходы и волостные управления, а в селах и деревнях - сельский сход и сельский староста).

Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось.

Городское население в этот период значительно выросло, усилилось его расслоение.

В 1832 г. был введен институт личного и потомственного почетного гражданства. В разряд потомственных почетных граждан входили: крупные капиталисты, ученые, художники и их дети. В разряд личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подать, не если рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев.

Мещанами назывались лица, работающие по найму.

Низшую группу составляли рабочие люди.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса.

Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю.

До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательный, исполнительный и судебный. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие.

Количество членов Совета в разное время колебалось от 40 до 80 человек. Председательствовал в общем собрании Совета император или один из членов Совета. Решение Совета направлялось императору. По подсчетам Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях - мнение меньшинства (причем в 4-х случаях согласился с мнением одного члена) .

В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались.В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти ХIХ в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярия императора. созданная в

1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Она уже рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г.

Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законов.

Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами.

Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) занималось в подготовке предложений по управлению Кавказом.

Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган.

Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине ХIХ в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

1721 – сенат преподнес Петру первому титул императора. С одной стороны апофеоз феодальных отношений, с другой стороны в конце 19 века складывается буржуазные отношения.

Буржуазия.

1. Собственником того что производит, того что производит может стать любой.

2. В основе буржуазных отношений лежит наемный, а не зависимы труд.

В структуре существующих феодальных отношений формируются условия для развития буржуазных отношений. Если мы говорим о общественном строе, то меняется социальная структура и постепенно формируются те общественные слои, которые свойственны буржуазному обществу: буржуазия и наемные работники. Эти новые соцслои формируются за счет разложения структуры феодальных слоев населения. Из купечества и из верхушки крестьянства, разбогатевших различными способами, в т.ч. крепостными. Эти крестьяне в основном были оброчными, богатели, с материальной точки зрения могли себя выкупить, но это было не выгодно помещику, а закон не давал возможность самовыкупа, без согласия. Приносили большую выгоду, чем если бы работали на пашне (Ивановские мануфактуры, большинство – крепостные крестьяне). Часто начинались как рассеянная мануфактура (в разных территориальных местах каждый выполнял свою задачу).

Первая половина 19 века. Наличие крепостного права сдерживало развитие буржуазии. Мануфактура по любому принадлежала помещику, т.к. у крепостного нет право на имущество. Пролетариат складывался из: части ремесленников, городской бедноты, крестьянства, т.к. помещики не из черноземных губерней очень часто отпускали крестьян на оброк, что было выгодней. При этом новые слои образовывались в рамках существовавшей сословной системы. Все население Российской империи, начиная с конца 17 века (с 1690-ых…??) делилось на сословия, что определяло экономическое положение, политические права и т.д.

1. Те, кто платят подати, т.е. налоги государству.

2. Те, кто подати не платят.

Две основные категории привилегированного население: дворянство и духовенство. Формируется с конца 18 века, когда в результате реформ Петра 1, были отменены все предыдущие сословие. Произошло юридическое уравнивание понятий «вотчина» и «поместье». Плюс в качестве обязательной устанавливается несение службы для всех, вводится табель о рангах. В результате реформ 18 века устанавливается 43 типа дворянства.

1. Дворяне титулованное.

2. Дворяне потомственные.

3. Дворяне личные.

Свой титул 1-2 передавали по наследству, но у титулованных был собственный дворянский титул (Герцог и т.д.), а вот личное дворянство давалось императором за заслуги и по наследству не передавалось. Дворяне – это высшее сословие, сосредотачивающее экономическую и политическую власть в стране. Экономика – т.к. они основные землевладельцы и собственники, а полтика, т.к. они занимают в среднем и верхнем эшелоне управления практически все должности. Плюс только из дворян формируется офицерский корпус. Не платили подушную подать. Судились особым судом. Лишить дворянина титула и приговорить к смертной казни мог только император. 2-2,5% от населения.

Духовенство. Структура не меняется, за исключением реформы Петра 1, который отменил в Российской Империи (РИ) патриаршество и устанавливает контроль над делами православной церкви и передает этот контроль Сеноду – коллегии по делам церкви.

Духовенство делится на черное и белое. Церковь остается крупным землевладельцем. Священники судятся особым судом. Запрещено применять телесные наказания (так же как и дворянство). Церковь регистрирует рождение, смерть и брак.

Городское население, крестьянство и казачество.

Казаки – военнослуживое сословие, сформировавшиеся исторически на окраиних землях. Изначально, это были лихие люди, которые бежали от наказания из центральных районов российского государства. Брали на себя пограничные функции, потому что селились на границах. К 19 веку объединены в казачьи войска. Во главе всех казачьих воск стоял наследник российского престола. Во главе казачьего войска стоял наказной атаман, которого выделяли на казачьем круге – съезд представителей казачьих станиц. Ему наказывали возглавлять войско – обязательство. Поступая в казачье войско в возрасте 17 лет, они от государство получали в наследственное пользование 30 десятин земли. За землю они должны были нести службу со своим обмундированием, конем и т.д. Существовало казачье самоуправление, в каждом нас.пункте выбирался станичный атаман, на которого возлагались административные полномочия и мелкие судебные.

Купцы. К 19 веку. Для вступления в сословие нужно внести взнос. Крестьянин для того чтобы торговать должен был стать купцом. Три купеческие гильдии.

Купцы 1 гильдии не имели паспортной прописки. Только они имели право нести иноземную торговлю и их дети, в случае, если продолжали дело родителей освобождались от рекрутовской повинности. Для претендования в гильдию нужно иметь: капитал соответствующего размера и нужно было заручиться рекомендацией двух представителей гильдии, в которую вступали.

Купцы 2 гильдии могли торговать по все стране.

Купцы 3 гильдии могли вести уездную торговлю.

Почетные граждане (очень мало).

1. Потомственные. Статус приравнивался к дворянам. Права и привилегии могли передавать по наследству.

2. Личные. Не могли передавать по наследству. Вручались императором.

Купцы стремились стать почетными гражданами, поэтому занимались благотворительностью и меценатством.

К городскому непривилегированному нас отн: мелкие собственники, цеховые мастеровые, наемные работники. Платили подушную подать. Рекрутская повинность распространялась. Правами не обладали.

Начиная с 1648 года крестьяне делятся.

1. Помещичьи – крепостные.

2. Казенные.

3. Удельные.

4. Государственные.

Все крепостные.

Помещичьи. Не имеют права частной собственности, нет гражданских свобод, прикреплены к месту, а через место к владельцу, а, следовательно, если земли помещика, то крестьяне помещичьи, а если казны, то казенные. Судились особым судом. Телесные наказания. Статус наследственный.

1803 Александр 1 издает указ о вольных хлебопашцев, который разрешал помещикам отпускать крестьян за выкуп без земли, но сами крестьяне попросить не могли.

Во второй половине 18 века в стране устанавливается барщинное помещичье хозяйство, когда дворяне основные доходы получают от земли и с/х приносит основной доход государству. Именно этот факт позволяет Екатерине 2 даровать дворянам право не служить, приравняв управление поместьем к гос.службе, а в связи с этим положение крестьян ухудшается, барщина доходит до 4-5 дней. Павел 1 указ о трехдневной барщины. 3 дн работает на помещика, а 4 на себя. Если 5-6 на барина, а 2-1 на себя, то теряется покупательная способность крестьянина.

Государственный строй.

Абсолютная монархия. Во главе Император. Самодержавная власть. Считается, что апогея абсолютная власть достигает при Николае 1. 1825-1855.

Система гос. устройства. Симбиоз Петра 1 и Александра 1

Высшие органы все носят совещательный характер. К ним относится Сенат, Сенод, министерства

1802 году заменяются коллегии на министерства (8 шт): военных, морских дед, иностранных, внутренних, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

1811 – появляется положение о министерствах.

Отличие от коллегии в том, что коллегия управлялась коллегиально, избранным президентом. В министерствах введен жесткий принцип единоначалия. Министр назначается императором, полностью отвечает за происходящее в его министерстве.

Совет министров. Был коллегиальным, но занимался подготовкой документов.

1812 создается комитет министров – совещательный орган при царе. Задача координировать деятельность нескольких министерств при необходимости.

1826 При Николай 1. Создается собственное его императорское величество канцелярия (с.е.и.в.к.). Надведомственный орган, подчиняющийся непосредственно императору, для решения каких-то вопросов.

1. Отделение Личные поручение, подготовка законодательных проектов.

2. Отделение было создано для разработки свода законов РИ, кодификации и обобщении юридической практики.

3. Отделение. Жандармерия и тайная полиция.

4. 1828 Отделение. Занималось руковобством благотворит и попечит учреждениями и женскими отделениями.

5. 1836 отделение. Подготовка проекта реформ по управлению гос.крестьянами,а, потом и собственно управление крестьянами.

6. Отделение. 1842. Управление материалов по управлению территориями Кавказа.

Просуществует до 1917 года.


В основе Марксисская классификация.

Не немцы. Немцы – те, кто не говорит на русском, просто потом закрепился за Германией

Совместное празднование чего-то важного для общества. Верхушка и простолюдины вместе. Носит почти ритуальный характер.

За 40 гривен можно купить немаленькую деревню со всеми жителями.

На Киев чаще всего нападают кочевники, следовательно, тормозило в развитии, что привело к выравниванию по развитию.

Был там, где было 10 сотен ополчения, в Пскове не было.

Много жертвовал на благотворительность и подавал нищим, отсюда появилось такое прозвание.

Большинство людей топилось по черному (в избе), т.к. трубу проложить было очень дорогое удовольствие.

Приказы – коллегии – министерства – народные комиссариаты – система министерств.



 

Возможно, будет полезно почитать: