Конституция 1993 года состоит из

По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционным конституциям развитых демократических стран.

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть. Преамбула констатирует, прежде всего, что данная конституция принята многонациональным народом Российской Федерации и называет шесть основных целей государства:

    утверждение прав и свобод человека;

    утверждение гражданского мира и согласия в РФ;

    сохранение исторически сложившегося государственного единства;

    возрождение суверенной государственной России;

    утверждение необходимости демократических основ Российского государства;

    обеспечение благополучия и процветания России.

Всего конституция РФ содержит 2 раздела, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов в разделе втором.

Раздел I

Глава 1 - закрепляет основы конституционного строя России, которые составляют нормативную базу для остальных положений Конституции.

Глава 2 - развивает положение о правах и свободах человека и гражданина как высшей ценности.

Глава 3 - закрепляет основы федеративного устройства России.

Глава 4 - характеризует правовое положение Президента, его место в структуре органов государственной власти, функции и полномочия.

Глава 5 - раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ - Федерального Собрания.

Глава 6 - регламентирует деятельность правительства, его статус и место в системе федеральных органов власти.

Глава 7 - характеризует институт судебной власти, его специфические признаки и полномочия.

Глава 8 - определяет основные параметры местного самоуправления в РФ, его правовые формы.

Глава 9 - регламентирует порядок изменения действующей и принятия новой Конституции.

Особое место в Конституции РФ занимает раздел II - Заключительные и переходные положения . Такие статьи есть во многих конституциях, переживающих переход от тоталитарного государства к демократическому. Переходные нормы есть в конституциях Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.

Второй раздел сравнительно небольшой по объему, он призван сделать менее резкими, постепенными процессы формирования новых органов государственной власти и привести текущее законодательство в соответствие с конституционными нововведениями. В переходных и заключительных положениях определяется день принятия Конституции РФ (п. 1 раздела II), им объявляется день всенародного голосования 12 декабря 1993 г., хотя вступила в силу новая Конституция 25 декабря 1993 г. Вступление в силу новой Конституции влечет за собой существенные перемены в законодательстве. В 90-е годы оно радикально обновляется, приводится в соответствие с конституционными требованиями. Однако в России продолжают действовать сотни старых законов, других нормативных актов. В переходных статьях говорится о том, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории российской Федерации до 25 декабря 1993 г., будут применяться в той части, которая не противоречит Конституции (п. 2 раздела II). Таким образом, замена прежнего права новым осуществляется постепенно, достаточно легко и гибко.

В п. 3–9 раздела второго речь идет о статусе и функционировании органов власти - Президента РФ, судов РФ, а также Совета Федерации и Государственной Думы в переходный период. Конституция определяет, что избранный в 1991 г. Президент сохраняет свои полномочия на весь срок его избрания, т. е. до 12 июня 1996 г. В п. 4 второго раздела указывается также, что правительство со вступлением в силу Конституции приобретает права, обязанности и ответственность в соответствии с новыми конституционными прерогативами. Переходными положениями устанавливаются также порядок и правовые основания осуществления правосудия до принятия новых федеральных законов - о высших судах РФ, о мировых судьях и других. Судьи всех уровней судебной системы также продолжают свою деятельность до истечения срока, на который они избирались (п. 5 раздела второго).

П. 7–9 второго раздела целиком посвящены статусу Федерального Собрания в переходный период. Срок полномочий определен был двумя годами, что объясняется особенностями переходного периода, необходимостью обновления состава Государственной Думы с учетом изменения позиции избирателей.

Оценивая Конституцию РФ 1993 г., многие правоведы и политологи находят аналоги в зарубежном законодательстве и, прежде всего, во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Ситуация, в которой была принята Конституция Франции, также напоминает ситуацию, в которой принималась новая российская конституция. Контуры французской Конституции были определены президентом Ш. де Голем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого кризиса. В российской Конституции также можно обнаружить следы конфронтации Президента и парламента в 1993 г., сильную фигуру Президента во многих конституционных положения и институтах.

Реферат

на тему «Конституция РФ 1993 года »

Введение

Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

1.1 Предпосылки

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1 Основные черты Конституции РФ

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» .

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.

Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

1.1 Предпосылки

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций .

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

Посредством внесения изменений и дополнений в 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих главных моментах.

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Её председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин. Вместе с группой экспертов-юристов Конституционная комиссия занималась дополнениями Конституции 1978 г. и созданием текста новой Конституции.

Конституционная комиссия выпустила свой проект конституции. Также Президент в мае 1993 г. решил представить свой проект на рассмотрение Конституционного совещания. В ходе бурной полемики доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений.

Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция получила требуемое большинство голосов. Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было тяжелых последствий. Б.Н.Ельцин в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: "Не примем ее - получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?" День всенородного голосования указом презедента был объявлен государственным праздником – Днём Конституции РФ .

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1 Основные черты Конституции РФ

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами .

Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления, принцип разделения властей и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

Учредительный характер,

Легитимность,

Верховенство,

Стабильность,

Прямое действие,

База текущего законодательства,

Реальность,

Программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей .

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства . Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) . Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах .

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она - основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства , определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер" .

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом" . Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана , в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82) .

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования" . Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

Заключение

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

Преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, oднако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основана и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства.

Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития; Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти.

Еще по теме 4.2. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года:

  1. § 15.1. Общая характеристика Конституции Германии 1919 года
  2. § 16.1. История принятия и общая характеристика Конституции Франции 1946 года
  3. § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 года
  4. Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 года
  5. ГЛАВА 2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации 1993 года


 

Возможно, будет полезно почитать: