Единственным источником уголовного права является. Необходимость признания решений Верховного Суда РФ источниками уголовного права диктуется требованием единообразного понимания и применения уголовного законодательства на всей территории России

Российской Федерации и его структуре, одним из главных является вопрос о таких понятиях, как «источники уголовного права», «уголовный закон и его структура», «уголовная норма». В данной статье речь пойдет именно об этих понятиях и их сущности.

Уголовный закон - самый важный фактор из тех, которые влияют на эффективность борьбы с преступностью. Не секрет, что чем полнее в нем будут учтены реальные жизненные условия общества и на данный момент, тем успешнее будут реализованы его основные функции.

Уголовный закон и нормативные акты в его составе - главные источники уголовного права РФ. Они характеризуются рядом признаков, которые описывают действие имеющегося закона и объясняют его назначение. Так, уголовный закон является правовым актом, который принимается Федеральным Собранием (законодательным и представительным органом России) и подписывается непосредственно Президентом страны. Кроме того, такой закон имеет высшую юридическую силу по всей территории государства. Существует ряд правовых актов, которые принимаются исключительно на основе Уголовного кодекса. В первой статье Уголовного кодекса указывается, что все новые законы, которыми предусмотрена должны быть внесены в настоящий документ. В основе УК - Конституция РФ и общие принципы и нормы международных правовых отношений. При этом главная цель уголовного закона - решение специфических задач охраны общественности от преступности и преступных посягательств.

Учитывая все эти факты, можно с уверенностью сказать, что словосочетание «источники уголовного права» неверно, так как именно в России этот источник один, и им является Уголовный кодекс. Только этот документ содержит исключительно все на которых основывается рабочее поле уголовного права и всех его органов.

Бытует ошибочное мнение, что руководящие разъяснения дел Верховного Суда и постановления Конституционного Суда - тоже источники уголовного права, однако это не совсем так. Все дело в том, что они не создают новые нормы, а разъясняют уже существующие в Уголовном законе. Так, акты, в которых содержится толкование закона, не являются его источниками.

Характерная черта уголовного закона - его кодификация. Это значит, что абсолютно все уголовно-правовые нормы содержатся в статьях Уголовного кодекса России. Совокупность норм четко систематизирована и обладает определенной структурой: УК состоит из Общей и Особенной части, разделов, глав, статей, частей и пунктов. Благодаря такой структуре документа, можно быстро и четко определить ту норму, в соответствии с которой преступник или подозреваемый в преступлении будет привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, основные источники уголовного права - правовые нормы, которые лежат в основе одного главного источника, Уголовного кодекса.


Источником уголовного права, т. е. юридическим основанием процесса формирования и развития уголовного законодательства, равно как и любого иного российского законодательства, является Конституция РФ. Она закрепляет принципы всей системы российского права, включая и уголовное право, содержит статьи, имеющие прямое отношение к данной отрасли права. Конституция РФ устанавливает, что уголовное законодательство вместе с вопросами, касающимися амнистии, помилования, исключительной меры наказания за совершение тяжких преступлений – смертной казни относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, источником уголовного права являются также нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
Центральное место среди источников уголовного права занимает кодифицированный по своему характеру уголовный закон Уголовный кодекс РФ. (УК РФ) Он выступает как систематизированный уголовно-правовой акт и представляет собой практически все уголовное законодательство Российской Федерации. Общая часть УК РФ содержит общие положения уголовного законодательства, определяет понятие и виды преступлений, закрепляет основания и принципы уголовной ответственности. Содержание ее составляют такие разделы как: «Уголовный закон» (разд. I); «Преступление» (разд. II); «Наказание» (разд.III); «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания» (разд. IV); «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (разд. V); «Принудительные меры медицинского характера» (разд. VI).
Особенная часть УК РФ посвящена конкретным видам преступлений: «Преступления против личности» (разд. VII); «Преступления в сфере экономики» (разд. VIII); «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (разд. IX); «Преступления против государственной власти» (разд. X); «Преступления против военной службы» (разд. XI) и др. и соответствующим их тяжести и характеру наказаниям.
Уголовный закон, равно как и любой другой нормативно-правовой акт, действует в строго ограниченных по времени рамках и имеет свои особенности применения относительно территории совершения преступления (пространства). Согласно (ст. 11) УК РФ лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, так же преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие Уголовного кодекса РФ распространяется и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
Что же касается вопроса об уголовной ответственности такой категории лиц, как дипломатические представители иностранных государств и иные граждане, которые пользуются иммунитетом, то в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации этот вопрос разрешается в соответствии с нормами международного права.
Весьма важными в юридическом, а вместе с тем и в социально-политическом плане являются положения, закрепленные в ст. 13 УК РФ о том, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству, а иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности.

Уголовное право России, как мы знаем, это определенным образом упорядоченная система юридических норм, установленных или ратифицированных законодательными органами России.

Большинство авторов, конечно же, традиционно считают единственным источником уголовного права России Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ). Такого мнения придерживаются, к примеру, доктор юридических наук, профессор Ю.И. Ляпунов и кандидат юридических наук, доцент Л.Ю. Родина, утверждающие, что уголовный закон - это единственный источник уголовного права, а Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права - лишь база для уголовного закона . С ними также солидарен и доктор юридических наук, профессор А.И. Рарог, который уверен, что никакие другие акты органов государства, кроме Уголовного кодекса РФ, не могут содержать норм уголовно-правового характера. Приговоры, определения и постановления по уголовным делам также не могут быть источниками уголовного права. Судебный прецедент и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не создают новой нормы .

Такой вывод учеными делается в соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ, согласно которой «уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий кодекс».

Некоторые ученые в данном вопросе не столь категоричны. В частности, И.Я. Козаченко пишет: «Очевидно, следует сделать оговорку, что уголовный закон является единственным источником уголовного права лишь в плане нормотворческой деятельности. Что же касается сферы применения норм уголовного права, то число ее источников богаче и разнообразнее...» .

Можно с уверенностью утверждать, что Уголовный кодекс является исключительно единственным кодифицированным актом. Следовательно, ни один федеральный закон, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения содержащихся в нем положений в структуру действующего УК РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3). Однако это не значит, что Уголовный кодекс является единственным источником уголовного права.

Как и многие авторы, я придерживаюсь той мысли, что ч. 1 ст. 1 УК РФ дает узкое понимание уголовного законодательства. Более широкое понимание уголовного права и его источников позволяет относить к источникам уголовного права и иные нормативные правовые акты, образующие российскую правовую систему.

Следует учесть, что в уголовном праве принято выделять «материальные» и «формальные» источники норм уголовного права. Материальные источники — это, как мы знаем, материал, который является неотъемлемой частью уголовно-правовых предписаний: социальная практика, Конституция Российской Федерации и международно-правовые обязательства Российской Федерации. Формальным источником, исходящим от государства и признанным им официально, который является документально выраженным и закрепляющим нормы права, придающим им юридически обязательное значение, выступает уголовный закон.

То есть, исходя из вышесказанного, можно сказать, что к числу других источников уголовного права можно отнести Конституцию Российской Федерации, принципы и нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской Федерации, судебные решения Верховного Суда Российской Федерации, а также решения международных судов.

Можно привести немало примеров в уголовном праве, где социальные источники уголовного права тесно взаимосвязаны с нормами уголовного права. Такую связь можно объяснить тем, что моральные нормы, охраняемые уголовно-правовой нормой, входят в ее логическую структуру. Так считает Я.М. Брайнин, который пишет, что некоторые нормы морали и правила социалистического общежития уголовный закон берет под особую охрану, в связи с чем они представляют собой единство . Тем самым, помимо вышеперечисленных источников уголовного права, можно выделить и социальные источники в качестве источников уголовного права.

Итак, исходя из вышеизложенного, следует сказать, что ч. 1 ст. 1, ст. 3 УК РФ не исключают иные, помимо УК РФ, источники уголовного права, а определяют роли данного законодательного акта, функции, которые реализуются уголовным законодательством в системе источников уголовного права. Как правильно заметила А.В. Мадьярова, «категоричность уголовно-правовой формулировки принципа законности носит во многом функциональный, а не абсолютный характер» . Развивая эту мысль, можно сказать, что в указанных положениях УК РФ скорее не ограничивается или устанавливается круг источников уголовно-правовых норм, а формулируется уголовно-правовая гарантия соблюдения прав и свобод граждан при установлении преступности и наказуемости деяний, которая заключается в воспрепятствовании нарушению данных прав и свобод путем принятия актов, не включающихся в УК РФ и ухудшающих положение лиц, совершивших общественно опасные деяния . Но вместе с тем данная гарантия не исключает необходимости корректировки уголовного закона в сторону улучшения положения указанных лиц, развития норм УК РФ в других источниках уголовно-правовых норм .

Изучив и проанализировав тему источников уголовного права, я пришел к выводу, что тема, касающаяся источников уголовного права, весьма дискуссионная. Я полагаю, что эта тема еще недостаточно разработана, в связи с чем в ней имеется много противоречий и разногласий.

Но тем не менее, несмотря на сложившееся мнение у многих авторов о том, что УК РФ это единственный источник уголовного права, я полагаю, что УК РФ не является единственным источником уголовного права России. Я полностью поддерживаю и соглашаюсь с мнением тех авторов, которые считают, что источниками уголовного права РФ, кроме УК РФ, выступают Конституция РФ, как юридическая база отечественного законодательства, и уголовного в том числе, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, социальные источники уголовного права, как «явления, влияющие на возникновение уголовно-правовых норм, определяющие их содержание как в момент создания (правотворчества), так и в момент реализации указанных норм», уголовное законодательств РФ, в том числе законодательства РФ военного времени, решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, так как они дополняют и восполняют российское уголовное законодательство в некоторых ее частях.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА 4
1. 1. Уголовный кодекс как основной источник уголовного права 4
1. 2. Конституция РФ как концепту¬альная основа российского
уголовного права 9
1. 3. Принципы и нормы международного права 10
1. 4. Решения Кон¬ституционного Суда РФ 11
1. 5. Другие источники уголовного права 12
2. ДЕЙСТВИЕ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА ВО
ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ
Уголовное право России – это определенным образом упорядоченная система юридических норм, установленных или ратифицированных законодательными органами России.
Основным источником российского уголовного права является уголовный закон, выступающий в виде единого кодифицированного нормативного правового акта, имеющего силу федерального закона, - Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г.
Уголовный кодекс является единым кодифицированным актом. Из этого следует, что ни один федеральный закон, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения содержащихся в нем положений в структуру действующего УК (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3).
Но УК не является единственным источником уголовного права. Более широкое понимание источников уголовного права позволяет относить к ним и иные нормативные правовые акты, образующие российскую правовую систему.
К числу других источников уголовного права можно отнести Конституцию РФ, принципы и нормы международного права, решения Кон¬ституционного Суда РФ, судебные решения Верховного Суда РФ, а также решения международных судов.
Цель работы - рассмотреть основные источники уголовного права Российской Федерации, их особенности и характерные черты, а также действие источников уголовного права во времени и пространстве.

1. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
1. 1. Уголовный кодекс как основной источник уголовного права

Уголовное право России состоит из юридических норм Общей и Особенной частей УК РФ. Нормы и институты, определяющие задачи, устанавливающие основание и принципы уголовной ответственности, другие положения уголовного законодательства общего характера, относятся к Общей части уголовного права.
В нормах Общей части отечественного уголовного права определяются или регулируются:
основание и принципы уголовной ответственности;
принципы и пределы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
правила выдачи лиц, совершивших преступление за пределами РФ;
понятие и категории преступлений, формы вины, возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних;
признаки и правовые последствия невменяемости, виды, признаки и правовые последствия неоконченного преступления;
соучастие в преступлении и виды соучастников;
обстоятельства, исключающие преступность деяния;
виды наказаний и их система;
особенности назначения наказания при рецидиве, неоконченном преступлении, совокупности преступлений и приговоров;
условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, правила снятия и погашения судимости, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
основания и правила применения иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, алкоголикам и наркоманам).
Нормы Особенной части определяют:
- какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями;
- какие виды наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления;
- объективные и субъективные признаки конкретных составов преступлений;
- те виды и размеры наказания, которые могут применяться за совершение таких преступлений.
В некоторых статьях Особенной части УК предусматриваются примечания, определяющие условия, при которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности (ст. 126, 127.1, 151, 204 - 206, 208, 210, 222, 223, 228, 230 и др.); дается определение понятий значительного и крупного ущерба, крупного и особо крупного размера применительно к отдельным составам преступлений (ст. 141.1, 146, 158, 178, 185, 194, 198, 216, 228, 260 и др.); раскрывается понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201), и понятие должностного лица (ст. 285 УК).
Нормы Общей и Особенной частей уголовного права тесно связаны между собой. Без глубокого понимания и неуклонного соблюдения норм Общей части уголовного права невозможно правильное толкование и применение норм Особенной части. Изучение уголовного права начинается с Общей части, поскольку нормы этой части УК имеют общее значение, относятся ко всем случаям (или к большинству) совершения преступлений.
Для правильного понимания норм Общей и Особенной частей уголовного права большое значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР" указано, что они применяются по тем вопросам, по которым не дано соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и если они не противоречат законодательству России.
Нормы Общей части уголовного права представляют собой упорядоченную определенным образом систему взаимосвязанных юридических правил. Система норм Общей части уголовного права закреплена в Общей части УК.
В систему Общей части уголовного законодательства России входят некоторые правовые предписания, сформулированные в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 г. и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г.
Система Общей части уголовного права складывается из последовательного расположения в УК норм и институтов, в которых определяются задачи уголовного законодательства, его структура, основание и принципы уголовной ответственности; принципы действия уголовных законов во времени и в пространстве, а также по кругу лиц.
Далее следует совокупность норм, в которых дается определение понятия преступления, раскрываются признаки преступлений небольшой и средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления, формы вины, а также устанавливается возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних. Затем раскрываются признаки невменяемости и определяются последствия, которые наступают в силу наличия этого обстоятельства, раскрывается значение опьянения при совершении преступления. После этих положений помещены нормы, определяющие виды и признаки обстоятельств, исключающих преступность деяния; о видах неоконченного преступления; о добровольном отказе от совершения преступления и его правовых последствиях; положения о соучастии в преступлении, видах соучастников, формах соучастия и пределах уголовной ответственности соучастников.
Большая группа норм Общей части уголовного права посвящена наказанию. В гл. 9 Общей части УК определены понятие, цели и виды наказаний, какие из них применяются только в качестве основного наказания, какие назначаются только в качестве дополнительного, а какие могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания, регламентируются условия и пределы применения отдельных видов наказаний.
Значительное число норм Общей части уголовного права регулирует порядок назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В частности, в этих нормах определяются:
общие начала назначения наказания;
обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание;
правила назначения наказания при наличии определенных смягчающих обстоятельств;
основания назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции статьи за данное преступление;
правила назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, при рецидиве преступлений;
наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров;
правила определения сроков наказания при сложении наказаний и др.
В Общей части УК помещены нормы об условиях освобождения лица от уголовной ответственности и основаниях и условиях освобождения осужденного от отбывания наказания по актам амнистии, помилования.
В гл. 14 Общей части УК регулируются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и основания применения к ним принудительных мер воспитательного характера. Особая группа норм (гл. 15) регулирует порядок применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости либо заболевших после совершения преступления психической болезнью, а также к алкоголикам и наркоманам.

1. 2. Конституция РФ как концепту¬альная основа российского уголовного права
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ч. 1 ст. 15), являясь концепту¬альной основой российского уголовного права.
Именно в Конституции оп¬ределен фундамент многих важнейших положений уголовного права (требо¬вание единообразного понимания и применения уголовного законодатель¬ства, запрет на повторную уголовную репрессию, задача всемерной защиты прав и свобод человека, регламентация выдачи и применения смертной каз¬ни и пр.) Особое значение имеет норма ч. 3 ст. 49 Конституции РФ о том, что «неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняе¬мого» .
Данное правило должно применяться в случае наличия «неустранимого сомнения» как «в факте» (в фактических обстоятельствах дела), так и «в праве» (положениях уголовного законодательства).
В доктрине справедливо говорится о том, что для законодателя Консти¬туция РФ - формальный источник уголовного права, имеющий прямое дей¬ствие во всех случаях, а любая правотворческая деятельность должна все¬гда осуществляться в рамках конституционных норм.
В свою очередь, для правоприменителя Конституция РФ должна расцениваться также в качест¬ве формального источника уголовного права, имеющего прямое действие, в первую очередь при коллизии конституционных и корреспондирующих им уголовно-правовых норм.
Сказанное подтверждается п. 2 постановления Пленума Верховного Су¬да РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения суда¬ми Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» , в соответствии с которым суд, разрешая дело, обязан применить непосредст¬венно Конституцию РФ в случаях, когда:
а) закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия фе-дерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности че-ловека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конститу-ции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со¬ответствующими положениями Конституции РФ.

1. 3. Принципы и нормы международного права
Принципы и нормы международного права должны расценивать-ся как источники уголовного права в случае их ратификации в форме федерального закона (ст. 14 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). В этом случае, по общему правилу, они подлежат включению во внутреннее уголовное зако¬нодательство, т.е. непосредственно в УК РФ (ч. 1 ст. 1 УК РФ).
В постанов¬лении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О примене¬нии судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм меж¬дународного права и международных договоров Российской Федерации» указано, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться су¬дами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавлива¬ется обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных до¬говором обязательств путем установления наказуемости определенных пре¬ступлений внутренним (национальным) законом.
Однако в ряде случаев международно-правовые акты имеют непосредст¬венное уголовно-правовое значение без их включения в УК РФ. Это, напри¬мер, касается вопросов уголовной ответственности лиц, пользующихся им¬мунитетом в силу международных договоров и конвенций России.
Таким образом, можно говорить о том, что международно-правовые акты могут быть непосредственными источниками уголовного права, что прямо соответствует принципу приоритета международного права над на¬циональным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) и косвенно признается самим уго¬ловным законом России (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

1. 4. Решения Кон¬ституционного Суда РФ.
Источником уголовного права также могут быть решения Кон-ституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и соответствующими положениями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде¬рации» Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конститу¬ции РФ федеральных законов, в том числе и уголовного.
Признание закона (части закона) не соответствующим Конституции РФ лишает его юридиче¬ской силы, что равносильно изданию нового федерального закона («нега¬тивное правотворчество»).
Так, Конституционный Суд РФ признал положение п. «а» ст. 64 УК РСФСР (1960 г.), квалифицирующее бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как форму измены Родине, не соответствующим ч. 2 ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 1, 3 ст. 79 Федерального конституцион¬ного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Россий¬ской Федерации» указанное положение п. «а» ст. 64 УК РСФСР (1960 г.) ут¬ратило силу с момента выхода постановления Конституционного Суда РФ, вне зависимости от изменения УК РФ.

1. 5. Другие источники уголовного права
В науке последовательно обосновывается предложение о признании ис¬точником уголовного права судебного решения Верховного Суда РФ, при этом такое решение может иметь своеобразный «прецедентный» характер.
Действительно, решения Верховного Суда РФ по уголовным делам (по¬становления Пленума Верховного Суда РФ, решения по отдельным делам и т.п.) можно расценивать как источники уголовно¬го права. В них содержатся фактически обязательные для право-применителя правила квалификации того или иного преступления (группы преступлений), назначения наказания и иные решения, толкующие приме¬нение положений УК РФ.
Необходимость признания решений Верховного Суда РФ источниками уголовного права диктуется требованием единообраз¬ного понимания и применения уголовного законодательства на всей терри-тории России.
Именно в этих решениях даются официальные толкования большому количеству понятий, называемых в уголовном законе, но не объ¬ясненных в нем непосредственно. Примером может служить такой оценоч¬ный признак, как «особая жестокость» при совершении ряда преступлений (убийство, изнасилование и пр.), разъяснению которого посвящено несколь¬ко десятков решений Верховного Суда РФ.
Однако решение Верховного Суда РФ не может подменять собой букву закона и тем более противоречить ему. Именно возможность принятия выс¬шей судебной инстанцией «незаконных» решений (такое бывало в практике не раз) выдвигается в качестве аргумента против их признания источниками отечественного уголовного права.
Несмотря на все опасения подобного рода в настоящий момент именно решения Верховного Суда РФ обеспечивают соблюдение требования п. «о» ст. 71 Конституции РФ. Поэтому решение Верховного Су¬да РФ может быть только «толкующим» норму источником национального уголовного права, а собственно преступность и наказуемость деяния долж¬ны определяться законодательно.
В последнем положении прослеживается неразрывная связь российского уголовного права с уголовным правом стран континентальной (романо-германской) правовой семьи. Примечательно, что непосредственно в решениях Верховного Суда РФ неоднократно указы¬валось на необходимость «усилить работу по ознакомлению судей с судеб¬ной практикой Верховного Суда РФ в целях ее правильного и единообраз¬ного применения» .
Кроме того, согласно положению Конституции РФ о приоритете меж¬дународного права и вступлении России во многие международные органи¬зации в качестве источников национального уголовного права необходимо расценивать также решения международных судов (трибуналов), имею¬щие непосредственное уголовно-правовое значение.
Для признания решения международного суда источником, примени¬мым в национальной уголовной юрисдикции, необходимо соблюсти сле¬дующие условия:
а) юрисдикция международного суда признается Россией;
б) на возможность использования решения международного суда в ка¬честве «применимого права» должно быть указано в норме между¬народного права;
в) в решении международного суда должна быть применена норма ме¬ждународного права, имеющая силу для России;
г) решение международного суда должно официально вступить в силу в соответствии с учредительными документами и процедурой само¬го суда.
В частности, к подобным решениям относятся решения Европейского суда по правам человека, толкующие положения Европейской Конвенции о правах человека, решения международных трибуналов - Нюрнбергского, по бывшей Югославии, по Руанде.
Так как 1 июля 2002 г. вступил в силу Римский Статут Международного Уголовного Суда, то и решения последнего в недалеком будущем также мо¬гут стать источниками национального уголовного права России (в случае ра¬тификации этого документа нашей страной).

2. ДЕЙСТВИЕ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
Согласно ч. 1 ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Это значит, что к лицу, совершившему преступление, применяется только тот закон, который действовал во время его совершения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Действующим считается такой уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее. Вступление уголовного закона в силу определяется Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» . Этим Законом определено, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Согласно ст. 2 указанного Закона датой принятия федерального закона (а таковым является уголовный закон) считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ (ст. 3). Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации. Согласно ст. 4 Федерального закона официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Первая публикация действующего в настоящее время УК была в «Российской газете» 18-20, 25 июня 1996 г.
Федеральный закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории Российской Федерации по общему правилу по истечении 10 дней после официального опубликования (ст. 6). При ином порядке дата вступления закона в силу определяется либо в законе о порядке введения закона в действие, либо путем указания в самом законе.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.06.96 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», УК был введен в действие с 1 января 1997 г., т.е. спустя более полугода после его принятия. При этом введение в действие наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста предусмотрено на более позднее время, когда будут созданы необходимые условия. Это было вызвано тем, что УК представляет собой законодательный акт, требующий определенного времени для подготовки к его применению на практике.
Другой подход избран законодателем при решении вопроса о вступлении в силу уголовных законов об изменении и дополнении УК, принятых в последние годы. Эти законы в основном небольшие по объему, поэтому содержат указание на их вступление в юридическую силу с момента официального опубликования, что вполне оправданно.
Утрачивает силу уголовный закон в результате его отмены, замены другим законом по истечении указанного в нем срока или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми он был принят. Например, в связи с введением в действие с 1 января 1997 г. УК с этого же времени утратил силу УК РСФСР. В период действия УК в него несколько раз вносились изменения.
По вопросу времени действия уголовного закона в отношении соучастников преступления в правовой литературе также высказаны различные точки зрения. По мнению одних авторов, действия каждого из соучастников должны оцениваться с позиции закона, который действовал в момент их совершения. Другие полагают, что временем действия уголовного закона следует признать время выполнения исполнителем объективной стороны преступления.
Последняя позиция представляется более правильной, соответствующей закону, так как отражение вовне деяния соучастников преступления находит в деятельности исполнителя. Ответственность других соучастников зависит от того, какое деяние совершено исполнителем, если, конечно, оно охватывалось их умыслом. Деяния соучастников квалифицируются по той же статье, что и деяние исполнителя, но со ссылкой на ст. 33 УК, с определением их конкретной роли в совершенном преступлении (организатор, подстрекатель, пособник). В случае недоведения исполнителем преступления до конца другие соучастники несут в соответствующих случаях ответственность за приготовление к преступлению или за покушение на преступление.
К общему правилу о применении к совершившему преступление лицу закона, действовавшего во время его совершения, имеется исключение. Так, ч. 1 ст. 10 УК, в которой отражено положение ст. 54 Конституции РФ, устанавливает правило об обратной силе уголовного закона, в соответствие с которым уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Эти положения закона соответствуют общим принципам гуманизма и справедливости.
Согласно ч. 2 ст. 10 УК лицам, отбывающим наказание, в случае смягчения наказания новым законом назначенное наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым законом. Снижение проводится до верхнего предела санкции нового закона при условии, что лицо было осуждено к более строгому наказанию, чем данный верхний предел нового закона.
Определенную сложность представляют случаи применения так называемого «промежуточного» закона. Этот вопрос, в частности, возникает тогда, когда уголовный закон к моменту привлечения лица к уголовной ответственности становится более мягким, чем был во время совершения преступления, а ко времени постановления приговора суда стал более строгим. Общепринято, что «промежуточный» закон должен применяться, хотя в юридической литературе высказано и противоположное мнение.
Действие уголовного закона в пространстве - это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон (определения места совершения преступления). Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст. 11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст. 12 УК), выдача преступников (ст. 13 УК) .
Территориальный принцип действия уголовного закона (ст. 11 УК), в котором находит отражение конституционное положение о суверенитете Российской Федерации, распространяющийся согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ на всю ее территорию, означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК независимо от того, является ли это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства.
Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Статья 1 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» определяет Государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Сухопутная территория включает в себя материковую часть Российской Федерации и островов в пределах государственной границы. Водная территория включает в себя внутренние воды, представляющие в соответствии со ст. 14, 18 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением территориального моря, на территории Российской Федерации, к чему относятся внутренние морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, воды портов Российской Федерации, воды заливов, бухт, губ и лиманов, воды рек, озер, иных водоемов. Территориальное море - прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль, отмеряемых по линии максимального отлива на материке и островах, принадлежащих Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. Высотный предел воздушного пространства не установлен, но по международной практике космос начинается со 100 - 110 км.
По Закону РФ «О недрах» в ред. Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ недра являются частью земной коры, представляют собой пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, простираются без каких-либо ограничений на любую глубину, доступную для геологических исследований и освоения.
Согласно ч. 2 ст. 11 УК его действие распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Понятие континентального шельфа Российской Федерации дано в ст. 1 Федерального закона от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», включившего в себя положения международной Конвенции о континентальном шельфе. В соответствии с Законом континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за границей территориального моря Российской Федерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Под исключительной экономической зоной, согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», включившего в себя положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Внешняя граница этой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. Режим исключительной экономической зоны предоставляет право Российской Федерации на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в водах, на морском дне и в недрах, управление этими ресурсами, на другие виды деятельности, в частности на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, на осуществление научных исследований и мер по защите и сохранению морской среды.
В пределах континентального шельфа или исключительной экономической зоны действие УК распространяется лишь на деяния, связанные с посягательством на отношения, обеспечивающие естественные богатства моря и недр.
В ч. 3 ст. 11 УК указано, что территорией Российской Федерации признаются военные корабли и военные воздушные суда Российской Федерации независимо от места их нахождения. При определенных условиях объектами, приравненными к территории Российской Федерации, являются невоенные морские и воздушные суда, приписанные к порту Российской Федерации. Такими условиями является нахождение судна в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.
В соответствии с территориальным принципом все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, независимо от того, являются они гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК.
Исключение, согласно ч. 4 ст. 11 УК, представляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, пользующихся иммунитетом, в случае совершения преступления на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Согласно положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет от уголовной ответственности распространяется на дипломатического агента и членов его семьи, живущих с ним вместе, если они не являются гражданами государства пребывания.
В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены правительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатических представительств, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации. Эти лица не подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступления на территории Российской Федерации, они объявляются персонами non grata и высылаются за ее пределы.
При применении территориального принципа важным вопросом является установление места совершения преступления. Однако каких-либо правил и порядка определения места совершения преступления в уголовном законе не содержится. Очевидно, что необходимо руководствоваться теми же правилами, что и при определении времени совершения преступления (ст. 9 УК). Местом совершение преступления следует считать место совершения общественно опасного деяния независимо от места наступления последствий. При продолжаемом преступлении местом его совершения следует считать место совершения последнего из тождественных деяний. Местом совершения длящегося преступления является место, где была прервана преступная деятельность. При соучастии - место совершения деяния исполнителем.
Принцип гражданства, предусмотренный ч. 1 ст. 12 УК, вступает в действие в случае, когда граждане Российской Федерации или постоянно проживающие в России лица без гражданства совершают преступление вне пределов Российской Федерации. В качестве необходимых условий в Законе указаны два:
1) деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно совершено;
2) лицо не было осуждено в иностранном государстве за его совершение.
Этим предопределена невозможность повторного осуждения лица за одно и то же преступление, что соответствует ч. 2 ст. 6 УК, воспроизведшей положения ст. 50 Конституции РФ. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определено, что гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 11 гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.
Принцип гражданства распространяется на постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации или какого-либо иного государства (лица без гражданства), и проживавших в России не менее 185 дней в календарном году, в противном случае эти лица приравниваются к иностранным гражданам, как временно находящимся на территории страны.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). В отношении таких лиц при совершении ими преступления вне пределов Российской Федерации исходят из предусмотренного в международном праве принципа «эффективного гражданства», когда должен действовать закон того государства, где это лицо постоянно проживает, имеет имущество и пользуется гражданскими и политическими правами и свободами.
Что касается беженцев, то, согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах», эти лица не являются гражданами Российской Федерации, они несут уголовную ответственность как иностранцы или лица без гражданства. Этих лиц следует отличать от вынужденных переселенцев, являющихся в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» гражданами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специального режима (покровительственный) в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за ее пределами. Такие лица в случае совершения преступления на территории иностранного государства несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором, соглашением. Военнослужащие также подлежат уголовной ответственности и за деяния, не являющиеся преступными в государстве, где расположена часть, но являющиеся преступлением в Российской Федерации, например самовольное оставление воинской части или места службы.
При универсальном принципе иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международными договорами, например Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г., и если такие лица не были осуждены за совершенное преступление в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным источником российского уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации, который состоит из юридических норм Общей и Особенной частей УК РФ.
Кроме того, бесспорным источником уголовного права является Конституция РФ, не только устанавливающая общие принципы уголовного права, но и содержащая целый ряд нормативных предписаний, входящих в конкретные уголовно-правовые нормы (к примеру, положения ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 61).
Источниками уголовного права также являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), содержащие те исходные постулаты, которых должно придерживаться уголовное право любой цивилизованной страны, либо положения, находящие свое развитие в российском УК.
К числу источников уголовного права относятся и иные федеральные законы из областей гражданского, административного, налогового и других отраслей права, раскрывающие многие из содержащихся в УК понятий.
Нормативные предписания, относящиеся к уголовно-правовым нормам, содержатся также в подзаконных нормативных правовых актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах федеральных органов исполнительной власти.
Широкое понимание источников уголовного права позволяет относить к ним и судебную практику Конституционного Суда РФ, и судов общей юрисдикции.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.05.1996 . [Текст]: в ред. от 22.07.2008 N 145-ФЗ // Консультант Плюс.
2. БВС РФ. 1992. N 7, 1996. № 1, 2003. № 12.
3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации
4. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
5. Постановление Конституционного Суда РФ № 17-П от 20 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 54.
6. Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
7. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации
9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. М.: Норма, 2008.
10. Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей части российского уго¬ловного права. СПб., 2002.
11. Курс уголовного права: В 5 т. Т. 1, 2. Общая часть. Т. 3, 4, 5. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Серия: Учебник для вузов. М., 2007.
12. Лопашенко НА. Основы уголовно-правового воздействия. СПб., 2004.
13. Мадьярова А.Н. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в механиз¬ме уголовно-правового регулирования. СПб., 2002.
14. Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменитель¬ной деятельности. СПб., 2004.
15. Наумов А. Судебный прецедент как источник уголовного права // Россий¬ская юстиция. 1994. № 1. С. 8-11
16. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 г. // ВВС РФ. 2005. № 9. С. 20.
17. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
18. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ. СПб., 2003.
19. Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. 2001. № 2. С. 51-57.
20. Селянинов О. П. «Дипломатические отношения государств: принци¬пы, формы и методы», М., 2004.
21. Уголовное право России. Практический курс: учеб.- прак. пособие: 3-изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

Источники уголовного права имеют древние корни. В частности, понятие уголовного права отражено в летописи, составленной в Древней Руси. Государство предусматривало наказание для убийц в виде смертной казни. Законодательство указывало на то, что к виновному должна применяться определённая мера ответственности.

Уголовное право предусматривает различные источники. Данная отрасль имеет карательное значение и обладает набором необходимых для этого средств. Форма наказаний носит показательный характер, что необходимо для понимания гражданами серьёзности ситуации.

Отрасль уголовного права трактуется исходя из таких положений:

  • правовой институт, посредством которого контролируются отношения внутри общества;
  • система знаний, охватывающая собой изучение событий, обладающих процессуальным характером.

В стране действуют определённые принципы относительно рассматриваемого направления. Если кратко рассматривать предмет уголовного права, то данная ветвь представлена в виде объединения норм юриспруденции. Основной вопрос, который решается с их помощью, – определение преступности и наказуемости совершённого действия.

Международным актом, а также документами, действующими внутри государства, установлены меры карательного значения и условия, при соблюдении которых лицо освобождается от ответственности.

Понятие криминального права в соответствии с современным подходом рассматривается как отношения, имеющие уголовно-правовую направленность. Структура права в этом случае представлена в виде преступного посягательства и наказания за него. Относиться к основным источникам будет акт, отображённый в кодифицированной формулировке. Это говорит о том, что основной источник уголовного права – кодекс.

Источники уголовного права Российской Федерации имеют некую классификацию.

В частности, предусматриваются следующие разновидности:

  1. В формальном смысле уголовное законодательство представлено в качестве основы данной отрасли правовых отношений.
  2. Если рассматривать источники в материальном смысле, то они выражены в форме Конституции. Кроме того, перечень дополняется нормами, разработанными в международном праве, решениями, принятыми судебными органами (в частности КС РФ), договорами, заключёнными с иностранными государствами.

Криминальные положения закреплены не только в кодексе, но и прописаны в Основном законе страны, актах, принятых на уровне Федерации. Примером выступает закон, разработанный федеральными органами и вступивший в силу в 1996 году под № 64. Кроме того, стоит обратить внимание на документы, разработанные Государственной думой относительно положений об амнистии.

Источники действующего уголовного права РФ в формальном понимании рассматриваются как общий принцип международного права. В эту же группу включаются решения, вынесенные судьями Конституционного суда и прочими судебными органами. Имеет значение, что перечисленные акты действуют в пределах, указанных Уголовным кодексом.

Использовать требуется правила и запреты, закреплённые в законодательстве. Рассматриваемый подход указывает на то, что в этой области имеется разнообразие источников, которые обладают гетерогенным характером. Ещё в дореволюционный период установлено, что их отличиями выступают степень интенсивности относительно использования, а также значимость.

Принципы

Правоведение предусматривает, что каждая отрасль имеет присущие ей принципы. Они понимаются как основные идеи, которые закрепляются посредством правовых норм. С их помощью происходит определение структуры криминалистического закона. Говоря о том, что является источником нашего уголовного права, стоит уделить внимание этим принципам. Основываются они на конституционных положениях.

Дополнительным преимуществом выступает то, что они направлены на рациональное исполнение задач, обладающих уголовно-правовым значением. Ещё советский кодекс закреплял основные принципы в рассматриваемой отрасли.

В их число включаются:

  • законность – преступление и прочие понятия, касающиеся уголовного права должны определяться в строгом соответствии с УК РФ, данный признак указывает на невозможность использования законодательной базы по аналогии (предполагается, что преступник и действия, которые им совершены, определяются в законах);
  • равенство перед законодателем – квалификация содеянного, равно как и регулирование иных вопросов, осуществляется независимо от того, какая национальность, пол и прочие признаки присущи виновному;
  • виновность – то, что человек является преступником, должно подкрепляться определённым перечнем доказательств, то есть его вина доказывается в полной мере;
  • справедливость – исправительные меры должны носить характер справедливости, при назначении наказания учитывается то, каков уровень опасности совершённого действия и его форма, принимаются во внимание обстоятельства произошедшего;
  • гуманизм – методы, используемые в уголовном праве, должны иметь гуманное значение, человек и его правомочия выступают в качестве главной ценности в стране;
  • наказание носит неотвратимый характер – работа правоприменительного аппарата должна основываться, помимо прочего, и на данном принципе, то есть предполагают, что реакция карательного органа должна быть объективной и справедливой по отношению к нарушителю.

Сравнение принципов, действующих в настоящее время и существовавших в прошлом, говорит о том, что их ряд пополнялся с принятием новой Конституции и УК РФ. Однако стоит отметить, что период действия того или иного принципа не связывается напрямую с принятием нового закона, зависит он от содержания акта.

Схема использования уголовно-правовых норм предусматривает, что использовать должны закон, который действовал во время совершения противоправного поступка. Данное положение было закреплено законодательно в ХХ веке – во время принятия нового УК. Несмотря на то что многие авторы указывают на иные подходы, Конституция строго закрепила рассматриваемое положение. Первым и самым важным моментом является необходимость опубликования актов, принятых законодателем. В противном случае акт не может применяться.

Тест относительно судебной практики указал на то, что органы в данной системе не наделяются правомочиями по вынесению решений, основанных на неопубликованных актах. В качестве действующего закона признаётся документ, который вступил должным образом в силу и не был её лишён.

Порядок такой процедуры закрепляется в законе, принятом на федеральном уровне в 1994 году под № 5.

Указанный акт определил, что на территории страны используются документы, опубликование которых прошло официальную стадию. Считается, что закон принимается в день, когда он утверждён законодательным органом. В нашей стране это Государственная дума. Учитывается то, что принят он в окончательной редакции. Если же акт носит конституционный характер – во внимание принимают день одобрения документа в Федеральном собрании. Порядок прописан в законодательстве.

Стоит учесть некоторые правила относительно правовых актов государства, в частности:

  1. Опубликование происходит в течение недели с момента подписания главой государства. Когда документ принимается ФС – публикация производится в десятидневный срок. При отражении положений международных соглашений освещение осуществляется в одно время с публикацией закона, отражающего ратификацию такого акта.
  2. Принятый документ наделяется силой одновременно на всей территории государства. Для этого должно пройти десять дней с момента опубликования. Если в самом акте предусматривается иной порядок – применяться будут положения закона.

Другой подход используется во время принятия решения относительно вопроса о вступлении в силу актов, предусматривающих внесение корректив в действующий УК. Указывается на то, что подобные акты обладают небольшим объёмом, в связи с чем вступление прописывается прямо в акте.

Если говорить об утрате силы законом, то можно отметить, что происходит это при изменении условий либо обстоятельств, с которыми связывается принятие такого акта. В литературе можно найти разнообразные мнения о том, как закон действует в отношении лиц, принимающих участие в уголовно-правовых отношениях. Одни авторы указывают на то, что деятельность человека подлежит оценке согласно закону, который действовал во время совершения преступления. Иная точка зрения представлена тем, что такой период зависит от того, какой акт действовал в стране, когда виновный исполнял объективные признаки деяния.

Если оценивать приведённые позиции, то можно прийти к выводу, что последняя точка зрения более правильна. Это связано с тем, что все действия, совершённые виновными, охватываются волей законодателей. Например, в жизни, когда исполнитель не доводит задуманное до конца – иные участники преступления отвечают в пределах приготовления либо покушения.

Стоит обратить внимание на то, что и в данной ситуации, как и у всех правил, есть исключение. Оно говорит о том, что закон имеет обратную силу. Если вновь принятый акт содержит в себе положения, в которых преступность совершённых действий устраняется, наказание смягчается либо положение виновного иным образом улучшается – применяться он может в отношении лиц, совершивших посягательство до момента вступления акта в силу. Даже когда лицо уже отбывает наказание, к нему также применяются положения нового закона.

В ситуации, когда вновь принятый акт ухудшает положение виновного, он не наделяется обратной силой. Данные положения основаны на принципе справедливости и гуманности. УК, содержащий в себе смягчение ответственности, подлежит применению в сокращённых пределах. Подразумевается, что снижается наказание до верхнего предела, закреплённого санкцией нормы. Условием выступает то, что виновному назначено наказание строже, чем закреплено пределом санкции.

Сложности в правоприменительной практике связываются с использованием актов, носящих промежуточный характер. В литературе высказана точка зрения, согласно которой такой акт не должен применяться, однако на практике ситуация обстоит иным образом.

Когда речь идёт о действии закона в пространственных границах, то требуется определить территорию, на которой распространяется данный акт. В этом случае уголовное законодательство использует четыре принципа для решения рассматриваемого вопроса. Указывается, что лицо, которое совершило посягательство в пределах страны, отвечает по нормам закона, действующего в РФ. Не имеет значения тот факт, что человек не является гражданином.

Основной закон указывает на то, что в территорию включаются внутренние водные пространства, регионы, воздух над страной, территориальные моря. Стоит обратить внимание на обладание Россией правами суверена, то есть её влияние распространяется на континентальный шельф и исключительную зону в экономическом направлении. Пределы пространственного значения страны закрепляются с помощи границ.

При рассмотрении вопроса о действии закона относительно шельфов и исключительных зон стоит учесть, что УК распространяется на действия, направленные только против интересов государства. Кроме рассмотренной территории, в состав РФ входят и корабли, суда, которые принадлежат стране. В этом случае не имеет значения, располагается корабль в пространстве России или за её пределами. При совершении противоправного деяния в таком месте оценка даётся по УК.

Стоит учесть, что в положениях международных договоров могут закрепляться иные правила. Тогда применяться будут именно такие правила.

По общему правилу, все лица, совершившие посягательства в России, отвечать будут по УК РФ, за исключением тех, кто обладает дипломатическим иммунитетом. В данном направлении применению подлежат положения, закреплённые в международных соглашениях.

Иммунитетом обладает не только сам дипломат, но и члены его семейства. Обладатели иммунитета представлены определённой группой лиц. Внимание уделяется месту, где совершено противоправное действие. В уголовном законодательстве не закрепляются положения относительно определения такого места. Специалисты указывают на то, что руководствоваться следует положениями о временных границах. Это говорит о том, что учитывается место, где совершено посягательство. Учёту не подлежит территория, на которой реализованы последствия от неё.

Принцип, закрепляющий гражданство, начинает действовать в ситуации, когда лица, имеющие гражданскую принадлежность к РФ, совершили деяния за её пределами. Учитывает то, что деяние понимается как преступное в стране совершения, а также что виновный не подвергался суду. В противном случае лицо осуждается дважды за одно и то же.



 

Возможно, будет полезно почитать: