Первая конституция ссср провозглашала. Принятие первой советской конституции россии

  • Вопрос 20. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками
  • Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками
  • Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с покупателями и заказчиками
  • Вопрос 21. Учет расчетов с учредителями и акционерами
  • Вопрос 23. Учет дебиторской и кредиторской задолженности. Система счетов учета расчетов с дебиторами и кредиторами
  • Тема 5. Учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений
  • Вопрос 27. Синтетический и аналитический учет основных средств. Понятие инвентарного объекта
  • Отражение на счетах бухгалтерского учета поступления основных средств
  • Вопрос 29. Учет амортизации основных средств; методы начисления
  • Вопрос 30. Учет выбытия основных средств. Определение финансового результата от выбытия основных средств
  • Вопрос 31. Учет ремонта основных средств. Методы учета
  • Вопрос 32. Нематериальные активы, их состав, характеристика и оценка. Учет поступления, амортизации и выбытия
  • Погашение стоимости (амортизация) нематериальных активов
  • Оценка нематериальных активов
  • Тема 7. Учет труда и расчетов с персоналом предприятия
  • Вопрос 33. Формы, системы и виды оплаты труда, порядок расчета заработной платы и доплат
  • Вопрос 34. Учет удержаний из заработной платы. Виды удержаний.
  • Вопрос 35. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом организации по оплате труда и прочим операциям
  • Записи на счетах бухгалтерского учета начислений заработной платы (кредит счета 70)
  • Записи на счетах бухгалтерского учета удержаний из заработной платы (дебет счета 70)
  • Тема 8. Учет материалов
  • Вопрос 36. Материалы, их состав, классификация и принципы оценки
  • Вопрос 37. Учет отпуска материалов со складов. Методы оценки расхода материалов
  • Вопрос 38. Учет материальных ценностей на забалансовых счетах. Инвентаризация материальных ценностей, учет результатов инвентаризации
  • Вопрос 39. Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии. Методы аналитического учета материалов
  • Вопрос 40. Учет заготовления и приобретения материалов. Формирование фактической себестоимости материалов, поступивших на склад организации (пбу 5/01)
  • Способы оценки материалов при их приобретении
  • Записи на счетах бухгалтерского учета заготовления и приобретения материалов
  • Тема 9. Учет затрат на производство
  • Вопрос 41. Затраты на производство, их классификация. Общие принципы организации учета затрат на производство продукции, работ, услуг
  • Вопрос 42. Учет прямых затрат
  • Вопрос 43. Сводный учет затрат на производство
  • Вопрос 44. Учет накладных расходов. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, их состав порядок учета и списания
  • Вопрос 45. Разграничение затрат по временным периодам (учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов)
  • Тема 10. Учет готовой продукции, ее продажи и финансовых результатов
  • Вопрос 46. Готовая продукция, ее состав и принципы оценки. Учет выпуска готовой продукции
  • Вопрос 47. Учет отгрузки (отпуска) продукции покупателям. Методы учета продажи продукции в бухгалтерском учете и для целей налогообложения
  • Вопрос 48. Расходы на продажу: их состав, порядок учета и списания на себестоимость реализованной продукции
  • Вопрос 49. Учет внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов отчетного периода
  • Вопрос 50. Финансовые результаты деятельности организаций, их состав. Определение и списание финансовых результатов от обычных видов деятельности
  • Вопрос 51. Учет операционных доходов и расходов отчетного периода Состав прочих доходов и расходов
  • Вопрос 52. Учет прибылей и убытков организации. Порядок расчета налога на прибыль
  • Вопрос 53. Расходы организации: состав, порядок учета (пбу 10/99)
  • Тема 11. Учет капитала, резервов и займов
  • Вопрос 54. Виды и учет резервов организации
  • Вопрос 55. Особенности формирования и учет уставного капитала в организациях различных форм собственности
  • Вопрос 56. Учет банковских кредитов и займов других организаций; порядок учета процентов за банковский кредит
  • Тема 12. Бухгалтерская отчетность
  • Вопрос 58. Взаимосвязь бухгалтерского учета и отчетности. Содержание бухгалтерской отчетности
  • Вопрос 59. Бухгалтерский баланс организации, принципы построения, содержание, правила оценки статей
  • Вопрос 60. Отчет о прибылях и убытках
  • Вопрос 23. Учет дебиторской и кредиторской задолженности. Система счетов учета расчетов с дебиторами и кредиторами

    Дебиторская задолженность – это задолженность другой организации, работников и физических лиц перед данной организацией.

    Кредиторская задолженность – называется задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам, которые называются кредиторами.

    По сфере возникновения дебиторскую и кредиторскую задолженность делят на две группы:

      задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;

    К этой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Она учитывается на счетах 62 и 60.

      задолженность по другим операциям.

    К дебиторской задолженности второй группы относятся:

      авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);

      суммы по предъявляемым претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»);

      задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям»);

      задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями»);

      задолженность по прочим операциям (счет 76).

    К кредиторской задолженности второй группы относятся:

      задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68);

      задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69);

      задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76);

      обязательства по выплате дивидендов (счет 75);

      задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76).

    Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно и в зависимости от сроков погашения (в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.

    Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью банковских операций.

    В Гражданском кодексе и Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:

      платежными поручениями;

      по аккредитиву;

    Наиболее распространенной формой являются расчеты платежными поручениями. Владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения используются для предварительной и последующей оплаты товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам.

    При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя.

    Такая форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. Продукция оплачивается по месту нахождения поставщика после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки.

    Чек определяется как ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

    Расчеты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет средств клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязательства. На банки возлагаются обязанности по получению денежных средств от плательщика и доставке их получателю, а также информированию получателя средств по его требованию о причинах неоплаты расчетных документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по оплате банку соответствующей суммы вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами в договоре.

    При отсутствии свободных денежных средств возможно использовать товарообменные операции, осуществляемые на основе договора мены (ст. 567, ст. 568 ГК РФ).

    При возникновении у организаций встречных требований и взаимных задолженностей в ситуации, когда в результате исполнения двух или более договоров между собой каждая сторона одновременно выступает кредитором по одному обязательству и должником по другому, партнеры прибегают к такому способу прекращения обязательств, как взаимный зачет.

    В последнее время широкое развитие получил биржевой рынок, и соответственно начали развиваться специфические биржевые формы расчетов. На бирже могут совершаться простые, форвардные, фьючерсные и опционные сделки.

    Простые биржевые сделки – это сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; форвардные сделки - это сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки - сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара; опционные – сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

    Одним из главных инструментов контроля за состоянием расчетов с кредиторами и дебиторами является инвентаризация расчетов. Инвентаризация задолженности при расчетах с покупателями, поставщиками, с бюджетом с подотчетными лицами, работниками, банками и другими кредитными учреждениями, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты счета расчетов.

    Принятие первой Конституции СССР - 1924 г.

    Принятие второй («сталинской») Конституции СССР - 1936 г.

    Принятие третьей («брежневской») Конституции СССР - 1977 г.

    Конституция СССР 1924 г.

    Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.

    Конституция СССР включала в себя 2 раздела:

    • Декларацию об образовании СССР - включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время - борьбе против мирового капитализма;
    • Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.

    Основные особенности Конституции 1924 г.:

    • Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
    • союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
    • ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
    • ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.

    Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

    Конституция СССР 1936 г.

    Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства - построение социализма.

    Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.

    Активное участие в создании текста Конституции принимали и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.

    Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:

    • основа экономики - плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
    • у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
      • всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
      • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
    • была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
    • средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
    • партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
    • Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
    • Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.

    27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с , занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил .

    7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции - официальный государственный праздник.

    Конституция СССР 1977 г.

    Действовала с 7 октября 1977 г. до (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:

    • вводная часть - содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
    • политическая система - данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
    • экономическая система - ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
    • органы власти - увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
    • государственное устройство - без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.

    В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.

    Конституция СССР - основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года.

    Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы Владимиром Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР.

    В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства - Союз Советских Социалистических Республик. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР, в состав которой входили Грузия, Армения и Азербайджан. Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной.

    Для подготовки будущей Конституции было образовано шесть комиссий. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен.

    В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года - первый основной закон СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик, особый характер национальной политики Советского государства.

    Договор об образовании СССР включал 11 глав. Главный смысл первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, - закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик.

    Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

    Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра - в Москву. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году.

    Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

    В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д.

    Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах. При этом сохранялось преимущество для рабочих: от городских советов и т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс. Сохранилось ограничение политических прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не допускалось от 2 до 9% населения старше 18 лет.

    Анализ частей основного закона показывает, что главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

    В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. Декларация, как бы обозначала достижения молодой советской власти.

    Вторая составная часть конституции - договор об образовании СССР включил в себя следующие главы:

    Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

    Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

    Глава 10. О союзных республиках

    Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали:

    а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

    б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

    в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

    г) объявление войны и заключение мира;

    д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

    е) ратификация международных договоров;

    ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

    з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

    и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

    к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

    л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

    м) установление единой денежной и кредитной системы;

    н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

    о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

    п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

    р) установление основных законов о труде;

    с) установление общих начал в области народного просвещения;

    т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

    у) установление системы мер и весов;

    ф) организация общесоюзной статистики;

    х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

    ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

    ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

    ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

    Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

    Верховным органом власти СССР, в соответствии со ст.8 Конституции являлся съезд Советов СССР. Утверждение и изменение основных начал Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

    Съезд Советов ССР избирался от городских Советов из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей.

    В соответствии со ст. 11 Конституции, очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.

    В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.

    В соответствии со ст. 16 Конституции, Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривали все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и Других органов власти на территории Союза Советских Социалистических Республик.

    Законопроекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик (ст. 22 Конституции).

    В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передавался в создаваемую ими согласительную комиссию.

    При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик (ст.24 Конституции).

    ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека.

    ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

    Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

    Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

    Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. «В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса» (ст.61). В рамках Конституции выделяется отдельная глава 9 «Об Объединенном Государственном Политическом Управлении».

    В соответствии со ст.63 Конституцией СССР 1924 г., надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик был возложен на прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

    Отдельно в Конституции урегулировано правовой статус и состав Верховного суда СССР (глава 7), учреждение которого провозгласила ст.43.

    К его компетенции было отнесено:

    а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

    б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

    в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

    г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

    д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

    Верховный действовал в составе: пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик; гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик; военной и военно-транспортной коллегий.

    Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначался Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИК СССР.

    Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Конституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.

    Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и введена статья “Об основах экономического строя РСФСР”. Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

    Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

    Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”, то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью “осуществление коммунизма”, а о других странах ничего уже не говорилось.

    12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

    Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

    После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

    Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

    Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

    Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

    После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

    Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

    5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

    21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.



     

    Возможно, будет полезно почитать: