Конституционное право как наука предмет функции источники. Конституционное право как наука

Термин «конституционное право» употребляется в трех основных значениях: как наука, отрасль права и учебная дисциплина. Все они взаимосвязаны и могут существовать, развиваться, находясь в единстве. В этом единстве объединительную функцию выполняет наука. Так, отрасль права является одной из сторон объекта и предмета ее изучения, а учебная дисциплина — совокупностью определенных сведений из области науки.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Это наиболее общее понятие науки конституционного права и оно при замене некоторых терминов приемлемо для определения любой другой юридической науки. Сказанное обусловлено тем, что наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Вместе с тем наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве). Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права — с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Предмет науки конституционного права составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить:

  • на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;
  • регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

  • все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее время и в будущем;
  • не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;
  • властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти; территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;
  • конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;
  • вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука конституционного права занимает особое место среди других юридических наук, изучая наряду с философией права, теорией государства и права общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Например, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Наука конституционного права тесно связана с рядом других гуманитарных наук, например с политологией. Они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной власти, осуществление народом своего суверенитета, участие граждан в управлении делами государства и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Учитывая изложенное, можно предложить следующее определение науки конституционного права.

Структура системы науки конституционного права

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

  • общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права;
  • учение о Конституции;
  • основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);
  • конституционный статус индивидов, их объединений;
  • территориальная организация государственной (публичной) власти;
  • конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Несколько иной подход предлагает Н. А. Богданова. Она в систему науки включает:

  • конституционное право как юридическую науку;
  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционные основы устройства общества и государства;
  • конституционные основы правового положения личности;
  • конституционные основы территориальной организации государственной власти;
  • конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

Остановимся подробнее на первом варианте системы науки конституционного права, поскольку именно он, как правило, лежит в основе учебных программ и учебной литературы.

Общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права

Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

Учение о Конституции

В науке конституционного права Конституция выполняет двоякую функцию. С одной стороны, она носитель конституционно-правовых идей, с другой — форма выражения норм отрасли конституционного права.

Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

Основы конституционного строя

Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г.

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

В этом разделе рассматриваются характеристики государства, форм правления, формы осуществления власти народом, суверенитета народа и суверенитета Российской Федерации.

Важное значение имеет исследование конституционных основ общественного устройства. При этом главными проблемами, вытекающими из факта становления в России гражданского общества, являются понятие гражданского общества, его структура, место в нем политической системы, особенности конституционного регулирования отдельных видов общественных отношений, его пределы, втом числе экономических, политических, социальных отношений, а также система общественных структур, функционирующих в обществе.

Конституционный статус индивидов, их объединений

Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

Территориальная организация государственной (публичной) власти

В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства. Проблемными для исследования являются общетеоретические вопросы государственного устройства, проблемы федерализма, унитаризма и автономии, особенности устройства Российской Федерации, виды и характер ее субъектов, суверенитет Российской Федерации, оптимизация федеративных связей, административно- территориальное деление субъектов Федерации.

Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности

В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления. Особенность этого раздела выражается в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

В заключение отметим, что с развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

В российской юридической науке до сих пор дискуссионным является вопрос о названии данной отрасли права. Эти терминологические споры вызваны различными подходами к вопросу о соотношении норм конституционного права как отрасли и ее основного источника – Конституции. Нормы Конституции составляют ядро конституционного права, но не исчерпывают полностью содержание этой отрасли.

От понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы следует отличать понятие конституционного права как науки.

Наука конституционного права - это отрасль правоведения изучающая конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т.е. конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам – рекомендации в области правоприменительной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права, она изучает закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

Предметом изучения конституционно-правовой науки является ряд правовых явлений:

1) общественные отношения, являющиеся предметом регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения являются первоначальным звеном в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает общественные отношения с целью содействия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;

2) нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов;

3) источники отрасли конституционного права – Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской Федерации. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках;

4) конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая наука изучает правоот­ношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика государственных органов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

Таким образом, конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественных отношениях, им регулируемых.

На основе изучения практики конституционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний, включающую следующие разделы.

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и формы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Ведущее место конституционного права как отрасли права определяет значимость и науки конституционного права.

Наука конституционного права в своих исследованиях использует научные методы материалистической диалектики, формально-логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России – наукой, изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права.

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 г. включены в национальную правовую систему, являются приоритетными во внутреннем законодательстве, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с нормами международного права.

Источниками науки конституционного права являются:

1. Конституция и другие нормативные правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики конституционно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые договоры, соглашения и др.

6. Работы ведущих российских и зарубежных ученых-государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука государственного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.

Конституционно-правовая наука использует различные методы – приемы, способы научного познания своего предмета и получения научного результата. В науке конституционного права используются исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие методы научного познания.

Наука конституционного права Российской Федерации – не единственная наука, изучающая конституционное право. Она входит в блок конституционно-правовых наук наряду с конституционным правом зарубежных стран (иностранным конституционным правом), изучающим конституционно-правовые институты иностранных государств; сравнительным конституционным правом (общим конституционным правом), изучающим конституционное право всех стран мира, в том числе России.

Конституционное право как наука – это наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различных теорий, взглядов, идей.

Наука конституционного права - составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. С этой целью изучается деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета, теория федерализма , форм государственного и территориального устройства.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности , прав человека и гражданина , взаимной связи государства и личности; исследование проблем принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Изучение этих проблем составляет предмет науки . Сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания. В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки. Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами.

Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.


Третий раздел представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». В нем исследуется сущность Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления.

Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется пятый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследование по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и

местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Для написания работы была выбрана данная тема так как, на мой взгляд, это одна из основополагающих тем при изучении курса «Конституционное право». В связи с этим мне бы хотелось наиболее детально рассмотреть представленную тему.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Задачи работы:

1. рассмотреть понятие, методы и предмет конституционного права;

2. изучить конституционно-правовые нормы и санкции;

3. определить сущность Конституции РФ.

Понятие, предмет и метод Конституционного права

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы.

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений". Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;

4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения, и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие разделы.

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации, а также органов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрасли права определяет значимость и науки конституционного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории государства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.

Конституционно-правовые нормы . Конституционно-правовые санкции

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

Таким образом, отмена или приостановление акта - это санкция, применяемая при нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" указывается (ст. 12), что Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление акта может рассматриваться в качестве конституционно-правовой санкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права.

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Сущность К онституции РФ

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Заключение

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины «представительная демократия», «парламентская демократия», «политическая демократия». Демократической сущностью проникнуты и другие институты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т.д. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.

Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

Подобные документы

    Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Основные принципы устройства государства. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. Источники и система отрасли конституционного права. Особенности конституционного права Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие конституционного права. Конституционно-правовые нормы и отношения, их особенности. Источники конституционного права. Роль конституции как основного закона в утверждении правового государства, реализации норм демократии и устройстве общества.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Понятие, предмет и метод конституционного права, его нормы и институты. Источники и система права в Республике Беларусь. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, юридическая ответственность.

    реферат , добавлен 11.03.2011

    Понятие, предмет и характеристика конституционного права как ведущей отрасли правовой системы. Конституционно-правовые нормы и институты Российской Федерации. Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2004

    Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определение методов и источников государственного права. Общая система конституционного права России как науки.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Понятие, предмет, система, задачи и виды науки конституционного права. Правовые нормы, их свойства, признаки, источники отрасли основного закона. Особенности и сущность развития науки конституционного права в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие конституционного права России как отрасли права, его предмет. Характеристика конституционно-правовых норм и институтов. Место конституционного права в системе права России. Конституционное право как наука, его место в системе общественных наук.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Понятие и виды Конституции как основного закона государства, её политические и юридические свойства. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2017

    Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Правовые признаки конституции как основного закона государства. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Конституционное право (КП) не представляет собой отдельную отрасль. Если говорить о (КП) рамках одного государства, то его можно охарактеризовать как отдельную национальную отрасль.

(КП) представляет собой определенную упорядоченную совокупность норм права, которые отражены и содержатся в законах, в конституции и в других правовых актах. Все пункты закона способны регулировать только отдельные категории правовых отношений.

Предмет и система

(КП) иногда в ряде других странах называют еще и государственным правом. К таким странам можно отнести ФРГ. Если рассматривать эти права поверхностно, то они являются отражением друг друга. Но по объему они иногда могут просто не совпадать.

Откуда возникло (КП). Из названия понятно, что термин взял свои корни от Конституции. Но в комплексе с Конституцией источниками считаются правовые обычаи, правовые акты, международные договоры.

На какие сферы человеческой жизни может оказывать влияние (КП)?

Оно может влиять на политику, экономику, идеологию, социальные отношения. Но в рамках государства обычно главный упор делают на права, которыми наделена личность.

Такое правило действует в рамках демократических государств. Если говорить о тоталитарном государстве, то здесь происходит все наоборот. Главная роль отводится государству. Но сейчас постановка вопроса о роли (КП) звучит по-другому. Все государства, которые имеют демократию, подходят к решению вопроса комплексно.

В 200 развитых странах вместе с другими отраслями имеет место к существованию (КП). Все главные сферы жизни общества поддаются регулированию конституционного права. В национальной правовой системе данный вид права занимает главную позицию.

При сравнении системы конституционного права с самой Конституцией можно сказать, что оно намного шире Конституции. Например, избирательное право является одним из составляющих конституционного права. А в рамках Конституции это право не существует. В статье вы можете почитать о том, .

На видео-конституционное право как наука:

Существует несколько основных институтов, которые входят в состав системы конституционного права:

  • основные положения конституционного строя;
  • статус и ;
  • федеративная составляющая государства;
  • система органов, входящих в систему госуправления;
  • система органов, входящая в систему местного самоуправления.

Структура

Под структурой понимают конституционно-правовые нормы, которые имеют место быть в определенной последовательности. Эта последовательность определяется содержанием и характером отношений, которые они регулируют. В структуру входит несколько правовых институтов:

  1. Государственное и общественное устройство.
  2. Институт, который подразумевает положение человека в обществе.
  3. Институт политического устройства и его многообразие.
  4. Институт, позволяющий существовать парламенту.
  5. Институт, касающийся президентства.
  6. Институт гражданства.

Правовой институт – он является определенной частью всех норм, которые в силах регулировать некоторые общественные отношения.

Конституционный институт обладает рядом признаков:

  1. Конституционные нормы выделены в обособленную группу, которая является достаточно устойчивой.
  2. Нормы между собой взаимосвязаны единством предмета регулирования.

В конституционном праве существует 3 разновидности институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • простые или одноэлементные.

Головные институты имеют высокую степень обобщения, охватывает большую часть норм. Какие институты можно отнести к данной категории? Это институт свобод и обязанностей, институт гражданства, институт избирательной системы и другие.

Сложные институты могут быть частью головных и входить в их состав. К этой категории можно отнести институт прав и свобод, связанных с личностью человека, институт федеральных органов.

К простым или одноэлементным институтам относят только конституционные и правовые нормы. Причем эти нормы являются очень устойчивыми, они взаимосвязаны друг с другом и не подлежат разделению на последующие институты. В эту категорию относят институт Президента.

Функции науки

Если говорить о науке конституционного права, то она имеет главное значение в познавательном и практическом значении.

Существует несколько функций конституционного права:

  1. Теоретико-познавательная . Под этой функцией понимают разработку категорий и понятий конституционного права. Функция предполагает познание различных закономерностей развития конституционных отношений и установлений.
  2. Методологическая . Вся суть и глубина отношений, которая складывается в обществе, регулируется отраслями права. Именно данная функция отслеживает и позволяет в обобщенной форме выразить всю суть складывающихся отношений.
  3. Духовно-идеологическая . Конституционное право выполняет данную функцию на основе того, что все самые важные индивидуальные и общественные ценности закреплены в данном праве.
  4. Воспитательную функцию может нести конституционное право. Такая функция наделена широким и глубоким духовным потенциалом и нравственным. Воспитательная функция способна оказывать воздействие на массы и сознание определенной личности. В результате происходит формирование конституционной культуры и мировоззрения.
  5. Практико-организационная функция в наше время является значимой. В сфере конституционных отношений определяется практика развития на основании научных выводов и совершенствования законодательства государства. В итоге судебная и исполнительная власть поддается совершенствованию и эффективности работы.
  6. Прогностическая . При реализации конституционного права важно делать прогнозы на будущее. Нужно следить за тем, как повлияет на общество право, будут последствия негативными или позитивными. В результате можно предотвратить волюнтаризм.

Предмет

В качестве предмета выступают гражданские отношения, которые возникают внутри общества. Среди этих отношений выделяют 4 главных и основных направления.

  1. Идеологическое многообразие поддается регулированию и обеспечению. Суверенитет жителей государства тоже поддается регулированию. Юридические нормы сохраняют основы конституционного строя. Также происходит разделение власти, и регулируется верховенство Конституции.
  2. Взаимоотношения между людьми и государством регулируются при помощи законов. Предмет права способен определять статус лиц, которые имеют или не имеют гражданство РФ. Гарантируется обеспечение прав и свобод человека.
  3. способны касаться таких сфер государства, как верховенство законов федерации, федеративное устройство РФ.
  4. способен регулировать то, как функционируют органы судебной власти, органы местного самоуправления, государственной федеральной власти.

Предмет конституционного права говорит о том, что должен устанавливаться определенный государственный режим.

Методы

Для конституционного права характерно наличие 2 методов:

  • императивный;
  • диспозитивный.

В первую категорию методов включают запреты и обязывание. Под запретом понимают то, что какому-либо органу запрещается проводить определенные действия. Примером может служить невмешательство в вынесения приговора в судебной системе. А под обязыванием понимают то, что орган власти обязан выполнять определенные действия. Например, лицо просто обязано уважать свободы и права других лиц. Вторым названием императивного метода является метод властных предписаний. В эту категорию включают штрафы, наложенные на лицо или орган, запреты и обязанности.

Диспозитивный метод подразумевает соблюдение равенства сторон. В диспозитивный метод включается метод дозволения. Это означает, что лица или органы могут проводить определенные операции и совершать ряд действий.

Например, одно из лиц, состоящих в органах власти, может подать в отставку, предварительно подав заявление президенту. Отдельное же лицо может выбрать для себя тот пример поведения, которому он захочет следовать. Права и свободы человека имеют место в законах РФ. А вот пользоваться этими правами или нет, человек решает сам.

Среди этих методов преобладает императивный и властный характер. Это означает, что действуют методы запрета и обязывания. А это говорит о том, что равенство сторон в этом случае соблюдаться не может. Власть напрямую может осуществлять свои права. Когда происходит регулирование правового статуса человека, тогда уже применяют метод дозволения. Именно поэтому они используются реже.

Источники

Под источниками нужно понимать формы, которые способны выразить правовые нормы. Что можно отнести к источникам конституционного права:

  • нормативные и правовые акты;
  • судебные прецеденты;
  • правовые обычаи;
  • договоры, заключенные внутри государства и между государствами.

В группу нормативно-правовых актов включают законы, нормативные акты исполнительной власти и конституционного контроля, регламенты, установленные в парламенте, акты органов местного самоуправления. В статье вы можете найти реальные .

Самые важные законы способны принимать высшие органы власти, а другие законы способны принять и законодательное собрание. Если говорить о том, какую важность представляют законы, то следует выделить обычные, органические и конституционные.

Самыми важными являются конституционные, они наделены высшей юридической властью. Причем в разных странах данный вид законов играет разную роль. Органические законы способны определять, какой статус принимает определенные органы государства. Эти законы способны определять процедуру народного государства.

Обычные законы регулируют те стороны отношений, которые являются менее значимыми в пределах государства.



 

Возможно, будет полезно почитать: