Стадии допроса в криминалистике. А)

Общая задача допроса заключается в получении полных и достоверных сведений о расследуемом событии, т.е. таких сведений, которые соответствуют действительности. Достоверность получаемых следователем сведений зависит от позиции допрашиваемого лица -- желает оно давать правдивые показания или намерено скрывать правду. Таким образом, следователь, в целях получения достоверных сведений от допрашиваемого лица, должен: а) зафиксировать в протоколе правдивые и достоверные показания; б) вскрыть возможное добросовестное заблуждение допрашиваемого лица и оказать ему помощь в правильном воспроизведении ранее воспринятых обстоятельств; в) изобличить во лжи лицо, умышленно скрывающего правду, и добиться получения от него правдивых и достоверных показаний.

Виды допроса: 1. По процессуальному положению допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста. 2. В зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего, малолетнего. 3. В зависимости от того, допрашивалось ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.

Структурно допрос состоит их трех этапов: подготовительного (подготовка допроса), рабочего (собственно допрос) и заключительного.

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события, которые их заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда это обусловливается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК).

Повестка адресуется одному из родителей или опекуну, попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке о вызове свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, не упоминается об ответственности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также свидетеля и потерпевшего за уклонение от явки в органы предварительного расследования.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте допрос до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК).

В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей (ч. 1 ст. 191, ст. 426 УПК)

Подготовка к допросу - одно из основных условий получения от допрашиваемого достоверных и полных показаний. При этом следователю необходимо:

1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу, несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего.

2. Определить день и время допроса. Актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока он сможет давать показания.

3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т. п.), черты характера (упрямство, лживость и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего. Поэтому необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения получения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4. Определить круг участников допроса и обеспечить их явку, имея при этом в виду, что: 1) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК); 2) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 3 ст. 425 УПК); 3) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 4 ст. 425 УПК).

Кроме того, в случае необходимости может быть приглашен переводчик или лицо, владеющее навыками судоперевода (ст. 59, 169 УПК).

Решая вопрос об участии перечисленных лиц в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или обвиняемого, следует руководствоваться требованиями закона и учитывать ряд тактических соображений.

Выбор педагога должен осуществляться с учетом возраста допрашиваемого и ряда других факторов. В частности, допрос малолетних свидетелей целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.

5. Подготовить доказательства, которые будут предъявлены во время допроса, предусмотрев возможные аргументы на случай, если допрашиваемый попытается их опорочить или опровергнуть.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому - следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля. Если между несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому (обвиняемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей, нужно иметь в виду следующее. Вызов указанных лиц целесообразен, когда без них невозможно установить контакт с допрашиваемым. Если роль родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям либо их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего, то этих лиц нежелательно вызывать для участия в допросе.

Участие в допросе несовершеннолетнего его законных представителей крайне нежелательно, если предметом допроса являются их действия.

С собой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии родителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания потерпевшей усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, нужно выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) его родителей следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т. п.

Присутствие врача при допросе несовершеннолетнего может быть признано необходимым в случае отсталости допрашиваемого в физическом или психическом развитии, а также в случае его болезни.

6. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно: а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права; б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний свидетель (потерпевший) неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

7. Составить план беседы с допрашиваемым на подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а поэтому в ходе подготовки к допросу нужно определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной, и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.

8. Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому лицу. Вопросы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т. п.

Составляя планы беседы и допроса, целесообразно получить консультацию педагога, врача и поинтересоваться у родителей или других законных представителей, какие вопросы они считают необходимым задать несовершеннолетнему во время допроса.

9. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, с тем, чтобы не пришлось приводить их в рабочее состояние во время допроса.

Допрос относится к числу следственных действий исследовательского характера, посредством которых решаются задачи, связанные с выявлением, закреплением и исследованием доказательств . На предварительном следствии допрашиваются свидетели , потерпевшие , обвиняемые и подозреваемые, но иногда и другие лица, например эксперт, специалист.

История формирования данного следственного действия является одной из продолжительных и богатейших по сравнению с историями развития других следственных действий. Зарождение допроса относится к V в. до н. э., упоминается в Законах Ману. В то же время формировались и требования, предъявляемые к свидетелям, гарантирующие достоверность их показаний. Достоверность свидетельских показаний в Киевской Руси обеспечивалась испытаниями допрашиваемых с помощью железа и воды.

Допрос - процессуальное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу (Н.И. Порубов).

С учетом комплексного подхода допрос - это средство доказывания и процесс получения доказательств, коммуникативный акт как процесс специфического общения допрашиваемого и допрашивающего.

Допрос следует рассматривать как одно из самых значимых с точки зрения формирования информационной базы расследования следственных действий. Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить; следователь заранее должен определить предмет допроса.

Предмет допроса - это круг обстоятельств, которые следователь выясняет в ходе допроса. Предмет допроса зависит от процессуального положения допрашиваемого, поскольку это обстоятельство обусловливает, какой информацией допрашиваемый может располагать.

К числу обстоятельств, входящих в предмет допроса, как правило, относятся: данные, связанные с событием преступления (его способом, местом совершения, временем), обстоятельства, устанавливающие или опровергающие виновность определенных лиц и мотивы их действий, данные, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; данные, относящиеся к характеру и размеру ущерба, причиненного преступлением. В предмет допроса могут входить любые данные, значимые для установления истины по расследуемому преступлению.

В криминалистической литературе предложены достаточно разнообразные классификации допроса. Основными из них являются:

  • в зависимости от процессуального положения: допрос свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, эксперта, специалиста;
  • в зависимости от возраста допрашиваемого: допрос малолетнего, несовершеннолетнего, взрослого (совершеннолетнего);
  • в зависимости от ситуации расследования: допрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации;
  • в зависимости от выясняемой информации: первоначальный, повторный и дополнительный.

При первоначальном допросе предмет допроса выясняется в полном объеме. Целями повторного допроса являются детализация ранее полученных показаний, получение повторных показаний. Дополнительный допрос направлен на выяснение тех обстоятельств, о которых ранее речь не шла (может строиться по вопросно-ответной схеме без свободного рассказа).

Таким образом, допрос - это следственное действие, направленное на получение и фиксацию в установленной уголовно-процессуальной форме показаний, содержащих фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

Структурно допрос состоит из трех этапов: подготовительного (подготовки к производству этого следственного действия), рабочего (собственно допроса как коммуникативного акта) и заключительного (фиксации показаний). В ходе рабочего этапа принято выделять стадии допроса: предварительную, стадию свободного рассказа, вопросно-ответную стадию, заключительную.

Подготовка к производству допроса

Подготовка к допросу включает в себя решение ряда вопросов: собирание исходной информации и изучение личности допрашиваемого; выбор момента (времени) и места допроса, определение способа вызова на допрос; решение вопроса о применении технических средств, составление плана допроса.

Как правило, допрос проводится в кабинете следователя . Из тактических соображений может быть предпринят допрос по месту жительства , допрос после окончания обыска на месте обыска, допрос на месте происшествия, допрос по месту работы и др.

При выборе времени допроса учитывается наиболее целесообразная последовательность (очередность) проведения допросов по данному делу. В первую очередь допрашиваются лица, от которых можно ожидать наиболее полных, достоверных показаний и менее заинтересованные в исходе уголовного дела. Располагая полученными сведениями от этих лиц, следователь может правильно оценить показания других лиц. Все лица, вызванные по одному делу, допрашиваются порознь. При этом должны быть приняты меры, чтобы до допроса данные лица не могли общаться между собой.

Время избирается с учетом продолжительности планируемого допроса, поскольку по общему правилу производство следственных действий в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, необходимо просчитать, чтобы допрос был закончен до 22 часов по местному времени.

Время (продолжительность) допроса совершеннолетнего лица - не более 8 часов с перерывом через 4 часа не менее чем на 1 час, а для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) - 4 часа, перерыв через 2 часа.

После решения этих вопросов определяется порядок вызова на допрос, который регламентирован в ст. 188 УПК РФ. Процессуальная форма повестки вызова на допрос, предусмотренная приложением 54 к ст. 476 УПК РФ, содержит минимальный объем информации, не раскрывающий целей, предмета допроса. Данный подход положительно оценивается практическими работниками, рассматривающими его как условие реализации фактора внезапности. 79,3% опрошенных следственных и оперативных работников указали, что при сообщении в результате уведомления о цели допроса возможности следствия существенно уменьшатся.

При этом следует отметить, что права и обязанности вызываемого лица, то, в качестве кого оно вызывается на допрос, в том числе наличие защитника, последствия неявки и т.д. достаточно подробно отражаются в бланке повестки.

Для подготовки допроса важно и определение круга участников допроса. С тактической точки зрения для установления доверительных отношений целесообразно ограниченное количество участников данного следственного действия, что во многом способствует установлению психологического контакта. К допросу может быть привлечен еще один следователь; должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность ; специалист, переводчик, защитник, педагог, законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего , свидетеля ; психолог.

Проблема участия защитника при проведении допроса включает в себя рассмотрение двух моментов: предварительного извещения (уведомления) защитника о производстве допроса; особенности тактики производства допроса обусловленной присутствием еще одного лица - защитника.

Несомненно, участие защитника в допросе вносит определенную специфику в подготовку, непосредственное проведение и фиксацию результатов допроса, однако, и это следует подчеркнуть особо, не предусматривает коренных изменений в тактике допроса.

Рабочий этап допроса

Тактика допроса , сложившаяся на протяжении нескольких десятилетий, выработала свои рекомендации. Как правило, допрос должен начинаться с выяснения личности допрашиваемого и проверки соответствующих документов.

Следует отметить, что при наличии обоснованных сомнений в подлинности предъявляемых документов назначается технико-криминалистическая экспертиза. При отсутствии документов со слов допрашиваемого устанавливаются его анкетные данные и истребуется по месту регистрации карточка формы N 1. Сведения о судимости проверяются путем направления запроса в информационный центр УВД, МВД. В случае отказа допрашиваемого сообщить о себе сведения установление личности производится путем проверки по соответствующим учетам , например проверки дактилокарты по оперативно-справочным учетам.

Затем следует предложение рассказать об известных допрашиваемому лицу обстоятельствах уголовного дела. Если допрашиваемый говорит об обстоятельствах, явно не относящихся к обстоятельствам расследуемого уголовного дела, ему должны корректно указать на это и выразить просьбу сообщать информацию по существу вопроса.

УПК РФ предусмотрел, что следователь свободен в выборе тактики допроса, но запретил постановку наводящих вопросов. Помимо этого, существует еще ряд требований, которым должны отвечать вопросы, задаваемые в ходе допроса. Вопросы должны быть точными, конкретными и краткими, при этом недопустимо содержание в них подсказки, они не должны быть направлены на запугивание допрашиваемого, не должны содержать оценок следователя, формулируются так, чтобы на них были получены определенные и недвусмысленные ответы. Вопросы не должны унижать и оскорблять допрашиваемое лицо.

При этом следователь может использовать достаточно большое количество тактических приемов с целью получения криминалистически значимой информации, которой владеет допрашиваемое лицо.

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку отвлекает внимание допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию определенных фактов и в определенной степени нарушает коммуникацию. На этом этапе следователь должен лишь делать заметки.

По окончании свободного рассказа допрашиваемому лицу могут быть заданы вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний.

Для уточнения и детализации какой-либо информации допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями, которые по его ходатайству или с его согласия могут быть приобщены к протоколу допроса.

Таковы общие правила проведения допроса, но допрос каждого из участников уголовного судопроизводства с учетом конкретной ситуации имеет свои тактические особенности производства.

Тактика допроса в конфликтной ситуации

Конфликт означает серьезные разногласия, столкновение, спор. Допрос подозреваемого (обвиняемого) нередко носит конфликтный характер. Столкновение интересов предопределено тем, что подозреваемый (обвиняемый) в силу защитной доминанты стремится избежать ответственности, а для этого скрыть определенные либо все обстоятельства расследуемого события. Это объясняется естественной реакцией любого человека , как виновного, так и невиновного, на сам факт задержания или возбуждения уголовного дела. Следователь же, напротив, стремится к полному и достоверному установлению всех обстоятельств преступления , вследствие чего и возникает конфликт. При этом конфликтная ситуация может возникнуть и при допросе иных лиц. Конфликт может быть обусловлен стремлением в силу каких-либо причин скрыть определенные факты, например стремлением потерпевшего укрыть виктимологический аспект поведения, желанием свидетеля утаить проявленную трусость либо безразличие и др. В соответствии с этим следователю необходимо попытаться выяснить причины конфликта и направить усилия на их устранение для формирования условия получения достоверных показаний. Также для обеспечения получения достоверной информации в конфликтной ситуации необходимо применение тактических приемов.

В качестве типичных тактических приемов, реализуемых при допросе в конфликтной ситуации, могут использоваться: маневрирование вероятностной информацией без ее конкретной детализации; предъявление имеющихся в распоряжении следователя доказательств , которое реализуется в трех вариантах: в предъявлении доказательств в их совокупности, предъявлении доказательств с нарастающей силой, первоочередном предъявлении наиболее значимого, весомого доказательства; создание у противоборствующего субъекта представления о большей осведомленности следователя; передача косвенной, скрытой информации, которая в силу сложных ассоциативных связей приведет к внезапному проговору; демонстрация на допросе объектов, воспринимаемых допрашиваемым как имеющие существенное значение для дела; реализация приемов, направленных на сокрытие конкретных целей допроса; создание у допрашиваемого представления о том, что другие участники дали правдивые показания; неожиданное изменение тактики допроса; маскировка главного вопроса среди второстепенных; разъяснение допрашиваемому возможности установления того или иного факта путем проведения экспертизы либо в результате применения средств криминалистической техники ; форсирование темпа допроса; допущение легенды.

Тактика допроса в бесконфликтной ситуации

Допрос в условиях бесконфликтной ситуации, как правило, имеет место при допросе потерпевшего , свидетеля , поскольку здесь реже обнаруживается противоречие целей и интересов. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется: допрашиваемый может о чем-то забыть, что-то приукрасить, отдельные моменты события воспринять и истолковать неверно, что-то домыслить. В таких условиях необходимо использование определенных тактических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности и воспоминание забытого:

  • разъяснения допрашиваемому важности его показаний для изобличения виновного;
  • допроса в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в конкретный день. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог;
  • изложения событий в различной последовательности;
  • детального описания события; при воспоминании всех деталей и мелочей описываемого события могут всплыть дополнительные подробности;
  • ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании в связи с преступлением , вступают друг с другом в ассоциативные связи. Поэтому за припоминанием одного факта всплывают и связанные с ним предшествующие, сопутствующие моменты прошлого. С целью возбуждения таких связей следователь задает допрашиваемому лицу вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним связям. Предложение увязать обстоятельство, интересующее следователя, с каким-либо запомнившимся событием; перечисление различных фамилий, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию (например, допрос на месте в квартире, где подготавливалось преступление, во дворе и др.);
  • смещения акцентов, сущность которого заключается в том, что следователь обращает внимание допрашиваемого на второстепенные обстоятельства, одновременно выясняя те факты, которые его интересуют;
  • проведения повторного допроса. Если свидетель при повторном допросе изменил показания, то следует выяснить причины и проверить, какая информация из показаний соответствует действительности, а какая не соответствует и почему она была искажена. Это может объясняться явлением реминисценции. Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).

Одной из мер нейтрализации последствий этого запрета должно являться убеждение допрашиваемого на первом допросе давать показания. Для этого должен быть использован весь тактический арсенал как при подготовке к допросу, так и в ходе непосредственного его проведения.

Фиксация хода и результатов допроса

Основным средством запечатления и сохранения информации о проводимом допросе является составление протокола.

Протокол допроса - это процессуальный документ, воспроизводящий ход и результаты допроса, служащий источником сведений, которые содержатся в показаниях допрашиваемого, и представляющий запись показаний в виде свободного рассказа и ответов на поставленные вопросы. Бланк этого процессуального документа зависит от процессуального положения, возраста допрашиваемого, участников и предусмотрен приложениями 38, 56, 59, 62, 94, 110, 112, 126 к ст. 476 УПК РФ.

Обязательным способом фиксации допроса является протоколирование. Остальные средства фиксации могут быть применены по усмотрению следователя и выступают в качестве факультативных.

В протоколе должна находить отражение вся информация, полученная в результате конкретного следственного действия. Представляется необходимым, чтобы следователь не только фиксировал вопросы и ответы в ходе допроса, но также и в соответствующей форме отражал реакцию допрашиваемого на заданные вопросы.

В связи с этим заслуживает поддержки предложение М.П. Малютина о том, что в протоколе допроса должна фиксироваться не только словесная информация, передающая содержание устной речи участников допроса, но и информация об использованных следователем тактических приемах.

Протокол представляет собой письменную форму информации, изложенной устно в ходе допроса допрашиваемым. В соответствии со ст. 190 УПК РФ показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в такой последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказался отвечать допрашиваемый, с указанием причин и мотивов отвода или отказа.

Как правило, не фиксируются жаргонные и ненормативные выражения.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В конце протокола делается запись: "Дополнений не имею. Протокол записан с моих слов правильно, прочитан мною". Далее делается подпись допрашиваемого.

Допрашиваемый подписывает каждую страницу протокола.

Помимо основного, могут быть использованы и дополнительные средства фиксации хода и результатов следственного действия: звукозапись и видеозапись.

Чаще всего при допросе используется звукозапись, но она не заменяет протокола.

На фонограмме должны быть зафиксированы все необходимые реквизиты протокола допроса: дата и место производства, время начала и окончания, фамилия, должность и звание лица, производящего допрос, все анкетные данные допрашиваемого, предупреждение его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и т.д.

По окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. Отметка о применении звукозаписи, ее технических средствах и условиях звукозаписи делается также в протоколе допроса. Фонограмма хранится при уголовном деле.

При звукозаписи не фиксируются многие важные детали : мимика, жесты и др., что имеет отнюдь не малое значение для оценки показаний и установления истины.

Поэтому в некоторых случаях важна и видеозапись. Успешное применение видеозаписи в качестве дополнительного средства фиксации допроса зависит от ряда обстоятельств. В их числе подготовка видеокамеры с запасом кассет; подготовка помещения для видеозаписи (устранение посторонних звуков, обеспечение достаточного освещения и акустики); определение мест для участников следственного действия и установка видеокамеры; проверка исправности и комплектности видеокамеры, производство пробной съемки.

Видеозапись начинается с того момента, как допрашиваемый входит в кабинет. В момент, когда задается вопрос, целесообразно крупным планом показать допрашиваемого, чтобы запечатлеть его реакцию. При предъявлении доказательств в кадр должны попасть и вещественное доказательство, и допрашиваемый.

В конце должно быть зафиксировано, что показания записаны в протоколе и на видеофонограмме верно, дополнений и замечаний нет.

Подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта. По возрасту допрашиваемых лиц допрос подразделяется на допрос малолетнего, несовершеннолетнего, взрослого, престарелого. По последовательности проведения – допрос первичный, повторный, дополнительный. По субъекту проведения – допрос, проводимый следователем, лицом, производящим дознание, прокурором , начальником следственного отдела, судом. Особой разновидностью допроса является допрос на очной ставке. По качеству получаемых сведений допрос подразделяется на допрос лица, дающего заведомо ложные показания, и допрос лица, которое сообщает правдивые сведения. Показания правдивого лица могут подразделяться на достоверные, соответствующие истине, и не достоверные, когда допрашиваемый в силу разных причин допускает в своих показаниях различные неточности, искажения, пробелы. В зависимости от складывающихся взаимоотношений с допрашиваемым различается допрос в конфликтной ситуации и допрос в бесконфликтной ситуации.

Стадии допроса

Стадии допроса . Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия свободного рассказа – это допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с которыми лицо вызвано для дачи показаний. В этой стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно лишь при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства . Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер.

Ход и результаты допроса оформляются в его четвертой, завершающей стадии .

Подготовка к допросу

Подготовка к допросу. Необходимым условием получения на допросе достоверных и полных сведений является тщательная подготовка к его проведению. Подготовка включает в себя: а) специальное изучение с этой целью материалов уголовного дела; б) определение предмета допроса, т.е. круга обстоятельств, по которым необходимо получить показания; в) изучение психологических особенностей допрашиваемого, его морально-волевого облика, отношения к делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде всего с обвиняемым и потерпевшим; г) изучение имеющихся доказательств и подготовку их к наиболее эффективному использованию; д) обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц (педагога, законного представителя несовершеннолетнего, переводчика, эксперта и т.д.), а также в случае необходимости специалистов; е) проверку готовности научно-технических средств (например, звуковидеозаписывающей аппаратуры).

Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать формулировку вопросов, их последовательность. Ему нужно прогностически оценить как отреагирует допрашиваемый на то или иное доказательство, предусмотреть варианты своих аргументов, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить имеющиеся доказательства.

Если по делу требуется провести допросы нескольких лиц, то целесообразно определить их последовательность. По общему правилу сначала допрашиваются те лица, которые располагают наиболее важной информацией (о происшедшем, свидетелях, очевидцах, других источниках доказательств) или в силу разных причин могут по истечении времени забыть отдельные обстоятельства или детали происшедшего (например, в силу малолетнего возраста, болезни и т.п.). Раньше других допрашиваются лица, находящиеся в какой-либо зависимости от подозреваемого (обвиняемого), с тем, чтобы последний не успел повлиять на них. Не следует торопиться с допросом тех, кто легко может передать другим о том, чем интересуется следователь.

При наличии нескольких обвиняемых в числе первых допрашиваются те, от кого предполагается получить правдивые показания (лица, впервые участвовавшие в совершении преступления , игравшие второстепенную роль, а также лица, в отношении виновности которых следователь располагает убедительными доказательствами).

Большое значение имеет способ и порядок вызова на допрос (повесткой, по телефону, через родных, близких и т.п.). Надо заранее определить время, которое займут допрос и фиксация показаний. Если предстоит провести несколько допросов, то целесообразно спланировать их так, чтобы допрашиваемые не тратили время на ожидание и исключалась возможность какого-либо нежелательного их общения между собой.

Завершается подготовка к допросу составлением письменного плана, в котором обозначаются все основные параметры допроса – время, задачи, круг выясняемых вопросов, их последовательность, доказательства, которые могут понадобиться.

Стадии допроса . Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса:

предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия свободного рассказа – это допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с которыми лицо вызвано для дачи показаний. В этой стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно лишь при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства. Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер.

Ход и результаты допроса оформляются Протокол в его четвертой, завершающей стадии . также для фиксации могут быть применены, фото, звукозапись, видеозапись. Могут быть конфликтные и безконфликтные.

Тактические приемы допроса в бесконфликтной ситуации.

Допрос в условиях бесконфликтной ситуации, как правило, имеет место при допросе потерпевшего, свидетеля, поскольку здесь реже обнаруживается противоречие целей и интересов. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется: допрашиваемый может о чем-то забыть, что-то приукрасить, отдельные моменты события воспринять и истолковать неверно, что-то домыслить. В таких условиях необходимо использование определенных тактических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности и воспоминание забытого:

Разъяснения допрашиваемому важности его показаний для изобличения виновного;

Допроса в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в конкретный день. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог;

Изложения событий в различной последовательности;

Детального описания события; при воспоминании всех деталей и мелочей описываемого события могут всплыть дополнительные подробности;

Ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании в связи с преступлением, вступают друг с другом в ассоциативные связи. Поэтому за припоминанием одного факта всплывают и связанные с ним предшествующие, сопутствующие моменты прошлого. С целью возбуждения таких связей следователь задает допрашиваемому лицу вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним связям. Предложение увязать обстоятельство, интересующее следователя, с каким-либо запомнившимся событием; перечисление различных фамилий, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию (например, допрос на месте в квартире, где подготавливалось преступление, во дворе и др.);

Смещения акцентов, сущность которого заключается в том, что следователь обращает внимание допрашиваемого на второстепенные обстоятельства, одновременно выясняя те факты, которые его интересуют;

Проведения повторного допроса. Если свидетель при повторном допросе изменил показания, то следует выяснить причины и проверить, какая информация из показаний соответствует действительности, а какая не соответствует и почему она была искажена. Это может объясняться явлением реминисценции. Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).

Одной из мер нейтрализации последствий этого запрета должно являться убеждение допрашиваемого на первом допросе давать показания. Для этого должен быть использован весь тактический арсенал как при подготовке к допросу, так и в ходе непосредственного его проведения.

Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации.

Основные приемы установления психологического контакта с допрашиваемым в конфликтной ситуации:
1) убедить допрашиваемого в объективности следователя, внушить уважение к следователю;
2) вызвать интерес к даче показаний, к процессу общения со следователем;
3) проявлять заботу о соблюдении прав допрашиваемого и об удовлетворении его за конных интересов;
4) создать и поддерживать в ходе допроса спокойную деловую обстановку;
5) проявлять при допросе такт, выдержанность, культуру речи.

Тактика допроса несовершеннолетних.

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знании мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого. Поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний до 16 лет вызывается на допрос через родителей или других законных представителей. Допускается иной порядок в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей или близких родственников нужно заранее убедиться, что характер из взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводящих вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке – в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будет способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

Тактика очной ставки.

Очная ставка - следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц в существенных для дела обстоятельствах, по поводу которых они дают противоречивые показания. Это разновидность допроса.

Перед очной ставкой следователем проводятся следующие подготовительные действия:

Принимается решение о целесообразности устранения противоречий в показаниях двух других лиц путем проведения именно очной ставки между ними;

Определяется момент проведения очной ставки;

Изучаются личности предполагаемых участников очной ставки и выясняется характер их взаимоотношений;

Определяется место проведения очной ставки;

Принимаются меры к вызову участников очной ставки, в том числе лиц, присутствие которых обязательно.

Порядок очной ставки:

Предупреждение свидетеля или потерпевшего об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

Вопросы обоим участникам - знают ли они друг друга, с какого времени и какие у них взаимоотношения;

Предложение лицу, дающему, по мнению следователя, правдивые показания, рассказать о событии, в отношении которого в показаниях участников очной ставки имеются противоречия;

Вопрос другому участнику - подтверждает ли он показания первого участника очной ставки;

Вопрос первому участнику - настаивает ли он на своих показаниях (при отрицательном ответе на предыдущий вопрос);

Вопрос обоим участникам - имеют ли они вопросы друг к другу, хотят ли дополнить свои показания;

Фиксация хода результатов очной ставки.

Тактические приемы очной ставки:

Детализация показаний участников очной ставки;

Предъявление доказательств с целью активизации памяти допрашиваемых; использование правдивых показаний ранее допрошенных лиц;

Привлечение к участию в очной ставке лица (родственника, педагога и др.), присутствие которого затрудняет допрашиваемому лицу дачу ложных показаний.

О проведении очной ставки составляется протокол, в котором последовательно фиксируются вопросы следователя и ответы на них участников.

Для фиксации может быть использована магнитофонная запись или видеозапись.

Понятие и виды задержания.

Задержание представляет собой меру процессуального принуждения, заключающуюся во взятии под стражу на срок до 48 часов лица, подозреваемого в соверше­нии преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В криминалистике различают несколько видов задержания. В зависимости от места проведения - задержание в помещении (по месту работы, учебы, прожи­вании, в общественном месте) либо на открытой местности (на улице, во дворе, в лесу, в горах и т.д.); в зависимости от количества задерживаемых - одиноч­ное и групповое (в последнем случае - одновременное и неодновременное). В зависимости от следственной ситуации задержание производится после предварительной подготовки или без нее. Последнее имеет место при об­стоятельствах, возникших внезапно, например при задержании преступника на месте совершения преступления (с поличным).

Подготовка к задержанию. Тактика задержания.

Подготовка к задержанию включаем в себя: выбор места и момента задержания, изучение места предстоящего задержания, изучение личности задерживаемого, определение состава группы участников проведения задержания, ее оснащение и инструктаж, выбор способа проникновения в помещение, где планируется провести задержание, выбор способа сближения с подозреваемым вне помещения, выбор места и момента задержания Наиболее важными факторами достижения результата в ходе задержания, является фактор внезапности и наличия у подозреваемого или в помещении, где он скрывается, наиболее важных по делу доказательств.

1. Сбор сведений о лице, подлежащем задержанию. сведения о профессии и месте работы, судимости, образе жизни и связях, наличии у него охраны, оружия и степени его агрессивности, отношениях с членами семьи и соседями, распорядке его дня, маршрутах и средствах передвижения. По возможности необходимо получить и размножить фотографии задерживаемого.

2. Выбор места и времени задержания. Заранее следует изучить обстановку на месте, где планируется проведение задержания. Место и время задержания должны отвечать следующим условиям: они должны быть благоприятны для того, чтобы парализовать возможное сопротивление подозреваемого или попытку к побегу; быть оптимальными для обнаружения у задерживаемого доказательственной информации по уголовному делу (например, предмета взятки, похищенных вещей, наркотических средств); отвечать требованиям безопасности как для участников группы, так и для посторонних граждан.

Выбор места и времени задержания лиц, входящих в преступные группы, зависит от количества задерживаемых. Все члены группы должны задерживаться по возможности одновременно, но в разных местах с тем, чтобы создать для указанных лиц ситуацию «информационной неопределенности» о том, кто задержан, при каких обстоятельствах это произошло и какие доказательства обнаружены. При задержании лишь одного члена группы следователь должен принять все возможные меры для того, чтобы другие соучастники узнали о факте его задержания как можно позднее.

3. Формирование состава участников задержания. Число членов группы задержания зависит от количества задерживаемых лиц, их вооружения, места задержания, характера совершенного преступления. В задержании может участвовать одна группа - непосредственно захвата. А могут привлекаться и другие группы - оцепления, блокирования, прикрытия и т.п. Численность группы захвата регламентируется нормативными документами МВД России. Так, для задержания одного вооруженного преступника обычно назначается группа захвата в составе трех-четырех человек. Если задерживаемые могут оказать физическое сопротивление с использованием холодного оружия (предметов для нападения), то состав оперативной группы определяется из расчета не менее двух сотрудников полиции на одного задерживаемого, а также тех, кто осуществляет их прикрытие и блокирование места задержания. При задержании одного лица, не представляющего опасности, операция может быть поручена служебному наряду или отдельным сотрудникам правоохранительных органов.

4. Подготовка научно-технических средств, вооружения и транспорта. Прежде всего речь идет о фото-, видео- и других технических средствах фиксации доказательственной информации. Применение видеозаписи позволяет наиболее полно запечатлеть и сохранить информацию, полученную при проведении этого сложного и динамичного следственного действия.

Участники задержания вооружаются табельным оружием, кроме того, в их снаряжение могут входить резиновые палки, наручники, бинокли, рации, а также индивидуальные средства защиты - бронежилеты, щиты, каски и т.д. Группа обеспечивается транспортными средствами для мобильного передвижения, преследования и доставления задержанных в служебное помещение органов внутренних дел. Обеспечение указанными средствами зависит от количества и характера создаваемых групп и поставленных перед ними задач.

5. Приглашение понятых. В ч. 3 ст. 184 УПК указано, что личный обыск лица производится только лицом того же пола, в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. В ситуациях, когда личный обыск проводится спустя длительное время после задержания и не на месте задержания, то подозреваемые могут заявить, что обнаруженные и изъятые у них предметы подброшены сотрудниками правоохранительных органов. Поэтому из тактических соображений для участия в производстве личного обыска к месту задержания целесообразно приглашать понятых. В связи с этим обоснованной является рекомендация о возможности наблюдения понятыми всего процесса задержания. В дальнейшем показания таких понятых помогут следователю нейтрализовать ложные заявления подозреваемых о провокациях со стороны сотрудников правоохранительных органов.

6. Инструктаж участников задержания. На завершающей стадии подготовки руководитель должен провести инструктаж лиц, включенных в состав группы задержания. Участникам этого следственного действия сообщаются данные о задерживаемых лицах (их приметы, степень агрессивности, возможная маскировка), месте, времени и отдельных деталях задержания. Затем определяются функции каждого участника группы, возможные ситуации задержания и действия в условиях каждой из них. В дальнейшем происходит знакомство с местом предстоящего задержания.

7. Составление плана задержания.

Предмет допроса - круг обстоятельств, которые следователь намерен выяснить путем допроса., а следовательно, в известном смысле, и от предмета допроса различают следующие виды допроса:

Виды допроса на предварительном следствии различаются в зависимости:

От процессуального положения допрашиваемого (допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и эксперта);

Возраста допрашиваемого (допрос взрослого, несовершеннолетнего, малолетнего);

Состава участников (без участия третьих лиц, с участием защитника, эксперта, специалиста, родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагога, переводчика);

Места проведения допроса;

Характера следственной ситуации (бесконфликтная или конфликтная). Бесконфликтная ситуация при допросе характеризуется полным или преобладающим совпадением интересов допрашивающего и допрашиваемого и возникает обычно, когда допрашивается потерпевший или свидетель, т.е. добросовестный участник процесса. Напротив, конфликтная ситуация, как правило, возникает при допросе подозреваемого или обвиняемого, не желающего давать правдивые показания и оказывающего противодействие следователю;

От того, допрашивалось ли данное лицо по этому делу ранее или оно допрашивается впервые (первичный (или первоначальный), повторный, дополнительный допрос).

Повторным считается такой допрос, когда показания вновь даются по тем вопросам, по которым они уже были даны на предыдущем допросе или на предыдущих допросах; дополнительным – когда показания даются по вопросам, не освещавшимся в ходе предыдущих допросов. При этом, если в ходе первичного допроса анкетная часть протокола была заполнена полно и правильно, при повторных и дополнительных допросах она не заполняется.

Особым, специфическим видом допроса является очная ставка .

13 Стадии допроса

В процедуре судебного допроса принято различать три стадии допроса: предварительную, свободного рассказа, вопросно-ответную.

НА предварительной стадии решаются следующие вопросы:

устанавливается первичный контакт с допрашиваемым;

объясняется цель и правовое основание вызова: устанавливается личность каждого из допрашиваемых

Допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности. У подсудимого выясняется - понятно ли ему обвинение и признает ли он себя виновным. Ему предоставляется возможность мотивировать свой ответ Потерпевшим и свидетелям разъясняются их гражданский долг и обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, они предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний

Устанавливаются сведения о взаимоотношениях с другими проходящими по делу.

Следователь стремиться вызвать общую активность допр.лица получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии определить отношение к правосудию следственному действию к личности следователя.следователь делает предварительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом методом наблюдения следит за поведением, жестами допрашиваемого. важнейшей предпосылкой успешного допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым

На стадии свободного рассказа допр.лицу представляется возможность свободного изложения того что ему известно об обстоятельствах дела в той последовательности, которую ему рекоменду­ет следователь или которую он избирает сам. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами или вопросами. По ходу свободного рассказа нежелательно протоколирование. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать вниматель­ность, с какой следователь слушает его рассказ, и заинтересо­ванность в показаниях.

В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие дополняющие конкретизирующие контрольные напоминающие вопросы предъявляет доказательства.Дополняющие вопросы задаются с целью детализации полученных показаний ликвидации имеющихся в них пробелов.Уточняющие- детализация и конкретизация получ.сведений.Напоминающие-с целью оживления памяти допрашиваемого вызова к ней определенных ассоциаций для припоминания интересующих следователя фактов.Контрольные-с целью проверки полученных показаний или получения данных для таковой.Изобличающие-с целью изобличения допрашиваемого во лжи.Вопросы ставятся в четкой форме

На заключительной стадии основная задача следователя состоит в полной и объектвной фиксации полученных показаний. Полученные показания заносятся в допрос в первом лице и по возможности дословно.Протокол отражает весь процесс допроса-вопросы следователя предъявление документов вещ.доков речевые особенности ответов допрашиваемых лиц.Избежать утраты и искажения информации позволяет использование звуко и видеозапись.

Поокончании допроса протокол предъявляется лицу для прочтения или по просьбе допрошненного прочитывается следователем.Допр.лицо имеет право требовать дополнение протокола и внесения в него поправок.В конце протокола перед подписью отмечается прочитал сам или он был ему прочитан следователем.Подписываются все страницы.



 

Возможно, будет полезно почитать: