Сходства и различия правосознания и правовой культуры. Правовая культура, ее связь с правосознанием

Интернет-зависимость - это проблема?

В настоящее время, когда интернет работает не только по проводам, но и "разлит" в воздухе, когда появились 3G/4G и Wi-Fi, а любая из последних технических новинок от мобильного телефона или планшета до телевизора или автомобиля, имеет возможность подключения к интернету, становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести интернет-зависимость. Особенно это касается молодых людей, как более общительной части общества, и в частности студентов, вынужденных проводить в интернете больше времени для поиска информации по предметам. Актуальность данного социологического исследования заключается в том, что проблема интернет - зависимости приобрела большое значение в связи с повсеместным распространением интернета и стала причиной утраты социальных связей между молодыми людьми, которые предпочитают проводить свободное время в сети, нежели общаться со своими сверстниками.

Объектом данного исследования являются студенты разных вузов.

Предмет исследования - интернет, как объект интереса студентов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди студентов, сформулировать возможные варианты решения проблемы.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости.

2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса.

3. Провести опрос среди студентов.

4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.

Что же значит термин «Интернет-зависимость»

1) Здесь рассматривается ключевое понятие работы - «зависимость от Интернета» - и его взаимосвязь с другими понятиями и терминами. Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.

Зависимость - особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь.

Интернет-зависимость - один из видом нехимической аддикции (мобильная зависимость, зависимость от азартных игр, шоппинг зависимость и другие).

2) Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и (или) получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых. Так же известно, что последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются игровые пристрастия.

Гипотезы исследования

Среди современных студентов будет выявлен высокий уровень Интернет-зависимых. Большую часть времени будут проводить с целью общения, развлечения, что соответственно будет влиять на их учебу.

Вероятно, что все студенты без исключения зарегистрированы в социальных сетях.

Возможно, без интернета часть студентов успешно учиться не сможет.

Кто будет принимать участие в опросе? (предположительная выборка)

Выборочная совокупность 30 человек. Из них около 40 % мужчины, примерно 60 % женщины. Целевая группа - студенты разных вузов.

Кто принял участие в опросе? (реализованная выборка)

Итак, реализованная выборка включила в себя 32 респондента. Из них 62,5 % -женщины, 37,5 -мужчины. Возрастом от 18 до 22 лет.

Анализ результатов

Результаты ответов на предложенные вопросы можно увидеть в приложении.

Краткие выводы по каждому вопросу:

1) Юноши проводят больше времени в Интернете (3-6 часов), нежели девушки.

2) Студенты и студентки большую часть времени проводят только для общения.

3) Все без исключения студенты зарегистрированы в соц.сетях.

5) Часть студентов не успевает делать задание по учебе, из-за времяпровождения в сети.

6) Без интернета большинство студентов не смогут успешно учиться.

8) Для большей части студентов интернет отрицательно влияет на успеваемость.

Заключение

По проблеме интернет - зависимости студентов, было проведено социологическое исследование (опрос), методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты 17-20 лет. Цель исследования достигнута, найдено подтверждение исходной гипотезы, а также части из поставленных гипотез-следствий.

Все это показывает нам, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учебы большинство студентов являются интернет - зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в интернете круглые сутки.

Важно также заметить, что проблема Интернет - зависимости не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большее значение с течением времени. Сравнив собственные данные с данными моих предшественников, оказалось что признаки Интернет - зависимости стали проявляться гораздо более интенсивно. Так, количество студентов, испытывающих дискомфорт в отрыве от Интернета, увеличилось в 2 раза. Более того, количество любителей долго сидеть в Интернете также удвоилось. Обобщая сказанное, можно отметить, что исходная гипотеза остается в силе. В зависимости от различных характеристик студентов (и соц-демографических, и ценностных, и мотивационных) у них по-разному проявляются признаки Интернет-зависимости. Важно и то, что исследование показало, что проблема виртуальной зависимости стоит очень остро и набирает новые обороты из года в год.

Приложение

Анализ социологического опроса

1. Сколько времени в день студенты проводят в сети.

2. Для чего используют интернет.

5. Не успевали сделать задание по учебе из-за долгого времяпровождения в сети.

6. Смогли бы успешно учиться без интернета.

Социологический опрос является одним из методов социологических исследований . Он включает опрос разных слоёв населения в зависимости от темы исследования. Данный опрос относится к выборочному методу. Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. К нему относятся люди разных возрастных категорий и профессий. В зависимости от предполагаемого исследования отбирается группа людей. Каждому человеку задают определённый вопрос, на который он должен предоставить ответ исходя из личного опыта или мнения. Ответ должен быть развёрнутым и включать как негативную, так и положительную информацию. Опрос формирует общественное мнение .

Социологический опрос осуществляется в нескольких видах, таких как:

1- Анкетирование . 2- Проведение опросов . В первом случае человеку предоставляется анкета, в которой представлены вопросы, на которые респондент должен ответить в письменном виде. Анкетированный опрос может состоять из нескольких этапов, что позволяет разделить сам опрос на интересующий спектр вопросов. Анкетный метод может проводиться анонимно. Получение необходимой информации является главным результатом в этом исследовании. Интервью представляет собой уточнение информации при помощи ответов человека на поставленные вопросы интервьюера. Опрос при помощи интервью является более трудоёмким по сравнению с анкетированием. Основное условие его проведения – прямой контакт с респондентом. Опрос проводится методом задавания вопросов. Вообще, они должны быть максимально сдержанными и информативными. Но существует ряд и двузначных вопросов. Так, социологи стараются определить верность предоставленной информации. По их ответам формируется общая информация, которая потом используется в дальнейшем для различных целей. Особенности проведения социологического опроса:

Особенности социологического опроса:

1. При заполнении анкеты необходимо строго соблюдать последовательность. Такое условие обусловлено с психологической точки зрения, соблюдение последовательности позволяет получить точную и правдивую информацию. 2. Ассоциация может представить несколько видов анкет, заполнение которых предусматривается в разных местах. 3. Социальный опрос в виде анкетирования предусматривает первичный подход к человеку, при котором контакт между респондентами сведён к минимуму. Процесс заключается в том, что социолог раздаёт анкеты людям. На письменный опрос выделяется определённое время, после чего производится сбор анкет сотрудником центра. Социальный опрос позволяет получить всю необходимую информацию.

Проведение социологического опроса незаменимо для рассмотрения возникновения различных жизненных ситуаций.

Заказать социологический опрос это предполагает отобрать для его проведения людей, желающих выразить свою точку зрения.

Понятие и функции правосознания. Правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого являются законодательство в целом, отдельные акты и нормы, пра­ва, свободы и обязанности личности и других участников правоот­ношений, правоприменительные акты, правомерное и противо­правное поведение, правопорядок и законность и др.

Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим по­нятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.

В числе функций правосознания можно назвать: познавательную, регулятивную, функцию правового моделирования, оценочную, функ­цию правового воспитания, прогностическую функцию.

Оценочная функция правосознания выражается в установлении сходства (тождества) каких-либо социально-правовых явлений и сво­их собственных представлений о должной личностной или соци­альной полезности (ценности) этих явлений.

Познавательная функция правосознания выражается в получе­нии и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.

Регулятивная функция правосознания проявляется в его регла­ментационно-результативном воздействии на поведение своих субъ­ектов (носителей правосознания).

Структура и виды правосознания. Правовое сознание складыва­ется из двух крупных составляющих: правовой идеологии и право­вой психологии.

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, ко­торые в теоретической форме отражают правовые явления общест­венной жизни. Она представлена научными идеями, положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотвор­ческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, на­строений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, к системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая психология является чрезвычайно сложной и насыщенной множе­ством разносторонних проявлений характеристикой проявлений че­ловеческой жизни. Она складывается из совокупности психологиче­ских и правовых явлений. К числу таковых относятся правовая по­требность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, пра­вовые чувства, правовые эмоции, правовые навыки, правовые при­вычки, правовая сплоченность и т.п.

Правосознание можно классифицировать по нескольким раз­личным основаниям. По степени общности: массовое (правосозна­ние нации, народа), групповое (правосознание социальных групп, формальных и неформальных коллективов) и индивидуальное (пра­восознание отдельных лиц, чувства и представления о праве от­дельных личностей). По содержанию: обыденное (житейские, порой довольно-таки поверхностные представления о праве людей, со­прикасающихся с правом в повседневных, семейных, трудовых, общественных и иных сферах жизни), профессиональное (основано на специализированных правовых знаниях, используемых в работе профессионалов-юристов) и научное (складывается на основе ши­роких и глубоких правовых обобщений или теоретического отно­шения к праву и правовым явлениям).

Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация. Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отно­шения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.

Правовая культура - это обусловленная экономическим, полити­ческим, социальным и духовным уровнем развития общества разно­видность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.

В зависимости от степени распространенности (действенности) можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллек­тивов, а также правовую культуру отдельной личности. Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познаватель­ная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосо- циализаторская функции и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность.

Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются формирование навыков и привычек правомер­ного поведения в форме правовой агитации, правовой пропаганды, правового воспитания, правовое обучение и образование.

Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она оказывает огромное влияние на ста­новление правовой культуры личности. Правовая социализация - это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.

Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание.

Правосознание - форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей:

1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.

2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность).

3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственностью.

Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию.

1. Правовая психология - система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические.

2. Правовая идеология - это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.

По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека.

В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание - правовая идеология, форма выражения - нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества.

С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смысле - это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры - социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Выделяют следующие формы правового воспитания:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.);

б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях;

д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.


| |

Правовая культура - часть общей культуры или отдельной личности. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент. Туманов В.Л. Популярный юридический энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008. - С. 46.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей частью граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Признано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура представляет как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколений людей.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - С. 125.

Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое проведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе, в коллективе.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 1993. - С. 102.

Элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:

1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);

2) правовая деятельность (теоретическая и практическая);

3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты);

4) субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).

Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).



 

Возможно, будет полезно почитать: