Понятие персональных данных и их отличие от другой информации ограниченного доступа

Сотрудникам кадровой службы постоянно приходится иметь дело с персональными данными работников организации.


Персональные данные работников

Сотрудникам кадровой службы постоянно приходится иметь дело с персональными данными работников организации. Причем деятельность по работе с персональными данными включает не только их получение как у потенциальных, так и у работающих сотрудников, но и обработку, хранение, передачу и иные виды использования этих сведений. Однако не всегда кадровики имеют полное представление о правилах работы с персональными данными, не во всех организациях разработаны и утверждены соответствующие локальные нормативные акты. Нередко имеют место случаи нарушения прав работников на защиту персональных данных. Вместе с тем действующее законодательство устанавливает довольно жесткие меры ответственности за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, в связи с чем владение информацией о правилах работы с ними является на сегодняшний день достаточно актуальным.

Основную правовую базу в этой сфере составляют Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (вступил в силу с 26 января 2007 г., далее - Закон N 152-ФЗ). Редакция ТК РФ, вступившая в силу в октябре 2006 г., внесла изменения в гл. 14 "Защита персональных данных работника", большинство из которых носит технический характер и связано с принятием Закона N 152-ФЗ. Но среди них есть и более существенные изменения, касающиеся передачи персональных данных и наказания лиц, виновных в нарушении порядка получения, обработки и защиты персональных данных. Эти нововведения будут изложены ниже.

Что такое персональные данные?

Прежде всего выясним, какие именно сведения могут быть отнесены к персональным данным.

Согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его:

Фамилия, имя, отчество;

Год, месяц, дата и место рождения;

Семейное, социальное и имущественное положение;

Образование и профессия;

Доходы и другая информация.

Как видно, Закон N 152-ФЗ содержит довольно широкий список сведений, относящихся к персональным данным. Приведенный перечень является открытым. Но все ли из этих данных необходимы для успешного осуществления работником его трудовых функций? Безусловно, нет. К примеру, информация о социальном и имущественном положении не относится к трудовой деятельности работника. С учетом этого ТК РФ более узко определяет персональные данные работника.

В частности, в соответствии со ст. 85 ТК РФ персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Другими словами, это сведения, которые могут охарактеризовать человека именно как работника. Каких-либо иных критериев, как и конкретного перечня персональных данных работника, ТК РФ не устанавливает. Как правило, это информация, необходимая для заключения трудового договора, заполнения личной карточки, назначения на другую должность и т.д.

Персональные данные работника содержатся в следующих документах:

В документе, удостоверяющем личность работника;

В трудовой книжке работника;

В страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования;

В документах воинского учета;

В документах об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний или подготовки;

В иных документах, представляемых работником (справки, резюме, грамоты и др.);

В приказах по персоналу;

Докладных и аналитических записках;

В материалах служебных проверок и расследований.

Перечень документов, из которых можно почерпнуть персональные данные работника, также является открытым. Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации информация может быть предоставлена работником и устно либо путем заполнения различных анкет, опросных листов. Значительная часть бумаг, содержащих персональные данные работника, находится в его личном деле.

Важно, что персональные данные работника относятся к конфиденциальной информации. Конфиденциальность означает, что любое лицо, получившее доступ к персональным данным, не должно допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Не требуется обеспечивать конфиденциальность обезличенных и общедоступных персональных данных.

Так, к обезличенным персональным данным относятся данные, в отношении которых невозможно определить их принадлежность к конкретному лицу. А если не известно, кому именно принадлежат эти данные, то режим конфиденциальности снимается.

К общедоступным персональным данным относятся данные, доступ к которым с согласия гражданина может быть предоставлен неограниченному кругу лиц (например, с согласия гражданина такие сведения находятся в справочниках, адресных книгах и др.). В общедоступных источниках могут содержаться сведения о профессии, квалификации. Поскольку любой желающий имеет к ним доступ, то специальной охраны они уже не требуют.

Работодатель должен обеспечивать "секретность" персональных данных работника. Как правило, сбором и обработкой персональных данных в конкретной организации занимаются сотрудники кадровых служб или бухгалтеры. В трудовом договоре с работниками, обрабатывающими персональные данные, должны быть предусмотрены обязанности по обеспечению и сохранению конфиденциальности персональных данных.

Справка. Персональные данные отдельных категорий работников могут относиться к сведениям, составляющим государственную тайну. В первую очередь это касается государственных служащих. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям конфиденциального характера. К примеру, согласно ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" сведения о сотрудниках органов службы государственной безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну.

Обработка персональных данных

Поскольку персональные данные - это информация, с которой нужно работать (например, специалистам кадровых служб), законодательство вводит такое понятие, как обработка персональных данных, и устанавливает конкретные требования к работе с ними.

Согласно ст. 85 ТК РФ обработка персональных данных - это получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника. Закон N 152-ФЗ более подробно раскрывает указанное понятие. Действия (операции) с персональными данными, согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ, включают:

Систематизацию;

Накопление;

Хранение;

Уточнение (обновление, изменение);

Использование;

Распространение (в том числе передачу);

Обезличивание;

Блокирование;

Уничтожение персональных данных.

Таким образом, под обработкой персональных данных подразумеваются любые действия, производимые с персональными данными. Например, формирование списков работников по организации, по структурным подразделениям, профессии, образованию и др.

Статья 86 ТК РФ устанавливает следующие требования к обработке персональных данных работника, предъявляемые к работодателю (соответственно, и к работнику кадровой службы) и направленные прежде всего на защиту персональных данных:

1. Обработка персональных данных работника может осуществляться в строго определенных целях, а именно для соблюдения действующего законодательства, содействия работникам в трудоустройстве, обучения и продвижения по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Следовательно, в каких-либо иных целях организации обработка персональных данных запрещена.

2. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работодатель должен руководствоваться действующим законодательством. То есть сведения, непосредственно не характеризующие человека как работника, не могут быть истребованы у него или переданы третьим лицам и др.

3. Важное требование, нередко нарушаемое на практике, устанавливает п. 3 ст. 86 ТК РФ: все персональные данные работника должны быть получены от него самого. В случае, когда указанные сведения можно получить только у третьей стороны, работника следует уведомить об этом заранее. Но одного уведомления недостаточно, необходимо также получить его письменное согласие. При уведомлении работника следует сообщить о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, о характере этих данных и о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение. Соответственно, сбор сведений о работнике без его ведома не допускается.

4. Во всех случаях работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и о частной жизни. Обратите внимание, что если запрет на получение и обработку данных о политических и религиозных убеждениях является безусловным, то ТК РФ разрешает получение данных о частной жизни, но только в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, и лишь с письменного согласия работника.

5. Работодателю запрещается получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или о его профсоюзной деятельности.

6. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, нельзя основываться на его персональных данных, полученных исключительно путем их автоматизированной обработки или электронного получения. Указанный запрет связан с тем, что полученные данные могут быть использованы не в том контексте. В каждой ситуации необходимо руководствоваться информацией, полученной путем комплексного сбора информации.

7. Защита персональных данных от неправомерного их использования или утраты обеспечивается работодателем за счет его средств и в порядке, установленном ТК РФ и другими федеральными законами. Это обязанность работодателя, осуществляемая за его счет.

8. Работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Такими документами могут быть положение, инструкция и др.

9. Работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны. Так, если в трудовой договор будет включена норма о том, что работник отказывается от указанного права, то в этой части трудовой договор будет считаться недействительным.

10. Работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных. Примером таких мер является принятие локальных нормативных актов о персональных данных.

Хранение и использование персональных данных

Согласно ст. 87 ТК РФ работодатель должен установить порядок хранения и использования персональных данных работников. Соответствующие нормы могут быть включены в локальный акт организации о персональных данных. При этом они должны отвечать требованиям, установленным ТК РФ и иными федеральными законами.

Основные документы, содержащие персональные данные работника, объединяются, как правило, в его личное дело. Порядок ведения и хранения личного дела устанавливается работодателем. Вместе с тем сроки хранения документов, содержащих персональные данные работника, определяются в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Федеральной архивной службой России 6 октября 2000 г., в ред. Решения от 27 октября 2003 г.). Так, личные дела руководителя организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации, работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания, хранятся постоянно. Личные дела остальных работников хранятся в течение 75 лет.

Главным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, содержащим и его персональные данные, является трудовая книжка. Порядок хранения трудовых книжек устанавливают Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225). Согласно п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей к ним возлагается на работодателя. Для этого приказом (распоряжением) работодателя назначается специально уполномоченное лицо.

Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в соответствии с данным Постановлением работодатель осуществляет хранение указанных документов.

Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 358-р предусматривается, что в целях обеспечения сохранности документов по личному составу увольняемых работников в результате преобразования, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также социальной защищенности граждан, выполняющих работу по договору, учредителям вновь образующихся коммерческих и некоммерческих организаций рекомендовано включать в свои учредительные документы правила учета и сохранности документов по личному составу, а также своевременной передачи их на государственное хранение при реорганизации или ликвидации юридического лица.

Поскольку обязанность по защите персональных данных ТК РФ возлагает на работодателя, то для осуществления такой защиты следует произвести определенные действия по созданию соответствующих технических условий, в частности особый режим доступа в те помещения, где хранятся персональные данные, оборудование мест для хранения такой информации, меры, направленные на защиту персональных данных от случайного уничтожения, утраты, несанкционированного доступа, изменений или распространения персональных данных.

Передача персональных данных работников

Одной из разновидностей обработки персональных данных работника является их передача как внутри организации, так и за ее пределы. Требования к передаче персональных данных работника устанавливает ст. 88 ТК РФ:

1. При передаче персональных данных работника запрещается сообщать их без его согласия:

В коммерческих целях;

Любой иной третьей стороне.

Исключением являются случаи, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также иные случаи, предусмотренные ТК РФ и федеральными законами (например, согласно ст. 228 ТК РФ при несчастном случае на производстве работодатель обязан немедленно проинформировать ряд государственных органов).

Пример 1. ООО "Астана" обратилось к ОАО "Пермэнерго" с просьбой предоставить сведения о бывшем сотруднике ОАО "Пермэнерго". Предоставление таких сведений возможно только при наличии письменного запроса и приложенного к нему заявления самого работника. В заявлении должно быть указано, на предоставление каких именно сведений дает согласие работник.

Например:

Генеральному директору

ОАО "Пермэнерго"

Петрову Ю.Т.

от Иванова А.А.

Заявление

Прошу передать ООО "Астана", где я работаю в настоящее время, копии документов, хранящихся в личном деле.

15.06.2007 Иванов А.А. Иванов

Из этого следует, что персональные данные работников собираются для внутреннего сведения и осуществления нормальной работы организации и без согласия работника не подлежат передаче третьим лицам как письменно, так и устно.

2. Необходимо предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что они могут быть использованы только в целях, для которых были сообщены. Работодатель вправе требовать подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получившие персональные данные (в том числе работники кадровых служб), обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Это требование не относится к случаям передачи персональных данных в порядке, установленном федеральными законами (например, случаи, установленные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Согласно ст. 6 указанного Закона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся такие мероприятия, как опрос, наведение справок, отождествление личности, исследование предметов и документов, снятие информации с технических каналов связи и др.).

3. Передача персональных данных в пределах одной организации или у одного индивидуального предпринимателя должна осуществляться в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Справка. Новшеством ТК РФ является то, что теперь и индивидуальные предприниматели обязаны передавать персональные данные согласно локальному акту и под подпись работников.

4. Доступ к персональным данным работника разрешается только специально уполномоченным лицам. При этом указанные лица вправе получать только те персональные данные, которые необходимы им для выполнения конкретных функций. Следовательно, документы или информация, содержащая персональные данные работника, может быть частично предоставлена другим сотрудникам.

Например, руководителям структурных подразделений только в пределах их компетенции. На практике сделать это бывает довольно непросто, поскольку значительное количество персональных данных собирается в одном месте и хранится централизованно. Упорядочить работу по передаче указанных данных поможет локальный нормативный акт о персональных данных, в котором может быть прописано, кто именно из руководителей и других работников и в каком объеме исходя из их компетенции имеет доступ к персональным данным работников.

5. Запрещается запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, кроме сведений, относящихся к вопросу о возможности выполнения работником его трудовой функции. Запрос такой информации возможен для принятия решения о переводе беременной женщины на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов (ст. 254 ТК РФ).

6. Передача персональных данных работника представителям работников допускается лишь в объеме, необходимом для выполнения представителями указанных ими функций. Так, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя на основании п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на работника - члена профсоюза работодатель передает профсоюзному органу копии документов, являющихся основанием для увольнения, и проект приказа (ст. 373 ТК РФ).

Права работников на защиту персональных данных, хранящихся у работодателя

Статья 89 ТК РФ предусматривает, что в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на:

Полную информацию об их персональных данных и об обработке этих данных.

К примеру, в соответствии с п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225) работодатель обязан знакомить владельца трудовой книжки под подпись в личной карточке с каждой записью, вносимой в трудовую книжку (о выполняемой работе, о переводе на другую постоянную работу и увольнении);

Свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Следует иметь в виду, что действующим законодательством за отказ в предоставлении должностным лицом информации предусмотрена уголовная и административная ответственность (ст. 140 УК РФ - штраф от 200 до 500 МРОТ или доход осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет; ст. 5.39 КоАП РФ - штраф от 5 до 10 МРОТ);

Определение собственных представителей для защиты своих персональных данных. В основном представителями работников в отношениях с работодателями являются профсоюзы (в том числе и в вопросах защиты персональных данных), также работник может защищать свои права самостоятельно;

Доступ работника к своим медицинским данным с помощью медицинского специалиста, которого вправе выбрать сам работник;

Требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований ТК РФ. Так, согласно п. 27 указанных Правил работодатель обязан оказать работнику необходимую помощь в случаях выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника последний вправе заявить в письменной форме о своем несогласии с его обоснованием. При этом персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

Требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

Обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

Ответственность за нарушение правил работы с персональными данными

ТК РФ предусматривает, что лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

За нарушение правил работы с персональными данными работников сотрудник организации, ответственный за хранение таких данных, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности путем применения к нему одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ (замечание, выговор, увольнение). Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только на тех сотрудников, в чьих трудовых договорах содержится обязанность по соблюдению правил работы с персональными данными. При этом трудовой договор с сотрудником, разгласившим охраняемую законом тайну (к которой относятся и персональные данные), может быть расторгнут по инициативе работодателя (пп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ). Однако нужно иметь в виду, что увольнение по этому основанию возможно именно за разглашение персональных данных. За иные нарушения правил работы с персональными данными работодатель вправе наложить другое дисциплинарное взыскание.

Пример 2. По вине работника кадровой службы ОАО "Цветы Москвы" Сидорова П.А. личные дела сотрудников были залиты водой. Поскольку разглашения персональных данных работников не произошло, то отсутствуют основания для расторжения трудового договора с Сидоровым П.А. по пп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ. По итогам проведенной проверки ему было сделано замечание.

Что касается административной ответственности, в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

Кроме того, поскольку персональные данные относятся к конфиденциальной информации, необходимо иметь в виду ст. 13.14 КоАП РФ, которая предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ.

К материальной ответственности могут быть привлечены работники, обрабатывающие персональные данные (кадровики), если работодатель должен заплатить работнику, которому был причинен ущерб по их вине. Например, в результате неправильной записи в трудовой книжке (не та формулировка причины увольнения и т.п.) он был лишен возможности продолжать свою трудовую деятельность в иной организации и понес моральный и материальный ущерб.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности возможно в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред, обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, и т.д. (ст. ст. 150, 151, 152 ГК РФ).

УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за злоупотребления и незаконные действия с информационными данными о частной жизни (ст. 137 УК РФ), за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам гражданина (ст. 140 УК РФ), и др.

Положение о персональных данных

Согласно ст. ст. 8 и 22 ТК РФ работодатель вправе принимать в пределах своей компетенции локальные нормативные акты, предусматривающие в том числе порядок хранения и обработки информации о персональных данных работника. Локальный акт (документ) организации о персональных данных работника может быть разработан в виде положения или инструкции. Разработкой его занимается, как правило, кадровая служба. Четких требований к структуре и содержанию данного локального акта действующее законодательство не содержит, но по общему смыслу он должен устанавливать порядок обработки персональных данных работников, их передачи, а также права, обязанности работника и работодателя, ответственность за нарушение установленных правил.

Примерная структура положения о персональных данных может выглядеть следующим образом.

1. Общие положения:

Цели и задачи организации в области защиты персональных данных работников;

Понятие и состав персональных данных работников;

Документы, содержащие персональные данные работников;

Порядок получения персональных данных работников.

2. Порядок хранения, использования и передачи персональных данных:

Меры, предпринимаемые к защите от несанкционированного доступа к персональным данным;

Место хранения, лицо, ответственное за хранение персональных данных работников (например, "персональные данные работников вместе с необходимыми документами передаются на хранение в отдел кадров");

Перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным работников (руководитель организации, начальник отдела кадров, сотрудники отдела кадров и др.);

Общие требования к передаче персональных данных работников;

Порядок передачи персональных данных работников в пределах организации (в какое подразделение может быть передана соответствующая информация, порядок ее хранения в этих подразделениях, перечень лиц, имеющих право доступа к указанной информации в данных подразделениях).

3. Обязанности работодателя по хранению и защите персональных данных работников:

Обязанности по обеспечению защиты персональных данных, ознакомлению работников с внутренними документами, регламентирующими работу с персональными данными, обеспечению доступа к персональным данным и др.

4. Права работников на защиту персональных данных:

Право на бесплатный доступ к своим персональным данным, на получение копий любой записи, на определение своих представителей для защиты своих персональных данных и др.

5. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников.

Перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным работников организации, целесообразно оформить в качестве приложения к положению о персональных данных.

Приложение

к положению о персональных данных

Список лиц, имеющих доступ к персональным данным работников

Генеральный директор Дорошенко Н.Н. Дорошенко

С положением каждый работник должен быть ознакомлен под расписку, которая остается у работодателя.

Расписка

Я, Иванов Петр Сергеевич, ознакомлен с положением о персональных данных работника, права и обязанности в области персональных данных мне разъяснены.

12.01.2007 Иванов С.П. Иванов

Напомним, что разработка локального нормативного акта о персональных данных работников является обязанностью работодателя, неисполнение которой может повлечь привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебно-арбитражная практика. Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить Постановление суда апелляционной инстанции.

Из материалов судебного дела следует, что постановлением Государственной инспекции труда по г. Москве на основании протокола об административном правонарушении Общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившееся в нарушении п. 8 ст. 86 ТК РФ, поскольку работник Общества Г. не был ознакомлен под подпись с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании незаконным постановления Государственной инспекции труда г. Москвы. Решением Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения.

Как указано в кассационной жалобе, по мнению Общества, вывод суда о нарушении Обществом норм трудового законодательства не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку на момент проведения проверки Г. не являлся работником Общества, поэтому не требовалось его знакомить с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных.

Судом в удовлетворении кассационной жалобы было отказано. При этом суд указал, что у Общества была реальная возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но оно свою обязанность не выполнило без наличия уважительных причин (Постановление ФАС Московского округа от 27 ноября 2006 г. N КА-А40/11424-06).

Судебно-арбитражная практика. Страховое общество (далее - Общество) обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить Постановление суда апелляционной инстанции.

Из материалов судебного дела следует, что постановлением Государственной инспекции труда по г. Москве на основании протокола об административном правонарушении Общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившееся в нарушении ст. ст. 86 - 88 ТК РФ, а именно в неиздании локального нормативного акта, которым устанавливается порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области. На Общество был наложен штраф в размере 30 тыс. руб.

Общество попыталось оспорить указанное постановление в судебном порядке. Но Решением Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований было отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения.

Как указано в кассационной жалобе, по мнению Общества, нарушение является малозначительным, а назначенное наказание - чрезмерно суровым, в связи с чем Обществом был поставлен вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся по делу.

Судом в удовлетворении кассационной жалобы было отказано. При этом суд указал, что отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным (Постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2006 г. N КА-А40/10787-06).

Таким образом, из статьи и приведенных примеров судебно-арбитражной практики видно, что требования о защите персональных данных работников, заключающиеся в том числе в издании локального нормативного акта организации о персональных данных, носят обязательный характер. Реализация их на практике позволит избежать привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок.

Г.А.Соколова Юрист юридического департамента ООО "Орион-Эстейт"
Подписано в печать 28.06.2007 "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 7

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

Дата написания: 2013-11-11


Довольно часто работая с различными документами сталкиваешься с таким правовым понятием как "персональные данные". Этот юридический термин в последнее время у многих на слуху. Сегодня подписывая всевозможные договоры с разными организациями (банки, страховые компании, интернет провайдеры и т.д.) вам наверное ни раз предлагали помимо договора подписать к нему и некое соглашение об использовании (обработке) ваших персональных данных. Правда иногда это соглашение может присутствовать в самом тексте договора, но суть от этого не меняется. Что же собой представляют эти "персональные данные"? Какова их ценность? В чем заключается их защита? Об этом и пойдет речь в настоящей статье, которая адресована преимущественно субъектам персональных данных (лицам, чьи персональные данные обрабатываются). Эта статья вводная, ориентированная в большей степени на понимание "природы" персональных данных и принципов заложенных в законодательстве.

Как известно, каждый гражданин в нашей стране имеет право на личную жизнь. При этом государство гарантирует (по крайней мере на бумаге) неприкосновенность ее и защиту. Так согласно основному закону страны (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ)

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени...
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Конституционное право на защиту частной жизни гражданина незыблемо в современном понимании права и имеет место быть в подавляющем большинстве демократических государств. Но что собственно это такое, с юридически точки зрения, "частная жизнь"?

Обозначая свою правовую позицию по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем Определении от 09.06.2005 N 248-О разъясняет, с точки зрения основного закона, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни: "это предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер."

Так вот, именно для обеспечения защиты и реализации неприкосновенности частной жизни, в законодательство была введена некая юридическая конструкция - "персональные данные", которая призвана была защитить некие данные относящиеся к "определенной персоне". Эти "данные" с этого момента (по замыслу законодателя) перестают быть свободными в обращении, на них накладывается специальный юридический режим, суть которого заключается в использование этих данных третьими лицами только в строго определенном законом порядке. Неприкосновенность частной жизни и персональные данные всегда неразрывно связаны между собой. В мировой практике эта правовая конструкция (персональные данные) известна давно и используется очень широко, особенно в век информационных технологий. Например: в США приняты Федеральный закон о свободе информации 1966 г. (существенно дополненный в 1974 г)., и Федеральный закон о защите частной жизни 1974 г. Кроме этого, в 1972 г. в США была создана специальная комиссия по изучению влияния компьютерных технологий на приватность, по результатам которой принят билль о правах в компьютерную эпоху, получивший название "Кодекс справедливого использования информации". В основе этого биля было пять основных принципов:

  1. Не должно быть систем, накапливающих персональную информацию, сам факт существования которых является секретом;
  2. Каждый человек должен иметь возможность контролировать, какая информация о нем хранится в системе и каким образом она используется;
  3. Каждый человек должен иметь возможность не допустить использования информации, собранной о нем для одной цели, с другой целью;
  4. Каждый человек должен иметь возможность скорректировать информацию о самом себе;
  5. Каждая организация, занимающаяся созданием, сопровождением, использованием или распространением массивов информации, содержащих персональные данные, должна обеспечить использование этих данных только в тех целях, для которых они собраны, и принять меры против их использования не по назначению.

После этого большинство стран Европы в течение нескольких лет приняли подобные законы, в основе которых были применены выработанные Соединенными Штатами принципы (Французский Закон об информатике, картотеках и свободах 1978 г., Закон о защите данных в Великобретании 1984 г., Федеральный закон о защите персональных данных в ФРГ 1990 г. и т.д.). Помимо этого, были сделаны серьезные шаги и в международном праве. В 1981 г. в Страсбурге была подписана Конвенция о защите физических лиц в связи с автоматической обработкой персональных данных (далее Конвенция). Россия ратифицировала Конвенцию в 2005 году.

Согласно положениям этой Конвенции персональные данные, проходящие автоматическую обработку:

  • должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом;
  • должны накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;
  • должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;
  • должны быть точными и в случае необходимости обновляться;
  • должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

В связи с тем, что Россия стала участницей данной Конвенции, и развивая положения установленные Конституцией РФ, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Закон о персональных данных).

Согласно ст. 3 Закона о персональных данных

Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Таким образом, персональные данные это прежде всего информация . В свою очередь, информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Далее, согласно закону данная информация должна относиться к конкретному лицу (определенному или определяемому физическому лицу ), т.е. субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Все это вполне укладывается в рамки ст. 2 Конвенции, согласно чему персональной информацией признана любая информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта данных).

Обычно к персональным данным относят такие сведения о лице как паспортные данные, ИНН, СНИЛС, ФИО, адрес места жительства, медицинская карта, телефонный номер и др. сведения, подпадающие под определение, приведенное в ст. 3 Закона о персональных данных. Важно понять одно, что с принятием Закона о персональных данных сведения о лице, подпадающие под определения "персональных данных", могут использоваться (обрабатываться) третьими лицами, за некоторым исключением, только с его согласия, и только в строго определенном порядке. Вот почему в последнее время подписывая какой-либо договор, в дополнение к нему, просят подписать также и согласие на обработку персональных данных, т.к. без этого сделать что-либо с этими данными, не нарушая Закон о персональных данных, будет проблематично.

В зависимости от "важности" персональных данных их принято делить на четыре категории

  • категория 4 - обезличенные и (или) общедоступные персональные данные
  • категория 3 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных
  • категория 2 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных и получить о нем дополнительную информацию, за исключением персональных данных, относящихся к категории 1
  • категория 1 - персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Практический смысл этой классификации заключается в том, что чем "меньше" категория, тем более жесткие требования предусмотрены законодательством в отношении обработки и хранения персональных данных. Например, 4 категория самая "простая", требования к хранению и обработке этой информации - минимальны.


Лица обрабатывающие персональные данные называются операторами. Согласно ст. 3. Закона о персональных данных оператор это

Государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Принципы которых должен придерживаться оператор при обработке персональных данных, помимо вышеуказанных из Конвенции, отражены в ст. 5 Закона о персональных данных. Основная идея заложенная законодателем заключается в том, что оператор при обработке персональных данных должен прежде всего четко определить: объем обрабатываемых персональных данных их содержание и цель обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. На этом и базируется в целом Закон о защите персональных данных.

Основной контроль и надзор за обработкой персональных данных осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Так как обработка персональных данных строго регламентирована, какие персональные данные имеет право обрабатывать тот или иной оператор можно узнать из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных . В реестре приведен перечень сведений (персональных данных), которые оператор имеет право обрабатывать. Правда стоит отметить, что на сегодня не все операторы пока подали в Роскомнадзор соответствующие уведомления, что в принципе само по себе уже говорит о недобросовестности того или иного оператора в сфере обработки им персональных данных.

Будьте внимательны подписывая данное соглашение (соглашение об обработке персональных данных). Ознакомьтесь с ним, обратите внимание на срок, в течение которого оператор имеет право осуществлять обработку. Перечень информации (персональных данных) полученной от вас должен укладываться в рамки перечня, представленного оператором в Роскомнадзор, а также соответствовать целям обработки. В любом случае помните, что предоставив когда-либо оператору согласие на обработку персональных данных, субъект персональных данных, вправе также его и отозвать при необходимости. И оператор, получив такой отзыв, уже не вправе (за некоторыми исключениями, указанных в законе) будет осуществлять обработку ваших персональных данных. Это очень важный момент, который в некоторой степени защищает интересы субъекта персональных данных. Ведь штрафы за нарушения в сфере защиты персональных данных довольно высоки, и операторам, как ни странно, здесь выгоднее соблюсти закон нежели его нарушить.


Подведем итоги.

Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные вправе обрабатывать только специальные субъекты права - операторы. Оператор при обработке персональных данных должен определить объем обрабатываемых персональных данных их содержание и цель обработки.

Перечень обрабатываемой информации, заявленной оператором в Роскомнадзор можно посмотреть на сайте федеральной службы.

Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Сбор, обработка, хранение и использование персональных данных осуществляются во многих сферах деятельности общества и государства. Такими сферами, например, являются финансовая и налоговая, сфера пенсионного, социального и медицинского страхования, оперативно-розыскная деятельность, трудовая и другие области общественной жизни. Персональные данные являются неотъемлемой частью информационных ресурсов всех уровней - от федерального до муниципальных образований. В настоящее время институт персональных данных формируется как важная составляющая права России.

Так какая же информация является персональными данными?

Определение персональных данных в зарубежном законодательстве появляется впервые в Европейской Конвенции от 28.01.1981 г. "О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера". В соответствии с Конвенцией персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или поддающемуся определению физическому лицу.

Основной недостаток такого определения состоит в том, что он на концептуальном уровне не отражает важнейшие отличия персональных данных от любой иной информации.

Данные о людях имеют несколько иную правовую природу, чем любые другие данные, поскольку любой человек независимо от своего общественного или государственного статуса во всех случаях обладает правоспособностью и правосубъектностью.

Персональные данные не подлежат отчуждению и не могут быть объектами гражданского оборота. Иными словами, данные о людях не могут стать предметом купли продажи или извлечения прибыли ни прямо, ни косвенно. Это не исключает оказание всякого рода справочных услуг или иное использование персональных данных в случаях, когда это установлено законом или соответствует волеизъявлению самих граждан, чьи персональные данные используются.

Основным законом, регулирующим порядок обращения с персональными данными на территории Российской Федерации, является Федеральный Закон № 152 от 27 июля 2006 года «О персональных данных». Определение персональных данных, данное в ч. 1 ст. 3 Федерального закона, гласит: «персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Это определение представляется очень широким и может включать в себя другую информацию ограниченного доступа о субъекте персональных данных, например, тайну частной жизни, личную, семейную, банковскую тайну.

Особенности персональных данных и их отличие от другой информации ограниченного доступа

В российском законодательстве понятие персональных данных появилось задолго до принятия Закона «О персональных данных». Впервые персональные данные как вид документированной информации ограниченного доступа были определены в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (утратил силу). К таким данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Как информация ограниченного доступа, персональные данные относятся к категории конфиденциальных сведений, что определено не только в вышеупомянутом законе, но и в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N 188, утвердившем Перечень сведений конфиденциального характера. Согласно этому Перечню, не являются персональными данными и, следовательно, конфиденциальной информацией данные о лице, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях.

В различных сферах деятельности под персональными данными понимаются зачастую не совпадающие наборы сведений. Определения персональных данных содержатся в различных федеральных законах, объем сведений, позволяющий идентифицировать лицо, определяется в них по-разному. Так, например, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в ред. от 30.10.2002) к персональным данным отнесены сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания личности. Аналогичные указания содержатся и в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 31.12.2002). Персональными данными в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 08.12.2003) считаются любые сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния при регистрации актов гражданского состояния. В ст. 387 редакции Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2004 года, предусмотрено право таможенных органов накапливать в отношении физических лиц персональные данные и данные о частоте перемещения ими товаров через границу.

Детально регламентированы правоотношения по поводу персональных данных работника в Трудовом кодексе РФ (глава 14). Объем персональных данных определяется здесь очень широко: это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Она может быть получена только у самого работника или, с его письменного согласия, у третьих лиц. Установлен запрет на получение и обработку персональных данных о политических, религиозных, иных убеждениях работника и о его частной жизни. Данные о членстве его в общественных объединениях или о его профсоюзной деятельности могут собираться, обрабатываться и использоваться только в случаях, установленных законом. Трудовой кодекс РФ содержит также нормы о порядке передачи персональных данных работника: мероприятия по защите данной информации от неправомерного использования или утраты осуществляются за счет средств работодателя. Впервые в Трудовом кодексе РФ (и в российском законодательстве вообще) вводится такое понятие, как "персональные данные оценочного характера". Работник имеет право дополнить их заявлением, выражающим его (работника) собственную точку зрения в отношении такой информации.

Таким образом, во всех определениях персональных данных присутствует упоминание о конкретном человеке - субъекте персональных данных. Данное положение видится ключевым элементом в понятии «персональные данные».

Также наличие субъекта персональных данных, связанного с такими данными, является основным отличием персональных данных от другой информации ограниченного доступа. Будучи обезличенной, любая информация о физическом лице не представляет особой ценности и не попадает под режим ограничения доступа. Другая информация конфиденциального характера, например коммерческая тайна или служебная тайна, может представлять большую ценность и без привязки к конкретному физическому лицу - источнику такой информации.

Особенностью персональных данных и отличием от другой информации конфиденциального характера является возможность их перехода в разряд общедоступных. Федеральный закон «О персональных данных» дает следующее определение общедоступных персональных данных: «общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности». К таким данным относится разнообразная справочная информация, частные объявления, массивы данных для осуществления прямого маркетинга и т.п. В «Перечне сведений конфиденциального характера» также дается оговорка относительно общедоступных персональных данных: не являются конфиденциальными сведения, подлежащие распространению в средствах массовой информации. Такой специальный правовой режим персональных данных устанавливается для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в частности в период предвыборной кампании.

Итак, самое широкое определение персональных данных дано в Федеральном законе «О персональных данных». В других законах определение персональных данных несколько уже, оно зачастую ограничивается областью деятельности, регулируемой данным законом.

Наиболее важной особенностью представляется привязка персональных данных к физическому лицу - субъекту персональных данных.

Литература:

1.Конвенция (ETC № 108) от 28.01.1981 г. «О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера». Ст. 2.

2.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных» // Российская газета. 2006. № 1431. п. 1 ст.3.

3.Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // Российская газета. 1995. № 39. ст. 11. (утратил силу) ст. 2.

4.Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в ред. от 30.10.2002) // Российская газета. 2001. № 152 (2764) ст. 7

5.Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 08.12.2003) // Российская газета. 1997. № 224. ст. 12.

6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с последними изменениями 01.10.2007) // Собрание законодательства России. 2002. № 1. ст. 85.

7.Конвенция (ETC № 108) от 28.01.1981 г. «О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера». Ст. 2.



 

Возможно, будет полезно почитать: