Ущемление прав человека статья ук. Нарушение и ущемление прав человека

Дата написания: 2014-04-29


Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья. Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.

Необходимо отметить, и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).

Правовая система общего права

Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: "судебная защита предшествует праву". Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах. Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.

В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние - направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.

Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.

Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии. При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности. Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более "свободен" что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.

Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем. Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы. Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.

Правовая система континентального права

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. (Рене Давид)

Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е. восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.

Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности. Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.

В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.

Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:

  • Пандектная система
  • Институционная система

В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е. применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д. Последние образовывают так называемую "Особенная часть", включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов. Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части - первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается. Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.

Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.

Религиозные и традиционные правовые системы

Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла. Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной. И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.

Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового. Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке). Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.


Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции. Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как "работающие", стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений. К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.


Подведем итоги.

В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.

Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи

  • Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
  • Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
  • Религиозные и традиционные правовые системы

В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской - закон, а в религиозных и традиционных правовых системах - доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более "обтекаемы" и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

Введение…………………………………………………………………...2

Глава 1. Общие положения.

1.1. Понятие и виды правовых систем современности…………….....4

1.2. История возникновения романо-германской правовой семьи…………………………………………………………………6

Глава 2. Источники права.

2.1. Закон…………………………………………………………………..13

2.2. Обычай……………………………………………………………….15

2.3. Судебная практика…………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………..19

Библиографический список…………………………………………..…21

Введение.

Данная тема была выбрана мной потому, что актуальна и познавательна. Право и государство неразрывно связаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Актуальность этой темы обусловлена не только тем, что романо-германская система самая распространенная в мире среди прочих правовых систем, но и потому, что современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

В наше время данное исследование представляет большой интерес. Этой проблемой занимались знаменитые правоведы и юристы. Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Рене Давида, выдержавшая у нас два издания . В советское время был выпущен двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существовавшей тогда социалистической правовой системы . Появилась работа Ф.М. Решетникова «Правовые системы стран мира» .

Цель исследования: рассмотреть романо-германскую правовую систему.

Задачи исследования:

Обозначить основные понятия и виды правовых систем современности;

Проследить историю возникновения романо-германской правовой семьи;

Проанализировать основные источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина.

В работе использовались труды отечественных и зарубежных политологов – проф. Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, Р.Давида, А.Х. Саидова и др.

В структуре работы имеется содержание, главы, предназначенные для пояснения отдельных моментов курсовой работы, заключение и библиографический список.

Глава 1. Общие положения.

1.1. Понятие и виды правовых систем современности.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология - активная сторона правосознания

Судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем «семьи» .

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права .

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической.

К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».

Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем в книге «Введение в правовые сравнения в частном праве», вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».

«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо - американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида.

При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).

А. Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: Романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права . В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Под системой права понимается определенная внутренняя структура (организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

1.2. История возникновения Романо-германской правовой семьи.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира . В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Правовые системы романо-германской семьи по содержанию существенно отличаются друг от друга, и особенно их публичное право, что связано с различиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторые отрасли частного права также отражают разные подходы или уровни развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм рассматриваемые правовые системы благодаря их структуре могут быть сближены и объединены в одну семью.

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы. Повсюду мы встречаемся с одним и тем же фундаментальным делением права на публичное и частное, которое основано на идее, очевидной для всех юристов этой семьи, а именно: отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах.

В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи, ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Еще одна отличительная особенность романо-германской правовой системы – строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. В рамках отраслей права развиваются подотрасли и институты. Так, конституционное право включает в себя подотрасли прав и свобод граждан, избирательного права, федерального права, власти и государственных органов, институты прямой демократии .

Романо-германской правовой системе присущи следующие теоретические концепции государственной власти и демографических институтов, получившие распространение в современном мире:

1. признание доктрины и принципов правового государства;

2. закрепление принципа разделения властей;

3. обеспечение систематического конституционного контроля

(конституционное правосудие);

4. регулирование административной юстиции;

5. гарантии развития многопартийной системы;

6. обеспечение местного самоуправления.

Обязательственное право – один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в романо-германскую семью. Опираясь на римское право, доктрина в странах романо-германской семьи создала обязательственное право, которое считается разделом гражданского права, главным объектом юридической науки. Как фактор, определяющий единство правовых систем романо-германской семьи, обязательственное право играет роль, подобную трасту в странах общего права и праву собственности в социалистических странах.

Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают, оценивают и анализируют одинаково. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень: ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле.

Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, как ее понимают в континентальной Европе. Нельзя создать подлинный кодекс, если видеть нормы права в каждом решении, вынесенном судьей по конкретному делу. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.

Правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между решением спора – конкретным применением нормы – и общими принципами права. Искусство юриста в странах романо-германской правовой системы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетом необходимости указанного равновесия. Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики, но, в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь к конкретной ситуации .

Концепция правовой нормы, преобладающая в странах романо-германской правовой системы, обусловливает существование значительно меньшего числа правовых норм, чем в странах, где степень обобщения правовой нормы находится на более низком уровне и где норма предусматривает конкретные детали ситуации. Право в странах романо-германской правовой системы состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями.

Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права – значит противоречить всей романо-германской традиции.

Во всех странах романо-германской правовой системы практика, в конечном счете, следует средним путем, который носит эмпирический характер, и изменяется в зависимости от судей, эпохи и отрасли права. Законодательные тексты часто рассматриваются преимущественно как своего рода путеводители в поисках справедливого решения, а не как строгие приказы толковать и решать определенным образом.

Говоря о романо-германском праве, мы говорим о правовой культуре, основанной на юридической системе Древнего Рима. Однако вопреки довольно распространенному мнению, романо-германское право опиралось непосредственно на римское частное право – право конституционного характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное в преобразовании (компиляции) свода законов Юстиниана. Упомянутые достижения правовой культуры являются, скорее, элементом духовной жизни Возрождения, созданным в западноевропейских толкователями положений римского частного права – глоссаторами, историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том, что они на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, заложенные в римском частном праве. Они-то, эти логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология римского права, и могут быть охарактеризованы в качестве материалов правовой культуры, которая была воспринята законодательством континентальной Европы, а затем через более совершенные достижения его (Кодификацию Наполеона, Германское Гражданское уложение и др.) распространилось на многие страны мира . Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее классическим.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.

Частное право опосредствует отношения между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

К сфере публичного права относятся конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли ООН, институты трудового права и т.д.

В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, ООН, институты трудового права и некоторые другие.

Однако такое деление в огромной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но, тем не менее, все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем.

Глава 2. Источники права.

Изложить принятую в романо-германской правовой семье теорию источников права – нелегкое дело. Концепции римского права по этому вопросу в наше время полностью обновлены и не могут служить общей исходной основой. Правовые системы, составляющие романо-германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические по сравнению с другими черты. Более того, даже в каждой системе национального права этот вопрос весьма сложен и зачастую спорен. Способ, с помощью которого дается ответ на этот вопрос, может зависеть от отрасли права, в отношении которой он поставлен; от психологии автора; философских тенденций, господствующих в данный момент.

Закон в широком смысле слова – это, по-видимому, в наши дни первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи. Все эти страны – страны «писаного права». Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Другие источники права в свете этого анализа занимают подчиненное и малозначимое место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права – законом.

Однако это подход, как бы много о нем ни говорили, очень далек от реальности. Он мог быть идеалом правовых школ, господствовавших во Франции в XIX веке, но никогда не был полностью принят практикой, а в настоящее время и в теории все более открыто признают, что абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи является фикцией и что наряду с законом существуют и иные важные источники права.

Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права – значит противоречить всей романо-германской традиции. Университеты, в которых формировались юридические концепции, опирались на римские законы и использовали их. С другой стороны, до XIX века интерес к национальному закону не проявлялся. Школа естественного права, начиная с XVII века, требовала, чтобы законодатель санкционировал своим авторитетом справедливые нормы, созданные доктриной, основанной на природе и разуме. Но, предлагая новую технику кодификации, эта школа никогда не смешивала право и закон и не утверждала, что изучение только закона позволяет узнать, что такое право .

Р. Давид подчеркивает, что суды и юристы стран романо-германской правовой семьи в настоящее время чувствуют себя увереннее лишь тогда, когда они могут сослаться на один или несколько законов для обоснования предлагаемого ими решения. Иногда при обращении в суд или принесении жалобы в ту или иную судебную инстанцию возникает необходимость указать, какой закон нарушен. Все это создает впечатление, будто в романо-германской семье право и законы – одно и то же .

Но для того, чтобы понять действительное положение вещей, необходимо узнать, как толкуются законы, как на них ссылаются, а иногда нейтрализуют их действие.

Даже в первое время после наполеоновской кодификации судебная практика не ограничивалась лишь применением текста закона, но в течение всего XIX века ее вклад в эволюцию права оставался в тени. Однако на рубеже нашего века роль судебной практики стало трудно скрывать, так как новые условия потребовали от нее новых, более активных инициатив. Как сказал председатель Кассационного суда Балло-Бопре, судебная практика постоянно двигалась вперед «с помощью кодекса, но дальше кодекса», подобно тому, как в давние времена прогресс шел «с помощью римского права, но дальше римского права».

Таким образом, можно констатировать, что, хотя правотворческая роль законодателя велика, само по себе право – это нечто большее, чем только закон. Оно не растворено во власти законодателя; право должно создаваться совместными усилиями всех юристов, всех тех, кто участвует в осуществлении правосудия.

2.1. Закон

Обстоятельства, которые определили важную роль закона как основного источника романо-германского, обусловили и возможность, необходимость кодификации права. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается как бы пронизанным определенными принципами. Кодификация придает праву определенность и ясность, значительно облегчает его практическое использование и является логическим завершением сложившегося в континентальной Европе понимания правовой нормы и права в целом. Кодификация завершает формирование романо-германской правовой системы как целостного явления . Особенно значительной была при этом роль французской кодификации, особенно гражданский кодекс, оказавший значительное влияние на процесс утверждения принципов буржуазного права во многих государствах европейского континента и за его пределами.

Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

По словам В. Кнаппа, некоторые страны отказались от судебного контроля за конституционностью законов, например Нидерланды, Франция, где этому способствовали причины исторического порядка .

Конституционные законы по значению сравнимы с ролью международных конвенций. В некоторых конституциях (например, Франции, Нидерландов) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов.

Некоторые законы именуются кодексами. Первоначально это слово обозначало сборник, в котором объединены самые различные законы. Сегодня слово «кодекс» широко используется для наименования сборника законов, группирующих и излагающих в систематизированном виде нормы права, относящиеся к одной определенной области. В XIX и XX веках кодификация получила широкое распространение во всех странах романо-германской правовой семьи. В большинстве стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Единственное исключение в Европе – Скандинавские страны. В каждой из них был издан только один кодекс (например, в Дании – в 1683 году, в Норвегии – в 1687 году, в Швеции – в 1734 году) .

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, декретов (издаются не парламентом, а другими государственными органами), административных циркуляров и др.

В странах романо-германской правовой семьи, в принципе, установлено четкое различие между актами нормативными, которые формулируют юридические нормы, и простыми административными циркулярами, указывающими, как администрация понимает правовую норму и как она намерена ее применять. Административные чиновники зачастую знают право лишь по служебным инструкциям, которые они получают в форме циркуляров.

Что касается стиля законов, то в странах романо-германской правовой семьи сложились две противоположные тенденции: первая заключается в стремлении сделать законы как можно доступнее, вторая, напротив, - в применении при выработке нормы права по возможности наиболее точного технического языка, даже если это может сделать право понятным лишь специалистам. Во всех странах имеются сторонники и того и другого подходов.

2.2. Обычай.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Существует концепция социологического плана, которая преобладающую роль среди источников права отводит обычаю, считает, что именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной. В противоположность указанной концепции позитивистская школа сводит роль обычая на нет. В ее представлении он играет лишь самую малую роль в праве, всесторонне кодифицированном и отождествленном с волей законодателя.

Р. Давид отмечает, что обычай не является тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа. Он лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современном обществе этот элемент далеко не всегда имеет первостепенное значение по отношению к законодательству. Но его роль вместе с тем отнюдь не так незначительна, как полагает юридический позитивизм .

Закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Обычай может действовать не только secundum legem (в дополнение к закону), но и praeter legem (кроме закона), поскольку современные юристы романо-германской правовой семьи стремятся опереться в своих рассуждениях на законодательство. В этой связи обычай praeter legem обречен на весьма второстепенную роль. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra (adversus) legem (против закона) . В таком случае роль обычая, во всяком случае, внешне, очень ограничена, даже если он в принципе не отрицается доктриной. Совершенно ясно, что суды не любят выступать против законодательной власти.

Таким образом, за редкими исключениями, обычай потерял характер самостоятельного источника права. Случается, что о нем вообще вспоминают лишь тогда, когда говорят о толковании закона.

2.3. Судебная практика.

Чтобы судить о важности судебных решений в выработке права стран романо-германской правовой семьи, следует и здесь остерегать готовых формул, которые, стремясь подчеркивать исключительность закона, отказываются признавать источником права судебную практику.

Подобное отношение к судебной практике – чаще всего признак разрыва между теорией и практикой, между университетами и дворцами правосудия. Но на этом основании нельзя делать вывод, что судебные решения не являются источником права.

Сборники и справочники судебной практики пишутся не для историков права или социологов и не для удовольствия их читателей: они создаются для юристов-практиков, и их роль объяснима лишь тем, что судебная практика является в прямом смысле слова источником права. Количество и качество этих сборников могут дать представление и о важности судебной практики как источника права в романо-германских правовых системах.

Но судебная практика отказывается создавать правовые нормы, так как это, по мнению судей, дело лишь законодателя и правительственных или административных властей, уполномоченных на то законодателем.

Сходство той роли, которую играет судебная практика во всех странах романо-германской правовой семьи, обусловлено не только традицией, но также принципами организации, способом подготовки и подбора судей. В этом все страны романо-германской правовой семьи имеют ряд характерных черт.

Повсюду судебная система построена по иерархическому принципу. Споры подведомственны по первой инстанции судам, расположенным по всей территории страны. Над ними имеется значительно меньшее число апелляционных судов. Здание венчает верховный суд. Это самая общая схема, но в ее рамках встречаются и отличия. Например, весьма несходны суды первой инстанции; их может быть несколько видов в зависимости от характера споров . Кроме обрисованной выше общей судебной системы в ряде стран имеются и другие независимые от нее юрисдикции, например, во Франции, где систему административных судов венчает Государственный совет.

Судьи в странах романо-германской семьи – это, как правило, юристы, которые профессионально и постоянно занимаются судебной деятельностью. Но общий принцип знает и исключения. В некоторых странах на определенное время на судейские должности могут избираться не юристы (например, сельские кантоны в Швейцарии). Судьи обычно назначаются пожизненно, и принцип несменяемости служит одной из основных гарантий их независимости. Но существует и иной порядок, например, в Швейцарии судьи Федерального суда избираются на 6 лет Союзным собранием. Они могут быть переизбраны, что часто и происходит.

Обратим внимание еще на один элемент – стиль судебных решений. Хотя судебные решения в странах романо-германской семьи сходны в том, что должны быть мотивированы, стиль, в котором они составляются, отличается от страны к стране. В некоторых странах (Франция, Нидерланды, Бельгия и др.) используется французская техника – судебное решение, сжатое в одной фразе, считается здесь тем совершеннее, чем оно короче и выдержаннее. В других странах, таких, как ФРГ, Швейцария, Швеция, Греция, Италия, судебные решения часто содержат ссылки на предыдущие решения или на доктринальные произведения.

Рассмотрим теперь вопрос, допустимо или недопустимо особое мнение судей, оставшихся в меньшинстве. Этот институт находит расположение многих стран романо-германской правовой семьи, в частности стран Латинской Америки. В Европе возможность особого мнения обеспечивается письменным характером процесса – в этом случае, голосование лица, оставшегося в меньшинстве, будет отражено в протоколе, но не получит огласки.

В порядке исключения из общего принципа в особых случаях может быть установлена обязанность судьи следовать определенному прецеденту или линии, установленной прецедентами.

В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII-XIX веков основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.

Поскольку это изменение произошло сравнительно недавно, а также если учесть, что закон на практике – это не то, что закон в теории, то с учетом этих двух факторов можно установить подлинное значение доктрины вопреки часто встречающимся упрощенным формулам, согласно которым она не является источником права.

Заключение.

Подводя итог рассмотрения романо-германской правовой семьи можно выделить ее основные признаки:

Доминирующее место в романо-германской правовой системе занимают нормативные акты (законодательство);

Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприниматель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

Имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой;

Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

Весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

Деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

Правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Как и любая другая правовая система, романо-германская правовая семья имеет свои плюсы и свои минусы. Один из плюсов состоит в том, что она четко кодифицирована, с ней легче работать в юридической практике. С другой стороны, так как ее основа состоит из законов, она менее гибкая, чем, например, англосаксонская правовая система, где основную роль играют прецеденты.

Несколько слов следует сказать о внеевропейский правовых системах, появившихся в связи с колонизацией крупных заморских территорий, и в связи с чем романо-германское право стало распространяться вне Европы. Например, на Американском материке испанские, португальские, французские и голландские колонии восприняли романо-германский характер права. Точно так же романо-германская правовая семья получила своё распространение в Африке и на Мадагаскаре.

В настоящее время романо-германская система помимо континентальной Европы распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2007.

2. Баума И.Э. Общая теория права. - М., 2005.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2007.

4. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М., 2007.

5. Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971.

6. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - М., 1978.

7. Лившиц. Р.З. Современная теория государства и права. - М., 2004.

8. Манов Г. Н. Теория государства и права. - М., 2005.

9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М., 2007.

10. Марченко М.Н. Роль судов в развитии современного романо-германского права // Журнал российского права. - 2007. - №4.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004.

12. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2007.

13. Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2007.

14. Саидов А.Х. Сравнительное правоведения (Основные правовые системы современности). - М., 2007.


Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2007.

Васильев А.М. Правовая система социализма. - Т1. М.1986; Т2. М.,1987.

Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971.

Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - М., 1978.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведения (Основные правовые системы современности). - М., 2007.

Давид Рене Основные правовые системы современности. - М., 2007.

Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2007.

Марченко М.Н. Роль судов в развитии современного романо-германского права // Журнал российского права. - 2007. - №4

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются:

Государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны;

Внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

Зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

Государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами.

Правовые системы государств:

Государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси);

Государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия);

Государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.);

Государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны).

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств.

Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1996. С. 20 - 21.. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке.

Известный германский юрист К.Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М., 1995. С. 11. .

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу американского права и т.п. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов:

Исторический генезис правовых систем;

Система источников права;

Структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую;

Романо-германскую;

Мусульманскую;

Социалистическую;

Индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.



 

Возможно, будет полезно почитать: