Трудовое право, право социального обеспечения. Понятие и социальное назначение трудового права

Министерство образования Российской Федерации

Гуманитарно-инженерный колледж

Контрольная работа

по предмету «Основы права»

на тему: Понятие, сущность и признаки права.

Выполнил: студентка гр.ЗМС-102 Воложанина М.С.

Проверил: преподаватель Косилова О.Е.

г. Артемовский

Введение …………………………………………………………………………...3

1. Понятие права …………………………………………………………………..4

2. Основные признаки права.

2.1.Сознательно-волевой характер ………………………………………….. 6

2.2. Нормативность …………………………………………………………….. 6

2.3. Формальная определенность …………………………………………….7

3. Сущность права ………………………………………………………………. 10

4. Принципы права ……………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………….. …………………………………. 15

Литература ………………………………………………………………………. 16

Введение.

Право -это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире су­ществует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время уче­ные стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

1.Понятие права.

Правопонимание - это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права – это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании.

Право – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании.

Право – реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Право в философском правопонимании.

Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость,

объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту).

Право в интегративном правопонимании.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

2. Основные признаки права.

2.1. Сознательно-волевой характер .

Право-проявление воли и сознания людей. В праве отражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Эти потребности, интере­сы и цели обычно противоречивы, а иногда и противополож­ны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выра­жать доминирующую волю классов, социальных групп, либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и право­вом государстве.

2.2.Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юриди­ческое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относитель­но того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий ин­струмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере - это не просто формиро­вание типичного

правила, а нечто большее - гарантия осуще­ствления субъективного права.

Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нор­мативную природу имеет и субъективное право, т.к. его содер­жание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его фун­кциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чув­ствует себя уверенно и свободно, находится под защитой обще­ства и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несво­боден. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

2.3. Формальная определенность.

Следует заметить, что фор­мальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы - заповеди формулируются в свя­щенных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соот­ветствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство

в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы вы­ражения.

Нормы права официально закрепляются в законах или иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных ре­шений, признаваемых в

качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующем применение обычая, либо текстом судебного решения, приня­того на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях - естественное, позитивное, субъективное - создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. е. го­сударства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворче­стве зависят виды основных форм (источников) права: норма­тивный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент. Государство, имеющее монополию на осуществление при­нуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, пер­воначально выполняя главным образом охранительную функ­цию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую оп­ределенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становитсячастью существующего.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, ко­торое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и

Сущность права общесоциальна, оно отражает нормативно-определенную в официальных источниках и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения .

Право выражает общую волю населения, сформированную в результате уступок, компромиссов существующих в обществе интересов.

Общее в философском и прагматическом подходах:
    • признание права эффективным нормативным регулятором .

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Дополнение

Классовый подход

Является хронологически первым. Право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. (можно признать ответвлением прагматического)

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством , направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:

1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм , обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права .

3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства , каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.

4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности , этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права .

По мнению М.Н.Марченко к наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства.Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями.

Норма права в конечном счете является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право «всегда есть прежде всего совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В тоже время, государство, создавая право, лишь формулирует его (является в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В тоже время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.

Сущность и содержание права

(в материальном смысле) в конечном итоге является не личность , а общество. На-циональный характер правотворчества связан с формой на-ционального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным обра-зом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (экономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.

Если право определяется «совокупностью рамок и правил», охраняющих частные интересы, то свободу составляют «личное сознание и общее право».Е.Н.Трубецкой писал: «Свобода внутренняя предполагается правом как условие его существования...», или «где вовсе нет свободы, там вообще не может быть никакого права».Е.Н.Трубецкой подчеркивает, что свобода является содержанием права, у В.О.Ключевского - личное сознание и право являются простыми элементами системы права , в отличие от свободы, которая является сложным элементом. Свобода связана, как и право, с фактом личного сознания, одна-ко подчеркивается в свободе «стремление определять себя к деятельности».Связь понятия свободы с действием проявляется следующим образом: «под свободой, с одной стороны, мы разумеем всю сумму действующих и законом определенных прав, которые определяют простор деятельности каждого человека». Или другое определение: «под свободой разумеется... и общее право или признанное стремление человека самому определять себе известный простор для деятельности».

Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае - можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность - понятие из области права, а необходимость - простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора». В.С.Нерсесянс отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право - это формальное равенство; право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право - это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние - первую и друг друга».Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.

Понятие права в объективном и субъективном смыслах

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты , правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права . Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности : на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия , на образование и т.д.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

Основные концепции правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека , включающей в себя познание права , его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества , взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права , правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права - это сжатая юридическая теория, то юридическая теория - это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории».В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

1. Естественно-правовая концепция . Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством , право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий». Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека . объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль . Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием . Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности , правового государства ». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.

2. Историческая школа права . Наибольшее развитие получила в конце XVIII - начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права , выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории ». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала. В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения . Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).

3. Нормативистская теория права . Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов , договоры , предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики , политики, социальной системы. «Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права ; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий…Определение основано также на обобщении». В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права , а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка , т.е. под государством понимается прежде всего государственный режим. Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном - порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.

4. Марксистская теория права . Эта теория приобрела завешенную форму в XIX - XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

5. Психологическая теория права . Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право - устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения . Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права , уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика , судебная психиатрия и др.).

6. Социологическая теория права . Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений . Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг». Главное для данного направления - изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М.Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности. Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации…Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество». Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А.Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.

7. Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход прежде всего направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права . Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Право и закон

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладает два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным . То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права. Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.

Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, гуманизму и т.д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал», который и составляет содержание правовых законов. Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала», т.е. не соответствуют правовым принципам - не являются правовыми. Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью. Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются».

В настоящее время приходится констатировать нерешенность проблемы соотношения права и закона, поэтому продолжают существование различные теории правопонимания . Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой стране существуют свои подходы к данной проблеме. Например, в России не существует в целом проблемы противоборства права и закона, традиционно право рассматривается в единстве с законом, важным является не противопоставление естественного права позитивному, а достижение соответствия между содержанием и формой позитивного права. Но на теоретическом уровне предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона». Каким бы не было существо спора, закон всегда должен соответствовать праву, закрепленному в виде основополагающих принципов права , которые играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования правовых норм и правового регулирования общественных отношений.

Право и экономика, право и политика, государство и право

Вопросы соотношения права и экономики , права и политики являются спорными в юридической науке. Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам . Согласно второму походу, право наоборот должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции . Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.

В настоящее время сформулированы в России основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства , предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора , из причинения вреда и др.).

Рассматривая соотношение права и политики, необходимо учитывать, что политика появилась вместе с государством. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество . Традиционно политика рассматривается как государственное управление обществом. Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями. Некоторые представители науки считают политику средством политической борьбы. Основным объектом политики являются проблемы, нарушающие баланс общественных сил и интересов, которые можно решать путем реформ в государственно-правовой сфере. В античных государствах соотношение права и политики получило самые разнообразные формы. Здесь определилось понятие политики как светского, общественного института, выражавшего общие интересы полиса (города-государства). Получили большое признание приоритет законов перед государственной властью (Платон) и идея справедливости как главная основа политики (Аристотель). Характерной чертой политики средневековых государств являлась политическая раздробленность (сеньориальная монархия, в том числе и как основную цель политики государств-членов ООН . Общепризнанные демократические основы права получили распространение в современных конституциях . Права человека стали главным ориентиром и средством осуществления политики и для государства, и для общественных объединений . Политика правового государства не может быть свободна от требований конституции, от норм международного права и международных договоров . Государство проводит эти принципы во внутренней и внешней политике, соблюдает в процессе принятия политических решений.

Единство государства и права проявляется в том, что они возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами и инструментами власти . Различия между государством и правом состоят в том, что государство является особой организацией политической власти, а право выступает в роли социального регулятора. Государство при этом выражает силу, а право волю. Если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом государства - государственный орган . Воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право в результате правотворчества , а также реализует его в процессе правоприменения . С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата и компетенцию его органов.

Типы права: различные подходы

Типология права - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права . В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея - делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество . Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие принципы права : национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи : англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

В статье 7 Конституции РФ закреплено, что РФ- социальное государство. Трудовое законодательство в силу тех целей и задач, которые стоят перед ним, относится к социальному законодательству, можно сделать вывод, что через трудовое законодательство реализуется социальная функция государства.

Функции трудового права можно определить как внешнее проявление реализации основных задач трудового права 1 , которые изложены в ч.2 ст. 1 ТК, согласно которой главной задачей трудового права является «создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства…» Трудовому праву присущи как специально юридические функции (регулятивная и охранительная), так и специфические и характерные только для трудового права, к ним обычно относят социальную (защитную), экономическую (производственную), воспитательную (идеологическую) и политическую (А. С. Пашков) Но наиболее важными и основными являются социальная и производственная. 2 Однако, существует наиболее современный подход к системе функций в котором критерием выступает интерес основных субъектов, выделяется 2 функции: правового обеспечения интересов работников и их представителей и функция правового обеспечения интересов работодателей и их представителей. 3

Как говорится, где нет конфликта интересов- там нет права. т.е. интерес- ключевая категория. В процессе трудовых отношений взаимное столкновение интересов неизбежно, единственный выход разрешения этого конфликта- разграничение интересов правом. Если интересы разграничены, то ничего не мешает их реализации. А реализация выражается в удовлетворении потребностей (индивидуальных и коллективных).

Трудовое право призвано в первую очередь защищать интересы работника, так как он является более слабой стороной трудовых отношений. Следовательно, основной функцией трудового права является именно защитная функция. Однако в последнее время можно сказать, что защитная функция уделяет достаточно внимания и интересам работодателей и публичным интересам.

Защитная функция трудового права в Советское время появилась с принятием первых декретов о труде, а затем получила свое развитие в КЗоТ РСФСР 1918 г., устанавливались множество гарантий: 8 часовой рабочий день, отпуск, страховые выплаты, но постепенно начинала закрепляться трудовая повинность. Например, с июня 1940 г. была установлена уголовная ответственность за прогул без уважительных причин и за опоздание свыше 20 мин. Наказание устанавливалось в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы до 25% заработка. Самовольный уход с работы предусматривал еще более суровую санкцию - тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев, что сохранялось до 1956 г. 4

Сегодня действует Трудовой кодекс РФ, разработанный с учетом требований рыночных отношений в сфере труда. Соответственно изменилось действие защитной функции, которая в рыночных условиях должна качественно по-новому воздействовать на трудовые отношения. Однако, если в советское время действие защитной функции было снижено в отношении защиты прав работников на уровне законодательства, то сегодня просто законы не исполняются или исполняются ненадлежащим образом.

Социальная функция проявляется, например, в законодательном закреплении норм права, устанавливающих различные гарантии для работников: при приеме на работу (ст. 64 ТК и др.), при расторжении трудового договора (гл. 27 ТК), в процессе работы (гл. 24-26 и др. ТК); проявляется также в нормах об охране труда (разд. X ТК и др.); о материальной ответственности работников за вред, причиненный имуществу работодателя (гл. 39 ТК)

В ст. 352 ТК РФ закреплены следующие основные способы (формы) защиты трудовых прав и свобод работников: 1) самозащита работниками своих трудовых прав; 2) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита.

В ТК РФ определен круг органов, в которые работник может обратиться за защитой своих прав (Федеральная инспекция труда - ст. 354; профессиональный союз - ст. 370; комиссия по рассмотрению трудовых споров, суд - ст. 382). Интересы трудового коллектива согласно ТК РФ защищаются примирительными ко миссиями (ст. 402), посредником (ст. 403), трудовым арбитражем (ст. 404). В законодательстве о труде закрепляется компетенция этих органов, порядок ее реализации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная функция находит достаточное закрепление в действующем Трудовом кодексе, давая работнику достаточно инструментов защиты. Однако, для полноценного действия социальной функции трудового права имеет смысл модернизировать трудовое законодательство по некоторым вопросам, в частности: более конкретно прописать компетенцию надзорных органов, усилить надзор; законодательно cтимулировать профсоюзное движение; ужесточить санкций за трудовые правонарушения, а также необходима комплексная миграционная политика.

Литература

1. Сафонов В.А., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. 3 -е изд. М.: Юрайт, 2010. С. 68.

2. Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Трудовое право России. 3 -е изд. М.: Норма, 2012. С. 75.

3. Лебедев В. М. Агашев Д. В. Белинин А. А. Дворецкий А. В. Трудовое право России. М.: Норма, 2013. С. 45.

4. Егорова А.Ю. защитная функция трудового права: история и перспективы развития // Право и политика. 2010. №2. С. 285.

© Порошин В. Л., 2013

Самарина О.А.

аспирант

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Васильева Ю.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

  1. Социальное назначение и функции логики

    Реферат >> Философия

    Логики формальной и диалектической Социальное назначение и функции логики Заключение Список... с природой, в ходе трудовой деятельности находили простейшие приемы познания... формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности...

  2. Трудовое право Украины (2)

    Реферат >> Государство и право

    Которые отображают его служебное назначение . Функции трудового права также обусловленные экономическим базисом... социальной справедливости и социальной безопасности, включая социальную и воспитательную помощь». К социальной функции трудового права тесно...

  3. Курсовая >> Остальные работы

    ... функций российского трудового права . 3. В системе функций трудового права следует выделять в качестве основных социальную и экономическую функции . 4. Реализация экономической (производственной) и социальной ...

  4. Понятие трудового права . Нормы права , находящиеся в сфере пересечения трудового и уголовного пра (2)

    Реферат >> Государство и право

    Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов Социальное назначение по-прежнему самой... оговоренном месте и по оговоренной трудовой функции , трудовые отношения возникают с момента факти­ческого начала...

  5. Курс лекций по Трудовому праву

    Реферат >> Государство и право

    ... трудового права . 2. Метод трудового права . 3. Сфера действия трудового права . 4. Роль и функции трудового права . Цели и задачи трудового ... назначению , что не относится к отрасли трудового права , а принадлежит к отрасли права социального обеспечения. Трудовые ...



 

Возможно, будет полезно почитать: